Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников средствами художественной культуры региона 13
1.1. Художественная культура как средство формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников 13
1.2. Гуманистические ценностные ориентации учащихся как цель художественного воспитания личности школьника 35
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманистических ценностных ориентации старшеклассников на основе художественной культуры региона
2.1. Методика формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона 58
2.2. Организация исследования 87
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентации 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ 163
- Художественная культура как средство формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников
- Гуманистические ценностные ориентации учащихся как цель художественного воспитания личности школьника
- Методика формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона
Введение к работе
десятилетия XX века внесли коренные изменения в картину мира. Известные научные и технические открытия, вызвавшие освоение новых видов энергии, материалов, автоматизацию производства, выход человека в Космос, активно вовлекают все человечество в постиндустриальную или научно-техническую цивилизацию.
Коренные изменения в жизни человека и общества внесла информационная революция, связанная с развитием знаний как ресурса: развитие средств трансляции и тиражирования информации при помощи телевидения, видеосистем, компьютеров, электронной почты и т.д. Средства массовой информации (СМИ) сблизили страны и народы, прочно вошли в быт современного человека, меняя его образ жизни, мышление и поведение не всегда с положительным значением.
Переход общества в качественно новое информационное состояние обострил потребность в более «тонком» познании личности, возникла необходимость помочь каждому молодому человеку стать субъектом собственной жизни, реализовать стремления к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения и поведения. Все это делает проблему педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентации школьников не просто актуальной задачей, но и социально-значимой характеристикой учебно-воспитательного процесса любой школы, любого воспитательного учреждения.
Современные психолого-педагогические исследования ориентированы на то, чтобы ответить на один из важных вопросов нашего времени: какие смысловые и жизненные установки должны измениться в культуре информационной и техногенной цивилизации, чтобы преодолеть духовно-нравственный кризис и выйти на новый «виток» цивилизационного развития, ориентированный на человека как высшую ценность бытия. На первый план в
4 осмыслении путей и способов преодоления кризисного состояния выдвигаются не экономика, политика и т.п., а культура, сам человек как биосоциальное и духовное существо, способное к самоусовершенствованию, обновлению самого себя по мере того, как ему удается познавать мир.
Примером этому могут быть изменения традиционных ценностей и возникновение новых, стремительно нарастающие требования духовно-нравственного возрождения, восстановления преемственности поколений и потребности выработки концептуальных основ в ценностных ориентациях человека и человечества.
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась важная проблема - регионализация образования и воспитания. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной структуры требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным особенностям края, региона, области.
На этом фоне возникает острая необходимость изучения путей и педагогических условий повышения эффективности формирования гуманистических ценностных ориентации, на основе обучения и воспитания детей на местном материале, используя, в широком смысле слова, прикладную и художественную культуру региона.
Степень разработанности проблемы.
В современной научной литературе имеется значительное количество работ, изучающих общие закономерности культурных процессов, связанных с ними особенностей формирования ценностных ориентации школьников.
Важнейшими в разработке теории нравственных ценностей и духовных ориентации человека являются труды отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И, Анцьгферовой, Л.С. Выготского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, В.Н. Мясищева, З.И. Равкина, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Сагатовского, В.Г. Сайко, В.П. Тугаринова, Ч.А. Шакеевой,
5 Н.В. Шубкина, Д.Н. Узнадзе, Н.З. Чавчавадзе, Д.Б. Эльконина и других. Общим в исследованиях этих ученых выступает признание духовно-нравственных ценностей важнейшими регуляторами социально значимого поведения человека.
В общей теории культуры раскрываются способы ее сохранения как накопленного социального опыта и как условий адаптации человека к социальной среде (И.Г. Арзаканьян, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, М.А. Розов, М.А. Фролова и др.).
Вопросы нравственного воспитания рассмотрены в общетеоретических работах отечественных ученых-педагогов как прошлого, так и современного периодов: Н.И. Болдырева, Б.Т. Лихачева, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой, К.Д. Ушинского, И.Ф. Харламова.
Деятельность человека, вопросы его самоактуализации на основе ценностных ориентации раскрыты в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Розова и др., ими определяется смысловое содержание понятий «ценность», «ценностные ориентации», их природа, структура и классификация.
Наибольший интерес для нас представляют работы по проблемам формирования ценностных ориентации учащихся с использованием художественной культуры, представленные исследованиями СИ. Гессена, М.С. Кагана, Ю.А. Лукина, Э.С. Маркаряна, Л.А. Рапацкой, Э.В. Соколова, А.П. Сидельникова, Л.Н. Столовича, 4-А. Шакеевой; искусствоведами и педагогами Алтайского края: С.А. Ан, СМ. Будкеева, Н. Енышшой, В.И. Матиса, Г, И. Прибыткова и др. Культурологический подход этих исследователей является актуальным для общеобразовательных учреждений, при этом формирование ценностных ориентации школьников на основе художественной культуры определяется как ценностно-смысловое, где культура личности выявляется как некая целостность, включающая в себя
оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации, отношений, позволяющая индивиду развиваться в гармонии с культурой, миром, с самим собой.
Значительный интерес по данной проблеме представляют труды зарубежных ученых (М. Вебер, К. Клакхон, Д. Ли, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Т. Парсонс и др.).
Как показывает проведенный анализ научной и методической литературы все еще слабо исследованы специфические особенности процесса формирования гуманистических ценностных ориентации школьников на основе художественной культуры региона, недостаточно раскрыты сущность указанного процесса, его внешние и внутренние причины; нет единого научно-обоснованного подхода к уровням формирования ценностных ориентации учащихся на основе художественной культуры региона, к морально-педагогической оценке их поступков и дел. Несмотря на усиление интереса учащихся к культуре своего народа, отсутствует целостное рассмотрение педагогического процесса формирования гуманистических ценностных ориентации школьников в учебной и воспитательной деятельности. В этой связи возникло противоречие между необходимостью формирования гуманистических ценностных ориентации учащихся средствами художественной культуры региона и отсутствием содержательной методической основы этого процесса в теории и практике общеобразовательной школы. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентации школьников на основе художественной культуры региона.
Целью исследования является разработка теоретических основ методики формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона.
Объект исследования; формирование гуманистических ценностных ориентации школьников в среднем общеобразовательном учебном заведении.
Предмет исследования: процесс формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников средствами художественной культуры региона.
Гипотеза исследования основана на том, что результативность формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона будет успешной, если:
ведется целенаправленное формирование компонентов гуманистических ценностных ориентации школьников в учебно-воспитательной деятельности;
реализуются специально разработанные программы изучения художественной культуры региона, методы воспитания (анализ и самоанализ, соблюдение народных традиций и уважение к ним, синтез положительного опыта и др.) и формы организации воспитательной деятельности (коллективное творческое дело, занятия старшеклассников в системе дополнительного образования, совместные выезды с концертами, народные праздники и т.д.);
осуществляется взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности школьников на специально структурированном материале художественной культуры региона (спецкурсы, семинары);
о обеспечивается развитие мотивационной сферы формирования гуманистических ценностных ориентации учащихся в единстве с теоретическим знанием и использованием их в практической деятельности.
В соответствии с целью, гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы и исходные положения, образующие теоретическую основу процесса формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона и определить ее значение в становлении и развитии личности.
Выявить уровни сформированности гуманистических ценностных ориентации старшеклассников на основе особенностей их содержания и структуры.
Осуществить диагностику гуманистических ценностных ориентации учащихся и определить динамику их развития.
Разработать и реализовать в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных учебных заведений научно обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования гуманистических ценностных ориентации школьников на основе содержания художественной культуры региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составили;
на общефилософском уровне: положения о человеке, как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.Г.Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.);
на общенаучном уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Асташова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин); общая теория учебной деятельности (Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин); вопросы нравственного воспитания (И.П. Подласый, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, К.Д. Ушинский); системный подход (В.П. Кузьмин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.);
q концептуальные подходы отечественных и зарубежных ученых по
вопросам художественной культуры, основополагающие положения в области
теории ценностей, гуманистических ценностных ориентации
(К. А. Абульханова-Славская, И.С. Кон, Д. Ли, Д.А. Леонтьев, М. Рокич, К. Роджерс, Ч.А. Шакеева и др.).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, нами использовался комплекс общефилософских методов исследования:
- анализ и синтез, историческое и логическое; общенаучных методов:
- анализ философской, эстетической, культурологической и психолого-
педагогической литературы, беседы с учителями и школьниками, интервью-
шкалирование, создание педагогических ситуаций, метод независимых
характеристик, опытно-экспериментальная работа как ведущий эмпирический
метод исследования; наблюдение, сравнение, обобщение, моделирование;
методы изучения гуманистических ценностных ориентации учащихся: опрос,
беседы, тестирование, анкетирование, включение в совместную деятельность;
методы изучения подготовленности педагогов к работе со школьниками по
формированию гуманистических ценностных ориентации средствами
художественной культуры - анкетирование, опрос учителей, изучение
школьной документации; качественный и количественный анализ полученных
данных, математический метод обработки результатов педагогического
эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования.
В эксперименте приняли участие 522 школьника старших классов и 96 учителей средних школ № 1, 4, 17, 20, школы-гимназии № 11 г. Бийска, а также Бийского лицея.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1998 -2000гг.) - поисково-теоретический, предусматривал анализ литературы (психолого-педагогической, философской, методической) по теме исследования, анализировалось содержание художественной культуры региона, влияющей на процесс формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников.
Второй этап (2000 - 2002гг.) - опытно-экспериментальный, на котором выявлялись эффективные пути формирования гуманистических ценностных ориентации учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, где диссертант руководил педагогической практикой студентов, проводились беседы, анкетирование среди учителей и учащихся, проведен сравнительный анализ
10 особенностей формирования ценностных ориентации школьников с разным уровнем их развития, разработана и апробирована методика формирования ценностных ориентации.
Третий этап (2002 - 2003гг.) - заключительно-обобщающий, на этом этапе систематизировались результаты экспериментальной работы, сформулированы выводы и осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем,
их научная новизна и теоретическое значение:
- выявлены уровни развития гуманистических ценностных ориентации
школьников;
определены этапы процесса формирования гуманистических
ценностных ориентации старшеклассников и логика развития их отдельных
компонентов (мысли, чувства, поведение). Характеристика этапов
основывается на экспериментально-опытных данных взаимодействия учащихся «
старших классов в процессе деятельности в различных ситуациях и
соответствующих условиях сформированности ценностных ориентации;
разработаны теоретические основы методики формирования
гуманистических ценностных ориентации школьников средствами
художественной культуры региона, способствующие динамике развития
личности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
критериев, конкретных показателей и методики выявления уровня
'» сформированности гуманистических ценностных ориентации; создана
региональная программа, способствующая процессу формирования
гуманистических ценностных ориентации школьников средних і
общеобразовательных учебных заведений; разработаны рекомендации и
!
1 предложения по совершенствованию деятельности средних
11
общеобразовательных учреждений региона по формированию
гуманистических ценностных ориентации учащихся на основе художественной
культуры края.
Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений в ходе лекций, семинарских занятий, в процессе преподавания курсов «Мировая художественная культура», «Культурно-досуговая деятельность» при повышении квалификации работников образования.
Целесообразно внедрение методических рекомендаций в деятельность учреждений культуры (музыкальной школы, музыкального училища, школы ИЗО и т.д.) по изучению художественной культуры края учащимися. Полученные результаты дают возможность разработать новые концептуальные подходы к дальнейшему совершенствованию системы обучения и воспитания школьников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам, объекту и логике, репрезентативностью выборки, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, качественным и количественным анализом полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование гуманистических ценностных ориентации школьников на основе художественной культуры региона представляет собой педагогически поэтапный процесс, с использованием программ изучения художественной культуры, методов воспитания и форм организации воспитательной работы, в процессе которого возникает и развивается мотивационно-поведенческая устойчивость, согласованность единства компонентов формирования гуманистических ценностных ориентации школьников: личностной позиции, чувства долга, ответственности, патриотизма и т.п.
2. Становление гуманистических ценностных ориентации учащихся
происходит в контексте взаимосвязи педагогических, социально-педагогических, психолого-педагогических условий.
Процесс формирования гуманистических ценностных ориентации учащихся старших классов средствами художественной культуры Алтайского края состоит из пяти этапов, в основе каждого из них лежит его интегральная характеристика как результат развития нравственной потребности старшеклассников.
Реализация педагогических условий к содержанию и организации деятельности и общения учащихся (осмысленность деятельности, ее проблемность; наличие интереса к деятельности и общению и т.д.) способствует успешному процессу формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона.
Методика формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников на основе изучения материала по художественной культуре края повышает стимулирование познавательной самостоятельности, творческой активности учащихся, их ценностных ориентации.
Апробацию и внедрение результатов исследования осуществляли в виде выступлений на международных научно-практических конференциях (Барнаул, 1997; Новосибирск, 1997; Санкт-Петербург, 1998), на всероссийской конференции (Челябинск, 1998), на межрегиональной конференции (Новочеркасск, 1998), на региональной конференции (Горно-Алтайск, 2000), на межвузовских конференциях (Бийск, 1998 - 2003гг.), на заседаниях кафедры педагогики в Бийском педагогическом государственном университете (1999 -2002гг.), семинарах аспирантов и учителей г. Бийска (1999-2002гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 217 наименований, из них 11 на иностранном языке и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 6 рисунков. Общий объем диссертации составляет 180 страниц.
Художественная культура как средство формирования гуманистических ценностных ориентации старшеклассников
Рассмотрение проблемы формирования ценностных ориентации средствами художественной культуры стало общепринятым в теории и практике воспитания. Художественная культура является основной характеристикой детерминант общественного бытия человека. В культуре получают свое проявление, практическую реализацию ценностные ориентации, обусловливающие «автономию» личности и способствующие формированию их саморегуляции.
Как показывает теоретический анализ научной литературы, культуру изучают многие науки (история, археология, культурология, психология, этика, в некоторой степени - педагогика и др.), и каждая дает ей свое определение, поэтому не случайно их насчитывается до пятисот, универсального, принятого всеми определения этого понятия нет.
В философии понятие «культура» употреблялось уже в античные времена. Слово «культура» (cultura - от cultus - почитание, возделывание, обрабатывание) изначально связано с уходом, облагораживанием земли для удовлетворения человеческих потребностей, а позже, в переносном смысле, с уходом, улучшением телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека.
Античные мыслители «культуру» тесно связывали с одно-порядковыми словами «человечный», «цивилизованный». Цицерон говорил о «культуре ума», у Вергилия «культура» включает в себя обживание мира людьми. Человек, воздействуя на природу своим трудом, меняет облик своего окружения, меняется и сам. «Культура» Вергилия уже наполнена красотой, искусством. Стоики (Марк Аврелий, Сенека) в нравственности видели душу культуры и высшую ценность.
В средние века культура ассоциируется с признаками личного совершенства, поощряются высокие человеческие качества: благоговение перед женщиной, учтивость и т.п.
Философы эпохи Возрождения провозгласили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.
В эпоху Просвещения возникла «критика» культуры и цивилизации, противопоставляющая испорченности и моральной развращенности культурных наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития. Эта критика была воспринята немецкой классической философией, «придававшей ей характер общетеоретического осмысления противоречий и коллизий буржуазной цивилизации».
В XIX веке сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б. Тэйлор. В его понимании «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [178, с. 1]. Он отождествлял культуру с цивилизацией, четко раскрывая при этом самое содержание культуры. Под культурой современности им понимается все то, что создается людьми, в отличие от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, вся творческая деятельность людей во всем ее многообразии, во всей многогранности. Цивилизация же — один из периодов в истории культуры.
В работах зарубежных ученых культура рассматривается с религиозных, идеалистических и материалистических точек зрения.
Гуманистические ценностные ориентации учащихся как цель художественного воспитания личности школьника
Современные исследователи утверждают, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих человека и общество, прежде всего потому, что ценности выступают интегративнои основой жизнедеятельности как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, наконец, для человечества в целом.
Проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентации является одной из важнейших проблем современных философских, социологических и психологических исследований. Вместе с тем, сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия «ценность», в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.
Изучение вопроса формирования ценностных ориентации учащихся в большой степени определяется раскрытием сущности понятия «ценность», для чего нами был использован системно-структурный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы.
Анализ исследований (ВТ. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин, В.А. Василенко и др.), посвященных этой проблеме, показывает, что имеются различные взгляды на определение понятия «ценность». Это обусловлено тем, что данная категория выражает сложную структуру взаимопонимания между различными объектами материального и духовного мира [129].
Социальные ценностные представления (идеалы), при всей своей значимости, не могут быть познаны непосредственно. Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов служат зафиксированные в культуре их предметные воплощения. Ценностные идеалы - и в этом состоит их основная функция — императивно взывают к своей реализации, воплощению в действительность. Ценностные идеалы реализуются лишь посредством человеческой деятельности, причем воплощением их может выступать либо сам процесс деятельности — деяние, - либо объективированный продукт деятельности - произведение. Совокупностью таких произведений -объективированных форм существования ценностей - выступает материальная и духовная культура человечества. Культура есть именно реализованная, воплощенная ценность, а не сама ценность как таковая или «факт + ценность». Она есть такое «сущее, которое таково, каким оно должно быть» [187]. Такое определение, применимо, на наш взгляд, и к человеческой деятельности, в которой осязаемо воплощаются многие нравственные, политические и другие ценностные идеалы.
