Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода 10
1.1. Творческая деятельность как философская и педагогическая категория 11
1.2. Педагогическое обеспечение процесса формирования творческой профессионально значимой образовательной деятельности 29
1.3. Моделирование процесса формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода 49
Выводы по первой главе 63
ГЛАВА II. Содержание и технология формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода 65
2.1. Педагогическое обеспечение опытно-экспериментальной работы 65
2.2. Реализация содержательной модели формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в образовательной деятельности Намского педколледжа
2.3. Результаты эксперимента и педагогические рекомендации по реализации дизайн-подхода в процессе подготовки учителей технологии 97
Выводы по второй главе 117
Заключение 120
Библиография 122
Приложение 135
- Творческая деятельность как философская и педагогическая категория
- Педагогическое обеспечение процесса формирования творческой профессионально значимой образовательной деятельности
- Педагогическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
- Реализация содержательной модели формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в образовательной деятельности Намского педколледжа
Введение к работе
Актуальность исследования. В новых социально-экономических условиях возросла необходимость осуществления значительных изменений в организации и содержании учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах. Общество предъявляет к выпускнику вуза - будущему учителю технологии и дизайна новые требования, ведущие к пересмотру направлений обучения, определяющих развитие личности и творческих способностей современного специалиста. Он должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и умением самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся школ.
Немаловажную роль при этом играет направленность обучения на приобретение и накопление у студентов собственного опыта творческой учебной деятельности (А.Н. Леонтьев (100), В.Г. Разумовский (140), В.В. Краевский (87), И.Я. Лернер (102) и др.). Именно в результате овладения подобным опытом у студента формируется ряд качеств, которые в совокупности характеризуют его как креативную личность и образуют его творческий потенциал. Для специалиста важны такие качества личности, как: брать на себя ответственность за принятие решений; быть компетентным, что, по мнению известных ученых (М.А. Новикова (122), А.К. Марковой (109), М.А. Чошанова (175)) означает обладать рядом качеств: мобильностью знаний, гибкостью применения метода, критичностью мышления, профессиональной культурой; мыслить и действовать самостоятельно, продуктивно и творчески; оказывать позитивное влияние на свою сферу производства при выполнении общественно значимой работы.
Это необходимо для того, чтобы будущие учителя технологии, опираясь на собственный опыт творческой деятельности, смогли осуществлять преемственность дизайнерской подготовки в школе, организовывать познавательную и творческую деятельность учащихся в творческой и учебной деятельности.
Вопросы дизайн-образования как отдельного направления в образовании
не обойдены вниманием специалистов (М.К. Мамардашвили (108),
В.Ф. Сидоренко (148) и др.), в данном случае речь идет о самостоятельной профессиональной подготовке дизайнеров. Мы считаем, что включение дизайн-подхода в содержание образовательной области «Технология» в педагогическом колледже и вузах в подготовке будущих учителей технологии носит проектный и творческий характер обучения.
Проведенный нами анализ исследований и практическая работа в системе профессионального педагогического образования показали, что проблема формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в подготовке учителей технологии в педагогическом колледже разработана недостаточно.
Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения возникших в теории и практике подготовки будущих учителей технологии противоречий:
между важностью формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
между возрастающей потребностью образовательных учреждений в теоретически обоснованной модели формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода и ее отсутствием в процессе подготовки учителей технологии;
между потребностью в высококвалифицированных учителях технологии, способных реализовать свои дизайнерские качества, и уровнем существующих педагогических условий технологической подготовки студентов педколледжа.
Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и обосновании совокупности педагогических условий, способствующих формированию творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода.
Постановка этой проблемы и обусловила выбор темы: «Педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода {на примере подготовки учителей технологии в педколледже)».
Цель исследования - теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода.
Объект исследования - процесс формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода.
Предмет исследования - дизайн-подход как средство формирования творческой деятельности студентов.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в процессе подготовки будущих учителей «Технология» будет эффективным, если:
обеспечивается последовательность включения элементов дизайна в творческую деятельность студентов;
процесс формирования у студентов опыта творческой деятельности средствами дизайн-подхода осуществляется во взаимосвязи с развитием когнитивных навыков;
создана учебно-методическая база для формирования навыков дизайна у студентов в процессе выполнения творческих проектов с перечнем определенных дизайн-критериев и требований.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
Определить содержание и структуру формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода.
Обосновать содержательную модель формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода на основе развития навыков проектирования и технологических умений студентов.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели и
определить педагогические условия её реализации в учебно-воспитательной
деятельности педколледжа.
4. Разработать научно-практические рекомендации по формированию опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в процессе освоения технологии изготовления швейных изделий.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
концепции о сущности творческого становления человека зарубежных
(Ж.П. Сартр (177)) и отечественных философов (Н.А. Бердяев (18),
Е.Н. Князева (80)); идеи гуманистической психологии (И.М. Борзенко,
В.А. Кувакин (90)); результаты исследований проблемы в современной
отечественной психологии и педагогике. Важное теоретическое значение
имеют положения педагогики о сущности и специфике творческой
деятельности, о творчестве как сущностной характеристике человеческой
деятельности (С.А. Гильманов (49), Л.К. Веретенникова (35)),
концептуальные положения, определяющие роль дизайна в формировании
опыта творческой деятельности студентов (Дж. Пит, М.Б. Павлова (128));
теории и концепция технологического образования (П.Р. Атутов (10),
В.А. Поляков (135), В.Л. Хотунцев (167) и др.); положение о решающей роли
деятельности в развитии личности (Л.С. Выготский (41), A.M. Леонтьев (100),
В.Д. Шадриков (170) и др.); теоретические положения психологической и
педагогической науки о развитии творческих способностей
(Л.С. Выготский (41), Н.С. Лейтес (98), A.M. Лук (105), И.Я. Пономарев
(134), Б.М. Теплов (160) и др.); теория профессионально-педагогической
подготовки будущих Е.В. Бондаревская (24), В.В. Сериков (147),
Е.Н. Шиянов(172)идр.).
В работе использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; изучение, анализ и обобщение учебных программ и учебно-методических пособий; анализ и обобщение результатов формирования творческой
деятельности средствами дизайн-подхода; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, количественные методы обработки результатов исследования.
Опыт экспериментальной работы проводился на базе Намского педагогического колледжа технологии и дизайна им. И.Е. Винокурова, инженерно-педагогического факультета педагогического института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, Намской общеобразовательной политехнической средней школы №1 Намского улуса РС(Я). В процессе исследования были охвачены 521 студент, 354 школьника, более 50 учителей общеобразовательных школ.
Организация исследования. Исследование проводилось с 1999 г. по 2005 г. и включало в себя три этапа.
Первый этап (1999-2001 гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; исследовалась практика работы педколледжа по формированию творческой деятельности у студентов по специальности «Технология и дизайн» средствами дизайн-подхода, обосновывались предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы, определялась программа опыта экспериментальной работы и порядок внедрения результатов исследования в учебно-воспитательный процесс, разрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.
Второй этап (2001-2003 гг.) - апробировалась разработанная содержательная модель формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода, проводилась работа по выявлению и теоретическому обеспечению педагогических условий формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода; осуществлялась опытная проверка программы курса «Технология изготовления швейных изделий» (теоретическая и практическая части). Работа сопровождалась проведением контрольных срезов, анализом полученных данных.
Третий этап (2003-2005 гг.) - были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, уточнены теоретические выводы и положения, оформлены результаты работы.
Научная новизна исследования:
- выявлены педагогические условия и факторы, актуализирующие необходимость формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в образовательной области «Технология»;
- научно обоснована и опытно-экспериментальным путем подтверждена
совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса
формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-
подхода в образовательной области «Технология» и включающих в себя:
организацию учебной деятельности студентов средствами дизайн-подхода и
создание образовательной среды; поэтапное приобретение и формирование
опыта творческой деятельности студентов в процессе обучения дисциплинам
специализации «Обслуживающий труд»; учет и реализация индивидуальных
способностей студентов в процессе творческой деятельности;
разработана модель формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода и апробирована в практике образовательной деятельности педколледжа;
определены основные компоненты проекта и дизайн-критерии для оценки выполнения творческих и дипломных проектов;
выявлены особенности и качественные характеристики процесса формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в образовательной области «Технология»;
апробирована на практике диагностика результатов формирования творческой деятельности студентов по трем параметрам: содержание учебных дисциплин, эффективность технологии обучения посредством дизайн-подхода и творческой деятельности студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержательной модели формирования творческой деятельности студентов
средствами дизайн-подхода с учетом когнитивного стиля мышления, раскрытии педагогических условий организации процесса обучения на основе принципов дизайна.
Практическая значимость заключается в составлении методических и практических рекомендаций для учителей технологии, разработке дисциплин специализации «Обслуживающий труд» на примере использования дизайн-анализа и дизайн-проекта, что позволяет дополнить содержание технологической подготовки студентов в педколледже и служит основой для обучения навыкам дизайна; создании учебно-методического комплекса для практической реализации авторской программы «Технология изготовления швейных изделий».
Положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования творческой деятельности студентов
средствами дизайн-подхода включает в себя: профессиональную работу со
студентами по расширению сферы творческой самореализации; организацию
творческой проектной деятельности студентов как непрерывного
образовательного процесса; приобретение и накопление личного опыта
творческой деятельности во время и вне занятий.
Педагогический процесс в педколледже становится фактором эффективного формирования творческой деятельности студентов при реализации совокупности педагогических условий на основе содержательной модели: ориентация на приобретение профессионально значимых и важных качеств (базовый уровень знаний, умений и навыков, уровень сформированности практического творческой профессионально важной деятельности в виде изготовления творческих изделий и проектов); поэтапное приобретение и формирование опыта творческой деятельности студентов в процессе обучения дисциплинам специализации «Обслуживающий труд».
Содержание процесса формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода с использованием авторской программы «Технология изготовления швейных изделий» служит развитию
когнитивных способностей, умений и навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности будущего учителя технологии. Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития педагогического образования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; продолжительным характером эксперимента, результаты которого подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались и получили положительную оценку на различных конференциях и семинарах; на международном семинаре по теме «Образовательная область «Технология» и проектный метод обучения» в рамках реализации Британо-российской программы «Технологическое и предпринимательское образование в России» на базе колледжа (с. Намцы, 2001 г.); на первой региональной научно-практической конференции «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего Востока», (Якутск, 2003 г.); на научно-практической конференции «Наука и технологии как основа подготовки современного специалиста в многоуровневом ВУЗе» (Якутск, 2005 г.); на совещаниях и конференциях в ЯГУ, в Намеком педколледже технологии и дизайна им. И.Е. Винокурова, а также в центральных журналах.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Основное содержание диссертации изложено на 167 страницах текста. В списке литературы 179 источников.
Творческая деятельность как философская и педагогическая категория
Данная глава посвящена обобщению зарубежного и отечественного опыта актуализации формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода. Анализ философских, педагогических и психологических исследований, связанных с проблемами формирования творческих способностей, позволил определить методологические основы, практические пути как условия обеспечения формирование творческой деятельности у студентов в процессе их вузовского обучения с учетом тех особенностей, которые необходимы для подготовки будущих учителей технологии.
Проблема формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода и поиска путей повышения творческого потенциала личности становится особенно актуальной:
во-первых, в условиях происходящих ныне кардинальных преобразований в социально-экономической и нравственно-духовной сферах жизнедеятельности мобилизовать свой творческий потенциал и использовать его на благо общества и самого себя - одна из важнейших задач российской системы образования;
во-вторых, философско-социологическая и педагогическая концепции развития творчества личности служат своеобразным ключом к разработке новых подходов к педагогическому обеспечению инновационного процесса обучения по блокам дисциплин ГОС ВПО;
в-третьих, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности становится одним из важнейших факторов выживаемости человека в новых условиях жизнедеятельности;
в-четвертых, новые средства обучения требуют от обучаемых знания умения и навыков работы в процессе учебно-образовательной и воспитательной деятельности.
В условиях обновления системы образования и воспитания особое значение приобретает личность учителя как уникального и неповторимого феномена, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство, гражданственность и транслирующего этот социокультурный опыт подрастающему поколению, осуществляющего социально-психологическую и педагогическую поддержку детей, включая их в активную жизнь, адаптируя к социуму и формируя социальную ответственность.
Мы считаем, что основная проблема современной системы образования -это разрешение противоречий между возросшей активностью людей, расширением области реализации их творческих возможностей, возникновением новых форм жизнедеятельности и реальным состоянием дел, что свидетельствует об уменьшении возможностей творческой деятельности личности. В этой связи необходимо вести исследования по изучению проблемы формирования творческой деятельности, опираясь на общефилософские определения понятий «творчество» и «деятельность».
Современный уровень развития психолого-педагогической науки, социальная обстановка и практические потребности делают проблему формирования творческой личности все более актуальной. Решение этого вопроса требует системного, многоуровневого изучения проблемы творчества как социальной активности личности, а также путей, условий и способов её формирования и развития.
Мы отмечаем, что проблема творческой деятельности носит сложный, порой противоречивый характер, и требует комплексного рассмотрения с различных сторон в области философии, социологии, психологии, педагогики и т.д. Рассмотрение основных понятий и категорий с точки зрения философии носит всеобщий, методологический характер, поэтому целесообразно рассмотреть, прежде всего, те философские категории, которые непосредственно связаны с предметом нашего исследования.
В этой связи мы отмечаем, что необходимо определить место категории «творчество» среди таких категорий, как «движение» и «покой», «активность» и «пассивность», «деятельность» и др., которые помогут понять и охарактеризовать данную категорию.
Основной характеристикой материи является «движение». Данная категория характеризует все изменения, происходящие среди предметов и явлений действительности, а однонаправленное движение или изменение одного предмета относительно другого характеризуется категорией «покоя», хотя в другом отношении оно находится в состоянии движения.
Категория «развитие» указывает на устойчивое и направленное движение материи. Оно считается «прогрессивным», если происходит формирование и совершенствование системы, и «регрессивным», если система теряет свою устойчивость, движется к распаду или превращается в другую систему.
Важной философской категорий, указывающей на источник самого движения и развития, является «активность», которая указывает на то, что не только вся материя имеет этот источник внутри себя, но и её отдельные, относительно самостоятельные образования, обладающие собственной внутренней активностью, сопротивляемостью. Каждое явление, процесс характеризуются противоречивым взаимодействием своих внутренних сторон, а также способов взаимодействия с другими системами, это и является источником развития (А.Г. Новиков (122), В.Д. Михайлов (116) и др.).
Категория «пассивность» указывает на то, что при взаимодействии одного явления с другим, а следовательно, и в его движении, развитии роль его внутренней активности по сравнению с активностью другой стороны взаимодействия может быть различной. Кроме того, одна и та же система в одном отношении может быть активна, а в другом - пассивна. Этот небольшой сравнительный анализ показывает, что понятие «активность» присуще не только явлениям органического мира (М.С. Каган (72).
В общефилософском плане активность есть атрибут, а социальная активность является высшей формой активности материи (В.И. Кремянский (88), П.Н. Кукушкин (92). Но было бы неправильным связывать активность только с деятельностью человека, а также рассматривать её как свойство человеческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская (2), П.Н. Кукушкин (92). Отсюда неизбежно вытекает необходимость соотнесения категорий «активность» и «деятельность». Здесь можно выделить несколько различных точек зрения. В некоторых работах они отождествляются (А.В. Брушлинский (27), B.C. Швырев (171), в других исследованиях их различают, беря за основу различные аспекты их проявления.
Здесь мы особо отмечаем необходимость ссылки на основные моменты концепции С.Л. Рубинштейна (143) по изучению проблемы деятельности личности. На начальном этапе своих исследований (1960-е гг.) он дает развернутую формулировку принципа единства сознания и деятельности, который гласит: человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической, поэтому психику можно изучать через её проявления в такой деятельности.
Таким образом, он связывает деятельность с воздействием, изменением окружающего, активность подобного определения не получает. К.А. Абульханова-Славская (2), анализируя работы С.Л. Рубинштейна (143), отмечает, что на начальном этапе своих исследований он подчеркивает преимущественное влияние деятельности на развитие и проявление личности, а на втором этапе говорит об активности личности, о деятельной личности. В первом случае акцент делается на роль деятельности в развитии личности, а во втором - на роль самой личности, её активности. Личность не только осуществляет себя в деятельности, но и её становление и развитие происходит также через деятельность. Основной вывод, по её мнению, который делает С.Л. Рубинштейн (143) относительно категорий «деятельность» и «активность», это различие между активной личностью и деятельной. Чаще всего, говоря о специфике человеческой деятельности, активности Н.В. Демин (58), Э.В. Соколов (152) выделяют специфические для нее признаки: сознательность, целесообразность, орудийность, опосредованность, творчество.
Педагогическое обеспечение процесса формирования творческой профессионально значимой образовательной деятельности
Направленность образовательного процесса на развитие индивидуальных качеств будущего профессионала позволяет педагогам рассмотреть многомерность студента как предмета педагогического внимания, увидеть возможности педагогического влияния на становление человеческой сущности во всей её полноте, прогнозировать профессиональную соразмерность педагогической деятельности.
Переход к новой системе подготовки специалиста предполагает: - осознание студентами цели и смысла своей учебно-познавательной деятельности путем освобождения от всех форм потребительски-созерцательного сознания; - построение в вузе подлинно индивидуальных природосообразных отношений, где эффективность учебно-воспитательного процесса определяется способностью педагогов и студентов к взаимоизменению; - замену «ритуального» (С.Л. Рубинштейн (144)), профессионально-догматического поведения участников образовательного процесса на концептуальные.
Формирование профессиональной индивидуальности через систему человеческих отношений способствует обмену смыслами между преподавателями и студентами. Отказ от «зуновского» мышления означает поиск и обнаружение новых смыслов, расширение пространства сознания, приобретение воли и умения реализовать в профессии собственный индивидуальный смысл (А.В. Райцев (141)).
Таким образом, анализируя и обобщая работы философов в своем исследовании мы опираемся на следующее определение индивидуальности.
Индивидуальность - цельное, многофакторное, многостороннее явление, для понимания которого продуктивно обращение к философско-педагогическим знаниям, к философии педагогики, к исследованиям
К.Д. Ушинского (164), СИ. Гессена (47), В.В. Зеньковского (66), Б.С. Гершунского (44), Н.Д. Никандрова (120) и др.
Профессиональная индивидуальность специалиста - это самоопределение в профессии, поиск и нахождение для себя смысла, своего отношения к истине, которые воплощаются в практической деятельности. Как указывают философы М.М. Бахтин (16), Н.А. Бердяев (18), В.В. Зеньковский (66), М.М. Мамардашвили (108), смысл невозможно передать, ибо он открывается или не открывается в поиске как результат внутренней работы, собственной мыслительной деятельности.
И.А. Колесникова (82) в педагогической реальности выделяет три педагогические парадигмы, или теории, по образцу которых организуется исследовательская деятельность.
Мы, опираясь на три парадигмы, выделенные И.А. Колесниковой (82), построили теоретическую логико-содержательную модель своего исследования.
Первая в этом ряду - парадигма традиции, в пространстве которой на протяжении веков развивались все духовные традиции школы, формировались основы национальных и религиозных педагогик. Эта парадигма сформировалась на традициях общества, для которых было характерным стремление вписаться в окружающую природную среду, в исторически сложившуюся практику воспитания, в жизненный уклад, в народные обычаи и обряды, в религиозные верования. В настоящее время в теории и практике образования использование народной педагогики, определенных её элементов, признается целесообразным (Г.Н. Волков (39), Т.Н. Петрова (129), А.Д. Семенова (146) и др.).
Следующей парадигмой образования является технократическая, связанная с цивилизационным развитием человечества. В её основе лежит теория и практика целеполагания и организация процесса обучения, направленная на передачу учащимся готовых выводов науки, фактов, закономерностей, принципов и правил. Образовательная политика в этой парадигме преследует общие цели: обучения и воспитания, укрепления материально-технической базы образовательного учреждения, изменения сроков обучения и воспитания, укомплектования штатами, обеспечения учебниками и т.д.
Описываемая парадигма недостаточно учитывает профессионально и социально важные качества специалиста, общественно принятые ценностные ориентации и установки, уровень его общекультурной подготовленности, коммуникативной компетентности.
По мнению А.П. Валицкой (32), ГОС ВПО является порождением господствующей в современном российском обществе технократической парадигмы, подавлявшей и унифицировавшей человеческую индивидуальность.
Взаимодействие педагога и ученика строятся на основе субъект-субъектных отношений, где доминируют сообщение, лекция - как правило, в форме монолога. И как бы не были разнообразны применяемые методики, главной целью обучения становится передача алгоритма, которую может осуществлять как педагог, так и обучающая машина, персональный компьютер, другие технические средства обучения. Но известно, что при самой благоприятной постановке обучения учащиеся усваивают только 20-25% полезной информации, большая же часть необходимых знаний искажается, кроме того, «...приобретенное технологическим путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено достижениями научно-технического прогресса» (И.А. Колесникова (82, С. 47)).
Описываемая парадигма недостаточно учитывает профессионально и социально значимые качества специалиста, общественно принятые ценностные ориентации и установки, уровень его общекультурной подготовленности, коммуникативной компетентности.
Строго детерминированный стиль педагогического процесса ориентирован на учебники, на технологии, на способность учеников усваивать в заданном темпе программный материал. Но еще К.Д. Ушинский писал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта (собр.соч. Т. 9). Жесткое разделение целостного учебного процесса на ведущего (педагога) и ведомого (ученика) закреплено в технологическом подходе. Учитель при этом занимает позицию оператора дидактических средств, а учащийся играет роль одного из объектов конструируемого учебного процесса (Кларин М.В. (79)). При существующем порядке студенты должны усвоить чужие, готовые знания и научиться пользоваться ими для решения возникающих задач. Таким образом, индивидуальное жизненное решение подводится под сложившиеся основания, по сути, деиндивидуализируются и выводятся за пределы личного выбора и ответственности. В этом случае индивид может рассматривать свою индивидуальность как помеху и препятствие для правильного решения и действия. Такая позиция, скорее всего, есть результат общей методологии образовательного процесса: овладение знаниями и навыками являются главной основой образования, его субстанцией. В процессе обучения студент главным образом, - пассивный исполнитель научной истины. Обучение ограничивается рационально-мыслительным пространством, а личностно-индивидуальная эмоционально-волевая сфера студентов не включается в сотворчество (Крившенко Л.П.(89)).
Сложившаяся практика с определенным ментальным взглядом на мироустройство не может кардинально менять вузовское образование, так как задача формирования у студентов потребности в развитии собственной субъектности и ответственности за самостоятельно выполняемую деятельность не может успешно решаться (А.В. Райцев, (141 с. 43)).
Педагогическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
Основное направление практической части исследования нацелено на то, чтобы экспериментальным путем разработать и обосновать педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода.
Программа опытно-экспериментальной работы отражала принципиальные положения разработанной нами содержательной модели формирования творческой деятельности студентов в процессе подготовки учителей технологии в педагогическом колледже. Наш подход исходит из идеи гуманизации процесса образования, основополагающим принципом которой является формирование и развитие всесторонне развитой личности. Данная идея подтверждается предварительным результатом исследования на его констатирующем этапе.
Содержание процесса формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода, как определено на данном этапе опытно-экспериментальной работы, основывается на следующих теоретических положениях в отношении разработанной и использованной нами педагогической системы формирования творческой деятельности: - учет специфики предмета (идея укрупнения дидактических единиц, идея структурирования и систематизированное обобщении теории); - возможность реализации дизайн-подхода в обучении (создание материального и личностного образовательного продукта); учет личностных качеств студента (проявляется в его профессиональной готовности и умении использовать различные способы и средства обучения в зависимости от изучаемого учебного материала); - осуществление целевой ориентации (формирование элементов опыта творческой деятельности у каждого студента).
Цель формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода реально может быть достигнута при условии включения в процесс обучения всех отдельно взятых компонентов педагогической системы в их взаимосвязи и в определении временной последовательности. Это и способствует расширению личного творческого пространства как компонента личного опыта творческой учебной деятельности обучающихся.
Диагностика результатов использования построенной системы формирования творческой деятельности студентов осуществлялась по трем основным параметрам: содержание учебных дисциплин, эффективность технологий обучения и деятельность студентов.
Степень сформированности творческой деятельности, а также качеств творческой личности проявлялась по таким показателям, как: 1. Базовый уровень знаний, умений и навыков на необходимом уровне их обобщенности. 2. Уровень сформированности практического опыта творческой профессионально значимой деятельности в виде конкретных образовательных продуктов, как материальных, так и нематериальных. 3. Влияние системы на приобретение профессионально значимых качеств творческой личности, в частности, логического, критичного, системного мышления.
Ориентация на позитивную творческую деятельность требует определенных базовых компетенций: уметь аргументировать и доказывать, делать выводы и давать оценки, искать варианты решений и выбирать из них оптимальные, работать с гипотезами, уметь формулировать вопросы и понимать глубину и адекватность предоставленных ответов.
Экспериментальное исследование заключалось в изучении влияния разработанных нами и внедренных педагогических условий формирования опыта творческой деятельности на студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна (НІЖ ТиД). Исследование состояло из 4 этапов: организационный, реализация, констатация, интерпретация.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 521 студент 1- 4-х курсов из 36 групп Намского педагогического колледжа технологии и дизайна.
На первом этапе (констатирующий эксперимент: состояние проблемы; диагностика уровня сформированности опыта творческой деятельности у студентов) выдвигалась цель, определялись объект и предмет исследования, решались следующие задачи:
- исследование процесса формирования творческой деятельности студентов в ходе обучения в вузе; - выявление дидактических возможностей использования разработанного варианта совершенствования процесса формирования опыта творческой деятельности у студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна; - анализ существующей образовательной среды колледжа; - диагностика сформированных личностных творческих умений и навыков (модифицированный личностный опросник К.К. Платонова (131), методика Н.Ф. Белокур; мотивация достижения успехов и избежания неудач; мотивация учения и др.);
На этом этапе было разработано содержание экспериментальной работы, проведен отбор участников эксперимента (две контрольных и две экспериментальных группы). Первичное исследование, на основе которого анализируется и систематизируется экспериментальный материал, по своей сути является рабочей гипотезой, а результаты выполненных исследований могут дать основание для перерастания рабочей гипотезы в научную. Следует отметить, что на данном этапе были созданы необходимые условия для осуществления эксперимента, разработана программа исследования.
Формирующая часть {второй этап) эксперимента включала в себя разработку плана действий по проблеме, реализацию модели по формированию опыта творческой деятельности студентов как через учебный процесс, так и во внеаудиторной деятельности (работа в кружках и т.д.), проведение комплекса мероприятий в соответствии с разработанной моделью и направленных на формирование опыта творческой деятельности будущего учителя технологии.
Проведенный этап эксперимента решил основную задачу - проверку целесообразности формирования опыта творческой деятельности у будущих специалистов технологии уже в стенах учебного заведения, а также эффективности использования разработанной программы.
Третий этап - констатация - свидетельствовал о степени сформированности опыта творческой деятельности у будущих учителей технологии во всех видах учебной деятельности.
Становление и совершенствование профессиональной подготовки студентов к творческой работе осуществлялись как в процессе овладения профессиональными знаниями, так и в период прохождения педагогической и технологической практик. Практическое обучение является неотъемлемой составной частью учебного процесса и направлено на формирование опыта творческой деятельности. Это и есть четвертый этап.
Комплектование контрольной и экспериментальной групп осуществлялось в начале учебного года с учетом творческих способностей каждого студента.
На первом этапе нашего исследования необходимо было выявить у студентов начальный уровень знаний о творческой деятельности, о дизайнерских задачах, умений видеть и решать творческие проблемы.
Реализация содержательной модели формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в образовательной деятельности Намского педколледжа
По результатам констатирующего эксперимента выявлено, что организация работы по формированию у студентов опыта творческой деятельности необходима: студенты путали определения, связанные с творческой деятельностью, с другими определениями творчества, нечетко представляли отдельные понятия в области творческой деятельности, не могли спроектировать изделие. Таким образом, для формирования у студентов творческой деятельности мы провели экспериментальную работу, целью которой являлось выявление рационального содержания, методов и приемов формирования опыта творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе реализации дизайн-подхода.
Из цели эксперимента сформулированы следующие задачи: 1. Определить содержание и структуру формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода. 2. Обосновать содержательную модель формирования опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода на основе развития навыков проектирования и технологических умений студентов. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели и определить педагогические условия её реализации в учебно-воспитательной деятельности педколледжа. 4. Разработать научно-практические рекомендации по формированию опыта творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода в процессе освоения технологии изготовления швейных изделий.
Для экспериментальной проверки содержания всей программы мы ограничились проверкой ее части. Экспериментальная работа проводилась на лекционных и практических занятиях курса: «Технология изготовления швейных изделий», «Дизайн одежды», «Художественная обработка материалов», «Оборудование швейного производства», а также во время прохождения педагогической и технологической практик, при выполнении курсовых и дипломных проектов.
Для проведения экспериментальной работы мы охватили группы студентов с использованием разных методик обучения творческой деятельности. В контрольных группах - это проблемное изложение материала, раскрытие эволюционных процессов в технике и технологии, решение творческих задач. В экспериментальной группе, кроме этого, студентам предлагалось решение творческих задач, которые способствуют успешному формированию опыта творческой деятельности студентов.
Важной задачей, которую необходимо было решить до начала эксперимента, - это рациональный расчет времени, за счет которого можно было бы включить в содержание занятий элементы творческой работы.
При анализе возможностей решения данной проблемы мы пришли к выводу, что значительные резервы в рациональном распределении времени может дать хорошо продуманная система межпредметных связей, а также степень самостоятельности студентов в получении знаний, уровень методического мастерства преподавателя, степень использования учебного материала, средств наглядности, ТСО и др.
Для выполнения эксперимента, мы включили в учебный материал дисциплин разработанные дизайн-упражнения, которые необходимо выполнить за 10-15 минут. К реализации программы по формированию у студентов опыта творческой деятельности мы приступили с 1 курса по дисциплине «Технология изготовления швейных изделий». Организуя формирующий эксперимент на 1 курсе как первой стадии знакомства студентов с дизайнерскими умениями и навыками, мы исходили из того, что обучение следует начинать с формирования базовых умений видеть существующие проблемы, решать их и искать новые с целью развития науки и техники.
В основном вся наша экспериментальная работа охватывала содержание отдельных тем и разделов образовательной области «Технология», в частности, в лекциях по «Технологии изготовления швейных изделий» мы показывали эволюционные пути развития технологии ткани, начиная с первобытнообщинного строя до сегодняшнего времени; дизайн-решения окраски и оформления различных по фактуре тканей; дизайн-подход в моделировании швейных изделий.
Основными методами и приемами, которые мы использовали при формировании у студентов дизайнерских умений и навыков, явились творческие задачи.
Приступая к разработке творческих задач и заданий, мы проанализировали мнения различных авторов, пришли к выводу, что многие педагоги считают задачу специфическим видом задания, другие же считают задание частным видом задачи. Мы придерживаемся мнений В.И. Загвязинского и И.Я. Лернера, которые считают задачи и различного рода упражнения разновидностями учебно-познавательных заданий. На начальном уровне формирования опыта творческой деятельности студентов мы используем дизайн-упражнения, предложенные М.Б. Павловой и Дж.Питт (128) (прил....).
В экспериментальной работе использовались творческие задания нескольких видов: теоретические, практические и комбинированные. Теоретические задания способствуют формированию следующих творческих умений: видеть основные идеи проблемы; сравнивать, анализировать, оценивать различные положения, возможности решения проблем на теоретическом уровне и т.д.
Практические творческие задания предусматривают моделирование и конструирование различных объектов творческой деятельности, а также проведение экспериментальной проверки гипотез.
Задания комбинированного типа включали в себя и теоретические, и практические способы выполнения.
Необходимым условием развития активности студентов при выполнении творческих заданий является применение средств и методов, стимулирующих их творческую деятельность. Поэтому при проведении формирующего эксперимента нам необходимо было:
- обеспечить благоприятную и доброжелательную атмосферу со стороны преподавателя; отказаться от высказываний оценок и критики в адрес личности студента; - поощрять высказанные оригинальные идеи; - обеспечить зарождение вопросов у студентов; - дать возможность проявлению инициативы в конкретной практической деятельности; - использовать личный пример в решении дизайн-упражнений; - публиковать статьи с оригинальным творческим подходом во внутриколледжных сборниках; - выступить с докладами на научно-практических конференциях; - дать возможность реализовать себя в творческой деятельности - участие в республиканском конкурсе модельеров «Cahap5a», в улусном конкурсе молодых модельеров «Ай-Тик», в выставках студенческих работ; - материально поощрять за оригинальное решение выполнения творческих проектов.
Все это позволило организовать творческую работу студентов на высоком уровне, способствующем успешному формированию у них опыта творческой деятельности. В экспериментальной группе мы ознакомили студентов с методикой активизации поиска решений творческих задач. В содержание входили следующие вопросы: терминология; сущность; этапы; примеры применения методики при решении творческой задачи.
Изложить весь материал на одном занятии невозможно, этот процесс осуществлялся в течение нескольких семестров по дисциплине «Технология изготовления швейных изделий».
При изложении материала мы максимально сблизили содержание лекций и содержание творческих заданий, включаемых в нее. При постановке тех же задач, что и в контрольной группе, мы активизировали внимание студентов при размышлении на применении методики «Поиск аналогов». Например, предлагали «используя методику «Поиск аналогов», подумайте, что явилось аналогом процесса ткачества?» (изгороди вокруг жилищ, гнезда отдельных видов птиц и т.д.)
В ходе такого прослеживания совершенствования тканей мы учим студентов видеть проблему и решать ее путем сравнения, наблюдения, анализа, выявления недостатков и достоинств, поиска лучшего варианта, дизайнерского решения при оформлении тканей, швейных изделий, что способствует начальному формированию творческих способностей студентов.