Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Смирнова Наталья Михайловна

Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде
<
Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Наталья Михайловна. Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Нижний Новгород, 2007 221 с. РГБ ОД, 61:07-13/1839

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основания повышения уровня культуры общения в студенческой среде

1.1. Культура общения как педагогический феномен 14

1.2. Степень изученности проблемы культуры общения в психолого- педагогической литературе 40

1.3. Студенческая среда и социально-психологические аспекты общения студентов вуза 57

Выводы по первой главе .77

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня культуры общения студентов

II. 1. Изучение состояния сформированности культуры общения у студентов (результаты диагностического этапа исследования) 80

II.2. Реализация программы работы по повышению уровня культуры общения в студенческой среде 113

Выводы по второй главе 147

Заключение ...150

Библиографический список 156

Приложения 178

Введение к работе

Социальная ситуация развития современного общества, кардинальные изменения в экономической и общественной жизни страны, преобразование системы отечественного образования определяют наступивший XXI век как век культуры и образования. Институт образования - это не только сфера обучения и воспитания подрастающего поколения, но и наиболее яркий индикатор духовно-нравственного и социального здоровья общества, благополучия культуры в целом.

Утверждение гуманистических ценностей в образовании выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира, проявляющееся в общей и профессиональной культуре.

Особое место в структуре культуры человека должна занимать культура общения. Ценность культурного диалога заложена в том, что он создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентации, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности.

Современный выпускник высшего учебного заведения, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен обладать многими знаниями и умениями в области культуры общения. Поэтому, сегодня невозможно решать задачи научного осмысления и построения педагогического процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение студента общению. Отчасти, в настоящее время эта задача решается включением в образовательный процесс вуза дисциплин, направленных на развитие отдельных сторон культуры общения - «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Конфликтология», «Риторика» и др.

Такая узкая направленность возможна в том случае, если в студенческой среде уже сформировано целостное представление о культуре

4 общения, ее сущности и значении для современного общества, отдельных коллективов и самой личности.

Однако, в современном российском обществе на фоне процесса «размывания» в сознании людей норм нравственности культура общения студенческой молодежи заметно снижается.

В период студенческого возраста особенно выражена проблема выбора жизненных, ценностей, а несформировавшаяся система нравственных ориентиров студенческой молодежи делает ее подверженной самым различным влияниям. На первое место выходят ценности потребления. Доброта, милосердие, порядочность, вежливость и другие нравственные ценности общения остаются в стороне. Постепенно складывается образ молодого поколения, которое впитывает в себя отрицательный, нигилистский настрой к культуре.

Теоретический анализ современных исследований различных аспектов культуры общения на педагогическом, философском, социальном и психологическом уровне указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к решению ряда обозначенных задач.

В науке рассмотрены многие аспекты и направления изучения и формирования культуры общения: довольно глубокие исследования культуры общения находятся в области философии (А.Б. Добрович, Е.Г. Злобина, И.А. Ильяева, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган, А.В. Резаев, Е.П. Савруцкая, В.М. Соковнин и др.), психологии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, Н.Д. Творогова и др.); изучены общие вопросы воспитания культуры общения (О.И. Даниленко, А.В. Мудрик, М.А. Чернышева и др.), некоторые аспекты формирования культуры общения в дошкольном и школьном образовании (И.Р. Алтунина, О.А. Веселкова, Н.Н. Еговцева, Е.Б. Наумов, В.П. Пивченко, Г.П. Савиных, Л.Р. Сайфутдинова, О.Б. Скрябина и др.).

Принципиально важными для нас являются исследования, в которых рассмотрены проблема формирования у студентов общей культуры (С.Н.

5 Иконникова, Н.Б. Крылова, Э.Н. Фаустова и др.), этики и толерантности (Е.В. Колебина, П.Ф. Комогоров, Л.И. Неделя и др.), культуры речи (Г.А. Бакуменко и др.), эмоциональной культуры (Г.А. Ястребова и др.), коммуникативных умений, коммуникативной компетентности (И.И. Барахович, В'.А. Возчиков, Е.А. Гришина, и др.), коммуникативной культуры (И.В. Гришняева, СВ. Знаменская и др.), культуры общения (С.А. Алферьева, Л.В. Юркина).

В сфере не только учебного, но и воспитательного потенциала высшего учебного заведения проблема повышения .уровня культуры общения студентов -не исследовалась полно и всесторонне. Предложенные в исследованиях технологии не могут в полной мере решить задачу повышения культуры общения в студенческой среде в силу отсутствия системного подхода к культуре общения как интегративной характеристике личности.

На основании анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы формулируется проблема настоящего исследования, которая определена противоречиями между:

насущной потребностью общества в культурной личности и недостаточной направленностью системы высшего образования на' ее воспитание;

требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у студента культуры общения, и реальным уровнем решения проблемы в условиях вуза;

- накопленным теоретическим и практическим опытом управления
социально-педагогическими системами и недостаточной разработанностью
методолого-теоретического обоснования создания педагогических условий
повышения уровня культуры общения в студенческой среде.

С учетом этих объективно существующих противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие повышению уровня культуры общения в студенческой среде?

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обусловливает выбор темы научного исследования: «Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде».

Цель исследования - экспериментальное выявление и научное обоснование педагогических условий эффективного повышения уровня культуры общения в студенческой среде.

Объект исследования - педагогический процесс повышения уровня культуры общения студентов высшего учебного заведения.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие повышению уровня культуры общения в студенческой среде.

Гипотеза исследования основана на том, что культура общения в студенческой среде успешно будет переходить на более высокий уровень, если:

*

- выявлена сущность и структура культуры общения как педагогического феномена;

- процесс повышения уровня культуры общения базируется на
интеграции ведущих подходов (системном, деятельностном,
аксиологическом, личностно-ориентированном, герменевтическом);

- составлены и используются в образовательном процессе вуза модель
и программа работы со студентами, включающая комплекс педагогических
условий и охватывающая все сферы студенческой жизни;

-.учтена специфика студенческого возраста при организации работы в данном направлении;

разработаны и апробированы критерии и показатели сформированности культуры общения у студентов.

Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать понятие «культура общения» с позиции педагогической
науки;

2. Определить специфику студенческого возраста и общения в
студенческой среде;

3. Разработать и апробировать модель повышения уровня культуры
общения в студенческой среде,, программу работы со студентами,
включающую комплекс педагогических условий и направленную на
повышение культурного уровня общения.

' 4. Разработать критерии и показатели сформированности культуры общения у студентов.

Методологическую основу исследования составляют философские взгляды на человека и человеческое общение (Г. Зиммель, Е.Г. Злобина, А.В. Резаев, Е.П. Савруцкая, В.М. Соковнин и др.), положения гуманистической психологии (К. Роджерс); положения системного (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.С. Каган и др.), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.), аксиологического (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов и др.), идеи герменевтического подхода (А.А. Брудный, С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинскии и др.) и личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

Теоретическую основу исследования составляют теория культуры, усвоения общечеловеческих ценностей (И.А. Ильяева, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.), фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

В исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы и предмета исследования; системный, деятельностный и личностный подходы; метод моделирования. Эмпирическими методами явились: анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент; наблюдение; методы педагогических

8 измерений (шкалирование, социометрия, анкетирование, тестирование, собеседование); анализ результатов учебной деятельности студентов.

' Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе Волжского государственного инженерно-педагогического университета и Заволжского филиала Нижегородского государственного технического университета. Всего в эксперименте приняло участие 342 студента.

Избранная методологическая основа и поставленные, задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось в несколько этапов в период с 2003 по 2007 гг.

Первый этап (2003-2004 гг.) - этап поисково-теоретического анализа. На данном этапе осуществлялся анализ научно-методической, философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы педагогов в воспитании культуры общения, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике высших учебных заведений; разрабатывалась стратегия и тактика, определялась методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за студентами и их опрос с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (2004 - 2006 гг.) - диагностический этап. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов; разработана программа работы со студентами, направленная на повышение их культуры общения; выбрана экспериментальная база.

Третий этап (2006 - 2007 гг.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику вузов; научное оформление диссертации; формулировка основных выводов и рекомендаций..

Научная новизна исследования заключается в выявлении и реализации теоретических основ повышения уровня культуры общения в

9 студенческой среде на базе разработанных концептуальных положений, в соответствии с которыми:

раскрыты сущностные характеристики и особенности процесса повышения уровня культуры общения студентов с позиции интеграции ведущих подходов;

разработаны педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде;

обусловлена совокупность методов и форм работы со студентами по повышению уровня культуры общения (дискуссии, тренинги, деловые игры, индивидуальная работа, групповая творческая работа и т.п.);

- предложены критерии и показатели сформированности культуры
общения у студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
определены и конкретизированы основные понятия исследования («культура
общения», «коммуникативная культура», «коммуникативная

компетентность»), дано авторское определение культуры общения как базового основания личности и педагогического феномена; выявлены и теоретически обоснованы основные видовые компоненты культуры общения; установлены уровни культуры общения у студентов (низкий, средний, высокий); в применении положений личностно-ориентированного подхода в организации работы, направленной на повышение уровня культуры общения в студенческой среде.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы по результатам исследования свидетельствуют о существенном повышении уровня культуры общения студентов; разработаны и внедрены педагогические условия, способствующие эффективному повышению уровня культуры общения у студентов; содержание авторского спецкурса «Культура общения» и внеучебной деятельности могут быть использованы преподавателями любого вуза.

10 Основные понятия исследуемой проблемы:

Культура общения общества - это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения, определенный уровень овладения ими и степень. их использования.

Культура общения личности - сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний).

Коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных коммуникаций.

Речевая культура личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения.

Коммуникативная компетентность обусловлена уровнем знаний и умений личности в области эффективных коммуникаций, готовностью и способностью их использовать в практике общения.

Достоверность полученных результатов исследования

обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, достаточным объемом выборки в проведении опытно-экспериментальной работы; практической работой автора в качестве преподавателя высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжского

11
государственного инженерно-педагогического университета (2003 - 2006), на
научно-практических конференциях: VI Международной научно-
методической конференции «Высокие технологии в педагогическом
процессе» (г. Н. Новгород, 2005); Всероссийской интернет-конференции
«Профессиональное образование: от теории к практике» (г. Новосибирск,
2006); II Общероссийской межвузовской научной конференции

«Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение» (г. Н. Новгород, 2004); II Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития непрерывного многоуровневого профессионального'образования» (г. Н. Новгород, 2004); Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов» (г. Н. Новгород, 2005); VII Межвузовской научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, 2006); Межвузовской научно-методической конференции «Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения» (г. Тольятти, 2007). Материалы исследования использовались при-чтении лекций, проведении семинаров ' и тренингов, для студентов Волжского государственного инженерно-педагогического универ'ситета и Заволжского филиала Нижегородского государственного технического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура общения рассматривается как сложное личностное образование, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия и т.д.), объективных (окружающие условия, личность преподавателя, приемы и методы преподавания); представляет собой единство когнитивного, личностно-значимого, поведенческого компонентов и характеризуется степенью осознания необходимости и важности культуры общения как общечеловеческой ценности, уровнем мотивации к культурному взаимодействию; уровнем

12 знаний в области эффективного общения; степенью удовлетворенности процессом и его результатами; степенью овладения базовыми умениями эффективного взаимодействия, приемами рефлексии общения.

2.. Эффективность повышения уровня культуры общения студентов зависит от реализации преподавателем положений ведущих педагогических подходов (системного, деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного, герменевтического), обеспечивающих ориентацию на интересы и потребности, личностные предпочтения, самостоятельную деятельность студентов.

3. Модель повышения уровня культуры общения в студенческой среде,
представленная целевым, структурно-содержательным, организационно-
процессуальным и контрольно-оценочным компонентами, раскрывающая

*

теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство всех его элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивающая процесс повышения уровня культуры общения в условиях высшего образования.

4. Программа работы со студентами, в наибольшей степени
содействующая повышению уровня культуры общения в студенческой среде,
включает комплекс педагогических условий:

создание благоприятного психологического климата в студенческой среде с помощью гуманистического характера взаимодействия «преподаватель - студент», «преподаватель - студенческая группа», формирования положительного общественного мнения;

разработку и реализацию содержания спецкурса «Культура общения», включающего теоретическую и практическую подготовку с элементами психологического тренинга, использованием системы учебных заданий, проведением дискуссий, разыгрыванием и анализом проблемных ситуаций, направленных на формирование интересов, повышение уровня знаний и умений эффективного общения;

- организацию внеаудиторной деятельности студентов и активное в ней участие в форме коммуникативно-насыщенных форм работы, имеющих целью применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков общения, укрепление группового единства, налаживание групповых межличностных отношений.

Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 12 научньрс работ, в т.ч. статья из перечня ВАК. Общий объем 9 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (219 наименований) и приложений (21). Текст диссертации иллюстрирован 7 таблицами, 23 рисунками.

Степень изученности проблемы культуры общения в психолого- педагогической литературе

Проведенное исследование культуры общения как педагогического феномена, подводит нас к более подробному и глубокому изучению имеющихся в психолого-педагогической литературе механизмов, путей и способов ее повышения.

Современный взгляд на культуру общения и ее формирование обусловлен развитием психологии, проникновением психологических подходов, принципов в педагогическую науку и их интеграцией. Начиная с 1970-х годов XX века отечественными психологами стали предлагаться конкретные методики активного обучения общению, в частности, Ю.Н. Емельяновым [67], Ю.М. Жуковым [70], Л. А. Петровской [138] и др.

Анализируя опыт зарубежной социальной психологии, ученые использовали методы социально-психологического тренинга, и в основном при обучении общению работников различных специальностей, людей, испытывающих трудности в общении. Примерно в это же время появился большой интерес к обучению навыкам педагогического общения (В.А. Кан-Калик [&7], К.М. Левитан [108] и др.), стали разрабатываться общие вопросы воспитания культуры общения (О.И. Даниленко [60], А.В. Мудрик [121], М.А. Чернышева [210] и др.).

А.В. Мудрик (1989) одним из первых подробно охарактеризовал коммуникативную культуру личности, задачи педагогов в ее воспитании у школьников. Ученый предложил кардинальные для того времени средства развития коммуникативной культуры в школе: внести необходимые коррективы в методику преподавания всех предметов, ввести психологию как особый учебный предмет, широко внедрить в практику обучения дилогические методы и групповую работу на уроках и во внеурочное время по предметам, создать учебники по подготовке к общению, методические материалы и -рекомендации для учителей и родителей и т.п. Особый акцент автором был сделан на изменении отношения к самому воспитанию: «Если мы будем передавать духовные ценности от одного поколения к другому в готовом, завершенном виде, ни о какой культуре не может быть и речи .. . Демократическое воспитание - это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач социальной деятельности, т.е. духовное творчество старших и младших..» [121, С. 8]. В работе О.И. Даниленко (1989) подробно описаны основные методы воспитания культуры общения, формирования коммуникативных качеств человека. Автор рассматривает методы народной педагогики (пословицы, поговорки, обряды) и останавливает свое внимание на детальном изучении современных методов, к которым относятся: лекции, дающие знания о формах общения, кинофильмы и видеозаписи, демонстрирующие образцы поведения, чтение специальной литературы, дискуссионные методы, развитие коммуникативных способностей в ходе выполнения деятельности, ролевые игры, направленные на практическое овладение умениями и навыками общения, метод Т-групп, методы тренировки социальной чувствительности, психотерапия. Так же исследователь отводит огромную роль в воспитании культуры общения коллективу художественной самодеятельности. Общепедагогические основы коммуникативной культуры, обеспечивающие ее формирование в рамках системы непрерывного образования представлены В.В. Соколовой [188] (1999). В работе содержится модель коммуникативной культуры, осуществлено исследование ее формирования как средства интеграции личности в национальную и мировую культуру, как национально-регионального компонента содержания гуманитарного образования; изучена роль данного процесса в совершенствовании качества общей и профессиональной подготовки. Проработанность некоторых общих вопросов воспитания культуры общения послужила основанием для появления в последнее десятилетие научных трудов, имеющих узкую тематическую направленность. В частности, в дошкольном и школьном образовании этой проблематикой занялись М.А. Абдуллина [1], И.Р. Алтунина [4], М.С. Васильева [34], О.А. Веселкова [36], Н.Н. Еговцева [66], A.M. Изиева [79], Е.Б. Наумов [125], К.П. Овчинникова [130], В.П. Пивченко [139], Г.П. Савиных [156], Л.Р. Сайфутдинова [159] и другие. Проанализируем опыт этих исследователей. A.M. Изиева (1995) исследовала формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников на традициях этикета народов Дагестана. В качестве средств повышения уровня культуры общения выступили: ознакомление детей с произвольными формами межличностного общения (песнями, потешками, стихотворениями, считалками и т.д.), этикетными формами с помощью сюжетно-ролевых игр, игр-забав и т п.

Вопрос о формировании нравственно-коммуникативной культуры младших школьников решался О.А. Веселковой (2001). С точки зрения, исследователя, формирование коммуникативно-нравственной культуры младших школьников достигает более высоких результатов в их нравственном развитии посредством диалогического характера взаимодействия учителя и учащихся; демократического стиля общения; организации парной и групповой работы на уроке; специальных упражнений, которые учат уважать человеческое достоинство, избегать напряжения во взаимоотношениях с людьми, способствующих воспитанию вежливости и т.п.

Студенческая среда и социально-психологические аспекты общения студентов вуза

Выявление путей повышения уровня культуры общения у студентов не представляется возможным без изучения особенностей общения молодых людей, принадлежащих к студенчеству. Знание этих особенностей позволит представить возможность повышения уровня культуры общения в целом И ее составляющих в студенчерком возрасте, определить наиболее подходящие для данного возрастного и социального контингента методы обучения и воспитания культуры общения.

Для более четкого понимания специфических черт общения современной студенческой молодежи необходимо изучить особенности студенчества как социальной группы общества и психологию студенческого возраста, выявить общие черты общения студентов, связанные с возрастными особенностями и приобретением социального статуса студента, а также рассмотреть отдельные составляющие культуры общения молодых людей, обучающихся в вузе.

Студенчество — это особая социальная категория молодежи, организационно объединенная институтом высшего образования. Это социально-демографическая группа отличается своим социальным статусом, возрастными, индивидуально-психологическими признаками, духовным складом, интересами и потребностями. Студенты проходят в вузе этап обучения, воспитания, развития, подготовки к выполнению профессиональных обязанностей, самостоятельной жизни.

Образ жизни студентов определяется вузовской средой: сосредоточением в крупных учебных заведениях, организацией жизнедеятельности в студенческой группе, специфическими формами и способами овладения научными знаниями, разнообразием возможностей индивидуального выбора в развитии своего духовного мира.

Обеспечивают особую студенческую микросреду, своеобразную духовную атмосферу единство .цели студентов - получение высшего образования. «Общность положения и деятельности, - отмечает И.С. Кон, -порождает и относительную гомогенность групповых интересов, специфическую студенческую субкультуру (быт, художественные вкусы, формы общения), групповое самосознание и чувство солидарности .по отношению к-профессуре» [95].

Термин «студенческий возраст» не является общепризнанным среди психологов, изучающих возрастные особенности, хотя и используется некоторыми исследователями, в частности, Б.Г. Ананьевым [9], Ю.А. Самариным [9] и

Б.Г. Ананьев отмечал, что для продуктивной возрастной периодизации и ее применения в практических целях необходимо сочетать оба принципа периодизации - онтогенетический и социализаторский. Высшие и средние специальные заведения, сочетающие учебно-образовательную, научно-исследовательскую, общественную деятельность, обучение и труд выполняют социализаторские функции.

Ученый также считал возможным использование понятия «студенческий возраст», которое определял как «важнейший для общественного развития и становления личности период жизни», «центральный период становления характера и интеллекта». Длительность этого периода определяется временем обучения и зависит от уровня, типа и профиля учебного заведения (от 3 до 6-7 лет), а также от характера обучения (дневного, вечернего и заочного).

Ю.А. Самарин критиковал тех, кто рассматривал студенческий возраст просто как соединение конца юношеского возраста и начала взрослости и утверждал, что студенческий возраст имеет свои существенные особенности, связанные со спецификой изменений, происходящих в социальной ситуации развития при переходе школьника в студенты.

С точки зрения ученого, студенты по сравнению со школьниками имеют иную жизненную практику; проблемы, выступавшие для старшеклассников как теоретические, становятся теперь практическими. При этом происходят изменения во всех сферах активности личности: в профессиональной сфере, в быту, в отношениях с другим полом, с людьми другого возраста. Студенческая жизнь . отличается расширением общественных и личных отношений, круга обязанностей и сфер приложения своих сил и способностей, обогащением духовных интересов, в целом -возможностей самоутверждения. Отличительный признак студенчества, по сравнению с другими группами учащейся молодежи, - возрастание роли самостоятельности в выполнении своих задач. Для студентов в большей степени характерна склонность к индивидуальным, творческим способам решения учебных вопросов.

Студенческий возраст имеет границы (от 17-18 лет до 35-40 лет), между которыми располагается обширный диапазон онтогенетических стадий. Возрастной состав студенческого контингента включает в себя юность, раннюю взрослость, средний возраст.

Однако значительная часть студентов относится к возрастному периоду от 17-18 до 22-24 лет, по возрастной периодизации B.C. Мухиной [123] студенчество находится в границах юности (от 15-16 до 21-25 лет). Согласно И.С. Кону [95], слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, - это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Вопрос о том, когда заканчивается юношеский возраст и благодаря каким механизмам осуществляется процесс взросления в нем остается еще малоисследованным.

Обратимся к проблеме психофизиологии, психологии, социологии общения в студенческом возрасте как части общей проблемы - культуры общения.

Изучение состояния сформированности культуры общения у студентов (результаты диагностического этапа исследования)

В качестве основных методологических подходов к решению сформулированной проблемы нашего исследования мы выделяем системный, деятельностный, личностный, аксиологический, герменевтический.

Системный подход ориентирует нас на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система (множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство), отношение, связь, взаимодействие [3], [16], [38], [85] и др.

Процесс повышения уровня культуры общения - это целостная деятельность преподавателя по развитию и организации саморазвития целостной культуры общения личности студента на этапах специально-организованного обучения; взаимосвязь и взаимообусловленность спонтанно возникающих и моделируемых ситуаций учебной и внеучебной деятельности, общения и отношений «обучающиеся - преподаватель».

С позиции деятельностного подхода, деятельность рассматривается как важнейшее средство, фактор функционирования и развития системы. Вне деятельности нет развития [2], [97], [112], [195] и др.

Мы полностью согласны с мнением А.Н. Леонтьева [112] о том, что формирование личности предполагает развитие действий субъекта, деятельностного его включения в общественную жизнь, подключения к конкретной совокупности взаимоотношений между людьми.

Именно в деятельности рождаются все психические процессы, качества личности. Следуя указанным положениям, формирование культуры общения должно осуществляться через включение каждой личности в активную деятельность, и, прежде всего в деятельность коммуникативную, а культурные формы общения должны стать достоянием личности каждого, необходимого для активного взаимодействия с людьми, в ходе которого человек по-настоящему осваивает инструменты культурного общения, учится ими пользоваться, адаптирует их для себя, ищет новые способы общения, сам их изобретает.

Деятельностный подход служит основой личностного подхода. «Личностью и есть лишь тот, кто стал субъектом действия, деятельности, поступка» [32, С. 89]. «Личность - человеческий индивидуум, который становится самостоятельно и сознательно действующим субъектом деятельности» [97, С. 50].

Личностный подход в образовании [8], [29], [39], [218] и др. связан с гуманистической традицией в педагогике и учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление). Понимая личностный подход как сложное, многоаспектное явление, считаем, что его следует рассматривать и как этико-гуманистический принцип педагогического общения, и как принцип определенной свободы личности в образовательном процессе, и как построение педагогического процесса, в котором бы максимально сочетались: реальная возможность получения качественного образования, ориентация на развитие личности студента, учет запросов общества к выпускникам вуза, а также тенденций развития современного общества.

Основной позицией исследования служит принятие каждого студента таким, какой «он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет» [8, С. 45], оказание ему содействия в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.

Ориентация на конкретную личность, характерные для нее индивидуальные особенности становится предопределяющим началом герменевтического подхода [30], [33], [57], [215] центральной проблемой которого выступает проблема понимания, соприкосновения со смыслом, что является составляющей культуры и образования как формы приобщения к ней.

Знание и понимание - это различные моменты человеческого взаимодействия с окружающим миром. Понять - значит обрести знание, которое отражает суть вещей, соединяет ранее неизвестное с уже известным [30]. Понимание - это процедура осмысления - выявления и реконструкции смысла. [57]. В проведенном диссертационном исследовании сделан акцент на том, каким образом происходит осмысление личностью ценностей культуры (движение от понимания материальной формы ценности к пониманию ее социального значения, а затем личностного смысла в форме оценки и переживания, чувства активной деятельности).

С нашей точки зрения, воспитание, повышение культуры личности не возможно без формирования ее системы убеждений, которые становятся способными регулировать поведение, жизнедеятельность человека и формируются только на основе понимания [30].

Герменевтический подход к обучению и воспитанию культуры общения у студентов подразумевает то, что эти процессы должны представать в форме диалога, в котором решающую роль играет аргумент, а не авторитет. Организуя процесс познания преподавателю нужно уметь воздействовать на память, логику, чувства, эмоции студентов путем применения методов и приемов обучения, через живой диалог. Только через такое воздействие можно вызвать личностное переживание, играющее для понимания большую роль.

Аксиологический (ценностный) подход [13], [132], [200] к анализу педагогических явлений , помогает рассматривать их с точки зрения обратного действия педагогического влияния на объект воспитания, то есть подходить к нему как к субъекту, с учетом его потребностей, интересов, ценностей.

В рамках ценностного подхода культура общения рассматривается как элемент социальной деятельности, потому что значение (положительное или отрицательное), социальная ценность тех или иных взглядов, идей, теорий, норм раскрываются только в реальной деятельности [13]. Данный подход дает возможность определить значение культуры общения для субъектов деятельности, дать оценку (зачем это им, как это поможет им в жизни и др.).

Положения рассмотренных подходов явились основополагающими при организации опытно-экспериментального исследования, включающего три этапа: диагностический, формирующий и контрольный.

Диагностический этап опытно-экспериментальной работы был призван не только определить исходный уровень культуры общения у обучающихся вуза, но и обеспечить связку «цель-результат» педагогического эксперимента.

Реализация программы работы по повышению уровня культуры общения в студенческой среде

Например, на лекции по теме «Эмоциональная культура» была рассмотрена следующая проблемная ситуация: «Жизнь сложна, и эмоциональная сфера каждого здорового человека изменчива и многогранна. Даже в русских пословицах мы можем найти отношение народа, как к любви, радости, так и к гневу; ссоре. Но .как Вы можете объяснить присутствие в народной мысли таких разных по смыслу пословиц: «Больше дерутся, так смирнее живут», «Милые, бранятся - только тешатся» и «Худой мир лучше доброй брани (драки)», «Худое молчанье лучше доброго ворчанья»?

Студенты высказывали свое мнение, приводили аргументы и доводы, примеры из жизни, отстаивали свою точку зрения: - Валя Т.: «Лично я не вижу в этом никакого противоречия. Народная мудрость пытается объяснить многие сложные моменты нашей жизни. Первые две пословицы касаются отношений между мужем и женой, и как мне кажется, подчеркивают то, что наличие любви в семейной паре не разрушит ее ни при каких обстоятельствах и ссорах. А две другие пословицы все-таки призывают сохранять мир в человеческих взаимоотношениях». - Илья Е.: «На мой взгляд, «худой» мир ни к чему хорошему не приводит. Когда люди еле-еле сдерживают себя от ссоры, таят обиду или злость в себе, а при этом сохраняют спокойствие и «худо» улыбаются - это самое плохое в человеческих отношениях. Я не люблю неискренность и стараюсь выяснять истинное отношение к себе». Показателем эффективности лекции служила работа большинства студентов и высокая степень этой активности. Так, на каждой лекции, длительность которой составляла один час, находилось по десять-пятнадцать человек, желающих высказать свою точку зрения по основным проблемам. По мере углубления в учебный материал у студентов развивалась убежденность относительно актуальности проблем культуры общения, готовность следовать общепризнанным нормам общения. Семинарские занятия были направлены на дальнейшее проникновение в конкретную проблематику человеческого общения и ее осмысление. Этому содействовали проведение дискуссий по наиболее важным вопросам, выступления студентов с докладами и последующее их обсуждение, а также выполнение заданий. Учебная дискуссия применялась нами как для закрепления знаний, полученных на лекции, так и для приобретения новых, уточнения взглядов, позиций, укрепления или изменения мотивации, наработки конкретных техник межличностного общения и стимулирования интереса к рассматриваемым вопросам. Дискуссии на семинарских занятиях проводились в двух вариантах: в одних случаях студенты были ознакомлены с предстоящей темой дискуссии, имели возможность подготовиться к ее обсуждению, подобрать соответствующий материал, в других случаях - тема дискуссии озвучивалась непосредственно на самом занятии, и преподаватель с помощью наводящих вопросов активизировал студентов к обсуждению проблемы. .В первом варианте дискуссии были похожи на студенческие мини-конференции: студенты выступали с небольшими сообщениями, выискивали схожесть и различие точек зрения, приводили взгляды знаменитых личностей, подготовленные факты из научных публикаций и жизни. Приведем для примера фрагмент дискуссии на тему «Чаша добра и зла в современных человеческих отношениях». - Таня В.: «Значит, современные люди страдают мнимой «культурностью» и более жестоки?». - Евгений М.: «Человек - существо биологическое и имеет многие черты .животного: ненависть, ревность, страх. Однако, он не чувствует страха, когда причиняет другому зло, он чаще боится наказания по закону, моральное осуждение его не пугает. Современные межличностные отношения мне кажутся джунглями, где тот, кто сильнее, старается съесть того, кто слабее. И сегодня актуальны слова Ф.М. Достоевского «Весь современный мир находится во власти страшной болезни, а поэтому все люди этого мира одинаково нуждаются в нравственном исцелении. Мир стоит на пороге нового неизвестного будущего. В прежнем своем виде он не может существовать - и в то же время пути к этому будущему еще неизвестны никому». - Сергей Ж.: «А мне видится чаша весов добра и зла без преобладания зла в общении между людьми. Мне кажется, что человек одинаково открыт как добру, так и злу. В каждом из нас есть природная способность к дружбе, коллективному единству. - Ольга Г.: «Я согласна с тобой. Не следует считать, что.люди по своей природе плохи, просто человечество плохо воспитано. Поэтому люди по большей части живут в состоянии конфликта, а не в состоянии доверия и сотрудничества. Один человек сказал: «Люди страдают дефицитом моральности - большой позор современной цивилизации и большая помеха подлинному прогрессу». Другой пример: тема дискуссии задалась на самом занятии -«Межличностное общение и XXI век». Студенты находили ответы на следующие предлагаемые преподавателем вопросы: Меняется ли характер общения между людьми в историческом времени? У Каковы главные признаки современного российского общения между людьми? Что изменилось по сравнению с прошлыми столетиями, десятилетиями XX века? Какие традиции и ценности общения остаются вне времени? Как влияют СМИ и новые информационные технологии щ на межличностное общение? Каковы основные тенденции изменения современного российского общения между людьми? Каким оно будет через несколько десятилетий? Что необходимо делать для улучшения межличностных отношений и снижения -агрессии в обществе? Перенесение проблем культуры общения на современную российскую почву человеческих взаимоотношений способствовало возникновению интереса студентов к характеру общения российских людей, побудило задуматься о причинах проявления неуважения к окружающим многих сверстников и о способах повышения «человечности» в межличностном общении. Вот некоторые высказывания участников дискуссии:

Похожие диссертации на Педагогические условия повышения уровня культуры общения в студенческой среде