Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Чугунова Ирина Владимировна

Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников
<
Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чугунова Ирина Владимировна. Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Чугунова Ирина Владимировна; [Место защиты: Барнаул. гос. пед. ун-т]. - Горно-Алтайск, 2008. - 268 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/96

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования графической культуры старшеклассников 16

1.1. Графическая культура как предмет научного знания 16

1.2. Формирование графической культуры старшеклассников как психолого-педагогическая проблема 26

Специфика формирования графической культуры старше классников в условиях поликультурного региона 43

1.3. Информационные технологии и их роль в формировании графической культуры старшеклассников 52

Выводы по первой главе 57

Глава 2. Дидактические основы формирования графической культуры старшеклассников 58

2.1. Формирование графической культуры старшеклассников в учебной деятельности 64

2.2. Творчество как необходимое условие формирования гра-фической культуры старшеклассников 73

2.3. Ресурсное обеспечение старшеклассников в процессе формирования графической культуры 79

2.4. Подготовка учителя к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе 85

2.5. Использование информационных технологий в процессе формирования графической культуры старшеклассников 90

Выводы по второй главе 94

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию графической культуры старшеклассников

3.1. Критериально-диагностический аппарат формирования графической культуры старшеклассников 95

3.2. Этапы, задачи и методы опытно-экспериментальной работы по формированию графической культуры старшекласс- 109 ников

3.3. Реализация организационно-педагогических условий формирования графической культуры старшеклассников 117

3.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 125

Выводы по третьей главе 140

Заключение 141

Библиографический список 143

Приложения

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования графической культуры старшеклассников вытекает из Национальной доктрины образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Болонского процесса. В связи со стратегией российского образования, графическая культура обретает роль «второй грамотности» (М. В. Покровская), становясь центральным феноменом общей культуры человека, в которой все шире используется представле-. ние информации в виде графических зависимостей как наиболее экономичных, наглядных и содержательных.

Достижения в области современных компьютерных технологий актуализируют фундаментальную графическую подготовку специалиста нового поколения. В связи с этим вопросы культурного образования школьников в условиях интенсивно развивающейся информационной цивилизации становятся особенно важными, что требует от молодежи постоянного увеличения объема гра- " фических знаний, развития умений преобразования информации и оперирования ею.

В условиях регионального образования, характеризующегося многообразием этносов и поликультурностью, важность рассмотрения обозначенной проблемы становится остро необходимой. Это диктуется следующими аспектами:

- во-первых, анализ образовательной ситуации в обществе показывает достаточно низкий уровень графических знаний у выпускников школ и первокурсников вузов, что обуславливает одну из основных задач системы общего (среднего) образования, проявляющуюся в необходимости формирования у будущих выпускников школ умений самостоятельно осваивать информацию и применять ее в учебной деятельности;

- во-вторых, достаточно большие возможности знаковых систем в передаче информации влекут за собой особую форму ее предоставления, определя- ,

ют скорость и качество усвоения, запоминания и использования учащимися в процессе обучения;

— в-третьих, графика лежит в основе современных методов и форм обучения (технолого-коммуникативного, дистанционного и др.), что требует необходимости поиска эффективных способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся с применением результативных методов и средств обучения для реализации задач развития графической культуры личности;

- в-четвертых, графическая культура является мощным средством-коммуникации личности, развития мышления, познавательных способностей, пространственных представлений, пространственного воображения, практических умений и навыков.

Научные основы содержания; графической культуры и методические подходы к. обучению графической деятельности в общеобразовательной школе достаточно полно разработаны С. М. Танеевым, С. И. Дембинским;.И. А. Ройт-маном и др. Технология формирования графической; культуры обучающихся обоснована и внедрена в технических вузах (А. В. Костюков, М. .В.\Лагунова, В. И. Молочковшдр.). Графические знания как компоненты, необходимые для графической деятельности учащихся, рассмотрены в работах А.М! Гурьева, Н. Г. Иванцивской, Н. И. Кальницкой и др. Методические аспекты формирования графической культуры обучающихся представлены в математике (С. М. Абрамович, Л. М. Лоповок, А. А. Лямина и др.), в черчении (Е. Ш Корзинова, Є. И. Линник-Ботова, Н. Г. Михайлов и др.), в информатике« (М. В. Апалькова, П. В. Беспалов, Н. А. Резник и др.). Возможности использования информационных технологий при графической обработке и передаче учебной информации отражены в работах Л1 С.Афанасьевой, Г. Г. Гранатова, М. В. Покровской, В. Ю. Ровенского, В. Э. Штейнберга и др. В последних показано, что рациональное использование информационных технологий способствует формированию графической культуры школьников и позволяет ориенти-ровать современный учебный процесс на качественно новый уровень, расширяющий возможности наглядно-образного сопровождения хода обучения.

Анализ исследований по проблеме формирования графической культуры в системе образования (Н. И. Загузов, Б. Ф. Ломов, А. М. Новиков, Ю. Н. Столяров, Н. Ф. Четверухин, И. С. Якиманская и др.) показал важность и необходимость системного исследования этого феномена на ранних этапах формирования личности в условиях общеобразовательной школы.

Обозначенная проблема актуализируется включением образовательных социумов, в том числе Республики Алтай, в реализацию федеральных образовательных программ, способствующих развитию графической культуры человека: «Электронная Россия 2002-2010 гг.», «Развитие межрегионального сегмента единой образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций 2006-2008 гг.», а также региональных образовательных программ «Электронный Алтай на 2002-2007 гг.», «Развитие образования Республики Алтай на 2004-2008 гг.» и др.

Указанные выше основания актуализируют проблему формирования графической культуры старшеклассников, которая проявляется в противоречии между повышающимися требованиями к качеству образования выпускников школы, диктующимися возрастающим объемом информации и- требованием умения оперировать ею, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий в системе общего (среднего) образования, обеспечивающих повышение уровня графической культуры старшеклассников.

Необходимость устранения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование графической культуры старшеклассников.

Актуальность, недостаточность теоретической и практической разработанности указанной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Организационно-педагогические условия формирования графиче- ской культуры старшеклассников».

Цель исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование графической культуры старшеклассников.

Объектом исследования является процесс формирования графической культуры старшеклассников.

Предмет исследования составляют организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование графической культуры старшеклассников. .

Гипотеза исследования. Процесс формирования графической1 культуры старшеклассников.будет иметь положительную динамику, если:

- исследованы теоретические положения формирования графической культуры старшеклассников, которые являются основополагающими для разработки целей, содержания и форм ее реализации в образовательном процессе;

- сконструирована и реализована на практике модель формирования графической культуры старшеклассников, выполняющая мотивационную, образо- вательную и- развивающую функции, и представляющая собой» совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, содержание, формы, методы и средства обучения, критериально-диагностический аппарат);

- выявлены организационно-педагогические условия (приоритет графической деятельности в учебном процессе, ориентация на творческую деятельность, использование информационных технологий в учебном процессе, подготовка учителя к формированию графической культуры старшеклассников, ресурсное обеспечение процесса формирования графической культуры старшеклассников), обеспечивающие эффективность формирования графической культуры старшеклассников.

В соответствии с целью, проблемой, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

- изучить состояние проблемы в теории и образовательной практике и выявить особенности организации процесса формирования графической куль

туры старшеклассников в системе общего (среднего) образования в современных социокультурных условиях;

- конкретизировать определение графической культуры старшеклассников;

- сконструировать модель формирования графической культуры старшеклассников, включающую в себя совокупность структурных компонентов „ (цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, содержание, формы, методы и средства обучения, критериально-диагностический аппарат) и реализовать ее в реальной образовательной практике;

- выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование графической культуры старшеклассников.

Методологическая основа исследования: фундаментальные работы отечественных исследователей в области философии образования и методологии педагогической науки (Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский,

B. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.); системный подход к предмету исследования (Ю. К. Бабанский, М. С. Каган, Г. К. Селевко и др.); деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. А. Кондратьева, А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.).

Теоретическая основа исследования: концепции процесса усвоения графических знаний, умений и навыков (А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Четверухин, И. С. Якиманская и др.); труды, посвященные развитию системы образования с позиции интеграции культур (В. В. Аршавский, С. В. Ро-тенберг и др.); исследования в области педагогической психологии (Ф. И. Ко-пелович, Б. Ф. Ломов, Е. И. Николаева и др.); исследования в области применения информационных технологий (А. В. Костюков, М. В. Лагунова, В. П. Мо-лочков, В. Э. Штейнберг и др.); теории организации подготовки педагогических . кадров (Л. Ф. Алексеева, Н. Г. Дайри, И. И. Ильясов и др.) и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, программно-методических документов (учебных планов, программ и др.); методы наблюдения, опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы и др.); анализ и обобщение программной и учебно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных.

