Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе Елисеева Антонина Петровна

Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе
<
Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елисеева Антонина Петровна. Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Елисеева Антонина Петровна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2008.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/40

Введение к работе

В связи с современным развитием межнациональных отношений, обострением этнических противоречий, основная задача образования состоит в духовном возрождении национальных традиций. Одним из приоритетных направлений совершенствования многонационального общества является развитие этнокультурного образования.

Поставленная перед необходимостью поиска адекватных ответов на глубочайшие изменения и запросы кризисной и переходной эпохи, национальная школа России развивается весьма неоднозначно и противоречиво. Сегодня накоплено значительное число опытно-практических и научно-технических разработок, пытающих решить проблемы национальной школы как органичного звена российской государственной системы образования, определить цели и ресурсы необходимых изменений.

Однако отсутствие четкого понимания места и роли национальных институтов образования в проходящих в России современных социокультурных процессах, необходимость теоретического осмысления предлагаемых моделей образования, оценка их практической значимости выдвигают в число актуальных проблем научный анализ национальной школы и ее соответствия требованиям поликультурного общества.

Сегодня поиск направлений и способов реформирования национальной школы является одной из важных задач модернизации российского образования. Наиболее значимой тенденцией этого процесса является переход от единой школы на русскоязычной основе к широкому многообразию национальных школ с восстановлением преподавания на родном языке и расширением в содержании образования представительства национальной культуры.

Необходимость возрождения национальных языков, расширения сферы их функционирования, развития национальных культур, сохранения самобытности народов Сибири требует разработки основных положений развития этнокультурного образования.

Вопросы этнокультурного образования привлекают внимание многих ученых.

Изучению этнической культуры народов посвящены работы А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилева, Д. С. Лихачева, 10. М. Лотман.

Особенности этнической культуры хакасов отражены в работах Л. В. Анжигановой, В. Я. Бутанасва, Н. Ф. Катапова, Б. М Ховратовича и др.

Педагогические условия и технологии реализации этнокультурного образования рассматриваются в работах И. В. Малиновского, Ж. Ж. Наурызбая, С. А. Харитоновой, С. С. Кулмагамбетовой, И. С. Якиманской.

Пути реализации этнокультурной направленности образования мы находим в работах Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, М. Н. Кузьмина, Б. Т. Лихачева, В. Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др.

Значительный вклад в разработку проблемы национальных школ внесли Д. М. Бурхинов, А. Я. Данилюк, Е. П. Жиркова, М. Н. Кузьмин, В. И. Матис, С. Д. Нам-сараев, В. Г. Храпченков и др.

Существует значительное количество публикаций по формированию этнопе-дагогической культуры учителя. К ним относятся работы Ш. М.-Х. Арсалиева, С.

П. Беловоловой, Т. И. Березиной, Е. П. Белозерцева, Г. Ю. Нагорной, А. Н. Орлова, О. И. Пономарева, М. Г. Харитонова и др.

Однако, несмотря на значительное количество работ, по интересующей нас проблеме, вопросы этнокультурного образования хакасов изучены недостаточно. В частности не исследованы многие аспекты этнической культуры хакасского народа ее роль и место в современном воспитании учащихся. Не определено содержание этнокультурного образования хакасов, условия и особенности процесса формирования их национального самосознания в общеобразовательной школе.

Таким образом, прослеживается противоречие между потребностью в этнокультурном образовании хакасов и отсутствием теоретических моделей, содержания и технологий его осуществления в условиях национальной общеобразовательной школы.

Проблема исследования заключается в определении теоретических оснований модели, содержания и технологии этнокультурного образования хакасов в национальной общеобразовательной школе.

Вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе».

Объект исследования: процесс этнокультурного образования хакасов в общеобразовательной национальной школе.

Предмет исследования: влияние этнокультурных факторов и условий на формирование содержания и технологии этнокультурного образования хакасов в национальной школе.

Цель исследования: разработать и обосновать модель, программу, адаптировать личностно ориентированную технологию (И. С. Якиманской) к этнокультурному образованию школьников, выявить условия их эффективного функционирования.

Задачи исследования:

проанализировать этнокультурные и этнолингвистические традиции хакасского народа, определить их влияние на педагогический процесс в общеобразовательной национальной школе Республики Хакасия;

разработать и обосновать модель этнокультурного образования школьников в общеобразовательной национальной школе;

определить содержание и составить программу этнокультурного образования для учащихся начальных классов национальной школы Республики Хакасия;

адаптировать технологию личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманской) к специфике этнокультурного образования учащихся начальных классов хакасской национальной школы;

провести экспериментальную проверку модели, содержания и технологии этнокультурного образования в национальной хакасской школе, выявить условия их эффективной реализации.

Гипотеза исследования- реализация этнокультурного образования хакасов будет проходить эффективно, если:

- процесс этнокультурного образования хакасских школьников будет смоделирован на основе внешних (окказиональных, институциональных, внеинста-туциональных) и внутренних (этнопсихологических, возрастных и индивидуальных) условий;

содержание этнокультурного образования хакасов будет включать сведения об истории Хакасии, родного языка, фольклоре, бытовых традициях коренного населения республики, их материальной и духовной культуре, семейно-бытовой обрядности и т. д., что позволит корректировать влияние окказиональных факторов и определить роль и место этнокультурной идентичности в системе общемировых ценностей;

технология этнокультурного образования учащихся, будет построена на принципах личностно ориентированного обучения, и обеспечивать: вариативность содержания, способов и форм его усвоения, стимулирование и поддержку образовательной активности обучающихся, с учетом их этнопсихологических и индивидуальных особенностей.

Методологической основой исследования является этнокультурный подход, характеризующий образование как важнейший компонент культуры, что позволяет определить образование не только как средство трансляции, формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, но и путь достижения более высокой цели -становление личности растущего человека как носителя и творца культуры, представителя этноса бережно относящегося к не только к наследию своего народа, но и к общечеловеческим ценностям. Данный подход находит отражение в работах Г. Н. Волкова, С. И. Гессена, К. Б. Жарикбаева, П. Ф. Каптерева, Б. Т. Лихачева, Ж. Ж. Наурызбая, В. А. Полякова, В, Д. Шадрикова, В. К. Шаповалова и др.

Исследование процесса этнокультурного образования осуществлялось с опорой на принципы объективности и историзма. Данные принципы позволили нам понять современное состояние проблемы и наметить перспективы ее исследования на будущее. Этнокультурное образование хакасов рассматривается нами как органическое целое, которое в процессе своего развития претерпевает определенные изменения.

Теоретической базой нашего исследования явились работы, раскрывающие культурологические основания образования и проблемы национальной школы (Д. М. Бурхинов, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, В. И. Матис, С. Д. Намсараев, В. В. Розанов, Э. Г. Скибицкий, В. Н. Сороко-Росинский, К. Д. Ушинский, В. К, Шаповалов и др.); этнокультурные особенности образования (С. П. Беловолова, Т. И. Березина, Г. Н. Волков, В. А. Зверев, В. И. Матис, В. В. Модорова, Т. Н. Петрова и др.); проблему этнопедагогической подготовки учителя (Г. П. Вайгульт, В. В. Мирошниченко, М. А. Николаев, М. Г. Харитонов и др.); этнографические и этнопедагогические исследования этнической культуры хакасов (В. Я. Бутанаев, Н. П. Дыренкова, Н. Н. Козьмин, Я. И. Линденау, Г. Ф. Миллер, К. М. Патачаков и др.); этапы этнопедагогической подготовки учителя (Е. П. Белозерцев, Г. Ю Нагорная, А. Н. Орлов, И. А. Арабов и др.), реализацию национально-регионального компонента образования (Л. Н. Беленчук, А. Я. Данилюк, М. Н. Кузьмин, М. Н. Хасанов и др.).

Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие группы методов:

- общенаучные методы - теоретического анализа, обобщения, абстрагирова
ния научно-педагогических, этнографических, культурологических источников;

педагогические методы - анкетирование, беседа, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент;

методы математической обработки данных. С помощью критерия G знаков проводилась проверка гипотезы: Ц, - сдвиг в сторону глубокого знания этнической культуры хакасов является случайным. В качестве альтернативной гипотезы выступало Нг. сдвиг в сторону глубокого знания этнической культуры хакасов является неслучайным. Было определено эмпирическое значение (G3M„ = 0), критические значения GKp = G 38 (при уровне значимости р < 0,05); GKp = G 35 (при уровне значимости р < 0,01), т. к. Gw„ S Gkp, то принимается гипотеза Ніхдвиг достоверен (р 5 0,01).

Экспериментальной базой исследования явились средняя общеобразовательная школа № 22 (с национальными классами) и основная общеобразовательная национальная школа № 28 г. Абакана Республики Хакасия. В эксперименте участвовало 106 человек.

Источники исследования: труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, этнологов, социологов, педагогов, историков педагогики; законодательные, нормативные и программно-методические документы, научные труды по вопросам этнокультурного образования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-аналитический. На данном этапе проводился анализ литературы по проблеме исследования; разработка теоретических и методических основ этнокультурного образования; уточнение целей, задач и содержания экспериментальной работы.

Второй этап (2002-2005 гг.) - экспериментальный. Проведение эксперимента на базе общеобразовательных школ г. Абакана. Определение критериев эффективности системы этнокультурного образования школьников.

Третий этап (2006-2007 гг.) - обобщающий. Систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление и публикация полученных результатов в диссертационное исследование.

Научная новизна:

модель этнокультурного образования школьников разработана на основе воздействия этнокультурного образовательного пространства Хакасии, включающего: институциональное, внеинституциональное и окказиональное образование, на процесс становления этнокультурной идентичности хакасского школьника;

в содержание этнокультурного образования введены новые сведения о культурных ценностях, истории, языке, фольклоре, обычаях, традициях, обрядах, промыслах, условиях быта хакасского народа;

технология этнокультурного образования хакасов разработана на основе адаптации технологии личностно ориентированного обучения (И. С. Якиманской) с учетом этнопсихологических особенностей хакасских школьников;

определены и охарактеризованы организационные, содержательные и технологические условия этнокультурного образования в национальной общеобразовательной хакасской школе.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

уточнена структурно-содержательная часть понятия «этнокультурное образование»;

теория этнокультурного образования дополнена характеристиками модели этнокультурного образования школьников в общеобразовательной национальной школе, учитывающей взаимосвязь окказиональных и институциональных факторов;

технология личностно ориентированного образования дополнена положениями, отражающими особенности ее реализации в процессе этнокультурного образования младших школьников национальной хакасской школы;

информация об этнокультурных ценностях хакасского народа адаптирована к содержанию этнокультурного образования в начальной национальной хакасской школе;

организационные, содержательные и технологические условия этнокультурного образования раскрывают особенности подготовки этнопедагогических кадров и процесса этнокультурного образования младших школьников.

Практическая значимость: разработана программа этнокультурного образования «Культура и быт хакасов» для учащихся начальных классов. Даны методические рекомендации по реализации данной программы в национальной хакасской школе. Разработанная модель положена в основу организации процесса этнокультурного образования в средней общеобразовательной школе № 22 (с национальными классами) и основной национальной общеобразовательной школе № 28 г. Абакана Республики Хакасия. Результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы в этнопедагогических и этнопсихологических исследованиях.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Этническая культура хакасов определяет основы и содержание этнокультурного образования в национальной школе. Необходимо учитывать, что влияние окказиональных факторов может давать как положительный, так и отрицательный эффект в становлении этнокультурной идентичности личности, поэтому оно должно корректироваться институциональными факторами, в частности работой национальной школы. Эффективность этой работы во многом зависит от влияния внеинституциональных факторов. Это определяет необходимость всемерно развивать и задействовать учреждения национальной культуры, дополнительного образования и др. Только на этой основе можно определить роль и место этнокультурных ценностей в системе общечеловеческих.

2. Содержание этнокультурного образования включает этнокультурные и ре
гиональные компоненты, способствующие формированию объективной картины
мира. Оно знакомит с историей и бытом этноса, языком и фольклором, традиция
ми, обычаями, обрядами, промыслами хакасского народа. Выступая связывающим
звеном социального опыта, школа обеспечивает целостность и преемственность
культурных традиций, их развитие и обогащение.

3. Реализация этнокультурного образования хакасов предусматривает исполь
зование технологии личностно ориешированного обучения. В данной системе об
разования принцип индивидуализации является основополагающим для построе
ния образовательной среды. При организации учебно-воспитательного процесса
необходимо учитывать ментальность и этнопсихологические особенности учащих
ся. В связи с этим необходима подготовка педагогических кадров, способных в

конкретных региональных условиях организовать процесс обучения и воспитания детей в тесной связи с традициями и обычаями народа, на основе многовековой эт-нопедагогической культуры.

4. При организации этнокультурного образования важно, чтобы школьники участвовали в подготовке и проведении различных этнокультурных мероприятий, в организации и осуществлении посильных этнографических исследований, сборе фольклора, создании музеев, инсценировок, создании предметов быта, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена научной методологией, системой методов адекватных целям исследования, проведением опытной апробации в практике обучения и воспитания учащихся начальных школ Республики Хакасия. Использованием математической обработки результатов эксперимента. Репрезентативностью полученных данных результатам аналогичных исследований.

Апробация и внедрение в практику результатов и выводов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в докладах, методических рекомендациях автора. Материалы исследования обсуждались на межрегиональной научно-пракіической конференции (Абакан, 2004), всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2004), международных научно-практических конференциях (Новосибирск, 2005, Пенза, 2005)

Материалы исследования апробированы и внедрены в учебный процесс общеобразовательной школы № 22 (с национальными классами) и основной общеобразовательной национальной школы № 28 г. Абакана Республики Хакасия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Ее структура подчинена целям и задачам исследования.

Похожие диссертации на Этнокультурное образование хакасов в общеобразовательной национальной школе