Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения эстетической культуры учащихся
1.1. Общие подходы к понятию "культура" 9
1.2. Особенности развития эстетической культуры 31
ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетической культуры
2.1. Актуальные вопросы развития эстетической культуры 68
2.2. Обоснование критериев развития эстетической культуры 97
2.3. Опыт деятельности по развитию эстетической культуры 111 учащихся
2.4. Педагогические условия развития эстетической культуры 141 учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
Список основной литературы 158
- Общие подходы к понятию "культура"
- Актуальные вопросы развития эстетической культуры
- Обоснование критериев развития эстетической культуры
Введение к работе
Существенные изменения в системе образования, прежде всего его гуманизация, предполагают возрождение подлинной духовности, выявление закономерностей развития личности в ее взаимосвязях с культурой. В этих условиях происходит смена приоритетов в образовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли, связанной с формированием "человека культуры".
Процесс освоения духовных ценностей и становление личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. В первую очередь это касается размывания границ между нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным. В этих условиях, присущая подростковому и юношескому возрасту, потребность в идеале, красоте часто не находит адекватного удовлетворения из-за недостаточной эстетической образованности и воспитанности учащихся.
В связи с этим, возрастает потребность в активизации деятельности педагога по формированию у учащихся целостного эстетического отношения к жизни, в которой наиболее ярко проявляется избирательно-ценностная позиция личности. Особенно это касается предметов художественно-эстетического цикла, где в полной мере можно использовать духовно-нравственный потенциал искусства.
Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится развитие у учащихся эстетической культуры как базисного качества развивающейся личности. Для успешной реализации такой сложной задачи необходимо научно обосновать, выявить оптимальные педагогические условия, способствующие целенаправленному и системному становлению основных компонентов индивидуальной эстетической культуры.
В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это труды в области философии, методологии, психологии, педагики (М.А. Верб, Т.Н. Боброва, Н.Б. Крылова, В.П. Матюхин, Л.П. Печко, А.В. Пирадов, П.В. Соболев, У.Ф. Суна, Л.П. Чурина).
Вместе с тем, педагогическое осмысление проблемы развития эстетической культуры учащихся позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития эстетической культуры учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:
-между стремлением учащихся к культуре и невозможностью его осуществления без достаточного запаса знаний и опыта;
-между необходимостью развития эстетической культуры учащихся и отсутствием целенаправленной работы учителя в этом направлении;
-между необходимостью определения образцов, правил, норм эстетической деятельности и невозможностью жесткой регламентации, технологизации процесса эстетического развития;
- между объективной необходимостью развития эстетической культуры учащихся и недостаточной разработанностью путей ее развития в педагогической науке.
Проблема практической реализации этой стратегии актуализировала данную тему исследования. Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Педагогические условия развития эстетической культуры учащихся".
Цель исследования: обосновать педагогические условия развития эстетической культуры учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс художественного училища.
Предмет исследования: процесс развития эстетической культуры учащихся художественного училища.
Гипотеза исследования: развитие эстетической культуры учащихся будет успешным, если:
- эстетическая культура выступает как интегральное личностное образование, включающее в себя когнитивно-мотивационный, содержательный и операциональный компоненты;
учитель учитывает особенности развития эстетической культуры учащихся, ее сущностные свойства и структуру;
будет обеспечена реализация совокупности педагогических условий, способствующих развитию эстетической культуры учащихся.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и обосновать понятийный аппарат исследования.
Раскрыть сущность, структурные компоненты и содержание индивидуальной эстетической культуры.
Разработать диагностическую программу изучения уровней развития эстетической культуры учащихся.
4. Проследить динамику развития эстетической культуры учащихся.
Теоретико-методологической основой работы являются:
общая теория культуры (В.Л Бенин, А.В. Егоров, И. Гердер, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Д.С. Лихачев, Б.С. Майлах, В.М. Межуев, А.В. Пирадов, Н.К. Рерих, В.Г. Рындак, В.К. Скатерщиков, А. Швейцер, К. Юнг);
теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева,
а, М.С. Каган, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новиков, Г.И. Щукина
и др.);
- идеи художественной педагогики, в которых подчеркивается значение
общей и эстетической культуры для творческого становления личности,
развития ее способностей и дарований (П.П. Чистяков, А.Н. Мокрицкий, И.Э. Грабарь, Г.Г. Нейггауз, А.Я. Ваганова, СМ. Каргапольцев); В качестве методов исследования были использованы:
- теоретический анализ философской, психолого-педагогической,
методической литературы;
-изучение педагогического опыта с помощью наблюдения, опроса, интервью, анкетирования, бесед и др.;
педагогический эксперимент;
апробация учебно-методических материалов;
- анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
База исследования: Оренбургское художественное училище.
Этапы исследования: Исследование проводилось в несколько этапов в период с 1992 по 1999 гг.
этап: 1992-1996 гг. Подготовка к исследованию: изучение теоретических основ проблемы, обобщение передового опыта, систематизация личного опыта.
этап: 1996-1997 гг. Теоретическое обоснование предмета исследования, уточнение проведения констатирующего эксперимента.
3 этап: 1997-1999гг. Подведение итогов, обработка и обобщение
полученных данных, разработка и внедрение в практику методических
рекомендаций и программы. Оформление материалов диссертационного
исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается В!
обосновании понятия "эстетическая культура учащихся";
определении сущностных свойств, структурных компонентов эстетической культуры учащихся;
-разработке диагностической программы изучения уровней развития эстетической культуры учащихся;
-выявлении педагогических условий эффективного развития эстетической культуры учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в массовой практике работы средних учебных заведений.
Методика выявления уровней развития эстетической культуры учащихся; диагностическая программа изучения уровней позволят учителю целенаправленно строить процесс по развитию эстетической культуры учащихся.
На основе опытно-экспериментальной работы разработаны, апробированы и внедрены в практику методические рекомендации для преподавателей средних специальных учебных заведений.
На зашиту выносятся следующие положения:
1. Эстетическая культура учащегося является сложным интегральным
личностным образованием, которая включает в себя когнитивно-
мотивационный, содержательный и операциональный компоненты и
характеризуюется степенью освоения эстетической и художественной
культуры общества, сформированностью эстетического отношения к ней,
вовлеченностью учащихся в активную эстетическую деятельность.
2. Развитие эстетической культуры учащихся требует необходимого
руководства со стороны учителя и происходит на основе усложнения всех ее
структурных компонентов.
Диагностическая программа изучения уровней развития эстетической культуры учащихся включает определенные содержательные характеристики в соответствии с выделенными критериями.
Развитию эстетической культуры необходим комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективность (организация эстетической деятельности учащихся, наличие эстетической среды, активизация межсубъектных отношений между участниками эстетической
деятельности, учет особенностей развития эстетической культуры, ее сущностных свойств и структурных компонентов, создание педагогом собственной программы целенаправленной работы по развитию эстетической культуры учащихся).
Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования
ежегодно докладывались и обсуждались на педагогических советах,
методических советах преподавателей общеобразовательных дисциплин
учебных заведений культуры города Оренбурга, на научно-практических
конференциях (1997-1999гг) Оренбургского государственного
педагогического университета, региональной конференции молодых ученых и специалистов (Оренбург, 1998г.), на международной научно-практической конференции "Инновационные процессы в образовании, науке, экономике России на пороге XXI века" (Оренбург, 1998г.).
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось при проведении открытых уроков для преподавателей художественного училища, путем публикаций, в процессе научных сообщений на конференциях, в лекционной работе для преподавателей Оренбургского художественного училища.
Общие подходы к понятию "культура"
Интерес к проблемам культуры закономерен, поскольку любой человек существует в культурном пространстве. Само понятие "культура" выражает системное качество человеческого бытия. Культура выступает основанием самого существования индивида. Это - универсальный мир человека.
В современном обществе все актуальнее становятся проблемы развития цивилизации и культуры. Происходят поиски мировоззренческих ориентиров, новых ценностей, идет переосмысление глубинных оснований культуры, обществ. Николай Рерих, определяя культуру и цивилизацию, отмечал: "... Мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль".
Исследования феномена "культура" имеют глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры), а также привлекает внимание представителей других наук, прежде всего - археологии, этнографии, психологии, истории, социологии, истории искусств. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как о предмете своего исследования.
Сложность исследований в области этой научной дисциплины и освоения ее результатов состоит в том, что само понятие "культура" весьма многозначно, имеет различное содержание и различный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской, французской и т.д.), о религиозных культурах различных социальных и профессиональных групп (городской, сельской, крестьянской, помещичьей и т.д.) и даже о культуре отдельных личностей (Конфуция, М. Ганди, Пушкина и др.).
Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее словесного определения и в многообразии самих подходов к ее изучению (антропологический, философский, социологический).
Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - т.е. природа и обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное" в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому". Позднее, по мере того, как человек стал рассматриваться как творец самого себя, т.е. попадал в сферу культуры, и "культура" приобретает смысл "образование", "воспитание".
Следует отметить, что древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда - "техника"), не имея столь широкого обобщающего значения как латинское "культура", значило в принципе тоже самое человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности. Различие натуры и культуры явились первым шагом на пути самосознания и самооценки человечества. Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. Согласно культурологическому мифу Протогора древнегреческого философа, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры - человек. Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и подчеркивали превосходство греков над дикими и "невоспитанными" варварами. Греческий термин "пайдейя означает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле: образование, образованность, просвещение, культуру. В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея тесного контакта воспитания и обучения, прочного овладения навыком, что особой высоты достигает в искусстве ("техне"), где эта связь становится особенно понятной, когда речь идет о "политике техне" - гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса.. Но именно эта "ремесленническая" сторона греческой "пайдейи" указывает, с одной стороны, на интеллектуалистический характер античной культуры и образованности: овладевший определенными навыками расценивается как "знаток"; с другой стороны, открывает перед нашим восхищенным взором ее эстетические основания, где образованность, просвещение и культура всегда предметны, непосредственно вещественны, "телесны" (А.Ф. Лосев).
Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека,идеал, выступающий целью культурного процесса. "Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры (205).
Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Так, впервые в литературе слово "культура" встречается в произведении "Тускуланские диспуты" (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона ("культура ума есть философия"). Цицерон учил: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа... Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать-только те семена, которые вызрев, приносят обильнейший урожай" (189).
В своих сочинениях римский мыслитель призывал культивировать душу и разум. Противоположностью варварства, считал он, является культура. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусства. Подлинная культура заключена для знаменитого оратора в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве.
Средневековая культура - культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. "Политеизму она противопоставляет монотеизм; натурализму, интересу к предметному миру - духовность, культивирование интроспекции; гедонизму (культу удовольствий) - аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетами церкви" (197). Пристально вглядываясь в глубины собственной души, средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности (174). Это вело к признанию субстанциональности божественной личности.
Актуальные вопросы развития эстетической культуры
Оренбургское художественное училище представляет собой самостоятельное учебное заведение гуманитарного направления, реализующее углубленные образовательные стандарты среднего профессионального образования по подготовке будущих специалистов: художников-педагогов, дизайнеров, художников-мастеров по обработке кости, камня, дерева.
Специфика учебно-воспитательного процесса, инновационность учебно-познавательной деятельности заключается в особом, творчески направленном характере контингента учащихся Оренбургского художественного училища, их наибольшую возможность общения с искусством, что определило возможность реализации программы экспериментальной работы, проводимой с 1996 по 1999 годы. Программа эксперимента была апробирована на группах учащихся 1-3 курсов. В целях экспериментального обоснования исследуемой нами проблемы были отобраны 6 групп по 15 человек в каждой. Всего экспериментом было охвачено 90 человек.
Для изучения состояния проблемы развития эстетической культуры учащихся мы использовали комплекс исследовательских методов. С целью получения необходимой информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методы: прямого и косвенного наблюдения, беседы, опроса, тестирования, анкетирования, качественного и количественного анализа оценок и самооценок, изучения и анализа эстетической деятельности учащихся.
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные компоненты развития эстетической культуры учащихся. Каков же фактический уровень эстетического развития учащихся, каков круг тех эстетических представлений, понятий, суждений и оценок, которые формирует у учащихся средняя школа? Отчасти ответ на этот вопрос нам дала анкета, распространенная среди учащихся 1 курса(т.е. учащихся закончивших 9 классов общеобразовательной школы).
Формируя вопросы анкеты, мы не стремились получить от испытуемых сумму формальных знаний. Нас интересовало другое: на сколько разбираются старшеклассники в элементарных эстетических понятиях, каково их отношение к искусству, к прекрасному в окружающей действительности, каковы их эстетические интересы.
В анкету были включены 9 вопросов, которые можно подразделить на 3 группы. Первая группа вопросов (1-2) имела целью установить уровень понимания учащимися 10 классов (1 курс училища) общественной роли искусства и специфики отдельных его видов:
1 .Какую роль играет искусство в нашей жизни?
2. Чем отличается литература от живописи, театр от кино?
Вторая группа (3 - 7) должна была выявить эстетический кругозор и вкусы старших школьников в области литературы, изобразительного искусства, музыки, кино.
3. Какие виды искусства вас более всего привлекают?
4. Что вы любите читать?
5. Какие произведения отечественных, зарубежных художников вам нравятся?
6. Составьте программу музыкального вечера из ваших любимых произведений. Какую музыку вы не включили бы в эту программу?
7. Назовите самые лучшие и самые плохие, по вашему мнению, фильмы последних лет.
В третью группу (8-9) вошли вопросы, целью которых было выяснить содержание нравственно-эстетических идеалов учащихся, а также представления учащихся о критериях красоты в быту:
8.Ваш идеал прекрасного в человеке.
9. Каким бы вы хотели видеть свое жилище?
Предполагалось вопросы учащимся заранее не оглашать, проводить работу письменно, в аудитории в течении двух часов. Испытуемые должны были либо дать краткие ответы на все девять предложенных вопросов, либо обстоятельно ответить на один-два из них. Объектом изучения мы избрали две группы 1 курса в начале учебного года.
Обработка полученных данных показала следующее. В ответах на первый вопрос "Какую роль в нашей жизни играет искусство?" подавляющее большинство учащихся признает необходимость искусства и отводит ему значительное место в духовном мире человека. Однако понимание роли искусства у различных учащихся неодинаково. Одна группа довольно значительная, выдвигает на первый план эстетическое наслаждение, доставляемое творчеством художника. Например: "Когда мы слушаем музыку Бетховена, Моцарта или Глинки, то невольно чувствуем себя самыми счастливыми людьми на свете. Когда смотрим картины Левитана, то испытываем такое чувство, «что и словами передать невозможно. Искусство приносит людям радость" или «Искусство- это, прежде всего, источник эстетического наслаждения."
Вторая группа (тоже значительная) отмечает познавательное значение искусства. Вот некоторые высказывания: «Искусство делает человека богаче, облагораживает его, заставляет думать, радоваться, страдать. Настоящее искусство приобщает и пробуждает в нас все самое лучшее, делает нашу жизнь полной и красивой. Кроме того, искусство дает нам знания, служит для многих поколений как бы дневником эпохи. "Искусство нужно человеку для того, чтобы сделать его душу поэтичней, научить понимать прекрасное." "Искусство помогает формированию взглядов на жизнь, формированию идеалов." Третья группа (довольно малочисленная) рассматривает искусство, прежде всего как средство развлечения и отдыха. «Искусство нужно для того, чтобы люди в свободное время развлекались". "Искусство в наше время необходимо. После напряженного рабочего дня можно сходить в кино, театр, послушать музыку, культурно провести свой досуг». "Что бы человек делал в свободное время, не будь искусства? Книги не почитаешь, в кино, в театр, в музей не сходишь".
Четвертую группу составляют немногие учащиеся, которые показали всестороннее понимание роли и назначения искусства в обществе. В качестве примера приводим высказывание учащегося 1 курса Полины О.: "Искусство -одна из форм творчества, в которой запечатлены мировоззрение, идеалы и сущность эпохи. Существует искусство настоящее, близкое человеку, его внутреннему миру, понимаемое им. Например, мне близко реалистическое искусство (литература, живопись, музыкальное искусство России 19-го и начала 20-го века) и романтизм в Западной Европе 19 века. Это искусство является истинным, настоящим искусством. Оно учит человека видеть прекрасное, ощущать дыхание времени, оно способно открыть тайны внутреннее жизни людей. Но существует и искусство оторванное от жизни, которое служит только небольшой группе избранных людей. Настоящее искусство, по моему мнению, не только хороший жизненный справочник, дающий ответы на все волнующие нас вопросы. В творчестве Пушкина, Леонардо да Винчи, Моцарта, Чайковского и других великих художников раскрываются идеалы человеческой красоты, поэтому, наслаждаясь великими творениями литераторов, музыкантов, живописцев, мы становимся чище, возвышеннее. Искусство - верный помощник в воспитании человека".
Обоснование критериев развития эстетической культуры
Существенным для нашего исследования является вопрос организации процесса развития эстетической культуры, оценки качества ее сформированности у учащихся. В связи с этим необходимо рассмотреть критерии развития индивидуальной эстетической культуры.
В психолого-педагогической литературе последних лет предлагается немало программ изучения личности, однако многие из этих программ еще не в полной мере учитывают реальные возможности и особенности учебного процесса в преподавании предметов эстетического цикла.
Так, в качестве универсальных, интегральных критериев и показателей высокой культуры учащихся различные исследователи рекомендуют рассматривать отношение учащихся к обществу, к людям, к труду (И.С. Марьенко, П.Т. Лихачев, В.А. Яковлев и др.), их активную жизненную позицию (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Радионова), направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Васильева, А.И. Кочетов, Т.К. Ахаян, А.В. Зосимовский). Е.Н. Бондаревская, В.И. Пирогов и другие справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении воспитанности личности с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев их оценки.
В вопросе об основных критериях развития эстетической культуры учащихся мнения многих исследователей разделились. Так, Р.Х. Чернявский называет 5 показателей приобщенности учащихся к искусству:
- интенсивность потребления художественных ценностей;
- информированность в области искусства;
- качество предпочтений (художественный вкус);
- участие в художественно-творческой деятельности;
-чувство художественного стиля (отзывчивость на элементы совершенной формы).
Обобщенную модель эстетической культуры личности учащегося дает Л.П. Печко. Эта модель включает следующие компоненты:
-развитость основных форм эстетического сознания (чувств, вкусов, идеалов, потребностей);
- общая образованность в сфере культуры, понимание нормативности и уникальности при оценке эстетических объектов;
-степень освоения адекватных эстетических действий творческого диалогического характера, освоение предметно-эстетической деятельности.
Существенный для нашего исследования является мысль автора о том, что интегральным показателем высокого развития культуры в юношеском возрасте является готовность к участию в культурном творчестве. Свою модель из девяти основных показателей дает М.А. Верб:
- понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества;
-знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства;
-информированность о заметных явлениях современной художественной культуры;
-эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству;
- умение адекватно оценивать художественное произведение в единстве содержания и формы;
- умение отличить истинную красоту от мнимой в искусстве, поведении, быту;
- наличие разносторонних эстетических интересов и потребностей, в том числе индивидуальных предпочтений;
-развитость тех или иных художественных способностей, участие в художественно-творческой деятельности. Важным для нашего исследования является обоснование автором положения о том, что интегральным, стержневым измерением эстетической культуры учащегося может служить устойчивая тенденция к самосовершенствованию, познавательной, творческой, социальной активности в соответствии с идеалом красоты.
Таким образом, критерии - это признаки, на основании которых производится оценка, суждение. В процессе выявления критериев мы учитывали следующие требования:
- критерии должны отражать основные закономерности формирования личности;
-с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;
-качественные показатели должны выступать в единстве с количественными;
-критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить с большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
-критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-историческом пространстве.
Мы полагаем, что, хотя ученые выдвигают в качестве критериев далеко не одно и тоже и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет, все они единодушно говорят о необходимости изучения воспитанности личности, измерения ее уровня.
Понимая под эстетической воспитанностью комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее гармоничное развитие, чувства прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, считаем возможным в качестве одного из важнейших, действительно интегральных качеств предложить использовать эстетическую культуру учащимися, достаточно полно отражающую направленность личности и ее активную жизненную позицию по отношению к бескультурью, невежеству, бездуховности.
Исходный критерий развития эстетической культуры учащихся -критерий достаточности эстетических знаний (эстетический кругозор), т.е. создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.
Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. При этом, говоря о развитии эстетической культуры учащихся, необходимо учитывать, что они будут представлены в неразрывном единстве, комплексно.
Достаточность эстетических знаний у учащихся характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое эстетика, культура и личность, сущность и функции культуры, типология культур, история культуры, эстетика поведения, быта. Это накопление элементарных эстетических знаний, начиная с создания запаса разнообразных колористических, звуковых, пластических впечатлений, способствующих появлению у учащихся эмоциональной отзывчивости. Это наличие запаса определенных конкретно - чувственных впечатлений, позволяющих сделать естественный переход от чувственно-эмоционального к абстрактно-логическому способу получения информации.