Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Былкова Светлана Викторовна

Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края
<
Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Былкова Светлана Викторовна. Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/256

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы освоения музыкальной культуры младшими школьниками 14

1.1. Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая основа освоения музыкальной культуры в различные исторические эпохи

1.2. Особенности развития музыкального восприятия младших школьников 34

Глава 2. Теория и практика освоения младшими школьниками музы кальной культуры родного края 56

2.1. Сущность и содержание понятия "музыкальная культура родного края" 56

2.2. Особенности практического освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края 79

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (на при мере Московского региона) 110

3.1. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня освоения младшими школьниками музыкальной культуры Московского региона 112

3.2. Ход и результаты экспериментальной работы по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (формирующий и контрольный этапы) 127

Заключение 139

Библиография 142

Приложения 160

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап духовного развития нашего общества характеризуется повышенным интересом к истории страны, ее культуре, традициям, фольклору, имеющим неповторимое своеобразие в разных местностях. В этих; условиях изучение музыкальной культуры\родного края в школе приобретает особое значение (фольклор, произведения композиторов). Наряду с достижениями мировой и отечественной музыкальной культуры материал родного края целесообразно более активно вводить в учебно-воспитательный процесс школы как один из важнейших каналов патриотического воспитания:

Несмотря; на ценность и высокохудожественность музыкального материала родного края, который мог бы быть использован, он не занимает должного места в учебно-воспитательной работе школы, не отражен во многих региональных программах, слабо представлен в методической литературе, учебных пособиях. Наряду с этим следует отметить, что материалы по литературе, истории, геофафии, живописи родного края с успехом применяются в общеобразовательной школе на уроках и внеклассных занятиях. Между тем краеведческий музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закрепленности является действенным средством развития личности ребенка, условием формирования его культуры, воспитания как гражданина и патриота.

Возможность более активно; включать материалы по музыкальной культуре родного края в практику воспитания и обучения появилась в последние годы в связи с принятием государственных образовательных стандартов школ, колледжей, вузов, в которые, наряду с федеральным, включен национально-региональный компонент. В рамках национально-регионального компонента музыкальная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного и музы-

4 кального развития учащихся.

Особенность музыкальной культуры родного края определяется спецификой региона, географическими, природными, социальными условиями, этническим; своеобразием и личностными качествами композиторов, исполнителей, слушателей, образовательной и просветительской жизнью края. Проблемы изучения и использования музыкальной культуры родного края в воспитании подрастающего поколения требуют объединения усилий ученых, преподавателей вузов и школ, сотрудников музеев и архивов, различных общественных и образовательных организаций.

Музыкальному педагогу общеобразовательной школы, по справедливому утверждению Б.В:Асафьева, необходимо'быть "теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом". Он ориентировал:педагога-музыканта на постоянное пополнение собственных знаний; в том числе, в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края.

Проблема воспитательно-образовательного потенциала музыкальной культуры родного края исследовалась.педагогами, психологами, искусствоведами. Необходимость изучения музыкальной культуры как источника становления; личности обосновали Б.В.Асафьев- Д.СЛихачев. Концептуальные подходы к содержанию, формам, методам использования краеведческого музыкального материала в воспитании, обучении и развитии личности обосновали Б.С.Штейнпресс, М;А.Этингер, Л:З.Корабельникова. В исследованиях АН Малюкова, ВА.Салеева идр. национально-этническое самосознание характеризуется как один из основных признаков, жизнедеятельности этноса, обуславливающий развитие его духовной культуры. Ученые подчеркивают, что самосознание формируется, когда человек начинает ощущать себя представителем нации, опираясь на такие признаки, как общность языка, психологического склада, условий жизни и, что особенно важно для нашего исследования, общность культуры.

Формирование музыкальной культуры школьников рассматривается в современных исследованиях в неразрывном единстве с введением детей в мир общечеловеческих ценностей, прежде всего, в культуру и традиции своего народа (А.ГЛарионова, Т.Б.Гальцева, Ш.Х.Гусейнова).

В качестве основы формирования музыкальной культуры исследуется развитие восприятия музыки у младших школьников. Проблеме музыкального восприятия посвящены исследования Э.Б.Абдуллина, М.Г.Арановского, Л:Л.Бочкарева, Л.С.Выготского, А.Л.Готсдинера, Д:К.Кирнарской; В.В.Медушевского, Б.С.Мейлаха- Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина и др. Однако в современных исследованиях сделана попытка, изучить только условия восприятия музыкальной культуры школьниками: особенности самой музыки, психо-социальные характеристики слушателя (Д.К.Кирнарская). Это дает основание сделать вывод о том, что процесс развития восприятия музыки родного края у младших школьников: практически не изучен.

