Введение к работе
Актуальность исследования и постановка проблемы В начале XXI столетия одной из основных задач образовательной практики и актуальной проблемой педагогики продолжает оставаться нравственное воспитание учащихся Недостаточный уровень воспитанности школьников, отсутствие у них потребности в освоении духовно-нравственных ценностей, в овладении культурой поведения отмечают многие отечественные педагоги: ЕП Белозерцев, Е В Бондаревская, А П Валицкая, Г Н. Волков, В В. Колпачев, В А Сластенин, Е Н Шиянов и др
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена, во-первых, особенностями современной социокультурной ситуации в мире, России и на Северном Кавказе, во-вторых, теоретической необходимостью в разработке концепции нравственного воспитания в процессах реформации российской школы, в-третьих, - необходимостью целенаправленно организованной работы по нравственному воспитанию старшеклассников
В настоящее время не уделяется должного внимания приоритетам нравственного воспитания, тем более не определена его этнокультурная обусловленность менталитетом, нравственными традициями и современной практикой народа. Воспитание в национальной школе не может осуществляться без сопряжения культурных ценностей участников межэтнического диалога, при которых личность обретает общественный и этнический статус, определяет отношение к культуре, национальным традициям, нравственным ценностям этнического и общечеловеческого характера
«Национальная доктрина образования Российской Федерации» (1998) декларирует задачу современной системы образования, которая призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России Из этого следует, что содержание образования и воспитания, весь педагогический процесс должны быть проникнуты этими идеями
Формирование личности предполагает освоение культурных ценностей, вхождение в мир науки, приобщение к прогрессивным традициям народа, различным формам его жизнедеятельности, социализацию индивида, в перспективе — формирование человека - носителя культуры, духовно-нравственной личности, готовой к самостоятельной жизни, созиданию и творчеству Реализация такого принципиального подхода в целом к педагогическому процессу позволяет обеспечить преемственность культурно-образовательных традиций, самобытность народа и в то же время — ориентацию воспитания на диалог культур, на взаимодействие и сотрудничество с людьми - носителями различных культур, на выработку прочных нравственных убеждений и соответствующего поведения
В условиях современной российской действительности учащиеся наиболее полно осваивают базовые культурные ценности в процессе поликультурного образования и воспитания Как показали исследования НВ Бордовской,
Ю С Давыдова, В В Макаева, А А Реана, Л.Л. Супруновой и др , поликультурное воспитание включает в себя, преимущественно, освоение системы культурных ценностей различных народов, в том числе этнических меньшинств, ценностей, способствующих сохранению культурной идентичности различных народов, их взаимодействию, сотрудничеству. Такое воспитание ориентирует на развитие планетарного мышления школьников, осознания принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем Оно удовлетворяет потребность молодого человека в обогащении опыта духовно-нравственных отношений, приобщает к пониманию гуманно-демократических принципов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой Овладение общечеловеческими ценностями, нравственным опытом осуществляется в процессе постижения культурных ценностей, которые содержатся в нравственных константах менталитета своего народа, своей нации, своей Родины
В современном обществе назрела необходимость использования позитивного опыта гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сложившихся в результате длительного сотрудничества народов, с целью создания условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности школьников Сказанное в полной мере относится к воспитанию в учебных заведениях Кабардино-Балкарской Республики (КБР) Выявление этнических особенностей воспитания учащихся школ КБР связано с решением региональных проблем образования, возникающих как противоречие между общественной потребностью в новых формах, методах и средствах духовно-нравственного воспитания, обусловленных национальной культурой, с одной стороны, и отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок образования учащихся, базирующихся на этнопедагогическом фундаменте, с другой стороны
Необходимо отметить, что главным идеологическим положением государственной концепции развития образования в 2000 — 2010 гг. является идея воспитания предприимчивого человека, способного выживать собственными силами. Однако в ней отсутствуют положения о духовно-нравственном воспитании, в том числе, о развитии чувства коллективизма, о необходимости следования прогрессивным национальным традициям в формировании нравственно целостной личности В качестве одного из источников и средств воспитания предлагается глобальная система Интернет как способ общения людей, хотя традиционно существуют и сегодня должны быть переосмыслены или вновь найдены другие - культурно-исторические, социально-психологические, антропологические — источники и средства повышения уровня нравственной культуры, нравственного совершенствования личности учащихся. Сказанное в полной мере относится к национальной школе Северного Кавказа
Педагогический процесс в школах Северо-Кавказского региона требует учета социокультурной ситуации в национальных республиках — гармоничного сочетания культуры предков, национальных обычаев и традиций с достижениями мировой культуры Наиболее благоприятные педагогические условия развития
личности, формирования ее духовности и нравственного облика создаются в культуротворческой школе Как убедительно показала философ и педагог, член-корреспондент РАО А П Валицкая, в такой школе
- синтезируются психолого-педагогический, культурологический,
философский подходы к образованию,
культура рассматривается не как отдельный учебный предмет, а целостное образовательное пространство, в котором осуществляется становление личности, способной к культурному творчеству,
образовательный процесс строится в логике становления личности, а возрастные этапы формирования личности определяются характеристиками образа мира, особенностями развития психики и интеллекта младшего школьника, подростка, старшеклассника, в том числе, - особенностями нравственной мотивации поведенческих актов,
такая школа рассматривается не просто как особый тип учебного заведения, а как система принципов построени
данная школа отвечает задачам модернизации образования при условии сохранения и развития ее национально особых мировоззренческих гуманистических оснований
Культуротворческая школа предполагает соотнесение гражданской общероссийской и этнической самоидентификации личности учащихся В такой школе на правовой основе осуществляется переход от культурного тоталитаризма к новому пониманию федерализации образовательного пространства в многонациональном государстве (В К Шаповалов и др.) В педагогическом процессе культуротворческой национальной школы Северного Кавказа учитывается связь этнических культур с культурой русского народа и мировой культурой.
На протяжении веков жизнедеятельность горских народов связана с реализацией нравственных принципов «адыгэ хабзэ» и «тау адет» (горской этики), составляющих часть культуры этих народов и руководством к организации честной и справедливой социальной реальности, достойного образа жизни в соответствии с духовно-нравственными ценностями своего народа, его историческим самосознанием и религиозными убеждениями
В научно-педагогической литературе недостаточно освещена проблема нравственного воспитания учащихся старшего школьного возраста Тем более, в ней отсутствует анализ системы нравственного воспитания в национальной школе культуротворческого типа В данном диссертационном исследовании в фокусе внимания именно эта возрастная группа- старшеклассники, — поскольку это завершающий этап нравственного педагогического воздействия школы Здесь можно проанализировать результаты и, опираясь на этот анализ, предложить целостную модель нравственного воспитания Особенности этого возраста заключаются в том, что именно в этот период совершается профессиональное самоопределение личности, ее непосредственная встреча с социальным заказом- обращенность в будущее, построение жизненных планов есть основная проблема жизни старших школьников Решение этой задачи
связано с развитием самосознания, с пониманием своих способностей, возможностей и целей, со способностью к нравственной рефлексии собственных поступков и действий, осознанием их мотивов и следствий Иными словами, социокультурное самоопределение старшеклассников непосредственно связано с нравственной культурой личности Формирование готовности к жизненному самоопределению — основная задача старшей школы, которая должна обеспечить достаточно высокий уровень и устойчивость ценностных представлений, духовно-нравственной воспитанности, развитие чувства национального достоинства, волевой сферы, самостоятельности и ответственности личности
Формирование нравственно целостной личности учащихся культуро-творческих национальных школ требует учета менталитета народов, т е специфики их духовной жизни, мировоззренческих представлений, традиций, нравственных установок, особенностей мышления и поведения
Высокая социальная значимость нравственного воспитания предопределила интерес к этой проблеме в современной гуманитарной науке, обращающейся к вопросам теории и практики образования
Гуманистическая парадигма образования и воспитания (Ш А Амонашвили, М М Бахтин, Е В. Бондаревская, Б С Гершунский, В Е Гурин, Б Т Лихачев, В М Монахов, Н Д Никандров, В А Сластенин, В К Шаповалов, Е Н Шиянов и др) требует концептуального обновления и уточнения ряда положений теории воспитания, в том числе, - исследования особенностей формирования нравственно целостной личности старших школьников в педагогическом процессе, осуществляемом в национальной культуротворческой школе
Отдельные аспекты нравственного воспитания учащихся рассматривались в работах И А Арабова, А Ю Белогурова, К И Бузарова, А П Валицкой, Г Н Волкова, Ю В. Громыко, Н Г Емузовой, Л Л Супруновой, Е Е Хатаева, И А Шорова и др
Пересмотр и разработка новых целевых, содержательных и технологических аспектов формирования нравственно целостной личности в условиях культуротворческой национальной школы определяет необходимость и значимость настоящего исследования Его актуальность обуславливается и рядом конкретных обстоятельств во-первых, необходимостью научного переосмысления деятельности школы по нравственному воспитанию старшеклассников в контексте новых социальных и культурно-образовательных реалий, во-вторых, необходимостью реализации нравственного воспитания в школе через сопряжение федерального, регионального и национально-регионального компонента, а также включения учащихся в активную самостоятельную социально-культурную деятельность в процессе изучения дополнительных предметов школьного компонента (резьба по дереву, чеканка, филигрань, национальная хореография, овладение игрой на разных музыкальных инструментах и т д )
Поиск различных путей решения названных выше проблем связан с необходимостью выделения и формулирования противоречий, характерных для процесса нравственного воспитания учащихся, в том числе старшеклассников, в культуротворческои национальной школе Важнейшими из них, на наш взгляд, являются следующие противоречия
между общественными требованиями к личности старшего школьника и его собственными интересами,
между новыми явлениями общественной жизни, с которыми сталкиваются старшеклассники, и недостатком у них знаний и жизненного опыта,
между интеллектуальной, эмоциональной, нравственной природой старшеклассников, предполагающей целостное развитие, и узкой, односторонней направленностью педагогического процесса, ориентирующегося преимущественно на учебные цели,
между «вербальным» характером воспитания учащихся, которое выступает как главное средство, и необходимостью их активного включения в разностороннюю духовно-нравственную деятельность, в ходе которой обнаруживается несостоятельность воспитания, опирающегося, в основном, на вербальные формы педагогического воздействия,
- между возрастающей ролью учебных предметов гуманитарно-
художественного цикла регионального компонента учебного плана старших
классов общеобразовательной школы и увеличением количества учебных
часов, отводимых на профильные дисциплины,
между необходимостью освоения этнокультурных ценностей, способствующих формированию национального самосознания, и отсутствием целенаправленной системы его формирования,
между разрозненностью воспитательных мероприятий в школе и целостностью жизнедеятельности воспитанников,
между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели нравственного воспитания, и недостаточной разработанностью современных технологий этого воспитания в национальной школе
С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы теоретические основания, педагогические условия и реальные возможности целенаправленного формирования нравственно целостной личности старшеклассника в культуротворческои национальной школе'' Необходимость разрешения названных выше противоречий, недостаточная научная разработка данной проблемы, ее значимость для образовательной практики определили выбор темы диссертационного исследования. «Нравственное воспитание старшеклассников в культуротворческои национальной школе»
Цель исследования: разработать концепцию нравственного воспитания старшеклассников в условиях культуротворческои национальной школы и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объектом исследования явился педагогический процесс в культуротворческои национальной школе как особом социокультурном институте общества и государственном образовательном учреждении
Предмет исследования - система нравственного воспитания личности старшеклассника в культуротворческой национальной школе
Цель исследования, его объект и предмет определили следующие задачи диссертационной работы:
1 Определить эволюцию понятия «нравственное воспитание» в истории и современности педагогической науки и образовательной практики
-
Дать анализ основных концепций культуроориентированного образовательного процесса, определить особенности культуротворческой модели в этнорегиональных условиях
-
Построить систему принципов конструирования процесса нравственного воспитания и его особенности в старших классах национальной культуротворческой школы
4 Выявить и экспериментально проверить эффективность нравственного воздействия народной нравственно-эстетической системы «адыгэ хабзэ» и «тау адет», а также материалов истории культуры КБР
5. Определить и экспериментально проверить приемы и формы работы, позволяющие интегрировать в общий процесс нравственного воспитания учащихся воспитательные возможности их самостоятельной трудовой культуротворческой деятельности
6 Подготовить апробированные на практике научно-методические рекомендации по эффективному нравственному воспитанию учащихся старших классов в культуротворческой национальной школе
Гипотеза исследования Процесс нравственного воспитания старшеклассников в условиях культуротворческой национальной школы будет эффективным:
если целенаправленно и методически последовательно обеспечивать интеграцию содержания дисциплин федерального и национального компонентов государственного образовательного стандарта,
если в воспитательной работе систематически учитывать своеобразие духовного опыта учащихся, связанное с особенностями менталитета народа, который они представляют, и с этой целью в национально-региональный компонент включить новый предмет, содержащий изложение нравственно-эстетической системы, этического кодекса народа (для Кабардино-Балкарии -«адыгэ хабзэ» и «тау-адет»),
- если обеспечить гармоничное сочетание, интеграцию вербальных
форм воспитательного воздействия и самостоятельной культуротворческой
деятельности учащихся при освоении ими дисциплин дополнительного обра
зования и начального профессионального образования,
- если обеспечить разнообразие и разносторонность деятельности уча
щихся (под руководством и самостоятельной) в условиях сетевой кооперации
школ и других образовательных учреждений
Методологической основой исследования явилась совокупность следующих положений
1) на общенаучном (философском) уровне
диалектическое единство общего, особенного и единичного, объективного и субъективного в изучении фактов, явлений, теорий,
понимание нравственности как аспекта духовности, как особой сферы личностного сознания, как единства материального и идеального, культурного и религиозного, рационального и иррационального, земного и космического,
системный подход, основанный на идее целостности личности и образовательного процесса, на детерминантно-генетическом анализе целей, содержания и основных направлений развития общественных явлений,
- аксиологический подход, предполагающий рассмотрение личности,
ее нравственной культуры и образования в ценностном аспекте,
- парадигмальный подход в понимании процессов модернизации отече
ственного образования,
2) на уровне педагогической науки
- обусловленность возникновения и развития педагогических концеп
ций социально-экономическими, политическими, культурными и религиоз
ными факторами развития общества,
связь теории и истории педагогики с историей общества и современностью,
понимание коллектива как субъекта жизнедеятельности и социализации личности члена общества,
- единство внешних воздействий на личность и внутренней готовности
личности к самосовершенствованию
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие
сущность педагогического процесса (Ю К. Бабанский, Д А. Белухин, В П Борисенков, Н В Бордовская, Р Г Гурова, В В Краевский, Б.Т Лихачев, Н Д Никандров, И П Подласый, А А Реан, В А Сластенин, Т.А Стефановская, В А Сухомлинский, А А Фролов, В К Шаповалов, Е.Н Шиянов и др ),
процесс нравственного воспитания и его особенности (Ш А Амонашвили, Н И Болдырев, А.В Беляев, О Ю. Богданова, Э П Козлов, А С Макаренко, И С Марьенко, А В Мудрик, Л И Новикова, Л И Рувинский, Л М Фридман, И Ф Харламов, М И. Шилова, Н Е Щуркова и др ),
обусловленность духовно-нравственного развития личности социально-экономическими, культурными и религиозными факторами (А Ю Белогуров, Е В Бондаревская, А П Валицкая, А Н Джуринский, В И Додонов, Н Г Емузова, В И Загвязинский, В А Караковский, Л Л Супрунова, С А Смирнов, Ю С Тюнников, Г Н Филонов и др ),
влияние культурно-исторических традиций на формирование базовой культуры подрастающего поколения (М Ю Айбазова, И А Арабов, ХХ-М Батчаева, БХ Бгажноков, Г.Н Волков, Б С Гершунский, М Б Гуртуева, М Г Загазежев, А Э Измайлов, А С Койчуева, А Б Панькин, К Б Семенов, Е В Хатаев, И А Шоров и др ),
открытость образования как ориентация на создание школы, не
зависящей от политических и идеологических приоритетов и обращенной к гуманным общечеловеческим ценностям (ДА Белухин, ЕП Белозерцев, Ю В Громыко, С Е Егоров, Н И Капустин, Г.Б Корнетов, В В Кумарин, 3 И Равкин, Л Л Супрунова, Ф А Фрадкин и др ),
историко-педагогический процесс (М В Богуславский, В В Веселов, Б Л Вульфсон, Л Н Исаев, П А Лебедев, В В Макаев, З А Малькова, Л В Образцова, М Г Плохова, В Г Пряникова, А И Пискунов и др),
психологические основы обучения и воспитания (Б Г Ананьев, А Г Асмолов, Л И. Божович, Л.С Выготский, А Н Леонтьев, А В Петровский, К К Платонов, Д И. Фельдштейн, П.М Якобсон и др)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
-
теоретические анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме, анализ нормативных документов и материалов федеральных, республиканских и местных органов образования,
-
общенаучные обобщение, классификация, систематизация, сравнение, системный анализ, изучение, обобщение и осмысление передового и собственного педагогического опыта, моделирование содержания воспитания,
-
эмпирические опытно-экспериментальная работа в естественных условиях, включавшая констатирующий эксперимент, преобразующие педагогические ситуации, поддающиеся объективным оценкам (измерениям); систематическое и целенаправленное наблюдения за деятельностью учащихся и учителей, анкетирование, собеседование, письменный и устный опрос учащихся, анализ продуктов детского творчества
Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы Министерства образования и науки РФ, Министерства образования КБР, труды отечественных и зарубежных ученых, педагогическая периодическая печать, словарно-справочная литература
Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе республиканской гимназии-интернат №1 (г Нальчик, КБР), а также в культуротворческих общеобразовательных учреждениях, вошедших в сетевую кооперацию санаторно-лесные школы №№ 1, 2 г Нальчика, средняя общеобразовательная школа № 5 г. Нальчика, средняя общеобразовательная школа №4 г Нальчик, детский дом с. Кременчуг-Константиновское КБР, средняя общеобразовательная школа с Хабез Карачаево-Черкесской Республики, средняя общеобразовательная школа № 1, 2 с Анзорей, КБР, лицей-интернат г Сухуми Республики Абхазия, музыкальная школа г. Черкесска Карачаево-Черкесской республики
Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетирования и тестирования 468 учащихся старших классов разных лет обучения; личный опыт работы соискателя в качестве директора республиканской гимназии-интерната №1 и доцента кафедры педагогики и психологии КБГУ
Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в теоретической и практической разработке модели культуротворче-
ской национальной школы, системы нравственного воспитания учащихся старших классов культуротворческой национальной школы, в разработке программ нравственного воспитания старшеклассников и содержания учебных программ по дисциплине «Адыгский этикет и тау адет», в организации и непосредственном участии в опытно-экспериментальной работе с учащимися и анализе ее результатов, внедрении авторских методик в образовательную практику, в организации сетевой кооперации культуротворческих школ Северного Кавказа
Организация исследования и его этапы Исследование проводилось в течение семи лет (2000 - 2007 г г ) и осуществлялось в несколько этапов
На первом этапе (2000 — 2002 г г ) осуществлялось осмысление проблемы исследования, разработки его методических и теоретических основ, была сформулирована проблема, определялись объект и предмет, цель и задачи исследования, формировалась гипотеза исследования и разрабатывалась теоретическая модель нравственного воспитания и критериев оценки воспитанности старшеклассника в практике работы культуротворческой национальной школы, анализ литературы по проблеме, разрабатывалась методика экспериментальной части исследования, выявлялись предварительные результаты
На втором этапе (2003 - 2005 г г) уточнялись методы исследования, апробировались исходные теоретические положения, проводился формирующий эксперимент на основе разработанной модели и адекватности ей программ педагогической деятельности, выявлялись условия, определяющие эффективность содержания и организации жизнедеятельности юношей и девушек.
На третьем этапе (2005 - 2007 гг) завершалась опытно-экспериментальная работа, обобщались ее результаты, выявлялась динамика в уровне воспитанности старших школьников Полученные результаты внедрялись в практику в целях корректирования экспериментальной примерной программы нравственного воспитания учащихся, подводились итоги опытно-экспериментальной работы, делались теоретические обобщения и выводы Оформлялась рукопись диссертации, проводились апробация и внедрение полученных результатов в практику
На защиту выносятся следующие положения:
-
Становление гуманистической (культуроориентированной) парадигмы образования - основное направление развития отечественной школы, предполагающее конструирование образовательных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание школьников
-
Концепция и модель культуротворческой национальной школы реализует идеи личностной направленности образовательного процесса, единства обучения и воспитания, конструирования целостного образовательного пространства школы по принципу «расширяющейся ойкумены», на путях интеграции дисциплин федерального, национально-регионального и школьного компонента, содержательного взаимодействия дисциплин естественно-
научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Единство образовательного пространства школы реализуется в целевой и проблемно-тематической общности учебных занятий, работе творческих студий (начальное профессиональное образование) и внеучебной деятельности школьников, имеющей нравственно воспитывающие цели.
3 Система нравственного воспитания старшеклассников строится как сочетание вербальных методов воспитания в процессе изучения дисциплин федерального и этнорегионального компонентов государственного образовательного стандарта с эмоционально-чувственным способом воздействия, реализуемом в формах внеклассной и внешкольной работы, в процессах вовлечения учащихся в активную самостоятельную культуротворческую художественно-эстетическую деятельность (резьба по дереву и работа с металлом, хореография и вокал, изготовление и игра на разнообразных музыкальных инструментах и т д )
4. Эффективной формой нравственного воспитания является погружение ребенка в мир народной этико-эстетической традиции «адыгэ хабзэ» и «тау адет» (эта дисциплина включена в национально-региональный компонент образовательной программы)
Научная новизна исследования:
1. В контексте становления гуманистической парадигмы личностно -и культуроориентированного образования, которая приходит на смену сциентистской школе технократического типа, в работе предложена инновационная модель культуротворческой национальной школы, развивающейся эволюционным путем Ее образовательная программа, сохраняя основы ныне существующей системы, предлагает новые принципы конструирования личностно ориентированного, целостного образовательного процесса, органичным элементом которого являются национальные традиции, особенности этнической культуры народов региона в их взаимосвязи с культурой России и мира
2 В исследовании предпринята новая и продуктивная попытка построения системы нравственного воспитания в условиях культуротворческой национальной школы, предложены основные принципы ее конструирования на антропо-психологическом основании, в соответствии с био-психо-духовной структурой личности и особенностями возрастных этапов становления ее нравственной культуры
3. В исследовании впервые конкретизируется принцип «расширяющейся ойкумены» в организации образовательного пространства школы, используя нравственно-воспитывающий материал традиционной адыгской этики -«адыгэ хабзэ» и «тау адет», которая вводит старшеклассников в мир «ближней культуры» В соответствии с современными условиями жизни народов Кавказа в работе конкретизированы основные положения горской этики и предложены возможные пути его интеграции с другими этнорегйональными и школьными дисциплинами (родной язык, родная литература, история родного края, география родного края) Здесь предложен диалогический алгоритм сравнительно-сопоставительных, синхронно-диахронных связей с инокуль-турным (русским, мировым) опытом
-
Идея соответствия содержания образовательных программ особенностям возрастного развития, тому образу мира и человека в нем, который изменяется по мере образовательного движения ребенка, конкретизирована и обогащена в анализе нравственного содержания художественно-эстетической деятельности (дополнительное начальное профессиональное образование)
-
Существенно новый и продуктивный подход демонстрирует данное диссертационное исследование в части аналитики возможностей совместного действия вербальных и невербальных методов нравственной педагогики, которые не только дополняют и усиливают друг друга, но и дают новый качественный результат в формировании нравственной культуры старших школьников
-
Организация сетевого взаимодействия, установления региональных и межрегиональных связей школ культуротворческого типа, характерные для открытой, саморазвивающейся системы, будут существенно способствовать становлению нравственности гражданина, человека культуры, активного созидателя культуры общества демократического типа
Теоретическая значимость результатов исследования:
-
Расширено представление о социокультурной актуальности и особенностях нравственного воспитания в этнорегиональных условиях, предложена система нравственного воспитания в алгоритмах культурного становления личности В соответствии с идеей единства онто - и филогенеза выделены особенности возрастных образов мира и человека в нем, образы которые с неизбежностью содержат аспекты нравственного мироотношения
-
В работе дан системный анализ и описание тех объективных социокультурных факторов, которые препятствуют полноценному нравственному воспитанию современной молодежи, обоснована необходимость создания на данном этапе культуротворческой школы нового типа, опирающейся на современную парадигму личностно и культуроориентированного образования, сохраняющей при этом основу ныне существующего типа общеобразовательного учреждения
-
Выделены основные характеристики национальной культуротворческой школы а) сопряжение дисциплин федерального и этно-регионального компонентов, б) обогащение этнорегионального компонента предметом, основанным на нравственных принципах «адыгэ хабзэ» и «тау адет», в) введение дисциплин дополнительного образования и начальной профессиональной подготовки культуротворческого характера, г) интеграция вышеназванных дисциплин с дисциплинами федерального и национально-регионального компонента
-
Доказано, что эффективное нравственное воспитание учащихся культуротворческой школы успешно осуществляется именно в процессе комплексного, диалогического освоения нравственных ценностей родной (национальной), общероссийской (русской) и мировой культуры, причем особую роль в этом процессе играет реализация воспитательного потенциала народной этико-эстетической системы народов республики («адыгэ хабзэ» и «тау адет»)
При этом интегрированные культуротворческие уроки-практикумы являются оптимальной организационной формой использования воспитательных резервов, включая воспитанников в их самостоятельную трудовую художественно-эстетическую деятельность, которая расширяет культурный кругозор старшеклассников, содействует их социальной адаптации, профессиональной ориентации и, главное, — их нравственному воспитанию
5 Раскрыты дополнительные возможности нравственного воспитания в условиях «сетевой кооперации» общеобразовательных учебных заведений, когда сочетаются социокультурная, творческая деятельность учащихся на уроках-практикумах с их деятельностью индивидуальной или коллективной, самостоятельной или под руководством преподавателей в учебное и во внеучебное время
Практическая значимость исследования
Разработанная система нравственного воспитания в условиях нового типа современной культуротворческой национальной школы реализована в гимназии-интернате №1 и проходит апробацию в других общеобразовательных учебных заведениях Кабардино-Балкарии Практика функционирования этой системы свидетельствует об эффективности современной культуротворческой школы в общем решении задач обучения, воспитания и развития, успешного осуществления нравственного воспитания учащихся, в частности
Успешное функционирование в течение многих лет данной школы и других школ, объединяемых под ее эгидой в сетевую кооперацию, награды, поощрения, медали, завоеванные учащимися, а также свидетельствуют о безусловной практической значимости исследования
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на современные методологические положения научного исследования социальных явлений, использованием комплекса общенаучных и специальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследовательского поиска, достаточной длительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного видов анализа, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных положительной оценкой воспитательной и образовательной работы школы со стороны местных, республиканских и центральных органов управления образованием, позитивными отзывами средств массовой информации республики и других регионов о работе гимназии-интерната и других учебных заведений, в которых была реализована предложенная модель современной культуротворческой национальной школы и система нравственного воспитания старшеклассников
Апробация и внедрение результатов исследования Результаты и выводы исследования докладывались и получили одобрение на III (2001 г) и IV (2004 г.) Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру» (г Пятигорск), на Международной конференции «Ребенок в современном мире Культура и детство» (2003 г, г. Санкт-Петербург), на Международном фестивале-конференции «Авторская школа
«Эврика-2003»» (2003-2006 гг, г Москва), на первом Всероссийском съезде методистов и учителей-словесников (2003 г., г. Санкт-Петербург), на Всероссийской конференции по проблемам нравственного воспитания (2003 г, г. Москва), на Всероссийской конференции «Диалог в образовании» (2002 г, г. Санкт-Петербург); на межрегиональном семинаре «Модель культуротвор-ческой школы» (2002 г, г Санкт-Петербург), на межрегиональном семинаре Северо-Западного отделения РАО по проблемам культуротворческой школы (2001 г, г Санкт-Петербург), на научно-практической конференции «Ребенок в современном мире» при РГПУ им А И Герцена (2001 г, г Санкт-Петербург), на межвузовской научно-практической конференции по вопросам нравственного воспитания при КБГУ (2005 г, г Нальчик), на научно-практических конференциях преподавателей КБГУ по итогам научной работы за 2004-2006 гг (г Нальчик), на научно-практической зональной конференции по проблеме «Совершенствование подготовки педагогических кадров в системе непрерывного образования» (2003 г, г Нальчик), на занятиях теоретико-методологического семинара членов кафедры педагогики и психологии КБГУ (2003-2006 гг ), на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, посвященных вопросам теории и методики нравственного воспитания (2003-2006 гг, г Пятигорск), на заседаниях кафедры педагогики и психологии КБГУ, посвященных вопросам теории и методики воспитания, на заседаниях коллегии Министерства образования КБР (2002, 2003, 2005 гг), на межрегиональном семинаре по проблеме сетевой кооперации культуротворческих школ (2005 г , г Нальчик), на традиционных августовских учительских конференциях, проводимых Министерством образования КБР (2001-2006 гг), на всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 2007)
Полученные диссертантом выводы были учтены при разработке Министерством образования КБР национально-регионального компонента учебных планов культуротворческих школ (2003-2004 гг) и инструктивно-методических писем по совершенствованию воспитательной работы в школах Республики (2005 г), при составлении документов о сетевой кооперации культуротворческих школ Северо-Кавказского региона (2005 г ), в процессе проведения практических занятий по педагогике со студентами КБГУ, ПГЛУ, КЧГУ
Публикации: по теме диссертационного опубликовано 42 работы (97,6 п л), в том числе 2 монографии, 7 учебно-методических работ, 33 статьи, из них 5 статей опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК
Объем и структура диссертации. Структура диссертации отражает логику научного поиска и результатов исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (340 наименований) Общий объем рукописи составляет 388 страниц