Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Этнокультурная направленность образования в национальной гимназии .
1.1. Теоретические основы содержания этнокультурного образования . 12
1.2. Специфика Калмыцкой национальной гимназии как инновационного образовательного учреждения . 36
Выводы 85
ГЛАВА II. «Система работы инновационного образовательного учреждения по обеспечению этнокультурной направленности образования»
2.1. Организационно-педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в национальной гимназии . 87
2.2. Этапы реализации этнокультурного содержания образования в национальной гимназии . 172
Выводы 193
Заключение 194
Библиография 198
Приложение 214
- Теоретические основы содержания этнокультурного образования
- Специфика Калмыцкой национальной гимназии как инновационного образовательного учреждения
- Организационно-педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в национальной гимназии
- Этапы реализации этнокультурного содержания образования в национальной гимназии
Введение к работе
Актуальность:
В современной ситуации развития образования наблюдается тенденция роста «этничности». Этнокультурным парадоксом называют исследователи противоречие между всплеском национального самосознания и недостаточной разработанностью данного аспекта образования. Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и породили повсеместный интерес к своим корням у отдельных личностей и целых народов. Этническое возрождение, получившее широкое отражение в научно-педагогических исследованиях, является характерным феноменом второй половины двадцатого века.
Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования привело к изменению «конфигурации» российского культурно-образовательного пространства в 90-годы XX в. Принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании», основными положениями которого являются приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона, потребностей его жителей в приобщении к этнической культуре, а через нее к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур. В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее востребованных проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом. Последнее нуждается в человеке, характеризующимся интеллектуальной свободой, высоким нравственным потенциалом, хорошим эстетическим вкусом, пластичностью межличностного, межнационального и социального общения. Развитие всех этих качеств в достаточно массовом масштабе невозможно без
создания эффективной системы образования, реализующей потенциал этнической культуры.
В условиях многонационального Российского государства, построенного по этнорегиональному принципу, необходимо выделить и постоянно учитывать удовлетворение этнокультурных потребностей личности в сфере образования. Эффективная система использования этнической культуры, в тесном единстве с этнологией, философией, культурологией, психологией, этнопедагогикой, как раз и обеспечивает национально-культурный фундамент российской государственности.
Проблема формирования ценностей этнической культуры как важной составляющей личности учащихся, неразрывно связана с формированием национального самосознания, являющегося предметом исследования психологов (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р.А.Максимов, В.С.Мерлин, В.В.Столин, И.Н.Чеснокова и др.), этнографов (А.Г.Агаев, Ю.В.Бромлей, Л.М.Дробижева, В.И.Козлов, Г.В.Шелепов и др.), философов (Арнольдов, С.Н.Артановский, Э.А.Баллер, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соколов и другие), в работах которых выявлены ценности национальной культуры и закономерности влияния на социально-культурные, политические, экономические процессы в обществе.
Этнокультурное образование как педагогическая система базируется на современных концепциях дидактики и личностно-развивающего образования, представленных в работах В.И.Андреева, Е.В. Бондаревской, Д.В.Вилькеева, Б.С.Гершунского, В.А.Караковского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, Н.Д.Никандрова, М.М.Поташника, В.В.Серикова, М.Н.Скаткина, В.К.Шаповалова и других.
Исследование роли народных традиций, обычаев в воспитательной и образовательной деятельности школы, начатое К.Д. Ушинским, продолжено в работах таких ученых, как В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, О.Д. Мукаева, Я.И. Ханбиков и др. Нравственный, эстетический и др. аспекты этнокультурного воспитания средствами культуры рассматриваются в работах
Ш.А. Амонашвили, В.К. Бацина, Г.М., Борликова, Л.А. Воловича, Б.Т. Лихачева, А.Б. Панькина, Ф.Ф. Харисова. Новые подходы к решению проблем личностно-ориентированного образования как особому виду образования, обоснованы в трудах Е.В.Бондаревской, В.И.Данильчука, В.В.Зайцева, Е.А.Крюковой, Н.К.Сергеева, В.В.Серикова, И.Я Якиманской и др.
Исследования инновационной деятельности с точки зрения внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (Е.В. Бондаревской, М.К.Енисеева, В.В.Зайцева, В.Г.Максимова, В.М.Монахова, Н.Д.Никандрова, А.М.Саранова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, М.Г.Харитонова и др.).
При разработке этнокультурных компонентов содержания образования учитывались результаты исследований в области калмыцкой культуры и народной педагогики калмыков, педагогических возможностей калмыцкой национально-региональной системы образования (Г.А. Артаева, С.А. Даваев, Р.Б. Дякиева, 3.0. Кекеева, О.Д. Мукаева, Л.Н. Мукаева, СИ. Мургаева, А.Л. Полякова и др.).
Развитие национальной системы образования в Калмыкии основывается на реализации закона «О языках Республики Калмыкия», Указа Главы РК «О развитии национальной системы образования РК», где гражданам гарантируется свободный выбор языка, воспитания и обучения. Возрастает значение национальной политики в образовании, а именно в создании инновационных школ, выполняющих государственный и социальный заказ на воспитание и формирование личности-гражданина с развитым национальным самосознанием и одновременно поликультурным мышлением. В связи с этим возрастает роль исследований, в которых представлен опыт становления и развития инновационных учебных заведений с этнокультурной направленностью образования.
Этнокультурная направленность образования, как показывает опыт, в наиболее полной мере может быть реализована в национальной школе. Национальная школа и ее инновационный тип - национальная гимназия —
выступает как важнейший институт сохранения и развития этнической культуры, формирования национального самосознания, освоения детьми и молодежью ценностей родной, общероссийской и мировой культур.
Таким образом, анализ научной литературы и педагогической практики позволил отметить недостаточность теоретических и методических работ, отражающих специфику реализации этнокультурной направленности образовательного процесса в инновационных образовательных учреждениях и, соответственно, выявить противоречия:
между значительным личностно-развивающим потенциалом инновационных образовательных учреждений и недостаточным использованием их возможностей в реализации этнокультурного образования;
между тенденцией возрождения гуманистических ценностей (индивидуальность самоопределения, свобода, саморазвитие, сотрудничество) и фрагментарным включением идей национальной культуры в содержание и технологии работы педагогических коллективов инновационных образовательных учреждений;
между необходимостью внедрения современных моделей этнокультурного образования посредством создания инновационных школ (гимназий, лицеев), обеспечивающих высокий уровень этнокультурного развития личности и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса;
между необходимостью создания системы организационно-педагогических процедур становления этнокультурного образования в инновационных образовательных учреждениях и отсутствием научно обоснованной системы вхождения педагогического коллектива инновационных учреждений в пространство этнокультурного образования.
Данные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, состоящей в необходимости определения того, каковы организационно-педагогические условия становления системы работы инновационного учреждения, реализующего этнокультурное образование.
Цель исследования состоит в выявлении организационно-педагогических условий обеспечения этнокультурной направленности образования в инновационном образовательном учреждении.
Объект исследования: образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении с этнокультурной направленностью.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности в инновационном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: становление этнокультурной направленности образования как приоритетного направления деятельности педагогического коллектива инновационного образовательного учреждения (структуре национального образовательного пространства) будет эффективным если:
управленческие и организационно-методические структуры гимназии
будут ориентированы на обеспечение этнокультурной направленности
образования как приоритетного системообразующего направления
деятельности педагогического коллектива национального инновационного образовательного учреждения (гимназии);
будут разработаны, приняты коллективом и целенаправленно реализованы принципы отбора и включения в содержание образовательных областей гимназического образования элементов этнокультурного опыта;
будет систематически изучаться личностно-творческий потенциал и способности учащихся и осуществляться мониторинг условий и факторов гимназической среды, обеспечивающих становление этнокультурного опыта личности;
компоненты этнокультурного опыта, соответствующие возрастному генезису личности учащихся, будут включены в содержание гимназического образования на различных этапах его реализации и представлены в структуре образовательных областей и в содержании организуемого гимназией творческих видов дополнительного образования;
личностное развитие учащихся будет обеспечиваться системой
личностно-развивающих образовательных технологий (контекстных,
диалогических, имитационно-моделирующих, проектно-творческих,
ситуационно-событийных), обеспечивающих выявление, поддержку и реализацию личностного потенциала учащихся;
система управления образовательным учреждением будет ориентирована на методическое обеспечение и психологическую поддержку ориентации педагогов и учащихся на цели и ценности этнокультурного образования, реализация которых составляет миссию инновационного учреждения - национальной гимназии.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Обосновать содержание этнокультурного компонента гимназического
образования.
2. Выявить организационно-педагогические условия освоения коллективом
педагогов гимназии системы работы по реализации этнокультурного
образования.
3. Разработать и опробовать систему управленческой и методической поддержки образовательных инноваций, обеспечивающих этнокультурную направленность образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении (национальной гимназии).
Теоретико-методологической основой исследования стали работы представителей школ современной этнопедагогики, культорологии, психологии этноса, современные педагогические представления о взаимосвязях в учебно-воспитательном процессе, о теории познания и развития личности, психологии предметной деятельности, интеграции учебного процесса и методики проведения научных исследований.
В процессе исследования учитывались труды общеметодологического характера известных ученых-педагогов: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова, М.А.Данилова, И.К.Гончарова, И.Я.Лернера,
М.А.Скаткина, М.И.Махмутова, Л.А.Воловича, ВЛ.Беспалько, В.К.Шаповалова и др.
Методы исследования:
теоретические - анализ исторической, психолого-педагогической, методической, философской, социологической литературы по проблеме исследования с целью анализа основных понятий, категорий и изучения состояния исследуемой проблемы в науке и практике;
экспериментально-диагностические - наблюдение, беседа, психодиагностика учащихся;
формирующий эксперимент - опытно-экспериментальная работа с целью апробации организационно-педагогических условий формирования этнокультурного образования; методы корреляционного анализа и математическая обработка результатов исследования.
эмпирические — методики, позволившие определить уровень включения учащихся в этнокультуру.
Достоверность результатов исследования обусловлена
методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их соответствием тенденциям развития современной педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов логике исследования; корректной теоретической разработкой и экспериментальной проверкой на практике основных положений; реальным положительным результатом в целостном педагогическом процессе; применением соответствующих предмету методов обработки данных, полученных в ходе эксперимента с опорой на инновационную практику.
Научная новизна исследования заключается в обосновании исторической обусловленности, миссии и специфики этнокультурного образования в национальной гимназии. Образовательная система гимназии выступает как интегратор инновационных преобразований в национально-региональном образовательном пространстве, задает образцы новаторской педагогической деятельности с этнокультурной ориентацией. В исследовании
показана логика и условия становления инновационного образовательного учреждения - национальной гимназии, развитие которого обеспечивается системой организационно-управленческих, культурно-содержательных, технологических аспектов целостного образовательного процесса в инновационном учреждении. Выявлены организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения с этнокультурной направленностью, среди которых - разработка и внедрение в практику принципов построения этнокультурного компонента гимназического образования; моделирование этнокультурной образовательной среды в гимназии в соответствии с ситуационно-событийной моделью усвоения этнокультурного опыта учащимися в учебном процессе в системе творческих видов дополнительного образования: применение инновационных -контекстных, проектных, диалогических и др.; мониторинг становления этнокультурной направленности личности учителей и учащихся гимназии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие принципов отбора содержания и технологий организации этнокультурного образования, в раскрытие возможностей его реализации в инновационном образовательном учреждении (гимназии). В исследовании существенно дополнено представление об этнокультурной миссии гимназии в структуре национально-регионального образовательного пространства, об инновационном развитии образовательного учреждения, в основе которого лежит овладение педагогическим коллективом новой сферой образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и внедрены в практику организационно-педагогические условия становления национальной гимназии как инновационного учреждения, реализующего миссию лидера национально-региональной системы этнокультурного образования. Разработан комплекс учебно-методических пособий и программ по этнокультурному образованию для общеобразовательных школ различных профилей. Результаты исследования
могут быть использованы на курсах повышения квалификации для педагогов национальных классов, для руководителей инновационных образовательных учреждений национальных регионов Российской Федерации.
Апробация результатов исследования осуществлялась через их представление и обсуждение на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета, выступления на ежегодных конференциях учителей. Основные положения диссертации докладывались на Международной (Элиста — 1997, 2001, Санкт-Петербург - 2006), Всероссийской (Элиста - 1999), региональной (Сочи - 2003, Ростов на Дону -2006) республиканских (2004, 2005) научно-практических конференциях. Результаты исследования обсуждались на курсах повышения квалификации, на педагогических советах в Калмыцкой национальной гимназии, через публикацию материалов в печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической педагогической деятельности соискателя (1994-2006гг.) в качестве заместителя директора и директора Калмыцкой национальной гимназии, в учебно-воспитательном процессе Калмыцкой национальной прогимназии - Калмыцкой национальной гимназии г.Элиста Республики Калмыкия, на курсах повышения педагогов национальных классов, на городских и республиканских семинарах педагогов по данной проблеме. Внедрение учебно-методических пособий и программ получило поддержку Учебно-методического Совета при Министерстве образования РК.
Теоретические основы содержания этнокультурного образования
Использование этнической культуры в образовании и воспитании учащихся, необходимость как можно более раннего и всестороннего приобщения учащихся к богатствам национальной, общероссийской, мировой культур в современной педагогике не подвергается сомнению, В последние годы проблема этнической культуры в образовательно-воспитательном процессе стала одной из наиболее острых проблем не только научной и практической педагогики, но и всего общества в целом,
В условиях острой социальной нестабильности человеку свойственно ориентироваться на духовные и культурные ценности своего народа, на что-то близкое, родное, В этой связи национальная культура представляется для большинства людей тем спасительным механизмом, способным сохранить целостность и упорядоченность окружающего мира, защитить от трудностей пореформенной жизни, так как успешно выполняет важные для каждого человека функции: 1) ориентирует в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задает общие жизненные ценности; 3) защищает не только социальное, но и физическое самочувствие. Необходимо отметить, что современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, как прежде. Многие элементы специфической национальной культуры размываются интернационализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Молодежь в значительной степени оторвана от традиций, поведение предков не рассматривается ею как модель, но, тем не менее, полного разрыва поколений не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями [167, с.24], Несмотря на все инновации, народам, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. При возрождении культуры этносов развиваются национальное самосознание и взаимопонимание между народами. Только взаимное согласие, сотрудничество людей разных национальностей, культуры, вероисповедания может выступить залогом содружества и мира на всей земле. Особенно остро стоит эта проблема в нашей полиэтнической России. Исходя из исторически сложившейся многонациональное населения России, также признавая, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности Российской Федерации, национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур. Российское образование конца XX в. характеризуется переходом к основательной качественной трансформации. Кардинальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, возникновению и распространению новой постиндустриальной философии и новых образовательных ценностей, мощной волне инноваций, охвативших образовательные системы всех без исключения уровней [151,9].
Во второй половине 1980-х годов, с началом перехода к демократическому и правовому государству, около 40 российских этносов обладали статусом государственно-политических субъектов. С отказом от характерного для СССР монополизма центра многие управленческие полномочия, в том числе в сфере образования, были переданы «на места». Реформирование школы осуществлялось по закону РФ «Об образовании», в котором ставились задачи защиты и развития национальных культур и обеспечения единства федерального образовательного и культурного пространства. Содержание образования структурируется в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта [87, с.114]. Происходящее изменение парадигмы образования с предметно-знаниевой на личностно-развивающую требует более пристального внимания к проблемам изучения образования как наследования культуры. Этнос неизбежно включен во всемирную цепь культурных связей. Он не может существовать вне общечеловеческих условий развития, не взаимодействуя со всем спектром поликультурных отношений и традиций. При этом каждый этнос старается не утратить собственного своеобразия и неповторимости, наблюдается рост роли национально-этнического фактора в мировой истории, своеобразный «этнический ренессанс». В этих условиях представляется чрезвычайно важным сделать осмысленный выбор варианта развития российской системы образования вообще и многообразных национальных школ, в частности. [87, с.56].
Усиление этнокультурной направленности содержания общего образования привело к изменению «конфигурации» российского культурно-образовательного пространства в 90-годы XX в. Принятый в 1992 г. закон РФ «Об образовании» закрепил за каждым субъектом Российской Федерации право на построение содержания образования с учетом национально-культурных особенностей, географии и истории региона [69].
Одним из путей обновления содержания образования явился принцип регионализации. Как указывает В.К. Шаповалов, политико-рефлексивные установки региона и центра сходились на том, что «в новых условиях образование должно в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражать фактор региональное» [208, с.32.].
Парадигма развития отечественного образования потребовала учета многообразия факторов и механизмов федерализации и регионализации и установления новых соотношений с мировыми тенденциями развития. В содержание и профессиональную деятельность педагогов вошло понятие «национально-региональный компонент», включающий в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными социально-культурными факторами. Его освоение может помочь осознанию школьниками черт национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой культурой. Понятие НРК трактуется учеными и в узком -«обязательный минимум содержания основной образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации», и в широком смысле - «та часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры» [146, с. 121,267, с.11].
Этнокультурное обучение и воспитание учащихся осуществляется в соответствии с региональным компонентом стандарта образования. Предметы этой группы целостно представляют содержание национальной культуры, способствуют нравственному воспитанию учащихся на основе традиций, понятий и этнокультурных представлений своего народа и культур соседствующих народов. Центральное значение в обновлении содержания имеет принцип последовательности включения содержания различных культур, т.е. направленность содержания от национальной культуры к культуре народов страны и далее к мировой культуре.
Специфика Калмыцкой национальной гимназии как инновационного образовательного учреждения
В данном параграфе хотелось бы рассмотреть социально-политические, исторические предпосылки создания Калмыцкой национальной гимназии и ее специфику как инновационного учреждения, в которой через содержание образования реализуются этнокультурные потребности личности, семьи, этноса, общества.
Основными предпосылками создания национальной гимназии стали социально-политическая ситуация в нашей стране, исторические условия, повлиявшие на языковую жизнь калмыцкого этноса, современная образовательная ситуация, возникшая в конце 1980-х - начале 1990-х годов в России, и как в составной части - Калмыкии.
XX столетие характеризовалось разрушительным давлением на калмыцкий этнос, его культуру и язык. Калмыки дважды приближались к грани исчезновения. Сначала после революции 1917 года за годы гражданской войны было уничтожено две трети населения калмыков. В период депортации всего народа в Сибирь (1943-1957 гг.) погибло более 50% калмыцкого народа. За этот период была произведена трехкратная замена письменности, дважды уничтожалась этнически ориентированная система образования. А посредством насильственной депортации всего народа была разорвана естественная связь и преемственность поколений. Калмыцкий народ пострадал от сталинских репрессий, он долгие годы был оторван от своей малой родины. И беда не в том, что, постоянно находясь в среде русского народа, калмыки хорошо владеют его языком. Беда состоит в том, что, уже, будучи реабилитированными, калмыки не имели возможности решать проблемы преподавания и обучения калмыцкому языку, изучения собственной культуры. Официальная государственная концепция создания новой исторической общности -советского народа, принижение роли родного языка, откровенное забвение национальных его корней отразились на судьбе калмыцкого народа и его языка. Таким образом, сложные периоды российской истории разрушительно сказываются, прежде всего, на судьбе малочисленных народов.
Языковая политика - одна из важных проблем государства. Язык играет важнейшую роль в формировании сознания народа. Отношение к языку -родному или неродному - всегда выступает датчиком, четко реагирующим на глубинные социальные и социально-психологические процессы в обществе. Справедливая языковая политика государства - необходимое условие нормального развития общества в целом. Другими словами, все граждане должны иметь реальные возможности в овладении родным языком, языками внутригосударственного межнационального общения и иностранными языками. Только такая политика обеспечит реальное равноправие граждан, и будет способствовать развитию каждой конкретной личности. Посягательство хотя бы на один из этих компонентов ущемляет права человека, ибо ограничивает его потребности и, следовательно, препятствует самореализации в условиях современной действительности.
Однако это непреложное условие неоднократно нарушалось в нашей стране, в том числе и в Калмыкии.
Именно насильственная депортация всего народа в Сибирь, а после реабилитации - сужение сферы функционирования языка является одной из главных причин нынешнего критического отношения к прежней национальной политике. Язык забывался, все меньше и меньше употреблялся не только в официальных сферах, но и в быту. Прекращение преподавания в школах на калмыцком языке больно ударило не только по его развитию, но и существованию. Забывались народные обычаи, традиции, терялось чувство национального достоинства, самосознания.
Во всем мире существуют более 2500 самостоятельных языков, из них только 225 - письменные. К ним относится и калмыцкий язык.
До 20-х годов прошлого столетия калмыки пользовались собственной письменностью «Ясное письмо», который был основан великим ойратским ученым Зая-Пандитой. Более того, старописьменный калмыцкий (ойратский) язык был государственным языком Калмыцкого ханства, на котором создавались ханские эдикты, многогосударственная дипломатическая переписка, законы. Письменными памятниками калмыков наводнены книгохранилища, архивы Европы, России. Мало того, едва ли не первой в Европе на калмыцкий язык была переведена знаменитая индийская «Рамаяна». Однако действительность такова, что калмыки единственный этнос, у которого смена графики была произведена с 1926 по 1939 год трижды. Смена алфавита имела негативные последствия для развития калмыцкой культуры, ибо богатейший духовный фонд, зафиксированный вертикальной старокалмыцкой письменностью, оказался недоступен для народа. С того времени школу закончило несколько поколений, незнакомых с многовековым культурным наследием своего народа. Парадоксально, имея самобытные памятники литературы, как летописи, исторические хроники, родословные, калмыки оказались лишены исторического пласта духовной культуры, ценностей науки, философии, которые успели за несколько веков стать общими для всего буддийского мира.
Но все же наличие у калмыков определенных литературных традиций на старокалмыцком языке облегчило создание нового литературного языка. В последующие послевоенные годы калмыцкий литературный язык продолжал развиваться. Заметных успехов добилась художественная литература и периодическая печать, интенсивно развивалась общественно-политическая, учебная литература. Большая работа была проведена по научной разработке норм литературного языка. В то же время практика языкового строительства в Калмыкии показала, что некоторые общественные функции, присущие литературным языкам крупных народов, в калмыцком языке развиваться не могут. В частности, оказалось, нецелесообразно использовать калмыцкий язык в научных исследованиях, в вузах, в делопроизводстве и массовых мероприятиях в многонациональной аудитории.
Организационно-педагогические условия обеспечения этнокультурной направленности образования в национальной гимназии
Содержание образования, как следует из анализа дидактической литературы, выступая одним из основных средств и факторов развития личности, представляет собой особым образом организованную деятельность по освоению человеком социально-культурного опыта. Следовательно, для того, чтобы уже добытые этническим сообществом знания о природе, окружающем социуме, способах действия, социального поведения обеспечивали формирование картины мира, способствовали накоплению опыта творческой деятельности и отношений к себе, другим, необходимы определенные организационно-педагогические условия.
Под условиями в исследовательском процессе понимают разное. Учитывая, что речь в данном конкретном случае идет об образовательном процессе, фундаментом которого является этнокультурное образование, под условиями понимаем совокупность обстоятельств, в которых оно реализуется, обстоятельств жизнедеятельности субъектов, при которых оно способствует успешности формирования ценностных ориентации у учащихся на основе этнокультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к другим культурам, освоивших национальную культуру и культуры других народов региона, страны, мира. Стратегия перехода школы из состояния функционирования в состояние развития и саморазвития, т.е. от традиционной школы к инновационной, обусловлено действующим законодательством, согласно которому учреждения нового вида могут возникнуть тремя путями, один из которых создание, открытие нового образовательного учреждения-новостройки.
