Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема кризиса образования является одной из основных тем, обсуждаемых современной отечественной и зарубежной педагогической наукой Выдвижение этой темы в число первоочередных, отнюдь не случайно Зю связано с хем, что образование конца XX - начала XXI века утратило четкие представления о том, на каких ценностных основах и в каком направлении следует развивать этот общественный институт, без которого принципиально невозможно обеспечение вхождения человека в пространство культуры и социального бытия. Идейный кризис, охвативший современное образование, не позволяет и выверено выстраивать практическую деятельность учреждений образования, и приобщать учащихся к жизнеутверждающим, не ставящим под сомнение будущее человечества, мировоззренческим установкам
В настоящее время педагогическая наука ведет активный поиск выходов из сложившейся в образовании критической ситуации Одним из векторов этого поиска выступает нахождение новых мировоззренческих, аксиологических, антропологических, социокультурных и др ориентиров организации деятельности института образования и наполнения учебно-воспитательной деятельности новым, отвечающим вызовам времени содержанием
Нахождение таких базовых ориентиров невозможно без предварительного рассмотрения сущеслвующих философско-педагогических теорий, сквозь призму соответствия их требованиям и велениям исторического периода, переживаемого человечеством Приходится констатировать то, что такая исследовательская задача продолжает еще оставаться далеко не в полной мере реализованной Это имеет прямое отношение и к современной отечественной педагогической мысли. В частности, не осмыслены в этом отношении и философско-педагогические, культурологические труды выдающегося отечественного ученого, публициста, видного деятеля культуры Юрия Михайловича Лотмана. Его педагогическое наследие, по существу, еще даже не стало предметом детального педагогического рассмотрения Произведения педагогического содержания Ю.М Лотмана, его педагогический опыт создания крупной научной (Тартуской) школы должным образом не изучены, они, по существу, не введены в оборот педагогической науки и практики образования Совершенно очевидно, что этот изъян отечественной педагогики должен быть как можно быстрее устранен, облик Ю М Лотмана как крупнейшего теоретика культуры, ученого-педагога восстановлен, его наследие осмыслено и прочитано с точки
зрения возможности использования в качестве теоретической и прикладной базы трансформации находящегося в кризисе образования
Весомым аргументом для проведения подобного рода работы выступает то, что ЮМ Лотману в своих произведениях удалось концептуально обосновать взгляд на образование как на значимую часть культуры, позволяющую учащимся становиться интерпретаторами и творцами текстов культуры, формироваться как личностям, ответственным за себя и окружающее в мире
Особо следует отметить то, что педагогические воззрения ЮМ Лотмана противостоят получившим сегодня широкое распространение постмодернистским педагогическим взглядам Для отечественного мыслителя был неприемлем постмодернистский отказ педагогики от понимания учащегося как целостного существа, растворяющий его в специфике использования «языковых игр» и дискурсивных практик. Не принимал Ю М Лотман и постмодернистский педагогический призыв трактовать образование преимущественно как сферу властных отношений (отношений господства к подчинения), а сами учреждения образования как дисциплинарные институты Критически относился Ю М. Лотман и к постмодернистской трактовке образования как области доминирования эстетических методов преподавания и оиучєния аі.є устраивал отечественного мыслителя и нигилистический настрой постмодернистской педагогики, лишающий образование возможности нравственного воспитания учащихся.
Ю.М. Лотману был близок гуманистический взгляд на образование, понимаемое им как проводник в мир культуры, неразрывно связывающий человека с историей, с опытом интеллектуальной и духовной жизни человечества, с настоящим бытия людей, с перспективами будущего нравственного мироустройства.
Еще один важный аспект педагогических воззрений Ю М Лотмана -органическая связь с гуманистическими традициями отечественной педагогической мысли Опора на них, их утверждение в культурологических, литературоведческих и собственно педагогических трудах - неотъемлемая черта творчества Ю.М Лотмана
Все вышесказанное позволяет считать, что исследование педагогических воззрений ЮМ Лотмана, их осмысление в контексте проблем, решаемых современной пецагогикой, является весьма востребованным и актуальньш Это обстоятельство и обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования
Объектом данного диссертационного исследования
является философско-педагогическое, культурологическое,
литературоведческое, публицистическое наследие ЮМ Лотмана, предметом — педагогические воззрения Ю М Лотмана
Гипотеза диссертации основывается на предположении о том, что философско-педагогическое, историко-педагогическое, культурологическое изучение трудов ЮМ Лотмана позволит 1) выявить философско-методологические и культурологические основания его педагогических воззрений, 2) реконструировать систему взглядов отечественного мыслителя на образование, на его сущность, роль и место в культурной жизни человека. 3) продемонстрировать актуальность звучания теоретических построений выдающегося педагога, культуролога, публициста для современной педагогической науки
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является историко-педагогичеекий, социокультурный, методологический анализ философско-педагогических воззрений Ю М Лотмана Достижение поставленной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач.
1 Рассмотреть идейные истоки философско-педагогических
воззрений Ю М. Лотмана, выявить и охарактеризовать теоретические и
прикладные аспекты взглядов отечественного мыслителя на образование,
2. Выявить и проанализировать антропологические воззрения
Ю М Лотмана, его взгляды на человека как творца и творение культуры,
Осуществить реконструкцию взглядов Ю-М Лотмана, касающихся вопросов трансляции культуры как семиотического процесса,
Проанализировать культурологические воззрения Ю.М. Лотмана, рассмотреть его представления о коде культуры как базовой единице педагогического процесса,
Проинтерпретировать деятельность Тартуской научной школы как педагогического феномена,
П"оаніЯизиповать подход Ю М Потманз к исследованию русской культуры и используемый им педагогический метод приобщения к ней,
Охарактеризовать педагогическую деятельность Ю М. Лотмана как отражение его мировоззренческой позиции
х ОрТИКО=МТОД0Л0ГИЧССКй основы исследовании.
Выбор теоретико-методологических основ исследования определяется поисковой направленностью работы, характером цели и спетч-ї^іикой за^ач решаемых на каждом из этапов осуществления исследования, необходимостью использования широкого арсенала средств теоретического изучения культурологического, педагогического, литературного и публицистического наследия Ю М. Лотмана
В диссертации применено сочетание портретно-биографического И проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют более широко рассмотреть специфику воззрений мыслителя на педагогику
В процессе исследования находят применение методы историко-философского, культурологического, историко-педагогического анализа, позволяющие деконструировать базовые философско-педагогические воззрения ЮМ Лотмана, а также осуществить встречное реконструктивное движение к выявлению лежащей з их основании позитивной проблематики
В работе также используется арсенал современной зарубежной (О Больнов, М. Бубер, Г. Рот, Д Динельт и др) и отечественной (Ф Т Михайлов. В М Розин, А П Огурцов, Я С. Турбовской, МА Лукацкий и др) философии образования для выявления педагогических антропологических и аксиологическиих констант философско-педагогических взглядов Ю.М. Лотмана
Методологическую базу исследования составляют
а) культурологические, педагогические, публицистические труды Ю М. Лотмана, созданные им в разное время, основополагающие для понимания философско-педагогических воззрений мыслителя, его взглядов на образование, б) культурологические, публицистические, педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные наследию отечественного мыслителя (А.С. Архипова. А В Казьмин, С Бурини, А В Васильева, В 3 Вацура, М Л Гаспаров, БМ Гаспаров, ЕГ Григорьева, РГ Григорьев, СМ Даниэль, Г Денисова, Б Ф Егоров, С Н. Зенкин, Р Казари, Л Н Киселева, С.К. Ким, Г.С. Кнабе, К. Норрис, Г М. Пономарева, К.Ю Постоутенко, Е А. Погосян, М Салупере и др.)
Для выявления, анализа и интерпретации педагогических воззрений ЮМ.Лотмана использовались методологические труды историков отечественной педагогики (ЗИ Равкин, С.Ф Егоров. Б Г Корнетов. ВМ Кларин, АН Джуринский и др.); труды историков отечественной культуры (А М Панченко, А.Я Гуревич, С С Аверинцев, С С Хоружий идр)
Научная новизна исследования выражается в следующем. В работе в ходе анализа и осмысления педагогического наследия выдающегося отечественного деятеля культуры и образования.
I. выявлены идейно-теоретические основы философско-педагогических воззрений Ю М Лотмана на образование, 2 расю^ыты культурологические взглялы мыслителя на сущность педагогического процесса,
"З Г)Є-КОИґ"ГП\гчппвяня ОґутепжЯїПЧЯСЯ В Т"0пчертре "Т?ЧЄСТВЄННОГО
мыслителя концепция взаимосвязи культурологии и педагогики, элементы этой концепции рассмотрены в их диалектических взаимосвязях,
исследованы антропологические, аксиологические, этические, эстетические, культурологические, методологические основания педагогических воззрений Ю.М. Лотмана,
выявлен актуальный для развития современного образования творческий потенциал философско-педагогических воззрений Ю №.. Лотмйпа
Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинаров по проблемам историко-педагогического, историко-философского, методологического содержания, актуальным вопросам развития современного отечественного образования
Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепций, программ, проектов модернизации, обновления и развития отечественного образования
Обоснованность и достоверность результатов и выводов
диссертации определяется тем, что ее принципиальные положения
соответствуют требованиям философско-яедагогического, историко-
педагогического, философско-методологического, историко-
философского, культурологического анализа. Теоретические результаты
и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и
задачам Они подтверждаются анализом, систематизацией и обобщением
теоретического материала. заключенного в широком круге
разнообразных источников по избранной проблеме
Основные положения, выносимые на защиту:
Философско-педагогические воззрения Ю М Лотмана базируются на идейной базе и понятийном аппарате, выработанными как отечественной, так и зарубежной культурологией и философией В первую очередь, философско-педагогические взгляды Ю М Лотмана связаны с идейным фундаментом структурализма, ставшим для мыслителя мировоззренческой тгаминантой;
Антропологическая проблематика является одной из главных в творчестве Ю М Лотмана Согласно воззрениям мыслителя, культура -это знаковая система (семиосфера), творимая человеком (человечеством) Созданный людьми семиотический механизм культуры отражает антропологическую сущность человека как вида Осознанные и неосознанные модели деятельности, формы и виды отношения человека к окружающему миру кристаллизуются, по мысли Ю М Лотмана, в культуре Символическая природа человека определяет и символический характер культуры Культура понимается Ю М. Лотманом, прежде всего как коллективное творение Знаковый характер деятельности человека предполагает коммуникацию с Другим Эта составляющая бытия людей
определяет то, что одной из характеристик культуры, помимо символической, выступает коммуникационная. Такое антропологическое видение и должно, по мысли ЮМ Лотмана, лечь в основу образовательного процесса, позволяющего вводить учащегося в мир культуры. Образовательный процесс, несущий в себе вываренные символическую и коммуникационную составляющие, станет для учащегося и учителя путем к себе, к другому, к социальному целому, к самораскрытию и самореализации б культуре.
3 Возможность трансляции культуры связывается Ю М Лотманом со способностью человека к смыслопорождению Трансляция смыслов с помощью семиотических механизмов и составляет суть процесса передачи культуры Понимая культуру как текст, как структуру особого рода, мыслитель особо подчеркивал, что высокоорганизованный текст перестает быть простым посредником между коммуницирующими людьми Он становится равноправным собеседником, обладающим высокой степенью автономности Такой текст, по мнению Ю М. Лотмана, предполагает ^сссд^' с соя-юи. tg есть диалог .? частив в этом диалоге есть условие приобщения к глубинным смыслам текстов культуры и их умножения Образование как целенаправленная трансляция текстов культуры предполагает участие в этом процессе субъектов, способных к диалогу лруг с пругом и с текстами, несущими в себе смыслы н представляющими собой ту культуру, в которую погружаются ученик и учитель в контексте обучения и воспитания. Подготовка ученика к
задачей человекосоразмерной педагогики
4. Понятие кода культуры является краеугольным в культурологических воззрениях Ю М. Лотмана Код задает единство функционированию культурных текстов Код отличает одну культуру от другой Проникновение в другую культуру, понимание ее, всегда сопряжено, по Лотману, с декодированием ее текстов и переводом их на язык своей культуры Такая сущностная специфика бытия культуры должна, по убеждению ЮМ Лотмана, находить отражение в образовательном процессе В контексте образования должны использоваться тексты, представляющие собой наибольшую культурную ценность, а средства, при помощи которых они транслируются, должны быть приспособленными для этого и обеспечивающими высокую гарантийность постижения их смыслов учащимися Исходя из такого понимания, Ю.М Лотман приходил к выводу о том, что в качестве базовой единицы педагогического процесса следует рассматривать код культуры
5 Опыт деятельности Тартуской научной школы (одним из создателей которой был МЮ. Лотман), ставшей центром семиотики,
культурологии и славистики, представляет собой значимый для теоретического педагогического осмысления феномен. Работа Тартуской школы демонстрирует органичную сопряженность теоретической модели, положенной в ее основание, с прикладными средствами, используемыми для осуществления образовательного процесса Мысли ЮМ Лотмана о семиотическом механизме кульгуры, и кулыуре Как коллективном интеллекте, о человеке как творце текстов культуры, оказали существенное влияние на выбор модели образовательной деятельности Тартуской научной школы Повлияли они и на выбор педагогических средств, задействованных в учебном процессе, раскрепощающем творческие силы преподавателей и учеников
Вопросам выявления архетипов русской культуры, ее закономерностей Ю М. Лотман уделял особое внимание История русской культуры, культура русского быта, сам язык русской культуры, многократно становились предметом исследования отечественного мыслителя. Проблема приобщения к русской культуре учащихся также находилась в фокусе интересов ЮМ Лотмана Представления отечественного мыслителя о типологическом изучении культуры, семиотическом изучении культуры, «обучении культуре» в целом составили теоретический костяк его педагогического метода, позволяющего вводить учащегося в мир культуры
Педагогическая деятельность ЮМ Лотмана в полной мере отражала его мировоззренческие установки Рассматривая культуру как бытие текстов, ЮМ Лотман трактовал образование как смыслопостижение значимых для культуры текстов, как порождение текстов с новыми смыслами Главную цель образования, его вершину. Ю М Лотман видел в становлении человеческого «Я» - носителя и творца культуры
Апробация научных, результатов. Резульїаіьі
диссертационного исследования нашли отражение в научных статьях, докладах, тезисах. Результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры педагогики и этнопсихологии Московского психолого-социального института, а также в лаборатории философии образования Института теории и истории педагогики Российской академии образования Апробация результатов исследования осуществлялась также на двух всероссийских, трех региональных научно-практических конференциях
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии Общее количество страниц в диссертации - 162 Список использованной в диссертации литературы содержит 199 наименований источников