Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Зябкина Виктория Викторовна

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
<
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Зябкина Виктория Викторовна


Зябкина Виктория Викторовна. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Зябкина Виктория Викторовна;[Место защиты: Курском государственном университете].- Курск, 2012. - 220 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы нравственно-эстетиче-ского воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

1.1. Исторический аспект развития системы нравственно-эстетического воспитания дошкольников

1.2. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе ознакомления с художественной литературой как важнейшая составляющая современного дошкольного образования

1.3. Модель нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

2.1. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы по реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и особенности их организации

2.2. Разработка и реализация программы нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, которые строятся на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

Одним из направлений дошкольного образования является воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.

Исследования, посвященные нравственному и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, являются важнейшим направлением современных педагогических разработок.

Степень разработанности проблемы.

Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В.А. Рыбина, И.С. Сушковой, Е.П. Шевченко.

Эстетическое воспитание, как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.

Вопросы эстетического воспитания затрагиваются в работах Е.Б. Гольмгрен, Г.Л. Ачкасовой; соединение нравственного и эстетического воспитания находит отражение в исследованиях М.Ю. Айбазова, С.Г. Ваниева и др. Исследование А.А. Радугина посвящено развитию эстетических чувств, возникающих вместе с нравственными и обогащающимися за счет последних. С точки зрения данной работы, представляет интерес мнение И.И. Чесноковой, что чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю. В единстве нравственного и эстетического чувств на генетическом уровне уверена В.К. Белобородова, а эмоциональную отзывчивость личности рассматривает лишь как один из путей формирования у нее нравственных качеств. Работы Н.А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей.

Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов,

должна быть направлена на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями (О.Н. Ларионова). Решение вопросов формирования нравственных качеств и овладения ценностями требует разработки специального методического обеспечения.

На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования имеет место противоречие между социальным заказом на реализацию нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса, а также противоречие между педагогической необходимостью решения задач нравственно-эстетического воспитания и отсутствием должного содержания и направленности современной системы дошкольного образования на формирование нравственно-эстетического отношения дошкольника к окружающему миру.

Указанные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки и технологические основы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - нравственно-эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс ознакомления дошкольников с художественной литературой как фактор их нравственно-эстетического воспитания.

Гипотеза исследования - процесс нравственно-эстетического воспитания дошкольников будет значительно интенсифицирован, если:

будет разработана специальная система средств реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;

- будут выявлены и реализованы особенности авторской модели
нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления
с художественной литературой (цель, задачи, подходы, принципы, содержание,
критерии, технологии, условия);

- будут выявлены и опытно-экспериментальным образом апробированы
наиболее эффективные формы и методы формирования у детей дошкольного

возраста нравственно-эстетического отношения к окружающему миру в процессе ознакомления с художественной литературой.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. На основе системного анализа философской, культурологической,
филологической, психологической и педагогической литературы выявить
сущность и содержание нравственно-эстетического воспитания дошкольников
в процессе ознакомления с художественной литературой.

2. Разработать педагогическую модель нравственно-эстетического воспитания
дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (цель,
задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, технологии, условия).

3. Разработать программно-методическое обеспечение реализации
педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в
процессе ознакомления с художественной литературой.

4. Определить условия, необходимые для реализации педагогической модели
нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления
с художественной литературой.

Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о целостном и универсальном познании человека, о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого, а также основные положения философских и педагогических наук о ребенке как субъекте деятельности, о закономерностях общения, о необходимости формирования коммуникативных компетенций в воспитательно-образовательном процессе и способах и методах их осуществления; психолого-педагогические положения о нравственном воспитании как процессе субъектного и творческого воспроизводства нравственности во всех видах социальной деятельности; идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики.

В качестве специальной методологии исследования были избраны деятельностныи, коммуникативный, аксиологический, культурологический подходы к исследованию рассматриваемых педагогических явлений.

Теоретическим фундаментом исследования выступают:

- положения теории личности, деятельности и общения, в частности, идеи
об интегральных характеристиках личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
С.Л. Рубинштейн), положения об освоении деятельности (Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков), ее субъекте (Б.Г. Ананьев,
С.Л. Рубинштейн), индивидуальности и ее развитии (Б.Ф. Ломов,
А.В. Мудрик);

- работы, посвященные дошкольному образованию (Т.С. Комарова,
Н.В. Микляева, В.Н. Карташова, Н.А. Тарасюк, В.Н. Шацких и др.);

культурологические концепции образования (B.C. Библер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко и др.);

- теории инновационных образовательных технологий (А.А. Вербицкий,
М.М. Левина, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.).

В понимании общей культуры человечества особое место занимает эстетическая культура, однако, большинство ученых, занимающихся

проблемами формирования личности, связывают воспитание эстетической культуры ребенка с занятиями эстетического цикла, главным образом - с музыкальной и изобразительной деятельностью (Л.В. Богомолова, М.А. Верб, Т.П. Голубева, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, А.А. Радугин, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин, Н.М. Сокольникова, Л.Н. Суходольская-Кулешова, Е.А. Чичина, Ю.Н. Усов, и др.).

Особое место в исследовании занимают работы, посвященные рассмотрению нравственных основ воспитания (О.В. Крючкова, Л.И. Рувинский, X. Штольц, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-практической и методической литературы в различных сферах гуманитарных знаний; наблюдение; изучение и обобщение передового педагогического опыта; проведение бесед с детьми, педагогами, родителями; изучение и сравнительный анализ детских творческих работ; педагогический эксперимент; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГБОУ детский сад № 2527 г. Москвы; ГОУ «Детский сад № 33» г. Курска, ДОУ № 153 «Солнышко» пос. Мещерино-1 Ступинского района Московской области. Исследование проводилось в несколько этапов:

I. 2004-2006 гг. - знакомство с теоретической литературой по проблеме исследования; разработка общей концепции исследования, определение проблемного поля, основной идеи и направленности исследования, установление ориентиров разработки его теоретической и методологической базы.

П. 2006-2009 гг. - расширение рамок исследования, углубленный сравнительно-сопоставительный анализ проблемы; обоснование методики реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой; разработка учебно-методического обеспечения, направленного на формирование нравственно-эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности.

III.2009-2011 гг. - апробация предложенного методического обеспечения; обобщение, систематизация, описание полученных результатов опытно-экспериментальной работы; оформление теоретических и практических результатов исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна заключаются в следующем:

- в определении ведущих подходов к конкретизации характеристик нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и в рассмотрении особенностей нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;

в создании педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, технологии, условия);

- в разработке программно-методического обеспечения реализации
модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе
ознакомления с художественной литературой;

- в определении педагогических условий, эффективности нравственно-
эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с
художественной литературой.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в выявлении особенностей нравственно-эстетического воспитания
дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;

в разработке задач и содержания нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, учитывающих особенности воспитания и специфику влияния литературно-художественных средств на старших дошкольников;

в уточнении ведущих принципов нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления их с художественной литературой;

в разработке критериев и показателей оценки нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.

Практическая значимость состоит в следующем:

- представлены рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию
дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой,
которые используются в деятельности дошкольных учреждений, а также
применяются при подготовке кадров для данной сферы;

разработано программно-методическое обеспечение процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (цикл занятий в рамках культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» на примере литературного салона и литературно-театрализованных гостиных, авторская программа нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой «О добром и прекрасном», которая была удостоена гранта г. Москвы).

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке, апробации и внедрении основных положений исследования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается надежностью аналитической работы, осуществлением опытно-экспериментальной работы, внедрением результатов исследования в практическую деятельность, опорой на современные достижения теории и методики дошкольного обучения, педагогики, психологии, лингвистики; методами количественной и качественной обработки полученных данных. На защиту выносятся следующие положения.

1. Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшим направлением в системе дошкольного образования. Нравственно-эстетическое воспитание личности - это воспитание, направленное на развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для

формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины.

2. Педагогическая модель нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, условия и др.

Целью нравственно-эстетического воспитания является воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Основными задачами нравственно-эстетического воспитания
дошкольников выступают: формирование системы ценностей, созвучных
внутреннему миру ребенка, а также нравственным и эстетическим критериям;
воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности как
системообразующую основу внутреннего мира ребенка; влияние на
эмоционально-мотивационную сферу ребенка; интериоризация

гуманистических ценностей содержания образования.

Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами художественной литературы являются деятельностныи, коммуникативный, аксиологический, культурологический подходы.

Приоритетными принципами реализации педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой являются следующие:

принцип ценностной ориентации, который предусматривает формирование нравственно-эстетических ориентации, имеющих смысловую жизненную значимость для личности;

принцип адресного подхода указывает на разноуровневую включенность в нравственно-эстетическое воспитание таких факторов, как: семья, ближнее окружение, жизнедеятельность дошкольного учреждения, этнокультурная среда, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями;

- принцип активности, который предусматривает настойчивость и
разумную инициативу в трансформации мировоззрения личности дошкольника
и его ценностных установок, ориентированных на интересы общества;

- принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий
знание истории, способность дорожить историческими традициями своего
народа, сохранять их в памяти.

Содержание нравственно-эстетического воспитания базируется на следующих ключевых компетенциях, которые формируются у дошкольников в ходе ознакомления с художественной литературой: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции.

3. Реализация программно-методического обеспечения, которое положено
в основу педагогической модели нравственно-эстетического воспитания
дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, имеет
свою специфику:

для ребенка важно, что «приносит» художественное произведение с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании;

занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела (т.е. именно занятия детей делом) с детьми. С этой целью необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых художественная литература органично встраивается в деятельность и сопровождает ее естественным образом;

игра остается основным методическим приемом, позволяющим создать проблемную нравственно-эстетическую ситуацию, в которой ребенок не может «отмолчаться»;

ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения с взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольник осознавал цель и конечный результат каждого своего речевого и неречевого действия, испытывал не только желание, но и потребность в усвоении правильных моделей нравственно-эстетического поведения;

- в практике дошкольного образования необходимо гораздо шире
использовать возможности интеграции изобразительной, музыкальной,
театральной и другой деятельности и максимально использовать возможности
интегративного обучения;

- важный момент в реализации нравственно-эстетического воспитания
дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой -
сюжетный способ организации занятий. Занятие представляет собой единую
сюжетную линию, направляемую каким-либо событием: реальным (праздник),
вымышленным, игровым или сказочным, в процессе которого происходит
присвоение нравственно-эстетических норм.

4. Основными условиями повышения эффективности нравственно-
эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с
художественной литературой признаются следующие:

разработка методических рекомендаций для воспитателей разных возрастных групп и родителей воспитанников по формированию нравственно-эстетических личностных качеств детей средствами художественной литературы;

проекция функций искусства на литературу при планировании работы с детьми и отборе содержания художественных произведений для детей разного возраста;

- соотнесение функций художественных произведений с комплексом нравственно-эстетических личностных качеств детей дошкольного возраста, которые могут выступать в качестве интегрированных задач для проведения занятий и литературных гостиных с детьми и оценки результатов воспитательно-образовательной работы в группе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, определены цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» проводится историко-ретроспективный анализ проблемы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников; даны характеристики нравственно-эстетического воспитания как важнейшей составляющей дошкольного образования; представлены нравственные и эстетические категории, составляющие основу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; описана модель нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой (цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, технологии, условия).

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» представлены этапы опытно-экспериментальной проверки программы нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, а также изложены результаты проведенного исследования и даны рекомендации по совершенствования существующей системы нравственно-эстетического воспитания в детских дошкольных учреждениях.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие решение поставленных задач, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложениях представлена авторская программа «О добром и прекрасном» по реализации нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой, а также материалы, отражающие ход и проведение опытно-экспериментальной работы.

Нравственно-эстетическое воспитание в процессе ознакомления с художественной литературой как важнейшая составляющая современного дошкольного образования

Нравственное и эстетическое волновали людей во все времена: то пе-ресекаясь и сливаясь в единую сферу, то развиваясь параллельно или расхо-дясь в разные стороны, становясь предметом изучения отдельных наук (фи-лософии (этики и эстетики), церковного Богословия, педагогики, психологии, филологии и др.).

Естественно, что взаимоотношения между нравственным и эстетиче-ским как категориями, опосредующими отношение человека к миру, сложи-лись не сразу.

Изначально они входили в анимистические представления, которые были педагогической реальностью повседневной жизни наших далеких предков. Эти категории оказывали влияние на все стороны жизни славянской общины, на всестороннее развитие личности. «Человек усваивает образы внешнего мира в формах своего самосознания. Мы переносим на природу наше самоощущение, выраженное в движении, в проявлении силы, направ-ляемой волей. Это миросозерцание мы называем анимистическим; вернее будет говорить о параллелизме. Дело идет не об отождествлении человече-ской жизни с природною и не о сравнении, предполагающем сознание раз-дельности сравниваемых предметов, а о сопоставлении по признаку дейст-вия, движения», – утверждал академик А.Н. Веселовский [Веселовский 1940: 150]. Поэтому человек в мифе являлся органической составляющей того ми-ра, за которым он наблюдал. Но в то же время и все в мире изображается в мифе «по образу и подобию» человека, то есть вещи и явления природы, как и он, обладают телом и душой, у них такие же чувства, желания, формы по-ведения. Отношения человека к миром – это отношения общения с себе по-добными, которые наполнены чувствами, эмоциями и переживаниями. При-родные и социальные процессы объяснялись в мифе не через выяснение при-чинно-следственных связей, а посредством художественно-образного описа-ния соответствующих процессов. В этом проявлялся синкретизм нравствен-ного и эстетического отношения человека к миру. При этом спецификой нравственного отношения выступала опора на эмоционально-чувственное познание в процессе формирования мифологической картины мира методом аналогии и по законам воображения, то есть путем переноса основных черт человеческого рода на мироздание; в итоге человек онтологизировался, а природа персонифицировалась, одухотворялась [Рыбаков 1984].

В этом аспекте понятие «отношение» выражает целостную, системную и индивидуализированную категорию, включающую не только социальное качество связи человека с другими людьми, но и его субъективные установки относительно определенных явлений, событий и ценностей, а также предпоч-тения личности. Поэтому отношение затрагивает смысловую сферу созна-ния, направленность личности и определяется содержанием конкретных ис-торико-культурных представлений: философско-богословских, педагогиче-ских и психологических [Асмолов 1984, Василюк 1984, Гальперин 1966, Ло-мов 1984].

В связи с этим рассмотрим особенности влияния этических (мораль-ных, нравственных и духовных) и эстетических категорий на формирование отношения человека к миру.

С философско-богословской позиции объектом изучения этики вы-ступает мораль (нравственность) как форма общественного сознания. Само слово «мораль» (от лат. «moralitas», «moralis») соотносится с понятиями «нрав», «склад души», «привычка», «характер»; латинское «mores» перево-дится как нравы, поведение, обычаи, мода. «Мораль» – более обобщенное понятие, применимое к большим группам людей, а термин «нравственность» используется преимущественно по отношению к отдельному индивиду, то есть различие проявляется больше на уровне акцентов, нежели по существу содержания этих двух понятий. Так, по определению философа А.А. Гусей-нова, мораль – это форма общественного сознания и вид общественных от-ношений, которые направлены на утверждение самоценности личности, ра-венства людей в стремлении к достойной и счастливой жизни и выражают идеал человечности, «гуманистическую перспективу истории» [Гусейнов 2001: 610]. Моралью регулируется поведение человека в обществе, она поддержи-вает определенные социальные устои, строй жизни, коммуникацию между людьми. Моральные принципы не допускают исключений. Они предельно обобщены и в большинстве своем абсолютны, отражают глубинные слои бы-тия и сущностные потребности человека. Мораль является одним из основ-ных типов нормативной регуляции поведения человека, распространяясь на право, традиции, обычаи. Моральные нормы воспроизводятся ежедневно в силу привычек, оценок общественного мнения, убеждений и побуждений са-мого человека. Моральный авторитет какого-либо лица не связан с его офи-циальными полномочиями или положением в обществе. Это авторитет ду-ховный [Архангельский 1983]. Нормы морали воплотились в общих представлениях о том, как следу-ет поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на жизнь об-щества (его назначение, смысл, цели), историю, самого человека и его бытия. Мораль отличается также тем, что, в отличие от права, ее регулирующая функция относительно поведения человека в социуме опирается не на госу-дарственное принуждение, а на общественное мнение и личную самооценку, общепринятые обычаи и традиции, которые выражают сложившиеся у дан-ного народа представления о добре и зле, о справедливости.

Модель нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

В этом отношении даже безобразное, согласно К. Розенкранцу [Rosenkranz 1996], выступая либо как момент прекрасного, либо как его от-рицание, может вести к положительной оценке собственных эстетических переживаний, если оно выступает в качестве характерного (например, в по-эзии), и к их отрицательной оценке и критическому отношению к миру (на-пример, в комическом). При этом, по мнению В.Б. Мириманова, «эстетиче-ское не принадлежит ни к стадийным явлениям, ни к категории функций; оно есть первичное свойство искусства, обеспечивающее особого рода коммуни-кацию, в процессе которой искусство выполняет свои функции» [Мириманов 1998: 10]. Такая коммуникация между человеком и искусством позволяет, по И. Канту, рассматривать прекрасное как качество, возвышенное как количе-ство, трагическое как отношение, комическое как модальность существова-ния. В итоге все эстетические категории приобретают ценностный характер. В этом эстетика близка этике. Анализируя нравственное содержание кон-кретного эстетического объекта, М.М. Бахтин отмечает: «Этическим момен-том содержания художественное творчество и созерцание овладевает непо-средственно путем сопереживания или вчувствования и сооценки, но отнюдь не путем теоретического понимания и истолкования. Непосредственно этич-но лишь самое событие поступка (поступка-мысли, поступка дела, поступка-желания и прочее) в его живом свершении изнутри самого поступающего сознания… Вчувствование и сочувственная сооценка сами по себе еще не носят эстетического характера. Это содержание акта вчувствования может быть осмыслено, формы осмысления – симпатия, сострадание, помощь» [Бахтин 1975: 22].

Однако, в отличие от собственно нравственного и религиозного, в единстве с субъективными факторами в эстетическом выступает описание объективных предметов и явлений. Иными словами, эстетические категории описывают реальность, которая становится следствием воспроизведения предметов, выражением переживаний человека и конструирования формы – является результатом практического (ценностного) и теоретического (позна-вательного) отношения к миру [Средний 1974]. Тогда эстетическое отноше-ние человека к действительности может быть охарактеризовано категория-ми прекрасного, возвышенного, трагического, комического и безобразного.

Таким образом, обобщая философский и богословский подходы, мож-но сказать, что ведущей функцией нравственно-эстетического сознания яв-ляется раскрытие реально существующей красоты и добра, проявляющихся в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях между людьми, ис-кусстве, природе, а также ориентация нравственно-эстетического воспита-ния на общечеловеческие духовные ценности, лучшие национальные тра-диции, шедевры литературы и искусства. Роль книги в жизни ребенка со времен принятия христианства на Руси интересовала известных писателей, педагогов, государственных деятелей, людей различных профессий и взглядов на воспитание и обучение [Филип-пов 1992]. Однако методика детского чтения как таковая начинается со ста-тей и рецензий В. Белинского и развивается в тесной связи с теорией, исто-рией и критикой литературы. К рубежу XIX–XX веков методика приобщения детей к чтению накопила опыт обобщения таких проблем, как формирование круга детского чтения, определение места отдельных жанров в нем, стала уделять внимание методам и формам работы по детскому чтению (рассказы-ванию, творческому сочинению, заучиванию наизусть), принялась за реше-ние проблемы дифференциации читателей (изучение возрастных, гендерных, социальных этнических особенностей) и др. [Суслова 1999]

Свершившаяся в 1917 г. революция стала рубежом не только историче-ских эпох, но и научных поисков. Вопросами детского чтения теперь зани-маются или партийные руководители (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), или специалисты по дошкольному воспитанию (Е.И. Тихеева, В.М. Федяв-ская, Е.А. Флерина и др.). Филологи участвуют в решении проблем чтения и восприятия детской литературы, приобщения детей к книге крайне редко (одним из них был К.И. Чуковский).

Методика детского чтения и педагогика, сделав литературу средством коммунистического воспитания (Н.К. Крупская) и методом речевого разви-тия (Е.А. Флерина), о художественном качестве детских произведений гово-рили вскользь. Специфика детского текста как текста художественно-дидактического [Гриценко 2004: 232], сознательно или интуитивно создавае-мого автором для читателя определенного возраста с опорой на его психофи-зиологические особенности, не была учтена теми, кто признал детскую лите-ратуру одним из самых главных средств для решения педагогических и рече-вых задач [Блонский 1979, Стоюнин 1978, Тодоров 1979, Чувашев 1955]. Фи-лологи и методисты почти никогда не выступали в союзе, не пытались по-нять друг друга, и через некоторое время методика детского чтения, не успев развиться как самостоятельная область педагогики, входит в состав методики развития речи (живого слова) в качестве одной из ее частей, подчиненной решению речевых задач. Эта ситуация не изменилась и по сей день. «В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается … ознакомление с художественной литерату-рой…», – говорится в учебнике для студентов педагогических колледжей [Алексеева и др. 1997: 56]. Также «в соответствии с традициями» в методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:

Разработка и реализация программы нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

В качестве средства проверки предложенной системы нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художе-ственной литературой было избрано опытно-экспериментальное обучение, поскольку стояла задача доказать эффективность одной из возможных сис-тем реализации указанного вида воспитания в дошкольном образования, а по мнению многих авторов (Э.А. Штульман и др.), в подобных случаях адекват-ным средством проверки результатов является именно опытно-экспериментальное обучение [Штульман 1988].

Опытно-экспериментальное обучение характеризуется таким парамет-рами, как длительность, возможность непосредственного внедрения теории в практику, отсутствие напряженности у дошкольников и сохранение привыч-ного хода образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях.

Гипотеза опытного обучения может быть сформулирована следующим образом: если организовать процесс реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников как процесс решения нравственно-эстетических проблемных задач, адекватных целям и содержанию нравственно-эстетического воспитания в детских дошкольных учреждениях, то будет происходить успешное развитие личности дошкольника, которая будет ха-рактеризоваться необходимыми нравственно-эстетическими качествами. Данные нравственно-эстетические качества будут проявляться в развитии умения анализировать нравственно-эстетические проблемные ситуации, а также в изменении нравственно-эстетического отношения ребенка к окру-жающей его действительности, в развитии мотивационно-чувственной сферы ребенка.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 600 дошкольни-ков (300 дошкольников – контрольная группа, 300 дошкольников – экспери-ментальная группа), 400 родителей и 100 воспитателей. Все участники опыт-но-экспериментальной работы были обеспечены учебно-методическими по-собиями, необходимыми для реализации нравственно-эстетического воспи-тания дошкольников в процессе ознакомления их с художественной литера-турой, а также иллюстративным материалом, техническими средствами.

1) провести контрольные срезы на основе существующих в детских дошко-льных учреждениях традиционных форм организации занятий по озна-комлению с художественной литературой дошкольников и проверить эф-фективность данных видов занятий с точки зрения реализации целей нравственно-эстетического воспитания;

2) предложить рекомендации по возможному совершенствованию традици-онных форм организации занятий.

II. Основной этап опытно-экспериментальной работы был проведен в сен-тябре 2009 года – в июне 2011 года. Контрольные срезы проводились в июне 2010 года и в июне 2011 года. Его задачами были:

1) апробировать инновационные формы организации занятий, направленные на нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе озна-комления с художественной литературой и проверить эффективность дан-ных форм организации занятий с точки зрения реализации целей нравст-венно-эстетического воспитания, а именно определить, насколько сфор-мированы важнейшие нравственные характеристики у дошкольников, вы-ражающиеся через умение анализировать нравственно-эстетические си-туации, а также через изменения нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности и через развитие мотивационно-чувственной сферы ребенка;

2) проверить теоретические положения на практике в условиях предложен-ной системы реализации нравственно-эстетического воспитания дошколь-ников в процессе ознакомления их с художественной литературой;

3) откорректировать учебно-методическое обеспечение с учетом практиче-ского опыта работы.

Цель данного этапа – разработать и апробировать педагогическую мо-дель нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе озна-комления их с художественной литературой (в ходе реализации авторской программы «О добром и прекрасном») на основе выявления динамики фор-мирования у воспитанников нравственно-эстетических личностных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Результаты классических и современных фундаментальных и приклад-ных исследований в области детской психологии (Ю.А. Афонькина, Н.Н. Ве-ракса, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, А.Г. Рузская и др.) позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника: - освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в об-ществе; - развитие целенаправленности, созидательности, перспективной на-правленности деятельности; - преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непо-средственности всех проявлений активности, освоение элементов планирова-ния, рождение осознания произвольности поведения, то есть способности владения и управления собой; - стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринима-ются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью рассуждений; - преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребно-стей ребенка; - возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками; - интеллектуализацию поступков и деятельности.

Проверка эффективности реализации нравственно-эстетического вос-питания дошкольников в процессе ознакомления их с художественной лите-ратурой проводится всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения, работающими с ребенком. Это позволяет составить комплекс-ное объективное представление о сформированности интегративных нравст-венно-эстетических качеств, которые и являются критериями характера реа-лизации авторской экспериментальной программы «О добром и прекрасном» (См. Приложение 1).

Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Следует также отметить, что экспериментальная программа по дошко-льному литературно-художественному образованию обладает достаточным развивающим, а также мотивирующим эффектами. Уровень мотивации к до-школьному литературно-художественному образованию на заключительном этапе значительно возрос по сравнению с начальным этапом обучения. Вна-чале только 28% детей изъявили желание рассказать выразительно художест-венную сказку с включением элементов аналитической деятельности, а на за-ключительном этапе – уже 77%.

В ходе опытно-экспериментального обучения подтвердилось, что озна-комление с художественной литературой является одной из важнейших дис-циплин в детском саду, так как обладает развивающим, обучающим и воспи-тательным потенциалом. Было установлено, что интегративный подход в ли-тературно-художественной деятельности является приоритетным. Измени-лось содержание проведения занятий: акцент был сделан на нравственно-эстетическую составляющую, которой уделялось целенаправленное внима-ние при анализе произведения; формирование личностных качеств детей вышло за рамки занятий в традиционной их форме и реализовалось в литера-турных гостиных, в которых принимают участие дети всех возрастных групп, родители и педагоги в рамках детского сада и в ходе обмена опытом на ок-ружных и городских семинарах-практикумах.

Результаты итоговой диагностики и опроса родителей и педагогов по-казали, что у детей появился интерес к художественному слову, сформирова-лись нравственно-эстетические представления и соответствующие качества личности, появилось чувство красоты звучащего слова и выработалось бе-режное отношение к книге. Родители и педагоги стали уверенно ставить на первое место воспитательную и эстетическую функции литературы, обращая особенное внимание на то, что данная работа сплотила семьи и педагогиче-ский коллектив детского сада.

Обучение по экспериментальной программе подтвердило гипотезу: ес-ли организовать процесс реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников как процесс решения нравственно-эстетических проблемных задач, адекватных целям и содержанию нравственно-эстетического воспита-ния в детских дошкольных учреждениях, то будет происходить успешное развитие личности дошкольника, которая будет характеризоваться необхо-димыми нравственно-эстетическими качествами. Данные нравственно-эстетические качества будут проявляться в развитии умения анализировать нравственно-эстетические проблемные ситуации, а также в изменении нрав-ственно-эстетического отношения ребенка к окружающей его действитель-ности, в развитии мотивационно-чувственной сферы ребенка.

Проблема нравственно-эстетического воспитания дошкольников в про-цессе ознакомления с художественной литературой в дошкольном образова-тельном учреждении – всеобъемлющая проблема теории и практики дошко-льного образования. Это многоаспектная проблема: она не только обуслов-лена естественным ходом развития теории и практики дошкольного образо-вания, но и со всей очевидностью отражает диалектику процессов дифферен-циации и интеграции в образовании в целом.

Появление дошкольного литературно-художественного образования требует разработки специального учебно-методического обеспечения. Данный вид дошкольного образования обладает своей спецификой, ко-торая выражается в его огромном нравственно-эстетическом потенциале. В связи с этим видение общего и особенного в дошкольном литературно-художественном образовании является важнейшим условием успешности его осуществления.

Процесс реализации нравственно-эстетического воспитания дошколь-ников средствами художественной литературы характеризуется целостно-стью. Все стороны педагогического процесса (все функциональные виды деятельности) в дошкольном литературно-художественном образовании вы-ступают в неразрывном единстве. В таком же единстве должен находиться и процесс реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в указанном виде образования. В данном исследовании представлена инновационная модель монито-ринга нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе оз-накомления их с художественной литературой с позиции принципа интегра-ции.

Анализ результатов опытно-экспериментального обучения дает осно-вание утверждать, что наша гипотеза относительно оптимизации условий нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомле-ния их с художественной литературой в основном подтвердилась. Опытно-экспериментальное обучение свидетельствует о том, что необходимо исполь-зовать проблемные нравственно-эстетические ситуации, направленные на развитие аналитических умений и умений общаться у дошкольников. Разви-тие данной группы умений может быть успешно реализовано на основе ана-лиза, драматизации и обсуждения художественных текстов, в основном про-изведений дореволюционных авторов и народных былей. Данное исследование затрагивает лишь некоторые аспекты указанной проблемы. Представляется необходимым в дальнейшем: - более детально исследовать возможности применения индивидуаль-ного подхода в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников в про-цессе ознакомления их с художественной литературой; - исследовать личность и функции педагога и особенности их реализа-ции в системе нравственно-эстетического воспитания дошкольников в ходе ознакомления их с художественной литературой; - продолжить разработку и практическое наполнение модели нравст-венно-эстетического воспитания дошкольников при ознакомлении их с ху-дожественной литературой. Надеемся, что затронутые проблемы привлекут внимание и других ис-следователей, а их решение послужит дальнейшему совершенствованию об-разовательной системы в детских дошкольных учреждениях.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой