Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Пругова Ирина Владимировна

Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра
<
Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пругова Ирина Владимировна. Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Краснодар, 1999 176 c. РГБ ОД, 61:99-13/826-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственное воспитание современных младших школьников как системообразующий компонент их общественного воспитания

Нравственное воспитание как педагогическая проблема

Особенности нравственного воспитания и развития младших школьников

Взаимосвязь нравственного воспитания, самовоспитания, перевоспитания младших школьников

Глава 2. Процесс формирования интегративных нравственных качеств личности младшего школьника средствами театра

Идея единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующая в интегративном нравственном воспитании младших школьников средствами театра

Опытно-экспериментальная работа по интегративному нравственному воспитанию младших школьников

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение к работе

Завершая XX век, человечество все больше обеспокоено проблемами гуманизации и гуманитаризации существующих в разных странах и на всех континентах систем народного образования и общественного воспитания. Стало совершенно очевидно, что от самого человека, его внутренних ресурсов и в первую очередь от его нравственных ценностей и установок, от формирующегося на их основе нового мышления зависит будущее человечества, его выживание, сохранение земной цивилизации. Это повышает ответственность системы воспитания во всем мире за характер общественного воздействия на личность, за формирование гуманистических идеалов, за использование научного потенциала человечества в интересах социального и нравственного прогресса.

Нравственное воспитание как педагогическая проблема

Основы системного подхода к анализу воспитания позволяет вскрыть основные взаимосвязи и взаимозависимости, без учета которых невозможно обеспечить оптимальное функционирование системы общественного воспитания младших школьников.

Структура общественного воспитания учащихся младших классов образуется из органически взаимосвязанных компонент, среди которых системообразующим является нравственное воспитание.

Проанализировав целевые функции нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что они предопределяют качественную характеристику всех компонентов системы общественного воспитания, формирования личности, а стало быть, совершенствование всей общественной жизни.

Исследование нравственного воспитания как педагогической категории приобретает, как мы полагаем, в настоящий период принципиально важное значение в связи с нарастающими тенденциями углубления политического,экономического и социального кризиса.

Как отмечалось в решениях I Международного конгресса по проблеме гуманизации образования, современный кризис Гуманизма во всех областях культуры и общественной жизни особенно опасен в сфере морального сознания общества. XX век движим иными ценностями, чем ценность человека - ценностями силы, власти, национальности, государства.

Процесс дегуманизации, как никогда, активен в искусстве, литературе. Современное нравственное состояние общества в России определяется внедрением худших вариантов масс - культуры, насаждающих культ насилия, пошлости, индивидуализма.

Игнорируется такая важнейшая функция искусства, как гуманистическое воспитание на основе прекрасного и возвышенного, что есть в окружающем мире.

Противостоять тенденции дегуманизации общества во многом может система образования и воспитания подрастающего поколения. В связи с вышесказанным были и остаются значимыми для педагогической практики основные положения Постановления I Международного конгресса по проблеме гуманизации образования, связанные с необходимостью рекомендовать ученым актуализировать разработку технологий обучения и воспитания, способствующих развитию высоконравственной, высокодуховной личности.

Особое внимание, с нашей точки зрения, необходимо уделять разработке технологий нравственного воспитания младших школьников как системообразующего компонента их общественного воспитания средствами театрального искусства, педагогических условий, обеспечивающих их успешность.

Переход школы на Базисный учебный план и появление государственных образовательных стандартов, эффективное решение сложнейших проблем образования и воспитания личности как целостной самореализующейся системы обуславливают появление и внедрение в практику различных педагогических технологий.

Несмотря на достаточную разработанность проблемы "педагогическая технология", объем и структура этого понятия уточняются и в настоящее время. Теоретические основы педагогического проектирования только определяются в педагогической литературе( 12,19,27,130,135,226 и др.).

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической технологии позволил выделить ее наиболее существенные признаки: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация.

Проблемы педагогического проектирования исследуются в работах ряда авторов (М.А. Чошанов(216,217), М.В. Кларин(87,88,89), Ю.С. Тюнников (207), И.И. Ильясов78,79), Е.С. Заир-Бек(74,75), Н.Г. Суртаева(201), выявляющих компоненты и общую логическую последовательность педагогического проектирования. Появляются работы, связанные с проектированием педагогических технологий развития творческих способностей (Д.А. Венгер (40), B.C. Библер (20), Е.П. Крупник (102), А.Г. Кутузов(Юб), А.Н. Лук(116), А.А. Мелик-Пашаев (123), В.Э. Чудиновский (218),В.И. Андреев (5) и др.

Реализация современных задач педагогической практики, ориентированной на приоритетное развитие личности, ее нравственное становление, вызывает необходимость проектирования и внедрения новых педагогических технологах, адекватных поставленным перед школой задачам.

Проблема педагогического проектирования, выявления педагогических условий, способствующих успешной реализации нравственного развития младших школьников средствами театра целостно в педагогической литературе не ставилась, хотя достаточный опыт отечественной и зарубежной дидактики, методики позволяет решить эту проблему.

Теоретико-методологический анализ проблем нравственного и эстетического воспитания младших школьников, данные контент-анализа и изучение педагогического опыта в данном направлении привели нас к убеждению, что, несмотря на существующие теоретические предпосылки и реальный опыт осуществления системно-комплексного подхода к проблемам формирования целостной личности, существующая система обучения не может иногда в полной мере его обеспечить. Области нравственного и эстетического воспитания еще нередко рассматриваются некоторыми специалистами как самостоятельные направления воспитательной работы, с присущими только им соответствующими целями и задачами; возможность интеграции ведущих целевых компонентов в формировании нравственных качеств личности зачастую игнорируется.

Следует отметить также, что признание искусства в качестве общественного инструмента нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорным фактом, еще не в должной степени осознано в сфере практики воспитания, и это подтверждается отсутствием в ней единой, долговременной и постоянно действующей системы нравственно- эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства. Возможности воздействия театра на детей и воспитательные возможности театральных занятии как занятий искусством в формировании интегративных нравственных качеств личности мало изучены, недостаточно полно используются и учитываются при организации целостного учебно-воспитательного процесса.

Уникальность художественно-педагогических и методических принципов театральной педагогики, системы К.С. Станиславского как общепедагогического учения, к сожалению, не оказывают еще должного влияния на оптимизацию педагогических технологий нравственного воспитания, повышение мастерства педагогического воздействия, рост профессионализма педагогических кадров.

Поиск наиболее эффективных условий использования сценического искусства в нравственном воспитании сопряжен с немалыми трудностями, связанными определением принципов и содержания, методов и форм театральных занятий с младшими школьниками, подготовкой учителей, знакомых как со спецификой театрального искусства, так и особенностями художественного воспитания в условиях общеобразовательной школы, выявлением педагогических условий, обеспечивающих эффективность нравственного развития младших школьников.

Взаимосвязь нравственного воспитания, самовоспитания, перевоспитания младших школьников

Воспитание, перевоспитание и самовоспитание - три стороны единого процесса формирования личности. «Процесс нравственного воспитания, складывающийся их двух взаимодействующих факторов, -утверждает И.С. Марьенко (педагогических влияний и развития личности), условно можно разделить на три части: основную - воспитание, и две сопутствующие: перевоспитание и самовоспитание. Основной процесс нравственного воспитания по своему содержанию является идеальным. Однако в него весьма часто включаются элементы перевоспитания, имеющие такой масштаб, что они становятся ведущими» (119,с.62).

Нравственное воспитание можно считать эффективным в том случае, если его следствием становится самовоспитание и самосовершенствование школьников. В отечественной педагогической науке почти все исследователи признают факт взаимосвязи воспитания и самовоспитания при ведущей роли воспитания в развитии личности (51,59,60,90,189).

«Изучение сущности самовоспитания и имеющихся в литературе подходов к его трактовке показывает, - по мнению Кабановой СВ., что все авторы, занимающиеся проблемами самовоспитания, едины в понимании его как специфического вида деятельности человека или группы людей, развития у себя в процессе этой деятельности определенных качеств. Вместе с тем, в характеристике сущности, задач самовоспитания в психолого-педагогической литературе существуют различные точки зрения» (81,с.21).

Анализ существующих точек зрения на проблему позволяет выявить различие подходов. С одной стороны, самовоспитание - это «развитие человеком или коллективом своих положительных и искоренение отрицательных качеств (8,с.15) ; самовоспитание - это сознательная, систематическая работа над собой в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств, отвечающих требованиям общества и личного плана развития»(91,с.329); самовоспитание понимается как «осознанное, целенаправленное управление самой личностью развития сил и способностей в процессе которого функции воспитателя передаются воспитуемому» (96,с.7). С другой стороны, некоторые авторы считают, что самовоспитание имеет место независимо от того, воспитывает ли человек у себя положительные или отрицательные качества личности (182,с,9). Подобное определение дается и в кандидатской диссертации А.И. Высоцкого: «самовоспитание - это целенаправленное самоизменение личности» (51,с.6).

Однако, несмотря на различные характеристики, все ученые подтверждают социальную сущность и детерминированность самовоспитания общественными условиями.

Существенное значение для развития теории самовоспитания имело выявление его движущих сил. По мнению Л.И. Рувинского, «в основе развития явления самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции человека во взаимодействии с внешним миром и осознание личности. Каждому возрасту в силу присущей ему позиции во взаимодействии с внешним миром и уровня осознания личности свойственны определенные возможности и особенности самовоспитания» (182,с.23).

Первые попытки самовоспитания обнаруживаются у ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. На этом этапе ребенок еще не связывает свое поведение со своими личностными качествами, однако понимает, какие его действия могут вызвать одобрение окружающих, а какие - порицание. Приспосабливаясь к внешним требованиям, стараясь поступать, как старшие, подражая героям детских книжек и фильмов, ребенок проявляет желание стать лучше.

Становление сложных социальных структур в период обучения младших школьников, так же, как и элементарных психологических образований, осуществляется главным образом в учебно-познавательной деятельности, которая является «эффектом взаимосвязей общения и познания» (3,с.142).

По мнению А.И. Кочетова, «в самом общем виде самовоспитание -это осознанное, управляемое самой личностью саморазвитие». Ребенок всегда участвует в собственном развитии, но совершается это в различных формах» (97,с.16).

Ориентация на коллектив и личность - важная форма саморазвития учащихся младшего школьного возраста. Суть ее заключается в том, что ребенок перестраивает свое поведение с учетом поведения и требований окружающих. Общение невозможно без этой формы саморазвития личности. Ориентация на коллектив - наиболее распространенная форма участия ребенка в собственном развитии. Она свойственна детям вплоть до подросткового возраста.

Приспособление как форма саморазвития чаще всего встречается в дошкольном возрасте. Но отдельные проявления бессознательного приспособления существуют у каждого школьника.

Сознательное приспособление - тоже распространенное явление. Оно особенно целесообразно в начальной школе, где выступает как господствующая форма развития сил и способностей ребенка. Путем приспособления вырабатываются полезные привычки, многие умения и навыки умственной деятельности, культура поведения, нравственные качества и т.п.

Подражание - весьма распространенная форма саморазвития и самосовершенствования личности. Бессознательное подражание - одна из первоначальных форм участия ребенка в собственном развитии. Но сознательное подражание близко к самовоспитанию.

Как показало наше исследование, с помощью подражания можно ускорить воспитание у детей культуры поведения, процесс формирования таких нравственных качеств, как коллективизм, гуманизм, трудолюбие, оптимизм и др.

Самовоспитание - высшая форма участия ребенка в собственном развитии. Его эффективность несравнима ни с одной из других форм. Самовоспитание выступает как субъективное отражение воспитания.

Реализация технологии подтвердила известные положения о том, что самовоспитание наиболее активно проявляется в направлении интенсивного развития личности в той области жизни, которая особенно важна для дальнейшего движения вперед. Ускорение психического развития личности есть ведущая функция самовоспитания. Закрепление и углубление результатов воспитания в главном направлении всестороннего развития усилиями самих детей - другая важная функция самовоспитания. Третья функция самовоспитания заключается в развитии способностей школьников. Суть четвертой функции самовоспитания заключается в том, что в результате работы над собой повышается эффективность деятельности, создается волевой механизм, регулирующий поведение и деятельность.

Идея единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующая в интегративном нравственном воспитании младших школьников средствами театра

Вторым педагогическим условием, способствующим наиболее успешной реализации разработанной нами технологии, является формирование единства и взаимосвязи истины, добра и красоты как структурообразующей идеи в педагогической технологии нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами театра.

Доказано, что нет такой области человеческой деятельности и окружающего нас предметного мира, к которой нельзя было приложить эстетические характеристики. Эстетическое начало было, есть и будет присуще труду человека. По словам М. Горького, человек по натуре своей художник, который всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.

Умение видеть созидательное начало красоты, творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир присущи только человеку. На это указывал К. Маркс, который в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» сопоставил трудовую жизнь животных и людей и указал на их важнейшее отличие: «Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также по законам красоты» (118, с.94.).

Известный психолог А.Н. Леонтьев назвал деятельность единицей жизни. Эстетическая деятельность также есть единица жизни в ее эстетических параметрах, т.е. выраженная в проекции эстетических норм и представлений, чувств и идеалов. Как было сказано, она охватывает все сферы человеческой практики - социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную. Поэтому одни из основных эстетических понятий и представлений - красоты, гармонии и совершенства - являются всеобщими и прилагаются человеком к различным социальным явлениям, свойствам и формам деятельности человека, к его творениям и естественным объектам. Специфика всеобщего характера эстетических категорий, идей и представлений сравнимы с всеотражающим характером искусства.

Эстетические идеи, нормы их представления в историческом проиессе стали закономерными и необходимыми инструментами социальной практики, обеспечивающими ее эффективность и качество.

В сложном процессе их взаимодействия и взаимоотрицания, где вырабатывались, утверждались и отмирали эстетические принципы и нормы культуры, можно выделить несколько эстетических идей, динамика которых от эпохи к эпохе составляла основу эстетической деятельности. Это идея единства красоты, добра и истины (а также единства гармонии, красоты и совершенства в узком специфическом срезе и единства художественной правды, красоты и добра, свойственного гуманистическому искусству); идея познавательной природы искусства; всестороннего гармонического развития личности; гуманистического содержания творчества. Эти четыре идеи можно назвать структурообразующими идеями в истории мировой культуры. Динамика же развития ключевой идеи единства истины, добра и красоты служит примером того, как в культурном процессе в широких временных границах осуществляется оценочная и ценностная деятельность. Эта идея, сформулированная как один из важнейших принципов античной культуры, имела широкое философское и общекультурное значение, влияя на формирование стиля жизни и мышления древних греков. На основании ее развивалось учение о калокагатии - органическом слиянии в человеке эстетического и нравственного начал.

Идея единства и взаимодействия истины, добра и красоты, по-своему сформулированная древними греками (отрицаемая философскими школами киников и стоиков); отождествляемая святыми отцами с богом и ставшая частью религиозной идеологии средневековья; явившаяся ядром гуманистического мировоззрения; провозглашаемая задачей развития опытной науки и непосредственно социальной практики в XVI - XVII в.в.; трактуемая как фактор целенаправленной реализации научно-эстетического отношения к миру в XVIII в.; только в XIX - XX в.в. обретает общенаучный характер. Она отчасти теряет свои эстетические привилегии и начинает рассматриваться как одно из проявлений системного подхода, связанного с фундаментальным представлением об универсальности понятия гармония. И только демократическое искусство реализма остается верным идее единства красоты, добра и истины, и ее глубокому гуманистическому потенциалу. В лучших своих образцах оно стремится воссоздать великий гуманистический идеал, соединяющий высокие нравственные, интеллектуальные и творческие качества.

Таким образом, одна из наиболее важных мировоззренческих идей - идея единства истины, добра и красоты - принадлежит к классу вечных теоретических посылок, с которых начинается социально-культурная деятельность каждого поколения. Объективная потребность в совершенствовании образа жизни человека должна постоянно подкрепляться пониманием того, что же такое совершенство, красота и гармония, каковы их законы и тенденции развития; как они связаны с истиной, добром, пользой. В этом смысле каждое поколение для реализации социальных иелей вырабатывает отчасти на основе богатства предшествующего опыта, отчасти на основе конкретных исторических и классовых потребностей и интересов круг философских, нравственных, эстетических проблем, решая которые оно сознательно строит и прогнозирует свое социальное поведение, развивая формы культурной деятельности, совершенствует образ и стиль жизни, особенности мышления и самосознания.

Универсальное понятие «гармония», начиная с античности («калокагатия», «мусическое» воспитание), связывается с вопросами всестороннего развития личности и ставится различными направлениями гуманитарного знания: философией, этикой, эстетикой, педагогикой. Все это не случайность - проблема всестороннего развития личности с самого начала требовала комплексного решения. Теория педагогики начинает интенсивно использовать этические и эстетические идеи с целью практического их преломления в универсализме личности, в единстве ее нравственной, эстетической и интеллектуальной ценности.

В последнее время в отечественной этической литературе идут споры о том, на каком теоретическом фундаменте можно обосновать процесс воспитания - на философском или этическом? Одни считают, что такой специальной наукой должна стать «философия воспитания», другие - «этика воспитания».

Нам кажется справедливым мнение К.А. Шварцмана, считающего, что воспитание нуждается в обновлении на философском уровне, а поэтому целесообразно ставить вопрос о разработке философии воспитания. Она представляется исследователю комплексной наукой, включающей основные посылки не только философии и этики как философии морали, но и социологии, психологии. Одна из задач «философии воспитания», как считает автор, состоит в том, чтобы разработать модель нравственной личности и теоретически обосновать те добродетели, которые ее характеризуют (220).

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста средствами театра