Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методологические и теоретические проблемы формирования здорового образа жизни в комфортной семье 12
1.1 Педагогические и медико-психологические основы формирования здорового образа жизни в семье 12
1.2 Функции и влияние семейного воспитания на формирование здорового образа жизни .46
1.3 Значение взаимоотношений в семье в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни 63
Выводы по I главе 81
Глава II. Технологические основы влияния педагогического комфорта в семье на здоровый образ жизни 83
2.1 Причины конфликтов в семьях и педагогические пути их разрешения 83
2.2 Подготовка молодежи к созданию семьи на основе здорового образа жизни 106
2.3 Влияние национальных традиций на формирование здорового образа жизни 127
2.4 Содержание опытно-экспериментальной работы 155
Выводы по II главе 166
Заключение 168
- Педагогические и медико-психологические основы формирования здорового образа жизни в семье
- Функции и влияние семейного воспитания на формирование здорового образа жизни
- Причины конфликтов в семьях и педагогические пути их разрешения
- Подготовка молодежи к созданию семьи на основе здорового образа жизни
Введение к работе
Актуальность исследования определяется рядом причин психолого-педагогического порядка. Здоровье — важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка. В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».
Понятие здоровья трактуется в наше время более расширительно, нежели отсутствие заболеваний. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. К сожалению, в настоящее время в России в просветительской и практической работе наблюдаются негативные тенденции состояния физического, психического, духовного и нравственного здоровья. И в связи с этим возникает необходимость совершенствовать эту деятельность как в школе, так и в семье. Значимую роль при этом будет иметь сформированность глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни и здоровье вообще у учащихся, их родителей, учителей. В ряду основных гуманистических категорий в педагогике по праву как ключевой термин сегодня выделяется - здоровый образ жизни.
Проблема имеет и социально-политическую значимость. Исследования ученых в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в условиях демократии молодые люди вполне могут выбрать тот образ жизни, который они предпочтут. Главное, чтобы он был выбран правильно и не противоречил правилам и нормам нравственности, максимально содействовал их физическому и духовному развитию и
самосовершенствованию, помогал бы каждому ребенку стать полноценным гражданином своей страны. Несмотря на то, что забота о подрастающем поколении является одной из главных задач президента, правительства, Государственной думы и руководства регионов России, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей, прямо скажем, далеки от совершенства.
Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам, позволяет определить наиболее распространенные среди детей болезни.
На первом месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, пневмонии.
На втором месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен грипп.
На третьем месте заболевания органов пищеварения.
На четвертом - травмы. За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами, нарушениями зрения и многими другими заболеваниями. Причинами таких явлений явились различные факторы.
1. Акселерация (ускорение роста и развития детей и подростков), которая
наблюдаются сейчас во всем мире. Она обусловливает дисгармонию в
формировании отдельных органов и их функциональных возможностей. С
годами она исчезает.
2. На состояние здоровья и физическое развитие оказывают влияние
природные и климатические факторы: солнечная радиация, состав питьевой
воды, температура воздуха, влажность. Известно, что природа Севера и Юга
отличается друг от друга. И поэтому, в определенных регионах
предпринимаются специальные меры, такие как витаминизация, йодирование и
т.д. многие медики и педагоги сейчас бьют настоящую тревогу по поводу того,
что в школьной среде растет риск дефицита йода, что способствует снижению
интеллектуальной деятельности, повышению утомляемости и нервно-
психических расстройств.
Влияют на здоровье социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, почвы (в зависимости от степени загрязнения отходами промышленного производства), наполняемость школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень родителей, психологический климат семьи).
Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, родовые травмы. Но нельзя на это смотреть, как на неизбежность. Болезненное состояние проявляется, когда ребенок попадает в неблагоприятную среду.
Многое зависит от уровня медицинского обслуживания, насколько правильно и вовремя поставили диагноз, как назначено лечение.
Огромное значение имеет оздоровительная работа (прогулки, бег, турпоходы, обучение плаванию, конькам, лыжам).
Ответственность за это лежит на семье, а в первую очередь, на родителях.
Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства
и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие
социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите,
формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении
социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит
социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом
экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за
ведение детьми здорового образа жизни, а это на 90% - личный пример.
Возможности науки, исследующей условия и пути оздоровления детей в нашей
стране, не используются в полной мере. За последние годы появились
исследования этой проблемы такими учеными, как Безруких М.М., Горячев В.,
Ижевский П.В., Казакова Е.И., Лапис Г.А., Любая В.В., Макеева А.Г.,
Коростелев Н.Б., Плаксиенко Н.Р., Румянцев А.Г., Смирнов А.Т.,
Тростанецкая Г.Н., Топоров М.И., Филиппов Т.А., Шпицына Л.М. и др., но их
совершенно недостаточно.
Исходя из практической востребованности, актуальности, недостаточной разработанности проблемы, мы определили тему исследования: «Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье». Акценты в нашем исследовании мы расставили на развитии комфортной, счастливой семьи, поскольку именно такая семья является важнейшим компонентом воспитательного пространства общества, частью социальной среды и поскольку в нашей стране в последние десятилетия больше говорят о негативе, чем о счастье в семье. Между тем семья в значительной мере является фундаментом духовного и физического развития человека и претерпевает в настоящее время серьезные изменения, развиваясь в новых социокультурных условиях, оказываясь ядром, центром воспитательных влияний на детей. Именно комфортная семья выполнит функции, которые во многом определят сохранение и укрепление здоровья человека и общества.
В этом и заключается проблема исследования: определить, каковы психолого-педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни в семье.
Целью исследования является поиск педагогических технологий и условий формирования здорового образа жизни в семейном воспитании.
Объект исследования: семья в условиях развития психолого-педагогического комфорта.
Предметом исследования явился процесс выявления особенностей формирования здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:
- будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи;
проанализировано состояние готовности родителей использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни.
в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семье.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность здорового образа жизни с позиции физического,
духовного, психологического и социального благополучия и разработать
механизмы внедрения здорового образа жизни в массовую практику семейного
воспитания.
- внедрить в деятельность семей основы медицинских знаний,
позволяющих объективно оценивать собственные достоинства и упущения в
формировании здорового образа жизни.
- обеспечить родителей педагогическими и медико-психологическими
знаниями, позволяющими создать комфорт и здоровый образ жизни в семье.
- показать влияние национальных обычаев и традиций на формирование
здорового образа жизни.
- разработать технологии и критерии здорового образа жизни,
позволяющие развивать психолого-педагогический комфорт в семье.
Методологической основой исследования явились: аксиологический подход, в рамках которого человек признается как наивысшая ценность общества; культурологический подход к проблемам общества и процессам его развития, системообразующая роль культуры в обществе; системный подход к исследованию; общие закономерности психолого-физиологического развития детей школьного возраста в семьях.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, в которых раскрываются: демократизация и гуманизация образования (Ю.К. Бабанский, Я.А. Коменский, И.Б. Котова, Н.К. Крупская, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, Е.И. Шиянов); медицинский аспект образования и воспитания (В.М. Авакумов, Н.М. Амосов, П.В. Ижевский, Г.А. Лапис, Б.И. Мишин, Е.Д. Марьясис, Ю.К. Скрипкин, А.Г. Смирнов); психологические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Н.В. Кузьмина, Н.А. Менчинская, Е.Ф. Рыбалко, Ю.А. Самарин, В.Д. Шадриков, К.Д. Ушинский); общие и этнорегиональные основы семейного воспитания (Айбазова М.Ю., Арабов И.А., Азаров Ю.П., Байчорова Р.И., Батчаева Х.Х-М, Бойко В.В., Борлакова Б.М., Буянов М.М., Волков Г.Н., Гранкин А.Ю., Гребенников И.В., Гудкович Л.И., Измайлов А.Э., Ковалев B.C., Кондратов A.M., Куликова Т.А., Кущетерова Ф.Т., Семенов К.Б., Хрипкова А.Г., Якубов З.А.).
Использованы следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ документов об образовании и воспитании, положения о состоянии здоровья населения, учебники, программы, педагогическая, психологическая, медицинская, социологическая и философская литература, научно-методические журналы; обобщение и систематизация данных; наблюдения; беседы; анкетирование; опрос родителей и детей; тестирование; опытно-экспериментальная работа; математико-статистические методы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ №1, №5, №6 г. Карачаевска, гимназии №1 г. Карачаевска, средних школ №1 и №2 пос. Медногорский Урупского района, Карачаево-Черкесской республики. Исследованием охвачено было более 280 родителей учащихся 1-11 классов.
Исследование проводилось в период 1995-2004 г.г.
На первом этапе (1995-1998 год) проводился сбор и систематизация педагогической, медико-психологической, философской и социологической
литературы по проблеме исследования, документов государства по охране и укреплению здоровья населения, особенно детей в семье, определялись методология и методы исследования.
На втором этапе (1998-2000 год) проводилось изучение опыта работы родителей из благополучных семей по проблеме, разрабатывались технологии внедрения в семьи здорового образа жизни, проводилась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (2000-2004 год) корректировалась экспериментальная работа, обобщались и систематизировались материалы, апробировались результаты, которые внедрялись в практику семейного воспитания.
Научная новизна исследования:
систематизированы и обобщены концепции отечественных ученых по проблемам типологии и функциональных характеристик семейного воспитания, ведения здорового образа жизни в семьях;
раскрыты особенности, содержание здорового образа жизни в семьях в условиях развития комфортного, благоприятного микроклимата;
выявлены пути овладения здоровым образом жизни и педагогические условия формирования здорового образа жизни в условиях развития комфортной семьи;
определены основные критерии психолого-педагогического комфорта в семье, среди которых акцентирование внимания на восстановительной функции, на создании положительного микроклимата, толерантности в семейных отношениях, опора на воспитательный потенциал семьи, ее ценности, идеалы; ценностная гражданская и этнорегиональная направленность жизнедеятельности и образа жизни в семье, ответственность родителей за воспитание детей, их интеллектуальная педагогическая подготовленность.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
разработаны и теоретически обоснованы приемы нейтрализации вредных привычек у детей и родителей в семейном воспитании;
обосновано содержание понятия «комфортная» семья;
- разработаны технологии внедрения этического кодекса «Тау адет» в
жизнедеятельность семей;
- раскрыты и теоретически обоснованы результаты влияния национальных
традиций и обычаев на здоровый образ жизни в семьях горцев.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его научные выводы могут использоваться в семейном воспитании с целью повышения основ медицинских знаний родителей, уровня их готовности к организации формирования здорового образа жизни собственных детей. Сформулированные автором положения могут быть включены в курс педагогики и психологии семьи, использованы в системе повышения квалификации работников образования, а также для «Родительских университетов», «Родительских лекториев».
Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими положениями, системой методов исследования, адекватных поставленным задачам, позитивным влиянием разработанных автором технологий на здоровье детей в семьях, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание процесса формирования здорового образа жизни в условиях
развития благополучной, комфортной семьи должно предполагать широкую
осведомленность родителей о современных социокультурных, психолого-
педагогических ценностях, владение определенными умениями и навыками
двигательной активности, организации труда, режима, личной гигиены, борьбы
с вредными привычками, положительное отношение к сохранению и
укреплению здоровья.
2. Педагогическая здоровьесберегающая система должна стимулировать
развитие соответствующих качеств у родителей и детей, быть направленной на
сохранение и укрепление их здоровья. Основным механизмом внедрения
здорового образа жизни следует считать собственную активность родителей и
детей, направленную на их социокультурное и физическое совершенство.
Критерии жизнедеятельности и развития комфортной семьи должны базироваться на реализации восстановительной функции семейного воспитания, ее воспитательном потенциале, ответственности, гражданской и педагогической подготовке родителей.
В процессе формирования здорового образа жизни семьи должны учитываться этнорегиональные особенности воспитания детей. Использование народных традиций в семейном воспитании должно носить не эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий, кафедры психологии Карачаево-Черкесского университета, на научно-методических семинарах (2003 г.), на городских научно-методических психолого-педагогических конференциях, на Всероссийской конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь, 2001г.), на Всероссийской конференции по науке «Нервно-психологическое утомление человека в современных условиях» в городе Карачаевске (2002г.), на районной научно-практической конференции родителей (2003 г.), на республиканском семинаре «Инновации в педагогике» (2004г.) в г. Карачаевске. Опубликованные материалы использовались членами кафедры психологии и педагогики КЧГУ, учителями и психологами школ г. Карачаевска, преподавателями педагогики и психологии семьи Ставропольского педуниверситета на лекциях, спецсеминарах, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Результаты исследования нашли свое отражение в 6 публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 209 источников. Работа содержит: 20 таблиц, 1 диаграмму и 1 гистограмму.
Педагогические и медико-психологические основы формирования здорового образа жизни в семье
В настоящем разделе мы ставим задачу дать обзор современных проблем здоровья и здорового образа жизни, исследовать то, как оно влияет на благополучие и счастье семьи, определить факторы, формирующие здоровье и разрушающие его, акцентировать внимание на проблеме влияния здорового образа жизни на детей. Ф. Бэкон в своей работе: «Опыты, или наставления нравственные и политические» в 1597 году писал: «Собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Изучи свои привычки в отношении диеты, сна, занятий, одежды и старайся сокращать то, что ты считаешь вредным. Избегай зависти, страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и веселий, неразделенной печали. Питай надежды, испытывай, скорее, спокойное веселье, чем буйную радость, стремись скорее, к разнообразию удовольствий, чем к их излишеству, переживай удивление и восхищение от знакомства с новшествами. Не оставляй без внимания ни одного происшествия с твоим телом и испрашивай мнение о нем. Когда болен, обращай внимание на здоровье, когда здоров - на свою активность. Человек должен менять и чередовать противоположности, но склоняться к более доброй из двух крайностей; чередовать пост и хорошее питание, но чаще хорошо питаться, бодрствование и сон, но предпочитать сон, отдых и упражнения, но чаще упражняться». [79, 111]
Из сказанного следует, что здоровье человека связано с его поведением и является непременным условием эффективной деятельности, через которую достигается его полное благополучие.
А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский дали целый ряд определений [159] здоровья человека, которые на современном этапе содержат пять критериев: отсутствие болезней, нормальное функционирование организма в системе: «человек - окружающая среда», полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций. [91, 4] [52, 8]
В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье -это «Состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [159, 8] [100, 4] В целом здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и отрицательным внутренним факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие. Понятие «благополучие» в «Словаре русского языка» (по СИ. Ожегову) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения». [159, 7] Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни. [167,46] [41,3]
Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категорию, которые характеризуют жизнеспособность всего общества, как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Все это касается и здоровья семьи, где её прочность и крепость зависят от здоровья каждого, как физического, так и духовного. И можно сказать - здоровье семьи зависит от поведения и стремления каждого члена сохранить его. [146, 231]
Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого человека в отдельности. Отметим еще раз, что в понятие здоровье в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней. Оно включает такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации. [209, 74] [100, 5] Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела. [159, 10] [167, 100] Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия.
При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. [142, 280] [179, 84]
Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. [89, 145] Оно обеспечивается физической активностью рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственно и физического труда, умением правильно выбрать время вид отдыха и исключением из употребления алкоголя, табака, наркотиков. [144, 11] [66, 49] Артур Шопенгауэр [197] считал, что прежде всего, мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воле и тому подобные гигиенические меры».
Среди факторов влияющих на здоровье человека исследователи называют физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. Исследования генетики человека свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственного предрасположения, практически на все аспекты состояния физического и психического здоровья. [48, 74] Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни - это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека. [159, 10] [182, 45]
Функции и влияние семейного воспитания на формирование здорового образа жизни
Для каждого человека семья - это начало всех начал. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести душевный мир, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества. Здесь созревает личность. Семья - это и результат, и в большей степени творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Для того, чтобы вырастить и воспитать ребенка, когда он станет полноценным гражданином, родители затрачивают немалые средствд,как материальные, так и духовные. А.Н. Герцен говорил: «Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка». [154, 46]
Воспитание детей - это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Эти родительские вклады являются национальным богатством нашего государства. Вопросами семейного воспитания испокон веков занимались ученые, писатели, поэты, художники, артисты, о семье слагались легенды, пелись и поются песни, сочиняются стихи. Вопросами семейного воспитания занимались Я.А. Коменский, Н.К. Крупская. А.С. Макаренко, И.Г. Песта-лоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.В. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Самое серьезное внимание уделяют этому вопросу Ю.П. Азаров, И.А. Арабов, Р.И. Байчорова, Х.Х-М. Батчаева, В.В. Бойко, Б.М. Борлакова, М.М. Буянов, Г.Н. Волков, Н. Гинзбург, А.Ю. Гранкин, И.В. Гребенников, А.Э. Измайлов, B.C. Ковалев, Т.А. Куликова, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семенов, З.Я. Якубов и другие. Основная масса людей на планете имела и имеет родительскую семью. Те, кто выросли и ушли от родителей, вспоминают их с благодарностью. Вспоминая свое детство, перед глазами встает красота и уют отчего дома, внутренняя теплота патриархальной семейной жизни - какое это богатство. Как целый мир духовных и душевных ценностей раскрываются здесь, в этом семейном тепле, в этой насыщенности культурной традицией, в этой живой связи с живым миром прошлого. В этой тихой, не бросающейся в глаза традиции, питающейся из всех жизненных источников, что текут в мире семьи, бросаются все новые семена, дающие ростки. И мы видим иногда, - но еще гораздо чаще не видим - и само бросание семян, и первые всходы, и завязь плода, а потом видим богатый плод и жатву. Философ князь Евгений Трубецкой в своих воспоминаниях детства показывает на маленьких эпизодах, как влияла мать на восприимчивые души детей, так что на всю жизнь запечатлелось сознание нравственной невозможности обижать слабых или другое, не менее важное сознание: всевидящего, везде присутствующего Ока Божия: «Не помню, что сказала на это мама. Помню только, что с этой минуты с какой-то необычной силой гипноза мне врезалось в душу религиозное ощущение, навсегда оставшееся для меня одним из центральных - самых сильных ощущений, какого-то светлого и ясного ока, пронизывающего тьму, проникающего в душу, и в самые глубины морские, и никуда от этого взгляда не укроешься. Такие внушения - сама суть воспитания, и мама, как никто, умела это делать». [14, 31]
Почему дети понимают родителей, когда сами становятся ими? Если бы вернуть на минуту годы детства или юности, то, я думаю, многие к родителям отнеслись бы совсем по-другому, с пониманием, с большим вниманием, нежностью и никогда бы их не огорчали.
Сколько мучительных бессонных ночей способны вынести родители, особенно мать, склонившись над колыбелью ребенка. А когда ребенок болен? И только тогда, когда он выздоравливает, счастье и покой возвращаются в семью. Семья, родительский дом.... Наш надежный причал. Нет слов, чтобы выразить это чувство, которое охватывает тебя, когда после многих лет разлуки с ним, возвращаешься в его своды. И все, что в жизни достигнуто, мы связываем с ними, со своими родителями, своей семьей.
Говоря о таком понятии - очень высоком и святом для каждого человека, семье нельзя обойти вопрос весьма актуальный во все времена и вопрос, который должен интересовать не только педагогов, психологов, социологов. Он должен волновать каждого родителя и ребенка. Это вопрос о цели воспитания в семейном коллективе.
Безусловно, есть семьи, которые хотят и могут воспитывать своих детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг, у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. И что самое главное - родители ясно осознают цели воспитания; знают, кого они хотят видеть в своих детях, эти цели они проводят в жизнь, используя все методы и средства воспитания, учитывающие особенности детей как индивидуальные, так и возрастные. В таких семьях обычно ведется здоровый образ жизни: соблюдается режим труда и отдыха, личная гигиена, как правило, здесь планируются походы и экскурсии на природу, а дома четко все знают свои обязанности, не нужно никому напоминать о трудовых поручениях и обязанностях. Даже если есть ошибки в воспитании таких семей, то они носят скорее частный характер и легко устраняются. [83, 3]
В отличие от них, есть семьи, которые хотели бы воспитывать своих детей, но это у них не получается из-за конфликтов внутри семьи, отношения между членами семьи напряженные. Цели воспитания родителям в этих семьях представляются весьма расплывчато, средства и методы неясны, они не знают где и как их использовать. Родители здесь совершают очень много ошибок в воспитании детей. Существуют и такие семьи, где можно наблюдать полную беспомощность в этом вопросе. Все пущено на самотек, просто живут рядом родители и дети, надеясь, что все само собой получится. Не имеют они ни четкой цели, ни программы. В таком случае и результаты будут тоже неопределенными. [114]
Причины конфликтов в семьях и педагогические пути их разрешения
Говоря о комфорте в семьях, мы имеем в виду не только материальное благополучие, но и бесконфликтное общение всех её членов. В педагогической литературе мы не встречали понятия «комфортная, счастливая» семья. У Куликовой А.Т. [99] есть, к примеру, типология семей, среди которых называются патриархальные (традиционные), нуклеарные (двухпоколенные), неполные, материнские и другие типы семей. Анализ показывает, что наиболее благополучными среди них считают нуклеарные и патриархальные семьи. Понятие «благополучные» семьи используют в своих исследованиях Азаров Ю.П. [3], Амонашвили Ш.А. [7], Макаренко А.С. [114], Гребенников И.В. [54], Ковалев B.C. [85], Клемантович И. [83] и другие. На наш взгляд понятие «благополучная семья» не совсем точно отражает современную специфику семьи, воспитание в которой основано на личностно-ориентированном подходе. Новые функции семьи [99, 636] такие, как восстановительная, требуют психологического комфорта, восстановления физических и духовных сил, налаженности домашнего уюта.
Общение должно сплачивать общность интересов и переживаний. Вот такую семью мы считаем возможным назвать комфортной, счастливой. А если сформулировать конкретнее под комфортной семьёй мы понимаем такую семью, где каждый её член думает о благополучии других, а все думают о психическом, физическом, духовном комфорте каждого, и строят свою деятельность и поведение таким образом, чтобы все ощущали этот комфорт. И в то же время нет абсолютно бесконфликтных семей.
Важно понять и другую истину - счастливые семьи не те, в которых отсутствуют ссоры и где их мало, а те, в которых конфликты безболезненны и беспоследственны. Как бы ни были внимательны друг к другу члены семьи, вряд ли кому-либо из них удастся избежать разногласий и трудно предположить, что у них никогда не возникнет никаких трений. У всех членов семьи различен: жизненный опыт, оценка окружающего, совсем не совпадают задачи, которые приходится решать старшему и младшему поколению в семьях. И все же, в одних семьях конфликты решаются нормально, не принося обеим сторонам никакого вреда, а наоборот, даже содействуют укреплению конфликтующих. В других конфликты перерастают в систематические столкновения, конфронтацию, а потом и настоящую войну, от которой страдают все от - мала до велика. [185, 194] [149, 191]
Понятию конфликт ученые дают самые различные определения, например: - зарубежные психологи, социологи и философы М. Вебер, Гумилович, Ратценховер, Сампер, Теннис называют конфликт социальным спором. - Берджис, Р. Парк включают конфликт в число четырех основных видов взаимодействия, наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. - Р. Мертон, Т. Парсоне рассматривают конфликт как «социальную болезнь». - Отечественные ученые имеют свое мнение по этому поводу. Например, И.В. Гришин считает конфликт реакцией человека на препятствия по достижению целей. - В.И. Брудный, А.А. Ершов, В.А. Семенов рассматривают конфликт как столкновение противоположных интересов, мнений стремлений, несовместности потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе взаимодействия. - Н.И. Шевандрин убежден в том, что конфликт - это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. [201; 64; 162; 165] - Исследователи считают, что конфликт - это столкновение взглядов, вкусов, желаний в семье. [170] - Конфликт - всегда пересмотр чего-то [127, 44] - По нашему мнению, это такая форма взаимоотношений супругов, родителей и детей, а также детей друг с другом, когда на фоне противоречий, возникающих в процессе их взаимодействия, отсутствует полное или частичное взаимопонимание в семье. Причины, по которым в семьи приходит неблагополучие и которые приходится решать бывают самые разнообразные: - Одна из самых, на наш взгляд, худших - это гипоопека, «духовная нищета» отца и матери, исповедование ими «дремучей нравственности», что никак не соответствует правилам взаимопонимания, взаимопомощи. Гребенников И.В., Ковалев В.Г. обращают внимание на то, что от ребенка, который растет в семье, где царит такой стиль взаимоотношений, где каждый занят только собой, и проблемы одного не интересуют другого, трудно ожидать внимания к окружающим людям. [57; 92; 100; 141] Здесь родителей волнует только здоровье ребенка, а на остальное они смотрят «сквозь пальцы».
Подготовка молодежи к созданию семьи на основе здорового образа жизни
Семья-зеркало времени. Все, что происходит в обществе, затрагивает ее интересы. Изучение проблем современной семьи, отношений между родителями и детьми дает возможность проникнуть в духовный мир юношей и девушек, где прочно переплетены радости и печали, разочарования и скепсис. Можно ли научить быть счастливым? Нужно ли обучать этике семейных отношений молодежь? Эти вопросы давно уже волнуют родителей, учителей, преподавателей. Очевидно, что умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, воспитанной с детства.
В нашей стране семья - это союз мужчины и женщины, объединенный чувством любви, дружбы, взаимоуважения, ведущих при этом общее хозяйство и оказывающих друг другу материальную моральную поддержку. [151,7] [185, 223] [83, 2] [11, 10] [99, 10] [67, 5]
В семье человек рождается, живет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. От родителей он получает первые представления об окружающем мире, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую жизнь, но, к сожалению, это не у всех получается. В настоящее время число разводов растет и, причем, 40% приходится на долю семей со стажем до 4 лет. [159, 93]
В исследованиях причин распада семей подчеркивается, что большинство молодых людей ни психологически, ни морально, ни личностно не подготовлены к семейной жизни - а результат - крушение семьи, надежд, дети, оставшиеся без одного родителя. [185, 223]
Современные отношения, в том числе и семейно-брачные требуют от людей определенного уровня нравственно - этического и духовного развития. Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только их биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Современные молодые люди, чтобы создать прочную семью должны овладеть культурой общения. [62, 7]
Овладение культурой общения - важная составляющая здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Эта культура должна закладываться в подростковом возрасте и развиваться в гармоничном единстве с половым и психическим созреванием. [5, 157] [162, 276] [112, 26]
Но для нормальной семейной жизни мало иметь только чувство, даже самое высокое. С невзгодами и трудностями помогут бороться доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, тактичность, толерантность, внимательность, ответственность, взаимное уважение и культура поведения. Семейное счастье - это не просто везение или невезение. «Жизнь прожить - не поле перейти» - говорит русская пословица. И прожить её надо так, чтобы потом не жалеть об ошибках, которые могли бы быть и не допущены, и которые зачастую трудно или вовсе невозможно исправить. [11; 12; 18; 22; 23; 24; 34; 35; 38]
Поиск новых социально-педагогических оснований подготовки молодежи к семейной жизни обусловлен сложившейся исторической реальностью начала третьего тысячелетия, ведущей к осознанию необходимости новой системы ценностей и новой стратегии и тактики поведения человека, а, следовательно, и новых подходов к его образованию и воспитанию. Исследователи: Г.П. Злобина, И.В. Корнеев, Г.А. Мамонтова, М.В. Семина, Т.М. Салимов в связи с этим выявили следующие тенденции социального развития: во-первых, современный переходный этап развития общества с его динамизмом и противоречивостью сопровождается повышением требованием социальной среды к гибкости мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к готовности осмысленного проживания жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. [84; 85; 69; 74]
Во-вторых, в современную эпоху все более активной становится роль образовательной системы в решении многих проблем человечества через поддержку личности в период сознательного и ответственного нахождения своих жизненных смыслов. «Именно образование, - справедливо отмечает Б.С. Герпгунский, - является той ключевой сферой, от которой зависит главное - формирование личности свободного человека, живущего в свободном, демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою собственную жизнь, воспитывать своих детей в духе общечеловеческих жизненных ценностей и непреходящего понятия социальной ответственности». [129, 63]
В-третьих, в современной России особо остро стоит вопрос о возрождении семьи, как важнейшего социального института. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем - утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Исследования Т.Д. Баржиевой, А.В. Беловой, М.В. Блохиной, Э.Л. Вандановой, Е.В. Виноградовой, Г.Н. Волкова, Е.Н. Каменской свидетельствуют о заинтересованности общества в активно действующей семье, способной выработать и реализовать жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. В основании семейной организации сегодня оказывается личность с её неповторимым внутренним миром и правом на свободное и креативное самоопределение себя как субъекта брачно-семейных отношений. Современный взгляд на семью как на самоценность, при котором на первый план выдвигаются морально-эстетические качества партнеров, отражает гуманизацию семейных отношений. Одновременно усложняется вся система функционирования семьи, обостряется проблема удовлетворенности браком, углубляются требования супругов друг к другу. [77; 78]