Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова Швырева Татьяна Алексеевна

Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова
<
Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Швырева Татьяна Алексеевна. Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Швырева Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского].- Пенза, 2009.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1091

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФАКТОРЫ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.С. ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
1.1. Историографический обзор исследования научно- педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. ГорюшкинаСорокопудова
1.2. Предпосылки становления научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина Сорокопудова
1.3. Факторы и основные этапы научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.С.ГОРЮШКИНА-СОРОКОПУДОВА
2.1. Содержание научно-педагогической деятельности И.С. ГорюшкинаСорокопудова
2.2. Содержание культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова
Выводы по второй главе

Введение к работе

Актуальность исследования. В процессе модернизации современного образования активно осуществляется поиск путей его развития. Об этом говорится в основных положениях приоритетного национального проекта «Образование». Заметное снижение престижа педагогической профессии обуславливает необходимость расширения научных представлений о сущности и творческом характере педагогической деятельности, об основных закономерностях профессионального становления и формирования личности педагога, о путях его самовоспитания и самообразования.

Педагог оправдывает социальные ожидания только в том случае, если его личность, общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению. Между тем диалектика общественного развития порождает противоречивую ситуацию, когда далеко не все педагоги соответствуют своему социальному статусу. Драматизм этой ситуации усугубляется противоречием между потребностью общества в увеличении объема педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени педагога, между возрастанием социальной значимости педагогической профессии и недостаточной её привлекательностью для молодёжи, между типовой системой подготовки педагога и индивидуально-творческим характером его деятельности.

Обращение к опыту профессиональной деятельности педагогов прошлого на практике доказывает жизнеспособность разработанных ими педагогических идей в современном обучении и воспитании новых поколений, с одной стороны, и способствует формированию представлений о предпосылках профессионального становления и факторах развития личности педагога, с другой стороны.

В этой связи в плане исследования представляет интерес научнопедагогическая и культурно-просветительская деятельность известного в России и за рубежом ведущего художника, педагога-наставника первой половины XX века И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1873 - 1954 гг.).

И.С. Горюшкин-Сорокопудов - один из родоначальников научной школы реалистического направления в художественном образовании, сторонник сохранения корней национальной древнерусской традиции в педагогике и изобразительном искусстве. Содержание и организация его педагогической деятельности привлекают внимание как педагогов системы непрерывного профессионального образования, так и профессиональных художников в России и за рубежом в начале XXI в.

Исследование и систематизация источников позволили осмыслить уровень теоретической разработанности проблемы научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Особенность историографической базы по проблеме исследования заключается в том, что до начала 50-х гг. XX в. деятельность художника-педагога не нашла должного отражения в научной историко-педагогической литературе (сохранились лишь неопубликованные архивные источники). В период с середины 50-х гг. XX в. до настоящего времени о научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова были опубликованы лишь работы культурологического и биографического характера (Е.М. Костина, Ю.И. Нехорошее и др.). Ю.И. Нехорошев, отмечая, что многие неопубликованные личные документы И.С. ГорюшкинаСорокопудова могут быть отнесены к области культурно-просветительской деятельности, призывал современных исследователей обратиться и к педагогическим трудам художника-педагога, подчеркивая, что они «существенно обогащают педагогический процесс обучения в реалистическом направлении изобразительного искусства, могут помочь по-новому взглянуть на некоторые стороны саморазвития ученика». До сегодняшнего дня творчество И.С. Горюшкина-Сорокопудова представляло интерес для исследователей в контексте истории развития Пензенского художественного училища (О.В. Дунаева. О.М. Савин, В.П. Сазонов, А.А. Оя, У.К. Тансыкбаев и др.).

Однако избирательность научных интересов исследователей оставляла за рамками задачу изучения научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова, творчество которого получило высокую оценку и признание ведущих представителей Академии художеств и других крупных художников-педагогов (И.Е. Репин, А.И. Куинджи и др.).

Изучение опубликованных и неопубликованных историко-педагогических источников и научной литературы позволило выявить общую проблему. Её суть состоит в отсутствии целостного историко-педагогического исследования научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Авторы названных публикаций не дают комплексного анализа источников, в том числе архивных документальных материалов. В этой связи требуется их обобщение и систематизация, анализ научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова, а также осмысление значимости его педагогического наследия в современных условиях.

Необходимость решения проблемы обусловило выбор темы диссертационной работы: «Научно-педагогическая и культурнопросветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова».

Объект исследования: научно-педагогическое и культурнопросветительское наследие И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Предмет исследования: развитие научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Цель исследования: выявить предпосылки становления, определить факторы, этапы . и содержание научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Задачи исследования:
1. Систематизировать и проанализировать историко-педагогические источники по проблеме исследования научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

2. Выявить предпосылки становления научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

3. Определить этапы и выделить факторы, обусловившие становление и развитие научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

4. Осуществить системный анализ научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова, определить возможность творческого использования его педагогического наследия в современных условиях.

Общая методология исследования определяется концептуальными идеями современной философии образования (М.А. Данилов, Н.Д. Никандров, Е.Г. Осовский, Э.Г. Юдин и др.), положениями современной науки о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого (М.М. Бахтин, В.И. Коротаев, А.В. Кузнецов, Ю.М. Лотман и др.), педагогической антропологии и культурологии о человеке как субъекте деятельности в процессе своего развития (Б.М. Бим-Бад, П.С. Гуревич и Специальную методологию исследования составляют:
• аксиологический подход (А.И. Мищенко, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) в связи с исследованием становления педагогического мировоззрения И.С. Горюшкина-Сорокопудова и характеристикой содержания научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности;
• системно-деятельностный подход (СИ. Архангельский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Е.К. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), в связи с исследованием содержания и организации научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова;
• герменевтический подход (А.В. Кузнецов и др.) в связи с исследованием и интерпретацией документальных, дидактических и повествовательных историко-педагогических источников;
• культурологический подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, П.С. Гуревич и др.), в связи с использованием знаний о культуре в содержании педагогической деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Методы исследования:
• анализ, синтез, обобщение и историко-педагогическая интерпретация научной информации и эмпирического материала;
• сравнительно-исторический, обеспечивающий сопоставление историкопедагогических фактов, выявление в них общего, особенного, единичного;
• ретроспективный, позволяющий рассматривать развитие историкопедагогических процессов, двигаясь от поздних к более ранним;
• ранжирование, статистическая обработка историко-педагогических данных;
• метод исторической актуализации проблемы, сосредоточивающий внимание на тех событиях и явлениях прошлого, которые имеют особую научную и практическую ценность на современном этапе.

Теоретическая база исследования опирается на:
• исторические исследования, раскрывающие национальную специфику социокультурного развития, традиции воспитания, особенности норм поведения и характера изучаемых социальных групп общества и личности (М.В. Бабич, В.В. Гошуляк, В.В. Григорьев, А.Ф. Киселев, Д.С. Лихачев, Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, В.А. Федоров и др.);
• педагогические концепции, составляющие основные методологические характеристики педагогического исследования (М.А. Данилов, СИ. Зиновьева, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и
• историко-педагогические исследования, отражающие генезис педагогических идей, опыта и моделей отечественной школы (И.Н. Андреева, Л.И. Анциферова, В.П. Вахтеров, А.Н. Джуринский, Э.Д. Днепров, П.Ф. Каптерев, В.М. Кларин, А.К. Колесова, П.Н. Милюков, Е.Г. Осовский, Ф.А Петров, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, СВ. Сергеева и др.);
• психолого-педагогические исследования по формированию и развитию творческой личности (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Н.П. Сакулина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.);
• историко-художественные исследования, отражающие историю развития принципов, опыта и моделей отечественной школы художественного образования (Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, И.Н. Крамской, B.C. Кузин, М.С Лебедянский, Н.М. Молева, И.Е. Репин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, П.П. Чистяков и др.);
• культурологические исследования, определяющие роль и место i исследуемого педагогического и культурно-просветительского явления в истории русской культуры (А.Н. Бенуа, Л.Г. Березовая, К.Д. Вишневский, Т.С. Георгиева, Н.М. Инюшкин, B.C. Манин, Ю.И. Нехорошев, О.М. Савин, В.П. Сазонов, П.А Сапронов и др.).

Источниковую базу исследования составляют архивные материалы: личный фонд И.Е.Репина (Отдел рукописей Государственной третьяковской галереи г. Москвы (ОР ГТГ)); отдел фондовой работы Пензенского государственного краеведческого музея (ОФР ПГКМ); личный фонд И.С Горюшкина-Сорокопудова, фонд Пензенского художественного училища, личный фонд Ю.И. Нехорошева (Государственный архив Пензенской области (ГАПО)); законодательные документы по вопросам художественного образования, историко-статистические источники (конец ХГХ — начало XX вв.); научно-историческая литература ХГХ - начала XX вв.; научные и публицистические работы предшественников, современников и учеников И.С. Горюшкина-Сорокопудова (конец ХГХ - начала XXI вв.); справочноэнциклопедическая литература; работы иностранных авторов (публикации в газетах Болгарии, Чехословакии, Германии и др.).

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (2006 — 2007 гг.) определялись объект, предмет, цель, задачи, методология и методы исследования, степень изученности проблемы в документальной, дидактической и повествовательной историко-педагогическои литературе.

На втором этапе (2007 - 2008 гг.) выявлялись предпосылки становления, определялись этапы и факторы, обусловившие развитие научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) определялась возможность творческого использования педагогического наследия научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова в современных условиях, анализировались результаты исследования, осуществлялось их обобщение, систематизация, апробация и оформление текста в виде диссертации.

Научная новизна исследования: — выявлены предпосылки становления научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова; — выделены основные этапы развития научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова; — обосновано влияние социально-экономических, культурологических, педагогических и личностных факторов на научно-педагогическую и культурнопросветительскую деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова; — определены возможности творческого использования педагогического наследия И.С. Горюшкина-Сорокопудова в современной педагогической науке и практике; — впервые осуществлен системный анализ источников, раскрывающих основные идеи и содержание научно-педагогической и культурнопросветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова; — впервые введены в научный оборот новые малоизвестные документальные материалы, расширяющие представления о научнопедагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. ГорюшкинаСорокопудова.

Теоретическая значимость исследования:
• определены основные принципы и функции научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова;
• расширено представление о творческом характере научнопедагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. ГорюшкинаСорокопудова.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• разработана программа и методические рекомендации к спецкурсу «Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова»;
• разработана программа к спецкурсу «Изобразительное искусство пензенских художников XX века».

Результаты и выводы диссертационного исследования могут использоваться в процессе подготовки специалистов художественного профиля учреждений системы непрерывного профессионального образования. Они могут быть положены в основу учебных курсов, а также спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики, истории профессиональной педагогики, истории художественного образования, истории изобразительного искусства в педагогических и художественных вузах, учреждениях системы повышения квалификации педагогических работников.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций работы, соответствием комплекса методов историко-педагогического исследования целям и задачам последнего, анализом значительного объема документальных источников и публикаций по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных (София, 2008 г.); Всероссийских (Ярославль, 2007 г.; Пенза, 2006 - 2008 гг.) научно-практических конференциях; на заседаниях кафедр «Педагогика» и «Изобразительное искусство и трудовое обучение» Пензенского государственного педагогического университета (1 III ГУ) им. В.Г. Белинского (2006 - 2008 гг.). Основные результаты диссертационного исследования отражены в методических изданиях и научных статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Внедрение результатов исследования осуществлялось в педагогическом процессе в рамках учебных дисциплин «Философия и история образования» исторического факультета и «История изобразительного искусства» факультета начального и специального образования, а также в ходе организации музейной педагогической практики студентов Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского.

