Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Дедюхина Ольга Владимировна

Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации
<
Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дедюхина Ольга Владимировна. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Н. Новгород, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-13/2429

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1. Историко-теоретические аспекты творческой самореализации музыкантов-педагогов русской (флейтовой) школы 13

1.2.Творческая самореализация и ее особенности у музыканта-педагога (духовика) 33

1.3.0пыт обеспечения творческой самореализации начинающего музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации 63

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 83

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 87

2.1. Ретроспективный анализ деятельности выдающихся педагогов-исполнителей - как условие обеспечения активизации творческой самореализации начинающего музыканта-педагога 87

2.2. Программирование образовательной деятельности музыканта-педагога как условие его профессионально-педагогической адаптации 109

2.3.Направленность деятельности образовательного учреждения, обеспечивающая музыкальное совершенствование педагога 138

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

Введение к работе

Актуальность исследования

В последнее десятилетие XX века страна вступила на путь фундаментальных реформ. Обновление образования, его модернизация -насущная потребность времени. Педагогическое образование переживает новый этап своего развития, обусловленный растущими требованиями к общей культуре и профессионально значимым качествам педагога.

Потребность в педагогах, помогающих интенсивному творческому развитию учащихся, ощущается в области музыкального образования особенно остро. Музыкальная культура в целом сейчас находится в ситуации невостребованности, а музыкальная жизнь переживает свою «переоценку» и характеризуется такими явлениями, как шквал низкосортной музыкальной продукции, активное развитие субкультур, «потребительство» в отношении к серьезной музыке, неразвитость музыкального вкуса у взрослого населения, потеря авторитета музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. Студенты музыкальных вузов в большинстве своем характеризуются неразвитостью самообразовательных и рефлексивных навыков, творческой пассивностью и интересом лишь к музыкальному исполнительству. Как следствие, богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал музыкального искусства полностью не актуализируется.

Можно предположить, что основной причиной кризисного положения музыкального образования является отсутствие профессиональной активности деятелей искусства, музыкантов-педагогов в социокультурной среде. Однако фактором, не менее значимым в данной ситуации, является неразрешенность в области профессионального музыкально-педагогического образования ряда актуальных проблем теоретического и организационно-методического характера, касающихся, в частности, методологии и методов музыкальной педагогики как науки; преемственности в системе непрерывного музыкального образования; организации профессионального воспитания (среди музыкантов-специалистов укоренился взгляд на профессию педагога как на второстепенную по сравнению с профессией музыканта-исполнителя); использования достижений педагогической инноватики в процессе профессиональной подготовки музыканта-педагога в вузе и др.

Поиски путей усовершенствования содержания музыкально- педагогического образования с целью самосовершенствования и саморазвития педагогов-музыкантов как просветителей широкого гуманитарного профиля, создания системы фундаментального развития личности во всем богатстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих качеств ведутся в рамках разработки методологических основ музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, В.А.Школяр и др.); реализации идей культорологического (Л.А.Рапацкая, Н.Б.Волчегурская и др.); синергитического (Л.М.Масол и др.); текстологического (Б.Д.Критский и др.) подходов, концепции самоорганизации (А.С.Петелин и др.) и других инновационных теорий музыкальной педагогики с учетом традиционных методов индивидуально- творческого, личностно-ориентированного обучения, что закладывает основу для построения системы музыкально-педагогического образования, отвечающей современным общественным требованиям и максимально направленной на творческую самореализацию педагогов-музыкантов в профессиональной деятельности.

Гуманитарные науки имеют давний и плодотворный опыт разработки проблемы самореализации личности.

Социально-философский аспект категории самореализации личности представлен в трудах и диссертационных работах А.Х.Амирасланова, Л.И.Антроповой, Е.Ю.Ароновой, Т.А.Ветошкиной, Е.А.Иваненко, А.А.Идинова, Л.Н.Когана, Н.Л.Кулика, Н.М.Михайлова, М.А.Недашковской, Н.И.Полубабкиной, Г.К.Чернявской, Н.И.Шаталовой и др.

Психологическим аспектам самореализации личности и близким ей процессам самопознания, самосознания, саморегуляции, самоактуализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых К.А.Абульхановой- Славской, Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, Д.А.Леонтьева, А.Маслоу, Ю.А.Миславского, В.А.Петровского, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сафина, И.Н.Семенова, В.И.Слободчикова, С.Ю.Степанова, В.В.Столина, Н.И.Чесноковой и др.

Исследованию проблематики личности учителя (в том числе педагога-музыканта) посвящены диссертации Е.В.Андриенко, Д.Ю.Ануфриевой, В.Б.Арюткина, Г.И. Батыршиной, А.И.Бурениной, К.Я.Вазиной, И.В.Вачкова, В.Г.Горяева, Е.И.Горячевой, И.В.Золотухиной, Т.Ф.Масловой, И.Г.Осадчевой, С.М.Редлиха, Б.В.Рыковой, М.И.Ситниковой, С.Н.Усовой, С.И.Филимоновой и др.

В ряде диссертационных исследований обозначены пути формирования и психолого-педагогические условия, стимулирующие процесс творческой самореализации педагога-музыканта (А.И.Буренина), педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки (Г.И.Батыршина), деятельность учителя музыки и вопросы его профессиональной подготовки (Ю.Б.Алиев).

Однако феномен творческой самореализации музыканта-педагога изучен недостаточно, особенно в процессе его профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация музыканта-педагога - это процесс его вхождения в образовательную среду, процесс приобретения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями образовательной среды, ее культурой; процесс начала реализации накапливаемого опыта в каждой конкретной точке траектории его личностного и профессионального развития.

Признается относительность и сложность диагностики процесса творческой самореализации музыканта-педагога. Противоречия между объективно существующей потребностью в творческой личности музыканта педагога и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этого процесса позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации?

Актуальность проблемы и отсутствие специальных исследований, раскрывающих условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога явилось основанием для выбора темы исследования: «Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации».

Цель исследования: разработать психолого-педагогические условия обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации.

Объект исследования: профессиональная деятельность музыканта-педагога.

Предмет исследования: творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации.

Гипотеза исследования: обеспечение творческой самореализации музыканта-педагога будет эффективным, если:

- имеет место целевое моделирование процесса обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности;

- в профессиональной адаптации он старается осмыслить опыт деятельности выдающихся педагогов-исполните лей;

- разработано содержание научно-методической деятельности учреждения по обеспечению творческой самореализации музыкантов-педагогов и их воспитанников (ведется программирование деятельности учреждения как центра образовательной среды, разрабатываются образовательные программы по видам музыкальной деятельности);

- в образовательном учреждении представлены практические возможности творческой самореализации для сотрудников и как музыкантов, и как педагогов (создание и апробация авторских программ, их дидактического сопровождения; уровневый подход в реализации образовательной деятельности музыканта-педагога; участие в конкурсах профессионального мастерства, музыкальных абонементах, концертной деятельности и т.д.)

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Осуществить ретроспективный анализ развития школы профессионального образования музыкантов-духовиков и опыт обеспечения творческой самореализации начинающих музыкантов-педагогов.

2. Охарактеризовать содержание, структуру, критерии и показатели творческой самореализации музыканта-педагога, разработать модель процесса его творческой самореализации.

3. Разработать программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности музыкантов-педагогов в дополнительном музыкально-эстетическом образовании детей.

4. Разработать научно-практические рекомендации по реализации процесса творческой самореализации музыканта-педагога в деятельности образовательных учреждений, обеспечивающих включенность в непрерывное образование.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

Концепции личностно-ориенторованного образования (Е.В.Бондаревская, М.А.Викулина, К.Я.Вазина, С.В.Кульневич, И.СЯкиманская) позволяющие рассматривать творческую самореализацию как важнейшее интегративное качество личности музыканта-педагога; - гуманистическая аксиология, рассматривающая человека как самоценность и высшую ценность общественного развития (М.С.Каган, А.Маслоу, К.Роджерс и др.);

принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в этом мире (К.А.Абульханова Славская, А.В.Петровский, С.М.Редлих, С.Л.Рубинштейн и др.);

- принцип системного изучения личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, В.Юагвязинский, АЛ.Журкина, В.А.Сластенин и др.);

- положения, содержащиеся в трудах выдающихся музыкантов-педагогов (Г.Г.Нейгауза, Д.Ф.Ойстраха, И.Ф.Пушечникова, П.С.Столярского, Ю.И.Янкелевича и др.), открывающие возможности для обобщения передового педагогического опыта, направленного на формирование творческой самореализации музыканта-педагога.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы:

- теоретический анализ зарубежной и отечественной философской, социологической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, непосредственно касающейся предмета исследования;

- изучение и обобщение передового опыта в области преподавания музыки;

- ретроспективное изучение собственного опыта;

- анализ нормативно-законодательных документов РФ в области культуры, общего и дополнительного профессионального образования;

- методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения и др.;

- диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тесты, опрос); прогностические методы (моделирование, рейтинг);

- эмпирические методы: анализ педагогического опыта, продуктов деятельности, документации и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе: музыкально-хоровой школы «Радость» г. Москва, Российской академии музыки им.Гнесиных. Исследование проводилось в период с 1999 по 2005 год по следующим этапам:

Первый этап (1999-2003): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы; изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта. Разработка программы «Развитие творческих способностей детей в специальном классе флейты», методических рекомендаций «Развитие дыхания в специальном классе флейты» для музыкально-хоровой школы «Радость».

Второй этап (2003-2004): определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы, диагностика творческой самореализации музыкантов-педагогов разных категорий. Моделирование, разработка педагогических форм и методов дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.

Третий этап (2004 - 2005): обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана содержательная модель творческой самореализации музыканта-педагога, включающая ценностное обеспечение (ценности- деятельности, ценности-отношении, ценности-познания, ценности-смысла творчества); технологическое обеспечение (самопознание, самомоделирование, самоутверждение); удовлетворенность как (ожидаемый результат: психологическое, социальное, физическое состояние на уровне мотивации и деятельности);

- охарактеризован процесс творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности, включающий цель, условия, содержание, формы и методы, ожидаемые результаты;

обоснована необходимость программирования образовательной деятельности музыканта-педагога как условие обеспечение его творческой самореализации;

- определено содержание научно-методической деятельности учреждения по обеспечению творческой самореализации музыканта-педагога и экспериментально апробированы формы практической деятельности музыкантов-педагогов, подтверждающие процесс их творческой самореализации (создание и апробация авторских образовательных программ, их дидактического сопровождения; уровневый подход в реализации содержания образовательной деятельности музыканта-педагога с детьми; участие в конкурсах музыкального и педагогического мастерства); Теоретическая значимость исследования:

обогащена парадигма непрерывного образования, важным условием которого становится творческая самореализация - базисная характеристика готовности и способности музыканта-педагога к личностно-профессиональному самосовершенствованию.

- сделан вклад в развитие представлений о процессе творческой самореализации личности музыканта-педагога, о совокупности показателей (ценностное обеспечение, технологическое обеспечение), влияющих на актуализацию духовно-творческого потенциала и удовлетворенность музыканта-педагога.

- выявлены условия обеспечения творческой самореализации музыканта- педагога, включающие:

а)ретроспективный анализ деятельности выдающихся педагогов-исполнителей; б)программирование образовательной деятельности музыканта-педагога; в)создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей включенность музыканта-педагога в непрерывное образование и формирование потребности в творческой самореализации.

Эти положения содействуют развитию концепции творческой самореализации музыканта-педагога, обогащают общую теорию педагогики и служат основой для новых исследований в анализируемой проблеме.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке образовательной программы «Развитие творческих способностей детей в специальном классе флейты», методических рекомендаций «Развитие дыхания в специальном классе флейты» (специально для учреждения дополнительного образования), их апробации;

- в разработке научно-методических рекомендаций по обеспечению творческой самореализации музыкантов-педагогов в деятельности музыкально-образовательных учреждений детей.

Достоверность и надежность полученных результатов работы обеспечены методологической обоснованностью исходной концепции исследования; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных его задачам и логике; целенаправленным анализом истории и современной практики деятельности музыкантов-педагогов и результатов экспериментальной работы автора исследования в учреждении дополнительного образования детей, в Академическом Оркестре Русских Народных Инструментов ВГТРК под руководством главного дирижера и художественного руководителя Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, профессора Н.Н.Некрасова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая самореализация музыканта-педагога - это сознательное, целенаправленное раскрытие музыкантом-педагогом своего творческого потенциала в профессиональной деятельности. Она характеризуется осознанием личностной значимости профессиональных достижений в музыкальном образовании детей, собственной исполнительской деятельности, удовлетворенностью результатами труда.

2. Модель процесса творческой самореализации музыканта-педагога, содержит следующие функциональные блоки: ценностное обеспечение творческой самореализации (потребности в познании, деятельности, в общественном признании), технологическое обеспечение (качественные характеристики самопознания, самомоделирования и самоутверждения), удовлетворенность самореализацией (на уровне социального, психологического и физического состояния).

3. Содержание процесса творческой самореализации музыканта-педагога в профессиональной деятельности в образовательном учреждении включает цель, формы и методы, ожидаемые результаты и предполагает обеспечение внешних условий: совершенствование содержания научно-методической деятельности учреждения; программирование образовательной деятельности педагога, ее дидактического и методического сопровождения; участие в конкурсах музыкального и педагогического мастерства.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение на педагогических советах МХШ «Радость», педагогических конференциях (1999-2003 гг.); конкурсе «Внешкольник года»(2000г.) и Окружном конкурсе методических материалов по дополнительному образованию (1999г.), на страницах журнала «Дополнительное образование» (2005г.), сборника научных трудов «Высокие технологии в педагогическом процессе» Н.Новгород (2005г.), на защите выпускной квалификационной работы по педагогической подготовке в Российской академии музыки им. Гнесиных (2003г.) и в ассистентуре-стажировке Российской академии музыки им.Гнесиных (2005г.).

Историко-теоретические аспекты творческой самореализации музыкантов-педагогов русской (флейтовой) школы

В последнее десятилетие XX века страна вступила на путь фундаментальных реформ, соответствующих общим тенденциям мирового развития человечества. Обновление образования, его модернизация — насущная потребность, требование времени. Основная цель государственной стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества образования, отвечающего современным социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития. Новые и все более растущие требования предъявляются к общей культуре и профессиональной компетентности человека, общей и профессиональной образованности, умению не просто приспосабливаться, адаптироваться в этом мире, но и влиять на него, вносить существенные изменения в разные сферы человеческой жизни, проявлять самостоятельность, саморазвитие, самореализацию, инициативу и творческую активность(143).

Педагогическое образование переживает новый этап своего развития и становления, характеризуется кардинальными изменениями, обусловленными интересом к неповторимой индивидуальности и творческой самобытности, профессионально значимым качествам педагога.

Повышение профессионального уровня педагогов соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации образования России (97).

Наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка результатов обучения, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребованными коммуникативные функции, связанные с культурно-просветительской деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объема знаний, все более важным для педагога становится умение самостоятельно вести научно-исследовательскую работу. Возрастает значение его профессиональной мотивации(154).

Педагог, который свободно владеет материалом науки, следит за ее развитием, проявляет интерес к научной работе, сам ведет исследовательскую работу, является эталоном педвузовской подготовки. Необходимый запас научных знаний, умения и способности в умственной работе относятся к главным предпосылкам успеха в обучении и воспитании, а постоянное накопление знаний - одно из профессиональных качеств личности педагога(64).

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному росту, саморазвитию, самореализации своего творческого потенциала, социальной и профессиональной мобильности.

Спецификой современного образования является смена целей от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» (ЮНЕСКО), поэтому идея самообразования и творческой самореализации наиболее актуальна в настоящее время. Способность к самообразованию, саморазвитию и самореализации рассматривается сегодня как профессионально важные качества специалиста. Для того, чтобы специалист мог поддерживать высокий уровень своей квалификации, он должен быть участником непрерывного образования. Необходимость непрерывного образования и постоянного совершенствования знаний диктуется не только требованиями любой профессиональной деятельности, но и быстрыми темпами общественного развития, ростом культурных потребностей в стране(139). Структура самообразования и самореализации должны включать в себя умения планировать работу, находить источники, фиксировать и систематизировать информацию, использовать передовой педагогический опыт, общаться с другими людьми, анализировать жизненные ситуации, улучшать общекультурную подготовку, готовить доклады и выступления по изучаемым вопросам, писать статьи и обзоры, которые содержат позицию и отношение начинающих музыкантов-педагогов к разбираемым явлениям.

Ретроспективный анализ деятельности выдающихся педагогов-исполнителей - как условие обеспечения активизации творческой самореализации начинающего музыканта-педагога

Ретроспективный анализ творческой самореализации выдающихся музыкантов-исполнителей позволяет увидеть, как они смогли применить свой исполнительский опыт в педагогической деятельности, создав неповторимую, уникальную школу и осуществили двойную самореализацию как в исполнительской деятельности, так и в педагогической.

Изучая историю развития своего инструмента, становления той или иной духовой педагогической и духовой исполнительской школы, а также традиции исполнительства и накопленный опыт выдающихся музыкантов-исполнителей, мы вправе считать их эталонами музыкальной педагогики. Благодаря изучению опыта наших предшественников мы имеем возможность достаточно быстро и уверенно продвигаться вперед. Говорить об искусстве игры на флейте или методике обучения нельзя без формулирования и доказательства основных положений, принципов этого сложного процесса. В методику и технику духового исполнительства было много перенесено из скрипичной и вокальной школы. Дыхание - это искусство «пения» на духовом инструменте, оно во многом перекликается с техникой дыхания вокалистов. В духовой методической науке прочно укрепилась практика, заимствующая все многообразие штрихов у струнных инструментов. Совершенно справедливо пишет Н.И.Платонов (149, с. 16): «Дыхание вместе с работой языка у исполнителя на духовом инструменте осуществляет те же функции, что смычок у исполнителя на струнном инструменте». Изучение методов и принципов педагогической системы выдающихся педагогов-исполнителей на струнном инструменте составляет особую необходимость для исполнителя на духовом инструменте.

Поэтому очень важно проанализировать процесс творческой самореализации выдающегося мастера скрипичной педагогики - Петра Соломоновича Столярского. Его методы и принципы воспитания учеников дали России выдающихся скрипачей XX века.

Красноречивее любых слов о работе художника, творца свидетельствуют результаты его труда. С именем профессора П.С.Столярского связаны значительные достижения отечественной скрипичной педагогики первой половины XX столетия. Целая плеяда выдающихся советских исполнителей старшего поколения занималась в классе Петра Соломоновича: С.Фурер, М.Затуловский, Д.Ойстрах, Е.Гилельс, М.Фихтенгольц... Этот список можно было бы и продолжить. Свое педагогическое и исполнительское мастерство совершенствовали ныне известные профессора и преподаватели Н.Шварц (Свердловск), М.Гольдштейн (Минск), А.Ливонтас (Вильнюс), В.Мордкович (Одесса), М.Вайман (Ленинград), С.Микитянский (Москва), А.Готсдинер (Ленинград) и другие. Сегодня третье поколение воспитанников школы П.С. Столярского вносит весомый вклад в развитие отечественной педагогики - это И.Ойстрах, В.Пикайзен, В.Климов, Э.Грач, С.Снитковский, О.Пархоменко, О.Крыса, Л.Исакадзе, Г.Кнеллер и многие другие.

Выдающийся французский скрипач Жак Тибо, посетивший школу П.С.Столярского, писал: «Прибыв в Одессу, я знал, что познакомлюсь с профессором П.С.Столярским, имя которого мне уже давно знакомо. С методами его воспитания я познакомился еще раньше, так как за границей я не раз бывал на концертах его прославленных учеников, которыми он наградил искусство в области игры на скрипке. Теперь я имею возможность лично знакомиться со всей школой, которую нельзя расценивать иначе как единственную. Дети, безусловно, одаренные, но без таланта педагога дарования осуждены на гибель. Он же дает им все: технику, ритм и оттенки, красоту и очарование. Я очарован и хочу сказать ему это от всего сердца» (193).

Многочисленные последователи и ученики П.С.Столярского, опираясь на основополагающие принципы его педагогической системы, сегодня на новом этапе в своей повседневной практике продолжают обогащать и творчески развивать методические положения выдающегося педагога.

П.С. Столярский был интересной, незаурядной, творческой личностью. Влюбленный в музыку, постоянно ищущий, он был великим тружеником. «Не замечая времени сам он требовал того же от своих питомцев, вспоминал Д.Ойстрах. Исключительно важным в педагогической системе П.С.Столярского было умение прививать любовь к музыке, любовь к упорному труду, в котором была радость творчества, радость общения и благоговейное отношение к искусству» (138, с.131-132).

Другой жизни вне любимого дела у Петра Соломоновича попросту не было. К нему в полной мере может быть отнесено высказывание Б.Асафьева: «Только тот, кто поистине одержим стихией искусства и насыщен им, имеет нравственное право развивать восприятие искусства в других» (19, с.ЗЗ).

Программирование образовательной деятельности музыканта-педагога как условие его профессионально-педагогической адаптации

Анализ современного опыта повышения профессионального мастерства музыкантов-педагогов системы дополнительного музыкального образования показал, что первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования России - формирование творческой самореализации музыкантов-педагогов как высшего уровня их профессионализма, компетентности и личностного саморазвития. Решить задачи модернизации системы образования можно средствами обеспечения непрерывности профессионального роста педагогических кадров и включенности их в постоянно развивающуюся инновационную среду учреждения. Данную задачу решает научно-методическая деятельность учреждения, которая направлена на совершенствование содержание работы с педагогическими кадрами, на раскрытие индивидуального профессионального потенциала каждого специалиста и помощь ему в выстраивании системы своей педагогической деятельности.

Другая задача — налаживание профессионального взаимодействия педагогов дополнительного образования, стимулирование их творческих поисков по совершенствованию работы и формированию творческой самореализации личности. В учреждении дополнительного образования стратегической целью выступает непрерывное профессиональное саморазвитие педагогического коллектива в целом и творческой самореализации каждого педагога в отдельности, поскольку ближе всего к педагогу в развитии профессионального мастерства находится педагогический коллектив, в котором он работает, где проходит его каждодневное профессиональное общение. по Научно-методическая работа - это фактор роста творческого потенциала и фактор обеспечения творческой самореализации музыканта-педагога. Создание авторских образовательных программ, участие в исследовательской деятельности, выступления на педагогических чтениях, профессиональных конференциях, конкурсах профессионального мастерства, проведение мастер-классов, публикации в профильных изданиях способствуют развитию познавательной мотивации, инновационного мышления, формируют способность к рефлексии, творческой самореализации. Для проверки этой гипотезы мы проанализировали программно-методическую деятельность учреждения дополнительного образования музыкально-хоровой школе «Радость» города Москвы.

Разносторонняя и многогранная музыкально-образовательная деятельность школы определяется Образовательной программой МХШ, правомерность которой подкреплена положенными в ее основу нормативными документами общемирового, российского и школьного значения: Конституция РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка в РФ, Законом РФ «Об образовании» (1996 г.), Федеральной программой развития образования, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом МХШ «Радость», Программой деятельности МХШ «Радость», Программами отделов МХШ «Радость», Положениями об отделах МХШ «Радость», образовательными программами педагогов МХШ «Радость». Образовательная программа музыкально-хоровой школы решает широкий спектр организационных, развивающих, практико-ориентированных задач. Среди основных — «создание образовательной среды для освоения ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре» (136). Опираясь на записанное в столичной программе «Образование — 3» положение о том, что «образование — практически единственный постоянно действующий интеграционный и инновационный Ill фактор», образовательная программа МХШ «Радость» определяет «необходимость создания единого образовательного пространства школы, округа, города на основе сочетания форм общего, профессионального, дополнительного образования, взаимодействия региональных, окружных, муниципальных образовательных систем в условиях их программно-целевого развития, интеграции московской системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство» (136).

Похожие диссертации на Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации