Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания гражданской ответственности у будущих сотрудников милиции 14
1.1. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания гражданской ответственности 14
1.2. Отражение проблемы воспитания гражданской ответственности в психолого-педагогической литературе 37
1.3. Модель воспитания гражданской ответственности у будущих сотрудников милиции 61
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданской ответственности будущих сотрудников милиции 88
2.1. Изучение наличного уровня воспитанности гражданской ответственности у курсантов 88
2.2. Педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих сотрудников органов внутренних дел 112
Заключение 136
Список литературы 143
Приложение
- Историко-педагогический анализ проблемы воспитания гражданской ответственности
- Отражение проблемы воспитания гражданской ответственности в психолого-педагогической литературе
- Изучение наличного уровня воспитанности гражданской ответственности у курсантов
- Педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих сотрудников органов внутренних дел
Введение к работе
Актуальность исследования. Реализация современных требований российского общества вызвана необходимостью поиска новых форм и способов гражданского воспитания как состояния человека, проявляющегося в направленности служения интересам своего Отечества. Данная необходимость обусловлена тем, что в период перехода к демократическому обществу были разрушены нравственные ценности, являющиеся основой формирования личности, ее мировоззрения. Произошедший кризис институтов социализации и образования негативно сказался на идеале человека: на служении Отечеству и гражданской ответственности перед государством и народом.
На важность гражданского воспитания учащейся молодежи обращено внимание в нормативно-правовых документах (Законе РФ «Об образовании», Законе «О высшем и послевузовском образовании», «Национальной доктрине образования до 2005 года», «Федеральной программе развития образования на 2000- 2005 годы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»). Данными документами образовательные учреждения ориентированы на подготовку образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия и будут обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Сущность гражданского воспитания была конкретизирована в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»; она заключается в воспитании готовности граждан к выполнению конституционных обязанностей.
Выполнение поставленных в указанных документах задач зависит от решения комплекса теоретических, социально-педагогических проблем, свя-
занных с подготовкой образованных кадров для законодательно- управленческих звеньев государственно-общественной иерархии, с ориентацией их стратегических ресурсов и операциональных механизмов на устойчивое развитие гражданского демократического общества.
Требования к сотрудникам ОВД конкретизированы в «Концепции совершенствования подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации» (2002г.). В документе отмечается, что современная образовательная система МВД России призвана:
прививать сотрудникам навыки неукоснительного исполнения предписаний законов и иных правовых актов;
способствовать формированию гражданственности, инициативности, ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально и общественно значимых качеств.
Выполнение обозначенных задач, из которых большая часть касается воспитания гражданской ответственности, усложняется из-за особенностей контингента абитуриентов, поступающих на учебу в образовательные учреждения МВД Российской Федерации. Большинство из них (74%) - вчерашние школьники, несовершеннолетние, несформировавшиеся социально и лично-стно, а нередко и психофизиологически. Только незначительная часть из них (8%) служила или в ОВД, или в Вооруженных Силах. Это положение подтверждают и возрастные данные курсантов: 94 % из них имеют возраст от 17 до 22 лет, только 6 % из абитуриентов имеют возраст старше 22 лет. Около 80% первокурсников не имеют опыта гражданской службы, у большинства из них уровень воспитанности гражданской ответственности низкий.
Сложившаяся ситуация в образовательных учреждениях МВД России актуализирует проблему воспитания гражданской ответственности курсантов. Для ее разрешения необходимы теоретические исследования и на их ос-
нове разработки научных и методических рекомендаций по проблеме воспитания гражданской ответственности курсантов.
В истории педагогической мысли проблема гражданского воспитания получила отражение в трудах Аристотеля (5), Платона (159), Д. Локка (114), Ж.-Ж. Руссо (183), В.Г. Белинского(12), Н.А. Добролюбова (60), Д.И. Менделеева (126), Н.И. Пирогова (157), К.Д. Ушинского (217). Их идеи получили дальнейшее развитие в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, которые отмечали значимость для молодежи обязательного служения Отечеству. Педагоги заложили основы гражданского воспитания в советской школе, они раскрыли сущность гражданственности и особенности ее воспитания. А.С. Макаренко (120) придавал большое значение ритуалам как основе воспитания дисциплины, ответственности, чувства любви и уважения к своему коллективу.
Теория и методика гражданского воспитания нашла отражение в трудах Н.И. Болдырева (22), И.С. Марьенко (122), Э.И. Моносзона (132), И.Ф. Харламова (226), Г.Н. Филонова (222).
В работах Т.К. Ахаян, Б.Т. Лихачева, В.А. Караковского, Г.Н. Филонова показана тесная взаимосвязь между гражданскими взглядами, чувствами, убеждениями и гражданским поведением личности.
В отечественной педагогической науке изучались различные аспекты гражданского воспитания, воспитания гражданских качеств личности (Е.П. Белозерцев (13), Е.В. Бондаревская (23), А.А. Вербицкий (30), М.А. Вейт (29), З.В. Видякова (32), В.А. Караковский (84), Л.В. Кузнецова (106), В.П. Кузовлев (107), И.Ф. Плетенева (160)).
Проблемы гражданского воспитания рассматриваются в современной литературе с социально-философских (Л.М. Архангельский (6), А.С. Гаязов (50), Л.Н. Голубева (53), О.В. Долженко (62), B.C. Степин (206), В.А. Попков
(162), Г.Н. Филонов (222) и др.), правовых (Г.П. Давыдов (58), В.Г. Ронкин (174) и др.) позиций.
Психологическое обоснование гражданского воспитания получило отражение в трудах Б.Г. Ананьева (2), К.А. Абульхановой-Славской (1), Л.И. Божович (21), А.Н. Леонтьева (110), С.Л. Рубинштейна (178) и др.
Анализ литературы показал, что значительно меньше исследований посвящено проблемам воспитания гражданских качеств молодежи (Э.П. Стрельникова (203), О.С. Газман (47), В.А. Караковский (84) и др.) и практически нет исследований, в которых бы рассматривалась теория и практика воспитания гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России.
Ряд научных трудов по организации педагогического процесса образовательных учреждений МВД России представляет для нас определенный интерес. Это работы А.В. Барабанщикова (10), В.П. Давыдова (58), М.И. Дьяченко (66), Н.И. Силкина (192). Однако в исследованиях указанных авторов уделяется недостаточное внимание проблеме воспитания гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России, что определяет противоречие между необходимостью в целенаправленном воспитании гражданской ответственности курсантов и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий реализации данного процесса в вузовской практике.
Следует отметить еще одно противоречие:
- между предъявляемыми высокими требованиями к личностным качествам будущих сотрудников ОВД и неразработанностью педагогических условий их воспитания.
С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания гражданской ответственности обучающихся в образовательном учреждении МВД России.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении МВД России.
Предмет исследования — педагогические условия воспитания гражданской ответственности у курсантов.
Гипотеза исследования: эффективность воспитания гражданской ответственности курсантов образовательного учреждения МВД России может быть существенно повышена, если,
у курсантов сформированы представления о гражданской ответственности;
обеспечены педагогические условия, с учетом которых осуществляется воспитание гражданской ответственности курсантов;
воспитательный процесс стимулирует курсантов образовательных учреждений МВД России к самовоспитанию гражданской ответственности;
воспитательная работа с курсантами основывается на традициях, прежде всего на выполнении ритуалов связанных, с жизнью милиции.
Задачи исследования:
выявить психолого-педагогические подходы к пониманию сущности воспитания гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России;
разработать критерии, уровни, показатели сформированности гражданской ответственности;
разработать модель воспитания гражданской ответственности курсантов;
выявить и экспериментально проверить педагогические условия воспитания гражданской ответственности курсантов.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения психологии о человеке как субъекте деятельности, о роли деятельности в развитии личности; системно-деятельностный, личностно-развивающийся подходы к проблеме воспитания гражданской ответственности; идеи педагогического проектирования образовательного процесса в вузе на предметно-содержательной и нормативно-функциональной основе.
Теоретическая основа исследования: положения современных концепций развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); концепция самореализации личности (Б.С. Гершунский); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); теория активности (М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин); теория социально-активной личности (А.Г. Ковалев, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.А. Сластенин); теория мотивации (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу); теория субъектности (К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Веккер, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) и субъектно-деятельностного подхода (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме воспитания гражданской ответственности курсантов образовательного учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации; моделирование; педагогическое наблюдение; беседы; анкетирование; опытно- экспериментальная работа; статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Липецкий филиал Воронежского института МВД России. В эксперименте участвовали 293 курсанта данного образовательного учреждения.
Исследование проводилось на протяжении пяти лет с 2001г. и включало ряд логически взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (2001-2002г.) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования, а также, работая начальником кафедры тактико-специальной, боевой и физической подготовки, автор осуществлял первичные наблюдения за постановкой воспитания в Липецком филиале Воронежского института МВД России.
На втором этапе (2002 - 2003г.) исследовалось содержание гражданской ответственности курсантов. Изучалось состояние проблемы гражданской ответственности в философской, психологической, педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Была определена актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи и гипотеза.
На третьем этапе (2003-2005г.) изучался опыт воспитания гражданской ответственности курсантов, была разработана методика диагностики курсантов, проводилась проверка гипотезы исследования, разрабатывалась модель воспитания гражданской ответственности курсантов в Липецком филиале Воронежского института МВД России, определялась и проверялась эффективность выявленных педагогических условий, способствующих воспитанию гражданской ответственности курсантов.
Научная новизна заключается в том, что
выявленные подходы к воспитанию гражданской ответственности курсантов могут служить базой для дальнейших разработок проблем воспитания в образовательных учреждениях МВД России;
в процессе анализа историко-педагогической литературы были выявлены и систематизированы знания о сущности феномена «гражданская ответственность»;
разработаны технологии воспитания гражданской ответственности курсантов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
разработана и обоснована модель воспитания гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России;
выполнен содержательный анализ и конкретизированы определения понятий «гражданская ответственность» и «воспитание гражданской ответственности курсантов»;
-обоснованы критерии, уровни и показатели «гражданской ответственности курсантов»;
-выявлены педагогические условия, способствующие эффективному воспитанию гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России.
В связи с тем, что данное исследование направлено на выявление эффективных педагогических условий, обеспечивающих воспитание гражданской ответственности курсантов, оно имеет практическую направленность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализация выявленных педагогических условий воспитания гражданской ответственности курсантов позволяет усовершенствовать учебно- воспитательный процесс в образовательных учреждениях МВД России. Результаты исследования могут быть использованы в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, а также использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; личным участием автора в опытно- экспериментальной работе, апробацией полученных выводов в гражданском воспитании курсантов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в тезисах, статьях, докладах на научно-практических конференциях, посвященных проблемам воспитания и образования.
Разработанные методические рекомендации по подготовке и проведению ритуалов в образовательном учреждении МВД России используются в процессе чтения спецкурса для курсантов 1 - 2 курса обучения и в подготовке и проведении праздничных ритуалов в Липецком филиале Воронежского института МВД России.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гражданская ответственность - это интегральное нравственное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений) личности, характеризующее её как сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, осознающую личную ответственность за осуществление своих гражданских обязанностей, предвидящую последствия своей деятельности, обладающую готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям.
Воспитание гражданской ответственности курсантов образовательных учреждений МВД России рассматривается нами как процесс постоянного совершенствования личности, в основу которого положены следующие идеи:
курсант должен являться объектом и субъектом воспитания;
необходимо взаимодействие всех участников процесса (педагогов, курсантов);
воспитание гражданской ответственности осуществляется в деятельности (аудиторной и внеаудиторной) с позиций системного и деятельностно-го подходов, учитывающих как педагогические условия учебно- воспитательного процесса, так и особенности личности курсантов.
2. Результаты воспитания гражданской ответственности курсантов
проявляются в следующих показателях (уровнях):
уважение гражданских законов, их осознание и убеждение в необходимости выполнения в жизни;
ответственность за выполнение своего гражданского долга;
предвидение последствий осуществления деятельности;
непримиримое отношение к антиобщественным проявлениям, нарушителям законности.
Модель воспитания гражданской ответственности представляет полный цикл данного педагогического процесса, включая цель, задачи, принципы обучения и воспитания, содержание, технологии и результат.
Процесс воспитания гражданской ответственности основывается на следующих педагогических условиях:
-осуществление правового просвещения, способствующего формированию систематизированных представлений о гражданской ответственности и правового мировоззрения;
формирование мотивов гражданского поведения;
включение курсантов в деятельность, позволяющую проявлять гражданскую ответственность.
5. Чтение спецкурса «Милицейские ритуалы в высших образователь
ных учреждениях МВД России» является эффективным средством воспита
ния гражданской ответственности курсантов, так как позволяет целенаправ
ленно решать задачи формирования правового сознания, воспитания дисци
плины, ответственности, чувства долга, достоинства, гордости и уважения к
своему коллективу.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы, схема, диаграмма.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, указываются методы и методологические основы исследования, характеризуются этапы работы, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты воспитания гражданской ответственности у будущих сотрудников милиции» раскрывается генезис проблемы гражданского воспитания, охарактеризованы психолого- педагогические подходы к проблеме; уточнены понятия «гражданская ответственность», «воспитание гражданской ответственности курсантов»; уточняются основные понятия исследования, выявляется содержание и основные направления воспитания гражданской ответственности курсантов, разрабатывается модель воспитания гражданской ответственности курсантов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию гражданской ответственности будущих сотрудников милиции» рассматриваются условия, пути и средства формирования гражданской ответственности курсантов, а также опытно-экспериментальная работа по оценке их эффективности.
В заключении обобщаются результаты проделанной работы, подтверждающие гипотезу исследования.
В приложении содержатся отдельные материалы, которые не вошли в основное содержание диссертации, но могут быть полезны для понимания содержания и технологии исследования: таблицы, анкеты, рабочая программа спецкурса «Милицейские ритуалы в высших образовательных учреждениях МВД России», который изучался в процессе экспериментального преподавания.
Историко-педагогический анализ проблемы воспитания гражданской ответственности
На современном этапе становления демократических институтов гражданского общества особую значимость приобретает гражданское воспитание. Отмечая актуальность данной проблемы, Г.Н. Филонов пишет, что новое время ставит перед исследователями процесса гражданского воспитания новые задачи, при решении их следует исходить из положительного опыта, теоретических положений, которые необходимо адаптировать к новым условиям, с одной стороны, а, с другой стороны, надлежит разрабатывать новые технологии воспитания гражданских качеств у молодого поколения с учетом новых педагогических парадигм (222, 23). Исходя из данных рекомендаций, мы провели ретроспективный анализ литературы с целью выявления теоретических положений, которые можно будет использовать как в процессе моделирования, так и в процессе воспитания гражданской ответственности курсантов высшего образовательного учреждения МВД России.
Так, в трудах мыслителей античной философии (Платон, Сократ, Аристотель) уделялось большое внимание вопросам государственного устройства и воспитания граждан.
Например, понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к идее полиса Аристотеля. Античные философы представляли гражданское общество и политическое государство как взаимозависимые термины. Исследователи Греции единодушны в признании того, что древнегреческие мыслители использовали слово «политика» в широком смысле, обозначая им все важнейшие сферы жизни общества и человека: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т.д. Быть членом politike означало быть членом государства и, тем самым, обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам.
В связи с тем, что такой подход почти в неизмененном виде сохранился вплоть до XVIII века и оказал существенное влияние на государственный уклад России, на разработку вопросов воспитания, остановимся более подробно на учении Аристотеля о гражданском воспитании, изложенном им в «Никомаховой этике» и «Большой этике».
Выполнение гражданских обязанностей Аристотель связывал с нравственностью человека и его воспитанием с детства, причем воспитание должно осуществляться с учетом законов государства. Он писал: «Получить смолоду правильное руководство на пути к добродетели трудно, если не быть воспитанным соответствующими законами; ведь жить благоразумно и выдержанно большинству не доставляет удовольствия, и особенно молодым. Именно поэтому воспитание и занятия должны быть установлены по закону, так как близко знакомое не будет причинять страданий» (5, 95). Он, как и Плутарх, считал, что государство должно заниматься воспитанием. Если же оно не занимается, тогда родители обязаны помочь своим детям и друзьям «в достижении добродетелей» и формировании у них умений в применении добродетелей. Великие мыслители, таким образом, сущность воспитания гражданина видели в том, чтобы научить его жить по законам государства, следовательно, и в постижении добродетелей и их исполнении в жизни.
К добродетелям (нравственным качествам - А.К.) древнегреческие мыслители относили любовь, добролюбие, трудолюбие, рассудительность, совестливость, мужество и др. Аристотель отмечал, что добродетели в нас существуют не по природе и не вопреки природе, а благодаря приучению. К средствам добродетелей (нравственных качеств) он относил поступки и был убежден в том, что повторение одинаковых поступков способствует воспитанию нравственности. Нравственная добродетель «гибнет, если этих поступков не делать, и деятельность ее связана с теми же поступками, благодаря которым она возникла», - утверждал он (5, 99). Из добродетелей особое предпочтение Аристотель отдавал мужеству, умеренности, ответственности. По поводу мужества он писал: «Прежде всего, гражданское мужество, оно ведь больше походит на собственно мужество. Принято считать, что граждане выносят опасности войны из-за установленных законом мер виновности, из-за порицания, а также ради чести. Вот почему самыми мужественными считаются такие граждане, у которых трусов бесчестят, а мужественных почитают. Мужественными следует быть не по принуждению, а потому что это прекрасно» (5, 104).
Мужество, отмечал Аристотель, всегда сопряжено со страданиями, поэтому «ему по праву воздают хвалу. Впрочем, цель, достигнутая мужеством, доставляет удовольствие» (5,104).
В то же время Аристотель осуждал тех людей, которые стремились получить «излишество в удовольствиях». Таких людей он называл распущенными и говорил, что они заслуживают осуждения и не способны к выполнению гражданского долга. «Распущенного влекут все самые сладкие удовольствия, и влечение его тянет так, что он предпочитает эти удовольствия всему другому. Вот почему он страдает как от лишения удовольствий, так и от влечения к ним: влечение всегда сопряжено со страданием, хотя кажется нелепым страдать из-за удовольствия. Человека, не страдающего из-за отсутствия удовольствий, называют благоразумным, он умеет воздержаться от них» (5, 75).
Выполнение гражданского долга Аристотель связывал и с таким нравственным качеством как рассудительность. «Наличие этого качества личности, хотя эта одна из добродетелей, - писал он, - будет содействовать обретению других добродетелей», необходимых для соблюдения гражданских прав (5, 129) .
В то же время Аристотель совершенно справедливо отмечал, что воспитание, организованное государством, не может оградить общество от нарушителей законов. Поддержание порядка в государстве возможно при соблюдении следующих условий: нравственное просвещение граждан; призывы к гражданам о необходимости соблюдения правовых норм поведения; принуждение к исполнению законов; применение наказаний к нарушителям законов.
Аристотель писал: «На непослушных и людей сравнительно худой породы налагать наказания и возмездия, неисправимых же вообще изгонять из государства» (5, 78).
Многие положения, высказанные древнегреческими философами по вопросам гражданского воспитания, были приняты философами Нового времени. Симптоматично, что даже Д. Локк использовал понятия «гражданское общество» и «государство» как взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Он считал, что человек должен жить по законам естественным и законам государства. «Закон природы (естественный закон), - писал Локк, - может быть описан как проявление Божественной воли, познаваемое благодаря светочу природы, указывающее нам, что согласуется и не согласуется с природой, и тем самым повелевающее нам нечто или запрещающее» (114, 8). Он был не согласен с теми, кто отрицал волю Божию и объяснял поведение человека, исходя только из его разума. «Ведь разум не столько устанавливает и диктует нам этот закон природы, сколько исследует и открывает его как освященный высшим могуществом и вложенный в наши сердца; он не создатель, а толкователь этого закона, ибо не хотим же мы, умаляя достоинство верховного законодателя, приписывать разуму установление того закона,. который он лишь ищет; ведь разум, будучи лишь способностью нашего духа и частью нашего существования, не может устанавливать законы» (114, 4). Выявленные признаки позволили Локку сделать вывод о том, что закон природы содержит в себе все необходимое для того, чтобы быть законом. Во-первых, это проявление высшей воли, в чем и состоит формальное основание закона. Во-вторых, он предписывает, что должно и чего не должно делать, а это и есть собственный признак закона. В-третьих, он обязывает людей, ибо содержит в себе все, что формирует обязательство. Этот закон не обнародуется так, как это происходит с государственными законами, однако он достаточно известен людям (что и достаточно), поскольку его можно познать с помощью одного только светоча природы.
Отражение проблемы воспитания гражданской ответственности в психолого-педагогической литературе
Приступая к анализу проблемы воспитания гражданской ответственности в психолого-педагогической литературе, необходимо уточнить понятия: «воспитание», «гражданское воспитание», «гражданская ответственность».
При исследовании понятия «воспитание» мы обратили внимание на разнообразные характеристики данного педагогического феномена, отражающие методологические принципы (аксиологический, культурологический, исторический, антропологический). Приведем из них те характеристики, которыми в дальнейшем будем пользоваться при анализе воспитания гражданской ответственности курсантов: - воздействие воспитателя на воспитуемого (П.П. Блонский (17), А.П. Пинкевич (156), А.С. Макаренко (120) и др.); - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов и убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский); - целенаправленное управление процессом развития личности (Л.И. Новикова, А.С. Макаренко); - двухсторонний процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника (В.А. Сластенин, Т.А. Ильина); - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа (И.Кон, СВ. Кульневич); - процесс самореализации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич); - один из видов человеческой деятельности, который осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию (В. И.Анд реев). СВ. Кульневич, Е.В Бондаревская (24) задачу воспитания видят в том, чтобы сформировать личность, полагая, что для этого достаточно обучить ее правилам жизни. Вот эти правила: - передача опыта социального и профессионального поведения; - формирование необходимых качеств, привычек личности (с позиций уровня общественной культуры); - развитие способностей личности (нравственных, творческих); - решение частных воспитательных задач (воспитание общественной активности, убежденности, коллективизма и т.д.). Анализируя данные характеристики воспитания и сопоставляя их с воспитательным процессом в институтах МВД России, следует констатировать: - воспитание в институтах МВД России - целенаправленный педагогический процесс, в котором взаимодействуют воспитатель, воспитуемый, коллектив и его члены (В.П. Давыдов, В.П. Сальников); - курсант является и субъектом, и объектом воспитания; - воспитание курсантов осуществляется в деятельности (аудиторной и внеаудиторной); - в процессе воспитания курсанты овладевают социальным и профессиональным поведением, формируют необходимые качества, привычки поведения (с позиции уровня нравственности, культуры, гражданских прав и обязанностей).
Рассмотрев понятие «воспитание», «воспитание курсантов», следует перейти к исследованию понятия «гражданская ответственность». В связи с тем, что воспитание гражданской ответственности курсантов осуществляется, прежде всего, в процессе гражданского воспитания, то возникает необходимость исследовать это понятие. «Словарь-справочник по педагогике» следующим образом объясняет данное понятие: «Гражданское воспитание» -развитие гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная, правовая и политическая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной власти, в способности выполнять свои обязанности, гармонично сочетая патриотические, национальные и интернациональные чувства. Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества» (195, 43).
Несмотря на то, что толкование данного понятия, на наш взгляд, несколько сужает возможности гражданского воспитания, оно ориентирует на развитие гражданственности, емко представляет процесс гражданского воспитания, выделяя в нем компоненты (нравственное, правовое, политическое воспитание), указывает на необходимость воспитания чувств, при этом обозначая: - чувства внутренние (собственное достоинство, внутренняя свобода личности, дисциплинированность); - чувства внешние (уважение и доверие к другим гражданам, государственной власти). Результаты гражданского воспитания проявляются в - деятельности (выполнение своих обязанностей); - чувствах (любовь к Родине, стремление к миру); - потребности в труде на благо общества.
Выявленные компоненты гражданского воспитания представляют большой интерес и будут нами использованы при исследовании процесса воспитания гражданской ответственности курсантов.
Анализ толкования понятия «гражданское воспитание» показал, что в нем раскрыт только один аспект гражданского воспитания — развитие гражданственности. СИ. Ожеговым характеризуется гражданственность как правовые отношения граждан между собой и их отношение с государственными органами и организациями (146, 138).
Как показывает практика и анализ литературы, в процессе гражданского воспитания решаются и другие задачи воспитания, например, воспитание гражданской позиции (203), воспитание гражданского долга (59), воспитание гражданской ответственности (81).
Изучение наличного уровня воспитанности гражданской ответственности у курсантов
На этапе констатирующего эксперимента - изучалось состояние воспитанности гражданской ответственности курсантов (экзаменационные ведомости по предметам правового цикла, приказы о поощрении и наказании курсантов); - проводилось анкетирование курсантов с целью выявления их понимания «гражданской ответственности»; - выявлялось отношение курсантов к технологиям воспитания гражданской ответственности курсантов; - разрабатывался критериально-оценочный аппарат; - разрабатывались и проходили апробацию критерии воспитанности гражданской ответственности.
На данном этапе эксперимента были разработаны материалы анкетных опросов, а также комплексные задания, выполнение которых позволяло судить об уровне воспитанности гражданской ответственности у курсантов. В процессе констатирующего эксперимента велось наблюдение за отношением курсантов к деятельности; результаты рассматривались как показатель проявления уровня воспитанности гражданской ответственности.
Совокупность полученных данных в результате теоретического исследования процесса воспитания гражданской ответственности курсантов позволила сформулировать следующие критерии:
1) уровень отношения к гражданским законам, их осознание и убеждение в необходимости выполнения в жизни; 2) уровень ответственности за выполнение своего гражданского долга; 3) уровень предвидения последствий своей деятельности; 4) непримиримое отношение к антиобщественным проявлениям, нарушителям законности.
Указанные критерии предоставляют возможность характеризовать уровень воспитанности гражданской ответственности курсанта по следующим показателям: «низкий», «средний», «высокий». Каждый уровень оценивался в баллах (соответственно низкий - 3 балла, средний - 4 балла, высокий — 5 баллов).
Низкий уровень характеризует поведение курсанта, который может Российские законы уважать, но в жизни их нарушает; отношение к учебе, служебным и общественным обязанностям частично соответствует предъявляемым требованиям; не всегда понимает и не всегда контролирует соответствие своих действий поставленным целям; собственное мнение имеет, но не дает оценку антиобщественным проявлениям в поведении сокурсников; при возможности уклоняется от участия в общественных делах.
Средний уровень характеризует поведение обычного курсанта, который Российские законы уважает, но не всегда руководствуется ими в повседневной жизни; отношение к учебе, служебным и общественным обязанностям в основном соответствует предъявляемым требованиям; понимает, но не всегда контролирует соответствие результатов своих действий поставленным целям; собственное мнение имеет, но не дает оценку антиобщественным проявлениям в поведении сокурсников; при выполнении общественных поручений активности не проявляет.
Высокий уровень характеризует курсанта, который Российские законы уважает и всегда руководствуется ими в повседневной жизни; сознательно, ответственно относится к учебе, служебным и общественным обязанностям; всегда понимает и контролирует соответствие результатов своих действий поставленным целям, планирует свои действия; всегда готов и умеет отстаивать собственное мнение, активно участвует в деятельности по охране общественного порядка.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы исследования необходимо было выявить - сформированность системных представлений о гражданской ответственности курсантов как условие формирования качества личности курсанта; - их отношение к ритуалам; - уровень воспитанности гражданской ответственности.
Для выявления уровня осознания и убеждений в необходимости выполнения законов курсантам было предложено определить понятие «гражданская ответственность».
Анализ полученных данных позволил выделить «полные», «недостаточно полные» и «неполные» ответы. К полным ответам были отнесены такие ответы, в которых гражданская ответственность рассматривалась как соблюдение моральных и этических норм, принципов, правил поведения в обществе, исполнение гражданского долга, гражданских обязанностей, непримиримость к антиобщественным и антигосударственным проявлениям. В данных ответах была представлена характеристика гражданского поведения: - соблюдение моральных и этических норм, принципов, правил поведения в обществе; - выполнение гражданского долга; - непримиримое отношение к антиобщественным и антигосударственным проявлениям.
Таких ответов было немного.
К «недостаточно полным» отнесены были ответы курсантов, в которых гражданская ответственность характеризовалась не всеми обозначенными характеристиками.
Краткие ответы по содержанию квалифицировались как «неполные», и такие ответы мы получили от большинства курсантов.
Таким образом, курсанты имеют общее представление о «гражданской ответственности». При толковании данного понятия используют знания по правовым дисциплинам, но в большинстве их ответов не обнаружено системных представлений о гражданской ответственности как интегральном качестве личности.
Для уточнения понимания представлений о гражданской ответственности курсантам был предложен следующий список, в котором были указаны качества, характеризующие личность гражданина: 1. Преданность Родине, ее защита; 2. Уважение к людям труда; 3. Охрана государственных тайн; 4. Честность, справедливость, правдивость; 5. Развитое чувство долга; 6. Соблюдение государственных законов; 7. Ответственность за свои поступки; 8. Активная гражданская позиция; 9. Укрепление общественного порядка; 10. Смелость, мужество, решительность; 11. Готовность трудиться на общую пользу; 12. Самосовершенствование; 13. Умение принимать решения и предвидеть их последствия; 14. Учеба на совесть, общая эрудированность; 15. Простота, скромность; 16. Участие в общественной жизни, коллективизм и товарищество; 17. Сбережение собственности, бережливость; 18. Охрана природы; 19. Исполнение гражданского долга; 20. Доброта и отзывчивость; 21. Умение предвидеть последствия действий, поступков.
Из этого списка они должны были назвать те качества, которые позволяют судить о гражданской ответственности.
Анализ ответов показал, что гражданскую ответственность курсанты связывают, прежде всего, с такими качествами как преданность Родине (98%, 98,4%, 97%, 97,9%), исполнение гражданских законов (82%, 83%, 84%, 83,5%).
Педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих сотрудников органов внутренних дел
Известный педагог Ю.К. Бабанский считал, что необходимо проверять эффективность нововведений в области обучения и воспитания. Он отмечал, что только педагогический эксперимент позволит «сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее для соответствующей ситуации их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач» (9, с. 192).
М.Е. Дуранов рассматривает педагогический эксперимент как систему познавательных операций, «снизанных с изучением педагогических ситуаций, фактов, явлений, ... специально созданных условий для выяснения свойств, связей, отношений, закономерностей» (64, с. 96).
Специфика педагогического эксперимента, выделенная Ю. К. Ба-банским, М. Е. Дурановым, В.И. Загвязинским, Л.В. Занковым, А.И. Писку-новым, П.М. Полонским, М.М. Поташником и др. (9, 15, 49, 67, 76, 78), позволяет определить педагогический эксперимент как научно- исследовательскую деятельность в точно учитываемых и контролируемых условиях.
В экспериментальных группах в процессе изучения предметов правового цикла, участия в спецкурсе и подготовке праздничных ритуалов осуществлялось воспитание гражданской ответственности курсантов. В контрольных группах учебно-воспитательный процесс осуществлялся в традиционной форме.
В связи с тем, что в экспериментальных группах задачи учебно-воспитательного процесса были скорректированы, возникла необходимость проведения семинаров и консультаций для преподавателей правовых дисциплин. Организованные формы работы позволили обсудить следующие вопросы: «Воспитательный потенциал предметов правового цикла», «Развитие психических процессов у курсантов в учебно-познавательном процессе», «Психологические вопросы нравственного воспитания», «Психология правового воспитания курсантов», «Модель воспитания гражданской ответственности», «Формирование мировоззрения курсантов в процессе изучения предметов правового цикла».
Как показал анализ научной литературы, формирование гражданских качеств невозможно без вооружения личности знаниями, понятиями и представлениями о гражданственности, ибо гражданская ответственность предполагает четкое знание законов, гражданских прав и обязанностей. Вне мировоззренческой основы невозможно говорить о формировании социальной активности личности, гражданского облика обучаемого.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззренческие взгляды и убеждения, по словам В.А. Сласте-нина, это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это - знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности» (193, 375).
При ориентировании на личность в образовательной деятельности, конструировании технологии воспитания гражданской ответственности мы использовали результаты, полученные в ходе проводимого исследования; рассматривали курсанта, во-первых, как развивающуюся личность, во-вторых, как индивидуальность с присущими только ему мотивационной сферой, индивидуальным стилем деятельности, собственными способами саморегуляции, в-третьих, как субъекта процесса воспитания, цели, содержание, формы и методы которого должны определяться, исходя из первых двух посылок, то есть гражданского развития личности курсанта и проявлений его индивидуальности.
Определяющим мотивом гражданского развития личности является мотив самореализации, кроме того, можно выделить мотивы познавательные и социальные. Как познавательные, так и социальные мотивы могут иметь социальную или индивидуальную ориентацию, что соответствует ценностным ориентациям курсанта «на себя» или на «окружающий мир». Такой подход позволил проникнуть в суть вопроса и определить ориентацию курсантов в обучении на будущую профессиональную деятельность, которая может иметь «эгоистическую» (доход, карьера) или «общественную» (усовершенствование мира, облегчение жизни людей, служение обществу) направленность (192, 103).
Стержнем мировоззрения личности является ее направленность, которая определяется системой идей. Изучая их теоретически на занятиях по предметам правового цикла и применяя на практике, курсанты вырабатывают систему гражданских взглядов и убеждений.
Убежденность человека - это не механическое следование каким-то догмам, она предполагает активный интерес личности к окружающему, самостоятельную оценку действий и поступков как своих, так и окружающих людей. Человек осуществляет анализ происходящих жизненных процессов, соответствие декларируемых социальных норм в обществе их практической реализации.
Убежденность в необходимости поступать в соответствии с полученными знаниями формируется при столкновении личности с реальной действительностью в процессе активного усвоения новых знаний и их реализации на практике.
Для выявления особенностей личного отношения курсантов к гражданским ценностям, к приобретаемым знаниям, навыкам, умениям, мы анализировали не только уровень усвоенных знаний, но и направленность потребностей при выборе способов поведения. Испытуемым предлагалось определить свое отношение к различным ситуациям, отдать предпочтение тем нормам, способам поведения, которые, на их взгляд, являются наиболее социально значимыми, оценить свой выбор с точки зрения личной убежденности.
Слабой стороной усвоения понятия гражданская ответственность оказалось, что политические, нравственные и правовые знания о взаимоотношениях между гражданами выступали у курсантов суммой фактов, мало связанных с нравственно-этическими понятиями гражданского долга и ответственности. Непропорциональное овладение этими знаниями в процессе изучения правовых дисциплин приводило к несоответствию суммы знаний и готовности их применения в практической деятельности. На разрешение данного противоречия была направлена работа педагогов правового цикла в процессе реализации модели воспитания гражданской ответственности курсантов. За результатами гражданского развития личности воспитуемых осуществлялся контроль посредством промежуточных замеров.