Введение к работе
Актуальность исследования. Формирование музыкально-театральной культуры школьников является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживания, чувства, мысли, оценки, ценностные ориентации), распредмечивается, осваивается, развивается и становится ее достоянием. Это предполагает последовательное накопление опыта эстетического восприятия музыкальных спектаклей и раскрывает подрастающему поколению огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.
В «Концепции художественного образования Российской Федерации до 2025 года» художественное образование рассматривается на государственном уровне как значимая сфера человеческой деятельности, жизненно необходимая как для развития российского общества, так и каждой личности.
Музыкально-театральное искусство сегодня как интеграционное явление - это воплощение синтеза различных искусств: художественного слова (литературы), музыки и изобразительного искусства. Однако в настоящее время функции искусства как «воспитателя» не реализовываются. Одной из причин этого является формализация в преподавании дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе, что приводит к отчуждению школьников от искусства. Поэтому мы предлагаем активную форму художественного творчества детей – организацию школьного кукольного театра, включающую использование классической музыки как одного из важнейших средств музыкально-эстетического развития ребенка; обращение к возрасту младшего школьника как наиболее благоприятному периоду для такого развития; использование кукольного театра как средства эмоционального воздействия.
Синтетическая природа кукольного театра дает ребенку представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве. Кроме законов театрального искусства образно-художественный строй кукольного спектакля вводит детей в мир литературы, живописи и музыки. Использование классической музыки и искусства кукольного театра очень важно для воспитания и развития эмоциональной сферы ребенка, так как органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства. Музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания и развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие.
Актуальность исследования обусловлена высоким познавательным и воспитательным потенциалом музыкального и театрального искусства с одной стороны, и недостаточным вниманием к предметам эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях, к возможностям внеклассной работы, с другой стороны.
Сложность реализации музыкально-эстетического воспитания школьников в настоящее время обусловлена следующими причинами:
- падением интереса к классической музыке и отсутствием высокохудожественной атмосферы в повседневной жизни детей;
- музыка у современных детей не связывается с возникновением эстетической эмпатии – «вчувствования в художественный объект» (Т.П. Гаврилова) и не вызывает сопереживания к переживаниям героев кино, театра, художественных произведений, то есть воображаемых персонажей. Не происходит процесс идентификации;
- высокими профессиональными требованиями, предъявляемыми учителю начальных классов, который должен сочетать в себе качества музыканта и актера.
Степень разработанности проблемы. Вопросы гармоничного духовного развития человека с помощью искусства освещены в трудах А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Н.K. Крупской, А.В. Луначарского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.
Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.
Развитие теории и практики эстетического воспитания школьников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других. Они подчеркивали необходимость такой работы для нравственного и интеллектуального развития личности детей.
Система отечественного музыкально-эстетического воспитания школьников опирается на исследования проблем развития музыкального восприятия школьников (Л.В. Школяр, С.М. Беляева-Экземплярская, Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, О.П. Радынова); на активизацию возможностей детей в оценке музыки (Л.Н. Комиссарова, П.A. Чичерина, А.И. Шелепенко). Н.А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкальной деятельности детей. Дальнейшее развитие ее теории музыкального воспитания ребенка продолжено в работах: А.Д. Артоболевской, Ю.Б. Алиева, Т.И. Баклановой, Е.А. Бодиной, З.П. Морозовой.
Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности рассмотрено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, С.В. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.
Таким образом, имеется комплекс исследований, на которых базируется эстетическое воспитание школьников средствами музыки и театра. Однако в теории и практике воспитания отсутствуют исследования, подробно рассматривающие процесс эстетического развития младших школьников средствами кукольного театра.
В процессе исследования нами выявлены противоречия между:
- потребностью педагогической практики в
эстетическом развитии детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса;
- потенциальными возможностями детского кукольного театра и невостребованностью этого вида самостоятельной театральной детской деятельности как средства воспитания.
Цель исследования – определить педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра.
Объект исследования – музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра.
Гипотеза исследования: интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, если:
- используются возможности идентификации с поющей и танцующей куклой;
- взаимодействие искусств направлено на преобладание музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизацию их творческого воображения.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи:
осуществить анализ состояния музыкально-эстетического воспитания младших школьников, дать оценку возможностей музыкального кукольного театра;
изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и специфику воздействия музыкального кукольного театра на их эстетическое воспитание;
обосновать и разработать методику эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра;
выявить комплекс педагогических условий успешного эстетического воспитания младших школьников;
разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней эстетической воспитанности младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Т.Г. Гадамер, A.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);
основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Б.Л. Яворский, П.M. Якобсон);
положения о специфике влияния театрального искусства на формирование духовной культуры личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (А.А. Брянцев, Е.С. Деммени, С.В. Образцов, К. Орф, Н.И. Сац);
теоретико-методологические основы музыкально-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, А.Л. Готсдинер, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпин);
- основные положения об особенностях психофизиологического
развития детей школьного возраста (Л.С. Выготский, М.Ю. Кулагина,
B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, учителями; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкально-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста, изучение их творческих работ, выполнение диагностических заданий; внедрение методики, разработанной сообразно исследовательским задачам. В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ, применялись методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования
Экспериментальное исследование осуществлялось в течение пяти лет на базе ГОУ СОШ № 1970, 2017 г. Москвы и состояло из трех этапов.
На первом этане (2004 - 2005 гг.) осуществлен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, современных методических разработок; определено состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучена практика работы учителей образовательных учреждений; накоплен эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.
На втором этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась систематизация и обобщение эмпирического материала, определялись и разрабатывались критерии и конкретные методы диагностики эстетического развития младших школьников, была апробирована и внедрена методика эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра.
На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведено корректирование авторской методики, продолжалось внедрение результатов исследования в практику, завершено оформление диссертации.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
определены возможности музыкального кукольного театра в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста (взаимное усиление эстетического воздействия музыки и театра, развитие эстетической эмпатии, воспитание сочувствия, формирование «базового доверия к жизни»);
разработана методика организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, в которой ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что вносит определенную новизну в теорию и практику внеклассного воспитания;
определен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного эстетического воспитания младших школьников: учет возрастных особенностей восприятия ребенка (общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле); развитие эстетических качеств личности; эмоциональная выразительность исполнения участников спектакля; создание творческо-поисковых ситуаций.
Теоретическая значимость результатов исследования:
выделены этапы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки и кукольного театра: от восприятия музыкальных кукольных спектаклей - через сопереживание - к выработке эмоционального отношения к эстетическим нормам и углублению эстетического восприятия, к активной исполнительской деятельности в спектакле;
дана характеристика воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, в основе которого ряд ценностей: музыкально-творческая активность ребенка, самодеятельность, практическая художественная деятельность;
- выявлены критерии и показатели уровня эстетической воспитанности младших школьников;
- разработана и апробирована методика диагностирования воспитательной результативности взаимодействия искусств в музыкальном кукольном театре начальной школы.
Результаты работы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований, посвященных проблеме эстетического воспитания детей различных возрастных групп.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы: исследователями в области педагогики искусства, педагогами – руководителями детских театральных кружков и студий, при разработке программ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста; учителями начальных классов.
Научные результаты работы могут быть применены при составлении новых учебно-методических пособий по теории и практике внешкольного воспитания, программ профессиональной подготовки педагогов-воспитателей в системе основного и дополнительного образования, а также учебных курсов для студентов педагогических факультетов.
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам эксперимента, репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов математической обработки материалов; личным участием автора в экспериментальной и практической работе и позитивными результатами внедрения исследования в практику.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе при использовании возможностей идентификации с поющей и танцующей куклой, музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизации их творческого воображения.
2. В методике организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что приводит к взаимному усилению воздействия искусств и способствует успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников.
3. Комплекс педагогических условий, способствующих успешному эстетическому воспитанию младших школьников: а) учет возрастных особенностей восприятия ребенка: общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле; б) предварительная настройка восприятия ребенка; в) эмоциональная выразительность исполнения участников спектакля; г) создание творческо-поисковых ситуаций.
4. Критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять
уровни эстетической воспитанности детей младшего школьного
возраста, управлять процессом их эстетического воспитания
и оценивать его эффективность, включающий показатели и критерии музыкально-эстетического воспитания и адаптированные диагностические методики.
Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МПГУ, на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников, на методических семинарах и педагогических советах учителей образовательных учреждений.
Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 4-х публикациях автора, в том числе в журналах по списку ВАК РФ: «Начальная школа», «Искусство в школе».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей список литературы из 215 наименований. Работа изложена на 177 страницах и содержит 13 таблиц и 4 диаграммы.