Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Копыл Алексей Николаевич

Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе
<
Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Копыл Алексей Николаевич. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 1999 142 c. РГБ ОД, 61:00-13/844-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 13

1.1. Социальные и этико-философские аспекты формирования нравственной личности в современном обществе 13

1.2. Сущность и характеристика нравственной устойчивости как личностного качества в современной педагогике и психологии 30

Глава 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКА 56

2.1. Программа и диагностическая основа эксперимента по формированию положительного нравственного опыта подростков него самосовершенствованию 56

2.2. Программа и основные результаты опытно-экспериментальной работы по обучению подростков культуре поведенческой саморегуляции 82

2.3. Индивидуализация воспитания нравственной устойчивости подростка на основе самопознания и самореализации 102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Для решения проблем нравственного воспитания в современной школе необходимо освоение педагогами комплекса этических идей и педагогических технологий, адекватных современной социально-педагогической ситуации. Во все времена каждая общественная система создавала свой кодекс морали, охранявший ее существование.

В России в конце XX в. сложилась необычайно сложная, противоречивая ситуация как в идеологии и политике, так и в сфере морали и образования молодежи. Ей свойственны как негативные процессы, проходящие во всем мире, так и собственные, специфические трудности кризиса переходного периода. Теоретиками социальной и этической философии, социологии, педагогики и психологии ведется поиск тех универсальных или "кон-сенсусных" основ, которые могли бы быть заложены в программу нравственного воспитания народа и, особенно - молодежи.

В этих условиях остро встает необходимость нравственного воспитания молодого поколения, максимального использования опыта прежних систем нравственного воспитания.

Школа как социальный институт оказывается неподготовленной к новому периоду исторического существования российской цивилизации и перенесла центр педагогического процесса на дидактические технологии как более понятные и реализуемые, всё более отходя от трудных и запутанных проблем нравственного воспитания. Кризис советского социалистического эксперимента и коммунистической идеологии в наибольшей степени разрушил ценностные ориентиры в сфере тесно переплетенного между собой политического и нравственного воспитания, которое не случайно ранее в пропаганде и литературе называлось идейно-нравственным или идейно-политическим (что подразумевало безыдейность и безнравственность всякого инакомыслия, борьбе с которыми уделялось особое внимание пропагандой

4 и воспитанием). В прошлом оказался мир коммунистической идеологии и морали, а новая еще не оформилась. Школа в этих условиях не имеет четкой программы духовного оздоровления подрастающего поколения, у нее нет системы нравственного воспитания, адекватной сложной социально-педагогической ситуации. В результате происходит перекос: в системе образовательных ценностей доминирует интеллектуальное развитие, а духовно-нравственное в школьной практике запущено, ибо не обеспечено четкими и реалистичными ценностными ориентирами и разработанными для сложившейся социально-педагогической ситуации педагогическими технологиями.

В то же время известно - в отечественной педагогике советского периода было немало ценного, что обеспечивало успех системы нравственного воспитания школьников. В АПН СССР был НИИ общих проблем воспитания с десятками сотрудников в отделах и лабораториях, профессионально занимавшихся созданием и обобщением опыта педагогической работы по нравственному воспитанию. Накопленный опыт создания воспитательных педагогических технологий требует уважительного переосмысления и отбора самого ценного. Целесообразно определить те научные позиции и разработки советского периода, которые в новых условиях могут использоваться эффективно. Так, методологически значима сама идея создания поэтапной, адаптированной к разным возрастным группам учащихся программы нравственного воспитания (И.С. Марьенко, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Уже появляются новые авторские программы по этике и этикету, национальному и патриотическому воспитанию. Как образцы гуманного подхода к детям и профессионально-педагогического мастерства до сих пор ценны книги В.А. Сухомлинского "Рождение гражданина" и "Сердце отдаю детям". Технологически великолепны книги А.С. Макаренко по коллективному воспитанию (117), работы И.П. Иванова по коммунарской методике (53), работы А.В. Мудрика по нравственному воспитанию старшеклассников (129) и др. Актуальны для исследований и разработок в области воспи-

5 тания конкретность и развернутость, с которой Е.В. Бондаревская раскрыла сущностную характеристику нравственного воспитания, определив его как формирование нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысления усилиями самого воспитанника (24).

В нашем исследовании как системообразующие понятийного аппарата при разработке авторской методики используются термины и понятия, определенные Б.Т. Лихачевым (нравственная воспитанность, нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные позиции), и его определение: "Нравственное воспитание - это процесс достижения ребенком высокой моральной воспитанности посредством педагогической организации его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками и отношениями" (112, с. 118).

Демократизация общества сняла многие ограничения на поведение человека, предоставив ему право делать всё, что не запрещено законом. А при несовершенстве законов и слабом контроле за их исполнением этот постулат демократии оказался источником неконтролируемого и часто безнравственного поведения. Исследования Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В.М. Мясищева, К.В. Иорданского и др. еще в 30-е годы доказали, что без сдерживающего нравственного начала в неустойчивый подростковый возраст неизбежно происходит рост детских правонарушений и преступлений. В 50-70-е годы вопросы нравственного воспитания и предупреждения детской аморальности были предметом многих исследований (Н.Е. Ведерникова, Н.М. Алемаскин, Д.М. Гришин, И.С. Марьенко и др.).

В кризисное время вновь наблюдается всплеск детской и юношеской преступности и массовой подростковой аморальности. Рост детских правонарушений ежегодно составляет до 20% в год. Данные обследований говорят о том, что свыше 60% выпускников уже пробовали наркотики, почти 100% принимали алкоголь и доходили до крайней степени опьянения. В разных регионах от 40-80% школьников подросткового возраста начинают половую жизнь. Они смотрят на сексуальные отношения как на спорт, развлечение типа танцев на дискотеке или юношеских вечеринках. Создается подростковая субкультура, включающая наряду с массовыми развлечениями в свои ценности и допустимость насилия. Западная массовая культура, потоком хлынувшая в Россию, захлестнула подростковую среду, провоцируя фанатизм, поклонение кумирам, массовый психоз, драки, насилие над сверстниками и старшими, в том числе - родителями и учителями. Общественность бьет тревогу, предлагая ограничительные меры типа запретов на порнографию, кассеты порнографических видеофильмов и ограничение всех видов насилия, показываемых на телевидении. Вряд ли это существенно изменит ситуацию в эпоху всеобщей доступности любой информации - в том числе по системе "Интернет", Отмечается рост агрессивности среди детей, как реакция на враждебность социального мира (35, 46, 80, 131, 156, 158, 166 и др.). Основными ценностями для них становятся чрезмерные материальные запросы и требования. Идеология современных прожигателей жизни примитивна и проста: "Хочу сейчас и все сразу". Тех, кто мешает этому, подвергают насилию. Педагогическая общественность бьет тревогу -за 1997-1998 гг. в "Учительской газете", еженедельнике "Первое сентября", в журналах "Мир образования", "Народное образование" (316 статей) опубликованы жалобы о низком уровне нравственного воспитания.

Отечественная школа имеет и в ряде мест сохранила опыт положительного нравственного воспитания детей и подростков. Нравственно-устойчивой остается и подростковая субкультура учебных заведений нового типа (гимназии, лицеи, колледжи, многие общеобразовательные школы с крепкими педагогическими коллективами). Заслуживает специального исследования (выходящего за конкретные рамки нашей проблематики) выявление факторов и условий, которые здесь срабатывают; системы отбора воспитанников и педагогов, особенностей взаимоотношений с социумом этих воспитательных технологий.

7 При изучении опыта работы школ выяснилось, что отход от идеологических постулатов научного коммунизма привел значительную часть учительства в шоковое состояние. Понимая необходимость нравственного воспитания и не имея технологически проработанной позитивной программы, многие учителя обратили внимание на важность религиозного воспитания, приглашая в школу священников, миссионеров, служителей многих религиозных конфессий (40, 89, 120, 183, 191, 192 и др.).

В педагогической науке еще не сложились новые позиции о нравственном становлении личности школьника, только на уровне общих установок-призывов определились основные ориентиры нравственного воспитания. Теоретически разработана, но практически не реализована в конкретном опыте педагогического процесса нравственная Я-концепция личности, особенно в подростковом возрасте. Это и определило тему исследования: "Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе ".

Объект исследования', деятельность современной общеобразовательной школы по формированию нравственной устойчивости подростков.

Предмет исследования - процесс воспитания нравственной устойчивости в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования - определение факторов и педагогических условий формирования нравственной устойчивости подростка в системе воспитательной работы школы.

Задачи исследования:

1.Определить сущность, структуру и критериальные, диагностируемые характеристики нравственной устойчивости подростка.

2.Выявить факторы и условия, обеспечивающие активную позицию подростка в формировании его нравственной воспитанности.

3 .Исследовать возможности воспитательного процесса, обеспечивающие формирование нравственной устойчивости подростка.

8 4.Сконструировать и апробировать в формирующем эксперименте технологию воспитательной работы в общеобразовательной школе, обеспечивающую стимулирование саморазвития нравственной устойчивости подростков.

Научная гипотеза. Предполагается, что основанием для нравственно-устойчивого социального поведения подростков является целенаправленное педагогическое стимулирование мотивированной и осознанной самооценки личности. Такая самооценка будет адекватной при соблюдении следующих условий: обучение подростков элементарным основам самодиагностики и анализа своего поведения с позиций его нравственной устойчивости; освоение ими системы критериев социально одобряемого (в демократическом обществе) нравственного поведения; стимулирование роста интеллектуального потенциала подростка (как одной из важнейших основ самоанализа и самосовершенствования); педагогическая коррекция эмоционально-мотивационной сферы поведения; педагогическая и психологическая поддержка процесса становления системы нравственных ценностей и жизненных планов (как интегративного ядра процессов самоопределения).

В реализации этих условий предполагается прямая и обратная связь: уровень интеллектуального потенциала подростка помогает ему проанализировать свою жизнедеятельность, определить свои ценности, достоинства и недостатки, а самопознание в значительной степени обеспечит мотивацию учения и трудовой деятельности, самопроявление в нравственной сфере жизни.

Методология исследования была построена на принципах системного анализа нравственной устойчивости подростков как сложного возрастного

9 новообразования, формирование и развитие которого может быть успешным при соблюдении указанных в гипотезе условий. Концептуально исследование было основано как на работах ведущих теоретиков в области нравственного воспитания, выполненных в 60-80-е гг. (значительная часть понятийного аппарата, выявленные условия и тенденции развития нравственной устойчивости, опыт воспитательной работы на уровне методик, приемов, организационных форм), так и на современных подходах гуманистической педагогики и психологии (доминанта стимулирования личностного развития над непосредственными внешними воздействиями, индивидуализированная диагностико-коррекционная работа в русле технологий педагогики сотрудничества).

Этапы исследования. На первом этапе (1991-1994 гг.) автор работал в педагогическом коллективе школы № 16 Красносулинского района. Обобщался опыт работы учителей по изучению подростков, определению их воспитанности и воспитуемости, самохарактеристики и самооценки ими своей личности. Изучалась литература по проблеме диссертации, формировались исходные позиции исследования. Была издана программа эксперимента.

На втором этапе (1994-1996 гг.) проводилась экспериментальная работа в 7-8-х классах школы № 16 г. Ростова-на-Дону.

Была разработана диагностика исследуемого процесса, определились основные методы перехода от диагностики к самопознанию, особенно в аспекте нравственного самопознания основных личных качеств: гуманности (отношение к человеку), трудолюбия (отношение к деятельности), коллективизма (отношение к обществу), честности (отношение к себе, преломленное через отношение к другим) и требовательности к себе на основе объективной самооценки (отношение к УВИ). Учащиеся обучались методам саморегуляции поведения, управлению своими действиями и поступками на основе нравственности и установок социально-нравственного типа.

10 На третьем этапе (1996-1998 гг.) полученный фактический материал анализировался, создавалась общая концепция в аспекте исследования. Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена прямая и обратная зависимость между глубокой устойчивостью личностного самопознания, объективной самооценкой и нравственной устойчивостью старших подростков; охарактеризованы методы диагностики, ориентированные на личностную самохарактеристику воспитанника и его объективную самооценку; выявлены особенности личностной самореализации, необходимые для воспитания и самовоспитания нравственной устойчивости воспитанников; определены функции самовоспитания в процессе становления нравственной устойчивости как синтезирующего фактора нравственной воспитанности; разработаны методические комплексы, определяющие нравственную направленность и устойчивость старших подростков; установлена взаимосвязь между личностными факторами и педагогическими условиями в процессе воспитания нравственной устойчивости.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано современное определение понятию "нравственная устойчивость" подростка, описаны ее основные черты, качественные показатели, выявлены основные и корректирующие условия, при которых оптимально формируется исследуемое качество, выявлены основные зависимости между внутренними факторами и внешними условиями, которые определяют воспитание нравственного "Я" подростка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны диагностические методики для установления уровня нравственной устойчивости, определены типичные группы подростков в зависимости от уровня сформированности и проявления нравственной устойчивости, соз- даны технологии организации самопознания, направленного на взаимосвязь нравственной устойчивости и самоотношения, разработан комплекс методик по формированию опыта самоуправления поведением в различных ситуациях, найдены пути реализации индивидуального подхода к подростку в процессе формирования нравственной устойчивости.

Апробация результатов исследования осуществлялась на ежегодных сессиях Южного отделения РАО в г. Ростове-на-Дону, Пятигорске, Нальчике, Кисловодске, Майкопе, на межвузовских и внутривузовских конференциях в 1992, 1994, 1995, 1997, 1998 тт. среди педагогической общественности, на различных семинарах и практикумах.

Основные положения, выносимые на защиту:

Нравственная устойчивость отражает основные компоненты нравственной воспитанности подростка и выражает его главные жизненные ценности, сформированность позиций в ведущих отношениях к миру и себе. Нравственная устойчивость включает в себя нравственные ценности (содержательный компонент), критичность и самокритичность (эмоционально-волевой компонент), опыт нравственного поведения (праксеологический компонент), противостояние отрицательным влияниям, отчуждению от безнравственности других, способность к моральному взаимодействию (коммуникативный компонент).

Основными показателями нравственной устойчивости в подростковом возрасте выступают: сформированность интегративных личностных качеств (гуманистичность, честность, трудолюбие, ответственность, способность к взаимодействию, а также готовность к преодолению трудностей, ориентация на добро), гибкое, творческое поведение.

Технологии воспитания нравственной устойчивости должны быть построены на самопознании, волевой регуляции поведения, создавать возможность для развития нравственной активности подростка: самопонима-

12 ния, самопринятия, самовнушения, самозапрещения, саморегуляции, самовоплощения "Я" в конкретных ситуациях.

Формирование "Я"-концепции подростка стимулирует развитие, порождает главные внутренние факторы, от которых зависит нравственная устойчивость: активное самопознание и рост самосознания (на основе адекватной самооценки), опыт самообладания в сложных ситуациях, единство сознания и поведения, возможность положительной самореализации в индивидуальных творческих делах, что формирует статус личности и ее самоуважение, требовательность к себе и другим.

Основными условиями, активизирующими факторы формирования нравственной устойчивости, являются: формирование нравственных ценностей в подростковой субкультуре, определяющей общественное мнение и требования коллектива к личности; четкие единые педагогические позиции и требования к этике и этикету поведения, воспитание на этой основе техники нравственных поступков и действий; обоснование и внедрение в школьную жизнь принципа единства слова и дела, долга и ответственности; организация школьной жизни на оптимистических началах, опора на положительное в воспитании, определение четких перспектив каждому; разнообразие видов деятельности, позволяющих каждому подростку самореализоваться как социально ценной, уважаемой личности; - взаимосвязь обучения и воспитания на основе педагогического со трудничества, то есть перевод субъект-объектных отношений в субъект- субъектные.

Социальные и этико-философские аспекты формирования нравственной личности в современном обществе

Проблематика нравственного воспитания социально и личностно значима для всех членов общества, и ее сложность определяется многоаспект-ностью требующих решения социальных проблем. Многие из них выступают по отношению к педагогической системе как внешние условия, с трудом поддающиеся изменениям средствами педагогики, но являющиеся факторами, определяющими в значительной степени (как социальный фон) эффективность предпринимаемых педагогических воздействий. Поэтому мы считали необходимым дать краткую характеристику тех социальных реалий нашего общества, на фоне которых и с учетом которых проводился задуманный эксперимент, выделяя, в первую очередь, факторы, способные осложнить проектируемую воспитательную работу.

Современной наукой доказано, что стремление к гармонии - основной закон прогрессивного развития. В сущности, прогресс есть предвидение и преодоление трудностей и противоречий на пути гармонизации общества и человека, к гармонии отношений между ними.

Однако в конце XX в. по-прежнему на Земле вспыхивают войны и кризисы, идет борьба всех со всеми. Вышла из-под контроля экономическая ситуация на всем земном шаре, уже наступила экологическая катастрофа и речь идет уже не о сохранении и спасении природы, а о целенаправленном ее возрождении, восстановлении (1, 31, 129, 173). Та самая ноосфера, что является продуктом изменения природы под влиянием человеческой деятельности, уже стала не просто производной, а первой и главной средой обитания людей. Современная промышленность производит в 2-3 раза больше товаров, чем необходимо для нормального благополучия людей. Мы живем в условиях перепроизводства, которое катастрофически съедает природные ресурсы планеты и одновременно захламляет природную среду.

Философы и социологи предлагают как альтернативу переход к новому типу жизни: от вечного перепроизводства и безграничного потребления к самоограничению всех своих материальных потребностей, максимально компенсируя это удовлетворением духовных потребностей. Но реально эта заманчивая идея не взята за основу политиками ни в одной стране мира. При обилии международных организаций, сотрудничающих на всех уровнях, до сих пор нет стратегии развития цивилизации в условиях глобального мирового кризиса.

Обострение противоречий усиливается и в развитии культуры цивилизации. Несмотря на растущее благосостояние, рост науки, культуры, развитие образования, человечество до сих пор не может прокормить растущее население и обеспечить ему мирное существование. Для значительной части стран и этнических групп до сих пор насилие является инструментом национального, этнического и личностного самоутверждения. Человечество устало от войн и катастроф, от терроризма и уголовщины всех видов. Агрессивность проникла даже в интимную жизнь людей, в семью и любовь, в самые тонкие отношения, что проявляется в росте насилия по отношению к детям и жестокости обращения со стариками. В этих условиях не правовые нормы и запреты, строгое соблюдение которых трудно тотально проконтролировать, а образование и воспитание становятся важнейшими инструментами формирования психологии людей, способных подняться над миром насилия.

Социологами и социопсихологами, политологами наблюдается импульсивность, неуправляемость социальными процессами. То, что происходит во властных структурах, в правящей элите многих стран, в том числе и нашей, можно назвать скорее борьбою за власть во имя собственных или корпоративных интересов, чем управлением обществом. Политики заняты самоутверждением, используя, прежде всего сложные проблемы жизни и обещания улучшить положение. Политика как в глобальном, так и в национальном и региональном масштабах стала безнравственной — об этом свидетельствуют постоянные многочисленные скандалы. Это отравляет нравственную атмосферу в обществе, вносит дезорганизацию в социально-политические ценности - особенно, у молодежи.

Наблюдается все более резкая и демонстративная поляризация позиций, иногда фанатизация жизни людей. Обострение социальных процессов происходит в переломные моменты истории. История показывает, что, обычно, в подобных условиях возникает революция снизу - как протест народа, или реформы сверху - как стремление изменить дело к лучшему, или поиск врага извне, вовлечение народа в войну - как средство переключения с внутренних кризисных проблем на внешние. Россия уже сыта всеми этими вариантами исправления дела в обществе. Но агрессивность населения как устойчивое психическое состояние, особенно молодежи как наиболее социально-уязвимой по статусу макрогруппы, нарастает в связи с неразрешимостью проблем. Люди недовольны всем и всеми. А недовольство жизненно неизбежно порождает бунты, преступность, аморальность. За последнее время психологическая истерия захватила прессу и телевидение. Если на них реагировать, как на объективное и адекватное отражение всей реальности, то мир предстает как агония цивилизации: катастрофы, аварии, убийства, наводнения, пожары, экономические кризисы, падение цен на валюту, разорения, банкротства - воспринимаются как "негатив" без просвета и перспектив улучшения, не оставляющий места для социального оптимизма и смысла жизни в такой цивилизации.

Сущность и характеристика нравственной устойчивости как личностного качества в современной педагогике и психологии

Личность - система социально-подчиненная и развивается в соответствии с законами и нормами общества, которому принадлежит. Их идентификация осуществляется благодаря обоюдной социальной заинтересованности, которая выражается в гармонической взаимосвязи их интересов и потребностей. Способность быть социально заинтересованным присуща каждому человеку, однако для того, чтобы она проявилась, необходимы определенные условия (А. Адлер). Таковыми выступают: удовлетворение потребности человека быть принятым как ценность, которая объединяет людей (Г. Берне, А. Маслоу); стимулирование стремления внести определенный вклад в благополучие всех живущих в этом обществе, что в свою очередь обеспечивает статус индивида (Е.В. Бондаревская); поддержка ощущения быть достойным, значимым среди всех других не столько по материальному, сколько по личностному вкладу в общество (И.С. Кон, М. Мид). Указанные условия в стабильном обществе обеспечивают его устойчивое развитие как непрерывного целенаправленного процесса по удовлетворению социальных и индивидуальных потребностей.

Термин "устойчивое развитие" первоначально разрабатывался как экологическое понятие, обозначающее "самоподдерживаемость" (А.В. Шаронов, 203) в случае нехватки ресурсов. В настоящее время он стал широким понятием, имеющим отношение ко всем способам жизнедеятельности людей, особенно в период социальных потрясений. Это связанно с тем, что в контексте применения теории систем к социальной сфере и проблематике развития личности самоподдерживаемость - это свойство, благодаря которому человек может реализовать свой творческий потенциал в пользу других, решая как социальные, так и индивидуальные проблемы, трудности, обучаясь и созидая. Ученые назвали его стратегическим (203), поскольку "уровень и масштабы проблемы выживаемости человечества заставляют говорить о необходимости разумной стратегии общественного развития, которая должна быть противопоставлена стихии спонтанных изменений современной цивилизации" (78, 145).

Обобщенная характеристика вышеуказанных элементов представляет собой взаимосвязь осознанных нравственных суждений, ставших руководством к действию для данного конкретного человека, и одновременно личностных качеств, определяющих поведение, действия и отношения. Среди последних особо значимы: нравственный опыт, позволяющий человеку ориентироваться в мире и себе; готовность оказать сопротивление асоциальным побуждениям извне; самоконтроль и самодисциплина в преодолении соблазнов. На основании этого можно заключить, что нравственная устойчивость - это одно из ведущих личностных качеств, выражающее самоотношение человека к себе как самостоятельного, независимого и нравственно активного агента при взаимодействии с окружающим миром.

Сущность воспитания как передачи культуры от одного поколения к другому предполагает преемственность нравственных норм и ценностей. Однако далеко не все и в подростковом, и во взрослом возрасте готовы следовать этим нормам, поэтому в воспитании нравственной устойчивости необходимы меры внешнего регламентирования образа жизни и норм поведения. Это хорошо прослеживается в этнопедагогике многих стран мира, в том числе и народов России. К сожалению, педагогика нравственного воспитания в этом отношении значительно отстала. Проблема внешнего регламентирования нравственного поведения поднималась в течение всего пе 33 риода развития этико-философских учений (еще со времен античности) и разрабатывалась в педагогическом аспекте еще в классической педагогике.

Первым методологическим основанием разработки нашей концепции воспитания нравственной устойчивости подростков были ключевые положения современной гуманистической философии и психолого-педагогической науки о необходимости развития и стимулирования субъектной активности ребенка для воспитания нравственно полноценной и устойчивой к негативным воздействиям личности.

Другим основанием концепции эксперимента было учение выдающегося немецкого педагога И.Ф. Гербарта. Норму и нравственность жизни людей он считал реализацией на практике в образе жизни человека пяти постулатов: внутренняя свобода, совершенство самого человека, правовые нормы, благосклонность индивида к добру и концепции возмездия или справедливости (добро поощряемо, зло наказуемо). Несмотря на педагогический формализм, у Гербарта четко вырисовывается идея: нравственность воспитывается на основе жизненного опыта, в котором внутренняя саморегуляция (свобода) жестко связана с внешним регламентированием (32, с. 97).

Программа и диагностическая основа эксперимента по формированию положительного нравственного опыта подростков него самосовершенствованию

. В экспериментальной школе № 16 г. Ростова-на-Дону учатся 1200 детей, в том числе 400 подросткового возраста в 5-9 классах.

В школьном педагогическом коллективе 86 учителей, из них высшей и первой категорий 22 , второй категории 43. Большинство из них активно участвовали в проводимом эксперименте в соответствии с рабочими планами опытно-экспериментальной работы как в качестве преподавателей-предметников, так и в качестве классных руководителей (27 человек).

В школе имеется 22 секции и 23 различных кружков, с 516 участниками, Это создает возможность широкого выбора сферы самореализации подростков, их сил и способностей. Школа существует свыше 30 лет; большинство родителей - работники предприятий невысокой или средней квалификации. Последние годы каждый третий из них - либо безработный, либо перебивается случайными заработками.

Школа расположена фактически на окраине города. Более половины учащихся проживают в домах частного сектора с садово-огородными участками, небольшим подсобным хозяйством.

Верхняя часть модели строилась по исследованиям в области нравственности и нравственного самосознания (Л.М. Архангельский, В.Ф. Асмус, Г.Т. Батищев, Н.И. Болдырев, А.А. Гусейнов, А.И. Демидова, О.Г. Дробниц-кий, В.П. Киселев, И.С. Кон, А.В. Новиков, А.П. Поляков, К.К. Платонов и ДР-) В педагогике и психологии этой проблеме посвящены исследования по правовому самосознанию и нравственных ценностях индивида (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Воловикова, Л.Н. Каган, А. Маслоу, Ю.М. Орлов и др.).

В результате взаимодействия социализации человека в обществе и его самоосмысления, самоанализа и самооценки жизненного опыта формируется нравственное самосознание (А.Г. Спиркин, С.Д. Смирнов, В.В. Столин, Л.М. Фридман, Д.И. Фельдштейн и др.). По модели только тогда, когда нравственное самосознание формируется на основе осмысления опыта и усвоения нравственных ценностей общества, в процесс воспитания нравственной устойчивости включаются педагогическое регулирование поведения и его педагогическая оценка. Эти внешние воздействия связаны с самовоздействиями и взаимовоспитанием в подростковой среде (правая часть модели). В результате трех факторов -педагогического регулирования и оценки, взаиморегуляции и саморегуляции на базе самопознания и самооценки у подростка формируется нравственная устойчивость. При этом мы исходили из того, что исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Г, Асмолова, Р. Бернса, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, А.Г. Ковалева, А.И. Липкиной, В.А. Петровского, И.С. Якименской установлено, что самооценка личности является стержневым новообразованием подростка и главным фактором его нравственных позиций.

Диагностика сформированности нравственной устойчивости подростков строилась в соответствии со следующей процедурой. Вначале на основе диагностических бесед и наблюдений педагогов школы, согласившихся с процедурой педагогической диагностики, выявлялись предпочтительные сферы самореализации и применение подростками реальных возможностей и способностей. Затем для стимулирования осознания подростками своего личностного потенциала во время вводной беседы перед проведением опроса были предложены показатели для самоанализа удовлетворенности подростком своей деятельностью, где они реализовывали свои интересы, желания и намерения: полнота, удовлетворенность, эффективность, полезность для себя и других в проделанной работе. Наконец, сами подростки отвечали на вопросы анкет, в которых требовалось указать любимое дело, оценить удовлетворенность своим трудом, способность к самомобилизации при преодолении трудностей, требовательность к себе и качеству своей работы.

Похожие диссертации на Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе