Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Трубина Ирина Исааковна

Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа
<
Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Трубина Ирина Исааковна. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Кемерово, 1998 162 с. РГБ ОД, 61:98-13/1102-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема эстетического воспитания в теории и практике 11

1.1 Сущность и специфика эстетического воспитания личности 11

1.2 Изучение уровня эстетической воспитанности старшеклассников 20

1.3 Изучение социальной среды, влияющей на эстетическое воспитание учащихся 37

Выводы по первой главе 64

Глава II Пути и средства совершенствования эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа ... 67

2.1 Педагогическая модель эстетического воспитания школьников 67

2.2 Содержание эстетического воспитания, старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа 89

2.3 Эффективность формирования эстетической воспитанности старших школьников 105

Выводы по второй главе. 132

Заключение 134

Библиография 137

Приложение 146

Введение к работе

На пороге III тысячелетия наступает качественно новый этап в развитии общества. Первостепенными становятся и принципиально по-новому осмысливается экологические, научно-технические, информационные, политические, духовные и нравственные стороны жизни. Получают новое звучание и проблемы образовательной политики, основной задачей которой становится гуманизация всех звеньев системы обучения и воспитания школьников. Дефицит добра и милосердия, духовности и культуры, неразвитость эстетических чувств старшеклассников говорит о том, что самого пристального внимания взрослых заслуживают вопросы и проблемы нравственного и эстетического развития и воспитания.

Решающая роль в этом принадлежит новому педагогическому мышлению, высокоразвитому эстетическому сознанию учителя, его педагогической культуре. Необходимость осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе образовательной школы говорит о том, что пора расширить границы искусства в школе: от искусства двигаться, петь, рисовать, лепить - к искусству мыслить, чувствовать, жить.

Актуальность и необходимость совершенствования эстетического воспитания в общеобразовательной школе обусловлена тем, что именно школа раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, воспитывает творческое отношение к жизни, труду. В педагогическом процессе заложены богатые потенциальные возможности соединения всех факторов и средств эстетического воспитания в единой системе, целостности, комплексности и непрерывности, так как нигде кроме школы не найдем отрезок столь длительного времени для того, " чтобы передать каждому сегодняшнему ребенку наследство высокой духовной культуры родного народа и сделать его посредником культуры всего человечества", - замечает Б.М.Неменский (92,с.5).

Время придает эстетическому воспитанию его высоту и творческий смысл, углубляет содержание, расширяет границы, совершенствует формы, индивидуализирует и интеллектуализирует его. Выявление и раскрытие эстетических аспектов каждого учебного предмета, всей изучаемой науки или культуры ведет к пониманию красоты и гармонии окружающего мира, к восприятию его целостности. По- скольку эстетическое воспитание, как высшая форма духовности, вносит в любую деятельность живое чувство, живую мысль, то тем самым оно эмоционально окрашивает и как бы оживляет педагогический процесс, углубляя влияние эмоций и умножая их роль в познании. Педагогический опыт подтверждает мысль о том, что если.эмоции вяло участвуют в познании, то ученик не относит полученную ин формацию к себе, остается к ней равнодушным. Особая форма отношений ученика и учителя,, активизация эстетических начал, опора на внедрение искусства цомо- гают превратить социальные чувства в личностно-значимые и сделать позцание более прочным, целостным.. . .

Анализ педагогической литературы показал, что академическая эстетическая школа в России была достаточно сильна. Одно из направлений революционно-демократические, у истоков которого стояли В.Г.Белинский, НА. Добролюбов, Н.Г.Чернышевский. Все они в своих концепциях исходили из идей немецкого классицизма, В.Г.Белинский был ярый гегельянец, НХ.Чернышевский "шел" от Фейербаха, но знал Канта . Второе направление связано с революционно направленной философией (С.Н.Булгаков, Ф.М.Достоевский, Вл.Соловьев и др.). Третье направление - рационалистическое, которое развивали Н.А.Бердяев, Д.С.Мережковский, А.Шопенгауэр и др.

В советский период вышли фундаментальные монографии М.М.Бахтина, М.С.Кагана, О.В.Лармина, М.Ф.Овсянникова, практические и прикладные рекомендации по эстетическому воспитанию даны в работах Н.А.Дмитриевой, А.Г.Егорова,Н.И.Киященко,В.К.Скатерщикова и др.

Психологические и педагогические аспекты эстетической культуры разрабатывались М.Л.Вербом, Л.С.Выготским, Д.Б.Кабалевским, Н,А.Кушаевым, Б.Т.Лихачевым, И.Л.Люблинским, С.Т.ШацкимДІ.М. Якобсоном и др.

Особую роль в формировании современных подходов к эстетическому воспитанию играют концепции, разработанные Е.Б.Квятковским и В.М.Неменским. В концепции Е.В.Квятковского в качестве основного средства формирования эстетической культуры рассматривается эстетическое воспитание, обспечиваемое циклом гуманитарных и эстетических дисциплин; в концепции В.М. Неменского -средствами освоения искусства и художественно-творческой деятельности учащихся. Несмотря на различие подходов, эти концепции* на наш взгляд, не проти- воречат, а дополняют одна другую, убеждая, что вся работа по эстетическому воспитанию в современной школе должна строится в первую очередь на культурном наследии, традициях и художественном развитии учащихся. Авторы рассматриваемых концепций едины в мнении о том, что основу эстетической культуры должно составить общеэстетическое развитие учащихся, но расходятся в том, на каких этапах обучения и какими средствами оно должно достигаться. Е.В.Квятковский .отдает предпочтение литературе и другим общеобразовательным предметам, В.М.Неменский - искусству во всех его видах.

Проблему общекультурного развития учащихся в процессе эстетического воспитания в общеобразовательной школе путем активного взаимодействия комплекса искусств в урочной и внеурочной деятельности старших школьников рассматривали Э.Н.Горюхина, Н.И. Лисина, Г.П.Шевченко. Проблемы предметных связей .были раскрыты в трудах В.В.Неверова, Г.П.Шевченко, A.M. Федя и других. Они доказывали, что преодолеть разорванность и функциализм эстетического воспитания в учебном процессе можно лишь на основе обобщенных, интеграционных подходов к решению этой проблемы.

Недостаточная степень исследования проблемы эстетического воспитания, места воспитательно-образовательного процесса, перемены в стратегии образования и воспитания, значение личности в определении своего места и статуса, обращение к общечеловеческим ценностям и приоритетам обусловили тему нашего исследования. "Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа".

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа.

Объект исследования - эстетическое воспитание старших школьников. Предмет исследования - эстетическое воспитание старших шкодников в образовательных учреждениях инновационного типа. Гипотеза исследования: Нами выдвинуто предположение о том, что: - возрождение эстетического воспитания как фактора воспитания духовности и эстетической культуры возможно, если обосновано его содержание на основе следующих принципов: широты и разносторонности контактов с искусством; соответствие индивидуальных интересов школьников видам художественного творчества; последовательного сочетания классных и внеклассных занятий и др.; в эстетическом воспитании старших школьников в условиях образовательных учреждений инновационного типа можно достигнуть высоких результатов, если удастся осуществить функциональную зависимость между направленностью воспитательно-образовательного процесса и уровнем эстетической воспитанности -старшеклассников; г реализация модели эстетического воспитания возможна при создании благоприятных условий и морального климата для формирования потребностей в эстетическом воспитании среди учащихся и учителей; положительном воздействии эстетического воспитания на преподавание других предметов и др.; эффективность эстетического воспитания старших школьников возможна при условиях разработки междредметных связей; опоры на собственную художественно-творческую деятельность учащихся; установлении показателей и уровней эстетической воспитанности и т.д.

Задачи исследования:

Проанализировать проблемы эстетического воспитания личности в теории и практике.

Изучить уровень влияния социальной среды на эстетическую воспитанность старших школьников.

3. Определить педагогические пути и средства эстетического воспитания старших школьников.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию эстети ческой воспитанности старших школьников.

Методологической основой исследования является комплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы разных наук (педагогики, психологии, философии, эстетики, искусствоведения): диалектико-материалистическое положение о единстве и взаимодействии всех сторон духовной жизни разви-вающейся личности; диалектическую взаимосвязь потребностей и способностей в процессе развития; концепции эстетического воспитания, созданные педагогической наукой и практикой в процессе совершенствования современной системы образования в России.

Методы исследования;

Теоретические методы: анализ культурологических, эстетических, педагогических и психологических исследований по проблеме эстетического воспитания; теоретическое осмысление передового педагогического опыта по проблеме, моделирование эстетического воспитания и т.д.

Эмперические методы: наблюдения, беседы, опросы, анкетирование и тести-рование учеников, учителей и родителей, опытная работа, педагогический эксперимент и др.

Основная экспериментальная база - общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением предметов эстетического цикла и художественно- эстетическая гимназия № 25 г.Кемерова.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1993-1994) - изучение состояния проблемы эстетического воспитания в теории и практике, анализ современных подходов к поставленной проблеме, изучение исторического и зарубежного опыта по эстетическому воспитанию.

Второй этап (1994 - 1996) - опытно-экспериментальный. Проводилось анкетирование учащихся, учителей, родителей. Бьша разработана и экспериментально проверена педагогическая модель эстетического воспитания старших школьников.

Третий этап (1996 - 1998) - обобщающий. Был посвящен анализу и обобщению полученного исследовательского материала, уточнению модели эстетического воспитания. Осуществлялась проверка полученных результатов путем выступления на конференциях, публикация материалов по предмету исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: -определены условия, формы и методы совершенствования эстетического воспитания в условиях образовательных учреждений инновационного типа; разработана педагогическая модель эстетического воспитания в образовательных учреждениях инновационного типа; показана возможность сочетания методов, приемов и средств эстетического воспитания старших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности реализа- ции педагогической модели эстетического воспитания как основы организации работы по эстетическому воспитанию как в инновационных, так и в общеобразовательных школах разного типа.

Результаты исследования, основные выводы, -представленная программно-методическая документация мо.гут быть использованы при проведении курсовой переподготовки учителей, в качестве основы для планирования и составления программ, методической учебы погвопросам эстетического воспитания. .

На защиту выносятся следующие положения: - эстетическое воспитание - это процесс, связанный с пробуждением эстетиче ских чувств личности , с формированием эстетического сознания , с развитием эсте тических способностей, включенностью личности в эстетическую деятельность; - необходимыми предпосылками эстетического воспитания старших школьни ков являются: широта и разносторонность контактов с искусством; учет индивиду альных интересов школьников видам художественного творчества; последователь ное сочетание классных и внеклассных занятий, проведение их по программам со ставленным на основе единых принципов; совершенствование общей культуры и квалификации учителей школы и родителей учащихся. - особенности разработки педагогической модели эстетического воспитания заключаются: в соединении эстетического воспитания и образования; в интеграции различных видов искусств; в систематизации и преемственности содержания форм и методов; в индивидуализации эстетического воспитания; в творческой деятельности и самодеятельности; в сочетании различных форм эстетического воспитания; в вы соком профессионализме педагогов.

Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, сочетанием исторического и логического анализа, репрезентативностью эмпирического материала, воспроизводимостью результатов, сравнением практической деятельности и результативности деятельности школы.

Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов педагогического исследования, их репрезентативностью.

Апробация и внедрение результатов исследования;

Материалы исследования доложены и обсуждены на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, на научно-практических конференциях ("Выпускник-рынок-профессия - Кемерово, ноябрь 1994г.; "Социально-экономические и психологические условия непрерывного образования" - Кемерово, март' 1995г.; "Проблемы самоопределения молодежи в новых социально - экономических условиях" - Кемерово, ноябрь 1995; "Повышение квалификации и переподготовка, идеологических кадров как фактор развития общеобразовательной шко-лы"- Кемерово, декабрь 1996, "Развитие личности и проблемы непрерывного образования" - Новосибирск, октябрь 1997) , педагогических и методических советах учителей, на заседаниях педсоветов, изложены в публикациях автора. Изложение содержания проведенной исследовательской работы осуществлено в диссертационном .материале, который состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Сущность и специфика эстетического воспитания личности

Эстетическое воспитание направлено на формирование целостности .творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, цен- f ностно-ориентированную ее стороньї. Оно - деятельно, пронизьюает все сферы ; жизнедеятельности человека: и глубину мышления, и тонкость чувств, и характер изобретательности, и нравственные установки. Эстетическое воспитание все ох ватьгвает и определяет не только знания, но и характер человека. Анализ философской и психолого-педагогический литературы позволил нам выделить основные компоненты эстетического воспитания: эстетический интерес (56; 102; 134); эстетический вкус (11; 58; 113); эстетические потребности (112); эстетический идеал (33; 53; 74); эстетические отношения (11; 74); эстетические способности (75). (См. схему № 1) Наиболее полно разработанным . являются эстетические интересы , отношения, потребности, как компоненты эстетического воспитания. "В эстетическом интересе "избирательно" отражается, именно то что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием" (136, с.8). Эстетический интерес служит также существенным показателем эстетическо го отношения человека к миру, являющегося компонентом эстетического воспи тания, і Ряд отечественных авторов ( 11; 74; ИЗ ) на первый план выдвигают социальную обусловленность эстетических отношений. Н.А.Дмитриева,. В.А.Разумный, В.Н.Шацкая рассматривают эстетическое отношение преимущественно в психологическом аспекте, как способность восприятия и эмоциональных оценок и суждений о прекрасном(41; 106; 132) . В отечественной психолого-педагогической науке проблема эстетического отношения к красоте рассматривается в ряде работ ( 26; 75; 109 ). Эстетическое, отношение к прекрасному на высоком уровне развития тесно связано с эмоциональными переживаниями. На это указывали В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский (12; 121; 128 ). Эстетические отношения всеобъемлющи именно потому, что в них наиболее концентрированно выражается чувственно-эмоциональный опыт человечества. Он закрепляется в различных психических функциях человека (восприятие, чувства, вкус, память), в физиологических механизмах, в его стремление к полноте, гармонии жизни. Важным компонентом эстетического воспитания является эстетический вкус, представляющий сложный комплекс личностных проявлений и свойств. По мнению некоторых авторов , вкус может проявляться не только в избирательно-оценочном отношении к эстетическим объектам, но и в процессе созидательной деятельности человека. Они считают, что вкус - это не логический акт, а переживание; вкус позволяет чувственно различать и оценивать прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Нам представляется правильной позиция Скатерщикова В.Я. ( 113 ), который включает в структуру вкуса не только эмоциональный, но и рациональный компонент. Вкус тесно связан со взглядами, интересами, потребностями, но не идентичен им, поскольку названные компоненты побуждают к деятельности, а вкус, будучи отражением мировоззренческих позиций, реализуется в процессе восприятия и создания эстетических ценностей. На основе эстетического вкуса, эстетического интереса развиваются эстетические потребности. С.Л.Рубинштейн называет потребность основной побудительной,: силой деятельности (потребность.- деятельность - потребность)(109) . -А.Н.Леонтьев наоборот считает, что деятельность рождает потребность (деятельность - потребность - деятельность) (75) . А.Н.Семапшо полагает, что потребность в общем виде есть отражение противоречия между существующим и необходимым ! 2) . В зависимости от того, какая доминанта преобладает, он делит их на познавательные, эвристические, гедонистические и нравственные. В психолого-педагогической литературе раскрывается содержание и структура эстетических и художественных потребностей (107) . Ю.В.Шаров объединяет потребности в две основные группы: а) потребности в потреблении эстетических ценностей; б) потребности в деятельности, творчестве по законам красоты (131). В.М.Петров и У.Ф.Суна выделяют несколько уровней эстетических потребностей и, соответственно, несколько уровней приобщения личности к эстетической культуре (98). Благодаря эстетическим потребностям создается устойчивая внутренняя установка личности на активное, целенаправленное приобщение человека к миру прекрасного. Значительно помогает этому эстетический идеал, как высшее представление эстетической деятельности, как объект желаний, устремлений самого человека, который с достижением его связьюает удовлетворение своих существенных потребностей). Значимыми чертами идеала являются: а) целеполагание; б) организация деятельности и восприятия с точки зрения идеала; в) формирование идеала мыслителя, как специфический образ сознания. В современной литературе высказываются точки зрения о том, что идеалы принадлежат к миру социально-психологических явлений (42; 54). Оригинальное решение этого вопроса дает М.С.Каган. Сфера бытия, по М.С.Кагану, - сфера обыденного сознания. Автор уточняет различия между идеологией - высшим слоем общественного сознания и общественной психологией - ее низшим слоем, он считает высшей, адекватной формой выражения идеалов - образы искусства (54 ). "Искусство воплощает не мировоззрения людей в чистом виде, а ... слитное единство мировоззрения и мироощущения, убеждений и умонастроений, жиз ненных представлений и жизненных ощущений" (54, с. 162 В концепции М.С.Кагана , с нашей точки зрения, верно то, что; он: 1) определяет место идеала, относя его к сфере социально-психологической, и тем самым поднимает еще один из "неразрешенных" вопросов; 2) объясняет механизм общественной психологии; 3) раскрьшает механизм воздействия искусства с его важной и характерной чертой - "образной моделяцией". Активное участие человека в созидательной деятельности, в деятельности творческого характера невозможно без наличия у него соответствующих эстетических способностей. В самом общем виде способности можно определить как "внутренние условия его развития (111, с. 57 ), как "возможности для приобретения знаний и умений" (101, с. 11).

Изучение уровня эстетической воспитанности старшеклассников

За последние годы российское общество, находясь в глубоком социально-экономическом кризисе, утратило достигнутые позиции практически во всех сферах жизнедеятельности. К сожалению, не стала исключением и система воспитания и образования подрастающего поколения. Изменение ценностных ориентиров в жизни общества, более активное проникновение западной культуры, усложнение социально-экономической ситуации в стране не могло не сказаться на эстетическом развитии детей. Трудно без специальных исследований ответить, какие тенденции преобладают сейчас в эстетическом воспитании, каковы эстетические идеалы и потребности школьников, какова роль современной школы, родителей в эстетическом развитии подрастающего поколения. Мы ставили перед собой задачу выявить уровень эстетической воспитанности у современных старшеклассников. Для этого мы изучили: -уровень эстетической воспитанности школьников; -мнение об эстетическом воспитании (окружении) школьников; -потребности в эстетическом развитии; -мнения о формах и методах эстетического воспитания: Анализ полученных в ходе исследования данных проводился в соответствии с тремя субъектами исследования - школьники, родители, учителя. Всего нами было опрошено 198 старшеклассников общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением предметов предметно эстетического цикла и художественно-эстетическая гимназия № 25 г. Кемерово , в том числе: 40% опрошенных - юноши, ; 60%-девушки. Распределение по классам следующее: 8 класс - 13% учащихся 9 класс - 36%учащихся 10 класс - 26%учащихся 11 класс - 25%учащихся Для сравнительного анализа с целью укрупнения изучаемых подмассивов было проведено объединение данных по 8-9 классам (старшие подростки) и по 10-11..классам (старшие школьники). . Для изучения степени "эстетической воспитанности" школьников использовались две группы вопросов. Вопросы первой группы носили тестовый характер и проверяли эрудицию ребят в разных сферах культуры и искусства. Вопросы второго блока уточняли некоторые аспекты эстетического воспитания и окружения школьников. Обратимся прежде всего к тестовым вопросам (см. приложении 1; вопросы 5Д2Д8 и 20) Первые четыре допускали только один правильный ответ, указание на который позволяло присвоить ученику 1 балл. Вопрос № 20 "работал" по-другому - если ученик называл два из трех крупнейших музеев города (Краееведческий, Изобразительных искусств, Боевой славы), он тоже получал балл за эстетическую воспитанность. Таким образом, максимально возможная оценка - 5 баллов, а минимальная - 0 баллов. К сожалению, никто из школьников не набрал ни 5 баллов, ни 4 балла. Многие вопросы оказались для них очень трудными и, прежде всего,это вопросы о выдающейся танцовщице, которую называли "великой босоножкой" (6% пра- вильных ответов при 80% признаний о неосведомленности); о расположении входа и алтаря в церкви (6% правильных ответов при 82% затруднившихся ответить); о древнейшем музыкальном инструменте (8% правильных ответов при 29% отказавшихся дать ответ). Надо отметить, что в последнем случае школьники, заблуждаясь, чаще всего указывали на гусли (30%) или на арфу (26%), как на древнейший музыкальный инструмент. Более осведомленными оказались школьник по поводу авторства -знаменитой оперы "Женитьба Фигаро" - 23% правильных ответов, такое же количество неправильных и более половины воздержавшихся от ответа на вопрос. Относительно неплохо знают школьники и местные музеи. Первенство в известности среди школьников носит Краееведческий музей - 63% упоминаний, затем идет музей Изобразительного искусства - 45%, далее -музей Боевой Славы -33%. 9% опрошенных школьников вспомнили о Томской писанице, 6% упомянули школьный музей, еще 11% называли много мелких музеев города. Но школьников, которые не знают ни одного музея в городе, тоже оказалось достаточно много - 31%. Обобщая ответы на все тестовые вопросы, было получено следующее распределение опрошенных учеников по количеству полученных баллов: Проведенное исследование позволило определить 3 группы старшеклассников по уровню эстетической воспитанности. Высокий уровень: старшеклассники, потенциальные возможности эстетического воспитания которых очень высоки, имеют согласованную, хорошо сформированную систему эстетических интересов, высокий показатель эстетических вкусов, потребностей, способностей (0 % - на начало эксперимента). Средний уровень: старшеклассники у которых есть эстетические интересы, но пока еще отсутствуют эстетические вкусы, потребности, идеалы, способности (15,1 %- на начало эксперимента ). Низкий уровень: старшеклассники, которые имеют множество интересов, но не имеют ориентации на эстетические интересы. Они пришли в школу и. гимназию, потому что здесь интересно учится, здесь обучаются их друзья, но они пока не испытывают потребности в повышении своей эстетической воспитан-ности(84,9%- на начало эксперимента). Несколько вопросов анкеты характеризовали речевое развитие школьников. Так, например, в результате анкетирования удалось выявить, что тфхько 12% учащихся не используют в своей речи ненормативную лексику (в основном это девочки). 64 % опрошенных иногда используют эти выражения, часто это делают 16 % старшеклассников ( 27 % юношей и 8% девушек). 8% респондентов не ответили на этот вопрос. Школа и класс не дали существенной разницы в ответах. Но частота использования ненормативной лексики в речи сильно коррелирует с тестовой оценкой уровня эстетической воспитанности. Так, более половины (55%) учащихся, использующих ненормативную лексику, относятся к низкому уровню эстетической воспитанности. Уровень эстетической воспитанности старшеклассников во многом определяется тем, каковы их информационные источники и каков их объем. В настоящее время сильно меняются каналы, по которым учащиеся получают сведения о различных сторонах жизни. К сожалению, наиболее творческий, эффективный из них (печатные издания) уменьшается, а возрастает телевизионный, тематическая структура которого далека от совершенства.

Педагогическая модель эстетического воспитания школьников

І Условия эстетического воспитания и само понятие "условия" своими корнями уходит в философские категории "возможность" и "действительность", где реальная возможность означает наличие ряда необходимых условия реализации данного явления. Чем больше таких условий и чем более они.существенны, тем реальнее оказывается возможность. Область объективных возможностей, условия- реализации которых зависят от сознательной, целенаправленной деятельности, человека, есть сфера его свободы. Мы рассматриваем свободу личности как осознанную субъектом необходимость сознательной деятельности по реализации своих потребностей. Эстетическая потребность личности реализуется в сфере искусства и направлена на творчество по законам красоты. .Б..Г.Лихачев выделил следующие условия существования системы эстетического воспитания: - эстетическое воспитание должно иметь относительную предметно- содержательную целостность, состоящую из ряда основополагающих элементов; - должна быть определена иерархия этих элементов по степени их воздействия на личность: - элементы эстетического воспитания должны быть представлены в их органическом функциональном единстве (137). Эстетическое воспитание рассматривается нами же как отдельное направление, входящее на правах составляющего в общий комплекс воспитательно-образовательной деятельности;, оно проникает во все сферы общешкольной жизни, наполняет собой формы и методы педагогической деятельности. Мы считаем базовым положением функционирования школы - эстетическое воспитание лежит в основе всей деятельности педагогов. Так происходит постепенный процесс эстетизации воспитательно-образовательной деятельности школы в целом. Поэтому формирование активной творческой личности рассматривается нами как важнейшая цель и результат воспитания. При этом ведущая роль принадлежит целенаправленному комплексному педагогическому воздействию по эстетическому воспитанию старших ШКОЛЬНИКОВ: Основные положения педагогической модели эстетического воспитания старших школьников в условиях образовательных учреждений инновационного типа мы проводили на базе художественно-эстетической гимназии № 25 - г.Кемерово. Становление гимназии № 25, как художественно-эстетической в системе Центра непрерывного образования Кемеровского института искусств и культуры, шло длительно, поэтапно. С открытием общеобразовательной школы в 1981 году на второй год существования учебного заведения возникла потребность наиболее ярких, музыкальных школьников собрать в один класс. Учителя школы творчески подошли к новой идее, и уроки музыки стали любимыми. Создание такого класса состоялось. Это был пятый класс, куда были отобраны учащиеся желающие заниматься музыкой в общеобразовательной школе. Через год были введены уроки сольфеджио, музыкальной литературы. Глубокий анализ результатов обучения этого класса показал, что учащиеся, занимаясь музыкой, развивались не только в области эстетики но, и стали более прилежны, лучше были результаты по иностранному и русскому языку, литературе, истории, т.е: по всему гуманитарному направлению. Класс был украшением всех праздников, смотров в школе. Так постепенно педагоги подошли к идее создания таких классов во всех параллелях школы. Идея была поддержана еще и потому, что школа была единственным местом в огромном строящемся микрорайоне. В 1989 году появились благоприятные условия для совершенствования учебного плана , в связи с возможностью вариативности: так было введено углубленное изучение предметов эстетического цикла: хореография, музыка, ИЗО, театр. Перед школой открылась перспектива заниматься эстетическим и художественным образованием в комплексе. Отсутствие квалифицированных педагогов заставило администрацию школы обратиться к ректорату института искусств и культуры. В коллектив пришли педагоги-совместители. В первые годы трудностей было много: отсутствие программ, материальной базы, кадров. Но идя уверенно в освоении этого учебного плана, педагогический коллектив создал базу: сейчас в гимназии три кабинета театра, соответствующие стандартам и требованиям в преподавании этого предмета, три класса хореографии, три кабинета музыки, хоровая студия и специальный класс для занятий оркестра народных инструментов. Есть классы для индивидуальных занятий музыкой. В штате 21 педагог эстетических дисциплин, 16. педагогов - совместители, преподаватели института искусств и культуры, многие из которых работают в гимназии более 5 лет. Серьезная работа по- основным предметам, увлеченность детей и желание педагогов решала задачу развить в каждом ребенке интерес к искусству. По предложению специалистов института искусств и культуры, в 1990 году были созданы специализированные классы: хореографический, ИЗО, музыкальный. В 1994 году школа прошла государственную аттестацию и аккредитацию как художественно-эстетическая гимназия, и получила возможность осуществлять конкурсный набор детей с 1 класса. . В новых условиях переходного времени одной из самых важных функций педагогического процесса стала организационная роль учителя, его управленческая функция в педагогической деятельности. Поэтому большое внимание при разработке модели эстетического воспитания мы уделили вопросам управления процессом эстетического воспитания школьников. В этой сфере мы выделили три основных направления деятельности педагогического коллектива: 1) комплексное планирование; 2) единство действий и, дифференциация функций всех членов педагогического коллектива; 3) повышение уровня практической и теоретической подготовки педагогов. .

Содержание эстетического воспитания, старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа

Мы определили, что путь решения проблемы эффективного воспитательного воздействия на личность, лежит в создании такой системы, где бы осуществлялось постоянное педагогическое воздействие на старшеклассника в ас-лекте " личность и культура". Это влияние на процесс становления личности предусматривает интегрирование ее в сфереюбщечеловеческих ценностей и формирование морально-нравственных качеств. Основные функциональные направления систематического педагогического воздействия на процесс эстетического воспитания личности, отмечены нами в предыдущем параграфе. Исходя из обозначенной направленности педагогического воздействия на старшеклассника, мы считали необходимым в условиях реализуемой в гимназии модели эстетического воспитания сформировать следующие, качества развивающейся личности: 1) высокий уровень собственной духовной культуры и нравственного опыта; 2) готовность к нравственно-эстетическому переустройству мира и др. Мы выделили необходимые условия для осуществления эстетического воспитания старших школьников; педагогически и эстетически благоприятное школьное окружение; доброжелательное отношение к школьникам, эстетическая организованная предметно-пространственная среда школьного здания; - наличие апробированной системы эстетического воспитания, при которой имеются оптимальные возможности для развития и реализации личностных способностей каждого ребенка; - учет потребностей к самосовершенствованию и самовыражению. Необходимость выделения третьего условия, заключается в том, что в эстетическом воспитании каждого ученика учет потребностей в самосовершенствовании и самовыражении, является основным стимулятором как в настоящем, так и в перспективном развитии личности. При рассмотрении модели эстетического воспитания школьников мы опирались на принципы j определяющие содержательную структуру эстетического воспитания: - - принцип эстетического образования; - принцип интеграции различных видов искусств; -принцип систематизации и приемственности содержания, форм и методов; - принцип индивидуализации; - принцип творческой деятельности и самодеятельности; - принцип сочетания различных форм эстетического воспитания; - принцип приоритетности; - принцип высокого профессионализма; - принцип доступности. Принцип обязательности эстетического образования, основной целью которого является приобщение всех старшеклассников к изучению искусств, творческому их участию в художественной деятельности; формирование у них потребности эстетической организации всей жизни. Следуя этому принципу, в учебном расписании гимназии был спланирован комплекс предметов эстетического цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, театральная деятельности, ритмика, танец, мировая художественная культура. В общеобразовательных шкодах главным является необходимость дать учащимся минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства, используя традиционные методы обучения основам наук. Такой подход расчитан на работу со школьниками, разнесторонне подготовленными и никак не определяет пути интенсивного творческого развития. Особенность деятельности гимназии состоит в создании благоприятных условий для повышения креативности, поэтому главное в работе с учащимися мы считали - развитие способности нахождения индивидуальных средств художественной выразительности. Этот тезис определяет следующий принцип интеграции различных видов искусств, использование которых активизирует выявление и становление эстетической воспитанности личности старшеклассника. Так, например, на уроках литературы наряду с изучением элементов теории и истории литературы, учитель особое внимание уделяет художественно-творческой деятельности, формирует образное мышление, развивает художественное воображение. В комплексе используются литературно-творческие игры и задания: импровизация состояния персонажей в формах драматургического, ь изобразительного и музыкального обыгрывания, инсценирования фрагментов изучаемых произведений и другие виды творческой деятельности. Например, учителем литературы Старовойтовой С.Л. совместно с учителем МХК Матвеевой Н.Ю. проводятся такие уроки как "Блок. Врубель. Скрябин", "Портрет в литературе, музыке, живописи". Интересное творческое выражение нашли учитель истории Лысенко Е.Ю. и учитель ИЗО Сайфулина її-Г. на уроках по теме архитектура средневековья и т.д. Принятие и глубокое понимание учителем (через опыт практической деятельности) широкого социокультурного значения и сущности эстетического воспитания, его особенностей и актуальности в обучении и воспитании оказало, по признанию учителя Кузькиной Е.Б., особое воздействие на педагогическое сознание, развитие новых сторон педагогической деятельности. Учитель, прошедший с ребятами творческий путь к познанию через эстетические переживания, уже невольно вступает с ними в особые, по-человечески добрые отношения на основе открытости, доверительности, личного сопереживания и общего творческого вдохновения. Ему уже невозможно вести следующие уроки суше, проще, формальнее, он устремлен к поиску новых тем, новых форм, методов, стиля отношений, все чаще пользуется слайдами, пластинками, приглашает к участию в уроке искусствоведов, музыкантов. Уроки музыки, помимо познавательного аспекта (история, теория музыки и музыковедение), изучение музыкальных произведений, формируют простейшие певческие навыки, развивают внимание к возможностям средств музыкальной выразительности. Уроки музыкальной деятельности представлены следующими видами работ: исполнение песен и слушание музыки с включением театрального действия, импровизации характерных движений под музыку, слушание музыки и последующее рисование возникающих образов, возможно сочинение музыки и др. На уроках изобразительного искусства и художественной организации предметно-пространственной! среды наряду с изучением основ искусствознания, дизайна, теории изобразительной деятельности, освоения навыков практического изображения, изобразительной грамоты,- нами уделяется внимание развитию художественно-образного мышления старшеклассников, совершенствования их фантазии и воображения, а также идет обучение самостоятельно создавать эстетически организованную окружающую среду. Целью преподавания изобразительного искусства в гимназии является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания изобразительного искусства входит: - формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на пре красное и безобразное в жизни и искусстве - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Программа по изобразительному искусству в гимназии была построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривалось широкое привлечение жизненного- опыта школьников, примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служило источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на уроках находила разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках: изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая направленность представляли единое целое, т.е. содержательное единство. Принцип систематизации и преемственности содержания разнообразных художественных явлений, форм и методов эстетического воспитания. Систематическое освоение художественного наследия помогло осознать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. Программа по изобразительному искусству рассматривалась как изобразительно-пластическая, поэтическая, музыкальная, трудовая культура русского народа, как живое, творческое явление, которое развивается и включается в современную жизнь подрастающего поколения. Уроки ИЗО предоставляют право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои эмоциональные корни. Средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущности связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа. Обогащение учащихся знанием истории изобразительного искусства - это :; развитие их духовной культуры. Вводя шкальников в мир истории изобразительного искусства мы развиваем в ученике эстетические чувства и эстетический вкус, творческое воображение, способность отличать истинно художественные произведения от ремесленического, умение самостоятельно анализировать произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и оценивать их идейные и художественные достоинства. Нестандартное виды деятельности старших школьников часто выходят за рамки урока: это изготовление коллективных творческих работ по созданию интерьера школьных помещений; создание цветовых композиций, передающих настроение в природе, музыке и литературных произведениях малых форм; выполнение декоративных композиций к школьным спектаклям, конкурсам и другим праздникам. Уроки театральной деятельности проводятся в гимназии как занятия, синтезирующие в себе различные виды искусства: музыку, литературу, изобразительное искусство, танцы.

Похожие диссертации на Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа