Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Денисова Тамара Логиновна

Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни
<
Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Денисова Тамара Логиновна. Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 1997 140 c. РГБ ОД, 61:98-13/123-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1, Проблема формирования выразительности образа в рисунках детей в процессе наблюдения 13

1.1 . Особенности деятельности наблюдения детей дошкольного возраста 13

1.2.Влияние наблюдений на выразительность образа в рисунках детей 6-го года жизни 30

Глава 2. Взаимосвязь выразительности детского рисунка и особенностей деятельности наблюдения детей 6-го года жизни (по результатам констатирующего эксперимента) 48

2.1 . Задачи и методика констатирующего эксперимента 48

2 .^.Особенности деятельности наблюдения детей 6-го года жизни 51

2.3.Особенности выразительности образа в детском рисунке 59

2.4.Взаимосвязь деятельности наблюдения и рисования 65

2.5,Анализ педагогических условий руководства изобразительной деятельностью детей 70

Глава 3. Формирование выразительности образа в рисунках детей в процессе деятельности наблюдений 74

ЗЛ. Задачи и методика формирующего эксперимента 77

3.2.Методика формирования деятельности наблюдения 79

3,3.Формирование выразительности образа в рисунках детей 92

3.4.Педагогическое руководство изобразительной деятельностью детей 6-го года жизни 101

3.5.Анализ результатов экспериментальной работы по формированию образа в рисунках детей 108

Заключение 123

Литература 128

Введение к работе

Формирование творческой, социально- адаптированной личности, готовой к продуктивной созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества, выдвигает новые требования к образовательно-воспитательному процессу, направленному на развитие индивидуальности, интеллектуального потенциала каждого человека. Готовность к творчеству, инновационный стиль мышления- это те качества личности, которые необходимо формировать в процессе обучения. Чрезвычайно значимо решение этой задачи в период дошкольного детства, этот возраст является этапом сензитивного периода развития личности, ее психических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей.

Раскрытие потенциальных возможностей человека осуществляется в деятельности. Одной из таких видов является изобразительная деятельность. Она дает широкие возможности для формирования различных сторон личности дошкольника. Рисование является одним из любимых занятий ребенка этого возраста, позволяет свободно сочетать игровые и учебные задания, подготавливать старших дошкольников к осознанной учебной деятельности. В процессе рисования у ребенка воспитываются и развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. В рисовании таятся богатые возможности для развития познавательной деятельности.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что она доступна каждому ребенку, а созданный им продукт можно увидеть потрогать, исправить, дополнить. Психологическими и педагогическими исследованиями установлено, чем более тонкие действия совершают руки, в особенности пальцы, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. Занятия изобразитель-

ной деятельностью требуют от детей проявления дисциплинированности, организованности, умения планировать процесс выполнения задуманного.

Рисование -это вид деятельности, где ребенок самостоятельно создает образ. По мере овладения выразительными средствами рисунка, изобразительная деятельность приобретает художественно -творческий характер. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений;, формирование умения наблюдать, создавать выразительный образ в своем рисунке, не осуществляется в достаточной степени, что приводит к угасанию творческого начала дошкольников.

На необходимость учета взаимосвязи рисования и наблюдения указывали в своих трудах многие исследователи-педагоги и художники. Имеющиеся исследования по проблеме взаимосвязи наблюдений и изобразительной деятельности детей (К.М. Лепилов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) рассматривают наблюдение как метод обучения. В работах Н.А. Ветлугиной, Т.С. Зерновой, Г.В. Лабунской, Л.А. Раевой раскрываются возможности формирования выразительности образа в рисунках детей. Под влиянием наблюдений рисунки детей обогащаются разнообразием форм, количеством характерных деталей, их четкостью и выразительностью.

Исследования, проведенные В.А. Езикеевой, Л.В. Компанцевой, С.А. ПарафеевоЙ, Б.П. Юсовым выявили, что выразительность образа в рисунках детей проявляется в процессе оперирования внешними признаками предмета. Цвет, форма и композиция неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением мысли автора- ребенка.

Умственное воспитание является одним из важных компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Одной из центральных задач умственного воспитания дошкольников является развитие детского мышления. В ряде исследований (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддьяков)

показано, что старший дошкольник способен наглядно нредставлять себе разные преобразования и изменения предметов, обобщать их характерные признаки, устанавливать связи между ними, осваивая их социальную сущность.

Работы Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова раскрывают возможности формирования у дошкольников опосредованного отношения к окружающему применительно к разным видам деятельности: рисование, аппликация, конструирование.

Одним из видов предметно-чувственной деятельности, в процессе которой может осуществляться непосредственное познание ребенком окружающего мира, является наблюдение. Б.Г. Ананьев подчеркивал особое значение наблюдения как сложной психической деятельности, соединяющей в себе восприятие, мышление, речь, познавательный интерес. Зарождаясь в контексте продуктивной деятельности еще в раннем детстве, наблюдение проходит на протяжении дошкольного возраста большой путь развития.

Интерпретация впечатлений, полученных в процессе деятельности наблюдения и воплощенная в детском рисунке, находит свое отражение в исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной и др. У детей дошкольного возраста, развивается наблюдение как познавательная деятельность во всех присущих ей структурных компонентах: постановка цели, отбор способов наблюдения, интерпретирование его результатов (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова).

Основная цель дошкольного учреждения- оказать помощь детям познать окружающую действительность, воспитывать чувство прекрасного, формировать умение наблюдать. Органическое сочетание сенсорных и мыслительных процессов в деятельности наблюдения позволяет постепенно обеспечивать переход детей от познания конкретных предметов и явлений к художественно-образному видению. В результате анализа научной литературы выявлено, что несмотря на многочисленные педагогические и психологические исследова-

ния, посвященные вопросам формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни, проблема педагогического руководства по формированию выразительности образа в процессе деятельности наблюдения не была предметом специального изучения. Это и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане рассматривается проблема научно-педагогического обоснования условий формирования выразительного характера детского рисунка.

В практическом плане- это проблема разработки и внедрения системы занятий по формированию выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни в рамках педагогического руководства и воспитательных воздействий.

Объект исследования: целенаправленный процесс формирования выразительности образа в рисунках детей б-го-года жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни в процессе наблюдений.

Цель исследования: разработка и апробация системы педагогического руководства по формированию выразительного образа в рисунках детей 6-го года жизни.

Гипотеза исследования: Дети 6-го года жизни начинают самостоятельно осуществлять задуманное, проявлять стремление в реализации своего замысла, оригинальности изображения ,если в процессе педагогического руководства формированием выразительности рисунка: —-реализуется система заданий;

—моделируется деятельность наблюдения в зависимости от поставленных педагогом задач; —используется главное выразительное средство рисунка(форма предмета); —применяются нетрадиционные способы создания выразительного характера образа( монотипия, граттаж, диатипия и др.).

Задачи исследования:

Выявить специфику деятельности наблюдения детей 6-го года жизни и определить особенности использования ими средств выразительности.

Обосновать показатели уровней выразительности детских рисунков и деятельности наблюдения.

Разработать систему занятий и методику формирования выразительности детских рисунков во взаимосвязи с организацией деятельности наблюдения.

Осуществить экспериментальную проверку методики формирования выразительности детского рисунка и организации деятельности наблюдения.

Положения, выносимые на зашиту:

В течение долгого времени формировавшаяся у детей деятельность по созданию образа в рисунках по образцу не может быть просто дополнена тезисом о значимости развития творческой активности и самостоятельности. Требуется принципиально новый подход к формированию выразительности рисунков детей 6-го года жизни. Его обоснование должно быть осуществлено на основе теоретического анализа подходов по формированию творческой активности детей 6-го года жизни к самостоятельному созданию выразительности образа в рисунке. Основу практической деятельности должна составить предварительная работа по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности, а не репродуктивная деятельность.

Объективно оценить осознанность деятельности наблюдения и выразительность детского рисунка можно на критериях, предполагающих умения: наблюдать; выделять из множества главный предмет; использовать различные средства выразительности, главным из которых является абрис; передавать как простую, так и сложную форму предмета; владеть элементами изобразительной грамоты.

Стратегия деятельности воспитателя по формированию выразительности детских рисунков становится эффективной, когда дети в рамках системы педа-

готического руководства включаются в разнообразные виды деятельности. Формирование образа в рисунках детей должно осуществляться в процессе непосредственной деятельности наблюдения, выполнения ими творческих, индивидуальных и коллективных заданий по рисованию.

Научная новизна:

Определена значимость деятельности наблюдения и ее влияние на формирование выразительности рисунков детей 6-го года жизни.

Выявлены методы и приемы познавательной деятельности, побуждающие детей к использованию различных средств выразительности (форма, динамики, поза, жест, мимика) при самостоятельном создании образа в рисунках: формирование интереса и направленности детей к содержанию предстоящего рисования; словесное воссоздание образа перед рисованием; поэтическое воссоздание образа природы; использование игровых упражнений, позволяющих закреплять знания детей о различных положениях животных(бежит, сидит, играет); обучение детей приемам выделения признаков предметов и объектов.

Обоснованы показатели оценки уровня выразительности образа и деятельности наблюдения: подготовленность детей к созданию образа в рисунках; качество изображения; качество передачи формы предмета; проявление творчества и фантазии; изобразительная грамотность.

Определены уровни деятельности наблюдения и выразительности образа: уровни деятельности наблюдения (1-низкий, 2-средний, 3-достаточно высокий, 4-высокий) и уровни выразительности образа (1-низкий, 2- средний, 3-высокий), отличающиеся сформированностью специальных умений при самостоятельном создании детьми образа в рисунках.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследований позволят: осуществить более широкий подход к решению проблемы формирования выразительности образа в рисунках детей на различных этапах их возрастного развития и на теоретической основе осу-

ществлять оптимальный выбор методов и приемов обучения детей самостоятельному созданию выразительного образа в рисунке. Это составит основу более широких теоретических представлений о роли деятельности наблюдения детей при создании образа в рисунках.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогического руководства изобразительной деятельностью детей 6-го года жизни; в возможности использовать его результаты в распределении объема учебно-творческих задач при обучении детей способам изображения предметов и явлений окружающей действительности; в определении системы методов обучения детей изобразительно-выразительным средствам рисунка; разработаны и апробированы содержание и методика формирования выразительности детского рисунка; используются, прошедшие экспериментальную проверку дидактические пособия (модели), способствующие усвоению детьми алгоритма деятельности наблюдения; игровые упражнения по изобразительной деятельности для детей 6-го года жизни, могут быть использованы в практике дошкольных учреждений.

Методологической основой исследования являются современные теории и подходы к деятельности, положение о единстве сознания и деятельности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения и идеи:

о единстве умственного воспитания и развития (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская;

о роли деятельности в формировании и развитии человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.В. Занков, ВЛХ Зинченко, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн);

— основные положения методологии, педагогики и методики педагогического
исследования (Г.В. Воробьев, М.А. Данилов, В.И, ЗагвязинскиЙ, В.В. Кра-
евский, В.М. Полонский).

Исследование базируется:

на теоретических положениях о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, ВЛ. Беспалько, В.В. Давыдов, П.й. Пидка-систый, В.В. Краевский);

на основных положениях педагогики дошкольного возраста (Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, ВЛ Логинова, Н.П. Сакулина, П.Г. Саморукова, Е.А. Флерина).

Базой исследования является: опыт в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в г. Москве, Санкт-Петербурге, педагогический опыт профессиональной деятельности воспитателей детских садов; личный опыт работы воспитателем, заведующим дошкольным учреждением; опыт работы на кафедре ТФСГПУ.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась в дошкольных учреждениях г.г. Тольятти, Сызрани и на базе дошкольного факультета ТФСГПУ. Исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (1992-1993г.г.). Изучение и осмысление педагогической практики дошкольных учреждений, опыта работы воспитателей по методике руководства изобразительной деятельностью детей, позволившее осуществить выбор и теоретическое обоснование проблемы исследования; проведенный анализ научной литературы послужил базой для обоснования темы исследования, его цели и предмета, определения гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

  1. этап (1994-1996г.г.) В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом продуктов изобразительной деятельности детей ^проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни.

  2. этап (1996-197г.г.). Теоретическое осмысление данных материалов, их анализ послужили основой для определения педагогических условий, способствующих формированию образа в рисунках детей и выводов исследования.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач,проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный); изучение и обобщение опыта работы дошкольных учреждений; изучение и анализ продуктов деятельности детей дошкольного возраста; математико-статистические методы ("ХИ-квадрат", корреляционно-регрессионный анализ). Достоверность результатов исследования обеспечена его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, цели, задачам; длительностью характера и возможностью повторения экспериментальной работы; соответствием возрастным особенностям дошкольников; разносторонним качественным и количественным анализом; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, научных тезисах, опубликованных автором.

Результаты исследования обсуждались на международной научно- практической конференции 11-14 апреля 1995г.(г Москва),на научной конференции Терценовские чтения", 8-10 апреля 1997(г. Санкт-Петербург),а также опубликованы в учебном пособии "От игры к изображению". Тольятти. ТФСГПУ, 1996.

Структура и объем работы: Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа изложена на 140 страницах машинописного текста. В ней содержится 17 таблиц, 3 рисунка и 2 гистограммы. Список литературы содержит 165 наименований.

Особенности деятельности наблюдения детей дошкольного возраста

Обращаясь к психологическим знаниям, обусловленных необходимостью создания педагогической концепции, психологические теории (Л.С Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер А-В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков) входят в методологию обеспечения нашего исследования. Однако, мы изучаем поставленную проблему в рамках объекта педагогической науки, область педагогических фактов и явлений [80], а психологическое знание используется опосредованно для обоснования подхода к формированию выразительности художественного образа в детском рисунке.

Значение наблюдения в жизни человека трудно переоценить. Оно является одним из способов познания окружающей действительности, накопления жизненного опыта. Это сознательно регулируемая деятельность, с помощью которой человек проходит путь познания окружающего мира от низших форм к высшим. В своих, наиболее развитых формах, наблюдение превращается в метод научного познания, приобретая плановый, систематический характер; выступает как познавательная деятельность, в которой ярко выражена мотивация и которая характеризуется познавательной специфической формой интереса к окружающему.

Проблема развития наблюдения сложна и многогранна. Анализ исследований, позволяет выделить несколько подходов в определении значения и места наблюдения в педагогическом процессе. Наблюдение рассматривается как один из важных психических процессов, как вид познавательной учебной деятельности, как метод обучения [4,53,93,126,141].

Задачи обучения деятельности наблюдения детей, начиная с дошкольного возраста, понимание наблюдения как активной формы познания окружающего, имеющей целью накопление фактов, первоначальных представлений об объектах и явлениях, выдвигаются рядом авторов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Саморукова) [4,125,136,1541.

В трудах многих педагогов и психологов прошлого (П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и др.), а также в трудах отечественных педагогов и психологов С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, П.Г. Саморукова, и др.) единодушно подчеркивается огромная роль наблюдения в познании окружающего мира, необходимость обучать детей наблюдению. Благодаря чему, человек познает мир и преобразует его. Вся-кое человеческое знание исходит, в конечном итоге, из наблюдаемого [13,148,29,147,88].

В процессе наблюдения дети не просто созерцают предмет или явление, но и проделывают большую мыслительную работу: выделяют в предметах, как единичное, так и общее, как целый предмет, так и его детали. Наблюдение позволяет определить состояние и изменение предмета, а также его отношения и связи с другими предметами [148,531.

Важным средством развития ума ребенка является наблюдение над явлениями и предметами окружающего мира. Но умение наблюдать нужно формировать, а это возможно лишь на основе имеющихся представлений. П.П. Блонский акцентирует внимание на том, что воспитывать необходимо не пассивно созерцающую, а активно воспринимающую личность, учить ребенка 4іне видеть, но увидеть". Важно с раннего возраста, выработать у ребенка привычку к преднамеренному, целенаправленному, а не случайному наблюдению. А она может выработаться только на основе интереса ребенка к наблюдаемым явлениям и его активного действия с объектом наблюдения [13].

К.Д. Ушинский считал, что не всякое наблюдение обеспечивает формирование отчетливых представлений. Без педагогического руководства ребенок, поставленный лицом к лицу с предметами наблюдения, не увидит того, что является существенным в познавательных целях. Подчеркивая разницу между восприятием и наблюдением, он указывал на необходимость учить детей наблюдению. Причем учить наблюдать следует раньше, чем учить мыслить, ибо наблюдения дают содержание для мыслительной деятельности. К.Д. Ушинский наметил и последовательные этапы в обучении наблюдению-учить отыскивать и перечислять признаки предмета, затем выделять существенные признаки, и наконец, сравнивать их. При обучении наблюдению должны развиваться мышление и речь [148],

Дальнейшую конкретизацию мыслей К.Д.Ушинского мы находим в работах Е.Н. Водовозовой. Она указывает, что наблюдение связано с умственным развитием ребенка, с развитием процессов памяти, мышления, развитием представлений, в способности наблюдать. По мнению Е.Н. Водовозовой, в умение наблюдать входит: запоминать наблюдаемое; отличать существенное от мало существенного; сравнивать новое с известным; делать из наблюдения правильные заключения и выводы [29].

Задачи и методика констатирующего эксперимента

Цель: Выявить особенности уровней деятельности наблюдения детей 6-го года жизни.

Задачи: определить умение принять задачу наблюдения, поставленную взрослым, удерживать ее до конца наблюдения; умение отбирать и использовать в ходе наблюдения адекватные способы решения задачи; действовать планомерно и целенаправленно; выделять признаки предметов, их объем, характер. Задание 1. Рассматривание комнатного растения Терань".

Цель: выявить способы обследования предмета; принимать и удерживать задачу наблюдения, поставленную взрослым и удерживать ее до конца; выделение общих, характерных и эстетических признаков.

Инструкция экспериментатора ориентирует ребенка на желание обследовать объект и рассказать о нем с последующим изображением. Посмотри внимательно и запомни! Расскажи, что ты видишь? Ты сейчас будешь рисовать это растение! (Дается время для восприятия).

Затем экспериментатор предлагает рассказать об этом растении. "Прежде, чем нарисовать, расскажи! Как и что, ты будешь рисовать про это растение! Что будешь рисовать сначала, что потом".

Задание 2. Наблюдение за кошкой. Цель: выявить способы обследования живого объекта; выражать в речи познавательный итог наблюдения.

Инструкция экспериментатора ориентирует ребенка на необходимость выбора способов наблюдения в связи с последующим изображением данного предмета. "Посмотри внимательно и запомни! Кошечка очень хочет, чтобы ты нарисовал ее портрет!" (Дается время для рассматривания). Затем экспериментатор предлагает рассказать про кошечку, что именно, и какой ребенок хочет ее нарисовать! "Что будешь рисовать сначала, а что потом?"

В процессе наблюдения фиксировать речевой аспект деятельности и способы обследования, используемые детьми для достижения цели.

ЗаданиеЗ. Рассматривание игрушки "Лошадка".

Цель: Выявить особенности определения сенсорных признаков предмета, сопоставление формы предмета с сенсорными эталонами (цвет, форма, величины, расположение частей), необходимыми для качественного изображения предмета, а также выявить степень самостоятельности деятельности наблюдения, умения адекватно действовать в соответствии с поставленной целью. Инструкция экспериментатора ориентирует ребенка на самостоятельное выполнение задания; выделение существенных и характерных признаков предмета. Посмотри на лошадку внимательно и запомни! (Дается время на рассматривание). Нарисуй свою лошадку, чтобы она была похожа на эту! В процессе наблюдения фиксируются признаки, которые ребенок выделил самостоятельно и с помощью взрослого.

2 серия

Цель: Выявить уровни создания выразительности образа.

Задачи: Определить средства выразительности, используемые детьми в процессе изображения: форму, линию, движение, позу, мимику, жест. Выявить соотношение наблюдаемых признаков предмета, их количество по отношению к признакам, переданным в рисунке.

Заданиеі. Рисование "Птичка"(с натуры). Цель: выявить количество эстетических признаков, переданным в рисунке; средства выразительности.

Задание2. Рисование "Кошечка"(по памяти). Цель: выявить средства выразительности для передачи образа: особенностей изображения формы предмета, движения, позы, мимики, жеста.

ЗаданиеЗ. Рисование "Чудо-дерево" (по представлению) Цель: выявить возможности детей передавать предмет по представлению. Умение использовать различные средства выразительности, применять имеющиеся знания, умения в новых условиях. Выявить особенности фантазии, творческого воображения, манеру исполнения.

3 Серия.

Цель: выявить особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью детей; определить взаимосвязь наблюдений и изобразительной деятельности в планировании образовательно-воспитательной работы. Задачи: определить особенности руководства деятельностью наблюдения детей, методику обучения детей наблюдениям и рисованию, взаимосвязь рисования с наблюдениями; анализ календарных планов, беседа с воспитателями.

Задачи и методика формирующего эксперимента

Основываясь на имеющихся психолохо-педатогияеских- исследованиях Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, П.Я, Гальперина, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Саку-линой, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова и других, формирующий эксперимент был разбит на этапы, в каждый из которых включались серии конкретных заданий.

В разработке методики формирования выразительности образа и содержании этапов мы учитывали результаты констатирующего эксперимента.

Всего в экспериментальных группах было проведено 60 занятий по разработанной нами методике и. более- 60 видов- наблюдений.

Методика формирования выразительности образа в рисунках детей 6-го года жизни под влиянием наблюдений строилась вначале на формировании деятельности наблюдения.

Разработанная методика развития деятельности наблюдения имела следующую последовательность: на первом этапе предусматривалось развитие умения использовать алгоритм наблюдения, методика которого строилась вначале на рассматривании овощей, фруктов, комнатных растений, имеющих простое строение, состоящее из крупного ствола и нескольких крупных листьев (аукуба, фикус). Постепенно в наблюдение включали комнатные растения, имеющие более сложную форму, состоящую из разветвленного ствола, множества стеблей и листьев, разного размера и величины (бальзамин, колеус, аспарагус и др.) На рассматривании овощей, фруктов, комнатных растений, постепенно развивали у детей алгоритм наблюдения с помощью моделей.

Закрепление алгоритма деятельности наблюдения продолжали на предметах простой формы, народных игрушках. В первые задания вносили рассматривание народных игрушек, изображения которых обобщены и упрощены, что облегчает восприятие. Еще ЕЛ. Флерина отмечала, что народная игрушка концентрирует внимание ребенка на основном, т.к. она более реальна и зрительно условна. Для рассматривания использовали игрушки народных мастеров: филимоновские, калининские, дымковские, гжель [150].

Затем количество наблюдаемых признаков предмета увеличивали, используя для наблюдения объекты и предметы более сложной формы. Поэтому предметом наблюдения сложных форм были, в первую очередь, игрушки сложной конфигурации (калининские: петушок, голубь и др.) затем живые объекты: птицы (аист, грач, скворец, ворона), домашние и дикие животные (кошка, собака, лошадь» корова, коза и др.).

В задания включали сравнение нескольких птиц и животных, чтобы детям легче было находить сходство, устанавливать различие в признаках, а главное решать более сложную задачу наблюдения- выделять малосущественные и существенные признаки, для определенной группы предметов. Постепенно подводили детей к умению пользоваться алгоритмом наблюдения без применения моделей, то есть выполнять задание во внутреннем плане действий.

В третьей серии эксперимента, для закрепления знаний детей о форме предметов, умении ее выделять, расчленять мысленно предмет на части и соотносить каждую часть с геометрическими формами; выразительном характере изображений, разработали серии игровых упражнений, которые включались не только в задания, но и применялись в самостоятельной деятельности.

В четвертой серии, учили в произведениях изобразительного искусства находить средства выразительности образа, умении переносить имеющиеся знания в другие условия, используя алгоритм наблюдения. Вводили новое понятие "средства выразительности".

На втором этапе, параллельно с деятельностью наблюдения, проводили рисование. Вначале на предметах плоскостной формы обучали детей изобразительной грамоте, знакомили со средствами выразительности (линия, точка, штрих, отмывка, заливка и др. нетрадиционными способами передачи выразительности рисунка). Затем приступили к формированию у детей знаний о форме предмета, о его контурном изображении. Прорисовывание предмета всегда начинали с простого карандаша, так ребенку легче было выделить форму предмета, его части. Первые попытки дать рисование красками, без предварительного прорисовывания не дали положительных результатов, так как краска сливалась и форма предмета слабо просматривалась. После рисования карандашами, эффективность выразительности образа увеличилась во много раз.

На всех заданиях постепенно вводили и знакомили детей с различной техникой передачи выразительности образа (способ сухой кисти, монотипия, коллаж, граттаж, разные виды штриховки (по косой, по прямой, по наклонной). Дети рисовали сначала простым способом (по частям) затем более сложным (контурным, начиная с головы или основной части предмета-туловища). Перед рисованием предмета предлагали сначала рассмотреть предмет на расстоянии, как бы отделив контур предмета от пространства, затем обследовать (обведение контура предмета пальчиком, воспроизведение контурного образца по опорным точкам, сопровождение движения руки словом) [90].

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования образа в рисунках детей 6-го года жизни