Положения, выносимые на защиту:
1. Основными предпосылками становления научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова явились: личностные (влияние семьи, родственников и общественных деятелей (П.Я. Пясецкого, П.А. Власова, Н.П. Петрова, И.Е. Репина); социальноэкономические (развитие промышленности страны в конце XIX - начале XX вв.; размывание сословных границ); культурологические (усиление роли художественной интеллигенции в просвещении народных масс; появление художественных объединений; рост влияния культурно-просветительских журналов на развитие художественного образования; возрастание интереса к древнерусскому искусству как истоку национальной культуры Руси); педагогические (создание средних специальных педагогических учебных заведений; потребность в высокообразованных педагогических кадрах для системы начального и среднего профессионального образования; развитие педагогической мысли и системы художественного образования в России на рубеже конца XIX - начала XX вв.). Выявленные предпосылки оказали влияние на формирование научно-педагогического мировоззрения И.С. ГорюшкинаСорокопудова и выбор им направления профессиональной деятельности.

2. В научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова условно можно выделить 4 этапа: I этап (1908 - 1917 гг.) - становление педагогического мировоззрения художника-педагога реалистического направления; II этап (1917 — 1936 гг.) - отстаивание основ реалистического искусства в педагогической и культурнопросветительской деятельности, поиск характера и содержания идейных и эстетических направлений в искусстве; III этап (1936 — 1941 гг.) — создание научной школы реалистического направления, общественная и творческая деятельность; IV этап (1941 - 1954 гг.) - популяризация опыта научнопедагогической деятельности, активная педагогическая, административная и общественная деятельность.

Основными факторами, определившими развитие научно-педагогической и культурно-прсветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова, явились: развитие капиталистических отношений и их влияние на его педагогическую и творческую деятельность; идеологический контроль над образованием и культурой, над деятельностью интеллигенции в российском обществе , в начале XX в.; утверждение реалистического направления в педагогической и культурно-просветительской сфере деятельности; активное взаимодействие И.С. Горюшкина-Сорокопудова с представителями педагогической общественности А.Ф. Афанасьевым, А.И. Вахрамеевым, К.А. Клодтом, Н.Ф. Петровым и А.И. Смирновой.

3. Научно-педагогическая деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова осуществлялась в соответствии с целями и задачами, основными принципами, определяющими содержание, выбор форм, методов и средств достижения результатов: создание научной школы реалистического направления и отстаивание ее традиций в педагогической науке и практике; изучение, обобщение и популяризация опыта педагогической деятельности отечественных (К.П. Брюллов, П.П. Чистяков и И.Е. Репин) и зарубежных (Ш. Холлоши, А. Ашбе и др.) художников-педагогов в практике средне-специальных учебных заведений художественного профиля России; инициирование участия обучающихся профессионального художественного училища г. Пензы в выставках губернского, всероссийского и международного уровня; организация научно-практических и научно-методических конференций, семинаров, симпозиумов по отстаиванию и популяризации идей реалистического направления в педагогической науке и практике, с одной стороны, и художественном творчестве, с другой.

4. Результатом культурно-просветительской деятельности И.С. Горюшкина-Сорокопудова стало: сохранение национальных русских традиций в педагогической практике и художественном творчестве; развитие музейной деятельности, которая способствовала пополнению музейных фондов в России и за рубежом; приобщение обучающихся к произведениям изобразительного искусства; участие в художественных выставках и объединениях в России и за рубежом («Общество им. А.И. Куинджи», «Союз русских художников», «Товарищество художников» и др.); работа в публицистических изданиях («Нива», «Мир искусства», «Столица и усадьба» и др.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертации на Научно-педагогическая и культурно-просветительская деятельность И.С. Горюшкина-Сорокопудова