Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Система атеистического воспитания в высших педагогических учебных заведениях и необходимые факторы практической атеистической деятельности . 13
1. Задачи воспитания нового человека в условиях развитого социализма и система атеистического воспитания 13
2. Установление критерия религиозности верующих как необходимое условие практической атеистической деятельности 27
ГЛАВА 2. Роль обучения научному атеизму в атеистическом воспитании студентов 49
ГЛАВА 3. Показ сущности религиозного модернизма как необходимый фактор атеистического воспитания студентов 85
ГЛАВА 4. Принципы, формы, методы и средства атеистического воспитания в высшем педагогическом учебном заведении 109
Выводы 145
Использованная литература
- Задачи воспитания нового человека в условиях развитого социализма и система атеистического воспитания
- Роль обучения научному атеизму в атеистическом воспитании студентов
- Показ сущности религиозного модернизма как необходимый фактор атеистического воспитания студентов
- Принципы, формы, методы и средства атеистического воспитания в высшем педагогическом учебном заведении
Введение к работе
Современный этап совершенствования зрелого социализма характеризуется глубокими преобразованиями во всех сферах материального производства, науки, техники, общественных отношений и духовной культуры.
Глобальные успехи советского государства вызывают острую реакцию в стане наших идеологических противников. Антикоммунистическая пропаганда, стремящаяся отвлечь советских людей от активного участия в социалистическом строительстве, в качестве идеологического оружия часто использует религию.
Вот почему одной из важнейших задач школы является формирование у школьников коммунистического мировоззрения.
В свете этих задач КПСС Советское государство обязывает школу выработать "у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами"1.
Успешное решение сложных задач научно-атеистического воспитания в решающей степени зависит от учителя, степени и глубины его мировоззренческой, в том числе научно-атеистической убежденности, способности переплавить научно-атеистические знания,взгляды школьников в руководство к действию.
В последние годы в педагогике высшей школы повысился интерес к проблеме научно-атеистического воспитания студентов.
В исследованиях В.К.Арсенкина, Н.В.Гегешидзе, М.И. Гугути-
I. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. - М.: Политиздат, 1984, с.46-47. - 4 -швили, Ю.С.Гурова, В.Й.Елфимова, И.М.Ермакова, В.Д.Кобецкого,Е.Ф. Курочкина, Д.Ф.Мамедова, А.С.Письменного, Т.И.Панджикидзе, В.Н. Фокина, В.А.Черняка, Ю.М,Шалаева и др. в теоретическом и методическом планах рассматриваются отдельные проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения студенческой молодежи1.
И.В.Гегешидзе, определяя задачи научно-атеистического воспитания, ставит вопрос о педагогической целесообразности активного участия стедентов в антирелигиозной деятельности (лекционная про-
I. Арсенкин В.К. Молодежь и атеистическое воспитание. М., 1973, 48 с.
Гегешидзе Н.В. Задачи атеистического воспитания молодежи. В сб.: Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи. - Тбилиси, ТГУ, 1980, с. 377-380.
Гугутишвили М.И. Методы атеистического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма. - Тбилиси, Ганатлеба, 1977.
Гуров Ю.С, Изменение социально-классовой структуры советского общества и формирование научно-атеистического мировоззрения молодежи. В кн.: Проблемы социально-классовой структуры общества развитого социализма. - Горький, 1975, с.167-173.
Елфимов В.И. Из опыта атеистической подготовки студентов. Политическое самообразование, 1975, № 6, с.78-81.
Ермаков И.М. Научно-атеистическая работа со студентами. - UL: Высшая школа, I960.
Кобецкий В.Д. Атеизм советской молодежи. В кн.: Молодежь и современность. - Л.: 1975, СІ4І-І53.
Курочкин Е.Ф., Письменный А.С. О формировании коммунистической нравственности у студентов в процессе внеурочной атеистической работы. В сб.: Актуальные проблемы теории и практики коммунистического воспитания студенческой молодежи. - Тбилиси, изд.ТГУ, 1980, с.381-384.
Мамедов Д.Р. Интернациональное и национальное в атеистическом воспитании молодежи. - Там же, с.385-388.
Панджикидзе Г.И. Атеистическое воспитание в высшей школе. Ж. "Скола да цховреба", 1981, № 10, с.64-69.
Черняк В.А. О научном управлении формированием атеистического сознания. - "Вестник АН Каз.ССР", 1975, N2 2, с.Ц-17.
Шалаев Ю.С. Управление атеистическим воспитанием студентов. В кн.: "Научная организация учебного процесса", Томск, 1977, 41 с. - 5 -лаганда, теоретические конференции, тематические вечера, участие в социологических исследованиях), которая знакомит студентов с атеистической работой и поднимает их заинтересованность в ней,
Е.Ф.Курочкин, А.С.Письменный на основе проведения пятилетних комплексных социологических исследований ста студенческих групп приходят к выводу, что активное участие студентов в общественной работе является положительным фактором в формировании атеистического мировоззрения, научно-атеистических, этических убеждений и поэтому, как и Н.В.Гегешидзе, эффективность атеистического воспитания связывает с активизацией внеучебной атеистической деятельности, начиная с первого курса; использованием моральных стимулов как мер по созданию соответствующих условий для повышения заинтересованности студентов в результатах своей деятельности.
Г.Й.Панджикидзе убедительно обосновывает мысль, что именно высшее учебное заведение является основным очагом формирования научного мировоззрения молодого человека. Именно здесь созданы наилучшие условия для того, чтобы молодой человек приобрел и закрепил свои атеистические знания и убеждения, занял активную,непримиримую позицию по отношению к редигиодному мировоззрению, против всяких религиозных пережитков.
Д.Р.Мамедов рассматривает проблему атеистического воспитания в тесной взаимосвязи с категориями интернационального и национального и приходит к выводу, что атеистическое воспитание, утверждающее интернационализм, сокращающее национальную обособленность, способствует сближению людей, укрепляет единство советского народа. Отсюда - консервативной и чуждой нашему строю тенденции национально-религиозного обособления должна противопоставляется целенаправленная воспитательная работа, сочетающая 'задачи интернационального и атеистического воспитания.
В сборнике "Атеистическое воспитание в высшей школе" (Москва, 1982) даны теоретические проблемы построения системы атеистического воспитания в высших учебных заведениях: рассматривается атеистическое воспитание студентов в учебном процессе; дается конкретно-социологическое изучение мировоззрения студентов; освещается опыт высших учебных заведений в подготовке пропагандистов научного атеизма. В книге поставлено много проблематичных и важных вопросов, касающихся системы научно-атеистического воспитания. Авторы стремились раскрыть понятие вузовской системы атеистического воспитания, сформулировать методологические и организационные принципы ее построения, описать функционирование основных ее элементов. В коллективном труде рассмотрены формы и средства атеистической воспитательной работы, осуществляемые со студентами во внеучебное время.
В Овязи с исследуемой проблемой можно указать и на такую книгу как "Атеистическое воспитание студенческой молодежи" (Москва, 1977). В ней анализируется противоположный характер религиозного и научного мировоззрений;единство атеистически-мировоззренческого идейно-политического воспитания студентов; роль и место атеистического воспитания в коммунистической идеологии; психологические проблемы атеистического воспитания студентов и др. В ряде статей обобщен опыт атеистического воспитания студентов в социалистических странах.
К сожалению, грузинская педагогическая наука не богата работами на тему атеистического воспитания студентов.
Кроме указанных выше ученых, разрабатывающих проблему атеистического воспитания - Н.В.Гегешидзе, М.И.Гугутишвили, Т.Пан- гджикидзе, следует отметить автора кандидатской диссертации А.А; Дзнеладзе, который изучил и обобщил опыт атеистического воспитания школьников общеобразовательных школ Самтредского района Гру- зинской ССР. Материалы диссертации изданы отдельной книгойх.
Анализ научно-педагогической литературы показал,что разработаны лишь отдельные стороны исследуемой нами проблемы. Они не охватывают всей системы научно-атеистического воспитания студенческой молодежи. Работы, которая объединяла бы в единую органическую систему отдельные стороны научно-атеистического воспитания студенческой молодежи, к сожалению, пока еще нет. Создание же такого научного исследования необходимо, поскольку общеизвестно, что у одной части нашей молодежи, в том числе и студенческой, не до конца искоренены религиозные наклонности и тенденции.
Учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность, мы избрали тему исследования.
Предмет исследования - научно-атеистические убеждения.
Объект исследования - живой процесс формирования научно-атеистических убеждений у студентов педагогических вузов.
Цель работы: научно осмыслить современные проблемы системы научно-атеистического воспитания студентов;показать оптимальные пути и средства воспитания в этом направлении; помочь совершенствованию и развитию атеистической деятельности в высших учебных заведениях; педагогически отшлифовать методы обучения научному атеизму.
Задачи исследования:
I) раскрыть содержание понятия "система атеистического воспитания", компоненты и структуру этой сиотемы;
I. Дзнеладзе К.А. Научно-атеистическое воспитание учащихся в старших классах общеобразовательной школы.Канд.дисс. Тбилиси, 1978. выявить условия, при которых успешно формируются научно-: атеистические убеждения студентов; установить критерии религиозности верующих как необходимое условие для практической атеистической деятельности; определить роль курса "Основы научного атеизма" в атеистическом воспитании студентов; проанализировать проблему атеистического воспитания в историческом опыте высших педагогических учебных заведений и современное ее состояние; раскрыть методику педагогического руководства по формированию у студентов научно-атеистических убеждений.
Гипотеза, Если в процессе изучения курса "Основы научного атеизма", осуществления межпредметных связей этого курса с общественными и специальными дисциплинами; в процессе внеаудиторной работы на когнитивной и эмоциональной основе раскрывать сущность и особенности религиозных учений, причины, обусловливающие возникновение и сегодняшнее существование этого идеологического явления; если глубоко раскрыть приспособленческую природу религии, тенденции ее перманентного обновления; если расшифровать факторы, определяющие уровень религиозности, и провести типологическую дифференциацию верующих на основе общих и конкретных критериев религиозности, то это обеспечит эффективность процесса превращения фундаментальных, сущностных положений и выводов научного атеизма, его законов и закономерностей во внутренние убеждения студентов.
Методологической основой исследований является марксистско-ленинское учение о научном атеизме; о неразрывной связи материализма и атеизма; об атеизме как теории, формирующей научно-диа- - 9 -лектическое мировоззрение; о связи атеизма с задачами коммунистического строительства, с воспитанием коммунистической морали; программные документы КПСС б формировании научного мировоззрения и атеистическом воспитании как его составной части; о тесной связи атеистического воспитания с жизнью общества, с идеологической борьбой социализма и капитализма в современных условиях.
Работа по теме исследования велась с 1971 года по 1984 год в два этапа.
На первом этапе изучалась философская, педагогическая, психологическая литература.
На втором этапе опытно-экспериментальная работа велась по следующей программе: I) разрабатывался календарный план по "Основам научного атеизма" на полугодие, где учитывались межпредметные связи с другими общественными и специальными дисциплинами (литература, химия, география, биология и др.); 2) совместно с ректоратом, партийной и комсомольской организациями намечались тема, содержание, цель и организация внеаудиторной работы по научно-атеистическому воспитанию с учетом возрастных особенностей студентов; 3) на лекциях, семинарских занятиях по "Основам научного атеизма", в процессе внеаудиторной работы велись целенаправленные наблюдения за студентами; проводились беседы, ставящие цель глубже проверить не только знания, но и наличие научно-атеистических убеждений студентов; анализировались рефераты студентов; после каждого проведенного мероприятия по атеистическому воспитанию анализировались воспитательные результаты.
Методы исследования
В работе над диссертацией был применен комплекс методов: изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и
Советского правительства о коммунистическом воспитании; теоре- . тический анализ философской, социологической,педагогической литературы по данной проблеме.
Труды классиков советской педагогики Н.К.Крупской, А.В.Луначарского по общим вопросам научно-атеистического воспитания оказали нам большую помощь в усвоении принципов, содержания.целей, задач научно-атеистического воспитания. Научно-педагогические исследования А.М.Арсеньева, й.С.Марьенко, Н.И.Монахова,Б.Т. Лихачева, О.Д.Габидзашвили, В.В.Гагуа и др. в области нравственного воспитания помогли соотнести научно-атеистическое воспитание с нравственным, рассматривать их в неразрывном единстве. Работы советских психологов, социологов С.Л.Рубинштейна, Д.Узнадзе, В.й.Носовича и др. послужили опорой при разработке психологической части диссертации.
Труды Д.А.Гегешидзе, В.А.Кузнецова, И.А.Крылева, Ю.А. Феди-на, Уильяма Фостера, Э.И.Лисовцева, М.И.Шахновича и др., посвященные критическому анализу современных теологических концепций, формирующих "извращенное сознание", подсказали методику изучения студентами научного атеизма с учетом социальной сущности современного религиозного модернизма.
Можно привести и другие работы.
Кроме того, нами использован ряд эмпирических методов: наблюдения, беседы со студентами, их родителями; представителями партийных комитетов институтов, комитетов ЛКСМ; преподавателями общественных наук, социальных дисциплин; изучение и анализ массового и передового опыта педагогических вузов страны, в том числе Грузии, обобщение многолетнего (14- лет) опыта работы по научно-атеистическому воспитанию студенческой молодежи в на- - II - .честве старшего преподавателя курса "Основы научного атеизма" в' Телавском государственном педагогическом институте имени Я.Гоге-башвили; опытно-экспериментальная работа; социологический метод анкетирования; изучение и анализ рефератов студентов, данных семинарских занятий по научному атеизму.
Научная новизна исследований,:состоит в том, что в нем комплексно научно осмыслены все компоненты системы атеистического воспитания студентов, добытые нашим непосредственным наблюдением и сопоставленные с данными новейшей педагого-атеистической научной литературы; дан конкретный научный анализ комплексных мероприятий по научно-атеистичеокому воопитанию студентов на протяжении всего периода обучения.
Новизна работы обусловлена и тем, что в ней обобщены конкретные вопросы обучения курсу "Основы научного атеизма" на примере высшего педагогического учебного заведения; научно обоснована специфичность обучения указанному курсу в высших педагогических учебных заведениях.
Практическая значимость. Положения, сформулированные в результате исследования, используются в практической,воспитательной работе в вузе.
Целостное научное осмысление всей системы научно-атеистического воспитания и анализ ее форм, путей и средств в условиях использования в конкретной практической деятельности помогает совершенствовать процесс научно-атеистического воспитания студентов.
Апробация. Наиболее эффективные приемы, методы и формы по научно-атеистическому воспитанию студентов проходили апробацию в масштабах Телавского педагогического института им. Я.Гогебаш- вили, в котором диссертант работал старшим преподавателем кафе- ' дры политэкономии и философии.
Внедрение, В ходе исследовательской работы диссертант докладывал о ее результатах на республиканской научно-педагогической информации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Грузинской ССР (Тбилиси, 1978).
Материалы исследования внедрялись в ходе лекций на курсах повышения квалификации учителей в Телавском ИУУ; лекциях, посвященных научно-атеистическому воспитанию, по линии общества "Знание".
Кроме того, как член лекторской группы Телавского РК партии, соискатель выступал по проблемам атеистического воспитания с циклом лекций.
Диссертант ведет цикл лекций по основам научного атеизма в филиале Народного университета марксизма-ленинизма при Телавском РК партии.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и выводов;к работе прилагается список использованной литературы. Общий объем работы составляет 158 страниц машинописи. - ІЗ -
Задачи воспитания нового человека в условиях развитого социализма и система атеистического воспитания
Воспитание нового, всесторонне гармонически развитого человека, личности, соответствующей коммунистическому обществу является одной из важных и основных задач современного коммунистического строительства.
Вся идейно-воспитательная работа на современном этапе обусловлена задачами всестороннего, гармонического развития личности. Идея всестороннего развития личности была выдвинута основоположниками марксизма еще в начале коммунистического движения. Марксизм-ленинизм дал научное определение личности коммунистического общества. В этом определении подчеркнуто, что это - свободная, всесторонне гармонически развитая личность, интересы которой органически связаны с интересами общеотва. Всесторонне развитый человек - это не поверхностно знающий дилетант, а личность, обладающая способностью свободно сменять свою деятельность. Эта всесторонность человека подразумевает такой высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, который позволит ему легко и свободно овладеть смежными и отличающимися профессиями в соответствии с требованиями производства и личными интересами. При этом это - человек, который может свободно и правильно ориентироваться во всей системе общественного производства, основанной на новейших достижениях науки и техники.
Однако содержание понятия "всестороннего развития" не сводится лишь к способности смены профессии или вида деятельности и к готовности к такому поведению. Это понятие имеет более широкое содержание. Его следует понимать как полное развитие всех физических и духовных сил человека, его способностей и умений, как достижение уровня мировоззренческой и политической зрелости, идейно-культурного и высокого эстетического развития. Все это, наряду со специальной подготовкой, позволит человеку свободно выполнять не только функцию производственного труда, но и создать широкие возможности и условия для того, чтобы беспрепятственно следовать за научно-техническим прогрессом, органически включиться в актуальную творческую деятельность, приобщиться к образцам художественного творчества, принять активное участие в управлении и организации культурно-хозяйственной деятельности.
С понятием всесторонности тесно связан и второй признак воспитания - гармоничность. Она подразумевает такое слияние основных свойств, сторон и признаков личности, которое позволяет максимально проявиться сущности личности. Другими словами,гармоничность подразумевает максимальное соответствие развития физических и духовных сил человека его же целям и деятельности.
Практическая постановка всестороннего и гармонического развития личности человека, которая состоит в том, чтобы воспитать духовно богатых, морально чистых и физически совершенных людей, возможна только в социалистическом обществе.
Социализм со справедливыми и выгодными социально-экономическими условиями, здоровой морально-политической атмосферой, тенденциями заботы о благополучии человека способствует развитию тех элементов, которые в совершенном виде проявятся при коммунизме и которые ясно и четко выражены в словах В.И.Ленина: "Мы все должны сделать для того, чтобы переходить к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. К этому коммунизм идет и придет, но через долгий ряд лет" / 13, 33 /.
В последние годы Партия обогатила марксизм-ленинизм новыми важными выводами и положениями, имеющими принципиальное, основополагающее и руководящее значение для теории и практики коммунистического строительства, для благородного дела коммунистического воспитания трудящихся. Ярким подтверждением этого являются решения Июньского пленума 1977 года ЦК КПСС.
Исходя из иде$ В.И.Ленина, на основе обобщения опыта социалистического строительства в нашей стране, а также в странах социалистического содружества выдвинута научная концепция о развитом социалистическом обществе, о его историческом месте и критериях. А это имеет огромное значение для определения текущей и перспективной политики социалистического государства, его новых задач, возможностей, для эффективности борьбы против ревизионизма и оппортунизма всех мастей.
Развитой социализм - это не статическая форма общества, а прогрессивно развивающееся явление. И в условиях развитого социализма основная задача воспитания человека была и есть воспитание у каждого трудящегося, особенно у молодежи и среди них студенчества, коммунистической идейности, духа бесконечной преданности коммунизму.
Роль обучения научному атеизму в атеистическом воспитании студентов
Предмет и задача научного атеизма как науки - это проблема сущности и возникновения религии, показ особенностей религиозного отражения действительности, установление закономерностей формирования научно-атеистического миропонимания, изучение путей и средств преодоления религии и ее окончательного искоренения.Поэтому обучение в высшей школе самостоятельному курсу "Основ научного атеизма" не только выполняет функцию мировоззренческого и идеологического воспитания в общей системе просвещения, но и вооружает будущих специалистов конкретным знанием, необходимым для активной атеистической работы. Необходимость обучения указанной дисциплине вызвана и тем, что в результате конкретно-социологических исследований, проведенных во многих высших учебных заведениях {нашей страны, отмечен факт, что определенная часть студенческой молодежи сравнительно индифферентна к вопросам атеистического воспитания или же проявляет определенную склонность к религиозным ритуалам. У некоторых студентов нет четкого представления о социальной сущности религии и ее реакционной роли в обществе. Обучение же научному атеизму может выполнить и выполняет полную профилактическую функцию. Оно позволяет выработать у каждого студента сознательно непримиримое отношение к религиозной идеологии.
Введению курса "Основ научного атеизма" в высшие учебные заведения предшествовала продолжительная организационная и методическая работа. В связи с этим, с целью повышения уровня ведения атеистического воспитания Министерством высшего и среднего специального образования СССР с 1959-1960 учебного года было введено в высшие учебные заведения обучение курсу "Основ научного атеизма" факультативно.
На основе указания Центрального Комитета КПСС, предусматривающего проведение мероприятий по повышению уровня атеистической пропаганды среди трудящихся, приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 30 июня 1964 года с 1964-65 учебного года было введено обязательное обучение "Основам научного атеизма" со сдачей экзамена на всех специальностях университетов, медицинского, сельскохозяйственного, педагогического институтов и института культуры.
Министерством высшего образования была спущена программа курса "Основ научного атеизма", рекомендована литература и даны методические указания для педагогов высших учебных заведений,читающих указанный курс. При этом Министерство давало совет для разработки системы таких широких мероприятий, которая обеспечила бы максимальное включение студентов в активную атеистическую работу.
Со дня введения курса "Основ научного атеизма" в высших учебных заведениях до сегодняшнего дня накопился значительный материал по вопросам методики обучения указанному курсу; эти материалы пытаются широко обобщить и вынести из них практические выводы ряд научных учреждений, соответствующие кафедры и отдельные ученые-педагоги. С целью ознакомления с накопленным материалом в практике обучения атеизму и освещения конкретных проблем методики чтения курса научного атеизма в марте 1972 года в Москве был проведен Всесоюзный семинар преподавателей научного атеизма, который в какой-то мере суммировал некоторые значительные достижения методики обучения указанной науке и выявил имеющиеся в этой сфере недостатки. За последние десять лет в Советском Союзе4 было издано 18 учебников "Основ научного атеизма" и больше десяти научно-методических указаний для педагогов указанного курса.Учебник переведен на грузинский язык. Таким образом, в данное время студенты высших учебных заведений вполне обеспечены учебными программами, учебниками и разнообразной вспомогательной литературой. Совершенствование теоретических разделов и отдельных глав учебника "Основы научного атеизма" протекает систематически благодаря широкой исследовательской работе, которую ведут научно-исследовательские институты и 17 специальных кафедр, действующих сегодня в высших учебных заведениях нашей страны.
Методика обучения "Основам научного атеизма" имеет свои мировоззренческие, методологические и логические основы. В них выявлены требования, которые ставит перед преподавателями проблема обучения этой науке, и методы, которые позволяют реализовать эти основы в процессе обучения. Задача лектора - при помощи этих методов раскрыть перед студентами мировоззренческие, методологические и логические функции научного атеизма и тем самым показать научную и практическую ценность указанного курса как целостной дисциплины, а также сущность и назначение его отдельных частей, проблем, конкретных вопросов в научно-атеистическом воспитании.
По сравнению с другими научными дисциплинами, которые преподаются в высших учебных заведениях, обучение научному атеизму имеет определенные особенности. Предусмотрение этих особенностей необходимо и существенно для эффективности обучения.
Показ сущности религиозного модернизма как необходимый фактор атеистического воспитания студентов
В процессе обучения общественным или другим наукам выделяется множество фундаментальных, сущностных, теоретических проблем этой отрасли знания. Глубокое и содержательное, аргументированное толкование этих проблем для студентов необходимо, чтобы они проникли в корень как реакционной, антинародной сущности религии, так и основной целеустановки самого научного атеизма. Одной из таких важных проблем нам представляется показ сущности трансформации религии и религиозного модернизма.
Религия как искаженная форма отражения мира, как тенденциозное, продиктованное интересами эксплуататорских классов, фантастическое отражение, претендующее на единственно правильное и монопольное решение всех вопросов, стоящих перед человеком,на всем протяжении человеческой истории представляла большое препятствие на пути правильного познания человеком закономерностей существования и развития материального мира, сознательного использования этих закономерностей. Искажая интеллектуальные, нравственные и социальные идеалы человека, его жизненные потребности и интересы, религия в течение веков сковывала его творческие способности,способствовала утрате веры в собственные силы и тормозила прогресс человека.
Современный этап развития мировой истории характеризуется, коренными социальными и политическими сдвигами. А это оказывает влияние на все стороны общественной и духовной жизни человека.
Естественно экономическое, политическое и культурное развитие общества, огромные изменения во всех сферах жизни притягивают в сферу своего влияния также и религиозные системы, и религиозные учреждения.
"Один из важных признаков нашей революционной эпохи, - писал выдающийся деятель американского и международного рабочего движения Уйлям Фостер, - представляет, что все великие религии мира ... в большей или меньшей мере переживают кризис" /97,120/.
Рост свободомыслия и отступление трудящихся масс от религиозной веры, стремление попавших под влияние суеверия людей к пересмотру своих религиозных представлений, ставит церковь перед опасностью окончательной потери своего прихода. В таких условиях главари религии, богословы лихорадочно ищут средства и пути спасения, с помощью которых станет возможным преодоление возникших трудностей и сохранение человека двадцатого века в клещах религии.
Именно здесь корень и причина очевидного процесса во всемирном масштабе, выражающегося в ускоренном преобразовании религиозных догм, культа и церковных организаций. Указанной причиной обусловленно также и так называемое религиозное "обновление", носящее всеобщий характер и являющееся закономерным результатом восходящего развития общества.
Под влиянием происшедших в общественной жизни изменений эволюция религии является одним из характерных признаков нашей динамичной, революционной эпохи. Этот процесс закономерно распространяется на все религии мира, однако каждая данная религия в соответствии с конкретно-историческими условиями характеризуется и своими специфическими признаками.
Например, в социалистическом обществе религиозные системы и соответствующие им институты, кроме воздействия характерных для современной эпохи общих факторов, иопытывают влияние факторов, возникших после Октябрьской социалистической революции, и связанных с ними социалистических преобразований общества.
Окончательная и полная победа социалистической революции, осуществление культурной революции и упрочение коммунистической идеологии поставили религию в Советском Союзе в новые,непривычные для нее социально-политические и культурно-идеологические условия, вынуждающие церковь привести в соответствие с этим положением свои доктрины, свое кредо и свою идеологию.
В.И.Ленин называл идеологическое преобразование религиозных организаций "утонченной поповщиной" и предостерегал,что в антирелигиозной работе необходимо знать все приемы и методы / 17, 227 /. Отсюда же вытекает, что для достижения успеха в научно-атеистическом воспитании необходимо подробное, усердное изучение модернистских тенденций, реальное, объективное изучение характера, направленности, причин модернизма.
Принципы, формы, методы и средства атеистического воспитания в высшем педагогическом учебном заведении
Особенности системы атеистического воспитания в высшем педагогическом учебном заведении конкретно были охарактеризованы в первой же главе настоящей работы. В предыдущей части работы были охарактеризованы также те необходимые условия,без реализации которых невозможно говорить о конкретных формах атеистического воспитания. Если не будут охарактеризованы сущность религии и религиозных учений, факторы, обуславливающие возникновение и сегодняшнее существование религии, если конкретно, научно не будут объяснены приспособленческая природа религии, ее тенденция постоянного обновления, модернизма, если детально не будут раскрыты и расшифрованы факторы, определяющие уровень религиозности, не будет проведена типологическая дифференциация верующих на основе установления общих и конкретных критериев религиозности, - невозможно говорить о какой-либо системе человеческого воспитания,невозможно рассуждать о какой-то системности в сфере средств, путей и методов атеистического воспитания. Однако, когда эта работа в определенной мере уже выполнена, мы получаем возможность перейти к характеристике тех форм, методов и путей, которые используются в целостной системе атеистического воспитания, в частности в сфере высших педагогических учебных заведений.
Заранее должны заметить, что формы, методы атеистического воспитания и средства их осуществления по своей природе конкретно-исторические. Конкретны в том смысле, что необходимо предусмотрениє времени, места и данных условий, исторические же потому,что в атеистическом воспитании нет раз и навсегда установленных стандартов, догм. Каждый исторический этап религии и религиодности требует исторически изменчивых форм атеистического аргументирования. Но существует общая, единая, научно обоснованная антирелигиозная позиция, которая была охарактеризована выше и на основе которой создается каждая конкретная форма атеистического воздействия с учетом исторического этапа, времени, места и условий.
Именно на основе этой общей, единой, научно обоснованной позиции формулируются те методологические принципы, которые ложатся в основу форм и методов атеистического воспитания.Из этих методологических принципов, обоснованных и обобщенных почти 20-летней практикой атеистического воспитания в высших педагогических учебных заведениях, методологическими принципами можно считать следующие: 1 - принцип единства обучения атеизму и атеистического воспитания; 2 - методологический принцип органического соединения профессиональной подготовки будущих специалистов с их мировоззренческой подготовкой; 3 - принцип непрерывности и последовательности атеистического образования и атеистического воспитания; 4 - принцип единства учебного процесса и процессов неучебного атеистического воспитания; 5 - принцип органического слияния теоретической подготовки с атеистической практикой / 34 Исходя из указанных методологических принципов, создают и формируют каждую отдельную форму атеистического воспитания. Каждая форма и каждый путь, использованные в практике атеистического воспитания, обязательно связаны с каким-либо из этих методологических принципов. Рассмотрим каждый в отдельности.
I) ПРИНЦИП единства процесса обучения и атеистического воспитания требует использования учебного процесса для решения задач атеистического воспитания. Воспитание молодого специалиста в высшем учебном заведении охватывает две взаимосвязанные стороны: обучение и воспитание, осуществляемые на протяжении всего учебного и идейно-воспитательного процесса. В процессе обучения должно происходить и воспитание. От того,как решается эта задача, во многом зависит лицо будущего специалиста, тот конкретный вклад, который должен внести последний в создание общественно полезных ценностей. В системе тех многочисленных и многообразных учебных дисциплин, изучаемых в высших школах, одно из ведущих мест принадлежит общественным наукам. Эти науки своей задачей намечают формирование у студентов научно-материалистического мировоззрения, воспитание у них коммунистической идейности, а коммунистическая идейность, как учит партия, - это сплав знания, убеждения и практического действия.
Принцип единства обучения и воспитания является основополагающим принципом в советской педагогике, в деятельности высшей школы, так же как и во всей системе народного образования. Поэтому содержание и направленность общественных наук - обучение этике и эстетике научного атеизма определено единой учебной программой вузов. Исходя из этих программ, необходимо построить учебные курсы так, чтобы они давали максимальный воспитательный эффект.
Из принципа единства процессов обучения и воспитания вытекает тот метод атеистического воспитания, который называют убеждением. Именно сознательное овладение основами научного атеизма является полной гарантией того, что будем иметь дело с убежденным, активным атеистом. Чтобы воспитать убежденных, знающих и образованных студентов-атеистов, необходимо в процессе обучения научному атеизму систематически и последовательно доказывать истинность научно-материалистического,атеистического мировоззрения, показать его практическое значение в формировании советского специалиста, в будущей профессиональной деятельности. Одна из главных задач изучения научного атеизма состоит в том, чтобы выработать у студентов веру и убежденность в том,что марксистско-ленинское мировоззрение представляет основу, основное ядро в формировании новой личности, что оно непримиримо со всякими идеалистическими теориями и концепциями и среди них с религиоз= ной идеологией. Обучение научному атеизму способствует интернационалистическому, патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию студенчества. Необходимость в систематическом совершенствовании обучения курсу основ научного атеизма, необходимость максимального использования его образовательной и воспитательной функций в формировании атеистического убеждения обусловлена многими обстоятельствами. Во-первых, в практике деятельности высшей школы пока еще наблюдается недооценка необходимости атеистического воспитания студентов, что выражается в более или менее ходячей формуле - среди студентов нет верующихі