Этапы исследования

На первом этапе (2003-2004 гг.) изучалось состояние проблемы в философской, психолого-педагогической и методической литературе; анализировался понятийно-терминологический аппарат исследования; определялись ключевые позиции исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и т. д.).

На втором этапе (2004-2005 гг.) разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы; конструировалась и реализовывалась на практике модель формирования графической культуры старшеклассников, включающая в себя организационно-педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования графической культуры старшеклассников, в рамках которой разрабатывался и апробировался учебно-методический комплекс.

На третьем этапе (2005-2008 гг.) подводились итоги эксперимента, обрабатывались, обобщались и анализировались экспериментальные данные; оформлялась диссертационная работа.

Опытно-экспериментальная база исследования

Высшие учебные заведения: физико-математический факультет Горно-Алтайского государственного университета, студенты I-II курсов Горно-Алтайского филиала Российской Международной академии туризма; Институт повышения квалификации работников образования Республики Алтай; Муниципальные образовательные учреждения: «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Горно-Алтайска», «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска», «Катандинская средняя общеобразовательная школа» (Усть-Коксинский район Республики Алтай), «Усть-Кумирская средняя общеобразовательная школа» (Усть-Канский район Республики Алтай), «Чергинская средняя общеобразовательная школа» (Шебалинский район Республики Алтай), «Тайнинская средняя общеобразовательная школа» (Красногорский район Алтайского края).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- конкретизировано понятие «графической культуры старшеклассников», представляющей собой совокупность личностных достижений старшеклассников в области освоения и применения графических методов и способов преобразования информации;

- сконструирована модель формирования графической культуры старшеклассников, выполняющая мотивационную, образовательную и развивающую функции, и представляющая собой совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, содержание, формы, методы и средства обучения, критериально-диагностический аппарат);

- выявлены организационно-педагогические условия (приоритет графической деятельности в учебном процессе, ориентация на творческую деятельность, использование информационных технологий в учебном процессе, подготовка учителя к формированию графической культуры старшеклассников, ресурсное обеспечение процесса формирования графической культуры, старшеклассников), обеспечивающие формирование графической культуры старше- классников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- конкретизировано понятие «графической культуры старшеклассников», определяемое через совокупность личностных достижений старшеклассников в области освоения и применения графических методов и способов преобразования информации;

- выявлена приоритетная роль графической культуры старшеклассников в учебной деятельности;

- сконструирована модель формирования графической культуры старшеклассников, включающая в себя совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия, содержание, формы, методы и средства обучения, критериально-диагностический аппарат);

- выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование графической культуры старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы доведены до конкретных практических рекомендаций по развитию и внедрению организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование графической культуры старшеклассников.

В ходе исследования разработаны и апробированы модель формирования графической культуры старшеклассников, включающая в себя организационно-педагогические условия, которые обеспечивают формирование графической культуры старшеклассников; курсы лекций и семинаров для старшеклассников, студентов, учителей по программе «Информационные технологии в образовании»; учебно-методический комплекс по формированию графической культуры старшеклассников, содержащий учебно-методическое пособие «Графическая культура как условие эффективного обучения», тестовые задания и др.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы учителями школ, преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений, а также слушателями курсов повышения квалификации работников образования. Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного исследования обеспечены исходными методологическими позициями; комплексной методикой исследования, соответствующей его цели, задачам и логике работы; репрезентативностью выборки участников эксперимента и корректным применением статистической обработкой данных опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Графическая культура старшеклассников представляет собой совокупность их личностных достижений в области освоения и применения графических методов и способов преобразования информации. Графическая культура старшеклассников является основной составляющей учебного процесса, реализуется на базе системного и деятельностного подходов.

2. Модель формирования графической культуры старшеклассников выполняет мотивационную, образовательную и развивающую функции и представляет собой совокупность структурных компонентов (цель, задачи, принци- пы, организационно-педагогические условия, содержание, формы, методы и средства обучения, критериально-диагностический аппарат) и технологию ее реализации.

3. Эффективное формирование графической культуры старшеклассников обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями: приоритетом графической деятельности в учебном процессе, ориентацией на творческую деятельность, использованием информационных технологий- в учебном процессе, подготовкой учителя к формированию графической культуры старшеклассников, ресурсным обеспечением процесса формирования графической культуры старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Горно-Алтайск, 2003, 2006, 2007; Томск 2004, 2005; Белгород, 2006), всероссийских (Пермь, 2003; Томск, 2003, 2005; Барнаул, 2006), региональных (Москва, 2002; Томск, 2003; Горно-Алтайск, 2004, 2005) научно-практических конференциях.

Основные положения диссертационного исследования обсуждены на заседаниях кафедр общей педагогики (2003-2007), алгебры, геометрии и методики преподавания математики (2003-2007), методологических семинарах физиі:о-» математического факультета Горно-Алтайского государственного университета (2003-2007); на заседаниях кафедры методики преподавания физики Барнаульского государственного педагогического университета (2007); семинарах и заседаниях кафедры педагогической психологии и управления образованием Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай (2003-2007); заседаниях комплексных Ученых советов в рамках международ д.

ных научно-практических конференций «Формирование научной картины мира Человека XXI века» (Горно-Алтайск - Бийск, 2006, 2007); VI Сибирской научной школе-семинаре с международным участием «Компьютерная безопасность и криптография» - SIBECRYPT 07 (Горно-Алтайск - Томск, 2007).

По теме диссертационного исследования опубликовано 27 научных и научно-методических работ общим объемом 15,6 п. л., в том числе 4 публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК РФ и учебно-методическое пособие.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 214 источников, содержит 19 рисунков, 35 таблиц и 9 приложений. Объем диссертации составляет 268 страниц.

Во введении работы обоснованы актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза, раскрыта научная новизна, выявлены теоретическая и практическая значимость, дана характеристика методов и этапов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования графической культуры старшеклассников» рассмотрены вопросы общей теории графической культуры личности и обоснованы возможности ее применения в системе общего (среднего) образования; раскрыта сущность понятий «культура», «графическая культура», «графическая культура старшеклассников»; проанализировано состояние графической культуры старшеклассников в учебном процес- -се.

Во второй главе «Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников в рамках реализации структурно-функциональной модели» сконструирована модель и выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование графической культуры старшеклассников.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию графической культуры старшеклассников» раскрыты цель, задачи, содержание и организация опытно-экспериментальной работы; разработан критериально-диагностический аппарат; проведена статистическая обработка результатов эксперимента; проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы; сформулированы выводы.

В заключении подведены общие итоги диссертационного исследования и намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Графическая культура как предмет научного знания

Культура рассматривается как «образование умственное и нравственное» [162, с. 216]. «Культура (от лат. culture возделывание, обрабатывание) - 1) в широком смысле - все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей; в более узком смысле — идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его бытие, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства и литературы; 2) степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности (культура г труда, культура речи и т. д.)» [144, с. 348.]. Слово «культура» первоначально обозначало «искусство земледелия». В XVII-XIX вв. его стали употреблять по отношению к людям. Если человек отличался изяществом манер, начитанностью, то его считали культурным.

В философии выделено несколько уровней культуры: культура общества, культура социальных групп, культура отдельного человека. Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней: «общее — особенное - единичное», культура как способ существования человечества, культура той или иной части человечества, макро - или микрогруппы, говоря языком социологов, к отдельной личности» [66, с. 9].

Наиболее точно, на наш взгляд, сущность культуры личности отразил О. С. Газман, определяя ее как разрешение противоречий- между крайностями (природа и производство, общество и личность и т. д.). «Культура— это дости-жение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный эмоциональный комфорт» [там же, с. 10]. Таким образом, с позиции философии культура рассматривается как духовное развитие человека. Человек предстает как субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием.

Личность каждого человека можно рассматривать как феномен культуры, формируемый при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, форм общественного сознания, образа жизни, быта, содержания деятельности, . воспитания, образования. Культура личности - это гармония культуры знания, культуры творчества, культуры чувств и общения. Следовательно, целью культуры является формирование способностей каждого человека к творчеству, его адекватная восприимчивость к самым высоким достижениям культуры.

С точки зрения coijiionozuu понятие «культура» трактуется как фактор организации и образования жизни общества. В каждом обществе есть некие куль-туротворческие «силы», направляющие его жизнь не по хаотичному, а по орга- низованному пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и «определяют развитие общества, жизнь-которого все больше начинает зависеть от произведенных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что, рождено им самим» [119, с. 14.]. Культура рассматривается как уровень жизнедеятельности человека в единстве ее процесса и реальности.

Ученые социологи понимают под культурой «прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Бекет); «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, ценности» (Б. Малиновский); «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А. Радклифф-Браун); «общий и принятый способ мышления» (К. Юнг) и др. [там же, с. 14.].

Указанные выше определения позволяют рассматривать культуру как значимую характеристику жизни общества, так как в процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо, приобретает соответствующие человеческие качества, определяющие его культурный статус. В современной педагогике понятие «культура» трактуется как.исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его «содержательная составляющая, источник знаний о природе, способах человеческой деятельности, отношения человека с окружающим миром» [65, с. 68.]. Так, подход к понятию культуры основан на принципе культуросообразности (Ф. А. В. Дистер-вег, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.), обусловленным значительным признаком образования и связанным с формированием и реализацией общественной значимости человека. Принцип культуросообразности образования имеет два аспекта - внешний (реализуемый в закономерностях становления и раз- . вития образования) и внутренний (связанный с образовательным процессом, ориентируемым на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие).

Связь культуры и образования представлена в исследованиях М. В : Потоцкого, в которых общая культура и широкое образование приучают обучающихся к размышлению над различными вопросами. «Они приучают к разносторон- ности, к восприятию различных, а часто новых, необычных идей в различных областях знания. Они доставляют богатые возможности для сравнения закономерностей своей области знания с другими областями, а это содействует более глубокому их пониманию и переносу, знаний и умений человека из одной области в другую» [120, с. 30]. Это дает право утверждать, что общая культура человека играет колоссальную роль в усвоении новых знаний и является особой человеческой формой бытия, служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности личности и общества в целом.

По мнению исследователей в области культурологии (В. И. Добрынина, П. С. Гуревич и др.), культура - это: «формы общения и отношения людей в повседневной практике (в семье, в политике или в учебном процессе)», которая «предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит и процесс овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества» [78, с. 46]; «феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла» [37, с. 70.].

В контексте современного подхода к информатизации общества культура — это «обретения нового человека, это, прежде всего, виртуальная реальность и не только потому, что выражено в информационной компьютерной культуре и Интернет, в новых технических возможностях человека, а в том, что, по сути, имеет такую структуру, и только потому стали возможны все эти- культурные технические возможности» [117, с. 693.]. Человек и компьютер «сливаются в -один текст», они просто ведут диалог, то есть человек рассказывает компьютеру, что он хочет видеть, а тот ему показывает. Это позволяет нам выделить еще одну разновидность культуры - виртуальную (от лат. «virtualis» - возможный), которая представляет «огромное количество пространств, которые лежат на поверхности и человек путешествует по этим пространствам, выбирая то, в котором ему хорошо, где все его желания могут быть выполнены» [там же, с. 70].

Итак, современное общество находится в стадии перехода от индустриаль- ного типа к информационному, одной из существенных черт которого является «расширение поля культуры, обусловленное появлением информационных черт традиционных культур (новая коммуникация, поликультурность, замена монолога диалогом и полилогом и т. п.) и возникновение новых культур (культура электронных средств массовой информации, экранная, сетевая и др.)» [43, с. 65]. Следовательно, появившаяся информационная культура способствует осознанию и освоению человеком информационной картины мира, свободному ориентированию в информационном обществе и адаптации к нему.

Формирование графической культуры старшеклассников как психолого-педагогическая проблема

Основываясь на философском понимании общего и единичного, определим место графической культуры в системе образовательной детерминации. Учеными-педагогами Л. Н. Анисимовой, В. А. Гервером, В. В. Степаковой и др. был проведен пересмотр содержания графического образования в общеобразовательной школе. Он должен обеспечивать формирование у старшеклассников основ графической грамотности, навыков графической деятельности, осуществление связи обучения с практикой (производством, технологией и др.), знакомство школьников с устройством механизмов и т. д.; подготовку учащихся к конструкторско-технологическои и творческой деятельности, различным видам , моделирования; развития пространственных представлений школьников, их наблюдательности, измерительных и других навыков; формирование эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры и др.

Рассмотрение графической культуры, как элемента формирования комплексных способностей, свидетельствует о необходимости эффективной подготовки старшеклассников в области обработки и передачи различного вида информации, развитии способности к аналитико-синтетической деятельности.

Графические средства отображения информации сегодня широко используются во всех сферах жизни общества. Так, рассматривая художественно-конструкторскую деятельность учащихся, Н. Г. Михайлов подчеркивает, что «с любым творческим процессом наитеснейшим образом связано графическое выражение мысли, основанное на использовании самых различных графических средствах отображения: наброски, эскизы, технические рисунки, схемы, черте-жи в ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях» [98, с. 47]. По данным психологов (Л. С. Выготский, С. Зеки и др.) через зрительное восприятие человек получает до 90 % информации. Следовательно, адекватное восприятие, переработка и отображение информации играет значительную роль в жизнедеятельности человека.

Современные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обуславливают необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. В связи с этим, актуальным становится рассмотрение графического образования учащихся, являющегося процессом развития и саморазвития школьника, как условия успешной адаптации выпускника общеобразовательной школы к условиям жизни и трудовой деятельности в современном обществе. Посредствам графической деятельности учащиеся приобретают графические знания, умения и навыки, начиная от начальной ступени - графической подготовки и совершенствуясь в процессе обучения до уровня овладения графической культурой.

Прогресс науки и техники повлек открытие и накопление множества фактов, сведений из различных областей жизни, поставив человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном; постоянного в изменяющемся. Под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство (Ю. К. Бабанский, В. Н. Сагатовский и др.). В виду чего, системный подход -это подход к исследованию объектов системы, в которой выделены определенные элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, рассматриваются исходя из общего предназначения объекта.

В связи с этим, системный подход к процессу формирования графической культуры, согласно М. В: Лагуновой, представляет собой сложный, многоуровневый поэтапный процесс приобретения учащимися графических знаний, умений и навыков. Он имеет различные уровни развития: от элементарной графи- » ческой подготовки до более возможного всестороннего овладения и творческого осмысления способов реализации в учебной деятельности (рис. 3);

Элементарная графическая подготовка подразумевает уровень графических методов и способов преобразования информации, при котором учащиеся знают только основной минимум, полученный на начальной (I, 1-4 кл.) ступени обучения в школе.

Элементарная графическая подготовка подразумевает уровень графических методов и способов преобразования информации, при котором учащиеся знают только основной минимум, полученный на начальной (I) ступени обучения в школе.

Графическая грамотность характеризуется достижением учащимися определенного уровня преобразования информации, соответствующего средней (II) ступени обучения в школе. Школьники умеют преобразовывать информацию с незначительным использованием информационных технологий.

Графическая образованность отражает приобретение учащимися графических методов и способов в получении, преобразовании и применении информации с использованием информационных технологий, создание творческих проектов по дисциплинам школьного курса (III).

Под графической компетентностью понимается уровень грамотного владения графическими методами и способами преобразования различного вида информации с использованием информационных технологий, как в учебном, так и в ином виде деятельности, с успешным их применением на разных этапах процесса обучения (IV).

Графическая культура предполагает ориентацию на непрерывное самосовершенствование в среде графических информационных технологий, предо- , пределяющих перестройку учебной деятельности на основе исследовательского, творческого подходов (V).

Формирование графической культуры старшеклассников в учебной деятельности

Вероятность успешного развития графической культуры зависит от личного стремления конкретного человека в полной мере реализовать свои возможности и способности. В исследовании графической культуры, как процесса развития личности, мы рассматриваем это развитие как, процесс движения от простого к сложному. «Одна из самых сложных задач, отмечает В. Ф. Шаталов, над которыми бьется не одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя, т. е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться» [200, с. 202]. «Правильно организованное обучение, по мнению Л. С. Выготского, ведет за собой-детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессовфазвития, которые вне обучения вообще бы сделались невозможными» [24, с. 450] . С этой точки зрения, графическая культура, на наш взгляд, является объективным процессом, частью общего процесса развития личности.

Графическая деятельность нацелена на повышение интереса к учебной работе, развитие художественно-графических и познавательных способностей, самостоятельность в решении различных задач, как графического характера, так и приводимых путем преобразования к графическим и т. д. Следовательно, подтверждается актуальность одного из организационно-педагогических условий формирования графической культуры старшеклассников — приоритет графической деятельности в учебном процессе.

Проанализируем, что подразумевается под понятием деятельности. Большинство философов, занимающихся проблемой человеческой деятельности, утверждают, что без использования деятельности, как объяснительного принципа, невозможен анализ проблем теории познания, формирования и развития человека и других областей философского знания. Описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих философскому рассмотрению с позиции категории деятельности, получило название деятельностного подхода. Деятельностныи подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.) предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, так как только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личные качества.

С философской точки зрения понятие «деятельность» рассматривается как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Психологические представления о деятельности конкретизируются в учении о видах деятельности. Сменяющие друг друга в онтогенезе три вида деятельности (игра, учение, труд) - выделяют Л. С. Выготский, Я. С. Рубинштейн; три основные социальные деятельности (труд, общение, познание) представляют Б. Г. Ананьев, И. С. Кон; Г. С. Батищев разделяет деятельность на реально-и идеально-преобразовательную; В. С. Семенов деятельность распределяет на социально-преобразующую, обращенную вовне (на изменение природной и социальной реальности), духовно-творческую - вовнутрь (в себя, на преобразование себя). Общая структура деятельности наиболее полно представлена в работах А. Н. Леонтьева. Деятельность имеет следующие составляющие: потребность - мотив - цель - усвоения достижения цели и соотносимые с ним действия - операции. Категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и понятием мотива, с определением их предметного содержания. Анализ разнообразных подходов к описанию структуры деятельности учащихся показывает, что все они сходятся в известной общей формуле деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности в частности. Деятельность является универсальной формой функционирования личности, ей принадлежит в образовательном процессе ведущая роль.

В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. В более узком смысле это слово означает знания человека, его труд. Деятельность - «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотивы, способы, условия, результат» [65, с. 37].

Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функцией, единицей деятельности выступает предметное действие. А. Н. Леонтьев отмечал, что «предпосылкой, внутренним условием и регулятором конкретной деятельности выступает потребность, которая направляет субъекта к поисковым движениям, первоначально не направленным на определенный предмет» [82, с. 146]. Здесь проявляется пластичность деятельности, ее уподобление свойствам не зависимых от нее объектов.

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъекта и объекта деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность,.объект, это то, на что она направлена. Далее в-структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты.

Цель - это осознанный образ превосходящего результата, на достижение которого направлена деятельность. Она представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. После определения, достижение цели зависит от средств, соответствующих цели.

Формирование графической культуры оказывает положительное влияние на преподавание учебных дисциплин школьного курса (С. М. Абрамович, Г. А. Владимирский, Д. Ф. Изаак, А. И. Медяник, Н. В. Шерпаев и др.), а, следовательно, и на весь процесс обучения школьников. Исходя из приведенных данных, учебная деятельность школьников является одним из организационно-педагогических условий формирования графической культуры учащихся.

Учебная деятельность представляет собой процесс «приобретения челове- -ком новых знаний, умений и навыков или изменение старых; деятельность по решению учебных задач» [65, с. 155]. Оригинальную концепцию учебной деятельности предложил В. В. Давыдов. «В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества» [41, с. 147]. Деятельность учения есть «самоизменение, саморазвитие субъекта, превращение его из невладеющего определенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими» [154, с. 356]. Учебная деятельность направлена на получение обучающего результата, освоение нового для старшеклассника опыта в идее знаний, умений и навыков, развитие способностей, ценностных отношений и т. д. Данный вид деятельности ориентирован на освоение нового для старшеклассника опыта.

Критериально-диагностический аппарат формирования графической культуры старшеклассников

Процесс формирования знаний, умений и навыков представляет собой совместную деятельность учителя и ученика, где ведущая роль, как организатора процесса обучения, отводится учителю. Для эффективности процесса обучения, связующим звеном которого является диагностирование, необходимо, чтобы взаимодействие обеих сторон было гармоничным.

Педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) отражает специфический подход к исследованию педагогических объектов, явлений, процессов. При помощи педагогической диагностики определяют характер и объем способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Диагностика осуществляется на основе данных об освоении учениками школьных программ, наблюдения за их обучением, деятельностью, изучения ее результатов и др. Критерий (от греч. kriterion) означает признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо и является средством проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п.

Исходя из исследований в области графических преобразований информации (С. М. Танеев, А. В. Кострюков, М. В. Лагунова, Б. Ф. Ломов, В. П. Молоч-ков, И. А. Ройтман и др.) и учебных программ таких дисциплин школьного курса, как математика, геометрия, черчение, графика, мы выделили следующий критериально-диагностический аппарат, характерный для диагностики графической культуры старшеклассников: владение техникой построения и чтения графических преобразований информации (ТП); оперирование терминологией в процессе перехода от словесного описания к графическим объектам и наоборот (ГТ); владение алгоритмами построения графических объектов и составлением обобщенных алгоритмов (ПЧ); применение имеющихся знаний в нестандартной ситуации (НС); развитие пространственного мышления, пространственного воображения и пространственного представления (РП); владение современными информационными технологиями при построении графических изображений (ИТ). Рассмотрим каждый из критериев более подробно.

Владение техникой построения и чтения графических преобразований информации (ТП). Преподаватели многих дисциплин на своих уроках или лекциях широко используют наглядные изображения, играющие определенную роль в педагогическом процессе. Эти наглядные изображения не только облегчают понимание и усвоение учащимися рассуждений и выводов преподавателя, но, что особенно важно, они способствуют формированию у школьников пространственного представления изучаемых соотношений элементов чертежа. В такой форме материал запоминается прочнее и с большей пользой. С другой стороны, верный чертеж и точное графическое представление условия задачи помогают найти ее правильное решение.

Под графическими преобразованиями информации мы понимаем наглядные изображения (чертежи, схемы, графики, таблицы и др.), посредствам чего осуществляется преобразование информации, ее компактная запись. Графические преобразования информации находят широкое применение в практике преподавания и обучения, где используются для более четкого, обзорного владения содержанием. Графическое преобразование информации используется как в процессе передачи знаний, так и в ходе усвоения их, как способа фиксирования изучаемого материала и как средства систематизации и обобщения пройденного. Тем не менее, весь потенциал этого познавательного средства находит недостаточное применение в школьной действительности.

Широкие возможности графических преобразований информации определяют наличие различных способов использования их в процессе изучения школьных предметов. Так, любая школьная дисциплина характеризуется рядом особенностей и предполагает включение учащихся в многочисленные виды специфической деятельности: наблюдение за ходом эксперимента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач, составление и изучение схем, оперирование понятиями на основе специфической предметной символики и графики, графическое моделирование и др.

Основным содержанием большинства дисциплин школьного курса являются системы предметных понятий и связанных с ними умений. Процессы усвоения и запоминания будут намного эффективнее, если оперирование ими будет осуществляться преимущественно на графическом и символическом уровнях, так как активизируется познавательная деятельность, что способствует развитию абстрактного (символико-графического) мышления. По мере углубления и расширения знаний и способов действий у учащихся формируется соответствующая данному предмету картина окружающей действительности. Старшеклассники усваивают не просто содержание отдельных понятий, но и их теоретическую систему, базирующуюся на четком представлении их структуры. Наиболее рационально структура теоретических знаний раскрывается с помощью графики и графических преобразований информации.

Включение старшеклассников в графическую деятельность, с нашей точки зрения, по отражению основного содержания изучаемого материала и по оперированию им, в немалой степени способствует системному усвоению основ науки. Это объясняется тем, что средствами графического преобразования информации можно обзорно и компактно представлять систему понятий (предметов) и их отношений, показать генетические связи между различными объектами, отразить их классификации, что весьма характерно для изучения многих дисциплин школьного курса. С другой стороны, вооружение учащихся графическими методами системного отражения содержания учебного материала открывает огромные возможности не только для активной работы по усвоению понятий и теорий, но и для творческой деятельности старшеклассников по переработке и применению полученных знаний.

Выделим уровни владения техникой построения и чтения графических преобразований информации (ТП): А (низкий) - слабое владение техникой по строения и чтения графического преобразования информации; данный вид деятельности осуществляется с помощью учителя; низкий уровень владения знаниями и умениями по технике преобразования и чтения графической информации; В (средний) - проявляется относительную самостоятельность при овладении техникой построения и чтения графического преобразования информации; требования учителя выполняются охотно,, построение и чтение графического преобразования информации осуществляется без дополнительной помощи учителя, при этом допускаются некоторые неточности; С (высокий) — хорошее владение техникой построения и чтения графического преобразования информации с проявлением элементов творчества.

Оперирование терминологией в процессе перехода от словесного описания к графическим объектам и наоборот (ГТ). В практике обучения наглядные опоры, средства графического преобразования информации, нашли большое распространение, но их функции до сих пор рассматриваются, в основном, в связи с процессами памяти, усвоением знаний в системе и с сохранением их для последующего воспроизведения, мало используются эвристические возможности графического выражения знаний.

При выполнении действий, направленных на оперирование терминологией в процессе перехода от словесного описания к графическим построениям и наоборот, осуществляемых на основе символических средств (схем, чертежей, схематических рисунков, графиков, символических конструкций и т. п.), отражающих закономерные связи изучаемых природных явлений, особое внимание акцентируется на реализации обобщающих и прогностических возможностей графических средств преобразования информации. Последние определены тем, что выдвижение гипотез и построение предсказаний обычно осуществляется на основе закономерностей, четко выраженных графическими средствами.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия формирования графической культуры старшеклассников