Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Колесниченко Юлия Ивановна

Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике
<
Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесниченко Юлия Ивановна. Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Пятигорск, 2004 205 с. РГБ ОД, 61:05-13/196

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В
» РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 13

І.І.Историко-педагогический аспект исследования проблемы нравственной
подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 13

1 ^.Характеристика русской семьи и внутрисемейных отношений 45

ГЛАВА П. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ
і К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 70

  1. Воплощение идеи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в произведениях устного народного творчества 70

  2. Христианский идеал семьянина и семейной жизни 91

  3. Идеал, цели и задачи нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 108

h ГЛАВА III. СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 139

  1. Средства нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике 139

  2. Методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в

народной педагогике 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 192

Введение к работе

Актуальность исследования. Радикальные экономические и социально-политические преобразования нашего общества привели к необходимости решения ряда важных и острых проблем, которые стоят сегодня перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семьи, снижение ее престижа, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого образа жизни. Кризис семьи - это проблема общемировая.

Брачно-семейные отношения наряду с производственными являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отношениям представляет большой интерес для любого цивилизованного общества.

Приходится констатировать, что взгляды о должном в брачно-семейном поведении формируются под воздействием массовой культуры, а также опыта и традиций ближайшего окружения. Многие из этих проблем обусловлены не только социальными, но и индивидуальными обстоятельствами. Поэтому в настоящее время особенно остро и актуально ставится вопрос о нравственном воспитании будущего семьянина, о формировании у подрастающего поколения моральной

* готовности к браку и семейной жизни.

Поиск путей решения данной проблемы направлен на исследование духовной основы этнопедагогики народа и ее роли в воспитании подрастающего поколения.

В последнее время заметно усилился интерес как ученых, так и широкой общественности к традиционной культуре русского народа.

* Наибольший интерес представляет исследование семьи, семейно-брачных

отношений, а также подготовки молодежи к семейной жизни. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, именно в этой сфере имеется немало этнически специфического. Изучение семейного быта и обрядов в прошлом дает возможность проникнуть в представления наших предков о природе и человеке, осознать особенности национального характера в настоящем, поможет нам лучше понять нас самих, сегодняшних. Во-вторых, именно семья является основой воспроизводства и развития этноса. Во все времена роль семьи в обществе была особенно велика. Семья являлась изначальной хозяйственной единицей. Именно в семье сохранялись и передавались от поколения к поколению производственные навыки, нормы и правила поведения, традиции устного народного творчества.

Социально стабильное общество - это общество, в котором человек развивается в естественных условиях семьи. Существование человека без семьи лишено смысла и общественного содержания. Именно в семье закладываются и формируются черты характера будущего гражданина и семьянина. Следовательно, для совершенствования семьи и семейного воспитания необходима нравственная подготовка молодежи к будущей семейной жизни.

Сегодня научно доказана мысль об исключительной роли семьи в развитии духовной культуры подрастающего поколения. Ведь именно в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Настало время выработать новый взгляд на развитие семейного воспитания с учетом национальных традиций, демографических, этнопсихологических, социально-культурных и других факторов, неразрывно связанных с человекознанием, с передовой педагогической наукой.

У каждого народа сформировалась своя система правил и норм
поведения, нашедшая воплощение в этнопедагогике. Наши предки
эмпирическим путем веками накопили большой арсенал воспитательных
средств, который пока остается не в полной мере востребованным в

обновлении системы образования.

Богатый воспитательный опыт русской этнической педагогики нашел отражение в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкальном, декоративно-прикладном искусстве, а также в художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия русского народа.

Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему этого опыта, разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании семьянина; включение основных положений русской этнической педагогики в теоретическую и практическую подготовку работающих учителей; использование предписаний народной педагогики в процессе нравственной подготовки молодежи к семейной жизни.

Смысл воспитания заключается в укреплении преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа. А семейная традиция - это осознание принадлежности к своим корням. Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовной культурой приобретает в настоящее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует развитию и формированию гармоничной личности.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности нравственной подготовки молодежи к семейной жизни мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования В.И.Водовозова, П.Ф.Каптерева, Д.Булгаковского и Г.Пинчука, Е.А.Покровского, в которых предпринималась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей.

Недостаточно изучались особенности русской педагогики и в советский период. Не учитывались в должной мере этнические особенности воспитания и национальные черты. В 20-е годы Г.С.Виноградов впервые раскрыл сущность народной педагогики, определив ее как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). В советской педагогике народные традиции воспитания семьянина мало исследованы педагогами по причине естественной связи народной семейной культуры и религии. Вместе с тем, вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: Б.Апашев, В.А.Арутюнян, В.Д.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.Гашимов, М.Б.Гуртуева, А.Ю.Гранкин, Ю.С.Кимов, М.О.Загазежев, А.Э.Измайлов, З.К.Меретукова, Ш.А.Мирзоев, З.Якубов, Р.М.Пашева, В.Д.Семенов, К.Б.Семенов, Е.Е.Хатаев, Х.Х.Хадиков, Я.И.Ханбиков, А.Ф.Хинтибидзе, С.М.Шакарян, И.А.Шоров.

Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии того же Совета (1998), а затем на XX сессии Научного Совета РАО (2000) рассматривались проблемы духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на II, III и IV Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998, 2001, 2004).

Нравственные устои и семейно-брачные отношения русских были

частично рассмотрены С.М.Шакарян (Русская народная педагогика о нравственном воспитании. Пятигорск: ГТГЛУ, 1998). Однако до настоящего времени нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике не была предметом самостоятельного исследования.

Теоретическая и практическая значимость темы исследования для современной педагогики, отсутствие специальных работ, посвященных данной проблеме, а также объективная необходимость использования традиций русской народной педагогики в целях повышения эффективности современного гражданского воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике».

Проблема исследования: выявить истоки и основные направления нравственной подготовки молодежи к семейной жизни русского народа и показать значимость этого опыта для модернизации современного российского образования.

Объект исследования: педагогическая культура русского народа, отраженная в его многовековом опыте и раскрытая в произведениях фольклора, обычаях и традициях.

Предмет исследования: содержание процесса формирования нравственного облика семьянина в русской народной педагогике.

Цель исследования: охарактеризовать сущность и показать процесс воспитания нравственных качеств семьянина в русской народной педагогике.

Задачи исследования:

раскрыть особенности русской семьи и внутрисемейных отношений в период раннего и позднего феодализма;

раскрыть идеал, цель, задачи и содержание нравственной подготовки молодежи к жизни в семье как проявление педагогической

мудрости русского народа; показать роль Православной веры в формировании духовно-нравственного облика семьянина;

выявить и охарактеризовать основные народные средства и методы педагогического воздействия на молодежь в целях ее нравственной подготовки к семейной жизни.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание
человека наивысшей ценностью в обществе;

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве,
взаимосвязи и взаимообусловленности;

признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

использование положений о сущности семьи и внутрисемейных отношений;

изучение особенностей института семьи в условиях российской действительности;

использование культурологического и системно-структурного подходов к исследованию педагогических фактов, явлений и теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Б.З.Вульфов, П.Ф.Каптерев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко,

Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.Б.Богуславский, В.П.Борисенков, В.Л.Вульфсон, Г.Н.Волков, Л.Н.Гончаров, Г.Б.Корнетов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, А.И.Пискунов, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, В.Д.Семенов, Л.Л.Супрунова.

В исследовании автор опирался на труды выдающихся российских психологов: Б.Г.Ананьева, В.В.Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, М.Г.Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, теологии и социологии, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены особенности и специфика жизнедеятельности русской семьи и внутрисемейных отношений, охарактеризованы семейный идеал, цель, задачи, средства и методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, учительной литературе Древней Руси и Русского государства. Установлено, что нравственные воззрения народа на воспитание семьянина отражали национальную специфику жизнедеятельности русского народа, обусловленную нерасторжимой связью ее с религией, духовно-нравственными ценностями. Дана характеристика составных частей (задач) нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в народной педагогике: формирование понятий и представлений,

относящихся к сфере семьи и брака (любовь, дружба, преданность, верность, долг, честь); развитие нравственных чувств и нравственных убеждений. Выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия на молодежь в целях ее нравственной подготовки к семейной жизни (общение, игра, труд, искусство, народные традиции; пример, убеждение, поощрение и наказание, заговоры, клятва, приметы и поверья, общественное мнение).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный исторический опыт нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, накопленный русским народом, является составной частью современного педагогического знания как общечеловеческой ценности и представляет собой научный вклад в совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни как составной части бытия граждан России в современных условиях.

Практическая значимость. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой историковедческой базой, наличием многообразного фактологического материала, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, наличием объективно обоснованного методического фундамента.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1999-2001) изучались и анализировались филологические, социологические,

этнографические, этнопедагогические, этнопсихологические исследования; обосновывались основные направления научного поиска, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2002-2004) обобщался и систематизировался фактический материал, проводилась апробация результатов и оформлялся текст диссертационного исследования. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовный идеал семейной жизни, построенный на взаимной любви, уважении, верности и преданности, терпимости и взаимопомощи; нравственные качества семьянина, человека духовно богатого, готового трудиться на благо семьи, защищать ее перед людьми и обществом, способного воспитывать детей в духе нравственно-этических и религиозных ценностей, как основные компоненты нравственной подготовки молодежи к семейной жизни.

  2. Специфика содержания нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике, которая заключается в ее гуманистической направленности, отражает национальные особенности жизнедеятельности русского народа и свидетельствует о его высокой педагогической культуре. Процесс формирования нравственных качеств семьянина раскрывается в духе общечеловеческой и христианской морали.

  3. Основные средства, методы и приемы педагогического воздействия семьи на молодежь с целью развития у них нравственных качеств семьянина (благочестия, терпимости, выдержки, взаимопомощи, взаимоподдержки, уступчивости, верности) в единстве с воспитанием других ценных качеств и свойств личности.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2000-2004 гг., на конференциях по итогам научной работы в том же университете в 2000-2004гг., на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через

языки, образование, культуру» (2004). Опубликованные материалы используются в учебной и воспитательной работе со студентами Пятигорского государственного лингвистического университета, учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Похожие диссертации на Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике