Содержание к диссертации
Введение . ....3
Глава 1 Творческая самореализация педагогов-музыкантов в сфере искусства и в педагогической
деятельности 11
1.1 Профессионально-личностная направленность
преподавателя художественного цикла предметов
на творческую самореализацию 11
1.2. Внутренняя сопричастность педагогов-музыкантов
процессу творческого поиска технологий приоб
щения детей к художественному творчеству...... 19
1.3. Педагог-музыкант дошкольного учреждения:
его основные профессиональные функции
и цели повышения квалификации 22
1.4. Основные положения и методика исследования.. С294
Глава II Направленность системы повышения квалификации
на подготовку педагогов-музыкантов к творческой
самореализации if36/
2.1.Диагностика уровня развития профессионализма
педагогов-музыкантов 36
2.2.Профессиональные потребности педагогов-музыкантов в творческом развитии и условия их реализации в
системе ПК 66
Глава III Формирование готовности педагога-музыканта ,_
к творческой самореализации (79
3.1. Создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации педагогов на
курсовых занятиях (79)
3.2 Ориентация на профессионально-личностную самореализацию педагога-музыканта в условиях его
экспериментального обучения в системе ПК 1111-
Заключение л 32
Библиография 138
Приложения 149
Введение к работе
Смена парадигмы образования в современных условиях проявляется прежде всего в ориентации всей системы образования на развитие свободного диалога человека с миром, культурой, с исторической эпохой, на овладение приемами общения на основе творческой самореализации личности.
В системе дошкольного воспитания, где закладываются основы формирования гуманистически направленной личности, осуществляется интеллектуальное, эмоционально-художественное, нравственное развитие ребенка (средствами музыки, пластики, изобразительной деятельности и др.), особенно остро ощущается потребность в творческих специалистах, подготовка которых осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и в системе повышения квалификации.
В настоящее время появились новые программы (Л.А.Венге-ра,Д.И.Воробьевой и др), синтезирующие наиболее прогрессивные идеи российских педагогов-гуманистов (К.Д.Ушинского,Л.Н.Толстого) , а также передовую педагогическую мысль зарубежных исследователей. Успех реализации этих програш зависит от того, насколько педагог сможет стать соавтором этих идей, насколько он подготовлен к сотрудничеству, сотворчеству с ребенком. В связи с этим проблема поиска технологий, позволяющих ориентировать мышление педагога на цели и задачи, значимые для развития личности ребенка, а также на новое содержание, к отбору которого причастен сам педагог-воспитатель, является актуальным для подготовки и повышения квалификации специалистов (Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова).
Существующий опыт исследования постбазового образования педагогов свидетельствует о том, что современная система повышения
квалификации обладает значительным потенциалом в области профессиональной подготовки учителя -воспитателя (В.Г.Онушкин, С. Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, В. Ю.Кричевский, Е.П.Тонконогая, Г.С. Сухобская и др.).
Поиск путей и эффективных методик совершенствования профессионализма педагогов привел к разработке новых технологий, связанных с ориентацией учителя на самообразование, самосовершенствование, на выявление его внутренних потребностей и стимулов к обучению и развитию своего творческого потенциала. (Н. Н. Лобанова, Т. Г. Браже, А. Е. Марон. Е. А. Соколовская, и др.)
Существенным фактором самореализации педагога-музыканта в профессии является осознание себя как творческой личности.
Как показали результаты многих исследований, рефлексивные процессы в личностно-профессиональном развитии педагога определяет его готовность к творческой самореализации, к дальнейшему самосовершенствованию. (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, А. А. Бизяе-ва, 3. К. Туркина, Л. П. Дуганова, Л. С. Страхова и др.).
Вместе с тем, система повышения квалификации не реализует еще в полной мере современные психологические идеи развития творческого потенциала личности, особенно в плане дальнейшего педагогического осмысления и разработки на их основе конкретных технологий.
Цель исследования- разработка и апробация системы повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, ориентирующей специалистов на творческую самореализацию в профессии. Объект исследования - процесс повышения квалификации педагогов искусства.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, стимулирующие процесс творческой самореализации педагога-музыканта в профессии.
Гипотеза исследования:
Мы исходим из предположения, что эффективность повышения квалификации педагогов искусства обусловлена прежде всего их ориентацией на творческую самореализацию в профессии, а также сформированным профессиональным умением находить способы полноценного приобщения детей к искусству. В основу концепции исследования положена идея о том. что профессионализм педагога в сфере искусства связан не только с его знаниями методики обучения детей, но и с особенностями его самореализации в этой сфере как личности и как профессионала, мы исходили из того, что как личность и индивидуальность педагог прежде всего сам получает удовлетворение от искусства и только при этом условии он может стремиться передать это чувство детям. Однако нахождение способов приобщения ребенка к искусству требует способности отреф-лексировать собственное эстетическое переживание и найти способы, педагогические приемы, чтобы вызвать аналогичное состояние у ребенка.
Мы полагали, что развитие профессиональной рефлексии педагогов-музыкантов в значительной степени зависит от условий обучения в системе ПК, которые должны Еключать 2 основных этапа: выработка установки на собственную творческую активность (эмоционально-личностный компонент); ориентация на педагогические цели: вызвать эмоциональный отклик у детей, передать им знания, стимулировать их творческие проявления и др.
Мы определили следующие задачи исследования: - проанализировать существующее состояние повиения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений;
исследовать специфику личностно-профессиональной самореализации педагогов искусства;
разработать принципы, содержание, формы и психолого-педаго-
гические условия организации повышения квалификации, обеспечивающие ориентацию педагогов-музыкантов на творческую самореализацию в профессии;
- апробировать экспериментальную модель обучения педагогов-музыкантов в системе ПК, ориентирующую их на творческую самореализацию в профессии и разработать показатели оценки эффективности этой деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:анализ литературы по проблеме исследования, изучение документации кабинетов музыки и дошкольного воспитания ИУУ;ретроспективный анализ собственной работы в качестве преподавателя кафедры дошкольного воспитания ЛО ИУУ; методы опроса ( анкетирование, интервьюирование, беседы); наблюдение (включенное и лонгитюдное); видеозапись практических занятий, деловых игр, метод самооценки и экспертных оценок, монографическое изучение деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений.
В констатирующем эксперименте приняли участие 920 педагогов, в обучающем - 250 педагогов-музыкантов дошкольных учреждений. Методологической основой исследования явилась:
концепции педагогов-гуманистов (А.Маслоу,К.Роджерса, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др.);
теория непрерывного образования (А.П.Владиславлев, С. Г.Верш-ловский, А. В. Даринский, Ю.Н.Кулюткин, В.Г.Онушкин и др.);
- концепция личностно-деятельностного подхода к подготовке и повышению квалификации учителей (Н. В. Кузьмина, В. А. Сласте-нин,Г.С.Сухобская, А.П. Тонконогая, А.И.Щербаков и др.);
- при разработке конкретных вопросов мы исходили из концепции
дифференциации и индивидуализации в системе повышения квалифи
кации учителей (Т. Г.Браже, И. П. Глинская. Н. Н. Лобанова, А. Е. Ма-
- 7 -рон» Е.А. Соколовская,Э.К.Туркина и др.);
теория творческой деятельности (Б.Г.Ананьев,Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.);
теория эстетического воспитания (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Йеменский, Н.А.Ветлугина);
теория музыкознания - (П.Е.Незнайкинский, В.В.Медушевский, Л.А.Мазель и др.).
На первом этапе (І991- 1993 г.г.) проводилось теоретическое осмысление проблемы: изучалась философско-эстетическая, психолого-педагогическая, искусствоведческая, музыковедческая и методическая литература. Осуществлялось эмпирическое накопление материала на основе изучения состояния повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений в различных ИУУ России, практики музыкального воспитания в детских садах, музыкально-педагогической подготовки специалистов в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга.
Намечен план работы и определены методы исследования. Разработана концептуальная модель показателей продуктивности творческого самовыражения в профессиональной деятельности, на основании которой была создана методика исследования степени готовности педагога к самореализации в процессе курсовой подготовки и в практике работы. Разработана система деловых игр с учетом специфики деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений.
На втором этапе (1994 г.) использовался комплекс методов, повышающих достоверность результатов. Массовое анкетирование и интревьюирование дало обширный материал, характеризующий отношение педагогов к своей профессиональной деятельности и сферу их потребностей и запросов в области повышения квалифика-
- 8 -ции. Проведена личная опытно-поисковая работа автора в качестве преподавателя кафедры дошкольного воспитания ЛОИУУ. Осуществлялось длительное наблюдение за педагогами-музыкантами в процессе педагогической практики и в курсовой подготовке с целью выявления изменений их мотивационной сферы; применялся метод ситуационных испытаний.
Сопоставительный анализ полученных данных привел к разработке логико-дидактической модели учебного процесса повышения квалификации педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, а также модели психологической подготовки к творческой самореализации.
На третьем этапе (1994-1995г.г.) осуществлялись опытная проверка и внедрение в практику работы ИУУ экспериментальной модели учебного процесса повышения квалификации, а также диагности-ко-развивающих методик (опросников, деловых игр).Эффективность предлагаемой методики проверялась в базовых ИУУ путем оценки ее экспертными судьями, в роли которых выступали сотрудники кафедр и заведующие кабинетами ( музыки, дошкольного воспитания).Этот этап был связан с обобщением и систематизацией полученных в ходе всего исследования результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. І.Раскрыта сущность профессиональной-личностной самореализации педагога искусства, которая отражена в гипотезе.
Впервые выделены ведущие компоненты профессиональной деятельности педагогов-музыкантов дошкольных учреждений и обоснованы подходы к совершенствованию их профессионализма с позиции творческой самореализации в профессии.
Определены принципы построения многоступенчатой модели повышения квалификации педагогов-музыкантов на основе их твор-
- 9 -ческой самореализации и осуществлен отбор содержания и форм профессионального обучения на каждой ступени.
Теоретически обоснованы и экспериментально апробированы модели подготовки педагога-музыканта к творческой самореализации и диагностика уровней готовности к творчеству.
Выявлены типологические особенности творческих проявлений педагогов-музыкантов в профессиональной деятельности.
Практическая ценность проведенного исследования - разработано:
комплекс диагностических программ уровней готовности педагогов-музыкантов к творческой самореализации (компьютерная игра-опросник, ролевые игры и др);
методика обучения педагогов приемам релаксации и профессиональной рефлексии как необходимым фазам творческого процесса;
3) многовариантные учебно-тематическоие планы повышения квалификации данной категории специалистов, представляющие практический интерес и для других ИУУ.
Разработаны и внедрены в практику ИУУ методы работы с педагогами-музыкантами с использованием элементов музыкотерапии и актерского тренинга, стимулирующих их творческое развитие. На защиту выносятся следующие положения: 1. Теоретико-методологический анализ сущности творческой самореализации педагогов-музыкантов в профессии. 2.Педагогические технологии приобщения ребенка к искусству на основе психологического механизма сотворчества. 3. Принципы построения системы непрерывного повышения квалификации педагогов-музыкантов, способствующей профессиональному росту педагогов и организационно-содержательные модели поэтап-
- 10 -ной подготовки педагога к творчеству.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе экспериментальной работы на базе Ленинградского ОИУУ, Университета Педагогического мастерства г. Санкт-Петербурга» Карельского научно-методического центра, Ханты-мансийского, Мурманского, Калининградского , Новокузнеко-го, Нефте-юганского, Новороссийского, Вологодского ИПКУ.
Разработанные методические рекомендации, учебно-тематические планы курсовой подготовки педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, учебно-методический видеофильм "Ритмическая гимнастика для дошкольников", диагностические методики к проведению аттестации педагогических кадров дошкольных учреждений и другие экспериментальные материалы широко используются в различных институтах усовершенствования учителей Российской Федерации.
Основные положения и результаты исследования представлены на научно-практической межрегиональной конференции по проблемам эстетического воспитания дошкольников (Санкт-Петербург,1991 г.), на областной научно-практической конференции "Психическое и физическое здоровье ребенка"( Санкт-Петербург. 1994г.), на международном симпозиуме по проблемам развития ребенка-дошкольника ( Санкт-Петербург, 1995 г.).
По теме исследования опубликовано 6 работ. Результаты исследования использовались автором при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий, деловых игр, консультаций, методической учебы педагогов-музыкантов дошкольных учреждений, руководящих работников образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов Российской Федерации.