Таким образом, обнаружились. противоречия между: признанием особой ценности музыкальной культуры родного края в личностном, нравственном становлении ребенка, необходимостью использования материалов по музыкальной культуре родного края в процессе воспитания и обучения младшего школьника и отсутствием научно-педагогических материалов, базирующихся на материале региональной культуры; недостаточной изученностью музыкальной культуры родного края и потребностью в новом учебном материале для общеобразовательной школы.

Теоретическое изучение и анализ ситуации в образовательной практике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками.

Объект исследования - воспитание младших школьников на материале музыкальной культуры родного края.

Предмет исследования - педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края на внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования. Музыкальная культура родного края является важным средством развития младших школьников. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие. Процесс освоения музыкальной культуры родного края будет протекать более эффективно при следующих условиях:

- включения, особенно, во внеклассную работу, музыкального материа
ла родного края в силу его наглядности, доступности, близости к музыкаль
ным интересам ребенка, локальной закрепленности;

разработанности учебно-методического обеспечения на материале местной музыкальной культуры;

применения комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками; использования различных форм знакомства с материалом, применения высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности;

понимания учителем важности освоения музыкальной культуры родного края как основы для дальнейшего личностного и музыкального развития ребенка в триединстве следующих компонентов восприятия: эмоциональность, осознанность, интерес:

Задачи исследования:

  1. Раскрыть содержание и сущность понятий - "музыкальная культура родного края", "освоение музыкальной культуры родного края".

  2. Определить исходный уровень и выявить динамику освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края в процессе опытно-экспериментальной работы.

3: Разработать теоретическую модель освоения музыкальной культуры

7 родного края, базирующуюся на ее восприятии детьми.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем целесообразность и обоснованность модели; выявить педагогические условия эффективного освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Методологическая основа исследования: теоретические положения отечественной педагогики о воспитании, обучении и развитии школьников (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А.Н.Джуринский, Г.МіКоджаспирова, С.А.Козлова, ВІВ.Краевский, М.А.Лукацкий; ВіАСластенин и др.); передовые педагогические концепции эстетического воспитания и преподавания искусства в школе (В.В.Корешков, Н.М.Конышева, А.Н.Малюков, Б.М.Неменский и др.); концепция массового музыкального воспитания (Д.Б.Кабалевский); труды по теории краеведения (П.В.Иванов, Д.С.Лихачев и др.) и музыкальному краеведению (Е.К.Карпова, Т.Ю.Куперт, Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М^А.Этингер); труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Е.АБодина, Л.А.Рапацкая, Л.В.Школяр и др.); положения общей психологии и психологии искусства по вопросам восприятия (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, Р.С.Немов, В.И.Петрушин, А.Н.Сохор, Г.С.Тарасов, Б.М:Теплов, Г.М.Цыпин, и др.)» идеи музыкознания (Б.В;Асафьев, Р.И.Грубер; Л:З.Корабельникова, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Н.Ф.Финдейзен и др;).

Источники исследования. В диссертации использованы материалы Музея истории г. Москвы, Центрального музея музыкальной культуры им. МіИ.Глинки, фондов библиотеки* Союза композиторов; Москвы, музея Московской государственной консерватории; им. П.И.Чайковского, Государственного Академического Большого театра РФ. Ценными источниками исследования послужили: центральная и местная печать, встречи с музыкантами Москвы и их родственниками.

Методы исследования; В процессе исследовательской работы нами применялись следующие методы: изучение теоретической литературы по проблеме исследования; изучение материалов архивов музеев и:библиотек; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование); тестирование; педагогическое наблюдение и самонаблюдение, обобщение педагогического опыта работы с учащимися и студентами педагогического колледжа; количественные и качественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование осуществлялось в начальных классах общеобразовательных школ г.Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230), педагогическом колледже № 6 г.Москвы, Московском городском педагогическом университете, в рамках курсов ФППК МГПУ. Выборка контингента испытуемых: 300 учащихся начальных классов общеобразовательных школ Московского региона, 75 студентов педагогического колледжа, 9 методистов колледжей по педагогической практике, 20 учителей музыки общеобразовательных школ.

Этапы исследования. На первом этапе (1997-2000 г.г.) проводилась предварительная внеклассная опытно-педагогическая работа на музыкальном материале родного края в общеобразовательных школах, педагогическом колледже № 6 г. Москвы; собирался материал по музыкальной культуре Москвы в процессе встреч с известными музыкантами и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

На втором этапе (2000-2001 гг.) анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования; определялись теоретические подходы к решению проблемы; уточнялись методологические основы* исследования; изучался педагогический опыт развития музыкального восприятия младших школьников.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) разрабатывалось содержание опыт-

9 но-экспериментальной работы: учебный материал по музыкальной культуре родного края для внеклассных занятий в начальной школе; проводилось констатирующее обследование уровня освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников контрольной и экспериментальной групп; осуществлялись формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап (2003-2004 гг.) посвящен і анализу и обобщению данных опытно-экспериментальной работы; формулировке выводов и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования.

Обоснована необходимость целенаправленного включения музыкального материала родного края во внеклассную работу в целях личностного развития младших школьников.

Сформулировано определение музыкальной культуры родного края как совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, втом числе в учреждениях культуры и образования края.

Определены сущность и содержание понятия - освоение музыкальной культуры родного края: комплексный процесс отражения в сознании ребенка явлений местной музыкальной культуры на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

Внесен вклад в исследование музыкальной культуры города в результате встреч с известными музыкантами Москвы и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

Определены педагогические условия освоения младшими; школьниками музыкальной культуры родного края: опора на модель и основные компоненты процесса восприятия (эмоциональность, осознанность, интерес); использование разнообразных видов музыкального материала родного края во

10 внеклассной работе с учащимися; применение комплексной методики. Теоретическая значимость исследования.

- Проанализированы концепции освоения музыки в различные
исторические эпохи.

х - Разработана теоретическая модель освоения младшими школьниками <

музыкальной культуры родного края через ее восприятие.

Раскрыт педагогический потенциал музыкальной культуры родного края в ее личностно-развивающей направленности на ребенка.

Обоснована важность освоения музыкальной культуры родного края для дальнейшего овладения музыкальным искусством, а также для формирования духовной культуры ребенка.

Практическая значимость исследования.

Разработанные содержание, формы и методы освоения; младшими
школьниками; музыкальной культуры родного края могут успешно исполь
зоваться на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися, в учрежде-
* ниях дополнительного образования, в профессиональной подготовке ив сис-

теме повышения квалификации учителей. Обозначено перспективное научно-практическое направление для дальнейших исследований в области музыкальной культуры г. Москвы и Московской области.

Обоснована и экспериментально проверена комплексная методика освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников, основанная на: общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе "Методика
^ музы кального воспитания" для студентов педагогических колледжей; в раз-

работках внеклассных занятий по музыке для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Результаты исследования целесообразно включить в учебные пособия, хрестоматии педагогического репертуара и др.

на музыкальном материале родного края для школ Московского региона.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения;

  1. Сущность музыкальной культуры родного края, являющейся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения, состоит в совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, использованию этих ценностей, в том числе, в краевых учреждениях культуры и образования.

  2. Освоение музыкальной культуры родного края понимается нами как комплексный процесс отражения в сознании человека явлений местной музыкальной культуры (профессиональной: и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

  3. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структураv которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес. Развитию активного восприятия музыкальной культуры родного края у младших школьников в значительной степени способствуют следующие педагогические условия:

- опора на-, теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющей собой взаимодействие компонентов (музыкальная культура родного края, характерные особенности реципиента - жителя региона, восприятие музыкальной культуры родного края как основа ее освоения;

использование таких видов школьного музыкального материала родного края, как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах края и др.

применение комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение концертов и др.), освоении высоко художественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности учащихся:

4. Освоение музыкальной культуры родного края является благоприятным фактором для личностного развития младших школьников в целом и освоения ими ценностей отечественной и мировой музыкальной культуры при условии реализации следующих принципов: связь музыки с повседневной жизнью ребенка, доступности-для него музыкального содержания и форм, их локальной закрепленности и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения работы на кафедрах: методики начального обучения, истории и теории музы кии музыкального образования Московского городского педагогического университета; через; выступления автора на научно-практических конференциях: "Дни науки в МГПУ" (2001), "Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе "педколледж - университет" (2002), "Учимся,мастерству" (2002), "Методическая подготовка учителяїначальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования'»' (2003), "Дниінауки в МГПУ" (2003), "Эффективный-учитель" (2004); через публикации материалов по теме исследования; во;время» чтения лекций на ФППК МГПУ для учителей школ и колледжей г.Москвы; в процессе педагогической деятельности автора в Московском педагогическом колледже № 6,

13 а также в общеобразовательных школах г. Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, за-
* ключения, библиографии и приложений.

*

Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая основа освоения музыкальной культуры в различные исторические эпохи

В процессе освоения произведений музыкального искусства начальным и основополагающим, видом деятельности человека является восприятие. Именно успешность восприятия создает благоприятные условия для таких основных видов музыкальной деятельности, как исполнение и творчество; а значит, эффективным будет процесс музыкально-эстетического воспитания школьников, что является целью музыкального образования.

Вопросы восприятия музыкального материала учащимися разного воз раста, психологических: особенностей работы над текстом и; интерпретацией изучаемого произведения, активизацией восприятия\ при анализе музыкаль ного текста, развитие сопереживаниями сотворчества.на уроках музыки изу чали такие психологи, музыковеды и педагоги, как: Э.Б.Абдуллин, Е.В; Александрова, Ю.Б.Алиев, Л.С.Выготский, Г.М:Готсдинер; Л.С.Давыдова, А.Н:Леонтьев, Ф.В.Малухова, В.В.Медушевский; М.П.Миронова, Н.К.Миронова, И:Е.Молостова, Е.Г.Назайкинский, Г.И.Панкевич, В.И.Петрушин; Я.А.Поддяков, Л.С.Самсонидзе, М.А.Смирнов, Н.Н.Суворов, К.В;Тарасова, Л.А.Тарасова, Б.М.Теплов; К.А.Цатурян; В.С.Цуккерман, Г.М Цыпин, Д.Б.Эльконин и др.

Проблемам восприятия музыки уделялось большое внимание еще со времен античности. Например, учение Пифагора (вторая,половина VI века ч начало V века до н.э.) и его последователей: пифагорейцы усматривали в му зыке сущность бытия - "музыку сфер", разлитую во Вселенной. "Музыка сфер" представлялась ими как способ упорядочения мира, способ приведения в соответствие Земли, Неба и человека. Ухо обычного человека не в силах воспринять мощное звучание "гармонии сфер" - мощное потому, что вызвано движениями столь огромных тел. Нередко утверждается, что пифагорейская эстетика основана на "мистике чисел". Но все эти мистические толкования отражали стремление греков найти аналогии процессом музыкального звучания на всех уровнях мироздания. Соответствие "абсолютного идеаль ным числам" (1,.2,.3,4, в сумме составляющие 10) элементов природы и отношений, лежащих в основе консонансных интервалов, завораживало пифагорейцев, которые следовали в своих воззрениях древневосточным культурам, в первую очередь - древнеегипетской:

Если для пифагорейцев характерно внимание к акустической, физической стороне восприятия; то у мыслителей более позднего времени; на первый план выходит его ценностная, эстетическая сторона. Так, связь музыкального восприятия и нравственного начала в человеке Аристотель устанавливал через понятия "движение" и "энергия". Он писал: "Почему из всех объектов нашего чувственного мира эстетические свойства заключаются только в тех объектах, которые мы воспринимаем посредством слуха? Не потому ли, что только объекты, воспринимаемые путем слуха, сопровождаются движением? А эти движения пробуждают в нас энергию; а энергия есть признак этического свойства". Всякое музыкальное движение, то есть динамические характеристики музыки; по Аристотелю, несет некоторое содержание. Зрение дает нам только общую форму предмета, не всегда и не у всех вызывающую эмоции, в то время как в мелодиях самих по себе уже содержится воспроизведение характера.

Особенности развития музыкального восприятия младших школьников

Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние не, только на эмоциональное, но и на интеллектуальное развитие ребенка; Последнее і связано с тем что музыка несет в себе не только эмоции, но : и і огромный І мир идей, мыслей, образов, а также обусловлено спецификой искусства как формы отражения действительности. Одно из свойств искусства - это образное видение мира. Художественный образ рождает в сознании воспринимающего музыку человека ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает индивидуальный смысл. При восприятии младшими школьниками музыкального художественного образа возникающие ассоциации приобретают едва ли не центральное значение.

ЛС.Выготский подчеркивает творческий характер восприятия: "... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний»и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляют психологическую основу искусства музыки".1

Как известно, в философии! понятие "развитие" рассматривается; как вид движения, то есть изменения (причем і качественного, а не количественного). Развитие характеризуется тремя признаками: Во-первых, - некоторое; множество качественных изменений. Во-вторых, - качественные, в основном, необратимые изменения: В-третьих, - направленные изменения системы: Отсюда следует: "развитие есть качественные, в основном, необратимые, направленные изменения системы. Направленность, изменений» может иметь следующие: векторы: прогрессивный регрессивный; и горизонтальный (пример последнего - химия, биология). Развитие может иметь различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную и другие".1

Развитие человека: - это процесс становления І и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой- процесс физического, умственного и нравственного роста человека: Однако, развитие человека не сводится лишь к количественному изменению заложенных от рождения и унаследованных признаков. Главным являются качественные изменения в организме и психике человека, которые: происходят под влиянием: домашней и социальной среды, воздействия окружающих человека людей. Общение и взаимодействие с: людьми способствует развитию человека, приобретению опыта социальных контактов; обогащению его жизненного опыта.

Противоречия между возникающими; под влиянием объективных факторов потребностями человека (начиная от простых, физических, материальных потребностей, кончая высшими, духовными) и возможностями их удовлетворения и являются движущими силами развития человека. Потребности человека определяют мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование личности, отражающей социальную сторону его совершенствования, его общественную сущность. Таким образом, выделяются два основных фактора, влияющих на развитие человека: биологический и социальный:

Исследуя проблему развития восприятия в историческом аспекте, мы видим, что почти во все времена (вплоть до девятнадцатого века) она была; тесно связана с формированием практических навыков овладения искусством . А значит, необходимым условием развития восприятия является постепенное обучение навыкам владения средствами искусства. В двадцатом веке восприятие произведений искусства стало пониматься как активный, творческий процесс, в котором участвуют познавательные способности человека, его эмоции и интеллект (Б.М.Теплов; Е.В.Назайкинский). Важный момент процесса восприятия - чувственное познание.

Сущность и содержание понятия "музыкальная культура родного края"

Основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, человек развивается на основе общения с культурой и вносит в нее свое, новое.

В настоящее время существует несколько сот определений категории "культура", как довольно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине гигантского по масштабам понятия, так и довольно простых, которые можно найти в любом словаре; Чтобы получить самое общее представление о том, что такое культура, полезно, прежде всего, обратиться к этимологии, то есть происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово "cultura" первоначально означало "возделывание земли"; Позднее в трудах Цицерона (45 год до нашей эры), уже встречается его расширительное и переносное использование "cultura animi", что можно перевести как "обработка, совершенствование души". Со временем, в романских и других языках слово "культура" начинает употребляться и в многочисленных и близких значениях: "воспитание", "образование", "умение", "почитание", "развитие" и т.п.

Постепенно в XVIII в. понятие культура начинает входить в научный обиход. Так, Ф.Бэкон говорил о "культуре умов", о "людях рождения и воспитания". Метафора становилась привычной, пока не стала восприниматься прямо и непосредственно. Затем, слово культура все чаще использовалось при характеристике общих процессов развития. Таким образом, данное понятие имеет свою многообразную и запутанную историю. В России слово культура начинает упоминаться в первой половине XIX века, не имея особого распространения, но уже позже, в 80-е годы получает достаточно широкое распространение. В.Даль определяет культуру в своем "Толковом! словаре" как "...обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать вместо обрабатывать, возделывать, образовать". Как видно, значение то же, что и в западноевропейских языках. Наряду с культурой в этот же период формируется и приобретает самостоятельное значение термин цивилизация, означающий общее состояние общества, уровень воспитания, в противовес дикости и варварству ив данном случае он совпадает со значением слова культура.

В XX в. появляется ряд дисциплин и наук, рассматривающих и; изучающих культуры и культуру: это - этнология, этнография, культурная и социологическая антропология, культурология, социология культуры\ и философия культуры. Существуют различные концепции в понимании, и, следовательно, определении культуры. К ним относятся следующие высказывания западных ученых: "„.культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом;из знаний, верований; искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек,. усвоенных человеком как членом общества". "Культура- это социально унаследованный комплекс способов; деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". "Культура ... это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции), независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях".4 "Культура.,- это социологическое обозначение для научного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых: клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем; обучения у взрослых людей". "В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга".

Проведение констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня освоения младшими школьниками музыкальной культуры Московского региона

Руководство музыкально-краеведческой деятельностью- студентов и младших школьников осуществлялось нами в 1997-2001 годах в процессе преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом колледже №6 и проведения педагогической практики студентов в начальных классах, внеклассной музыкальной работы в общеобразовательных школах №61, №590, №712, № 106 Г, № 1230 г.Москвы. Проводились внеклассные беседы, лекции-концерты, викторины на музыкальном материале родного края, музыкальные экскурсии по Москве; посещались концерты и спектакли в Московской консерватории; Московском доме композиторов, Музыкальном театре им. Н.Сац и др. Младшие школьники под нашим руководством, а также, студенты посещали концерты в рамках фестиваля "Московская осень"; оперу Е.Ботярова "Леснянка и Апрель" в Большом зале Московской консерватории, концерты организованные Московским союзом композиторов: "Встречи в декабре" (детская хоровая музыка), "Сезоны Татьяны Смирновой" (для учащихся и родителей); Музыкальные вечера памяти композитора Владимира Блока. В рабочую программу обучения студентов колледжа в рамках факультативного курса "Музыка" автором был включен; раздел "Музыкальная культура г.Москвы".

Осуществляемая с 1997 года І ПОД руководством автора студентами \ педагогического колледжа №6 внеклассная музыкально-краеведческая работа в процессе педагогической практики в общеобразовательных школах №61, №590, №712, №1061 г.Москвы рассматривалась автором как метод вовлечения студентов (т.е. будущих учителей) в музыкально-краеведческую работу в школе, а также как формы подготовки к ней.

В процессе руководства внеклассной музыкально-краеведческой работой студентов нами ставились следующие задачи: - познакомить учащихся с имеющимися в нашем городе музыкальными театрами, музеями, концертными залами; - рассказать о музыкальных учебных заведениях г.Москвы; - сообщить о музыкальных фестивалях и конкурсах, проводимых в Москве; - познакомить с музыкальными коллективами, исполнителями, композиторами, чье имя тесно связано с музыкальной культурой г.Москвы. - подготовить материал по музыкальной культуре Москвы и Московской . области и на его основе выработать учебный музыкальный материал родного края. - определить теоретические и методические основы применения музыкального материала родного края в школе. - найти формы и методы применения музыкального материала родного края в школе во внеклассной работе. В процессе этого этапа экспериментального исследования были использованы такие методы, как: интервьюирование; анкетирование; педагогическое наблюдение за учащимися; ведение педагогического дневника; тестирование; контрольные задания; сравнительный анализ; беседы с музыкантами (композиторами исполнителями) и с сотрудниками музеев, библиотеки Союза композиторов Москвы, учителями, учащимися; изучение материалов фондов библиотек и музеев, а также личных архивов музыкантов; опытно-педагогическая работа.

Для определения наиболее эффективных путей применения музыкального материала родного края во внеклассной работе со школьниками необходимо выявить показатели существующей учебно-воспитательной работы, направленной на освоение музыкальной культуры родного края в школах. Для этого был проведен опрос учителей музыки общеобразовательных школ, ме то листов колледжей по педагогической практике, а также был обобщен опыт внеклассной музыкально-краеведческой работы диссертанта. Мы ставили перед собой следующие задачи: . - определить, знакомы ли учителя: с музыкальной культурой родного края. - определить, насколько необходим и интересен музыкальный материал родного края для учителей музыки общеобразовательных школ; - определить наличие репертуарных сборников по материалу родного края, а также методических пособий по его применению.

На основе этих задач была « составлена анкета Г, предназначенная- для: учителей Московского региона (см: приложение 1).

Анкетированием- было охвачено 20 учителей музыки общеобразовательных школ г.Москвы и Московской области (№№370, 45, 590, 702, 527, 61, 712, 1061, 1230, №3 г.Лыткарино, №1 г.Красногорска), 9 методистов педагогических колледжей г.Москвы.(№3, №6, №7, №14, №18) занимающихся практикой студентов в начальной школе: Результаты анкетирования (см. таблицу 1, приложение 2) выявили: с одной стороны, недостаточность количества и разнообразия репертуара детской! музыки, а с другой стороны - невозможность использования нового музыкального материала родного края. Большинство учителей проявляют интерес к музыкальной культуре родного края (89,6%), хотят использовать этот материал в своей работе, однако он им мало известен. Практически все учителя высказались за необходимость создания сборников, содержащих музыкальный материал родного края, методических рекомендаций для его применения, программ ознакомления учащихся с музыкальной культурой родного края:

Похожие диссертации на Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края