Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников Сальный, Роман Викторович

Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников
<
Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сальный, Роман Викторович. Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сальный Роман Викторович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Таганрог, 2010.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/216

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире воспитание осуществляется различными институтами. Семья и школа все чаще отстают от новых источников формирования у учащихся картины мира, ценностей, знаний, мышления и восприятия. В то же время все сильнее ощущается медийное влияние на социум. Молодежь начинает жить интересами, формируемыми медиа, в результате саморазвитие личности нередко теряет творческий характер. Медиа навязывают цели и смыслы поведения, активно участвуют в становлении образа собственного «Я», с позиции которого старшеклассник осознает себя. Экранные художественные медиатексты, производящиеся на основе усредненных интересов аудитории, простейших эмоциональных реакций, не предполагают становления личностно-значимых смыслов культурных и индивидуальных ценностей.

В силу сложившейся ситуации у старшеклассников легко формируются медийные стереотипы. Это процесс носит стихийный характер, и такие предметы школьной программы, как литература, музыка, изобразительное искусство не могут в полной мере противостоять ему. Сильное эмоциональное воздействие на сознание старших школьников экранных произведений массовой культуры обусловлено их аудиовизуальной зрелищностью, а не эстетическим, уникальным содержанием. Это приводит к усвоению учащимися одномерной логики, развитию реакций на однозначные символы, формированию эмоционального влечения к визуально ярким образам. В результате у них ослабевают возможности ассоциативного и образно-пространственного мышления, что негативно сказывается на развитии нравственной и мировоззренческой сфер их личности, крайне снижаются способности к творчеству в разных его проявлениях. Поэтому очевидно, что экранные художественные медиатексты, оказывая огромное влияние на сознание старшеклассников, являются средством формирования у них оценок действительности, мотивов и моделей поведения. Однако отсутствие внимания со стороны школы к развивающему потенциалу произведений экранных искусств обусловлено, помимо слабой методической обеспеченности, недостаточным осознанием серьезности проблемы.

Между тем, кинематограф по-прежнему - эффективное средство воспитания и развития школьников разных возрастов, учащихся средних, специальных и высших учебных заведений. Еще в советский период проводились исследования по внедрению медиаобразования в систему педагогического воспитания школьников. На сегодняшний день выработаны различные способы развития личности учащихся средствами экранных медиатекстов. Это развитие аудиовизуальной культуры, критического мышления, интеллектуальных способностей, эстетических свойств, знаний и творческих умений. На занятиях используются наглядные, репродуктивные, проблемные, эвристические и другие методы. При этом основной вид деятельности - творчество, с помощью которого формируются «эталоны» эмоционально-эстетических реакций (Ю.Н. Усов), образно-пространственное мышление, эстетическое сознание, нравственные качества личности.

Состояние разработанности проблемы исследования. Анализ проводившихся в области медиаобразования исследований показывает, что советская кинопедагогика 1960-80 гг. (О.А. Баранов, СМ. Иванова, И.С. Левшина, З.С. Малобицкая, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, Ю.Н. Усов) была в основном ориентирована на эстетическое воспитание учащихся. Формирование нравственных идеалов, эстетического вкуса школьников оставалось приоритетным для большинства кинопедагогов того времени. В конце 1970-х-1980-х гг. Ю.Н. Усов определил кинообразование как систему эстетического воспитания и художественного развития, тем самым указав на многоаспектность проблемы развития восприятия экранных художественных медиатекстов. В диссертационных исследованиях 1990-х - 2000-х гг. (В.А. Возчиков, Д.Е. Григорова, А.Ю. Дейкина, Г.П. Максимова, Е.А. Мурюкина, Н.П. Рыжих, Е.А. Столбникова, А.В. Феодо-ров, М.А. Фоминова, И.В. Челышева) методологической основой стали теория диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера и личностно-ориентированное (Е.А. Бондаревская, С.Н. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), эвристическое образование (В.И. Андреев, Е.К. Краевский, А.В. Хуторской). В этих работах делается упор на развитие умений взаимодействия учащихся с медиатек-стами, либо формирование у них критического мышления, эстетического восприятия. При этом в авторских методиках прослеживается наличие определенных схожих алгоритмов в различных формах проведения занятий с учащимися, а построение моделей основано на общих педагогических принципах. Таким образом, в этих работах не рассматриваются педагогические условия, актуализирующие позицию субъекта медиакультуры у учащихся.

Исходя из этого положения проблема нашего исследования заключается в научно-обоснованном поиске педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников».

Объект исследования: аудиовизуальное восприятие старшеклассниками художественных медиатекстов в учебном процессе.

Предмет исследования: педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников.

Цель: разработать и теоретически обосновать формы, методы и средства, позволяющие создавать педагогические условия для эффективного развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что:

- медиатексты обладают значительным потенциалом воздействия на различные структуры личности учащихся - как позитивного, так и негативного плана (мобильность кадра, смыслонасыщенность), из чего следует необходимость формирования у старшеклассников, качеств, предупреждающих и ограничивающих негативное влияние медиатекстов;

возможна разработка модели аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов старшеклассниками, включающей необходимые педагогические условия развития наиболее значимых структур восприятия в процессе анализа медиатекстов, предусматривающие эвристическую, проблемную, рефлексивную деятельность старшеклассников, перевод медиатекстов в отношение старшеклассников к их содержанию;

в процессе анализа и обсуждения высокохудожественных экранных медиатекстов старшеклассниками осмысляются усвоенные в художественно-творческой деятельности знания и умения интерпретации структуры экранных образов и медиатекста, выявляются личностно-значимые функции и свойства художественных медиатекстов;

особое значение для ориентации старшеклассников в содержании медиатекстов имеет система творческих заданий, позволяющих «докопаться» до их сущностных смыслов и обеспечивающих возможность создания учащимися собственных вариантов текстов.

В соответствии с проблемой и сформулированной гипотезой, исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, культурологической, искусствоведческой, социологической литературы по теме исследования выявить теоретико-методологические основания содержания и процесса развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников.

  2. Теоретически разработать и обосновать педагогическую модель, обеспечивающую возможности реализации условий развития аудиовизуального восприятия экранных художественных медиатекстов у старшеклассников за счет целостности и преемственности в организации занятий.

  3. Выявить особенности применения проблемных вопросов и эвристических форм художественно-творческой деятельности, способствующие актуализации субъектной активности, направленной на освоение новых способов межличностного взаимодействия с другими учащимися.

  4. Обосновать возможность применения показателей медиакомпетентно-сти к диагностированию уровня развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

  5. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить (путем констатирующего и формирующего эксперимента) модель и методику развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов.

Теоретико-методологическая основа исследования: философская теория диалогичности художественного восприятия и сознания личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, С. Франк); психологические теории рефлексии (В.М. Розин, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, O.K. Тихомиров, С.А. Шаров, Т.П. Щедровицкий); теория развития субъекта деятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.И. Исаев, В.А. Петровский, В.И. Слободчи-ков); теории проблемного и эвристического образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской); теория личностно-

ориентированного образования (Е.А. Бондаревская, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); теории медиаобразования как развития критического мышления (А.В. Федоров, И.В. Челышева, Д. Букингем, Л. Мастерман, Дж. Поттер, Л.М. Симэли и др.); культурологическая теория медиаобразования (А.Ю. Дейкина, Н.Ф. Хиль-ко, К.Бэзэлгэт, Э.Харт и др.); эстетическая теория медиаобразования (О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, СМ. Иванова, З.С. Малобицкая, И.С. Левшина, СИ. Пензин, Г.А. Поличко, Н.П. Рыжих Ю.Н. Усов и др.).

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ педагогической, искусствоведческой, философской, психологической, культурологической и социологической литературы; изучение педагогического опыта в области медиаобразования; констатирующий и формирующий педагогический эксперименты; наблюдение, беседы, анализ творческих работ.

База исследования: МОУ СОШ № 6, № 23 г. Таганрога Ростовской области. В опытно-экспериментальной работе участвовали учащиеся 9-11 классов.

Этапы исследования:

На первом, подготовительном, этапе (2005-2006) проводился теоретический анализ проблемы, выявлялись психологическая сущность и особенности развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов, обосновывалась и разрабатывалась модель.

На втором, экспериментальном, этапе (2006-2008) проводились опытно-экспериментальные исследования и анализ методических приемов. Анализировались промежуточные результаты, выявлялись педагогические возможности организации проблемных ситуаций, особенностей эвристических форм деятельности учащихся.

На третьем, заключительном, этапе (2008-2010) проводились контрольные констатирующий и формирующий эксперименты, обобщались полученные результаты, оформлялась диссертационная работа.

Исследование выполнялось в рамках проекта по ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-исследовательских центров в области медиаобразования по сравнению с зарубежными аналогами» при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (мероприятие 1.11 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

- раскрыт развивающий потенциал художественных медиатекстов и определены особенности использования педагогических средств в развитии аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов: выявление личностно-значимых функций и свойства экранных художественных медиатекстов, самостоятельный выбор целей художественно-творческой деятельности, сравнительный анализ результатов собственного творчества с произведениями экранных искусств;

впервые разработана и практически обоснована модель развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов, в основе которой - система творческих занятий, актуализирующих осознание эмоционально-смысловых взаимосвязей художественно-творческой деятельности и межличностного взаимодействия на разных этапах развития аудиовизуального восприятия, что позволило проявиться личностной характеристике усваиваемых знаний, повысить уровень индивидуальных творческих умений;

выявлены особенности применения эвристических форм художественно-творческой деятельности, актуализирующие эмоционально-образное восприятие, ассоциативное и творческое мышление, что позволило учащимся глубже проникать в многослойную структуру аудиовизуальных образов, понимать заложенных в них художественные смыслы и оценивать эстетические свойства;

установлено, что процесс анализа и творческого освоения структуры экранных художественных медиатекстов и аудиовизуальных образов создает диалоговое пространство субъект-субъектного взаимодействия старшеклассников, способствующего активизации их творческих способностей, рефлексии и проявлению индивидуальных особенностей.

Теоретическая значимость исследования:

- обогащено содержание теорий медиаобразования, базирующихся на
концепции диалога культур М.М. Бахтина - B.C. Библера, за счет установления
многоплановых взаимосвязей диалогической природы сознания и рефлексив
ных механизмов личности;

- проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило до
казать, что наиболее продуктивным в решении проблем эффективного развития
аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатек
стов следует признать системность организации педагогического процесса и
применение эвристических методов художественно-творческой деятельности;

- выделены педагогические условия активизации субъектной позиции
учащихся, способствующие раскрытию их творческого потенциала, проявле
нию личностных свойств;

- показана роль рефлексии в качестве одного из механизмов развития но
вых видов творческой деятельности связанной с медиатекстами и межличност
ного взаимодействия.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробировании методики медиаобразовательных занятий, которые базируется на эвристических и рефлексивных формах деятельности. Предложены новые формы организации процесса развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных экранных медиатекстов. Материалы исследования включают инструментарий к проведению практических и творческих занятий, к диагностированию уровня аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов и могут быть использованы в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования, во внеучебной работе со старшеклассниками. Разработана авторская программа кинофакультатива «Медиакультура для старшеклассников».

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций исследования, применением системы методов, адекватной его цели, задачам и логике, проведением констатирующего и формирующего экспериментов, использованием проверенной методики диагностирования уровня медиакомпетентности личности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Художественные медиатексты обладают значительным потенциалом воздействия на различные структуры личности учащихся - как позитивного, так и негативного плана (мобильность кадра, возможности цветодидактики, смыслонасыщенность). Из этого следует необходимость формирования у старшеклассников таких качеств, как критическое мышление и активнее позиция, -в процессе интерпретации указанных текстов.

  2. Модель развития аудиовизуального восприятия старшеклассниками художественных медиатекстов предусматривает реализацию педагогических условий: 1) самостоятельный выбор учащимися целей в решении творческих задач; 2) актуализация индивидуального личностного потенциала и субъектной активности учащихся на основе анализа и рассмотрения проблемных вопросов, содержащих противоречия нравственного и ценностного характера; 3) развитие перцептивных умений и эмоционально-образного мышления на основе обобщения художественного опыта учащихся, рефлексии индивидуальных эмоциональных реакций, осознания многоплановости нравственных и ценностных категорий (счастье, добро, свобода, любовь) и образов, их воплощающих.

  3. Указанная модель представляет единство составляющих ее блоков: диагностический компонент, содержательно-целевой (выстраивание траектории медиаобразования и метарефлексия), результативный компонент. Виды деятельности, представленные в блоках «Выстраивание траектории своего медиа-образовании» и «Метарефлексия» позволяют учащимся осознавать эмоционально-смысловые взаимосвязи художественно-творческой деятельности и в межличностных отношениях на разных этапах развития аудиовизуального восприятия, что актуализирует постановку ими целей собственного медиаобразования.

  4. Применение эвристических методов в работе со старшеклассниками в ходе анализа структуры медиатекста и экранного образа, интерпретации авторской позиции и мировосприятия, использования различных экранных форм преобразования реальной действительности в собственном творчестве способствуют становлению многопланового, ассоциативного, критического и творческого мышления, эстетического вкуса, творческих способностей, мировоззренческих позиций, формируют потребности в самовыражении.

  5. Движущим механизмом развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов становится актуализация рефлексии художественно-творческой деятельности, образующих диалоговое пространство межличностного взаимодействия, а также процесс образования многоплановости личностных смыслов через взаимодействие с культурными смыслами и личностными смыслами других учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: XIII международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006» (Москва, 2006); II международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование-2007» (Белгород, 2007); IV всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция» (Санкт-Петербург, 2007); Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и ме-диакомпетентность» (Таганрог, 2009).

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Таганрогского государственного педагогического института.

Публикации: по теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 4,4 п.л.; из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка использованной литературы включающего 125 наименований, в том числе 7 - на иностранном языке; 3 приложений. Работа содержит 8 таблиц, 2 рисунка. Объем основного текста диссертации составляет 155 страниц.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития аудиовизуального восприятия художественных медиатекстов у старшеклассников