Калмыцкая национальная гимназия как созданное «с нуля» инновационное образовательное учреждение имело как положительные аспекты, так и столкнулось с трудностями. К положительным можно отнести моделирование гимназии без наличия проблем, перешедших «по наследству», формирование контингента учащихся, педагогов с учетом требований гимназии как инновационного учреждения, привлечение передовых учебно-методических, технических новинок, сотрудничество с учеными- педагогами в разработке модели прогимназии, гимназии и ее реализации. К трудностям относим процесс формирования коллектива, создание традиций гимназии, завоевание общественного мнения, подтверждение статуса поэтапно, отсутствие разработанного учебно-методического комплекса этнокультурного содержания. С созданием нашего учреждения была начата работа, целенаправленная деятельность, в основе которой необходимо было осмыслить, проанализировать существующий практический педагогический опыт по внедрению этнокультурного содержания образования. Необходимо было с помощью инновационной деятельности в форме опытно-экспериментальной работы сформировать этнокультурное содержание образования, найти эффективный путь целенаправленного конструирования целостного учебно-воспитательного процесса с целью формирования главной общественной ценности - целостной личности ученика.
Формирование видения будущего состояния школы - важная, творческая задача, решение которой предполагает опору на инновации, несущие, прежде всего структурные изменения и дающие возможность определить статус и назначение школы. Администрация гимназии и педагогический коллектив четко представляли модель того состояния гимназии, ради которого предполагалось осуществить в ней систему новообразований. Для этого, взяв за основу известные инновации по конструированию школы, создана модель образовательного учреждения в соответствии со следующей технологией конструирования: определили миссию образовательного учреждения; сформулировали цель, задачи и особенности педагогического процесса в выбранном типе образовательного учреждения; построили его структуру путем определения количества ступеней обучения, количества классов и особенностей педагогического процесса для каждой ступени обучения и оценки преемственности в содержании образования между всеми ступенями обучения. осуществили выбор и разработку учебного плана для выбранного типа образовательного учреждения, определили режим его работы. выделили сферы, в которой осуществляется новшество. По этому критерию можно выделить новшества в: содержании образования и воспитания (этнокультурная направленность); - технологии обучения и воспитания (методика УДЕ, коммуникативная методика преподавания языков и др.); организации учебно-воспитательного процесса (целостность, деятельностный подход, этнопедагогизация и др.); - системе управления и самоуправления (организация кафедр, творческих лабораторий по разработке учебно-воспитательного комплекса, служба консультаций, научно-методический совет, детских клубов и систем смоуправления); системе финансирования (стимулирование педагогов-экспериментаторов, доплата за создание языковой среды работникам гимназии и др-); - материально-техническом оснащении школы, учебно-воспитательного процесса (оборудование кабинетов этнокультурной направленности, лингвистики; эстетического центра и т.д.) - подборе кадров и системе повышения квалификации учителей (введение должности воспитателя-эджи, классного воспитателя, организация психолого-педагогической службы и др.). Создание Калмыцкой национальной гимназии как образовательного учреждения, которое должно было разрешить одну из главных проблем в республике Калмыкия - возрождение родного языка, национальной культуры посредством воспитания будущих поколений на духовно-нравственных, культурных ценностях калмыцкого народа, на ценностях российской и мировой культуры. В связи с этим, концепция гимназии определена, как инновационное образовательное учреждение, где создаются условия для воспитания личности с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности, готовую к созидательной, творческой деятельности, конкурентоспособной на образовательном и трудовом рынках Российской Федерации и мирового пространства.
Этапы реализации этнокультурного содержания образования в национальной гимназии
Экспериментальная работа по внедрению и апробации этнокультурного содержания образования проходила в Калмыцкой национальной гимназии.
На всех этапах исследования соискателем велась экспериментальная работа с учащимися, учителями гимназии, руководителями творческих коллективов, воспитателями, которая имела циклический характер и была повторена более двух раз, что позволяет судить о достоверности данных исследования и стабильности его результатов.
Первый этап (1995-2000 гг.) начался в годы функционирования национальной прогимназии. На этом этапе была теоретически обоснована и апробирована система национального образования в дошкольной и начальной ступенях с эстетическим уклоном, целостный учебно-воспитательный процесс по созданию условий для воспитания личности с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности: разработаны учебный план, создано методическое обеспечение ряда дисциплин, включенных в национально-региональный и школьный компоненты. Среди них пособие «Традиционное воспитание калмыков», «Методическое пособие по старокалмыцкой письменности», «Изучение эпоса «Джангар» в 1-4 классах». Отработана система диагностики, показывающая динамику включенности детей в национальную культуру, рост их интересов, потребностей в занятиях этнокультурных дисциплин, их активности в творческой деятельности. Выведена корреляционная зависимость между высоким желанием приобщения детей к национальной культуре и высоким уровнем подготовки к такой деятельности учителей.
В эти годы образовательное учреждение стало школой года России (1998 г.), ей был присвоен статус экспериментальной площадки - Министерства образования РК, оказывающей помощь ряду образовательных учреждений, занимающихся приобщением школьников к национальной культуре. Семинары и конференции, проводимые в прогимназии по обмену опытом, отчеты о результатах экспериментальной работы убедили соискателя в том, что наработанный опыт требует экстраполяции на другие образовательные учреждения Республики Калмыкия, а также создания II и III ступеней национальной гимназии.
Второй этап эксперимента (2001-2005 гг.) проводился в годы создания и функционирования гимназии. Гимназия, ставя задачу создания условий для формирования личности с высоким уровнем образования, ориентированного на общечеловеческие ценности, предполагает овладение ребенком не только культурой своего народа, но и знание культуры полиэтнического окружения и мировой культуры. На этом этапе была теоретически обоснована и апробирована система национального образования в основной и старшей ступенях. Определены компоненты содержания образования в основной и старшей ступенях: повышенное общеобразовательное образование, профильное образование, дополнительное образование. Разработаны учебный план, структура управления, модель системы воспитательной работы. Следовательно, разработка дополнительного образовательного компонента потребовала создания множества специальных курсов, творческих программ, учитывающих индивидуальную траекторию развития ребенка, в которой опора делается на развитое национальное самосознание, чувство сопричастности к российской и мировой культурам. Успешность деятельности гимназии определяется высоким кадровым потенциалом. Ежегодно на базе гимназии проводятся научно-методические семинары, где педагоги гимназии делятся опытом в области этнокультурного образования. За время экспериментальной работы гимназия становилась «Школой года России» (2003 г.), разработано 14 авторских программ, 6 учебно-методических пособий.
Высокое качество работы педагогического коллектива подтверждено результатами школьников на олимпиадах и конкурсах.
Необходимо отметить, что наше внимание было сосредоточено на самом субъекте, приобщения, т.е. гимназистах, ради развития их потенциала, становления личности - носителя культуры своего народа, Российской, общемировой культур, и организовывались учебно-воспитательный процесс национальной гимназии и работа педагогического коллектива.
Третий этап работы (2005-2006 гг.). На этом этапе осуществлялись анализ, оценка и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлялись оформление полученных результатов в тексте диссертационного исследования и определение перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Успешность экспериментальной работы во многом зависит от диагностирования комплекса отношений человека к этнокультурной, межкультурной и поликультурной действительности, знаний, умений, обеспечивающих накопление опыта этнокультурной деятельности. В основу диагностики лег генетико-моделирующий метод. Особенность и ценность этого метода заключается в возможности рассматривать различные этапы оперирования человеком полученной информацией с учетом влияния среды и воспитания. Кроме того, данный метод по своей сути является ни эмпирическим, ни описательным. Это метод создания модели процессов развития, что органично совпадает с национальной культурой, которая также является моделью человеческих эмоций, этнохудожественного язык. Понимая масштабность феномена включенности личности в национальную культуру и развития на ее основе личности, мы сосредоточили внимание на четырех показателях: 1. Развитие потребностно-мотивационной сферы учащихся к познанию этнокультуры; 2. Совокупность этнокультурных знаний, умений и навыков, опыт применения их в жизненных ситуациях; 3. Становление национального самосознания и стоящей за ним этнокультурной идентичности; 4. Воспитание межкультурной толерантности и поликультурных достижений. Для выявления степени усвоения учащимися национально-культурных и социально-исторических ценностей на основе анализа критериев, предложенных МА. Терентием, нами были выбраны интеллектуальный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический критерии. При разработке методики определения уровня усвоения национально-культурных ценностей внутри этих критериев мы выделили следующие показатели: интеллектуальный - наличие знаний по вопросам культурно-исторических ценностей народа; эмоционально-ценностный — личностное отношение к этим ценностям; деятельностно-практический — мотивированное использование их в процессе собственной практической деятельности.