Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников Надолинская, Татьяна Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Надолинская, Татьяна Васильевна. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ростов. гос. пед. ун-т.- Ростов-на-Дону, 1996.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/685-2

Введение к работе

Актуальность темы. D современных условиях развития общества глазной задачей школы становится воспитание растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации [27,87.110,117,132, 197]. В концепции художественного образования, отражающей социальный заказ общества, указывается, что в процессе гуманизации общеобразовательной школы дисциплины художественного цикла чрлжнч переместиться в центр изучения, т.к. они обладают невостребованным воспитательным потенциалом, поэтому "... импровизация, и ра, драматизация, интонирование и другие разнообразные формы творчества и общения с искусством могут стать доминирующими г педагогическом воспитательно-образовательном процессе " [87, с.73].

Данное исследозание, разрабатывающее методику использования драматизации в музыкально-воспитательном процессе, направлено на решение задач совершенствования содержания, форм и методов художестренной дидактики.

Теоретический интерес тля нашего исследования представляют тпуды Л.С.Выготского, П.П.Блон^кого и Д.Б.Эльконина, и которых рассматриваются различные педагогические аспекты драматизации, а также опытно-экспериментальные исследования, в которых драматизация выступает как форма внеклассной работы (В.Г.Ширяеза' В.А.Шилов), педагогически организованная игра подростков (Н.П.Аникеева), познавательная игра младших школьников (О.С.Газман, З.В.Баянкнна, В.М.Григорьев), художественная деятельность дошкольников (Р.И.Жуковская), прием обучения инострггхнему языку (А.Мейли, А.Дафф, О.Л.Лившиц), методический прием организации учебно-художественной деятельности учащихся (О.В.Кубасэрз, В.Г.Ражников), вид музыкальной деятельности в дошкольной и школьной музыкальной ..едагогике (Н.А.Встлугика. К.В.Тарасова, Н.А.Тер-щтьева). организационная форма музыкального воспнтаьня п педагогических системах К.Орфа, Б.В.Асафьева г Б.Л.Лвэрского.

Анализ научно-методических материалов позволяет констатировать, что в современной педагогической л"тературе под дрзма-тизациен (этимологически - действие) понимают игру, которая организована на сюжеге литературного или музыкально-сценического произведения. Однако некоторые авторы (Іі.П.Ан.чкесва.Н.Н.Бахтин, Бл.Филиппоз, С.Т.Шацкия) считают, чговигре-дра-

-4-матіз^ции сценарий не всегда является жестким каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация, при этом"... важно не то, что со^адут дети, важно то, что они создают, творя і, упражняются в творческом воображении и его воплощении" [39, с.67].

Специфическими особенностями др?матизации является то, что в ее процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в "лнцах", при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены (группировки). Не случайно Л.С.Выготский, Л.Розанов считают, что в любой игре есть наличие драматизации. Однако лишь драматизация, на наш взгляд, при совокупности всех выразительных средств близка сценической игре актера.

Постановка вопроса о роли драматизации в музыкально-воспитательном процессе вызвана тем, что драматизация в школьном музыкальном образовании используется не целенаправленно и оценивается педагогами в основно.л как средство эмоциональной разрядки, учителя музыки часто испытывают затруднения в применении этого вида деятельности, т. к. профессионально мм не владеют. Проблема обнаружена в том, что не проанализирована сущность драматизации как специфического вида музыкальной деятельности, не выявлены ее функции в музыкально-образовательном процессе, не определены требования к музыкально-дидактическому репертуару, подлежащему инсценировании.

Несмотря на то, что важность применения драматизации в уроке музыки отмечалась О.А.Апраксиноч, Б.В.Асафьевым, В.И.Аднщевым, Л.В.Горгчювой, Н.А.Терентьевоіі, Б.Л.Яворским предметом специального исследования педагогические основы драматизации в музыкально-воспитательном процессе до сих пор не станови, ись.

Актуальность избранной проблемы, ее практическая необходимость *! теоретическая значимость определили тему исследования.

Объект исследования «up juecc художественного развития мл.щчшх школьні сов 1'а основе технологии драматизации.

Предмет исследования- влияние драматизации па музыкальное обучение и художественное развитие младших школьников на >роках і ушки.

I Куп, исследования- теоретически <>бо< чонап» и разработан.

педагогические основы драматизации на интегрированном уроке музыки.

В связи с поставленной целью в исследовании выдвинута следующая гипотеза: если регулярно применять драматизацию на уроке музыки, то повышается эффективность усвоения музыкальных, знаний и умений, развиваются музыкальность и художественные интересы младших школьников. При введении драматизации в интегрированный урок музыкинеобходимо соблюдать ряд методических условий:

- рассматривать драматизацию как полихудожественную дея
тельность младших школьников на уроке;

-представлять музыкально-игровую драматизацию как единицу операцнонно-деятельностного компонента обучения музыкальному языку;

учитывать воспитательные, обучающие и развисающие задачи предмета "Музыка";

сочетать драматизацию как метод обучения с другими методами музыкального воспитания и обучения.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой постаглены и решены задачи исследования:

1. Обобщить на теоретическом уровне материалы психоло-

. го-педагогнческой литературы и передовой педагогический опыт по использованию драматизаїчш в учебно-воспитательном процессе.

  1. Проанализировать сущность драматизации как вида игровой полихудо жественноч деятельности и определить ее функции в музыкальном воспитании и обучении.

  2. Систематизировать формы драматизации по сложности и определить соответствие формы содержанию школьного музыкально-дидактического репертуара.

  3. Ь рамтах действующей системы лкольного музыкального обр .зовиння пазраГ отать методические рекомендации вклк чения различных форм драматизации а уроки музыки.

  4. Разр ібе гать .і апр^ биропать экспериментальную программу для определения эффективности предлагаемой методики.

Методологический оптовой. иссллдования явились концептуальные положения фьлософин, педагогики, психологии и музыкознания о человеческой деятельности как актиьлон <рорме созидательного освоения мира, о целеполагании - важнейшем элементе

человеческой деятельности, о единстве исторического и логического подходов к анализу социокультурных и педагогических явлений, о функциональном влиянии искусства на развитие личности, об игровом моделировании, приобретающем статус общенаучного метода формирования культуры и рефлексии, о музыкальности і.ак универсальном, генетическом свойстве человеческой природы.

Методы исследования .:

  1. Изучение и теоретический анализ литературы по общей н музыкальной педагогике и психологин, музыкознанию, театроведению, качдидатских и докторских диссертаций.

  2. Индивидуальное диагностическое обследование учащихся.

  3. Художественно-педагогический анализ произведений школьного репертуара.

  4. Педагогический эксперимент по разработанной программе исследования.

5. Математические методы обработки эмпирических данных.
Основные этапы исследования...:

На тервом этапе (1990-1992 гг.) осуществлялся целенаправленный поиск научно-методической литературы по проблеме, формулировались цель, задачи и гипотеза исследования, разрабатывались содержание и методика опытно-экспериментальной работы, уточнялся исследовательский аппарат.

На втором этапе .(1992-1994 гг.) проводилось опытио-экспе-рішенталічое обучение в общеобразовательной школе, в ходе которого проверялась методика руководства драматизацией в практической деятельности учителя музыки и в преподавании учебного курса "Теория и методика музыкального воспитания" в вузе.

На третьем згапе .(1994-1995 гг.) сделан количественный а качественный анализ результатов экспериментально-педагогического исследования, сформулированы выводы, выполнено оформ-зіение диссертации, теоретические и практические положения диссертации внедрялись и практическую деятельность учителей музыки, использовались в преподавании учебных курсов педучилищ л вуза.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в том, что драматизация как вид музыкальной дея-телиносгн впервые г. г.ловится предметом специального теоретического исследования; получ;;ли развитие научные представления

-7-о роли драматизации и воспитании и обучении младщич школьников; выделены и описаны ноные формы, определены педагогические основы драматизации, которые включают:

определение ее сущности и функций в музыкально-воспитательном процессе, раскрытие особенностей взаимодействия с другими методами н формами обучения,

разработку содержания и структуры драматизации как единицы операционно-деятедыюстнсго компонента обучения музыке,

систематизацию и научное обоснование методических рекомендаций по подготовке и проведению драматизации различных форм в музыкально-зоспнтателышм процессе.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей применения драматизации в практике общеобразовательной ц-колы, разработке путей комплексного освоєнні. различных видов искусства d условиях урока и построении его по закономерностям сценического деіістьия, обосновании методических рекомендации, напразленны.ч на оптимизацию педагогической-деятельности учителя музыки и повышение ее воспитательной зффекгпніїості:, обновлении содержания нормативных и специальных учебных кучегз, программ, методических пособии для студентов и препода ваз елей педучилищ и педвузов. На защиту выносятся следующие поножения:

  1. Систематическое нсполь-. звание драматизации а музыкально-образовательном процесе является эффективным средством повышения качества музыкальных знаний и умений, стимулирует развитие музыкальности н художественных интересов учащихся, способствует совершенствованию методики преподавания урока музыки как урока Искусства.

  2. Сффектщшость нспочьзованн- драматизации повысится, если клагакрнцнрооати формы драматизации по уровню сложности, определить методику их проведения, соотнести формы драматизации >- содеогганием музикально-, .идактического материала и этапами интегрированного у^ ока музыки, разраб' ттть методические рекомендации, регламентирующие деятельность учителя и учащихся с процессе драматизации.

  3. Для определения флрм драма лзациии их классификации мы вычленяем ее структурны^ элементы: музыкальную и речевую интонации, мимику, жесты, позу и мизансцену.

  4. При отборе музыкально дидактического материала для

-8-лроведения драматизации необходимо, учитывать ппіхо-возрастньїе особенности и уровень музыкального развития учащихся, целесообразность драматической переработки школьного музыкаль-но-дидагтического репертуара, а также соответствие музыкального произведения воспитательным, образовательным и развивающим задачам уроков музыки.

Апробация основных положений к внедрение результатов исследования состоялось d опубликованных научных статьях, докладах, тезисах выступлений ка межвузовских и институтских кон-ференц"ял- и семинарах, учебных программах, методических пособиях ,4.-я студентов педучилищ и педвузов, в ходе опытно-зкспе-риментальной работы в 6,22,23,31,37 школах г.Таганрога и N 13 г.Ростова, в процессе подготовки и проведении студентами-практикантами уроков музыки, в ходе лекционных, семинарских и практических занятий по теории и методике музыкального поспитаний, руководстве курсовыми и дипломными работами. Программа, ход и итоги исследования обсуяздались па кафедре педагогики РГПУ, материалы диссертации широко внедрялись в практику работы учителей города и области.

Похожие диссертации на Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников