Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ
1.1. Российская государственная политика начала XX века в области эстетического образования и воспитания 18
1.2. История становления эстетического образования студентов в ВУЗах страны 32
1.3. Современные проблемы развития эстетического образования и воспитания в системе высшего образования 53
Выводы по I главе 63
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
2.1. Информационное поле как важное условие становления системы эстетического образования и воспитания студентов 65
2.2. Современный учебно-методический комплект основополагающий развития российского эстетического образования и воспитания на современном этапе 74
2.3. Повышение квалификации преподавателей учебных курсов эстетического цикла - важное условие формирования кадрового потенциала высшего учебного заведения 90
Выводы по II главе 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЯ 115
- Российская государственная политика начала XX века в области эстетического образования и воспитания
- Современные проблемы развития эстетического образования и воспитания в системе высшего образования
- Информационное поле как важное условие становления системы эстетического образования и воспитания студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Динамичные социально экономические и политические процессы, протекающие в современном российском обществе, существенно влияют на решение проблем образования и воспитания. Эти процессы требуют воспитание мыслящей, деятельной, ответственной личности, а также создают предпосылки для проявления личности в качестве субъекта социальных действий и отношений. Задачи совершенствования демократического общества, глубокие инновации по всему полю социально-экономической и духовно-нравственной жизни, размеры преобразований, отражающие все стороны этих процессов, определяются потенциалом человеческого фактора, инициативностью, творчеством и активностью людей, всей системой воспитания и образования.
На современном этапе развития России перед отечественной педагогикой и высшими учебными заведениями стоит следующая задача: подготовка высокообразованных граждан, способных к активной, созидательной деятельности в свободном демократическом обществе. В решении этой задачи все большее значение имеет развитие творческих начал в человеке, способности преобразовать окружающую жизнь. В связи с этим возрастает роль эстетического образования и воспитания. Оно решает задачи формирования эстетических суждений, вкусов, развития внутреннего эмоционального мира молодого человека, служит укреплению сознания, идейной убежденности, развитию всего духовного облика человека. Именно экономическими, социальными, политическими и культурными условиями жизни современного общества и обусловлена задача активного приобщения молодого поколения к сокровищнице мировой культуры и эстетическим ценностям.
В последнее время заметно возрастает потребность российского общества в решении стоящих перед ним духовных задач. В связи с этим растет интерес к проблеме эстетического образования и воспитания, его роли в формировании личности. Путь отступления от демократических начал, пройденный отечественной высшей школой, смена идеологических ориентации, идеологический вакуум, образовавшийся при этом, привели к усилению бюрократии воспитательного процесса, формализму в работе с молодежью, отсутствию творческой самодеятельности, распространению в молодежной среде "двойной морали", нравственной глухоты, дегуманизации поведения и т.д. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой (в основном западной) культуры за счет снижения настоящих культурных, духовных и национальных ценностей.
В этих непростых условиях развития общества система российского высшего образования, как институт социализации молодежи берет на себя функцию эстетического образования и воспитания подрастающего поколения с устойчивой социальной ориентацией, согласуемой с утверждением общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, выступают мерилом продвижения любого общества по пути прогресса, в деле воспитания подрастающего поколения. В этой связи усиливается потребность решения проблем эстетического образования и воспитания российской студенческой молодежи, которая выступает как будущий экономический, социальный, культурный и духовный потенциал своей страны.
Актуальность настоящего исследования определяется изменениями, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества; объективной потребностью современного российского общества в воспитании целостной, гармонично развитой личности; отсутствием в настоящее время единой общепринятой концепции эстетического образования и воспитания в системе высшего образования; внутренним кризисом общества, усиливающимся за счет мощной внешней экспансии ценностей западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции молодежи; сменой идеалов, снижением уровня чувств национальной гордости и патриотизма, падением нравов в подростковой и молодежной среде.
Актуальность исследования усиливается также и новым этапом в современной российской педагогической науке, связанным с объективно-исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблему эстетического образования и воспитания и совершенно новым выходом поисков истинности теорий на определенный историко-педагогический уровень.
Анализ свидетельствует о том, что, к сожалению, современные высшие учебные заведения не всегда располагают в достаточной мере рекомендациями для эффективного использования эстетического воспитательного потенциала в формировании личности современного российского студента. Это, конечно, сложный, неоднозначный процесс, требующий глубокого теоретического осмысления. Следовательно, проблема эстетического образования и воспитания студенческой молодежи, различных его аспектов требует своего решения в контексте с многочисленными философскими, психологическими, юридическими, педагогическими и методическими проблемами образования и воспитания личности, поскольку эстетическое образования и воспитание подразумевает не только нравственную, духовную и моральную, но и политическую, правовую характеристики личности, ее мировоззренческие позиции.
Необходимость обращения к проблеме эстетического образования и воспитания российских студентов в современных высших учебных заведениях связана с недостаточной, на наш взгляд, ее разработанностью. К сожалению, в имеющихся исследованиях многие актуальные проблемы не получили исчерпывающего ответа. Это, по нашему мнению, затрудняет решение данной проблемы в теории и практике работы современных российских высших учебных заведений.
Вопросы эстетического образования и воспитания в конце XX -начала XXI вв. привлекали внимание педагогов, философов, психологов, социологов. Они проявляли тревогу по поводу возрастающей односторонности интеллектуального развития человека, считающего, что сейчас эстетика занимает одно из последних мест по своей значимости, т.е. свысока относящегося к эмоциональной стороне жизни, с пренебрежением смотрящего на искусство и т.д., поэтому многие исследователи обращали внимание на вопросы эстетического образования и воспитания молодого поколения, без решения которых не может быть во всей полноте реализована проблема формирования гармоничной, творчески созидающей личности будущего специалиста.
Философский аспект формирования личности, важный для понимания исследуемой проблемы, раскрывается в работах известных философов и социологов: Л.М.Архангельского, Л.П.Буевой, Р.Г.Гуровой, И.С.Кона /9, 23, 55, 88, 89, 90, 91, 92/ и многих других. При этом аспект формирования эстетической культуры личности более полно раскрывается в работах таких ученых как А.И.Буров, В.В.Ванслов, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Б.Г.Лукьянов, Л.Н.Столович /25, 26, 29, 30, 84, 85,117, 118, 189,190/.
Нами также использовались и общетеоретические работы О.А.Апраксиной, Г.З.Апресян, А.И.Бурова, М.С.Кагана, Н.И.Киященко, Б.ТЛихачева, М.Ф.Овсянникова, Л.В.Печко /7, 25,26, 82„ 79, 80, 81, 115, 116, 143, 149, 150/ и других педагогов, в которых раскрывается эстетико- педагогический аспект проблемы эстетического развития личности. В их работах утверждалось о необходимости усиления гуманистической направленности образования, формирующей общую культуру молодого человека, его эмоции и воображение, ставящей своей целью не просто передачу информации, а развитие личности, ее нравственного самосовершенствования. Современное состояние теории и практики эстетического образования и воспитания, являющейся важной составляющей гуманизации всей системы высшего образования, можно охарактеризовать как кризисное.
Значительный интерес для исследования представили работы, посвященные развитию теории учебно-методического комплекса по эстетическому образованию и воспитанию студентов.
Большой интерес представляют труды Д.Б.Кабалевского, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Б.Т.Лихачева, Т.Я.Шпикаловой /74, 87, 102, 103, 115, 116, 221/ и других известных ученых, обращенные к вопросам теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития.
На наш взгляд интересны научные работы, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам эстетического образования и воспитания, где раскрывается цель, задачи, содержание эстетического образования и воспитания, создан его современный методический аппарат.
Большой интерес для нашего исследования представили также образовательные программы по эстетическому образованию в системе высшего образования (Л.В.Агаджановой, В.В.Заборовой, Н.М.Колесниковой и др.). /2, 66, 86, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 166, 229, 230/
Исследуя состояние эстетического воспитания современных студентов, нами был изучен ряд педагогических исследований прошлых лет, где раскрываются опыт эстетического воспитания в истории советской высшей школы, содержание эстетического образования и воспитания и особенности его формирования у студентов вуза в системе аудиторных и внеаудиторных занятий.
При изучении степени разработанности проблемы, выяснилось, что в последнее время выполнен ряд исследований, в которых рассматривались различные аспекты теории, методики, подготовки кадров будущих учителей в педагогических вузах, развития у студентов эстетического вкуса, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у студентов средствами музейной и народной педагогики, формирования художественных способностей и профессиональных качеств у современных студентов педагогических институтов (О.Г.Литяйкина, С.В.Масловская, Е.И.Радюхина, Е.Г.Трудкова и др.). /113,122,165,204/
Проведенный анализ научной и педагогической литературы свидетельствует о достаточно большой концентрации внимания многих исследователей на самом процессе эстетического образования и воспитания. Однако, без раскрытия организационно-педагогических проблем формирования эстетического образования и воспитания российских студентов в современных высших учебных заведениях, их сути и места в системе образования вообще, без понимания их специфики в тех или иных социальных условиях, результаты использования этой идеи, по нашему мнению, не могут быть эффективными.
Теоретическая разработка проблемы эстетического образования и воспитания подрастающего поколения, осложняется существованием многочисленных суждений, формулировок, определений понятий "эстетическое образование", "эстетическое воспитание", "эстетический интерес" встречающихся в исследованиях и публикациях.
Неоднозначность понимания основных характеристик эстетического образования и воспитания студентов привели на практике к недооценке данной идеи в образовании и воспитании, к ее забвению или неполному использованию в педагогической теории и в учебно- воспитательном процессе высших учебных заведениях России. Ситуация, сложившаяся в современном обществе, назревшая необходимость кардинальных перемен в системе высшего образования, предполагает новые подходы к воспитанию молодежи. Усиливается значение эстетического образования и воспитания подрастающего поколения, которое затрагивает проблемы человеческой природы, сознания человека, человеческого общест а и т.д., а система высшего образования постепенно адаптируется не только к потребностям государства, но и, прежде всего, к разнообразным запросам самой личности.
Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления эстетического образования и воспитания в вузах в современных условиях и обусловили выбор темы настоящего исследования: "Организационно-педагогические проблемы эстетического образования и воспитания студентов в современных условиях России ".
Объект исследования - эволюция идеи эстетического образования и воспитания в отечественной педагогике.
Предмет исследования - организационно-педагогические проблемы эстетического образования и воспитания студентов российских вузов.
Цель исследования связана с анализом процесса возникновения основных концептуальных положений идеи эстетического образования и воспитания студентов в педагогической науке, выявлением и обоснованием проблем эстетического образования и воспитания студентов в формировании гармонично развитой личности в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современных высших учебных заведениях России.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования.
1. Осуществить историко-педагогический анализ и выявить истоки идей эстетического образования и воспитания студентов вузов в учебно-воспитательном процессе.
2. Определить основные проблемы эстетического образования и воспитания в условиях деятельности и реформирования современной системы высшего образования в России.
3. Выделить и обосновать особенности информационного поля как важного условия становления системы эстетического образования и воспитания студентов.
4. Раскрыть современный учебно-методический комплект, являющийся основополагающим развития эстетического образования и воспитания современного студента.
5. Определить роль преподавателя в практике эстетического образования и воспитания студентов
6.Раскрыть основные формы повышения квалификации преподавателей учебных курсов эстетического цикла, как важного условия формирования кадрового потенциала высшего учебного заведения.
Гипотеза исследования. В исследовании мы исходили из предположения о том, что система эстетического образования и воспитания студентов высших учебных заведений будет наиболее эффективной, если:
-базовым условием реализации образовательных и воспитательных задач является создание единого пространства эстетического развития личности;
- потенциал информационного поля поставлен на службу развивающейся личности, как студента, так и преподавателя, функционирует адекватно дидактическим принципам построения эффективного учебно-воспитательного процесса и позволяет реализовать перспективные методы, средства и организационные формы обучения;
- реализуется тесная взаимосвязь предметов гуманитарного цикла;
- структура и содержание учебно-методического комплекса позволяет усилить эстетическую направленность процесса воспитания;
- педагогические кадры ВУЗа, ориентированные на глобальные эстетические ценности, постоянно поддерживают высокий уровень профессиональной компетентности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили известные положения ученых о сущности личности, социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности, а также реализация принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений и учение о социальных функциях обучения и воспитания подрастающего поколения.
Цель и задачи исследования определили следующие подходы к выбору источников:
- изучение научных, педагогических трудов представителей различных направлений и течений в педагогике, в которых идея эстетического образования и воспитания находила свое отражение;
- использование материалов и выводов об историческом развитии проблем эстетического образования и воспитания, полученных другими исследователями;
- использование результатов работ по сравнительной педагогике, дающих возможность не введение значительного количества источников, в частности, официальных документов, материалов, зарубежной научно-педагогической литературы, а опираться на научно обоснованные выводы компаративистов, с учетом специфики настоящего исследования.
Источниками исследования являются, прежде всего, педагогические сочинения, связанные с проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения и принадлежащие видным общественным деятелям и педагогам разных стран, написанные в различные исторические периоды.
Привлекались материалы по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованные в различных педагогических и художественных журналах «Вестник воспитания», «Вопросы воспитания», «Вопросы психологии», «Искусство», «Журнал Министерства народного просвещения», «Мир образования», «Народный учитель», «Русская школа», «Свободное воспитание», «Советская педагогика», «Творчество», «Театр», «Школа», «Художник», и другие.
При проведении нашего исследования использовались и историографические обзоры, библиографические указатели, антологии педагогической мысли.
При этом нами не ставилась сверхзадача - дать исчерпывающий анализ развития педагогических учений по проблеме. Предметом изучения являлась эволюция педагогических знаний об идее эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. Следовательно, в качестве источников избран тот круг авторов и их сочинений, в которых данная идея, а также организационно-педагогические проблемы эстетического образования и воспитания студентов в вузах России нашли свое отражение. Привлечение их для исследования способствовало выявлению идеи, систематизации, обобщению знаний, связанных с ней и ее развитие.
В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов.
1. Самая значительная роль среди них принадлежала различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному. Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи эстетического образования и воспитания в вузах России на современном этапе, выявить ее теоретическое оформление и проявление, критически разобраться в существующих характеристиках эстетического образования и воспитания.
2. Существенная роль отводилась методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции. Они применялись для получения знаний об эволюции идеи, работы над научной информацией, связанной с различными аспектами эстетического образования и воспитания, изложенной в других исследованиях.
3. Использовались противопоставление и контрастирующее сравнение для выявления отличительных признаков явлений.
4. Применялась методика сравнительного анализа, развернутая через описание фактов, их объяснение, сопоставление, сравнение и вывод доминанты.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят, прежде всего, в том, что:
-изучена и проанализирована теория и практика системы эстетического образования и воспитания в России на протяжении XX века по формированию гармонично развитой, духовно-нравственной, образованной и творчески активной личности, как залога будущего процветания общества и государства;
-обоснованы особенности информационного поля в системе эстетического образования и воспитания студентов российских вузов в условиях гуманизации и гуманитаризации системы высшего российского образования;
- определены основные организационно-педагогические условия эстетического воспитания студентов: многоуровневость, непрерывность, преемственность, развивающий и воспитывающий характер;
спроектирована примерная модель эстетического воспитания студентов, учитывающая современные тенденции развития социально-экономических условий;
- на основе многоаспектного анализа и выявленных реальных тенденций определены требования к содержанию эстетического образования и воспитания студентов в соответствии с реформированием высшей школы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями авторов, обоснованностью избранных методов исследования, разнообразием привлеченных источников, использованием научных результатов ранее проведенных в диссертационных исследованиях.
Практическая значимость исследования усиливается в связи с пересмотром идеологических критериев в современных условиях России и выбором целей образовательной и воспитательной деятельности в различных общественных институтах воспитания.
Выявленные в результате исследования организационно-педагогические проблемы эстетического образования и воспитания студентов российских вузов в системе гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной высшей российской школе представляют собой базу для дальнейшей разработки целостной теории и методики эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении курсов лекций по теории и истории педагогики, составлении учебных программ, курсов и пособий непосредственно преподавателям вузов, руководителями высших учебных заведений, студентами педагогических вузов и др.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы в Уральском гуманитарном институте г.Перми. Основные идеи исследования доложены, обсуждены и получили одобрение на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства факультета, на внутриинститутских научно-практических конференциях, на I Всероссийской научно практической конференции "Декоративно-прикладное искусство в контексте культуры XX века".
Результаты исследования подтвердили необходимость создания в Уральском гуманитарном институте лаборатории финифти, новой специальности - искусствоведения и рекомендуют их в массовую педагогическую практику.
Внедрение результатов в практику осуществлялось также путем подготовки публикаций научно-теоретической и научно-публицистической направленности, материалы исследования были внедрены в практику проведения занятий на факультете Декоративно-прикладного искусства в Уральском гуманитарном институте г.Перми. По теме исследования опубликовано четыре работы.
На защиту вынесены следующие положения исследования.
1. Сущность теории и практики эстетического воспитания студентов в условиях развивающего обучения, единого гуманитарного пространства и реформирования российской системы высшего образования состоит в необходимости целенаправленного воспитания целостной, гармонично развитой, духовно-нравственной и творчески активной личности в интересах общества и государства.
2. Воздействие на развитие теории и практики педагогических условий эстетического образования и воспитания студенческой молодежи оказывают исторические условия, в основе которых лежат объективные факторы (государство, как орган политической власти; общественные ценности и интересы; общественный идеал человека) и субъективные факторы (система мировоззренческих взглядов; социальное положение носителей теории и практики, признаваемой ими воспитательный идеал личности).
3. Эстетическое образования и воспитание студентов в новых социальных условиях является сложным интегральным процессом и включает в себя целостное развитие эстетической личности демократического типа с активной гражданской позицией.
4. В системе эстетического образования и воспитания студенческой молодежи в вузах страны все большую роль играет информационное поле, обеспечивающее образовательные и воспитательные потребности всех заинтересованных сторон учебно-воспитательного процесса.
Этапы исследования:
На первом этапе (1993-1995 гг.) были определены исходные позиции исследования: проблема, цель, методология, предмет, методы и задачи; выявлялись ведущие тенденции деятельности высших учебных заведений по эстетическому образованию и воспитанию студентов.
Второй этап (1996-1998 гг.) носил констатирующий поисковый характер. Осуществлялся теоретический анализ и изучение педагогической литературы по интересующей проблеме.
Третий этап (1999-2001 гг.)- завершающий, состоял в интерпретации полученных материалов, выявлении теоретических и практических результатов исследования. Материалы диссертационного исследования дополнялись и по мере необходимости перерабатывались, оформлялось исследование.
Российская государственная политика начала XX века в области эстетического образования и воспитания
Эстетическое образование и воспитание молодежи является составной частью духовной культуры российского общества и разделяет все ее противоречия, проблемы и трудности. К сожалению, в последние годы возникли многие аномальные явления в социальной и духовно-нравственной сфере, которые искажали и деформировали общечеловеческие ценности, принципы нравственности, справедливости, породили социальное отчуждение и аморализм в различных его формах, а расхождение между высокими духовно-нравственными принципами и повседневной реальностью жизни стало просто нетерпимым. Вот почему наряду с различными глобальными проблемами современности, перед нашим обществом встала проблема девальвации духовных ценностей, смещения ценностных ориентации, что все чаще называют проблемой экологии духовной культуры, т.е. проблема эстетического образования и воспитания студенческой молодежи - генофонда России, ее будущего, ее надежды.
Изучение данного вопроса невозможно без ретроспективного анализа развития идеи эстетического образования и воспитания в системе высшего образования в XX веке, который показывает, что определяющее воздействие на ее изменения оказывают социально-политические процессы в том или ином обществе, поэтому историко-педагогическое исследование в данном разделе строится в соответствии с основами социально-политическими событиями в истории России.
Особенность нашего подхода заключается в системном исследовании эволюции изучаемой идеи, ее теоретических разработок, в привлечении ранее полученных результатов изучения проблем эстетического образования и воспитания наряду с введением новых источников, ранее не востребованных историко-педагогической наукой.
Необходимо отметить большой интерес современных исследователей к проблемам становления новой русской культурной традиции к педагогическим изысканиям конца XIX - начала XX века, к роли в этих процессов таких мыслителей как Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и многих других. В своих произведениях они стремятся подчеркнуть стремление к познанию сущности мировой цивилизации, определение места в ней многонациональной и многоконфессиональной России, и самое главное - внимание к проблемам человека, человека как личности. Данный период представляет интерес и для теории и практики эстетического воспитания, а в содержании научных педагогических концепций осуществлялся поиск наиболее эффективных путей и средств эстетического воспитания. В теоретических концепциях конца XIX века, представленных работами В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, четко определено место воспитания в их педагогических системах, а эстетическое воспитание они рассматривали в прямой связи с нравственным воспитанием.
В начале 1890 г. начала работу комиссия по вопросам реформирования гимназического образования /в том числе эстетическое воспитание/. Министерство Народного просвещения принимает меры, которые, по его мнению, должны были изменить преподавание предметов эстетического цикла:
- значительная роль отводилась преподаванию рисования, которое было введено в состав обязательных предметов /1891г./;
- в обязательные предметы был введен также предмет «музыка», при этом считалось необходимым разработать специальную программу музыкального образования, которая начиналась бы с изучения нот, знаков и знакомства с композиторами, а затем переходила бы к теоретическим упражнениям, приобретению навыков в игре / 27, 97-111/;
- рекомендовалось организация и проведение праздников /включая элементы театрализации и концертов/, которые оказывали влияние на развитие духа и характера подрастающего поколения, подготавливали почву для реализации педагогических целей и стремления к искусству.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что государственная концепция 90-х годов XIX века утверждала мысль о том, что учебные заведения должны не только учить, но и воспитывать подрастающее поколение в эстетическом направлении, а Министерство Просвещения признавало праздники, театрализованные представления, концерты, танцевальные вечера и т.д. как нормы эстетической деятельности. В это же время впервые стали обсуждать проблему подготовки квалифицированных преподавателей по предметам эстетического цикла. Таким образом, эстетическое воспитание в этот исторический период перестало занимать второстепенное место в учебных заведениях России.
В начале XX века разработкой эстетического воспитания занимались П.П.Блонский, А. Г. Калашников, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.П. Нечаев, М.Н. Покровский, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин и многие другие, определяя цели и задачи эстетического воспитания, формулируя его принципы и идеи, разрабатывая методику его организации, т.е. вносили большой вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания.
Необходимо отметить, что начало XX века характеризовалось повышением интереса, как российским государством, так и самим обществом к вопросам эстетического воспитания, возрастанием его роли в процессе формирования творческих личностей. При этом, учебные заведения, как правило, не осуществляли полноценного художественно-эстетического воспитания, а формирование разносторонне развитой личности носило образовательный характер, а воспитательные функции были возложены на семью.
Современные проблемы развития эстетического образования и воспитания в системе высшего образования
Необходимо отметить, что проблема эстетического воспитания в современном обществе является одной из наиболее актуальных и важных проблем теории и практики как воспитания вообще, так и всей системы высшего образования.
Одной из насущной современной проблемой развития эстетического образования и воспитания в вузах России, по нашему мнению, является роль и значение эстетической деятельности в формировании будущих выпускников высших учебных заведений, а уже в этой связи «всплывает» проблема выявления понятий и сущности эстетической воспитанности студентов.
Необходимо отметить, что проблема формирования эстетической воспитанности студентов как интегративного качества личности не получила теоретического освещения в научной литературе. Термин «воспитанность» стал использоваться еще А.И. Буровым / 25; 26 / и другими учеными с целью определения эффективности процесса эстетического воспитания.
Проблема комплексного подхода к определению степени эстетической воспитанности студента рассматривается в работах У.Суна, который считает целесообразным выделение следующих основных и взаимосвязанных компонентов воспитанности:
-знания /в области теории и истории искусства и эстетики, знания художественных произведений в различных видах искусства/;
-оценочные эстетические представления /характер эстетических оценок, степень развитости эстетических вкусов и приверженности прогрессивным эстетическим идеалам/;
-особенности поведения в изучаемой сфере деятельности /интенсивность непосредственного приобщения к ценностям искусства и степень участия в художественном творчестве/;
-наличие эстетических аспектов в трудовой, общественной и научной деятельности /194 /.
Продолжили изучение данной проблемы Л.В.Агаджанова /2/, А.И.Самусенко /174/.
Например, эстетическая воспитанность студентов в работе Л.В.Агаджановой исследуется через деятельностный компонент эстетической культуры личности. Причем, ее главными компонентами являются:
-наличие и степень эстетической культуры труда, эстетических аспектов в различных видах деятельности;
-характер и степень развития основных аспектов художественно-эстетической культуры;
-степень развитости эстетических компонентов в повседневной жизни, эстетической культуре быта, поведения и общения;
-интегральные показатели /наличие и направленность/ стремления к красоте как основной и определяющей детерминанты эстетической культуры / 2 /.
Анализируя научно-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что в ней очень часто авторы используют феномен «эстетическая воспитанность» как контекст при анализе проявлений эстетической культуры личности студента.
Критерием эстетической воспитанности является информированность об эстетических явлениях и процессах. Он определяется содержательным компонентом эстетической культуры. Мы считаем, что использование эстетической информации в учебно-воспитательном процессе приводит к обогащению представлений и понятий об искусстве как явлении, обусловленном общественными процессами.
Следующим показателем содержательного аспекта эстетической деятельности является творческая освоенность способов эстетических действий, т.е. невозможно ограничивать содержание эстетического воспитания лишь обогащением суммой знаний по искусству. При этом основными факторами эстетической воспитанности являются умения и навыки отобрать из потока информации подлинно эстетические явления и ценности, которые станут основой убеждений, идеалов, поведения и творческой деятельности студентов.
Следующей современной проблемой эстетического образования и воспитания студентов, по нашему мнению, является проблема эстетической оценки, как критерия эстетической воспитанности. Это понятие вытекает из диалектики субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. При этом, оценка является результатом осознания субъектом определенного объекта или определенной ценности, следовательно, ценность такой оценки являются двумя сторонами единой системы эстетического отношения, где ценность характеризует объект и его отношение к субъекту, а оценка - отношение субъекта к объекту и субъекту.
Исходя из всего вышеизложенного, важно отметить, что в современном высшем учебном заведении эстетическое воспитание должно учить студентов тонкому чувству меры вещей, оценочных пропорций, отношения художественно-эстетических явлений к остальным общественным явлениям и процессам. При этом эстетическая оценка как критерий эстетической воспитанности студентов проявляется в навыке оценки в единстве формы, качества и социальной функции, а также в умении аргументировать эстетическую оценку.
Мы разделяем точку зрения А.Семашко, который считает, что проблема, например, художественного воспитания в вузе соотносится с решением своеобразной двоякой задачи:
-с одной стороны, поднятие уровня эстетической культуры студентов до необходимых требований всестороннего и гармоничного развития;
-с другой стороны, подготовка будущей интеллигенции к активной творческой культурно-воспитательной роли, «сознательному участию в преобразовании мира «по законам красоты» /176, 79/.
В педагогической литературе возникает вопрос о действенно-практическом критерии эстетической воспитанности, в качестве которого выступает эстетическая направленность деятельность.
По мнению Г.И.Щукиной, любая деятельность совершается под воздействием определенных мотивов. Эстетический интерес является движущей силой, энергетическим ресурсом, «под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной /225, 6/.
Мы разделяем точку зрения Е.Г.Трудковой, которая рассматривает эстетический интерес в сфере искусства как изобразительную направленность личности на творческое освоение и созидание художественных ценностей. Стремление заниматься именно данной эстетической деятельностью, сопряженной с активным исследовательским поиском, волевыми усилиями, окрашенной эмоциональным отношением /204,51/.
При этом, показателями эстетической направленности деятельности являются эстетическая потребность, интерес, а также творческая активность.
Информационное поле как важное условие становления системы эстетического образования и воспитания студентов
Информированность, как педагогическая проблема, способствует общественной и профессиональной ориентации, помогает наиболее полному раскрытию природных сил и дарований. Чем глубже познает молодой человек окружающий его мир, больше накапливает знаний, тем обширнее становится информационная сфера, в которую он включен и в которой действует, создавая необходимые условия для своего духовного развития.
Мы разделяем точку зрения И.В.Суколенова, что информация - это отражение фактов в речевом или зрительном выражении, событий, явлений, идей, возникающих в жизни общества. Ее достоинство -объективность, правдивость, оперативность, точность, ясность, выразительность. Информация не просто фиксирует факты, но и анализирует их, используя современную методологию; не только собирает и распространяет сведения о фактах социально-экономической практики, но и отбирает, делает достоянием общества те из них, которые ему нужны для дальнейшего развития /192,3/.
Исследование показывает, что в последние годы в управлении социальными процессами, осуществлении духовного обновления нашего общества, всестороннего развития подрастающего поколения, процесса его адаптации к современным условиям, все большую роль играют все виды информации, образующие так называемое информационное поле (сферу) общества и личности, где определяются следующие виды информации: экономическая, политическая, социальная, научно-познавательная, духовно-нравственная, педагогическая, практически преобразующей деятельности.
В период реформирования российского образования все большее значение в обществе получает педагогическая информация.
Педагогическая информация - это, прежде всего семантическая, то есть смысловая информация. Ей присущи свои специфические особенности, как в общей системе образования и воспитания, так и в ее подсистеме - эстетическом образовании:
А) обращения к новейшим педагогическим методикам и научным разработкам;
Б) непрерывность информирования о передовом педагогическом опыте различных типов высших учебных заведениях страны.
Педагогическая информация представляет собой постоянно обновляющуюся систему сведений о развитии направлений теории, практики обучения и воспитания личности учащегося в сфере гражданских качеств.
Мы вправе говорить, что в новых условиях необходимо на основе глубокого выявления и изучения запросов создавать базу данных и организовывать информационные услуги с учетом объективных и субъективных потребностей, формирующихся в педагогике, хотя это сложнее, но целесообразнее и важнее.
Мы считаем, что мощный современный информационный и интеллектуальный потенциал средств массовой информации обязан быть поставлен на службу системы высшего образования, воспитания гармонично развитой и высококультурной личности.
За последние годы в России резко возрос объем информации. Безусловно, логика развития различных отраслей науки, техники, экономики, культуры не может не отразиться на увеличении объема и учебных знаний, несмотря на жесткость дидактического отбора в них необходимых сведений.
Следовательно, перед современными вузами стоят следующие задачи:
-с одной стороны, научить студентов предохранять себя от больших информационных перегрузок;
-с другой, научит студентов ориентироваться в огромном массиве информации, используя ее себе на благо по воспитанию гармонично развитой и культурной личности.
Мы считаем, что современный преподаватель высшего учебного заведения выступает не столько в качестве передающей инстанции, сколько в роли некоего «дирижера» по отношению к студентам, получающим эту информацию, как взаимосвязь и целостность качеств, способствующих свободному развитию высококультурного члена российского общества. Тем не менее, многое зависит от того, как сами студенты воспринимают информацию: умеют ли они не только усваивать ее, но и трансформировать в «себя».
В результате такого положения определяется две степени информационного понимания в учебно-воспитательном процессе.
Первая степень - когда учащийся изучил определенный вопрос и как будто знает все, что нужно, однако ответить на новый вопрос, относящийся к изученной области, самостоятельно не может.
Вторая степень понимания - когда появляется общая картина и ясное понимание всех связей между элементами полезной информации /192, II.
Следовательно, преподаватель должен научить студентов правильно воспринимать материал, а также навыкам работы с информацией, практическому использованию выделенных из нее полезных сведений, определяющих взаимосвязь всех факторов, формирующих их высоконравственную личность.
К современным средствам массовой информации относятся периодическая печать, радиовещание, кино, телевидение, аудио-, видео продукция. Особенность средств массовой информации - обеспечивать быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации среди численно больших аудиторий, в том числе подрастающего поколения.