Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой Морозова Екатерина Юрьевна

Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой
<
Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Морозова Екатерина Юрьевна. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Морозова Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2009.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1770

Содержание к диссертации

Введение

1 Глава. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания в философской и психолого — педагогической литературе

1.1. Философские и психолого-педагогические основы нравственного воспитания 14

1.2. Добро и зло в структуре личности 32

1.3. Кукла как неотъемлемая часть культуры человечества 49

1.4. Педагогический потенциал игр с куклами в воспитании доброты 70

Заключение к главе 87

Глава 2. Педагогический потенциал кукол при воспитании доброты у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Анализ состояния проблемы воспитания доброты в педагогической практике дошкольного учреждения ( материалы констатирующего эксперимента) 91

2.2. Экспериментальная работа по внедрению в воспитательно — образовательный процесс игр с куклами как средства воспитания доброты (материалы формирующего эксперимента) 104

2.3. Результаты формирующего эксперимента (материалы контрольного эксперимента) 132

Заключение 144

Список литературы 147

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатические чувства. Вместе с тем, сегодня существует много факторов, которые негативно влияют на нравственное развитие личности. Экономическая нестабильность рождает в людях неуверенность в завтрашнем дне, требует огромной затраты сил на добывание средств существования, от чего люди испытывают постоянное беспокойство, нервозность, срывы, злобу. Отрицательно влияет на развитие гуманных чувств и положение в мире, который охвачен состоянием бесконечной войны. Люди испытывают постоянный страх за свою жизнь, обостренное чувство опасности. В связи с этим растет озлобленность, жестокость, агрессивность, отчужденность людей. Доброта перестает быть значимым качеством личности. Все это провоцирует культурный кризис в обществе, снижение уровня нравственной образованности, воспитанности.

Особую актуальность приобретает социально-педагогический аспект обсуждаемой проблемы: необходимость исследования путей возрождения общечеловеческих нравственных ценностей на современном этапе развития образования и педагогики с учетом особенностей их становления на ранних этапах возрастного развития.

Особое место среди личностных качеств, которые формируются в дошкольном детстве, занимают нравственные - доброжелательность, тактичность, толерантность, эмпатня, умение учитывать позицию участника диалога и т. п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит его адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры.

Проблема добра и зла относится.к числу «вечных» проблем, она всегда волновала человечество именно потому, что лежит в основе взаимоотношений между людьми, а также является исходным в личностной нравственно направленной характеристике развития. При этом следует заметить, что в мировой философской и психологической литературе мы чаще встречаем теоретические исследования, рассуждения по поводу природы добра и зла и их значения для социального развития человечества.

В ряду зарубежных исследований следует отметить работы Э.Фромма, Ж.Пиаже, Л.Кольберга, 3.Фрейда, К Хорни, К.Рождерса и др., которые, рассматривая природу человеческой психики, ставили добро и зло центральными понятиями этического компонента личности.

Среди отечественных исследователей следует выделить С.-П.Рубинштейна, который рассматривал добро и зло, как ведущий стержень

построения взаимоотношений людей и формирования у самого человека отношения к себе. При этом ученый считает добро и зло «функциональными характеристиками» личности, а не ее структурными компонентами. Важными для нашего исследования являются и следующие положения современных исследователей: нравственное начало в личности формируется в результате переживаний, в борьбе мотивов, в процессе выбора стиля поведения, его конвенциональных норм. Через призму «добро-зло» происходит оценка других людей и себя.

Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления и методологического обоснования проблемы исследования сущности и механизма формирования доброты как основы нравственности человека, как интегративного качества. В разработку данного направления большой вклад внесли работы исследователей середины XX века - В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, С. А. Козловой, И. А. Княжевой, С. Г. Якобсон и др. Но, несмотря на довольно большой список ученых, изучавших разные составляющие процесса формирования понятий «добро» и «зло», мы не можем не отметить, что необходима корректировка, как теоретических, так и практических позиций с учетом идеологической картины современного общества, уровня нравственного развития его членов, достижений дошкольной педагогики и психологии. Практически все исследователи уделяли внимание методологии, феноменологии, и значительно меньше - экспериментальному изучению этого серьезного явления. Еще в меньшей степени изучена данная проблема в педагогике, которая призвана отвечать на вопрос: «Как воспитывать человека, чтобы в его ценностные ориентиры естественно входило понятие добра?».

И начинается этот путь уже с малых лет, с дошкольного детства. Поэтому на современном этапе перед педагогами и родителями встает задача развития важного для детей качества - быть добрым. В мире столько лжи и фальши, насилия и жестокости, безразличия и грязи, что добро постепенно уходит из жизни человека как «атавизм» нравственности. Проблема нравственного воспитания дошкольников всегда представляла значительный интерес для отечественной науки и практики. В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, проявления доброты, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. Игра чаще всего немыслима без игрушки. Тема игрушки как условия возникновения и развития игр и значение игрушек в воспитании дошкольников достаточно полно представлены в искусствоведческих, психологических, педагогических

исследованиях (Е.В.Князева, О. Поликарпова," В. Ф. Сахарова, А. А. Анциферова, О. К. Васильева, Е. А. Коссаковская, В. В. Абраменкова, Г.П Локуциевская, В.И. Пряхин и др.).

Особое место среди игрушек занимает кукла, она создана по образу и подобию человека, является его изображением и поэтому интересна ребенку. Эта функция игрушки позволяет воссоздавать различные жизненные ситуации, которые наблюдает или в которых участвует дошкольник. Пока ребенок играет, подобные ситуации являются фотографическим изображением действительности в виде негатива, но постепенно они переносятся в реальные условия в виде позитива. Чувства, которые рождаются в играх с куклами, становятся ведущими во взаимоотношениях с людьми.

Известно, что куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла, имитирующая определенную профессию; кукла - воин, охотник, родитель, герой произведения, супермен и пр. Образ младенца вызывает естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, то есть повторить реальную жизненную ситуацию. Кукла - сверстник является другом, партнером и «провоцирует» формирование диалога. Вместе с тем, не каждая кукла является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла - монстр будит в ребенке агрессивность, охотник - желание выследить добычу, супермен может рождать вседозволенность и т. д. Все это, безусловно, требует педагогического внимания, а иногда и корректировки.

Изучение массовой практики свидетельствует, что потенциальные возможности разных кукол, игры с ними, как позитивные, гак и негативные, недооцениваются, недостаточно представлена работа по ознакомлению с куклами (функциями, возможностями ролевого поведения с их использованием), «очеловечиванию» игрушек этого вида. Не разработана методика переноса сформированных в играх качеств дошкольника на реальные жизненные ситуации. Все сказанное определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.

Таким образом, возникают противоречия, суть которых заключается в следующем:

Между теоретически обоснованными феноменологическими характеристиками понятия «добро» и недостаточностью разработки современных функциональных методик, направленных на организацию процесса нравственного развития ребенка-дошкольника.

Между необходимостью особого педагогического внимания к воспитанию у дошкольников гуманных чувств (доброты, отзывчивости, понимания) и психологической неадекватностью средств, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточным

использованием ведущей деятельности детей этого возрастного периода. Между функциональными возможностями кукол разного вида и отсутствием соответствующих методик воспитания и обучения, дифференцирующих их влияние на нравственное развитие детей дошкольного возраста. Указанные противоречия обусловили выбор проблемы исследования, которая формулируется следующим образом «Могут ли быть использованы игры с куклами как средство нравственного развития дошкольников? Какие виды кукол целесообразно использовать для организации игр нравственного потенциала?».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель воспитания у детей доброты средствами игр с куклами.

Объект исследования - нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Предмет исследования - процесс воспитания доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Гипотезы исследования:

  1. Доброта у дошкольников формируется в совокупности эмоциональных, когнитивных, конатнвных и креативных сфер и проявляется через отзывчивость, сочувствие, бескорыстное конкретное действие в пользу другого. Доброта зарождается в эмоциональной сфере личности, проходит через когнитивную сферу, «обрастая» знаниями, оценками, переходит в конативную сферу, закрепляясь в личности и становясь одной из ее характеристик, в креативной сфере доброта субъективируется, приобретая индивидуальность и неповторимость.

  2. Использование игр с куклами в педагогическом процессе может стать эффективным средством воспитания доброты у старших дошкольников, если:

использовать куклы, способствующие возникновению игр, требующих проявления доброты;

применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую четыре направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы», взаимоотношения с людьми;

включать в педагогический процесс задания, которые позволят осуществить перенос доброты, возникающей в играх с куклами, в реальные жизненные ситуации.

Задачи исследовании:

1. Определить и теоретически обосновать возможности игр с куклами в

нравственном развитии дошкольника.

  1. Раскрыть понятие доброта применительно к детям старшего дошкольного возраста; выявить педагогический потенциал кукол в воспитании доброты.

  2. Разработать и экспериментально проверить модель включения куклы в педагогический процесс, способствующую формированию у старших дошкольников доброты.

  3. Разработать методику, помогающую ребенку воспринимать куклу как образ человека.

Методологической її теоретическими основами исследования являются:

- современные философские концепции формирования личности:
единство сознания и деятельности, добро как основная категория этики;
воспитание и развитие в воспитательно-образовательном процессе,
личиостно-ориентированный, деятельностнып и культурологические
подходы к организации воспитания и обучения детей (Р. Г. Апресян, А. А.
Гусейнов, С. И. Варюхина, Е. В. Золотухина - Аболина)

- исторические и этнографические теории об игре и игрушке как
неотъемлемой части культуры человечества (Н. С. Александрова, Ю. О.
Голубева, Е.В. Князева);

- психологические и педагогические теории игры (Д. Б. Эльконнн, Е. А.
Аркин, Р. И. Жуковская, Н.Я. Михайленко);

- отечественные пенхолого-педагогнческие теории о структуре нравственных качеств детей дошкольного возраста, принципах и методах их формирования у детей дошкольного возраста (А. М. Виноградова, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, С. А. Козлова, Д.В. Менджерицкая).

Методы исследования: теоретический анализ философских, педагогических, психологических исследований, публикаций в периодических изданиях, педагогической документации; наблюдения; педагогические ситуации: естественные и специально моделируемые; беседы с детьми и взрослыми; анкетирование родителей и воспитателей, эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЦО «Гамма» №1404 ВАО и ДОУ №1444 СВАО города Москвы с 54 детьми старшего дошкольного возраста.

Исследование проходило с 2003 по 2009 годы и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2003 - 2005гг.) - изучение и анализ философской, педагогической и психологической литературы по теме исследования, анализ современного состояния проблемы.

Второй этап (2005- 2007гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития доброты у дошкольников, разработка технологий использования куклы как средства воспитания доброты, проверка их эффективности.

Третий этап (2007 - 2009гг.) - осуществление теоретического осмысления полученных результатов, обобщение и систематизация полученных данных, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.

Няучная новизна заключается в следующем:

- дана характеристика понятия «доброта» применительно к детям
дошкольного возраста и с учетом современной социальной ситуации их
развития как совокупность аффективной сферы (эмоциональные реакции на
проявление доброты, стремление выразить свое отношение к происходящим
событиям); когнитивной сферы (знание смысла понятия «доброта»,
проявление готовности к установлению доброжелательных отношений с
окружающими); конативной (преобладание в поведении альтруистической
мотивации, умение замечать трудности, возникающие у других людей,
оказание им реальной помощи), креативной сферы (проявление
самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций, необычных
способов оказания помощи);

- обоснован феномен куклы как педагогического явления; разработана
модель включения куклы в педагогический процесс, затрагивающая четыре
направления работы дошкольного учреждения: формирование знаний и
интереса к кукле (представления об истории и разнообразии кукол),
взаимодействие с куклой (игры с куклами, кукла - участник занятий и
режимных процессов), деятельность «ради куклы» (оборудование места для
кукол, создание костюмов, обучение и воспитание образов, которые
воплощают куклы), взаимоотношения с людьми (перенос способов
проявления доброты на окружающих людей).

Теоретическое значение - расширен возрастной диапазон при обосновании возможности формирования понятий «добро-зло». Расширены научные представления о возможности нравственного развития и формирования доброты как личностного качества в дошкольный период. Обоснована возможность и целесообразность использования «материальных опор» в формировании личности ребенка, показано, что одной из таких опор для детей дошкольного возраста может служить кукла. Подтверждено значение игры и конкретно игры с куклами в формировании нравственных качеств личности ребенка.

Разработаны принципы отбора кукол (простота, многофункциональность, безопасность, эстетичность, жизненно - правдивый образ человека, эмоциональность, широкие игровые свойства, прочность), Выделены и обозначены критерии (эмоциональная, когнитивная, конативная, креативная сферы) и показатели (эмоциональные реакции на проявления доброты, чуткость, доброжелательность в отношении с окружающими, альтруистическая мотивация в поведении, отзывчивость, оказание помощи, способность урегулировать конфликтные ситуации) проявления доброты дошкольниками. Теоретически обоснованы рекомендации по организации педагогически значимых игр с куклами.

Практическая значимость - содержащиеся в диссертационном исследовании рекомендации по обогащению воспитательно-образовательного процесса педагогическими технологиями использования кукол в воспитании доброты у старших дошкольников могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждении. Материалы исследования могут быть включены в содержание лекции по педагогике для студентов педагогических институтов, колледжей, для слушателей курсов повышения квалификации дошкольных работников.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Применительно к детям дошкольного возраста под добротой понимается комплексное нравственное качество личности, включающее в себя отзывчивость, сочувствие, бескорыстное действие в пользу другого с проявлением творчества и самостоятельности.

  2. Доброта у дошкольников проявляется в совокупности сфер: аффективной (эмоциональные реакции на проявление доброты, стремление выразить свое отношение к происходящим событиям); когнитивной (знание смысла понятия «доброта», проявление готовности к установлению доброжелательных отношений с окружающими); конативной (преобладание в поведении альтруистической мотивации, умение замечать трудности, возникающие у других людей, оказание им реальной помощи), креативной (проявление самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций, необычных способов оказания помощи).

  3. Доброта зарождается в эмоциональной сфере личности, проходит через когнитивную сферу, «обрастая» знаниями, оценками, переходит в конатпвную сферу, закрепляясь в личности и становясь одной из ее характеристик, в креативной сфере доброта субъективируется, приобретая индивидуальность и неповторимость.

  4. Кукла является выразителем определенного человеческого образа, имеющего свой характер, который может влиять на выражение ребенком чувств, переживаний, стимулировать проявление положительных или отрицательных чувств, отсюда исходит важность руководящей роли педагога, который помогает ребенку присвоить определенные модели поведения, включающие проявление доброты.

  5. Для воспитания доброты важно, чтобы образ куклы соответствовал психолого-педагогическим требованиям и возрастным особенностям детей, возникновению игр, требующих проявления положительных нравственных качеств.

  6. Наиболее эффективна модель использования куклы в педагогическом процессе, включающая в себя четыре направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле (представления об истории и разнообразии кукол), взаимодействие с куклой (игры с куклами, кукла - участник занятий и режимных процессов), деятельность ради куклы (оборудование места для кукол, создание костюмов, обучение и

воспитание образов, которые воплощают куклы), взаимоотношения с

людьми (перенос способов проявления доброты на окружающих

людей). Именно такая модель воспитания приведет к развитию

доброты как интегрального нравственного качества.

7. В модели использования куклы в педагогическом процессе ведущим

компонентом является игра, которая создает возможности для

реализации чувств, подражания, упражнения и взаимодействия с

другими детьми. Игры с куклами дают ребенку практику поведения,

способствующую уточнению представлений о доброте, упражнение в

способах проявления доброты.

Достоверность и обоснованность основных результатов исследования

обеспечивается научной методологией и теоретическими положениями,

составившими его основу; использованием взаимодополняющих методов

исследования, адекватных его цели, предмету и задачам; комплексным

анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение осуществлялись на заседаниях кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ (Москва 2004 - 2009 гг.), на научно-практических конференциях: «Особенности педагогического процесса в современном детском саду» (Москва, 2005 г,); «Проблемы и перспективы дошкольного образования» (Москва, 2006 г.); «Подготовка детей к школе: традиции и современность» (Москва, 2006 г.); «Современные дошкольники - дети нового поколения» (Москва, 2007 г.); «Современный ребенок в системе современного образования» (Москва, 2009 г.); на международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» (Москва, 2007 г.); на методических объединениях преподавателей педагогики колледжей г. Москвы (март 2005 г.; апрель 2009 г.); на методическом семинаре преподавателей колледжа (ноябрь 2005 г.).

Структура и объем работы. Диссертация объемом 165 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 214 источников и 13 приложений. В диссертации имеются 20 таблиц.

Кукла как неотъемлемая часть культуры человечества

Реальная оценка человеком себя и других, его мотивы, цели и ценности, во многом связаны с ориентацией на Добро и Зло как нравственные характеристики личности. Добро и Зло могут быть оценены только в сопоставлении друг с другом.

В этике добро и зло рассматриваются как нормативно — оценочные категории морального сознания. Они в предельно обобщенной форме обозначают, с одной стороны, должное и нравственно — положительное, т. е. благо, добродетель; а с другой - нравственно - отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, т. е. порок.

Философские категории «Добро» и «Зло» вводились в человеческую культуру Востока и Запада с момента появления письменных источников. Предшественник Конфуция Лао - цзы выдвинул много теоретических понятий, в том числе «Добро» и «Зло». Он считал, что обе стороны рассматриваемых философских категорий противостоят друг другу, но в тоже время существуют и взаимно переходят друг в друга. По мысли Лао-цзы добрый человек является учителем недоброго, но со своей стороны недобрый может предохранить доброго от ошибок, поэтому каждая сторона играет свою роль, и ни одной из них нельзя пренебрегать.

В последующем осмысление категорий Добро и Зло представлено в трудах Конфуция [82]. Важнейшим понятием конфуцианской этики было понятие «гуманность». Она достигается путем нравственного самоусовершенствования. Именно в учении Конфуция было обозначено золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не делаешь себе». Добродетель — центральное звено этики Конфуция и своего рода главнейшая характеристика. «Добро» проявляется в том, чтобы «создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать». Кроме того, к добродетелям у Конфуция и его последователей относится необходимость каждого человека давать оценку самому себе, своим действиям и поступкам, контролировать их.

Формирование представлений о добре и зле в античной культуре связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки. Добро и Зло являются основными ориентирами человеческого поведения, человеческого счастья и несчастья. К числу важнейших добродетелей Сократ относит знание. Знание стимулирует достижение истины, а истина есть «добро», поэтому мудрец не способен на зло.

Сенека [158] считал, что добродетельным- является тот, кто противостоит изменчивой судьбе, сохраняя нравственную целостность.

Представления о Добре и Зле в период христианства базируются на достижениях античных философов. В то же время христианская этика к важнейшим добродетелям относит терпение, непротивление злу, устремленность к духовному. Заслуга христианской нравственности состоит в сосредоточенности на внутренней жизни человека, пропаганде «личных» добродетелей — сочувствия, милосердия к ближним, развития навыков самоанализа и самодисциплины.

Философы XVII - начала XIX в. ввели понятие «права человека». И. Кант [69] подчеркивал, что человек должен уважать чужие права. А. Шопенгауэр [199], развивая концепцию Канта, предлагал изучать реальные причины добрых и злых поступков, рассматривал волевую регуляцию, мотивы и ценности, толкающие личность в ту или иную сторону поведение человека, и тем самым, предлагал подвести под этику базу психологического исследования. Новые представления о добродетелях возникли у людей, живущих по канонам буржуазной морали, когда в конкурентной борьбе за место под солнцем каждый должен рассчитывать только на себя. Главнейшей добродетелью делается способность человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Отечественные философы в своих исследованиях показали, что у русского1 народа было свое специфическое отношение к категории «доброта». Так, например, Н. О. Лосский [101] в работе «Характер русского народа» отмечал, что к числу первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Русский народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужествен, но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственною мягкостью. Доброта русского человека свободна от сентиментальности,, т.е. от наслаждения своим чувством, она есть непосредственное принятие чужого бытия в свою душу и защита его; как самого себя. Специфика5 моральных требований- по О. Г. Дробницкому [45] состоит в том; что человек должен отказаться от каких-то удобств, выгод или удовольствий, обладающих для него непосредственной притягательностью, ради ценностей более высокого порядка, к которым относится и доброта.

Педагогический потенциал игр с куклами в воспитании доброты

Кукла, Барби - символ: ХЖ века;. самая? продаваемая? и самая/ интернациональная:. Кукла: Барбт появилась в 60 — х гг.. прошлого века и сильно отличалась от всех ранее, выпускавшихся: кукол. Во — первых, была найдена удачная величина куклы (она не:очень большая: и:не пупсик, детям очень удобно? играть с ней); во — вторых, Барби была задумана: как-образец женской красоты (у нее красивое: лицо, волосы, тело); в: - третьих,, у нее могут сгибаться- руки: и ноги, чего: нет у большинства: других кукол; в -четвертых, ее важным отличием от остальных кукол является наличие груди, т. е. половых признаков взрослой девушки. Красивые куклы были: и раньше (например; фарфоровые куклы); однако; обычно они стоили дорого и были недоступны для« большинства детей. Барби стала «массовой» куклой; с которой можно было играть так, как хочется; не боясь, ее: испортить.. Она привлекательна,еще: потому, что в магазинах для Барби можноікупить много разной и красивой одежды и менять, ее по? желанию ребенка. Во многих странах выпускается журнал «Играем с Барби», который: выполняет обучающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьеви встретить гостей и т. д.

Г. F. Ершова; отмечает, что для полноценного формирования ребенка кукла и кукольные домики должны иметь современный дизайн, быть изготовлены из новых материалов и технических элементов.. Они должны нести все сведения о научно-техническом и культурном прогрессе, иначе у ребенка вынуждено формируется: неадекватнаякартина мира. Вісвязи с этим,. идеально; разработанным; (с точки зренияс адаптивно. — потребительского; общества) выглядит комплекс кукольной жизни, Барби: Однако этот автор отмечает его недостатки, утверждая, что- комплекс, изначально абсолютно; исключил ориентировку на эволюционно - прогрессивное интеллектуальное развитие ребенка (как творческое, так и аналитическое)..

В:. К. Лосева и А; И- Луньков положительно относятся к. этот кукле; и считают, что Барбт способствует освоению? такой важной; части женской роли, как; роль «красавицы»; Барби позволяет девочке осуществить свою мечту стать не:толькоіматерью ной принцессойи встретить своего принца; Ал Bi Bt Абраменкова; [2] считает, что; обладая куклой Барби,, девочка воображает себяне мамощ укачивающейдитя; а горничной, ухаживающей за своей госпожой убирающей ее домшшриводящейк; ней бой-френда; Вї связи с:этим: архетип :материнства;незаметно подменяетсяіархетипом блуда.

Обвинения; предъявляемые. Барби: Слишком много у нее вещей (слишком обеспеченная, богатая): Слишкомоформленное у нее.тело, из чего вытекает «бездушность». Кукла Барби несет западныйобраз;жизни. Детские психологи, в частности Е. О. Смирнова [160]; отмечают, что Барби; для ролевой игры.; неудачна, так каккукла для игры; должна бытьменее завершенной;. бо лее располагающей к заботе и уходу. Это должна, быть кукла ребенок, чтобы, ее можно было кормить, ухаживать за ней, любить ее. Кукла Барби не годится для того, чтобы, за ней ухаживали, гуляли с ней, укладывали ее спать. Она самодостаточна. Ее можно только- одевать — раздевать пользоваться той мебелью, которая; к ней прилагается; А к ней все прилагается — вплоть до мужчины.

Достоинства Барби: кукла открыто и приветливо улыбается каждому. Она может быть принцессой, официанткой, играть в теннис, в любом амплуа она остается самой собой. Любое дело она будет выполнять спокойно, с улыбкой и достоинством. Переход в официантки не отменяет достоинства, которые имела принцесса. А ведь.именно это отличает героинь классических волшебных сказок: пастушка или принцесса, девушка остается доброй, отзывчивой, трудолюбивой, жизнерадостной.

В отличие от взрослых у Барби всегда есть время и силы на то, чтобы все сделать спокойно, она не нагрубит, не ударит, не оскорбит. Лицо Барби выражает то внутреннее состояние, которое хотят видеть наши дети. Спокойную улыбку, уравновешенность, уверенность, ласку, мягкость.

Барби - кукла - подруга, светская девушка. Она позволяет ребенку моделировать взрослый тип социальных отношений. Игра, в принцессу требует большей фантазии, чем в бытовую жизнь. Чтобы играть в дом и семью, нужно просто иметь такой опыт. Чтобы играть в.принцессу, нужно уметь представить целый мир, в котором она живет с другими персонажами.

Барби (по мнению специалистов фирмы «Маттел») — хороший пример для детей: ведет здоровый- образ жизни; легка на подъем, общительна, доброжелательна, заботлива, бодра.

Барби учит всех простым, но очень важным вещам: что семья есть главная ценность, что каждый должен найти сою индивидуальность, что любой образ, стиль жизни имеет правона существование, что можно стать тем, кем хочешь, и добиться успеха, что можно гармонично соединить работу и любовь, что разрушение есть часть жизни, а война есть зло.

С лета 2001 года начался выпуск куклы Bratz. Bratz - это забавные куколки с большими головами и огромными глазищами. Слово «brats» - это производное от английского слова обозначающее «избалованные дети». Принято считать, что Bratz — это некий «ответ» Барби, новый «молодежный» этап в кукольном мире. Bratz — это модные, стильные подростки, которые популярны во многих странах. Их целевая аудитория — девочки 8 — 13 лет. Куклам - девушкам присущи яркий макияж и «вызывающе — сексуальный» наряд. При этом любая кукла этого бренда, даже та, которая изображает ребенка — дошкольника, несет образ «модного» подростка.

Экспериментальная работа по внедрению в воспитательно — образовательный процесс игр с куклами как средства воспитания доброты (материалы формирующего эксперимента)

После данной работы ребята стали чаще использовать кукол в своих играх. Им было дано задание - поговорить с родителями, бабушками и дедушками об их любимой кукле. Выяснилось, что любимыми куклами бабушек и мам были куклы — младенцы. Ребята узнали, что их родители очень бережно обращались.с куклами, ухаживали за ними, организовывали различные игры, где кукла выступала в роли ребенка. Некоторые куклы родители сохранили. Из бесед с мамами выяснилось, что дети проявили интерес к игрушкам, в которые играли родители. Дети попросили для организации своих игр использовать игрушки, в которые играли их родители.

Данная работа позволила сблизить родителей и детей, дала возможность организовывать совместные игры с куклами, доброжелательнее относится друг к другу. Кроме этого, были созданы истории о куклах группы, которые позволили привлечь внимание детей к «забытым» куклам (Приложение №11).

Для контроля поведения детей в группу приходила кукла — носитель особого отношения, к детям (Приложение №13). Данная кукла отмечала добрые дела детей и порицала ребят за негативные поступки. Эта кукла являлась носителем особого отношения к детям, поэтому к ней предъявлялись следующие требования: 1. Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо. 2. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25 - 35 минут. 3. Он обладает волшебной способностью: знает все обо всем, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т. п.) 4. Он любит всех детей группы, радуется их добрым и хорошим поступкам.

Ребята радовались появлению куклы, всегда с нетерпением ждали ее прихода, старались поделиться с ней своими совершенными добрыми поступками. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Катя и Егор дружно играли, Даня помог товарищу, Артем поделился сладостями и т.п.

Во второй половине дня были организованы игры детей с куклами на следующие темы: «Новоселье кукол», «Больница для кукол», «Детский сад для кукол», «Снимаем кино про кукол», «Служба спасения», «Путешествие кукол», «Куклы в ресторане». Основной целью данных игр являлось упражнение детей в совершении добрых дел. В игре «Новоселье кукол» протокол №11 от 23.10.04 ребята обустраивали жилище кукол, учитывая их характер, возраст, интересы. (Каждая кукла группы получила свое имя, так как имя- служит знаком личности, и свою» «биографию»). В ходе игр были использованы естественные и специально моделируемые1 проблемные ситуации, в которых дети должны были сделать правильный выбор. Все ситуации были направлены на изменение желаний.ребенка. В процессе игры дети сумели отстаивать свой взгляд на жилище кукол, научились уступать друг другу. Куклы были очень довольны своими новыми квартирами и поблагодарили всех детей.

Однажды в сарае ребята обнаружили старую куклу (см. протокол № 12 от 02.11.04), благодаря этому в группе организовали игру «Больница для кукол». Найденную куклу вымыли, «вылечили», причесали, надели новое платье и поселили в группе. После этого эпизода ребятам было предложено провести диспансеризацию всех кукол. Ребята взяли на себя роли врачей -специалистов, а куклы были их пациентами.

Для кукол - малышей был организован в группе детский сад, где куклы имели возможность получать воспитание и образование см. протокол №14 от 18.11. 04. В ходе игр на тему «Детский сад» ребята часто использовали фрагменты занятий, бесед, игр, которые проводились с ними. В ходе наблюдения за играми детей было отмечено, что у кукол дети пытались воспитывать доброту. Это можно было увидеть в следующих моментах: дети поставили кукол в круг с целью передачи добра друг другу через ладони, ребята пересказывали куклам рассказы о доброте, призывали кукол стремиться всегда делать добрые дела.

В начале декабря (см. протокол №17 от 07.12.04.) ребятам было предложено снять фильм про кукол, где бы игрушки выполняли роль актеров. Сюжет «фильма» дети придумывали сами, но им была дана установка на то, чтобы фильм был о доброте. Дети решили снять фильм о заболевшей кукле, которую сумели вылечить не только благодаря. надлежащему уходу, но и доброте, которую проявляли все действующие лица. Мама и бабушка отвлекали куклу от грустных мыслещ папа тут же поехал за врачом, врач очень нежно лечил больную. А когда кукла поправилась, был организован праздник, на который пригласили всех участников.

В конце декабря (см. протокол №19 от 24.12.04.) была организована игра «Служба спасения». Основной целью данной игры было привлечение мальчиков в игры с куклами и объединение игр мальчиков, и девочек. Мальчики с удовольствием взяли на себя роли спасателей. А девочки при помощи кукол исполняли роли пострадавших.

При организации и проведении игр мььиспользовали одобрение и похвалу для того, чтобы закрепить проявление у детей доброты. Методы положительной оценки стимулировали поведение детей и заставляли их повторять положительное поведение, которое они демонстрировали в игре и в реальной жизни.

Наблюдение за деятельностью детей и проведение с ними бесед показали, что у всех ребят начали складываться представления о доброте, дети стремились зафиксировать свои добрые поступки, нарисовав рисунок и положив его в коробочку добрых дел, куклы постепенно стали входить в игры детей, но главными участниками игр оставались, девочки. Мальчики, принимавшие участие в играх с куклами демонстрировали отдельные действия, не проявляя бережного и нежного отношения к куклам.

Результаты формирующего эксперимента (материалы контрольного эксперимента)

С целью проверки эффективности разработанной нами методики организации педагогического процесса, основанного на использовании игр с куклами как средства- воспитания доброты, был проведен контрольный эксперимент. Нас интересовало насколько изменились отношения детей друг с другом, с окружающими людьми, к куклам, как часто в отношениях дети стали проявлять доброту. Принимая? во внимание работу, проведенную в рамках формирующего этапа, были определены задачи контрольного этапа:

В ходе контрольного эксперимента были использованы, в основном, те же методы, что и на этапе констатирующего эксперимента: беседы, наблюдения за поведением детей, организация игр и занятий, специально моделируемые ситуации. Данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, говорят в пользу разработанной нами методики. Обратимся к материалам контрольного эксперимента.

С целью выявления у детей уровня сформированности представлений о доброте была проведена игра «Цветок доброты» см. протокол № 42 от 04.09.06. Педагог рисует на доске большой цветок доброты с серединой в виде сердца. Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток. Приведем некоторые ответы детей: Саша Ч. (мне хочется, чтобы все ребята дружили и не ссорились), Саша Ф. (я хочу, чтобы все ребята и взрослые были здоровы и никогда не болели), Антон (я хочу, чтобы мой папа вернулся в семью, младший брат по нему очень скучает), Таня (мне хочется, чтобы папа был 133 добрый: помогал маме, уделял внимание братику), Полина (я. хочу, чтобы в семье все было хорошо: никто- не болел, все жили дружно). Данная игра показала, что желания всех детей имеют направленность на другого, а не на себя. Каждый ребенок давал объяснение своему желанию, тем самым, демонстрируя необходимость.его исполнения.

Кроме этого с ребятами была проведена беседа см. протокол №43 от 06.09.06. Детям был задан вопрос: «Считаешь ли тьг себя- добрым?». Приведем некоторые ответы детей: Антон (я считаю себя добрым, потому что я помогаю бабушке и маме, занимаюсь с младшим братом, дружу с ребятами, играю с ними даже тогда, когда мне не-хочется), Таня (Я добрая; потому что помогаю маме, если у ребят что-то не получается, объясняю, как сделать, делюсь своими игрушками, если-кто-то неправильно-оделся или не смог застегнуть пуговицу, тоже помогаю),- Полина (Я? добрая, потому что делюсь игрушками, помогаю маме по дому, бабушке по огороду. Я даже сама ношу воду в ведрах, чтобы бабушке не было тяжело), Егор (Я думаю, что я добрый, потому что всегда- помогу, кому это нужно, дружно играю, придумываю для ребят игры, играю с девочками), Настя К. (Я не считаю себя доброй, потому что редко помогаю маме, часто ссорюсь с сестрой и с ребятами группы).

На этапе констатации дети демонстрировали отрывочные представления о доброте и часто смешивали эту нравственную категорию с другими. После проведенной работы данные протокола показали, что у детей сформировалось верное представление о доброте. Добрый - это тот, кто делает все, чтобы людям жилось хорошо: помогает другим, делится тем, что у него есть, выручает из беды, защищает слабых. Ребята не только высказывали свои мысли о том, считают они или не считают себя добрыми, но и объяснили почему. Самым ценным в ответах детей было осознание ими того, что совершать добрые поступки трудно, так как иногда приходится отказываться от своих желаний и прикладывать определенные усилия.

После размышлений детей им был задан вопрос: «Для чего нужно быть добрым человеком, если это так тяжело?» Ребята давали следующие ответы: Єаша Ч. (У добрых людей много друзей, и если произойдет беда, то они придут на помощь), Ира (Доброго человека все любят, разговаривают с ним ласковым голосом, ему от этого становится приятно), Вероника (Добрый человек, когда помогает, становится счастливым и радостным). Ответы детей показали, что для того, чтобы у них возникла потребность быть добрым необходимо раскрыть перед ними возможные последствия и перспективы их добрых дел, тогда их нравственное поведение обретет смысл.

В ходе эксперимента мы наблюдали детей в разных видах деятельности: в процессе общения, игровой, учебной трудовой. Мы обратили внимание на то, что в процессе общения у ребят стали проявляться такие положительные качества, как доброжелательность, умение прощать, извиняться. В самостоятельной деятельности дети стали более внимательными друг к другу, научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие вышесказанное. Материалы из протокола №44 от 12.09.06. «Дети рассматривают иллюстрации в книге, Ваня сидит у окна. Саша Ч. Подходит к нему и говорит: «Ваня, чего ты грустишь, пойдем вместе книги посмотрим». Материалы из протокола №45 от 14.09.06. «Заболела помощник воспитателя. Дети предложили воспитателю свою помощь. Ребята распределили между собой работу. Никита переносил посуду, Катя и Аня мыли ее, а Настя протирала столы».

Похожие диссертации на Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой