Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Туаева Лариса Ахсарбековна

Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова
<
Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Туаева Лариса Ахсарбековна. Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 152 с. РГБ ОД, 61:05-13/1762

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Педагогическая и организационно-просветительская деятельность Б.А.Алборова 14

1.1. Состояние общественно-политической обстановки и просветительского движения в Северной Осетии в начале XX века 14

1.2. Гуманистическая направленность педагогической и научно- исследовательской деятельности Б.А.Алборова

1.3. Концептуальные основы обучения осетинскому языку, разработанные Б.А.Алборовым

Выводы 76

Глава II. Вклад Б.А.Алборова в развитие осетинской национальной культуры 80

2.1. Научно-практическое решение актуальных проблем осетиноведения 80

2.2. Культурно-этнографические исследования Б.А.Алборова 93

2.3. Актуальность педагогического и научного наследия Б.А.Алборова для современной высшей и средней школы 112

Выводы 120

Заключение 124

Библиографический список использованной литературы 130

Приложения 145

Введение к работе

Актуальность исследования. Значительные перемены, происходящие в наше время в социально-экономической жизни, общественном сознании и народном образовании, обусловливают необходимость возрождения нравственно-духовных ценностей общества, в которых особую роль играет изучение богатейшего наследия (в том числе и педагогического) народов, населяющих нашу страну. Обострение межнациональных отношений, проявление шовинизма и национализма, небрежное отношение к культуре и обычаям разных народов заставляют искать пути эффективного нравственного воспитания в многонациональной школе с использованием идей народной педагогики.

Отказ от авторитарно-догматических подходов в процессе обучения и воспитания диктует сегодня необходимость обращения к вековому опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации, к педагогической мысли тех учёных, чей вклад в дело просвещения нашей страны остался невостребованным, хотя просветительско-педагогическая деятельность лучших представителей народа и прогрессивной интеллигенции способствовала установлению добрососедских отношений и межнационального согласия между народами.

Добровольное вхождение большинства народов Северного Кавказа в состав Российской империи стимулировало развитие просвещения в крае, чему способствовала просветительско-педагогическая деятельность русских и горских писателей, учёных, историков, этнографов, учителей. Все они считали делом своей жизни борьбу против неграмотности и отсталости горцев, а свою главную задачу видели в просвещении и обучении их независимо от социального происхождения и положения. Хорошо известны имена русских и горских учёных и просветителей, изучавших отдельные стороны истории и быта горцев, их верования, обычаи и традиции, имеющие непреходящее педагогическое значение: А.Гатуева, Н.Ф.Дубровина, М.М.Ковалевского, А.Колиева, В.Ф.Миллера, Я.М.Неверова, Б.Пачева, Д.Д.Семёнова, П.Тамбиева, К.Токаева, К.Л.Хетагурова, Г.М.Цаголова, В.Цораева, Ф.И.Шегрена и др. [62].

Мы получили от прошлого сокровищницу народной мудрости, воплотившуюся в Нартовском эпосе, преданиях, сказках, пословицах, а также замечательные труды горских просветителей XIX - начала XX века: фольклорные записи, алфавиты горских языков, составленные при их активном содействии, а также азбуки и буквари, написанные для изучения родных языков. Свою задачу просветители видели в освобождении народа от патриархальных пережитков и отживших традиций, в развитии национальной культуры и светского образования в крае.

В духовной жизни каждого народа соотношение общечеловеческого и национального приобретает свои особенные формы и черты, отражающие этнопсихологические, социально-демографические, историко-культурные, образовательно-воспитательные условия и факторы. Сегодня они находят своё непосредственное выражение в понимании современных путей развития национальной школы, решении национальных проблем образования.

Задачи восстановления этнокультурных и этносоциальных функций национальной школы, возвращения ей действительно национального характера, утраченного за многие десятилетия, разработки национального компонента образования требуют трансляции национальных культур и формирования национального самосознания у новых поколений народов России на основе нормализации межнациональных отношений и обеспечения для всех народов современного цивилизованного развития.

Решение этих задач возможно на основе всестороннего ретроспективного аналитического изучения истории развития духовной и материальной культуры, просвещения и образования каждого народа.

Актуальность задач разработки национальных моделей образования обусловила активизацию научных исследований в области истории педагогики вообще и народов Северного Кавказа в частности. Проблемам развития национальной школы, этнопедагогики, истории образования посвящены работы А.Ю.Белогурова [40], Г.Н.Волкова [52], А.Р.Джиоевой [71], Э.С.Дзуцева [74], В.К.Кочисова [101], Р.Б.Сабаткоева [140], К.Б.Семёнова [145], Х.Х.Сукунова [152], Б.А.Тахохова [154], Е.Е.Хатаева [177], З.Б.Цаллаговой [183], С.Р.Чеджемова [187] и др.

Историко-педагогическим вопросам посвящены диссертации Т.А.Бекоевой [38], Н.О.Блейх [44], З.М.Кайтуковой [90], Ф.А.Кокаевой [99], Г.С.Кубанцевой [103], Л.Т.Кусовой [111], В.Х.Панеш [127], Ф.Н.Цораевой [186] и др.

Взаимосвязь прошлого опыта и новых подходов, прогрессивных идей прошлого и инновационных технологий современности, истории и теории - такова важнейшая концепция, которой мы руководствовались в своём историко-педагогическом исследовании.

Исходя из данной концепции, одним из основных источников теории и истории является передовое наследие прошлого, ретроспективный опыт и идеи выдающихся педагогов - просветителей. Такое отношение к наследию не предполагает механического переноса всякого опыта, а подразумевает изучение и практическое применение того, что выдержало испытание временем, что не утратило значения и сегодня может служить делу воспитания, обучения и образования молодёжи.

Исторический прогресс сочетается с переоценкой ценностей прошлого. Прошлое в связи с конкретным историческим процессом в некотором смысле становится современностью. Исследование истории теоретической мысли ценно тем, что в его ходе изучение педагогического наследия прошлого представляется как составная часть исследования современных педагогических систем.

Рассматриваемый нами период истории нашей страны (первая половина XX века) с точки зрения развития педагогической мысли в Осетии был характерен появлением многих выдающихся педагогов-просветителей: Б.А.Алборова, М.К.Гарданова, Д.Гибизова, Г.И.Дзасохова, Х.А.Уруймагова, Г.М.Цаголова и др.

Педагогическая и просветительская деятельность в Осетии переживала в это время бурное развитие и носила острый, боевой, наступательный характер [44]. Одним из наиболее ярких представителей осетинского просветительства был Б.А.Алборов.

Б.А.Алборов принадлежит к первому поколению учёных Северной Осетии, чья научная деятельность удачно сочеталась с большой организаторской работой, направленной на развитие культуры родного народа. В 20-е - 30-е годы XX века все мероприятия в Северной Осетии в сфере просвещения и культуры, научной мысли в области осетинской филологии связаны с его именем.

Он был многогранной личностью с широким кругом интересов, вдумчивым исследователем, просветителем, краеведом, выдающимся педагогом, этнографом, талантливым организатором.

Его педагогическая деятельность начиналась с должности учителя словесности в Ольгинской школе. В 1920-21 гг. он руководил отделом народного образования Владикавказского округа, с 1922 года был заместителем наркома просвещения Горской республики, затем — первым ректором Горского института народного образования (сегодня это Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова), в 1925 году стал первым директором Осетинского научно-исследовательского института краеведения, долгие годы был заведующим кафедрой Горского педагогического института.

В своей педагогической деятельности Б.А.Алборов руководствовался прогрессивными идеями выдающихся педагогов и просветителей: В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.В.Добролюбова, К.Д.Ушинского. Обучение он считал центральным вопросом народного образования и отдавал его организации много сил и энергии.

Его педагогическая деятельность была тесно связана с большой просветительской работой и носила гуманистический характер. Часто выступая перед населением республики с лекциями и докладами, он пропагандировал эффективные методы обучения родному языку, доказывал необходимость развития единого литературного языка.

Научная деятельность Б.А.Алборова была посвящена большей частью разработке основ преподавания осетинского и русского языков. Вклад учёного в дело обучения родному языку настолько велик, что его можно с полным основанием считать автором целостной педагогической концепции.

Круг научных интересов ученого, кроме родного языка, включал в себя исследования по языкознанию, этнографии, топонимике, истории. Среди них выдающимися можно считать открытие им первой осетинской печатной книги, расшифровку надписи на надгробной плите в станице Зеленчукской, исследования Нартовского эпоса.

История отечественной педагогики очень богата именами людей, посвятивших свои силы народному просвещению и внёсших большой вклад в дело его развития. Деятельность многих из них ещё мало исследована. Их педагогические взгляды и практический опыт ещё не стали достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики, современной общественности. К таким активным деятелям просвещения, науки и культуры осетинского народа относится учёный, педагог и просветитель Б.А.Алборов.

Поэтому вполне закономерно, что сегодня его творчество стало объектом изучения. Возросшая актуальность проблемы, теоретическая и практическая значимость его трудов, а также недостаточная освещённость педагогического творчества Б. А. Алборова и определили тему исследования: «Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А.Алборова».

Степень научной разработанности проблемы. Педагогическое наследие Б.А.Алборова, его исследования в области педагогики, филологии и языкознания, этнографии, истории, литературы до сих пор не стали предметом специального изучения.

В некоторых работах даётся лишь краткий анализ деятельности учёного или только упоминается его имя наряду с другими педагогическими просветителями. Из публикаций о Б.А.Алборове можно назвать следующие: Л.Габоева «Уважать себя» [55], Э.К.Каргиев, С.Р.Чеджемов «Педагогическая мысль и школа в Северной Осетии» [96], В.Кесаев «Первый осетинский профессор» [98], Б.С.Кулов «К высотам культуры» [107], Л.А.Кцоева «Имела честь быть ученицей профессора» [112], С.Т.Марзойты «Номенклатурные этюды» [120], Т.А.Хамицаева «Б.А.Алборов - собиратель и исследователь осетинского фольклора» [172] и др.

Вместе с тем к его работам в области педагогики, языкознания, этнографии, истории, культуры обращаются многие исследователи. Изучение этих работ проходит с позиций каждой науки отдельно: педагоги изучают его педагогические труды, языковеды - работы по языкознанию, этнографы - его этнографические исследования и т.д.

Исследователями наследия Б.А.Алборова не изучались специально его педагогическая, просветительская и организаторская деятельность, хотя именно в этих областях было приложение его основных сил.

В процессе своей педагогической деятельности он разрабатывал основы преподавания осетинского языка и литературы, организации национального образования. Его просветительская деятельность была посвящена проблемам развития осетинской графики и орфографии, становления единого осетинского литературного языка, изучению памятников прошлого и др.

Им, как талантливым организатором, были созданы Горский педагогический институт, первое в Осетии научное историко-филологическое общество, научно-исследовательский институт краеведения.

Проведённое нами исследование показало, что существует противоречие между широким использованием наследия Б.А.Алборова в научно-педагогической литературе и отсутствием целостного исследования его педагогической и научно-просветительской деятельности.

Это противоречие и обусловило выбор проблемы нашего исследования: «Какие факторы обусловили формирование Б.А.Алборова как педагога и просветителя, какой вклад он внёс в развитие образования и просвещения Северной Осетии первой половины XX века».

Решение данной проблемы и явилось целью нашего исследования.

Объект исследования - состояние народного образования и педагогической мысли в Северной Осетии первой половины XX века.

Предмет исследования - педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б.А.Алборова.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть и проанализировать общепедагогические идеи и дидактические принципы Б.А.Алборова, определить его вклад в развитие педагогической науки и практики в Северной Осетии;

- раскрыть сущность подходов Б.А.Алборова к решению проблем национальной школы и обосновать их актуальность для современного образования;

- исследовать направления научной и практической деятельности Б.А.Алборова в решении проблемы подготовки педагогических кадров для школ Северной Осетии;

- обосновать научно-практическую значимость выводов и положений диссертации для практики современных учебных заведений на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого материала.

Методологическую базу исследования составили современные концептуальные подходы в сфере отечественной истории, культуры и образования; философские положения о взаимосвязи общественного развития и педагогики, о соотношении общего и особенного в жизни общества, о диалектической взаимодополняемости национального и общечеловеческого, об единстве теории и практики, о творческом и бережном отношении к культурному наследию прошлого; системно-исторический подход, позволяющий проанализировать в единстве биографию учёного, его личный вклад в историю развития горской культуры и просвещения, науки и образования.

В работе использовались следующие методы исследования:

- теоретические: исторический, культурологический, сравнительно- сопоставительный и ретроспективный анализ философской, социально-политической, историко-этнологической, художественной и психолого-педагогической литературы, архивных источников; теоретическое обобщение;

- эмпирические: педагогический анализ и научная оценка учебных программ, учебников, научных исследований, опыта работы школ и вузов; педагогическое интервью, беседы.

Источниковую базу исследования составили:

- труды Б.А.Алборова в разных областях научного знания;

- архивные материалы Центрального государственного архива РСО-Алания, Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.Абаева, архив семьи Алборовых;

- опубликованные документы, статьи, работы, отражающие жизнь и деятельность Б.А.Алборова;

- учебно-методические материалы Б.А.Алборова (очерки, учебники, отчёты, отзывы, аналитические материалы, записки, доклады, его документы);

- материалы съездов, совещаний, конференций с участием Б.А.Алборова, а также съездов и совещаний по вопросам просвещения, образования и культуры Северного Кавказа;

- мемуарные материалы Т.А.Хамицаевой, Л.А.Кцоевой, С.Т.Марзойтьт, дочери Б.А.Алборова - Ф.Б.Алборовой.

Организация и этапы исследования:

- Исследование проводилось в 3 этапа:

- 1999-2000 годы - предварительное ознакомление с проблемой, определение основных направлений научного поиска, установление степени разработанности проблемы;

- 2001 - 2002 годы - обзор и обработка научной литературы по теме исследования, выявление актуальности темы, определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования;

- 2003 - 2004 годы - систематизация и обобщение материалов, издание статей, написание диссертации.

Научная новизна исследования:

- проведён целостный анализ педагогической, просветительской и научной деятельности Б.А.Алборова, определён его вклад в развитие педагогической мысли Северной Осетии;

- определена сущность общепедагогических и дидактических взглядов Б.А.Алборова, его подходы к решению проблем осетинской национальной школы, к подготовке педагогических кадров для школ Северной Осетии;

- проанализирован и обобщён вклад Б.А.Алборова в развитие культурологии, филологии, этнографии, ономастики, фольклора;

- дана оценка его научных исследований и учебно-методической работы в контексте развития педагогической мысли Северной Осетии и Северного Кавказа в целом.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в сравнительно- сопоставительном аспекте раскрыта педагогическая и научная деятельность Б.А.Алборова и определен его огромный вклад в дело развития народного образования Северной Осетии. Теоретическое значение имеют идеи о совершенствовании профессиональной подготовки учителей, о развитии высшего профессионального образования и национальной школы, его видение воспитывающего обучения, комплексное изучении истории, культуры, устного народного творчества и традиционной педагогики северо-кавказских народов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в исследовании таких дисциплин, как краеведение, этнография, литературоведение, языкознание, топонимика, история. Основные положения работы могут быть использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в средних специальных и высших учебных заведениях Северного Кавказа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия учёного; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Б.А.Алборов входит в плеяду осетинских педагогов-просветителей первой половины XX века. Его личность сформировалась под воздействием традиционной культуры воспитания осетинского народа, поликультурной научной и педагогической среды, под влиянием личного взаимодействия с ведущими учёными Северного Кавказа и страны. Его научные интересы были направлены на решение самых актуальных общепедагогических, дидактических, методических, лингвистических, этнографических, исторических проблем.

2. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Б.А.Алборова свидетельствуют о глубоком понимании им духовно-нравственных интересов осетинского народа, взаимосвязи и взаимодополняемости общечеловеческого и национального в его развитии.

3. Основные черты методических принципов Б.А.Алборова свидетельствуют о его приверженности к прогрессивным педагогическим идеям интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе обучения, развития их познавательных способностей, изменения организационных форм обучения, усиления практической направленности в обучении, развития гражданского самосознания обучаемых, воспитания молодёжи в духе интернационализма, создания национальной школы.

4. В научно-педагогических и учебно-исторических работах Б.А.Алборова исследуются проблемы рациональной постановки школьного обучения, системы профессиональной подготовки учителей, организации методической работы в школе, совершенствования учебных программ и учебников, оптимального отбора учебного материала, воспитания учащихся на лучших образцах народного творчества. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по мере подготовки материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на научной международной конференциии (Пенза, 2004г.), на Всероссийской конференции (Пенза, 2004г.), на республиканских и региональных конференциях в г.Владикавказе (2002-2004 гг.), на научно-практических конференциях в Северо-Осетинском государственном пединституте (2001-2004 гг), в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова (2003-2004 гг.), на совещаниях и семинарах работников образования республики (2002-2003 гг.), на методологическом семинаре кафедры педагогики СОГУ.

Материалы исследования автора использовались в учебно-воспитательном процессе Северо-Осетинского государственного педагогического института и получили положительную оценку.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Состояние общественно-политической обстановки и просветительского движения в Северной Осетии в начале XX века

Развитие и становление любого человека происходит в тесной взаимосвязи с той эпохой, страной, где он родился, общественно-политической обстановкой в стране и крае, где он жил, народом, к которому он относится, с его ближайшим окружением. Борис Андреевич Алборов родился в 1886 году в селении Ольгинское (Северная Осетия) в бедной, неграмотной семье. К началу XX века он был уже подростком, ему было 14 лет. Подростковый возраст - это тот период жизни человека, когда начинается формирование его взглядов и убеждений, наклонностей и устремлений. Именно этот период - начало XX века - мы и будем рассматривать как то время, в котором проходило становление личности Б.А.Алборова как просветителя, организатора, педагога.

В начале XX века Кавказский регион представлял большой интерес для царской России. Важное военно-стратегическое и торгово-экономическое значение имели для России Военно-Грузинская и Военно-Осетинская дороги, а также пути, проходящие вдоль Каспийского и Черного морей, связывающие её с Ближним Востоком и Закавказьем. Кроме того, Кавказ привлекал Россию своими богатыми природными ресурсами. В то же время правительство России беспокоили антирусские настроения определённой части дагестанского и чеченского народов, подстрекаемые реакционным мусульманским духовенством и Турцией с целью отторжения Северного Кавказа от России.

Боясь антироссийских выступлений горцев, правительство вынашивало планы насаждения здесь русской гражданственности через русское образование. Воспитание верноподданнических чувств у горцев мыслилось чиновниками царской администрации на Кавказе не иначе, как через школу и русское образование. Эта мысль была высказана наместником на Кавказе, представителем царской семьи, Михаилом Николаевичем Романовым [218].

В этих условиях школа была призвана выполнять политическую задачу -воспитывать подрастающее поколение в духе верности церкви и престолу. Делая ставку на школу в идеологизации жизни горцев, правительство допускало её развитие в тех формах, которые отвечали бы его интересам. С этой целью ещё в середине XIX века духовному ведомству и военной администрации на Кавказе была дана установка на открытие Владикавказского осетинского духовного училища и школы военных воспитанников при русских военных гарнизонах. В этих учебных заведениях обучались дети бедных родителей, военных чинов, а в основном почетных горских сословий с условием дать им определённую военную подготовку и гражданское образование, после чего они бы несли военную службу в Русской армии или поступали бы в качестве переводчиков и нижних чинов на гражданскую службу [ 178].

Кроме этих школ, к началу XX века имелись горские училища, которые предназначались для детей русских и местных офицеров и чиновников. При них создавались пансионаты, в которых, как правило, проживали дети состоятельных граждан за высокую плату обучения. Со временем эти училища были переданы в ведение Дирекции народных училищ кавказских губерний и областей. Преподавание в училищах велось на русском языке. Учащимися изучались Закон Божий, русский язык, всеобщая и отечественная география, административное устройство Российской империи и другие предметы. Некоторые горские училища просуществовали вплоть до 1917 года, другие закрывались или реорганизовывались в различные типы учебных заведений. Владикавказское горское училище сначала было реорганизовано в реальную гимназию, а затем - во Владикавказское реальное училище [54].

В 1860 году правительством России было создано «Общество по восстановлению православного христианства на Кавказе», имеющего своей целью восстановить христианскую веру среди той части населения Кавказа, где она угасала. «Общество» открывало школы, готовило миссионеров, переводило церковную и учебную литературу на горские языки. В его задачи входило строительство церквей и открытие церковно-приходских школ. Открывая школы и церкви, «Общество» ставило своей целью прежде всего религиозное воспитание горцев [126]. Из 144 начальных школ, функционировавших в Осетии к началу Февральской революции 1917 года, 49 были церковно-приходскими. Кроме школ, «Обществом» создавались специальные учебные заведения, в том числе педагогические, в которых осуществлялась подготовка педагогов и церковных служителей. Так, «Обществом» было учреждено Владикавказское духовное училище, преобразованное в 1895 году в духовную семинарию. Эти учебные заведения играли прогрессивную роль в деле образования и воспитания горских народов, многие их выпускники стали педагогами, священниками.

В 1900 году в Осетии стали открываться двухклассные церковноприходские школы. Они появлялись чаще всего стихийно, на несколько месяцев, и так же быстро закрывались. В этих школах в качестве учителей работали окончившие курс одноклассной церковно-приходской школы. Основным учебным предметом был Закон Божий. В учебном плане значился и родной язык, но он не был обязательным предметом. Фактически изучение осетинского языка сводилось только к чтению. В обучении русскому языку и другим предметам иногда пользовались переводным методом, сущность которого в условиях осетинской школы заключалась в том, что после чтения на русском языке учитель переводил этот материал на осетинский язык.

Период наиболее интенсивного развития церковно-приходских школ начался с 1869 года, и к 1895 году в Северной Осетии насчитывалась 21 церковноприходская школа с 986 учащимися, в том числе с 379 девочками. Охват детей составлял не более 8- 10 % детей школьного возраста [126].

Гуманистическая направленность педагогической и научно- исследовательской деятельности Б.А.Алборова

Как уже отмечалось, (1.1) становление личности Б.А.Алборова проходило в условиях интенсивного развития капитализма на Северном Кавказе, в Осетии, вызвавшего, в свою очередь, большую тягу народных масс к образованию. Эти условия и предопределили во многом его жизненный путь.

Борис Андреевич Алборов родился в 1886 году в селении Ольгинское (Северная Осетия) в семье временно проживающего. Родители его были неграмотными, но, понимая значение образования, отдали своего восьмилетнего сына в услужение железнодорожному будочнику разъезда Далаково Владикавказской железной дороги, чтобы научить русскому языку.

В возрасте 10 лет он поступил в Ольгинскую сельскую двухклассную церковно-приходскую школу, после окончания которой продолжил своё обучение во Владикавказском шестиклассном городском училище.

В 1906 году Б.Алборов успешно окончил училище и уехал к старшему брату в предместье Киева в надежде поступить в университет. Однако для поступления в университет нужен был аттестат зрелости за курс гимназии. Успешно сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости во Владикавказской классической гимназии, он в 1909 году поступил на юридический факультет Киевского университета, а уже через год перешёл на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Киевского университета.

Переход на филологический факультет не был случаен. Будучи ещё учеником городского училища, он интересовался как русской классической литературой, так и родной словесностью. К этому времени и относятся его первые литературные опыты: он пишет несколько сатирических бытовых пьес для осетинского самодеятельного театра, лирические стихотворения, опубликованные впоследствии под псевдонимом «Ба-Би». В 1906 году у могилы Коста Хетагу-рова на гражданской панихиде он прочитал своё стихотворение, посвященное смерти поэта. Его стихотворение «Нет, не будем нести ярмо мучений» в первые годы революции пелось в народе на мотивы известных революционных песен «Варшавянка» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

Годы учёбы в Киевском университете были годами формирования его научных интересов и мировоззрения. Он стремился овладеть методами научного подхода и анализа, чтобы впоследствии применить свои силы и знания в изучении родного языка и фольклора.

В 1914 году, после окончания университета с дипломом 1 степени, дававшим право на научную деятельность, Б.А.Алборов работал преподавателем русского языка и словесности Винницкого реального училища. В 1917 году, сразу же после Февральской революции, он переехал в Осетию.

Много сил и энергии отдавал Б. А. Ал боров работе в области просвещения. В 1920-1921 гг. он - зав. ОНО Владикавказского округа, а в 1922 году -заместитель Наркома просвещения Горской республики и одновременно - член комиссии по преобразованию местных педагогических средних учебных заведений в высшие. При его участии средние учебные заведения (Осетинская учительская семинария, Владикавказский учительский институт, Горская войсковая учительская семинария и областные Фрёбелевские курсы) были объединены и преобразованы в Горский институт народного образования, в котором он стал его первым ректором.

Энергия, упорство и огромная убеждённость Б.А.Алборова в необходимости сохранения педагогического института на Северном Кавказе сыграли решающую роль, когда в 1923 году на заседании коллегии Наркомпроса РСФСР под председательством А.В.Луначарского встал вопрос о его закрытии.

Уделяя большое внимание задачам интернационального воспитания педагогических кадров, он предложил открыть кафедры осетиноведения, кабар-диноведения, чеченоведения. Это диктовалось не только необходимостью иметь научно подготовленные, высокообразованные кадры преподавателей, но и желанием ввести сравнительное изучение языков, что могло бы пролить свет на многие вопросы языкознания, археологии, этнографии и исторической поэтики.

Им было организовано Осетинское историко-филологическое общество, первое на Северном Кавказе, которое заложило основы систематической, планомерной работы в области осетинской филологии. Будучи председателем общества, он вложил много сил в организацию архива и создание библиотеки, в которой была собрана уникальная литература по кавказоведению.

В 1924 году Б.А.Алборову присуждается учёное звание профессора. Многие годы он заведовал кафедрами осетинского языка, литературы и языкознания в Северо-Осетинском педагогическом институте.

В 1925 году на базе Осетинского историко-филологического общества создаётся Научно-исследовательский институт краеведения, в котором он назначается директором.

Свои исследования учёный часто продолжал в долгосрочных научных командировках: в 1927 г., в 1931 г., в 1933 г. - в г.Москве, в 1934 г. - в Средней Азии.

Его исследовательская деятельность была очень плодотворной, но кому-то эти успехи не давали покоя, посыпались доносы в НКВД, работники которого устроили за ним слежку. Впоследствии Б.А.Алборов (он тогда был ректором Горского пединститута) писал, что в 1926 г. его вызвали в народный комиссариат и предложили ему сотрудничество в качестве доносчика на преподавателей и научных сотрудников института. Получив отказ, спецслужбы НКВД стали его преследовать.

Вскоре в газете «Социалистическая Осетия» появилась статья председателя профкома института В.И.Петровой, которая, опираясь на вымышленные факты, критиковала деятельность вуза и его ректора. Несмотря на то, что секретарь парторганизации института признал деятельность Б.А.Алборова положительной, его сняли с должности ректора. На него посыпались обвинения в «буржуазном национализме» из-за того, что он был сторонником и инициатором создания осетинской графики на русской основе, боролся за единый литературный осетинский язык для всех диалектов и наречий. В 1927 году его обвинили в «пантюркизме» и «панисламизме» за то, что он собирался поехать в Турцию в научную командировку с целью изучения особенностей наречия осетинской диаспоры в Турции и привезти оттуда творческое наследие Темирбо-лата Мамсурова [98].

Научно-практическое решение актуальных проблем осетиноведения

Исследователи творчества Б.А. Алборова считают, что начало его творческого пути совпало с началом XX века. Россия того времени представляла собой цивилизованное капиталистическое государство с высокоразвитой культурой во многих областях научного и художественного творчества. Русская культурная традиция базировалась на синтезе исконной отечественной культуры и лучших достижений западной цивилизации.

Концептуальной основой русской культурной традиции наряду с философией революционных демократов, идеями научного социализма, буржуазно-демократическими учениями запада явились идеи Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, B.C. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова и других самобытных русских мыслителей конца XIX - начала XX века.

Несмотря на идеалистическую ограниченность и шаткость многих теоретических построений, присущих этим философам, их творчество сыграло существенную роль в осмыслении новых творческих реальностей и утверждении общечеловеческих ценностей, осветило пути творческих исканий во многих областях гуманитарной деятельности. Наряду со стремлением к познанию сущности мировой цивилизации, места и роли в ней России и её народов, русская философия уделяла первостепенное внимание проблемам человека, теории сознания и духовно-теоретической деятельности. Отличительной особенностью русской культурной традиции, как и её философской первоосновы, являлись гуманистическая направленность и демократизм [76].

Вся деятельность Б.А. Алборова (научная, педагогическая, организаторская) была проникнута духом гуманизма и демократизма. Любовь и интерес к народу, к его истории, культуре являлись стержнем его творчества.

Его вклад в развитие осетинской национальной культуры огромен. Об этом свидетельствуют его многочисленные труды по этнографии, топонимике, языкознанию, диалектологии, об этом же говорили и говорят исследователи его творчества и люди, близко знавшие его: Л.А. Кцоева-Габуева [112], Т. Козырева [57], Д. Тменова, А.А. Хадарцева, Т.А. Хамицаева [171], А. Цагаева [58] и др.

Исследователь русской культуры Ю.М. Лотман писал: «Культура, прежде всего - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное... Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует её как «негенетическую» память коллектива. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества» [115].

Характеризуя деятельность Б.А. Алборова в деле развития осетинской национальной культуры, можно сказать, что он хорошо понимал ее историческое, нравственное, интеллектуальное значение в жизни человечества. Его всегда интересовал опыт предшествующих поколений, особенно в области культуры и языка.

Особое место в научном наследии учёного занимают труды в области языка вообще и осетинского языка в частности. Его интересовали самые разнообразные аспекты языка, он одинаково успешно разрабатывал проблемы грамматики, лексики, топонимики, диалектологии. Такие работы, как «Происхождение слова «алан», «Названия дней недели у осетин», «Названия месяцев у осетин», «Из топонимики Дигории», «Говор осетин - иронцев Моздокского района», «Новые сведения о первой печатной осетинской книге», «Новое чтение надписи на Зеленчукской надгробной плите» и многие другие, говорят о разнообразии интересов Б.А. Алборова - языковеда и о его значительном вкладе в осетиноведение.

Научное изучение осетинского языка началось ещё в первой половине XIX века русскими филологами. В 1844 году была опубликована первая научная грамматика осетинского языка, написанная членом русской Академии наук А. Шегреном, которая послужила началом осетинского языкознания. Русскими иранистами дореволюционного периода, которым принадлежит основополагающее место в разработке осетинского языкознания, была проведена значительная работа по классификации языкового материала, определено место осетинского языка среди других языков [100].

В 80-90 годы XIX века по вопросам языка начал выступать основоположник осетинского литературного языка Коста Хетагуров. Определяя нормы литературного языка, Коста Хетагуров внёс коррективы в графику и грамматическое описание осетинского языка.

Вопросы осетинского языка обсуждались в 1924 году на Всеосетинском учительском съезде. В повестку дня съезда было включено обсуждение орфографических и некоторых грамматических правил осетинского языка [14].

В 1925 году был основан Осетинский научно-исследовательский институт краеведения, первым директором которого был назначен Б.А. Алборов. Под его руководством институт проводил языковедческую работу, его сотрудники принимали деятельное участие в пополнении осетино-русско-немецкого словаря В.Ф.Миллера, а также в археолого-лингвистической экспедиции профессора А.В. Миллера и А. Фреймана. При институте была организована комиссия, которая занималась разработкой терминологии на осетинском языке, составлением свода орфографических правил осетинского языка.

Вопросы осетинского языкознания постоянно были объектом планомерного и систематического изучения исследователя. Его внимание было направлено не только на изучение и освещение теоретических основ осетинского языка, но и на решение актуальных в то время практических проблем: усовершенствования графики и орфографии осетинского языка, разработки терминологии на осетинском языке, составления учебных пособий по осетинскому языку, подготовки грамматики осетинского языка.

В современной осетинской грамматике имеется много терминов, созданных Б.А. Алборовым. Разработанный им (в соавторстве) «Русско-осетинский терминологический словарь» используется специалистами и в наше время.

Одной из первых работ учёного по осетинскому языкознанию можно считать его статью «К вопросу об установлении единообразной осетинской графики», вышедшую в 1917 г. во Владикавказе. К проблеме осетинской графики он возвращался неоднократно, публиковал об этом свои статьи в газетах в 1920-1921 гг., в 1925 г., в 1929 г. В 1922 году им была разработана программа по осетиноведению для 2-5 классов осетинских школ [27].

Культурно-этнографические исследования Б.А.Алборова

В течение всей своей жизни Б.А. Алборов занимался научными исследованиями. Наиболее значительные из них сделаны им в области краеведения. Его научное наследие — это краеведение в самом широком смысле слова, в каком его понимали в 20-х годах XX века, когда на Северном Кавказе и в Закавказье появились научные краеведческие организации, ставившие своей задачей изучить язык, поэтическое творчество, историю — все те ценности, в которых выражается дух народа.

Во многом сходный быт, обычаи и, безусловно, наличие в духовной культуре героического нартовского эпоса с общими героями, сюжетами и вместе с тем со своими национальными особенностями - характерные черты многовековой истории народов Кавказа. Нартовский эпос попал в поле зрения русских учёных во второй половине XIX века. Осетинские тексты были опубликованы стараниями А. Шифнера и В.Ф.Миллера, ими же переведены на русский язык и комментированы [203].

С начала XX века осетинские нартские сказания многократно записывались в разных ущельях Осетии отдельными энтузиастами - собирателями, представителями первого поколения осетинской интеллигенции, а с образованием в 1919 году Осетинского историко-филологического общества, особенно после открытия на базе Общества Северо-Осетинского НИИ, работа была поставлена на твёрдую научную основу [135].

Начало научному исследованию нартовского эпоса в Осетии было положено Б.А. Алборовым. С 20-х годов XX века сказания о нартах становятся предметом пристального внимания российских учёных. В результате появилась самостоятельная область фольклористики - нартоведение. В 30-е годы в результате активной фольклорно-этнографической экспедиционной деятельности учёного сведения по нартовскому эпосу значительно пополняются и служат основой для всех последующих его изданий [172].

Первое научное исследование Б.А. Алборова о нартовском эпосе («Термин «хатиагау» осетинских нартских сказаний») относится к 1929 году [29]. Наиболее значительными его работами в нартоведении являются: «Осетинские нартские сказания о Созрыко и Гумском человеке» [24], «Цирыхъ» осетинских нартских сказаний» [4] и «Легендарное колесо нартских сказаний» [16].

В своём исследовании «Осетинские нартские сказания о Созрыко и Гумском человеке» он проанализировал все 5 имеющихся сказаний, записанных от сказителей разными людьми: исследователями, учителями, односельчанами (В.И. Абаевым, В. Бегизовым, Г. Гуриевым). В результате научного анализа нартских сказаний им были сделаны следующие выводы:

- все пять вариантов нартских сказаний о Гумском человеке имеют почти одну композиционную структуру и одно содержание, даже детали;

- если выбросить из них незначительный сказочный элемент, позднейшее напластование, то останется чисто осетинский бытовой элемент, современный нам или зафиксированный в прошлом;

- этот чисто осетинский бытовой элемент пронизывает историческую основу сказаний о взаимоотношениях между представителями двух племенных объединений: с одной стороны, нартовца Созрыко, представителя ясов-алан, а с другой - гумца Кобора, кыпчака;

- время возникновения основы сказаний о Гумском человеке относится к XI - XII векам и завершается в XIV - XV веках;

- судя по данным исторических источников, топонимики, экономики и ономастики, Гумский человек является представителем могущественной средневековой народности - «куманов» у европейских писателей, «половцев» - в русских летописях, или кыпчаков, родственных кимакам;

- нартские сказания о Гумском человеке являются самым молодым по времени возникновения и сложения и неизвестны другим горцам Северного Кавказа, следовательно, есть все данные считать их осетинскими [24].

В работе «Легендарное колесо нартских сказаний» [16], в отличие от предшествующих мифологических объяснений колеса Балсага или Ойнона (ди-горский вариант), автор даёт историческое толкование этого понятия. По мнению Б.А. Алборова, это боевая серпоносная колесница, с которой аланы познакомились в результате военных столкновений с персами. И в последующих работах: «Цирыхъ» осетинских нартских сказаний» [4], в неопубликованной «Гам-худ» осетинских сказаний» и ряде других, непонятные в настоящее время термины, необъяснимые из современного языка, толкуются на основании данных древней истории, древнеиранских языков, этнографии, археологии [171].

Обращение Б.А. Алборова к нартовскому эпосу было не случайным. Он интересовал ученого не только как материал для филологических и этнографических исследований, но и как народное творчество, вобравшее в себя всю мудрость предков. О познавательном и воспитательном значении нартовского эпоса говорили и писали многие. В.И. Абаев: «Нартский эпос - это поэтизированная и фантастическая биография народа в древнейший, овеянный мифами и легендами, период его жизни. Нарты для осетина не покрытая пылью веков архаика, а жизнь, трепещущая, близкая, волнующая и неувядаемая» [1]. Л.П.Семёнов: «Нартский эпос вошёл как серьёзный вклад в общую сокровищницу мировой культуры. Насыщенный ценными прогрессивными идеалами, очень актуальными для нашего времени (патриотизм, гуманизм, героизм, любовь к труду и искусству и т.п.), облечённый в высокохудожественную форму, он по достоинству занимает выдающееся место в ряду мировых эпопей» [146].

Б.А. Алборов ценил нартские сказания за ярко выраженную в них любовь к родине и своему народу, за направленность на воспитание мужества, трудолюбия, чувства человеческого достоинства, уважения к женщине, старикам. Нарты в его представлении, как и всего осетинского народа, являлись носителями всего героического, сильного, красивого и благородного. Он хорошо понимал, что эти мотивы, проходящие красной нитью по всему эпосу, в народном быту осетин играют большую роль в формировании этнического сознания.

Учёный считал, что осетинские народные песни, вошедшие в его жизнь ещё с детства и ставшие впоследствии предметом его изучения, имеют большое воспитательное значение. Песенно-музыкальное творчество в народной культуре осетин всегда занимало значительное место. В.И.Абаев, отмечая значение песен в жизни осетин, писал: «Судя по нартским сказаниям, песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта. Нарты предаются им с такой страстью и увлечением, что забывают даже о смертельной военной опасности. По сказаниям, время, не заполненное войной и охотой, отдавалось спортивным играм, пирам, песням и пляскам» [1].

Похожие диссертации на Педагогическая, научно-исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Алборова