Содержание к диссертации
Введение
Глава I. STRONG Теоретическое обоснование процесса актуализации коммуникативно-нравственной
культуры младших школьников в образовательном процессе STRONG . 17
1.1. Сущность, структура и функции коммуникативно-нравственной культуры . 36
1.2. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников . 56
1.3. Критерии и уровни актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
Глава II. Реализация педагогических условий актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников в экспериментально-опытной работе . 71
2.1. Уровни коммуникативно-нравственной культуры младших школьников . 94
2.2. Актуализация коммуникативно-нравственной культуры младших школьников в экспериментально-опытных педагогических условиях . 144
2.3. Эффективность педагогических условий актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
Заключение. 157
Библиография. 160
- Сущность, структура и функции коммуникативно-нравственной культуры
- Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников
- Уровни коммуникативно-нравственной культуры младших школьников
- Актуализация коммуникативно-нравственной культуры младших школьников в экспериментально-опытных педагогических условиях
Введение к работе
В мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие о его развитии в контексте общей культуры. Возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Эта тенденция указывает на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как её творца и субъекта, способного к культурному развитию (3.5,36).Поэтому одной из задач образования, в том числе и начальной школы, является воспитание базовой культуры личности, которая была бы фундаментом её целостного развития. Она предполагает свойства, качества, ориентации человека, позволяющие развиваться ему в гармонии с общественной культурой.
Одним из направлений актуализации базовой культуры личности является становление её нравственной культуры, которая является своеобразной "иммунной системой", защищающей человека в условиях деформированного духовного пространства современного общества. Существует два пути становления нравственной культуры личности:
1) опосредованное общение с общечеловеческим нравственным опытом
через памятники духовной культуры;
2) обретение живого неповторимого нравственного опыта через
практику непосредственного общения.
Первый путь предполагает изучение произведений русской и зарубежной литературы, произведений искусства, музыкальных шедевров, освоение мирового исторического опыта, ценностей национальной культуры.
Второй путь предполагает нравственное развитие человека в процессе взаимодействия с другими людьми. Остановимся на последнем. Человеческая деятельность немыслима вне общения, без обширных межличностных контактов. Этот тип коммуникации основан на общечеловеческих нравственных ценностях. Именно в таком общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаменимую значимость. Коммуникативную культуру, основанную на гуманном отношении человека к человеку, доброжелательности, тактичности, умении понять чувства и настроения окружающих людей, мы называем коммуникативно-нравственной культурой. Воспринимая и перерабатывая ценности коммуникативно-нравственной культуры, человек учится управлять своим поведением, учится правильно настраиваться на другого, выбирать оптимальные средства и способы общения. 'Но становление коммуникативно-нравственной культуры происходит не само собой, не автоматически - большое место в этом процессе занимает школа, так как она является главным социальным институтом, через который возможно освоение базовых ценностей человеческого общества. Но современная школа не подготовлена к решению этой проблемы. Вопросы обретения школьниками коммуникативно-нравственной культуры, становления их ценностных ориентации являются для учителей не просто "вторичными", зачастую они просто выпадают из реального образовательного процесса. Педагоги не всегда уделяют должное внимание усвоению детьми коммуникативных умений, испытывают затруднение в руководстве процессом межличностного общения школьников, часто не учитывают богатый потенциал коммуникации в нравственном образовании детей. Такое невнимание к данной проблеме оборачивается деструктивным поведением учеников, склонностью детей разрешать конфликты с помощью силовых средств, а также появлением у них различных психологических комплексов, возникновением стрессовых
ь ситуаций в классе. Особенно эта проблема сложна и драматична в младших
классах. Социологический опрос, проведённый Л.И.Лежнёвой, показал, что
на первом месте по переживаниям у младших школьников стоят конфликты с
товарищами, происходящие часто из-за неумения договориться, из-за
желания обратить на себя внимание. Второй причиной детских переживаний I
является конфликты с учителями, третьей - с родителями. Эти данные
свидетельствуют о том, что потребности младших школьников в развитии
коммуникативных умений современной школой удовлетворяются слабо.
Младших школьников необходимо учить взаимодействию, взаимопомощи,
сотрудничеству, так как в этом возрасте закладывается фундамент всей
дальнейшей жизни ученика.
Проблема к-пммуншгяттии обсужттяется учёными нескольких отраслей
человековедения, поскольку она обеспечивает жизнедеятельность человека и
# является её составной частью. Философский аспект осмысления проблемы
социальной коммуникации рассматривают А.А.Брудный, Л.П.Буева, М.С.Каган, Б.Д.Парыгин, В.М.Соковнин. Этическую сторону коммуникации описывают В.А.Блюмкин, Г.П.Потылико, В.И.Сафьянов, А.И.Титаренко. В социологии процессы коммуникации анализируют И.С.Кон, Е.С.Кузьмин,
Щ Л.А.Петровская, Н.В.Телюк, В.М.Тисленко. Психологию коммуникации
изучают Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв, А.Б.Добрович, Г.А.Ковалёв,
М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский. Различные аспекты процесса общения в образовательном процессе рассматривают В.А.Дьяченко, С.В.Кондратьева, Т.Е.Конникова, Х.Й.Лийметс, Т.А.Мальковская, А.В.Мудрик.
В 80-х годах наметился перелом в академической науке, отход от
односторонности "воздейственной" педагогики к трактовке учебно-
1 воспитательного процесса как "взаимодействия субъектов и объектов
воспитания". (155, с. 73) В связи с этим появились работы, касающиеся гуманизации процесса коммуникации.
В этике вышли ряд публикаций, посвященных нравственным основам коммуникации. Важными для нашего исследования представляются положения, выдвинутые М.Н.Ночевником, который рассматривает культуру и этику общения как важные элементы жизнедеятельности человека. Он утверждает, что выбор путей совершенствования общения опирается на выбор общечеловеческих морально-нравственных ценностей, отмечая при этом, что высокий культурный уровень общения и этики отношений - это стремление человека обмениваться культурными ценностями с другими людьми, способность улавливать тонкие, интимные оттенки человеческого настроения, самочувствия окружающих людей, как близких, так и незнакомых, с которыми он входит в контакт.
Г.П.Потылико чётко определяет, что этические основы общения имеют два взаимосвязанных аспекта: нравственный и этикетный, что позволяет человеку, с одной стороны, проявлять свою нравственную сущность, с другой стороны, само общение выступает средством его нравственного развития. Для гуманизации общения Г.П.Потылико предлагает реализовать воспитательную программу, включающую в себя следующие элементы: приобщение всех к общему делу, воспитание эмоциональной культуры, воспитание культуры этического мышления, формирование нравственных мотивов и потребностей.
Наиболее значимый аспект проблемы представляет исследование А.И.Титаренко о нравственной культуре общения, которую он выделяет как отдельное понятие и определяет её как систему нравственных ценностей и качеств личности, норм и предписаний, регулирующих поведение людей и создающих наиболее благоприятные духовные условия для их полноценной реализации. При этом подчеркивается роль нравственных чувств в регуляции
поведения и нормальном самочувствии личности. Нравственные чувства помогают человеку находить ценностные ориентиры поведения.
На важность процесса общения в нравственном развитии школьников указывают многие педагоги. М.И.Шилова констатирует, что общение -побудительная сила личности, источник её активности, условие становления характера и развития способностей. Она отмечает, что гуманность общения обязательно предполагает наличие у человека определённой психологической культуры.
З.И.Васильева говорит о том, что общение, затрагивая эмоциональную сферу его участников, рождает нравственные проявления - эмоциональный отклик, желание помочь, сопереживание, соучастие. Важной представляется мысль о том, что учебная деятельность способствует общению, в результате которого развиваются отношения ребёнка к деятельности, к людям, её участникам.
М.Н.Аплетаев рассматривает общение учащихся друг с другом в коллективной учебной деятельности как способ организации совместной деятельности и развития личности. Поясняя эту мысль, автор говорит о том, что в процессе обучения школьники общаются друг с другом, осваивая систему знаний, умений и навыков, структуру учебной и нравственной деятельности, систему социально-нравственных отношений. При этом общение выполняет главную педагогическую функцию - способствует взаимосвязанному, целостному формированию и развитию нравственно-психологической структуры личности школьника.
Как определяющее условие нравственного развития школьников
многие педагоги и психологи выделяют педагогическое общение.
(В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, С.В.Кондратьева,
И.И.Рыданова). В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога и
воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, её воспитание. Подчёркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А.Леонтьев отмечает, что оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволят максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
На наш взгляд, определяющую роль в развитии школьников и их воспитании играет стиль общения педагога со школьниками.
В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров подчёркивают, что стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная. Они выделяют следующие стили общения: общение, построенное на основе увлечённости совместной творческой деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. Правильно выбранный стиль общения создаёт атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность образовательного процесса. Для более успешного решения задач нашего исследования за основу мы взяли классификацию стилей, предложенную В.С.Мухиной. Она выделяет императивный, демократический и либерально-попустительский стили. Наиболее продуктивным стилем является демократический, поскольку этот стиль обеспечивает ребёнку активную позицию, в отличие от императивного, ставит учителя и учащихся в позицию дружественного взаимопонимания, при этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее
успешную работу. Стиль общения учителя с учащимися даёт о себе знать в отношении учащихся к обучению, в общем настрое детей, в эмоциональной атмосфере в классе.
В последнее время широко разрабатывается проблема формирования коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе. Создаётся множество разнообразных программ, систем обучения детей общению. Можно выделить несколько направлений этой работы.
Сегодня наблюдается активный процесс создания новых учебных курсов, целью которых является образование, воспитание и развитие учащихся средствами родной речи. Авторами программы коммуникативно ориентированного обучения являются Л.Ф.Климанова, А.Ю.Купалова. МтРтЛьвовразработал^ курс—йіторика^-С-улебньім-ліосабжем_для_младших школьников. Лаборатория под руководством профессора Т.А.Ладыженской разработала учебный курс "Детская риторика" с учебно-методическим комплектом к нему. Все вышеперечисленные курсы содержательно охватывают и обучение вежливой речи, и обучение этике.
Второе направление - формирование культуры поведения школьников. Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина разработали курс занятий, направленных на формирование у учащихся знаний этикета - "Весёлый этикет". Н.С.Витковская, Д.Н.Джола, А.В.Щербо предложили комплекс методик, основанных на том утверждении, что культура поведения является естественным проявлением нравственных отношений школьников.
Приоритетом третьего направления являются различные тренинги общения, которые предполагают освоение детьми знаний и умений общаться путём специальных практических упражнений. (Р.В.Овчарова, Е.А.Сорокоумова) Не умаляя достоинств этих тренингов , мы всё-таки хотим отметить, что они достаточно односторонне учат детей коммуникативной культуре. Школьники овладевают только формальной стороной общения,
отдельными приёмами, не вникая в нравственную сущность межличностного общения.
Краткий анализ предложенных программ показывает, что они несколько односторонне решают проблему актуализации коммуникативно-нравственной культуры. На наш взгляд, решением этой проблемы будет не создание нового курса обучения, а выделение, реализация и учет педагогических условий, которые уже существуют в реальном процессе образования: групповых форм учебной деятельности, диалогических отношений учителя и учащихся, демократического стиля общения учителя. В качестве дополнительного необходимого условия выступает и специальное обучение школьников способам и приёмам общения.
— Нроведённое-тамй-иеследованйе-показало, что_улителя_недостаіонно
внимания уделяют проблеме становления коммуникативно-нравственной
культуры младших школьников. Наглядным примером могут служить
предпочитаемые учителями формы организации учебной деятельности.
Проведённый нами анализ тридцати произвольно выбранных уроков в
начальных классах показал, что организация совмшетяой. -г- деятельности
учащихся встречается редко: общение детей в парах наблюдалось на трёх
V занятиях, общение в группах - на двух, общение в парах сменного состава
присутствовало на одном уроке. На остальных занятиях организация
совместной деятельности школьников не наблюдалась. Стихийность,
несистематичность в организации работы по актуализации коммуникативно-
^ нравственной культуры младших школьников приводит к тому, что
возрастает напряжённость во взаимодействии детей, которая выражается в агрессивности, частом применении силовых методов разрешения конфликтов, негативной эмоциональной атмосфере в классе.
Таким образом, объективно существуют противоречия между:
% - потребностью общества в "человеке культуры", который является
свободной, гуманизированной, духовной личностью, умеющей грамотно взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми и трудностью перехода школы от авторитарного образования к гуманистически ориентированному;
между потребностями учащихся в коммуникативных знаниях и умениях и недостаточной разработанностью методов и приёмов их формирования в образовательном процессе; - между потребностью педагогической практики в новых решениях проблем образования и развития коммуникативно-нравственной личности и недостаточной её разработанностью в современной
— иедагогической-наузсе,—
Проблема исследования состоит в необходимости и неотложности
разрешения противоречия между стремлением младших школьников к
осуществлению полноценного общения, основанного на нравственных
ценностях и преимущественно монологическим характером процесса
образования, субъект - объектными - отношениями учителя и учеников,
недостаточностью имеющихся у детей коммуникативных знаний и умений.
w Одним из вариантов разрешения обозначенной проблемы, на наш взгляд,
является актуализация коммуникативно-нравственной культуры школьников в образовательном процессе.
Объектом исследования является нравственное развитие младших
д школьников.
~ . ч
Предметом исследования выступает коммуникативно-нравственная культура младших школьников и педагогические условия её актуализации.
Цель исследования состоит в определении совокупности
ф педагогических условий актуализации коммуникативно-нравственной
культуры детей младшего школьного возраста.
В соответствии с предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру, функции коммуникативно-
нравственной культуры.
2. Теоретически и экспериментально обосновать выбор педагогических
условий актуализации коммуникативно-нравственной культуры.
3. На основании теоретического анализа и педагогического
эксперимента определить эффективность педагогических условий
актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших
школьников.
4. Сформулировать основные педагогические идеи, выводы,
" рёкомедцаприткг реализации^предложешшх^едагопмеских условий в
массовой школьной практике.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что актуализация коммуникативно-нравственной культуры младших школьников позволит достичь более высоких результатов в их нравственном развитии, если:
целью и предметом взаимодействия учителя и учащихся станут
гуманистические, нравственные ценности;
- будут созданы условия для совместной деятельности и общения
школьников в образовательном процессе;
- будет реализована совокупность методов, форм и средств
актуализации коммуникативных умений и знаний младших
школьников.
Методологическую основу исследования составляет аксиология, вскрывающая сущность ценностного подхода. (С.Ф.Анисимов, О.М.Панфилов, В.П.Тугаринов) Ценностный подход, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоценность общественного
* развития, позволяет решать задачи актуализации коммуникативно-
нравственной культуры школьников и задачи образования.
Важным принципом исследования стал принцип диалогичности (М.М.Бахтин, В.С.Библер), идея единства системно-деятельностного и системно-личностного подходов, гуманистические принципы педагогики.
Основанием концепции исследования стали теория личности и её отношений (В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев), теория культуры, усвоения общечеловеческих ценностей. Основополагающую роль выполнили работы, в которых освещаются этические основы общения и развития нравственной личности.
Решение поставленных в работе задач и проверка выдвинутой гипотезы ^ ^былй~осуществлены с помощью^еледующих-метедов-исследования;-М-етады^ теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный,
* моделирование), опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа),
диагностические (тестирование), обсервационные (прямое, косвенное
наблюдение), праксйметрические (анализ продуктов деятельности),
социометрические, экспериментальные (диагностический, констатирующий,
формирующий), изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Экспериментально-опытная работа проводилась на базе начального звена школы № 5 города Ишима. Базой исследования по сбору первичной информации явились также начальные классы школ №11, 31, 7 города Ишима.
Исследование проводилось с 1994 по 2000 годы и включало в себя три основных этапа:
Первый этап (1994 - 1996 гг.) - поисково-теоретический, в процессе
которого было начато практическое знакомство с проблемой
ф коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
Осуществлялось осмысление и формирование понятийного аппарата
ф исследования, изучение теоретических основ педагогического эксперимента.
Изучалось состояние проблемы в массовой педагогической практике, передовой и новаторский опыт. Проведён констатирующий эксперимент. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента была сформулирована гипотеза исследования и начата её проверка.
Второй этап (1996 - 1998 гг.) - экспериментально-опытный. На основе теоретической базы исследования и результатов констатирующего эксперимента была разработана педагогическая модель актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников, определены педагогические условия, способствующие становлению коммуникативно-нравственной культуры. Разработанная модель была реализована в ходе 'формирующего—зк^т&^теїНд^—Вг^ч^ея^дее^-^^^ш^Ші/^шш^і^ш-^^йо^іА-отслеживалась динамика развития коммуникативно-нравственной культуры, что позволяло вносить коррективы в программу формирующего эксперимента. Итогом второго этапа стало определение эффективности актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
Третий этап (1998-1999 гг.) - теоретико-обобщающий. На этом этапе осуществлялось теоретическое осмысление полученных результатов, обобщение и корректировка материалов исследования, формулирование выводов, апробация теоретических положений и практических рекомендаций по данной проблеме.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
определена взаимосвязь сущностных характеристик коммуникативно-нравственной культуры, конкретизированы её структурные компоненты и функции;
выявлены педагогические условия и осуществлён выбор их
#* совокупности, способствующей становлению коммуникативно-
нравственной культуры;
* . теоретическим и экспериментально-опытным путём обоснованы
критерии оценки и уровни актуализации коммуникативно-нравственной
культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана и теоретически обоснована педагогическая модель
* актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
В качестве основного элемента модель включает практическое общение
учеников в процессе образования, которое подразумевает общение учеников
с учителем и общение учеников между собой. В структуру модели входят
выделенные нами педагогические условия актуализации коммуникативно-
нравственной культуры, которые реализуются в этих двух сферах
коммуникации младших школьников. Актуализацию коммуникативно-
нравственной культуры младших школьников мы рассматриваем в единстве с
отношениями детей к миру, к другим людям, к себе, которые влияют на
формирование гуманистической модели мира школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описаны методические приёмы актуализации коммуникативных знаний и умений
младших школьников дающие высокий образовательный и развивающий
эффект. Материалы разработанных занятий используются в массовой практике. Предложенные упражнения могут быть включены в структуру
# других уроков (чтение, русский язык, ИЗО). Исследовательские материалы по
данной проблеме представляют интерес для практических работников школ,
содействуют гуманизации профессиональной деятельности учителей, могут
быть использованы в качестве дидактического материала для студентов
педагогических вузов.
м Основные положения, выносимые на защиту:
1) Сущность коммуникативно-нравственной культуры представляет собой единство двух начал: нравственной культуры общения, которая является содержанием взаимодействия людей, и этикета, выступающего как средство гармонизации отношений между людьми, как форма внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
* 2) Критериями оценки коммуникативно-нравственной культуры
младших школьников являются: знания о ценностях и нормах коммуникации,
умение воспринимать и понимать другого человека, умение участвовать в
совместной деятельности.
3) Основными педагогическими условиями актуализации
коммуникативно-нравственной культуры являются: взаимодействие учителя и учащихся на гуманистической субъект-субъектной основе, организация совместной учебно-познавательной деятельности, специальное обучение детей способам общения. Их реализация способствует актуализации коммуникативно-нравственной культуры и образованию гуманистических моделей мира младших школьников.
Апробация полученных результатов исследования осуществлялась несколькими путями: обсуждение на научно-практических конференциях "Проблемы культуры городов России" (1997 г.), "Духовно-нравственное образование и воспитание в современной школе" (1998г.) "Ершовские чтения" (1997 г., 1998 г.), "Образовательная область "Технология". Опыт и пути внедрения в учебный процесс школ Тюменскш~^бластй"""(Т998~ТУ)7 "Актуальные проблемы образования" (1999г.), в ходе обсуждения результатов
ф опытно-экспериментальной работы в школах № 5, № 31 г. Ишима, в
выступлениях на кафедре начального образования ИГПИ им. П.П. Ершова; основные положения исследовании обсуждены на кафедре управления образованием ОмГПУ.
Достоверность исследования определяется методологической и теоретической обоснованностью его исходных данных; результатами анализа
ц психолого-педагогических публикаций, освещающих особенности возраста,
различные подходы в организации образовательного процесса; достаточной длительностью и тщательностью опытно-экспериментальной работы; повторной диагностикой с учётом временного интервала; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; практической апробацией результатов исследования.
^ Содержание и структура диссертационной работы обусловлена
целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые содержат шесть параграфов, заключения и списка литературы (232 наименования).
Сущность, структура и функции коммуникативно-нравственной культуры
Для эффективного решения задач исследования мы должны выявить понятийный аппарат исследования, определить сущностные и функциональные характеристики коммуникативно-нравственной культуры, д уточнить её структуру. Но прежде, чем мы перейдём к рассмотрению этих вопросов, проанализируем определения термина "коммуникация", которые дают словари. В философских словарях это слово имеет два значения: іуто же, что общение; процессы социального взаимодействия, взятые в знаковом аспекте; 2) категория современной философии, главным образом экзистенциализма и персонализма, обозначающая общение,, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. (203, с.270)
В лингвистике под коммуникацией понимают "общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется, главным образом, функционированием языка". (115, с.233).
Психологический словарь даёт такое определение: "Коммуникации - понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях: 1) Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры внутригруппового общения её участников. 2) Для характеристики обмена информацией в человеческом обществе вообще. В последнем случае коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения - информационная". (165, с. 154).
Таким образом, термин "коммуникация" выступает в двух значениях: широком и узком. В широком смысле слова понятие «коммуникация» выражает «смысловой» аспект социального взаимодействия и направлена прежде всего на достижение «социальной общности», реализуя также управленческие, информативные (передача сведений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фатические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функции. Легко видеть, что употребляемый в этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение».
Для педагогики понятие «коммуникация» достаточно новое, чаще всего в педагогической литературе употребляется слово «общение». Нетождественность их смысловых значений ощущалась многими исследователями - философами, психологами, педагогами: А.А.Брудным, М.С.Каганом, Е.С.Кузьминым, А.А.Леонтьевым, К.К.Платоновым, В.Е.Семёновым, В.С.Соковниным.
Коммуникация - более широкое по объёму понятие, составной частью которого является общение. Такое соотношение определяется особенностями процесса коммуникации. Коммуникация может иметь как двусторонний характер, так и односторонний. Общение же является взаимным обменом сообщениями, внутренним психическим содержанием, то есть всегда двусторонним процессом. Коммуникация имеет место как в природе, так и в обществе, она возможна между одушевлёнными и неодушевлёнными существами. Общение возможно только между одушевлёнными существами. По словам К.К.Платонова, человек может общаться с животными, но выражение «общение человека с ЭВМ» надо признать только образным и научно неверным, подменяющим понятие «коммуникативные связи».
В.Д.Ширшов анализирует результаты проведенной им "Анкеты для исследования коммуникативности преподавателей педагогического вуза" и отмечает, что из 120 человек - 23 считают коммуникацию синонимом общения, 32 человека отметили, что общение включает коммуникацию, а 65 человек, что коммуникация шире общения. Он придерживается мнения, что коммуникация - понятие более широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей. Общение - это только частный случай более широкого круга взаимодействий. (221, с. 53).
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что самым общим понятием будет «коммуникация» (всеобщая связь между явлениями), менее широким - "социальная коммуникация" (взаимодействие людей вобществе)итгаиболее узким "общение" (взаим0дейетвие вюде.й-«а— вербальном уровне). (162, с.38). Мы, употребляя термин «коммуникация», будем иметь в виду понятие "социальная коммуникация", то есть взаимодействие людей как членов общества.
Понятие коммуникативно-нравственная культура вытекает из понятия культуры как сугубо человеческого, социального явления. Интерес к феномену культуры в наши дни значительно вырос. Американские культуроведы А.Кребер и К.Клакхон в совместном исследовании, посвященном определениям культуры, подсчитали, что, если с 1871 по 1919 г.г. было дано 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 г.г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. Сейчас число определений измеряется уже четырёхзначными числами.
По определению Российской педагогической энциклопедии, культура -(от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) указывает на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой деятельности: особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни. Культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности и цели, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром предметов и социальных отношений. Культура составляет триединое целое и проявляется в трёх необходимых жизненных срезах:
- в виде внутренней, спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека
- в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний, настраивающей каждого человека на интеллектуальную жизнь;
- в виде культуры функциональной, то есть поведения людей в обществе, культуры непосредственно, постоянно развивающегося человеческого общения во времени и пространстве. (13, с.60).
Таким образом, важным проявлением всеобщей культуры является коммуникативно-нравственная культура, поскольку коммуникация сопровождает, регулирует, обеспечивает различные сферы жизнедеятельности людей.
Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников
Становление коммуникативно-нравственной культуры человека -процесс непрерывный и не заканчивающийся с переходом младших школьников в среднее звено школы. Но необходимость оценки уровня коммуникативно-нравственной культуры, достигнутого младшими школьниками за определённый промежуток времени, ставит перед нами задачу определения критериев и уровней актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников.
Критерий (от греч. kriterion) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий проявляется на основании системы показателей. Понятие "показатель" не включает в себя всеобщность измерения, так как не содержит необходимых и достаточных свойств для полной характеристики того или иного явления. Показатели отражают отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служат средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. (33, с. 56-70,108)
При определении критериев и уровней коммуникативно-нравственной культуры младших школьников мы опирались на выделенную нами структуру коммуникативно-нравственной культуры (с. 29 дис.) и критериальную систему оценки нравственной воспитанности личности, разработанную М.И. Шиловой. (219, 220)
М.И.Шилова определяет свой подход к изучению нравственной воспитанности школьников как комплексно-возрастной. Он предполагает вычленение основного комплекса социально значимых качеств личности, учёт возрастных возможностей. По мнению автора, воспитанность определяется не отдельными качествами, а совокупностью качеств личности, нравственным содержанием поступков, направленностью личности. Эти же характеристики являются основанием для определения уровней нравственной воспитанности.
Качества личности, по определению Л.И.Божович, «представляют собой результат усвоения ребёнком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфических для него форм и способов поведения". (31, с.271) Перерабатывая и дополняя эту трактовку, М.И.Шилова рассматривает качества как результат и обобщённое выражение устойчивых отношений личности, её деятельности и поведения. Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе. Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства - воспитанность личности.
Отношения личности являются важной характеристикой воспитанности человека. А.С.Белкин отмечает, что особенности личности не только формируются и раскрываются в отношениях с людьми, но именно через отношения других людей их можно изменять. Изучая отношения ребёнка со взрослыми, товарищами, отношение его к самому себе, педагог имеет возможность определить источник положительного и отрицательно влияния, судить о их силе, устойчивости и на этой основе строить свою тактику, чтобы управлять развитием, предвидеть будущее ребенка. (19, с.91)
Отношения личности являются проявлением её направленности.
Направленность личности - сложное целостное образование, состоящие из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них устойчиво занимают лидирующее положение, другие - играют подчинённую, второстепенную роль, что находит своё выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно ценные или этически неприемлемые поступки и действия. (80, с.23) По мнению З.И.Васильевой, о направленности личности младшего школьника свидетельствует преобладание положительных (отрицательных) поступков, действий, суждений, эмоциональных проявлений, выражающих согласие (несогласие), стремление, готовность следовать (не следовать) заданным нормам и правилам. (220, с. 14)
Степень соотношения регуляции и саморегуляции в принятии и реализации поведенческих решений определяется М.И.Шиловой как основной признак становления воспитанности. "Это важный признак, ибо этим завершается борьба мотивов, раскрываются способы поведения в конкретных обстоятельствах, осуществляется "сплав" знаний, убеждений, опыта поведения". (220, с. 15) Саморегуляция означает тенденцию к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных принципов и норм, нравственных убеждений и привычек. Самостоятельность выражается в умении ставить себе цели и задачи, принимать решения и делать нравственно-оправданный выбор способов деятельности. Эти характеристики приемлемы для исследования нравственной воспитанности младших школьников, но необходимо учитывать их возрастные возможности. Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, н начинает формироваться направленность личности.
Уровни коммуникативно-нравственной культуры младших школьников
Коммуникативно-нравственная культура - явление многоплановое. Она предполагает знание правил и ценностей коммуникации, знание психологических особенностей человека, умение свободно пользоваться речью и другими средствами коммуникации, а также включает в себя способность к эмпатии, умение выражать свои чувства, умение прогнозировать поведение партнёра по общению, умение участвовать в совместной деятельности. Такая многоплановость обуславливает необходимость создания специальных педагогических условий, необходимых для актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников в образовательном процессе. Мы определили и теоретически обосновали необходимость следующих педагогических условий:
- взаимодействие учителя и учащихся на гуманистической субъект-субъектной основе;
- организация совместной деятельности младших школьников;
- реализация совокупности методов, форм и средств актуализации коммуникативных знаний и умений.
Доказательство необходимости создания вышеперечисленных педагогических условий в экспериментально-опытных условиях проводилось нами на базе школы №5 г. Ишима. Были задействованы ученики 1Б, IB, 2А (экспериментальных) и 1А, 2Г (контрольных) классов.
Целью данного этапа работы являлось определение степени влияния каждого условия на коммуникативно-нравственную культуру младших школьников, выявление оптимального комплекса. Нами изучалось влияние как преднамеренно созданных, так и естественных условий (уже существующих в данном классе). Нам приходилось учитывать и особенности каждого класса: состав учеников, эмоциональную атмосферу, конкретные коммуникативные ситуации.
Основными задачами нашей экспериментально-опытной работы являлись: 1. Развитие мировоззренческих представлений младших школьников: - осмысление детьми себя и своей жизни; - осмысление детьми человека и его жизни; - осмысление своего места среди других людей. 2. Актуализация гуманистического отношения к людям: - умения слушать и слышать другого; - умения быть внимательным к окружающим; - умения понимать чувства и настроение другого. 3. Актуализация адекватной самооценки и позитивного отношения к себе: - умения быть внимательным к самому себе; - умения осмысливать свои поступки; - умения выражать свои чувства и настроение.
Структурой нашего эксперимента было предусмотрено проведение трёх контрольных срезов, результаты которых позволили нам отследить динамику развития коммуникативной культуры младших школьников и их нравственных ориентации. Первый контрольный срез был проведён до начала формирующего этапа эксперимента. Он характеризовал уровень развития коммуникативной культуры младших школьников и их нравственных ориентации на данном этапе. Для диагностики применялись следующие методики: "Гость", "Хочу - не хочу" (диагностика ценностных ориентации в общении), "Выбор в действии" (изучение статусной структуры класса), "ТАТ" (изучение направленности в коммуникации)," Расшифровка эмоциональных состояний" (диагностика уровня эмпатии), "Лесенка" (изучение самооценки школьников). Второй срез констатировал изменение уровня коммуникативно-нравственной культуры младших школьников после реализации всей совокупности педагогических условий нацеленных на актуализацию коммуникативно-нравственной культуры. Третий срез проводился с целью изучения динамики приобретённых умений и навыков, а также для проверки устойчивости достигнутого уровня коммуникативно-нравственной культуры. Учитель начальных классов С.Л.Рябцева, много лет работавшая над проблемой воспитания у школьников культуры общения отмечает такую особенность в поведении детей: "Добрые слова становились привычными. Но вот фокус: после каникул они вдруг бесследно исчезали из речи моих детей - как и не было! Считают, что привычка вырабатывается у человека за 21 день. Любопытно, что "отвычка" - дело моментальное: раз и на четвереньках". (180, с.46). Поэтому мы стремились определить степень интериоризации знаний и умений коммуникативно-нравственной культуры, то есть насколько культура стала внутренней потребностью младших школьников. Выводы мы делали на основании трёх проведенных срезов.
Ввиду того, что мы использовали в своём исследовании методику многофакторного эксперимента, мы отступаем от традиционно принятого описания занятий. Этот тип эксперимента позволяет нам в описании эксперимента воспользоваться методами анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Актуализация коммуникативно-нравственной культуры младших школьников в экспериментально-опытных педагогических условиях
Актуализация коммуникативно-нравственной культуры школьников эффективно способствует решению основной задачи современного образования - воспитанию человека культуры, то есть свободной гуманизированной, духовной, творческой личности. Разработанный нами проект актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников является лишь составной частью целостного процесса становления их индивидуальной культуры. Развитие личности в школьном возрасте определяется тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо реализует школьник свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются доминирующими для человека в возрасте 6-10 лет. Одна из таких сфер - сфера коммуникации, активность в которой направлена на познание себя, людей и взаимодействие с ними. Значительную часть своего времени ребёнок проводит в школе, поэтому реализация школьниками активности в коммуникативной сфере в большой степени определяется деловыми и межличностными взаимоотношениями, сложившимися в процессе образования. Реальное практическое общение младших школьников в процессе образования можно разделить на две сферы: общение с учителем и общение со сверстниками.
Общение с учителем является важным фактором актуализации коммуникативной культуры младших школьников. Дети учатся у педагога доброте, уважению, требовательности к себе и другим - всему тому, чему они могут научиться лишь в процессе непосредственного общения и сотрудничества с учителем. В младших классах общение и воспитание основываются в значительной степени на подражании, поэтому процесс актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников прост и естественен для педагога, который сам является носителем этой культуры. Она не сводится только к технологии общения, а является нравственной основой педагогического процесса в целом. Наиболее важными её проявлениями являются высокий уровень общей культуры, высокий уровень культуры мышления, культуры владения языковыми и невербальными средствами и способами формирования, формулирования и выражения мысли, культуры прогнозирования ответной реакции партнёра по общению, культуры слушания, культуры поддержания общения, культуры исправления ошибочного действия. Таким образом, важным условием актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников является гуманность повседневного педагогического общения, построенного на взаимопонимании и взаимоприятии. Каждый урок, каждая встреча детей с учителем призваны выполнять функцию естественного тренинга взаимопонимания, взаимной терпимости, сотрудничества. В основе этого лежит восприятие учителем каждого ребёнка как данности.
Принятие человека как данности означает признание его права на индивидуальное своеобразие и восприятие на данный момент как продукта социально-психологических обстоятельств и всей истории предыдущей жизни. В таком случае, по Н.Е.Щурковой, логика педагогического решения выстраивается на основании учёта интересов другого человека. И воспитанника в момент производимого педагогического взаимодействия ориентируют на другого человека. Чтобы реализовать в практике воспитания детей эту гуманистическую идею, педагогу следует овладеть следующими профессиональными умениями: - во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности и отношениях - тогда индивидуальные своеобразия не только не станут мешать совместной работе, но и придадут неожиданную окраску взаимодействиям; - инструментировать признание права каждого (и воспитанника, и педагога) на отличие во мнениях, суждениях, вкусах, способностях -тогда общение с детьми становится интересным, духовно богатым, инициирует мысль всех участников совместной деятельности; - не прибегать к открытой и прямой оценке воспитанника, больше высказывать своё отношение к происходящему, использовать приём "Я - сообщения", расценивая недостатки человека как не успевшие сформироваться, а потому и не проявляющие себя достоинства, - тогда укрепляется уверенность ребёнка в себе, повышается его самооценка, активность, общее самочувствие; - выражать соучастие в жизнедеятельности ученика, сопереживать успехам и неудачам, высказывать ему свою заботу и доброе расположение; отмечая несходство воспитанника с другими людьми, подчёркивать уникальность и неповторимость его личностного "Я" тогда повышается статус этого ученика в группе, формируется свобода проявления личности, а также повышается самоконтроль.
Педагог, занявший позицию принятия ребёнка как данности, невольно сообщает и детям такое принципиальное общее отношение к людям. Ученики через некоторое время учатся выдерживать позицию принятия как данности в самых сложных ситуациях, всё это понимается как некая объективность и не щ вызывает ответной агрессии, напротив, они стараются уладить нарушенный порядок взаимоотношений. (53, с. 86-87)