Ни один предмет материальной и духовной культуры, воплощающий общественный ценностный идеал, сам по себе ценностью не является. Его «ценностная предметность» является качеством, проявляющимся лишь в процессе функционирования этого предмета в системе общественных отношений. «Ценностная предметность есть результат всего процесса общественной практики и воспроизводится только этим процессом» (9;47). С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы, в соответствии с этим переоцениваются и предметно воплощенные ценности.
Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром, они побуждают человека к их реализации через осуществление соответствующей деятельности, направленной на насыщение и дезактуализацию потребности. Личностные ценности же представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы.
Методика формирования гуманистических ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона
В рамках задач нашего исследования мы исходим из понимания ценностных ориентации как интегрального свойства личности, объединяющего в своей структуре мысли, чувства, переживания, готовность к действию с реальным поступком.
Ценностные ориентации формируются в деятельности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса как нравственно-ценностная активность и самостоятельность, т.е. субъектность. Для ценностных ориентации характерно, что они возникают не только при наличии объекта, но сами «заставляют» личность искать объект ценностей. Как результат осознания личностью этих ценностей возникают мотивы, выступающие как психологическая причина поведения. Исходной точкой анализа для нас выступает содержание ценностных ориентации как «потребность гуманиста». В этой связи необходимо определить мотивационные тенденции ценностных ориентации как потребностей в ценностном отношении.
Опытная-экспериментальная работа по формированию гуманистических ценностных ориентации осуществлялась на основе постоянного учета и анализа диагностических данных. Основополагающей являлась идея о том, что целью педагогического управления изучаемым процессом является повышение степени субъектности личности, увеличение доли саморегуляции при решении задач по формированию ценностных ориентации. Эта цель может быть достигнута лишь в том случае, когда ученик активно участвует в деятельности и общении, что выполнимо при условии отношения к нему воспитателя как к субъекту. Одновременно и сам учитель находится как бы в двойной роли субъекта и объекта взаимодействия. Иногда учителя испытывают воздействие со стороны учащихся ничуть не меньше по силе, чем сами воспитанники.
Движущими силами формирования при этом выступают противоречия между требованиями к организации деятельности и общения и мыслям, чувствам, поведению воспитанника и его возможностью соответствовать этим требованиям. Противоречие между менее ценными в нравственном отношении мотивами деятельности, общения, взаимодействия и более ценными, соответствующими объективным ценностям окружающего мира, обусловливает становление нравственно-ценностной мотивации и лежит в основе формирования ценностных ориентации личности.
В своем исследовании мы исходили из того, что то или иное соотношение и содержание компонентов ценностных ориентации приводит к разным по своей нравственной ценности мотивам. Новизна нашего подхода и состоит в том, что нравственно-ценностную мотивацию мы рассматривали с позиции адекватной взаимосвязи трех компонентов противоречивого единства как ценностной ориентации.
К сожалению, в современной образовательной системе уделяется незначительное внимание изучению художественной культуры региона. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть плана определяет минимальное количество часов на изучение той или иной области знаний. Так, например, на изучение художественной культуры, в том числе и искусства, в восьмых классах выделяется лишь два часа в неделю, а в 9-11 классах - совсем не выделяется. В некоторых школах края изучение местного материала (средняя школа № 4) включено в виде отдельных тематических блоков (литература - «Наш земляк В.М. Шукшин», география - «Природа родного края», изобразительное искусство — «Художники Алтайского края»), в программах других учебных дисциплин даются рекомендации по привлечению материалов края (русский язык, история в средней школе № 17) и не более. В некоторых школах города и сел данной тематике не уделяется внимание вовсе (средняя школа № 20, п. Первомайский и т.д.).
Анализ всего комплекса базовых учебных программ общеобразовательных школ г. Бийска позволил увидеть следующее:
в разных учебных программах содержатся сведения об истории, природе Алтайского края, гораздо реже встречаются разрозненные сведения о культурном наследии, включаются, но не часто, курсы по художественной культуре края;
отсутствует система по формированию ценностных ориентации школьников средствами художественной культуры региона; при фрагментарном введении материала художественной культуры в уроки материал носит вспомогательный, иллюстрирующий, конкретизирующий характер, но не формирует систему знаний, необходимых для формирования ценностных ориентации учащихся.