Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Асильдерова Мадина Магомедовна

Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье
<
Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Асильдерова Мадина Магомедовна. Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Махачкала, 2005. - 157 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки социализации детей в семье 11

1.1. Проблема семьи в педагогической теории 11

1.1.1. Семья в современном обществе 11

1.1.2. Особенности современной российской семьи 14

1.1.3. Основные функции семьи 21

1.1.4. Философские и психолого-педагогические аспекты воспитания 25

1.1.5. Влияние семьи на становление и развитие личности 29

1.2. Педагогические проблемы семейной социализации 31

1.2.1. Социальные проблемы современной семьи 31

1.2.2. Факторы, влияющие на процесс социализации детей 39

1.2.3. Воспитание и социализация: их взаимосвязь и содержание 45

1.2.4. Модели отношений между взрослыми и детьми 55

ГЛАВА П. Характеристика традиционной дагестанской семьи 58

2.1. Основные типы дагестанских семей 58

2.2. Семейные традиции и обычаи, их воспитательные возможности в социализации детей 63

ГЛАВА III. Опыт социализации детей в современной дагестанской семье 72

3.1. Первичная социализация в условиях многодетной семьи 72

3.2. Условия социализации детей в национально-смешанной семье 86

3.3. Психолого-педагогические проблемы социализации дагестанских детей в проблемных семьях 101

3.3.1. «Проблемная» семья и её особенности 101

3.3.2. Педагогические стили в функционально-несостоятельных семьях 108

3.3.3. Взаимоотношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии 109

3.4. Исследование процесса взаимодействия семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения, как условие успешной семейной социализации 124

Заключение 140

Библиография 142

Введение к работе

Актуальность. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста и социального происхождения.

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности, что обуславливает необходимость непрерывного совершенствования семейного воспитания у каждого этноса.

Семья как важный фактор социализации детей являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От нее во многом зависит физическое, эмоциональное, социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами. По утверждению А.С. Макаренко, решающим является активное, постоянное вполне сознательное выполнение родителями гражданского долга при разумном целесообразно организованном влиянии надетей.[131; 261]

Воспитание, как управляемая часть процесса социализации способствует формированию личности в определенной социо-культурной среде. И здесь, естественно, большее значение приобретает семья как основной фактор социализации личности.

Социализация индивида происходит, в процессе усвоения им в течение жизни общественных социальных норм и культурных ценностей, причем базисной основой первичной социализации является семья. Ведь именно в семье закладываются основы формирования личности. Дальнейшее развитие ребенка осуществляет детский сад, школа и другие.

Ввиду сказанного, как нам представляется, все другие социальные л институты воспитания обязаны «работать» на семью. Казалось бы, понимание необходимости этого в нашем обществе есть. Однако в действительности дело обстоит далеко не так. И тому есть свои причины. Если в обществе превалировала такая точка зрения, что государство - это все, а человек ничто, то и вся существующая система воспитания была соответственно направленной: воспитать человека как «винтик» государственной машины, запрограммированной на определенные цели. На воспитание именно такого человека работали советские дошкольные учреждения, и вся система народного образования (включая работу пионерских и комсомольских организаций), и другие социальные институты. Не мешать им - вот то, что требовалось от семьи, и, по возможности, помогать.

Во многом этим подходом объясняется и по сей день встречающаяся в печати мысль о том, что семейное воспитание якобы по мере развития общественных форм воспитания уйдет в прошлое. Научное обоснование такого подхода к взаимоотношениям личности, семьи и обществам осуществляла традиционная педагогика, которая выработав нечто иное в существующих условиях, конечно, и не могла, В то же время, чем дальше развивалась семья, тем больше накапливалось оснований для доказательств и в практике, и в науке в пользу семейного воспитания.

В трудах выдающихся педагогов, врачей, просветителей прошлого обосновываются положения о ведущей роли семьи в социальном, познавательном, эстетическом и физическом развитии ребенка, приобщение его к общечеловеческим ценностям (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, Н.В. Шелгунов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, О.В. Одоевский, В.И. Достоевский, СТ. Аксаков).

Общие вопросы семейной педагогики нашли отражение в работах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. Ее формы и методы рассматриваются в исследованиях Ю. П. Азарова, К. А. Ар-

кана, Г. М. Ахматова, Г. Н. Волковой, Л. Ю. Гордина, И. В. Гребенникова, Б. Т. Лихачева, Г. А. Медынского, Н. И. Моносзон, А. М. Низовой, А. О. Пинта, А. Г. Хрипковой.

Социально-педагогические условия, способствующие повышению эффективности семейного воспитания, отражены в трудах, таких философов и социологов, как В. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Ю. Е. Волков, Б. Я. Титарен-ко, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев.

Вызывают интерес работы психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, В.А. Крутецкого и других. Проблемы неблагополучных семей в большей степени отражены в работах А.С. Алексеева, М.А. Алемаскина, З.В. Дунаевой, И.С. Кона, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, И. А. Литвинова, И. А. Невского, Ю.И. Юричка. В области воспитания личности значимы исследования Л.В. Байбородовой, В.Г. Бочаровой, Р.Г. Гуровой, А.В. Петровского, М.И. Рожкова.

Дагестанские ученые - историки, этнографы, педагоги, философы - так же не оставили без внимания проблемы семьи и семейного воспитания (С.Ш. Гаджиева, М.В. Вагабов, А.К. Алиев, М.А. Абдуллаев, З.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоев, Т.Г. Саидов, A.M. Магомедов, З.Я. Якубов.).

Сегодня ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников, и, прежде всего, этот поиск осуществляется в новом перспективном направлении педагогической науки - социальной педагогике.

Основной методологический принцип социальной педагогики: семья -первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилию всех её основных функций: воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга и даже фелицитологической - ощущение счастья в семье), коммуникативной (общение и через него социализация), регулятивной, гедонистической, прокреативной, экономической и др.

Современная семья сегодня переживает период серьезных социально-экономических изменений. В большинстве своем семьи состоят теперь из двух поколений-родителей и детей, бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом предыдущего поколения, а дети - мудростью третьего возраста, что непременно ведет к разобщенности семьи.

Некоторым исключением в этом ряду выступает дагестанская семья, которая и в наши дни сохраняет (не повсеместно) трехпоколенную семью, традиционно дагестанская семья в основном, многодетна.

В соответствии с традиционной моралью дагестанских народов дагестанская семья - это средоточие любви, взаимной заботы, привязанности и духовного общения в семье.

Семья — это основа бытия, источник счастья и главная духовная ценность человека. Она хранительница народных, нравственных и трудовых традиций.

Дагестанскую семью коснулись те изменения, которые произошли в стране в целом. Трудности и проблемы семьи, носящие социальный характер, вызвали необходимость в определении и создании педагогических условий для развития процесса семейной социализации, так как первичная социализация детей происходит именно в семье. К сожалению, дагестанская семья приобретает черты, прежде не характерные для неё: безнадзорность, беспризорность детей, «проблемность» семей, одиночество стариков и т.д. Противоречие между социальным положением семей, изменившимися аспектами семейной социализации, не изученностью педагогических условий социализации детей в изменившихся условиях жизни и необходимостью создания определенных условий для более успешной социализации детей в семье.

В Республике Дагестан отсутствуют специальные исследования посвященные семейной социализации, что во многом определило выбор темы диссертации: «Педагогические условия социализации детей в современной

дагестанской семье».

Проблемой исследования является выявление и определение социально-педагогических условий, которые способствовали бы усилению процесса социализации детей в современной дагестанской семье.

Объектом исследования является процесс социализации в современ-

«

ной дагестанской семье.

Предметом исследования - педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье.

Цель исследования: выявить, разработать, научно обосновать педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье.

Гипотеза исследования: Социализация детей в современной дагестанской семье будет проходить успешно при следующих условиях:

глубокого изучения дагестанской семьи и выявлении её особенностей;

учета типа дагестанской семьи;

і - изучения характера семейных проблем;

- учета этнопедагогических возможностей влияния на социализацию
детей в национальной дагестанской семье.

Задачи исследования:

характеристика педагогических основ семейной социализации;

анализ и обобщение состояния современной дагестанской семьи;

изучение и выявление особенностей первичной социализации в современной дагестанской семье;

использование опыта социальной работы с «проблемными» семьями для выявления и создания педагогических условий успешной семейной

, социализации;

- разработка педагогических рекомендаций для социальных педагогов,
работающих с семьёй.

Методологические основы. Адекватными нашему исследованию яв-

ляются гуманистические основы философии и социологии воспитания; идеи российских и зарубежных ученых о семье, семейном воспитании, социализации, адаптации; социально-педагогические и социально-психологические исследования в области социальной педагогики, семейной педагогики и социальной работы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение; многофакторный анализ социального паспорта семьи; констатирующий эксперимент; опрос, тестирование, анкетирование; изучение опыта; статистические методы оценки результатов и др.

Базой исследования были: реабилитационные центры, школа №№ 9, 26 г.Махачкалы, дошкольные образовательные учреждения №№ 50,68, детский сад «Ласточка» Буйнакского района.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) на основе теоретического анализа философской, психологической, социологической, педагогической литературы была уточнена проблема, обоснована тема и определенны основные направления исследования.

На втором этапе (2001-2002 гг.) была подготовлена научно-педагогическая база исследования, проведены наблюдения, анкетирование по программе исследования.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) выявлены и обоснованы некоторые особенности социализации детей в современной дагестанской семье, в новых изменившихся условиях обобщены результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость:

на основе анализа литературных и научно-педагогических источников и собственных наблюдений, обоснованы типы дагестанских семей;

выявлены и обоснованы некоторые педагогические условия и особенности социализации детей в современной дагестанской семье;

- разработаны и обоснованы педагогические рекомендации для соци
альных педагогов, работающих с семьей.

Основные положения выносимые на защиту:

определение, сущность особенностей, функции и типы современной российской, в том числе и дагестанской семьи;

педагогические условия, влияние типа семей на социализацию детей;

педагогические условия, влияние этнокультурных отношений на социализацию детей в национально-смешанной семье.

- педагогические условия социализации детей в «проблемной» семье.
Практическая значимость исследования:

- выявленные и обоснованные педагогические условия успешной со
циализации детей в современной дагестанской семье могут быть учтены в
процессе деятельности семейного социального педагога; а также использо
вание социальными педагогами педагогических рекомендаций послужит ус
пешной социализации детей в современных дагестанских семьях. Результа
ты исследования нашли конкретное применение в работе социальных педа
гогов образовательных учреждений г.Махачкалы (9, 26, 50,68), реабилита
ционных и психологических центров.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин «Семейная педагогика», «Феминология и семь-еведение», «Феминология и гендерология», «Дагестанская семья» и др.

Достоверность и обоснованность хода и результатов исследования достигнуты:

теоретическим сравнительным анализом проблем семейной социализации в философских, социологических исследованиях и смежных категориях;

анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов;

— применением комплекса методов, адекватных объему, предмету,
целям и задачам исследования;

— многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов
и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования освещены и получили одобрение на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников Даггоспедуниверситета, в 2002, 2003, 2004 гг., заслушивались на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии, общей и теоретической педагогики ДГПУ. Апробация результатов исследования осуществлялось в процессе преподавания на отделении социальной педагогики факультета педагогики и психологии Даггоспедуниверситета учебных курсов «Социальная педагогика», «Семейная педагогика», «Дагестанская семья», социальная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Внедрение результатов исследования осуществлялось так же через публикацию их в печати.

Философские и психолого-педагогические аспекты воспитания

Вопрос о взаимосвязи и различии понятия «воспитание» в философии и педагогике имеет несколько аспектов:

- методологическая роль философии для педагогической теории;

- как философия и психолого-педагогическая наука могут дополнить друг друга в подходе к решению важной задачи формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

- общее и различие в подходах философии и педагогики к понятию и практике воспитания.

Педагогика традиционно определяется как наука о воспитании, образовании, обучении. Формы и средства деятельности ограничиваются определенными рамками, хотя процесс усовершенствования неуклонно ведет за со бой создание новых форм, средств и методов.

Философская теория воспитания связана с фундаментальными проблемами: общесоциологические и специфические задачи воспитания; общее понятие системы воспитания и ее структуры; роль воспитания в прогрессе общества и личности и т.д. Она конкретизирует идеалы воспитания и цели классов, сословий, групп в разные исторические эпохи.

Значение воспитания в философском аспекте, таким образом, определяется как формирование гармонично развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство личности; формирование общих задач в области воспитательной задачи.

Исследуя любые вопросы, связанные с воспитанием ребенка, необходимо иметь ввиду, что это двуединый процесс, осуществляемый в семье и школе, а также в окружении ребенка - социальной среде.

В любые времена, в условиях мира и кризисов, войн и разрух, семья остается главным убежищем безопасности, убежищем, придающим маленькую уверенность в себе.

Семья - это свободные индивидуальности друг для друга. По выражению Гегеля, дети имеют право получать питание и воспитание за счет общего семейного имущества. «Дети суть в себе свободные, они не принадлежат, поэтому как вещи ни другим, ни родителям. Ребенком человек должен находиться у родителей в сфере любви и доверия, и радушное должно в нем появиться как его наисобственнейшая субъективность. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Надо заметить, что в целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою»[57.]

- Модели семейных отношений определяются по тому, как родители оценивают и относятся к своему ребенку и как он самоутверждается. Обращаясь к родителям, М.Монтень советовал: «Откажитесь от насилия и принуждения; нет ничего, по моему мнению, что так бы уродовало и извращало натуру с хорошими задатками. Если вы хотите, чтобы ребенок боялся стыда и наказания, не приучайте его к этим вещам. Приучайте его к поту и холоду, к ветру и жгучему солнцу, ко всем опасностям, которые ему надлежит презирать; отвадьте его от изнеженности и разборчивости; пусть он относится с безразличием к тому, во что он одет, на какой постели спит, что ест и что пьет: пусть он привыкает решительно ко всему. Пусть не будет он маменькиным сынком, похожим на изнеженную девицу, но пусть будет сильным и крепким юношей. [142.].

Любя их родительской любовью, но точно также и в том случае, если они не заслуживают любви, мы должны судить о них, всегда обращаясь к разуму и подавляя естественное влечение. Между тем, очень часто наоборот, и чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей. И нередко тот, кто щедро дарит им в детстве игрушки, оказывается очень скупым на маленький расход, необходимый им, когда они подросли. Похоже на то, что мы завидуем, видя, как они радуются жизни, между тем, как нам необходимо уже расставаться с ней, и эта зависть заставляет нас быть по отношению к ним более скаредными, сдержанными: нас раздражает, что они идут за нами по пятам, как бы убеждая нас уйти поскорее. Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что того, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, нельзя добиться и силой. От розог я не видел никаких других результатов, кроме того, что дети становятся от них только более трусливыми и упрямыми. (М.Монтень. «Я осуждаю любое насилие при воспитании юной души». [142].

У человека богатая и многогранная духовная жизнь, многообразен круг его мыслей, интересов, чувств, потребностей, увлечений. С того момента, как человек осознает себя как живое, мыслящее существо, он соприкасается с другими людьми, вступает в мир разнообразия, счастья и горя, радостей и огорчений, добра и зла и т.д.

Воспитание и социализация: их взаимосвязь и содержание

Общеизвестно, что воспитание - это важнейшая функция любого общества. В процессе воспитания происходит становление, обогащение и совершенствование «субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание - это педагогически ориентированная, и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

В нашей стране долгий период времени из арсенала педагогики и об-ществознания оказались произвольно исключенными понятия социального воспитания, а между воспитанием, как процессом и целенаправленной воспитательной деятельностью (работой педагогов, общественных воспитателей) был, по существу, поставлен знак равенства. На практике это привело к тому, что произошло обособление школы от жизни, а в обществе стала господствовать идея о том, что через школу (заметим, оторванную от жизни) возможно воспитание человека будущего. Вместе с тем еще в работах В.М.Бехтерева, Н.И.Пирогова, К. Д. Ушинского, Д.И.Писарева указывалось на то, что воспитание - это объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.

«Человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий... Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности...» - писал В.М.Бехтерев. [26; 5-13.]

«Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно общественного, то есть того, в котором ему со временем придется действовать», - указывал И.И.Пирогов.[169; 580-581.]

«Общее образование, - пишет в одной из своих работ Д.И.Писарев, -есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством». [170; 604 ].

В 30-е годы такое понимание воспитания развивалось педагогами И.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Козловым, С.М.Шабаловым, В.Е.Гмурманом.

«Под воспитанием, - писала Н.К.Крупская, - понимают весьма различные вещи. В узком смысле слова под воспитанием понимается обычно то или иное преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков... Но воспитывают не только отдельные лица, воспитывает весь семейный, весь школьный уклад, воспитывает улица, воспитывают общественные учреждения, вся окружающая обстановка, весь общественный строй». [109; 347-348.]

Воспитание есть «процесс социальный в самом широком смысле», указывает А.С.Макаренко. [131.]

Примерно с 40-х годов на Западе и с 60-х у нас развиваются концепции социализации, в основе которых - объективное изучение всех поддающихся учету влияний социума на личность, исследование процесса присвоения индивидуумом общественной культуры, социальных норм поведения, морали.

Особый интерес представляют работы французского ученого социолога Гарда, в основу своей теории положившего принцип подражания, а отношение «учитель - ученик» провозгласившего типовым социальным отношением.

Ещё в работах В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Д.И. Писарева указывалось на то, что воспитание - это объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, обучение и развитие включены в определенную сис тему отношений.

«Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно, то есть того, в котором ему со временем придется действовать» - указывал Н.И. Пирогов.

Видный мыслитель XX столетия Э.Фромм считал, что социализация индивида начинается с первых проявлений его отношений к себе и к другим людям, что приводит, по его мнению, посредством развития форм общения к формированию «социального характера», т.е. к стабильной и четкой выраженной системы ориентации.

Э. Фромм убедительно доказывает, что функция социального характера заключается в том, чтобы формировать и направлять человеческую энергию внутри данного общества.

Влияние семьи на ребенка огромно. Именно через семью ребенок получает первичные знания об окружающем мире, учится их оценивать.

Школа - это что-то далекое, казенное, обязательное, а семья - близкое, теплое, «мягкое». В семье ребенок таков, каков он есть на самом деле, ведет себя естественнее, а в своей личности, доказывать, что он что-то может, что-то из себя представляет. От того, насколько ему это удается, складывается его статус в среде сверстников и педагогов.

Главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину.

Под воздействием семьи у детей, формируются высокие социальные и моральные чувства - любовь и доверие к людям, которые являются эмоцио нальной основой всех нравственных отношений в обществе. В семье развивается у детей чувство уважения к другим людям, к товарищам по школе интерес к играм. На примере жизни членов семьи, общения друг с другом ребенок приобретает эмоциональный опыт, культуру чувств. Чем более развиты чувства детей, тем выше их идеал, тем благороднее их цели.

Неразвитость чувств рождает черствость, равнодушие. Эмоциональная неразвитость - одна из причин эгоизма, эгоцентризма.

Семья - это «важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей» [147, 90].

Семейные традиции и обычаи, их воспитательные возможности в социализации детей

Внутренняя жизнь дагестанской семьи определялась раньше, в меньшей степени определяется и сейчас обычаями и традициями народов, населяющих Дагестан.

Выработанные в далеком-прошлом и-проверенные тысячелетним опы том народного воспитания народная культура воспитания и опыт организации быта семьи составляют часть культурного достояния нации.

Любой этнос сохраняется только благодаря собственной системе вос « питания. Многовековая традиционная культура воспитания, народная педа гогика оказались для всех народов самой жизнедеятельной, самой жизнеспособной педагогической системой (Г.Н.Волков).

Системообразующими элементами педагогической культуры народов являются народные традиции (А.Ш.Гашимов, Б.А.Кадыров, Ш.А.Мирзоев, И.Ш.Шоров и др.). При условии их использования, они трансформируются в прочные основы поведения.

В системе педагогической науки опыт народного воспитания занимает важное место. Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в классических работах И.Г. Песталоцци, «, Я.А. Каменского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А. Сухо млинского. В их изучение достойный вклад внесли В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, А.З.Измайлов, Ш.А.Мирзоев, И.Ш.Шоров, В настоящее время исследованы педагогические традиции многих народов в том числе и народов Дагестана (P.M. Магомедов, З.М. Магомедова, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Т. Саидов, З.Я. Якубов и другие). Роль и значение народной педагогики обусловлены тем, что она берет на попечение ребенка с первых дней его рождения и охватывает все стороны „_„.„.,..,..„„воспитания:. социальную,, психолого-педагогическую, этническую,- нрав-..,,. . ственную, этическую, эстетическую, хозяйственную. Говоря словами К.Д. Ушинского, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [232; 161]. Народ, лишенный традиций, не может не только успешно — развивать свою культуру,-но и воспринимать высшие общечеловеческие цен ности. Традиции обращены к духовному миру человека, который по мере со циализации развивается, становится богаче, углубленнее, они выступают как « социально-психологический механизм воспитания. Главную роль в дагестанской народной педагогике играло регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни - в труде и быту, семье и общественных местах. У дагестанских народов сильна традиция многодетной семьи, с чем связаны такие качества личности, как почитание родителей и старших, крепость родственных связей, верность родным местам. С детства в семье ребенка приучали к труду, что является традиционной особенностью каждой нации. Педагогическое творчество дагестанского народа содержит в себе зна чительный и образовательный потенциал, посредством которого закладыва лись основы теоретического, творческого мышления детей, развивался эсте тический вкус, формировался духовный мир, расширялись границы позна ния. Все это способствовало усилению воспитательного эффекта традиций. «Дети в Дагестане - источник радости и любви. Воспитание не является важнейшей функцией семьи. Родители хотели, чтобы каждый из детей имел сердце чистое, мысли неиспорченные, лицо открытое. Первой воспитательницей детей является мать. «Материнская рука - детям лекарство», - говорили горцы» [123,14.] ,.„„,„.,-.„„.„. _. „Семейное воспитание,в, современных условиях Дагестана.имеет мно-_, жество особенностей, которые уеда_влива ются с статусом семьи в системе общины и рода. Одна из главных особенностей социального положения семьи Дагестана в том, что она является органической частью рода. Первостепенное значение в семье придается воспитанию подрастающего поколения на традициях своего народа, на духовно-нравственных заповедях —семейного-воспитания—Характерно,-что-ребенка-в семье-воспитывает-даже имя, которое ему дают. «По обычаю в горах, когда дают новорожденному имя, полагалось резать двух баранов - если ребенок мужского пола и одного - если женского « пола. Приглашаются родственники, соседи, а также человек, который должен дать имя ребенку, будь то кадий или кто другой. Давать имя мог и представитель духовенства. Дающий имя произносил в правое ухо ребенка - «азан» (означало приобщение ребенка к мусульманству», а в левое - «именат». После этого произносится «дуа» с пожеланием счастья и удач. По деснам ребенка проводили фиником, сахаром или другой сладостью. Это для того, чтобы ребенок рос жизнерадостным. Кости зарезанного животного ни при варке, ни во время еды не разбивают. Это для того, чтобы части тела ребенка росли здоровыми. Потом эти кости закапывают в землю». [123, 86-87] Воспитание в горской семье строилось на единстве интересов родителей и детей. Каждая семья стремилась приучить детей к дисциплине, соблюдению обы чаев, нравов, традиций как семейных, так и тухума, села и народа. Традиции и обычаи - сложное многогранное явление, которые отра ., „_ жают исторические, экономические, социальные условия жизни народа вы- являют также связи и взаимоотношения людей в обществе, их отношения к окружающей социальной среде». «Народные традиции и обычаи выступают в качестве регуляторов поведения людей, являются важными средствами формирования и закрепления чувств, настроений, мыслей и навыков поведения людей. Таким образом, пе-._,,. _, ... редаваясь. из поколения в поколение и являясь отражением. общественной, и... . материальной жизни, развиваются и изменяются вместе, с обществом, регу- лируют нормы поведения в семье, определяют отношения в обществе.»[123] Одним из древних обычаев является обычай гостеприимства или куначества. Как считают исследователи, это обычай обязательного гостеприимства возник еще в период первобытнообщинного строя. Обычай гостеприимст _ —ва раскрывает- стремление -человека- со всеми устанавливать -добрые,-гуман- ные отношения, оказывать поддержку и помощь тому, кто в ней нуждается. Детям очень рано раскрывают правила гостеприимства. В любом дагестан ском ауле, проезжающий мимо путник будет встречен хозяином любого дома очень тепло, его накормят, обогреют и могут оставить на ночь. Даже в самой бедной семье должны быть готовы оказать установленное обычаем госте приимство. Если вдруг родителей не было дома или они были в поле, на па стбище, то старшие дети должны были встретить гостя подобающим спосо бом. Поэтому девочек с ранних лет учили готовить, накрывать на стол, уме нию правильно подносить пищу. Все это им нужно было и в семейной жизни.

Психолого-педагогические проблемы социализации дагестанских детей в проблемных семьях

Не имея возможности охватить изучением процесса социализации детей во всех типах семей, мы посчитали возможным остановиться на семьях, имеющих проблемы, как внутрисемейного характера, так и общественного звучания. Такими семьями мы считали неполные семьи, многодетные, семьи, где один или оба родителя безработные или инвалиды и т.д. И потому эту часть исследования мы разделили на 3 этапа: обследование детей в дошкольном образовательном учреждении, ознакомление с социальной работой в семье, а также в реабилитационных центрах.

Изучение неблагополучной семьи для педагога не самоцель. Прежде всего имеет большое значение психологический климат в семье и каково ребенку в этой семье - как ему живется (комфортно, неуютно), подвержен ли он чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

Приступая к изучению неблагополучных семей мы ставили такие вопросы:

- как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

- как больной ребенок может влиять на семейный климат: горе объединяет семью или вносит в нее разлад;

- что должны предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, живущему в неблагополучной семье;

- что должны делать педагоги, чтобы помочь семье в налаживании здорового быта, нормальных взаимоотношений и доброжелательного семейного климата. Понятие «неблагополучная семья» не означает, что она неблагополучна по сути. Мы ведем речь о семье не благополучной для ребенка. Формально совершенно благополучная, крепкая семья может оказаться для ребенка неблагоприятной. Все дело в том, как на конкретного ребенка это неблагополучие действует.

Например. Семья может быть неполной. Но она может быть более полезной для ребенка, чем полноценная (отец - пьяница, терроризирует семью, затем наконец - то уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, начинается мирная жизнь).

Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, занятые работой и своими заботами, мало внимания уделяют ребенку - это тоже неблагополучная семья.

Дефекты воспитания - первый и наиболее главный показатель неблагополучной семьи. Только отношение к ребенку, а не материальные или бытовые показатели, характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия.

В неблагополучных семьях дети в той или иной степени склонны к неблагополучию психического развития ребенка: дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека.

Рассмотрим ярко выраженные неблагополучные семьи.

Криминально-аморальная семья. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляет криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находимся под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенок может быть подвержен побегам из дома, бродяжничеству. Социальная незащищенность от жестокого обращения в семье может усугубляться «криминализирующим влиянием преступных образований». ]

Криминально-аморальную семью характеризует социальное неблагополучие и потому работу по социальной адаптации детей из таких семей лучше всего вести в тесном взаимодействии и сотрудничестве с комиссией администрации города, района по делам несовершеннолетних. Они осуществляют социальный патронат и социально-правовую защиту детей из криминально-аномальных семей.

Аморально-ассоциативная семья. В отдельных случаях функциональная несостоятельность семей может иметь и другие причины. Это семьи, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Такие семьи внешне могут выглядеть вполне респектабельно с достаточно высоким уровнем жизни. Но духовные ценности в них подменены стяжательскими целеустремлениями, при этом родители в таких семьях достаточно неразборчивы в средствах их достижений.

Аморально-ассоциативные семьи опасны тем, они оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. [22]

Социализация детей из аморально-ассоциативной семьи затруднена тем обстоятельством, что обычно отсутствует формальный повод для более активного вмешательства в целях позитивного воздействия на таких детей со стороны органов социальной защиты. В семье дети проходят своеобразную, свою «социализацию», которая принимает характер «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые наглядно отражают внутренний облик своих родителей, последние переосмысливают свои собственные позиции. Но чаще всего это озарение приходит запоздало и уже мало, что можно изменить в личности подростка.

Конфликтная семья. Встречаются семьи, в которых личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по S: принципу конфликта и отчуждения. Причина этого часто кроется в психологическом аспекте. В таких семьях десоциализирующее влияние проявляется не прямо через проявление аморального поведения родителей, а за счет хронически осложненных их взаимоотношений, т.е. здесь налицо косвенное десоциализирующее влияние родителей.

Конфликтная семья не всегда шумная, скандальная с раздражительными ее членами. Это могут быть «тихие» семьи, где отношения между супругами довольно отчужденные, они ни в одном вопросе не могут найти общий язык. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно воздействует на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных явлений [22].

Семья - это союз любящих и самых близких людей. Но сначала в семы объединяются две совершенно разные, непохожие жизни. У каждого свой опыт, свор взгляды, привычки, потребности, интересы и увлечения, личный круг знакомых. Поэтому на первых порах создания семьи неизбежны взаимное непонимание супругов и противоречия в их отношениях.

«... Социологи утверждают, что «браков», с самого начала свободных от конфликтов в действительности не существует...» [42, 106]. В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух и более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Одной из особенностей такого негативизма, состояния является возможность его быстрого перехода в стресс, аффект, во взрыв чувств, который искажает психику человека.

Другая особенность этого явления - обостренность отрицательных переживаний в духовном мире человека.

Не случайно при конфликте и обнаруживаются такие скрытые стороны личности, которые не всегда видны за внешне положительными формами поведения.

Третья особенность конфликта в том, что он нередко влечет за собой опустошенность, состояние, при котором все кажется пустым, мелким, безразличным. И тогда слабые люди ищут забытья в алкоголе, развлечениях, легких связях, что часто служит причиной разводов.

Похожие диссертации на Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье