Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Хасаранов Бимба Чимит-Цыренович

Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг.
<
Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хасаранов Бимба Чимит-Цыренович. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Улан-Удэ, 1997 159 c. РГБ ОД, 61:98-13/17-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретические основы и предпосылки развития бурятской национальной школы

1.1 Проблема национальной школы в теории и истории педагогики 21

1.2 Национальное движение и развитие идеи бурятской школы на рубеже XIX-XX веков 37

ГЛАВА II Особенности процесса становления бурятской национальной школы (1917-1931 гг.)

2.1 Развитие национальной школы бурятского народа 58

2.2 Проблема преподавания и изучения родного языка в национальной школе 97

2.3 Подготовка педагогических кадров и разработка учебной, методической литературы для бурятской национальной школы 112

Заключение 137

Библиография 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Становление современной России как федеративного государства объективно обусловлено социально-экономическими, политическими, духовно-культурными условиями, а также развитием самих этносов, их традиций и обычаев. Наряду с политическими и экономическими процессами современная образовательная политика государства претерпевает кардинальные изменения, идет интенсивный поиск определения путей развития и более полного удовлетворения образовательных потребностей как страны в целом, так и ее регионов.

Школа как социальный институт, связывающий национальную культуру с общественным сознанием, есть системообразующий элемент национального организма, неотъемлемый фактор общественного развития. Первоочередной задачей в настоящее время являются восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы, возврата ей действительно национального характера. Современная национальная школа может стать эффективным инструментом решения комплекса проблем, связанных с трансляцией национальной культуры и формированием национального самосознания у новых поколений наций; реализацией права получать образование на родном языке и на базе собственных этнокультурных традиций, в том числе этнопедагогических; открытостью в другие культуры в интересах гармонизации национальных отношений; поликультурностью образования, диктуемой реальным смешанным составом учащихся значительной части школ; обеспечением современного цивилизационного развития многонационального народа Республики Бурятии, международным стандартом образования.

Становление и развитие национально-региональной системы образова- ты о сохранении национальных языков, не позволяла приобщать молодежь к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям и обычаям, не способствовала формированию у подрастающего поколения чувства национального достоинства. Постепенно происходила, да и продолжается дальнейшая утрата духовных ценностей народа, что приводит к деформации самосознания нации, к потере того, что делало неповторимыми тот или иной этнос.

Следует отметить, что в последнее десятилетие произошли существенные изменения в жизни нашего общества, которые привели к коренным сдвигам и в сфере национальной школы.

В Республике Бурятия, представляющей один из полиэтнических регионов России, существуют различные типы школ; межнациональные учебные заведения, национальные по потребности населения, национальные титульного /бурятского/ народа, русские национальные школы, русскоязычные общеобразовательные школы. Образовательный процесс в национальных школах определяется рамками Закона об образовании /1992/ и о языках народов Республики Бурятия /1992/, основан на базисном учебном плане Закона об образовании РФ и соответствует концепции национальной школы РФ /1991г./. Национальная школа Бурятии в настоящее время является местом, где идет интенсивный поиск учеными и педагогами эффективных систем обучения и воспитания учащихся на базе разновариативных педагогических программ, опирающихся на результаты исследований в области этнопсихологии, этнопедагогики и эт-ноэкологии.

И здесь, как нам кажется, очень важно в современной системе национального образования гармонично совместить национальное начало в содержании образования и правильное соотношение этого с общечеловеческой культурой и развитием, "...важно осмыслить свое место в мире, т.е., с одной стороны, не раствориться среди других народов и в то же ния Республики Бурятия являются важнейшим направлением образовательной политики национального субъекта Российской Федерации, опирающейся на культурно-исторические, социально- экономические, геополитические особенности региона.

Учитывая эволюцию самого бурятского народа, его национальной культуры, ее постоянного обновления, отрицания одних традиций и возникновения новых, выработанных самим этносом или заимствованных от других, необходимо выработать правильный и сбалансированный подход к обогащению содержания образования национально-региональным компонентом, а процесс воспитания - народными традициями и обычаями.

И здесь нужны, прежде всего, интеграция общечеловеческих и национальных начал в содержании и характере образования и разумное соотношение мировых достижений с национальным своеобразием народов, важно учитывать культурно-исторический опыт всех народов Республики Бурятии и, прежде всего, бурятского .

Истоки многих современных проблем лежат в прошлом. И для глубокого их понимания необходимо обращаться к историческому опыту, стремясь оценить трудности и противоречия в развитии общества. В этой связи сегодня важнейшей исследовательской задачей является глубокий анализ идей, подходов, практического опыта организации национальной школы в первой трети XX века в Бурятии. Уровень научной разработки данной темы в исторической и педагогической науке свидетельствует о пробелах и недостаточной объективности, политических амбициях и крайностях в освещении проблемы.

Пристальное внимание современных исследователей правомерно обращено на первую треть XX века- "время насыщенное в мировой и российской педагогике перспективными новаторскими поисками", крупными достижениями как раз в широком спектре направлений, связанных с разработкой нового содержания общего среднего образования. /М.Богуславский, 1994/. Особое место здесь занимают проблемы национальной школы. В условиях преобразования жизни общества по принципам демократизации и гуманизации, расширения процесса децентрализации государственного управления, реформы системы общего среднего образования и высшей школы, перехода от единообразия к многообразию в системе отечественного образования возникает необходимость в критическом осмыслении ситуации, в которой находятся национальные школы, и определении программ, направлений их дальнейшего развития.

Во все времена в различных странах содержание и характер образования определялись насущными требованиями общественного производства, состоянием и потребностями научного прогресса, в немалой степени и уровнем педагогической науки и школьной практики. При "определяющем значении влияния материального производства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама, в свою очередь, оказывает сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие стран и народов". /В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, 1995.-С.6/.

Каждое время предъявляло свои требования к делу образования. Следует отметить, что вслед за 20-ми годами, явившимися наиболее плодотворными в решении сложных национальных проблем страны, национальная политика страны в течение длительного времени, с 30-х годов вплоть до середины 80-х годов носила деструктивный характер. Командно-административная система полностью регулировала работу школ, образовательный процесс был подчинен идеологическим установкам партии и государства.

Сложившаяся система образования с ее централизованным определением содержания обучения и воспитания не проявляла должной забо- время не уклониться в самоизоляции". Учитывая эволюцию самого бурятского народа, его национальной культуры, ее постоянного обновления, отрицания одних традиций, возникновения новых, выработанных самим этносом или заимствованных от других, необходимо правильно и ответственно подойти к созданию модели бурятской национальной школы. /С В. Калмыков, В.А.Балханов 1992 /.

Возрождение и обновление национальной жизни народов, проживающих, на территории России стало неотъемлемой частью общего процесса формирования структуры многонационального общества Российской Федерации на основе подлинной демократии и правого государства. Государство должно активно содействовать "конструированию" национальной культуры.

Процесс возрождения языка, расширение его функций, развитие национальной культуры, сохранение самобытности коренных народов, населяющих Республику Бурятия требуют перестройки всей системы обучения и воспитания в национальной школе," создания регионально-национальной системы образования в Бурятии" /С.Д.Намсараев, Г.Ц.Молонов, 1995/.

Обновленная национальная бурятская школа призвана обеспечить передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев и обычаев, которые были бы способны предотвратить духовное обнищание молодых бурят, противостоять примитивной массовой культуре, влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций.

Необходимо отметить, что в последнее десятилетие в национально-языковой политике руководства республики произошли заметные изменения. Сегодня снова как в 20-е годы подтверждаются равенство языков, право бурятского народа использовать и развивать родной язык.

Получает поддержку и развитие идея национального возрождения , воссоздания национальных традиций, которые возможны только на ос- нове возрождения традиционной культуры воспитания. Принимаются меры по расширению сферы функционирования бурятского языка в школах, оживлению издательской деятельности на бурятском языке. Тем не менее, имеет место разрыв между практической реализацией и планами в области языковой политики. Причины этого кроются в основном в объективных трудностях, но нельзя сбрасывать со счетов и субъективные факторы. В целом коренное население Республики Бурятии активно выступает в защиту своих законных прав на использование и развитие родного языка, в обретении достойного собственного места в мировом политическом и культурном пространстве.

Тема диссертации в условиях роста национального самосознания, становления национально-территориальной государственности, национально-региональных систем образования является актуальной.

В этом ряду сегодня важнейшей образовательно-воспитательной задачей является глубокий анализ идей, подходов, практического опыта организации национальной школы с 1917 - по 1931-й годы в Бурятии.

Истоки многих современных проблем лежат в прошлом. И для глубокого их понимания мы обращаемся к историческому опыту, стремимся оценить трудности и упущения в развитии общества. Уровень научной разработки данной темы в исторической и педагогической науке свидетельствует о пробелах и неполной объективности в освещении проблемы. Научная объективность «исключает в равной мере как их апологетику, так и очернительство, подход к ним с позиций какой-либо определенной политической конъюнктуры, требует решительного отказа от однозначности, односторонности суждений о прошедшем как в теоретическом, так и в практическом планах, рассмотрения всех явлений и фактов « (.Пряникова В.Г. Равкин З.И. 1995 С.7 ).

В своем исследовании мы исходим из методологии историко-педагогических исследований, объективной оценки историко- педагогических явлений и фактов, опираясь на труды таких ученых, как З.И.Равкин, Н.К.Кузьмин, В.И.Малинин. В свете новых разработок проблем периодизации в истории педагогики, историко-педагогических процессов в контексте цивилизационного развития, парадигмального подхода к осмыслению научно-педагогического знания определенную помощь оказали исследования Н.В.Назарова, Г.Б.Корнетова, М.В.Богуславского.

В монографических исследованиях Ф.Ф.Королева, Э.И.Моносзона З.И.Равкина, в коллективных трудах "Очерки истории советской школы педагогики /1917-1931 г.г./", в " Очерках истории педагогической науки в СССР /1917-1980 г.г.Г и в "Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР" освещается в определенной мере опыт строительства национальной школы, но в меньшей степени показано развитие решения этой проблемы в педагогической науке. В целом же избранная нами проблема не являлась предметом самостоятельного рассмотрения в указанных работах, она освещалась в кругу других вопросов о развитии школы и педагогической науки в исследуемый период.

Исторический анализ процесса становления национальной школы представлен в работах М.Н. Кузьмина. В работах Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой, Н.А.Константинова, и других рассматриваются вопросы развития школьного образования и науки в целом. Значительный интерес в плане историко-педагогической разработки учебно-воспитательного процесса изучаемого нами периода представляют диссертационные исследования Беликовой А.П., Голованова В.М., Тебиева Б.К., Буслаева Л.П., Атлантова Е.И., Балашова Е.М., Баркина Г.А., Бо-бкова Ф.А., Бургина Е.И., Гармаш С.А., Гришанова П.В., Зарытовской Б.А., Звяглова М.В., Ивонинской Л.А., Кондрашова Л.В., Коцюба Т.Н., также посвященные проблеме становления и развития советской школы в целом, но и в них специально не рассматривается тот аспект, который является предметом настоящего исследования.

В определенной связи с изучаемой нами темой находится ряд работ исследователей по становлению и развитию национальной школы в республиках бывшей СССР. К ним относятся труды Умарова М.У., Сибга-туллина Р.Г., Кураскуа В., Чориева А.Х., Галиахметова И.Р., Иванова Н.Л., Лукмановой Х.Х., Казанчанс П.Т., Джалалова Е.Ю., Сердобова Н.А., ХарнахоевойТ.Г.

Заслуживают пристального внимания диссертационные исследования Бабина В.Г., Соскина В.Л., Шамахова В.Л., Шарф P.M., Ососкова А.В., Миронова В.Б., Богуславского М.В., Хитаряна М.Г и др. Эти работы позволяют более четко представить социально-исторический фон исследуемого процесса. В них главным образом рассматриваются общепедагогические вопросы, связанные со строительством советской общеобразовательной школы, в том числе и в Сибири. Проблема национальной школы не является в них предметом самостоятельного изучения.

Развитие союзной историографии оказывало воздействие на исследования по истории народного образования Бурятии.

В исследовательской литературе вопросам истории народного образования посвящен ряд трудов, брошюр и статей, выполненных на материалах Бурятской АССР.

Первые сведения по проблеме рассматриваемого периода содержатся в таких работах, как "Бурят-Монгольская автономная область" /Иркутск, 1922/, "Бурят-Монгольская Автономная область Д.В.Р./Чита,1923/, в них представлены данные о росте сети школ до образования единой советской республики. Интерес представляют отчетные материалы Госплана, ЦИК и СНК Бурятской АССР, где имеются важные сведения о развитии национальных школ /Бурят-Монгольская Автономная Социалистическая Республика 1923/24-1927/28 гг./.

В работе М.Н.Ербанова приводятся данные о росте за этот период сети школ , затронуты проблемы школьного образования и национализации бурятских школ. /Ербанов М.Н. Пять лет автономии Бурятии. Краткий очерк. - Верхнеудинск, 1926 /. В 1920-х годах был напечатан ряд статей о культурном строительстве, о задачах национальной школы на страницах журналов "Жизнь Бурятии", "Просвещение Бурятии", "Бурятиеведение". Здесь подведены итоги развития школьного образования, строительства национальной школы. К десятой годовщине создания республики были изданы книги "Бурят-Монгольская АССР за десять лет'7Москва-Иркутск,1933/, где содержатся материалы к докладу правительства Бурят-Монгольской АССР на пятой юбилейной сессии ЦИК республики о национально-культурном строительстве за 1923-1933 гг., о достижениях республики в области просвещения .

Из крупных работ, выполненных на материалах Восточной Сибири, являются монографии А.П. Панчукова и В.А. Андреева, коллективные труды "История Бурятской АССР", "Школы Бурятской АССР на новом этапе развития", "Очерки истории культуры Бурятии". Несмотря на фундаментальность работ, посвященных истории народного образования автономной республики, проблемы национальной школы освещены неполно.

Первым значительным исследованием по истории народного образования в Бурятии является монографии А.А. Дуринова, одного из его организаторов и ветеранов. В них показано развитие народного образования в республике за годы советской власти, отражены успехи, достигнутые в осуществлении всеобщего обучения, рассмотрена деятельность школ и органов народного образования Бурятии. В своих работах он освещает развитие школы в условиях царизма и после Октябрьской революции, приводит данные о количестве школ и учащихся в годы социалистического строительства в Бурятии. По своему содержанию эти работы носят историко-педагогический характер. В них затрагивается круг вопросов по истории школьного образования в Бурятии.

Можно выделить работы Г.П.Цыганкова, Ю.В.Андрушайтиса, в которых рассматриваются вопросы государственного и партийного руководства культурным строительством. Однако, проблемы национальной школы не нашли своего полного и глубокого отражения. Послереволюционный период в них характеризовался временем успехов в экономике, социальном развитии общества, духовной сфере и, в частности, советской школы. Отрыв от реальности не случаен. Положение в народном образовании преподносилось в основном с положительной стороны, многие архивные материалы не были доступны исследователям, статистические данные публиковались не полностью.

Положительно должно быть оценено исследование А.П.Панчукова, который охватывает широкие хронологические и географические рамки. Им собран богатый историко-педагогический материал. Эта работа одна из первых попыток систематизации истории школ Восточной Сибири. Большим фактическим материалом насыщен раздел, посвященный истории народного образования Бурятии в исследуемый период.

Крупных трудов монографического характера по данной проблеме в хронологических рамках интересующего нас исторического этапа и на материале бурятского региона до настоящего времени не было создано. Исключение составляет монография А.И.Андреева, которая в целостном плане освещает и оценивает опыт по строительству бурятской школы в период с 1804-1962 гг.. Это исследование прослеживает процесс зарождения и развития школьного образования в Бурятии на протяжении длительного исторического периода. Автор освещает развитие школы в условиях царизма и после революции 1917 года, приводит данные о количестве школ и учащихся в годы социалистического строительства в Бурятии. Даны статистические таблицы, раскрывающие динамику роста школ по периодам социалистического строительства. Основному перио- ду, на материале которого выполняется наше исследование в названной ^ работе, уделено мало внимания, многие проблемы освещаются с классо- вых позиций.

Опыт политического и партийного руководства народным образованием Восточной Сибири, где затронуты вопросы развития национальной школы, обобщен в исследованиях С.С.Бадмацыренова, А.А.Константинова, Ц.О.Очирова. Одновременно с этим авторы не смогли отойти от былых стереотипов, когда реализация национальной политики в духовном развитии страны показывалась только с положительной стороны, проблемы национальной школы замалчивались.

В сборнике статей "Национальные школы РСФСР за 40 лет" содержатся материалы о национальных школах Бурятии. Приведены статистические данные об изменении сети национальных школ, педагогических L кадрах из представителей коренной национальности, но практика осу- ществления национальной политики показана однобоко, только с положительной стороны. w А.Г.Тапхаев в диссертационной работе "Школьное образование в

Усть-Ордынском Бурят - Монгольском национальном округе (1917-1980г.г.) дает характеристику состояния народного образования до Октябрьской социалистической революции и излагает материал о строительстве советской школы в Бурятии в годы установления советской власти и гражданской войны, в период существования Бурят - Монгольской Автономной области, западной части Бурят-Монгольской АССР, а с 1937 года - в Усть-Ордынском Бурят-Монгольском национальном окру-

К ге. ф В кандидатской диссертации Ж.Т.Тумунова "Развитие школьного образования в Агинском Бурятском национальном округе (1842-1970 гг.) освещается история школьного образования в Агинском национальном округе с момента возникновения первого училища в 1842 году вплоть до

1970 года. На основе архивных материалов, исторических источников и текущих статистических данных прослеживаются становление и развитие органов народного образования в Агинском бурятском автономном округе.

В изучении основных аспектов темы внесли вклад коллективные труды "История Сибири", "История Бурятской АССР, "Очерки истории культуры Бурятии" и др. Представление об осуществлении национальной политики в области народного образования дают исследования историков, посвященные деятельности местных партийных и государственных органов в годы советской власти. К ним относятся коллективные труды :"Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук", "Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики", Ба-дмацыренов С.С. "Октябрь и всеобуч в Бурятии".

Вкладом в исследование проблем национальной школы Бурятии последних лет является монография В.П.Битуева, автор на основе материалов архивов Бурятской АССР и Иркутской области, Усть-Ордынского автономного округа описывает историю школ округа.

Большой интерес представляет монография Н.К.Елаева "Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации", в котором автором рассматриваются вопросы коренизации бурятской школы в 1920-1930-е годы. Исследователь обращает особое внимание на опыт и проблемы ее станоления. Данная работа изучает актуальнейшие проблемы формирования подлинно национальной бурятской школы.

Этнопедагогические особенности учебно-воспитательного процесса национальной школы рассмотрены в работах Э.Ш.Ангановой, Д.Н.Бурхинова, М.С. Васильевой, Д.А.Данилова, Н.Б. Дондобон, Ж.Д. Доржиевой, Т.Д.Дугаровой, Т.Д.Замбаловой, С.Д.Намсараева,

М.Н.Очирова, С.С. Танхасаевой. Проблемы возрождения бурятской национальной школы освещены в научно-методическом пособии

Г.А.Тармаева.

Актуальные задачи становления и развития регионально-национальной системы образования в Бурятии представлены в исследованиях С.Д.Намсараева, Г.Ц.Молонова, Н.Ф.Бодиевой.

Проблемы современной национальной школы освещаются работах П.Р. Атутова, С.Г. Дугарова, Г.Ц. Молонова, С.Д. Намсараева, Д.Д.Ошорова, Э.Р. Раднаева и др.

В монографии А.Д.Карнышева "Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика" подвергнуты анализу различные стороны межэтнического взаимодействия народов, проживающих в современной Бурятии, автор прослеживает ретроспективу контактов и связи между народами по разным направлениям жизнедеятельности за последние три века, в том числе и взаимодействие в области языка и образования.

Научное освещение строительства бурятской национальной школы имеет не только теоретико-познавательное, но и практическое значение.

Таким образом, обзор имеющейся литературы по проблеме становления и развития бурятской национальной школы /1917-1931 гг./, показывает, что основные аспекты развития и становления национальной школы Бурятии в исследуемый период освещались вне связи с исторической объективностью. Анализ директивных и архивных документов подтверждает необходимость более глубокого и критического обобщения опыта создания и развитию сети бурятских национальных школ, подготовке квалифицированных кадров из представителей коренной национальности, разработки и издания учебных планов, программ, учебников и пособий . Основные направления организационной работы в области школьного образования необходимо рассматривать через призму диалектики национальной политики, проводимой в конкретно-исторических условиях, что позволяет установить причинно-следственные связи и вое- создать целостную картину противоречивого процесса истории нашей страны.

Между тем, воссоздание целостной картины процесса развития и становления бурятской национальной школы предполагает глубокое и всестороннее объективное изучение того периода, когда закладывался фундамент новой школы в республике и началось формирование ведущих основ ее развития, среди которых важнейшее значение имел принцип обучения на родном языке. Этот период характеризовался активными творческими поисками наиболее реальных и действенных путей претворения идей национальной школы в жизнь, появлением первых работ, в которых эти поиски осмысливались и обобщались, несмотря на ряд трудностей и противоречий, ошибок и просчетов, допущенных в процессе практического осуществления идеи национальной школы. Опыт отечественной педагогики в этой области, особенно в свете теоретических и практических поисков пути развития современной национальной школы, заслуживает глубокого аналитического осмысления.

Все отмеченное выше определило выбор темы исследования, его цель, задачи.

Объектом исследования являются становление и развитие бурятской национальной школы.

Предмет исследования - особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы в 191 v^1931 годы.

Цель исследования состоит в обобщении исторического опыта становления и развития бурятской национальной школы, выявлении в ней позитивных тенденций, содействующих более успешному решению проблем современной национальной школы.

Задачи исследования

Раскрыть социально-педагогические предпосылки становления и развития теоретических основ формирования бурятской национальной школы.

Показать роль национального - освободительного движения в России в начале XX века в становлении идеи бурятской национальной школы.

Охарактеризовать процесс обучения учащихся бурятскому языку и письменности.

Рассмотреть проблемы подготовки национальных педагогических кадров и разработки учебно-методической литературы для бурятских школ.

Проанализировать практический опыт строительства бурятской национальной школы исследуемого периода, выявить его особенности, имеющие теоретическое и практическое значение в современных условиях.

На защиту выносятся нижеследующие положения

1. Процесс становления и развития бурятской национальной школы освещаемого периода носил диалектический характер со всеми прису щими ему противоречиями / потребности социально-экономического ра звития общества, становление бурят-монгольской нации с ее самобыт ной культурой и письменностью, общекультурное развитие, с одной сто роны, отсутствие сети национальных школ с обучением на родном язы ке, педагогических кадров, учебных национальных программ и учебно- методической литературы, с другой стороны.

2. Прогрессивная роль деятелей науки, педагогов, руководителей республики, организаторов народного образования, /обоснование идеи национальной школы, борьба за единый литературный язык и письмен ность, адаптация программ ГУСа, подготовка учебников и пособий с краеведческим уклоном/ является одним из решающих факторов разви тия и становления бурятской национальной школы.

3. Сложности и трудности практического воплощения идеи бурятской национальной школы исследуемого периода в определенной мере адекватны современным проблемам возрождения бурятской национальной школы, становлению национально-региональной системы образования /определенные недостатки законодательных решений, сложные финансовые и материальные условия, противоречия между обучением и практическим применением бурятского языка, проблемы межкультурного образования, исследования в области бурятского языка и письменности, обеспечения учебно-методической литературой, педагогическими кадрами/.

Методологической основой исследования является диалектический подход при освещении исторической последовательности в конкретно -исторических условиях, что позволяет установить причинно-следственные связи; положения материалистической диалектики о противоречиях как движущей силе развития, о единстве теории и практики. При работе с историческими источниками использовались методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Исследование проблемы базируется на принципе историзма и объективности , который предполагает ее анализ на основе идеи развития, с выяснением специфики и своеобразия решения этой проблемы в тот исторический период на материале рассматриваемого региона.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем представлены процесс формирования идеи бурятской национальной школы; анализ ее развития в теории и практике школ Бурятии в 1917-1931 гг; раскрывается целостный процесс становления и развития положительных тенденций в опыте бурятской национальной школы; проанализированы трудности и противоречия этого процесса, причины их возникновения; исследование помогло вскрыть некоторые ранее тенденциозно освещавшие моменты в истории становления бурятской национальной школы; в историческом опыте осуществления исследуемой проблемы выделены те аспекты, которые имеют актуальное значение для современной практики реализации дальнейшего развития бурятской национальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенный в нем материал и сделанные выводы могут быть учтены органами Министерства образования и науки Республики Бурятия в управлении национально-региональной системой образования Бурятии; обобщенный в исследовании исторический опыт разработки теории и практики создания бурятской школы содержит в себе позитивный фонд идей, форм и методов организации рассматриваемого процесса, которые в современных условиях могут содействовать решению задач возрождения и дальнейшего развития национальной школы. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании философии и истории образования, истории Бурятии, спецкурсов и спецсеминаров в вузах и других учебных заведениях, для оформления краеведческих музеев.

Источники исследования: постановления ЦК ВКП(б), отчеты, документы областного комитета партии 1917-1930-х годов, государственные документы по вопросам школы и педагогики, соответствующие постановления и приказы, программно-методические документы Народного Комиссариата просвещения РСФСР и БМ АССР, труды философов, историков, педагогов и документы архивов по рассматриваемой проблеме. Были изучены педагогические, методические и исторические периодические журналы изучаемого периода /"На путях к новой школе", "Просвещение Сибири", "Бурятиеведение", "Просвещение Бурятии" и др./, периодическая печать.

Хронологические рамки исследования - 1917-1931 годы определены тем, что указанный период был наиболее плодотворен в смысле теоретического и практического поиска решения проблемы бурятской нацио- нальной школы. Это обусловливалось и инерцией революционных преобразований, и интеллектуальным потенциалом деятелей науки и образования тех лет. Начальный этап этого периода связан с переходом на совершенно иной уклад жизни, с первыми шагами становления государственности и решениями многих национальных проблем. И тем, что в изучаемые годы сферу педагогики и школы еще не подавила полностью жесткая административно-командная система.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в ряде статей, докладывались, обсуждались, были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования и воспитания» (Москва, 1992), научной конференции преподавателей и сотрудников Бурятского государственного университета (1996 год), на заседании кафедры педагогики Бурятского государственного университета (1992-1996 гг.). Материалы и результаты исследования нашли практическое применение в лекционной работе со студентами Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирской академии культуры и искусств.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Проблема национальной школы в теории и истории педагогики

Различные национальные системы образования прежде, чем сложились в современные формы, прошли долгий и сложный путь своего исторического развития. На разных этапах мировой истории национальное образование рассматривалось с различных точек зрения представителями разнообразных течений педагогической и политической мысли.

Идея о национальной школе и национальной системе образования в истории различных стран и народов всегда проходила красной нитью. В начале эта проблема рассматривалась более узко, т.е. ее понимали прежде всего как задачу обучения на родном языке. Уже в трудах известных средневековых мыслителей Т.Мора и Т.Кампанелла выдвигаются идеи общественного воспитания, всеобщего обучения на родном языке, равенства образования мужчин и женщин .

Возникновение в ХІІ-ХШ веках городских школ (магистратские, цеховые, гильдейские) в Западной Европе являлось по сути прообразом первых народных школ с обучением на родном языке.

Я.А.Коменский одним из первых обосновывает идею материнской школы /школы родного языка/. В известном педагогическом произведении "Великая дидактика" он писал: "Учить кого-либо иностранному языку, прежде, чем он овладеет родным языком, это то же самое, как если бы кто-либо вздумал учить своего сына ездить верхом ранее, чем он научился ходить"/КоменскийЯ.А., 1982. С. 173/.

О национальном образовании писали и Робеспьер и Лепеллетье,требуя создания государства без всякого федерализма, с единой системой национального образования. Также о национальном образовании говорили и представители федеративного принципа Европы XIX века, когда они отстаивали интересы местных национальностей и защищали их права на национальную школу.

В основе национального воспитания, по мнению известного русского философа В.С.Соловьева, лежит любовь к родине, своей культуре и языку. Говоря об отношениях между народами, В.С.Соловьев использует заповедь Христа о любви к ближнему, распространяя ее и на другие народы: "Люби все остальные народы, как свой собственный". "История национальная, утверждает В.С.Соловьев, - есть нерасторжимый член всемирной истории" /В.С.Соловьев, 1990/. Таким образом, шло провозглашение принципа общечеловеческого образования и воспитания, которому национальность придает дополнительные своеобразные черты.

Известно, что общечеловеческие ценности, призванные влиять на духовно - нравственное развитие личности , представляют собой диалектическое единство общечеловеческого и национального, без учета которого не может быть полноценного и гармоничного формирования человека.

Русский философ Н.А.Бердяев подчеркивал, что общечеловеческое, национальное не должно растворять личность. Более того, лишь на основе единения общечеловеческого и национального могут происходить подлинное раскрытие личности, обогащение ее индивидуальности.

С этих позиций, нам представляется важной мысль о том, что процесс становления и развития бурятской национальной школы является благотворным, если он идет через национальное к общечеловеческому.

Один из авторитетнейших русских педагогов XIX века В.Я. Стою-нин высоко ценил народность, а связь школы с народом, его историю, культуру считал условием ее обновления.

Педагогический деятель России А.А.Мусин-Пушкин в своей статье "О космополитизме нашей школы пишет: " Наша русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности... Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому , выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность, отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно непроникнутыми родными, национальными идеями. Такая школа неизбежно теряет под собой твердую почву, обращается в международную, космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев" Антология педагогической мысли конца XIX- начала XX века, 1990. С. /.

Наиболее известное у нас в России обоснование идеала национального образования принадлежит К.Д.Ушинскому, русскому педагогу и ученому. Проанализировав исторические и педагогические основы российского, европейского и североамериканской систем воспитания и образования, он пришел к выводу о наличии у всех великих народов своей национальной системы воспитания. Б основе каждой воспитательной системы лежит свой особый принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей ее специфический характер. Так, принципом германской системы воспитания является наука. Германские университеты, являющиеся очагами научного знания, представляют собой средоточие всей германской образовательной системы. Принципом английского воспитания являются выработка характера, воли, свободное самоуправление, идеал гражданина.

Национальное движение и развитие идеи бурятской школы на рубеже XIX-XX веков

В современных границах Россия складывалась около 700 лет .В начале XVIII века завершилось окончательное присоединение всей Сибири и Камчатки. Все этносы к моменту вхождения в состав Российской империи находились на разных этапах социально-экономического развития, принадлежали к разным типам цивилизационного развития. Войдя в состав России, они, естественно, оказались соединены узами общности исторических судеб, политическими и хозяйственными связями. Влияние интегративных процессов и доминирующая роль русского этноса и русской культуры в выработке путей развития играл огромную роль для бурятского народа. Длительный и трудный переход от кочевого и полукочевого образа жизни к раннеиндустриальному развитию, к гражданскому обществу положило начало формирования системы образования, прежде всего, ее фундамента, школы.

Школа на национальных окраинах России, начиная со второй половины XIX столетия, являлась одним из важнейших инструментов национальной политики самодержавия. Перед школами для бурятских детей была поставлена цель распространения идеи единой российской государственности. Поэтому с самого начала школа превратилась в деструктивный по отношению к национальной культуре орган, благодаря которому начался процесс утраты родного языка , традиций, обычаев. С другой стороны, по нашему мнению, национальная политика Российского государства положила начало школьному делу среди бурятского населения, что являлось несомненным положительным явлением.

К началу XX века в России в результате проводимой царским правительством политики сложилась система народного образования нерусских национальностей, мало отвечающая элементарным педагогическим требованиям. Постепенно, шаг за шагом, правительство проводило целенаправленную политику изгнания родного языка из школ этих народов, оно всячески тормозило созданию школ на родном языке. Хотя цель, которую ставили перед собой власти, была благой, сплотить народы многонационального государства, укрепив тем самым его единство, пресечь сепаратистские настроения огромной многонациональной империи. Одной из важнейших мест в этом деле отводилось школе, - учреждению, которое призвано было просвещать. Просветительская политика, проводимая в российской школе второй половины XIX - начала XX века, не выдерживает никакой критики, по отношению же к "инородческой" школе она противоречила прямым интересам государства.

Анализ материалов по интересующей нас проблеме показывает, что школа на национальных окраинах России, начиная со второй половины XIX столетия, являлась активным проводником идей национальной политики самодержавия. Польское восстание 1863 года и активизация национальных движений привели к укреплению в правящих кругах мысли о том, что искоренение возможного в связи с этим роста сепаратистских настроений можно избежать посредством нивелировки национальной самобытности российских народностей. Естественно, процесс складывания единой российской нации, как субъекта единой государственности, был прерван, и ему на смену пришло стремление ускорить его, и на базе или по образу, преобладающему русской нации, создать единый для всех народностей национально-культурный тип.

С этой целью начинается ликвидация существующих у многих народов национальных школ, на их месте создается единообразная школа с русским языком преподавания на всех ступенях образования, начиная с начальной. Родной язык на первом этапе еще оставался в качестве подсобного при обучении, но постепенно вытеснялся настолько, что ему было отведено в учебных плана место необязательного предмета изучения.

Цели, преследуемые властями, были предельно ясны - лишая народы близкой им школы, они лишали их и родного языка, как основы всякой национальной культуры и самобытности. Причем, чем выше был культурный уровень нации, которую требовалось русифицировать, тем беспощаднее изгонялся из школы родной язык.

Для достижения единства требовалось вытравить из народа память о своих корнях, самобытности, лишить народ языка и национальной культуры. Естественно, что лучшего средства, чем школа, для достижения этой цели трудно было найти. К.Д.Ушинский писал: "Язык- это жизнь самого народа, когда исчезнет народный язык- народа нет больше. И нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями его предков. Отнимите у народа все, и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более не создаст его.... Вымрет язык в устах народа - вымрет и народ " /К.Д.Ушинский 1990. - С.53/. Именно на это и была направлена вся школьная система просвещения так называемых "инородцев". Естественно, что смириться с этим народы России не могли. Национально-просветительное движение стало одним из самых мощных отрядов в начавшейся в 1905 году революции.

Развитие национальной школы бурятского народа

История становления бурятской национальной школы неотделима от истории бурятской школы в частности, и от истории бурятского народа в целом.

Воплощение в жизнь идеи самостоятельного государственного оформления на принципах автономии, создание и развитие национальных школ произошли после революционных событий 1917 года.

Положение школьного дела к 1917 году в Бурятии было в кризисном состоянии. Э. Ринчино в статье "Великая революция и инородческая проблема в Сибири" писал: - "Бурят-монголы во многом отстали от русских в области просвещения... Для иллюстрации возьмем хотя бы такой факт. В Забайкальской области к 1917 году имелось 18 высших начальных школ и из них ни одной чисто бурятской. Между тем, при более справедливом распределении школ на долю бурят-монгол должно было бы прийтись 4 школы..." /Ринчино Э-Д. 1993/.

К 1917 году существовавшая сеть бурятских школ удовлетворяла не более 8-10% потребностей населения в обучении и свыше 90% детей и подростков школьного возраста было обречено на неграмотность /А.А.Дуринов, 1969. - С.47/.

Вообще же преподавание в бурятских школах велось на русском языке, на основе натурального метода. Говорить на родном /бурятском/ языке учащимся разрешали только на первых порах обучения.

В целом школьная сеть была очень слабой: на всей территории Забайкальской области в 1917 году было только 48 бурятских школ

Процент грамотных среди бурят был очень низким: по данным переписи 1897 года он выражался в среднем от 5 до 8%. Получивших русское образование в высшей начальной школе на тысячу грамотных было в Иркутской губернии 6 человек, а в Забайкальской области только 2 человека, так как ни одной школы повышенного типа на территории Бурятии не было; доступ же в русские школы был сильно затруднен. Начальные школы открывались исключительно с целью укрепления среди бурят монархических идей и русификации их. Утрата национальной культуры во многих случаях распространялась до утраты родного языка, т.е. до полного обрусения. По данным, приведенным Серебренниковым И.И., за период 1887-1917 гг., процент обруселых бурят по Иркутской губернии достигает 10% всего бурятского населения /Серебренников И.И.,1925/.

После Февральской революции 1917 года произошли важные изменения в работе бурятских школ. Во-первых, в бурятских школах явочным путем было прекращено преподавание закона божьего. Так, съезд представителей населения Забайкальской области, состоявшейся в г.Чите с 25 апреля по 5 мая 1917 года, высказался за отделение церкви от государства и школы от церкви. В ряде бурятских школ Забайкальской области в 1917-1918 годах пытались преподавать буддийское вероучение. Другим весьма существенным изменением в учебной работе бурятских школ явилось преподавание монгольского языка.

Самой важной и сложной была проблема создания бурятской национальной школы. С самого начала в подходе к ней определились два направления. Противники национальной школы считали, что усилия по ее созданию напрасны, так как русификация идет такими темпами, что приостановить ее нет возможности и надобности. Создавать национальную культуру ради самой культуры, по их мнению, это пустая трата сил, средств и времени. Сторонники развития национальной школы считали, что дети могут в полной мере усваивать знания только на родном языке.

Бурятская общественность, как в и период первой русской революции 1905-1907 гг., требовала национального самоопределения, перестройки всей системы просвещения. Съезд бурятских учителей и деятелей по народному образованию 16-23 мая 1917 года в Иркутске выдвинул впервые конкретную программу по национализации школы среди иркутских бурят. Требования сводились к следующему: а) обязательное преподавание на родном языке; б) изучение истории и географии бурят-монгол; в) автономия органов народного образования бурят, возглавляемых Окружным бурятским училищным советом; г) принятие монгольского алфавита для обучения письменности; д) организация курсов для учителей бурятских школ по монгольскому языку и монголо-бурятоведению; е) организация комиссий для создания программ и учебных планов. // Просвещение Бурятии. - 1929. - N 1-3. - С.79-83.

В решениях Иркутского бурятского учительского съезда в 1917 г., который определил содержание национализации школы говорилось: " Преподавание на бурятском языке, изучение истории и географии бурят-монгольского народа, приближение постановки учебного дела к условиям бурятской жизни . При обучении должны использоваться старомонгольская письменность и литературный монгольский язык /Красный бурят-монгол. -23 марта.-l 922г./.

Таким образом, была выработана конкретная программа национализации школы иркутских бурят, но, последняя осталась, можно сказать лишь в протоколах съезда, ввиду того, что незнание иркутскими бурятами литературного монгольского языка являлось препятствием к реализации этой задачи. В школах Иркутской губернии стал применяться бурятский разговорный язык, наравне с русским, в качестве языка преподавания.

Проблема преподавания и изучения родного языка в национальной школе

Русский педагог и ученый К.Д.Ушинский в своих педагогических сочинениях провозглашает идею народности в общественном воспитании. Он считал, что каждый народ в силу своеобразия своего исторического развития и социально-экономических условий должен иметь свою систему обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача элементарного обучения, по К.Д.Ушинскому, состояла, прежде всего, в том, чтобы научить ребенка сознательно владеть родным языком с первых дней обучения. Эта задача" по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания." Родной язык- одно из важнейших выражений народности. Через родной язык впитываются весь дух, вся культура народа. На ее основе у Ушинского строится вся система обучения и воспитания. Только народ является устроителем и распорядителем своей школы. /Ушинский К.Д., 1982.-C.25/.

Педагог и просветитель Н.И.Ильминский в своих статьях о народных школах, писал, чтобы "...с гуманной точки зрения учебные и вообще образовательные книги для инородцев должны быть изложены и преподаны на их родном языке в подлинном, чистом его виде11, ибо мышление народа и все его миросозерцание выражается в его родном языке (Н.И.Ильминский. 1990. с.163).

Исходя из того, что язык является совершеннейшим средством социального общения и воздействия, мы должны признать, что развитие национальной культуры невозможно без развития языковой культуры. Развитие языковой культуры немыслимо без политики , направленной на установление и развитие близкого к жизни единого литературного языка в школе и во всей жизни народа. Между тем, до 1917 года не было никакой языковой политики в Бурят - Монголии. В результате этого наблюдалось такое явление, как утрата чистоты родного языка и т.д. Это особенно резко выявлялось в двух направлениях. Во-первых, национальный язык фактически постепенно переставал употребляться в повседневном быту, независимо, знают или нет его письменность, отсюда полный отрыв массы от непосредственного живого, литературного языка, особенно в западных районах. Изжитие этого явления означало бы не столько культурное возрождение, сколько национальную консолидацию бурят-монголов в единую языковую группу. Во-вторых, использование родного языка в бурят-монгольской школе также обстояло не лучшим образом. В главной своей массе бурят-монгольские школы работали на русском языке, подрастающее поколение шло по пути потери своего родного языка, усваивая при этом, в лучшем случае, русско-бурятский жаргон, понятный только тому, кто одновременно знает и бурятский, и русский языки. Разрешение этой проблемы на начальном этапе не дало бы развиться процессу утраты родного языка в сторону дальнейшего обрусения и позволило бы завершиться делу национального самоопределения бурят-монгольской народности на основе достижения единой языковой культуры со всеми монгольскими племенами.

Дело реализации родного литературного языка в обществе и в школе являлось одной из основных проблем политики самоопределения и культурного возрождения бурят-монголов. Необходимо было планомерно, как взрослых, так и подрастающее поколение, образовывать и воспитывать в плане национально-языковой консолидации.

Национальный язык в рамках единой территории был, есть и будет единственным реальным признаком всякой национальности. Этот язык достигает своего высшего развития в форме общего литературного языка, когда он становится основным орудием всех членов данной национальности в повседневном общении. Реализация литературного языка, как единой языковой культуры определенной национальности, означает действительное самоопределение и культурное возрождение.

Положение дел у бурят-монголов с обучением на родном языке в исследуемый период представляло печальную картину: население Аларско-го, Боханского и Эхирит-Булагатского аймаков фактически изолировались от своих восточных сородичей, имеющих монгольскую письменность и представляющих из себя одну общую языковую группу совместно с коренными монгольскими племенами. С 1925-1926 учебного года в ряде школ Аларского аймака была предпринята попытка обучению монгольскому языку, а также монголоведению и бурятоведению /НАРБ ф.77, д.22, л.15/.

Например, в отчете Баргузинского аймачного исполкома по народному образованию за 1928-1929 учебный год, как большие трудности в деле "национализации" бурятской школы, отмечалось "отсутствие надлежащих учебников и пособий (таблиц, карт и т.д.) на родном языке, отсутствие программы по родному языку и монголоведению, литературы для внеклассного чтения" /НАРБ ф.НКП, оп.2, д. 101, д. 125, л.47/.

В то же время старомонгольская письменность, введенная фактически с момента образования бурятской автономии и действовавшая до 1931 года, все же не была принята всеми бурятами, ибо она расходилась с их разговорным языком. Не могло быть и речи о возможной консолидации этих племен в виде этнической части бурят-монгольской национальности, если не будет активного приобщения к единой общемонгольской языковой культуре.

Похожие диссертации на Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы, 1917-1931 гг.