Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Белалов Решед Маазович

Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе
<
Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белалов Решед Маазович. Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Грозный, 2003 175 c. РГБ ОД, 61:03-13/1532-7

Содержание к диссертации

Введение

1 ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

1.1. Социально-педагогический потенциал нравственной культуры в полиэтнических условиях . 48

1.2. Своеобразие процесса формирования этнонравственной культуры будущего учителя в высшей школе.

ВЫВОДЫ 76

ГЛАВА: ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ. 79

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию этнонравственной культуры будущего учителя. 109

2.2 Этнопедагогические условия формирования нравственной культуры студентов педагогического вуза.

ВЫВОДЫ 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

БИБЛИОГРАФИЯ 163

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена неоднозначной

социокультурной ситуацией, сложившейся после распада Советского Союза и создания независимых республик на основе провозглашения их политической, правовой, экономической, культурной и национальной самобытности. Она ознаменована возникновением «своеобразного этнического парадокса, суть которого заключается в том, что в обыденном сознании и научных подходах стали популярными проблемы общечеловеческих ценностей, планетарного или глобального мышления. В них наметилась тенденция сближения и объединения народов мира. Не менее заметной становится и противоположная тенденция: углубление кризиса межнациональных отношений» (Б.К. Секенов).

В связи с этим эпоха реформаторства, модернизационных процессов и затянувшегося кризиса в стране привели к проявлению следующих тенденций в общественном сознании: переоценке ранее существующих нравственных ценностей и неоднозначному восприятию новых; поиску прочных жизненных ориентиров в качестве личностной, национальной и социальной системы нравственных ценностей; национальной самоактуализации отдельных этносов; увеличивающемуся количеству этнических маргиналов; возрастанию социально-психологической проблемы этнического сознания и его производной - межнациональных отношений; интернационализации материальных и духовных ценностей различных народов; унификации их образа жизни посредством стирания различий в культурных и поведенческих стереотипах.

В контексте данных тенденций решение национальных проблем можно рассматривать в качестве одного из факторов стабилизации мирового сообщества. Одновременно мы можем констатировать наличие своеобразного социального противоречия между значительным повышением интереса к проблематике национального самосознания, самобытным народным традициям и культуре и изменяющимися ценностными ориентациями подрастающего поколения, развивающимися без учета традиционных нравственных приоритетов и идеалов. В свою очередь, именно оптимальное соотношение общечеловеческих и национальных ценностей и этических ориентиров создает реальные условия для конструктивного межэтнического взаимодействия (Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей, Б.С. Гершунский, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, В.А. Николаев, А.К. Уледов).

Источником нравственности при этом выступают основные общечеловеческие ценности, которые также отражены в богатейшем культурном наследии народов России. На этом основании можно сделать вывод о том, что проблема формирования духовно-нравственного потенциала личности органично вписывается в этнокультурную предметно-исследовательскую область. Именно в национальных традициях, нормах, правилах и обычаях происходит аккумуляция, дифференциация, интеграция и закрепление нравственных ориентиров. Рассматривая проблему взаимовлияния духовно-нравственного и этнического, можно отметь наличие в них интегративной целостности, которая позволяет объединить эти составляющие в системное образование, специфически влияющее на развитие личностной культуры.

Научный поиск механизма стабилизации межнациональных отношений, поддержание целостности Российской Федерации, формирования гуманистически выверенной нравственной парадигмы и вывода человека из кризисного состояния приобретает все большее значение и для системы образования. Изучение нравственных и этнических аспектов культурной самоидентификации личности является основанием для необходимости адекватной подготовки учителей к взаимодействию с детьми в условиях многонациональной образовательной среды. «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих... Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». (Ушинский К.Д.) Эти три научно обоснованных положения воспринимаются как директивные предписания поскольку трижды повторено «каждый народ».

Следовательно, эти положения имеют отношение к любому из народов. И не один педагог, учитель народа, не может игнорировать принцип народности (национальности, этничности). Более того, этот принцип имеет установочное значение для любой стороны воспитания, в том числе, для нравственного. В этой связи этническая направленность нравственной культуры учителя национальной школы более актуализируется, если обратиться к принципу народности, научно обоснованному К.Д. Ушинским. Великим русским педагогом народность трактуется преимущественно как национальность, хотя в какой-то части «народность» в определенной степени соотносится и с народом.

Поиск рациональных путей решения данной проблемы всегда ассоциируется с именами выдающихся педагогов прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, СИ. Гессен, П. Наторп, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.А. Католиков), философов (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Ф. Ницше, B.C. Соловьев, Т. Адорно, Ю.В. Арутюнян), этнографов (Д. Берри, Ю.В.Бромлей, И.С. Кон), психологов Н.М. Лебедева, B.C. Мухина, Д.Н. Узнадзе), современных педагогов (Ш.М.-Х Арсалиев, Н.С. Александрова, Е.П. Белозерцев, Е.Н. Богданов, Г.Н. Волков, Каргиева З.К., A.M. Леонов, З.А. Малькова, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, Н.В. Силистрару, М.Г. Тайчинов, Хатаева Е.Е., З.Б. Цаллагова). Особый интерес представляют этнопедагогические исследования Г.Н. Волкова, в которых он еще в 70-е года обратил внимание на этническое своеобразия нравственной культуры чеченцев, а также научные работы Ш.М.-Х. Арсалиева и З.Б. Цаллаговой, посвященные этнической культуре вайнахов.

Изучение историко-культурных аналогий и путей разрешения противоречия между кросскультурными и этническими системами нравственных нормативов позволяет высказать предположение о том, что выходом из сложившейся ситуации может стать целенаправленное и планомерное приобщение будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Приобщение к основам общечеловеческой и национальной культуры, в которой утверждается приоритетные нравственные ценности, соответствующие национальной специфике региона является неотъемлемой частью педагогического образования. Нравственные императивы становятся фундаментальной основой, определяющей внутренний облик будущего педагога, его поведение, отношение к людям, социуму.

Совершенствование процессуальных основ подготовки педагогических кадров как носителей нравственно-этнической культуры позволяет реализовать на практике идею возрождения национальной культуры и ее нравственных идеалов и образцов через подрастающее поколение (С.А. Арутюнян, В.И. Козлов, В.В. Пименов, К.В. Чистов, Г.Ф. Хасанова и др.).

В то же время анализ современной научно-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что недостаточная результативность решения этических и этнопедагогических вопросов в их интегративнои целостности находится в прямой зависимости от общекультурного и профессионального уровня учителя (О.А. Абдулина, Т.В. Анисенкова, Е.Н. Богданов, Е.Б. Гармаш, И.Ф. Исаев, М.А. Левина, В.А. Николаев, В.А. Сластенин, М.Г. Харитонов). В связи с этим становится востребованной необходимость формирования нравственной и этнической культуры педагогов в их интегративном единстве и целостности.

Решение проблемы оптимальной, научно обоснованной и практически востребованной интеграции и взаимозависимости нравственного и этнического компонентов в профессиональной культуре будущего учителя определяются противоречием между зафиксированным в полиэтнической культуре России и ее регионов богатым духовно-нравственным потенциалом и его невостребованностью в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.

С учетом выявленного противоречия была обозначена тема исследования «Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе», проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса формирования нравственно-этнической культуры будущего учителя?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: этническая направленность нравственной культуры будущего учителя национальной школы и процесс ее формирования.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что нравственная культура будущего учителя представляет собой целостное, интегративное образование, оптимизация процесса формирования которого детерминирована моделированием и реализацией системы социальных, этнопсихологических и организационно-педагогических условий, направленных на:

- актуализацию познания учебной информации о нравственно-этнических традициях различных народов;

личностное осмысление этносоциокультурного наследия;

- оценку уровня собственной этнонравственной подготовленности как способности к выбору средств решения нравственных проблем;

- реализации своих нравственных функций в практической профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать совокупность положений, образующих теоретическую основу процесса формирования этнонравственной культуры студентов педагогического вуза в учебной деятельности.

2. Раскрыть сущность, содержание, принципы и технологии формирования этнонравственной культуры студентов педагогического вуза.

3. Сконструировать и апробировать теоретическую модель этнонравственной культуры студентов и процесса ее оптимизации в их учебной деятельности.

Методологической основой исследования являются современные философские, социологические, социально-педагогические, этнопедагогические и этнопсихологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу формирования нравственной и национальной культуры личности; закономерности общественно-исторического, социокультурного процессов; учение о социальной сущности человека в единстве истории и культуры; этнологические основы философии образования; теория педагогической культурологии и проблемного обучения.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов, включающих системный, логико-исторический, сравнительно-сопоставительный и теоретический анализ; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические (анкетирование, беседы, контент-анализ); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); прогностические (экспертная оценка, моделирование); педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных.

Организация исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2002 гг. и состояло из следующих этапов:

1 этап - рекогносцировочный (1997 - 1999) - определялось проблемное поле исследования, изучалась степень ее разработанности, уточнялся категориальный аппарат исследования;

2 этап - опытно - поисковый (1999 - 2001) - разрабатывались теоретико-методологические основы исследования и происходила их апробация в ходе проведения диагностического, преобразующего и контрольного эксперимента;

3 этап - заключительно-обобщающий (2001 - 2002) производились систематизация и обобщение полученных материалов, их качественный и количественный анализ, оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение состоят в том, что впервые этническая направленность нравственной культуры представлена этнонравственная культура и раскрыта ее сущность; определена значимость ценностных ориентации и народных традиций в профессиональной подготовке будущих учителей; выявлена специфика этнонравственной культуры; уточнена аксиологическая, когнитивная, мотивационная и деятельностная составляющие данного интегративного феномена; разработана и апробирована система социальных, этнопсихологических и организационно-педагогических условий оптимизации процесса его формирования в образовательной деятельности студентов педагогического вуза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенной работы позволяют использовать полученный материал при разработке учебных программ, проведении практических занятий в педагогических вузах; дополнить необходимой информацией учебные пособия, практикумы и работы, посвященные проблемам формирования этнонравственной культуры, что особенно важно в условиях Чеченской республики..

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, системным взглядом на историко-педагогическую деятельность, ориентацией на научные принципы анализа исторических и педагогических источников, системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений, объемом собранного фактологического материала, его разносторонним качественным и количественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Важнейшим фактором удовлетворения профессиональных потребностей будущего учителя в полиэтническом по своему составу регионе, особенно в условиях ее социальной нестабильности, является его приобщение к мировым и национальным культурным традициям в ходе обучения в вузе. Данный процесс определяется необходимостью формирования его личностной и профессиональной культуры, релевантностным компонентом которой является нравственно-этническая культура.

2. Этнонравственная культура представляет собой интегративный полифункциональный феномен, значимый для профессионально-педагогической культуры будущего учителя, ориентированный на освоение, присвоение, и активную реализацию национальных этических императивов в их пространственно-временной детерминации, т.е. принятие присущих данному геоисторическому пространству народных традиций.

3. Этнонравственная культура в исследовании рассматривается как целостное и системное явление, состоящее из следующих структурных компонентов: познавательного (когнитивного), аксиологического (эмотивного), оценочно-волевого (мотивационного) и поведенческого (деятельностного).

4. Авторская теоретическая модель процесса формирования этнонравственной культуры будущего учителя построена на основе целенаправленного стимулирования его духовного развития и профессионального становления посредством:

• передачи и освоения аксиологически оформленной системы знаний об общечеловеческих и этнических традициях;

• взаимопроникновения профессиональных (целей, знаний, умений, навыков) и этнонравственных (знаний, чувств, убеждений) характеристик личности;

• этико-этнической самоидентификации и самореализации в педагогической деятельности.

5. Условия, влияющие на оптимизацию механизма формирования этнонравственной кльтуры в учебной деятельности студентов проявляются в трех аспектах: социальном (учет геополитических, экономических, религиозных и культурных факторов, определяющих специфику региона), психологическом (актуализация этнонравственного сознания и мышления) и организационно-педагогическом (включающем целостную систему построения учебной деятельности).

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в выступлениях автора перед студентами Чеченского государственного педагогического института, Университета Российской Академии образования, в чтении лекций на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Основные положения диссертации обсуждены на расширенном заседании кафедры педагогики и психологии ЧГПИ, заседании лаборатории этнопедагогики Государственного научно-исследовательского института семьи и детства, а также материалы исследования были представлены для обсуждения на научно-практических конференциях в гг. Москва, Грозный.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Социально-педагогический потенциал нравственной культуры в полиэтнических условиях

Сложные и противоречивые социальные процессы, происходящие в современном обществе, детерминировали кардинальную смену парадигм в образовательной сфере, ориентированных на наиболее значимые общечеловеческие и национальные ценности. В качестве концептуального принципа этой парадигмы была выделена идея о приоритете в системе высшего образования интересов личности, адекватных современным тенденциям общественного развития и ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента. В рамках реализации этой концепции именно высшая школа обеспечивает качественное воспроизводство и развитие культуры. Педагогический процесс в системе высшего педагогического образования рассматривается как открытая система, оперирующая материалами в рамках широкого культурологического контекста.

Новый закон «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств — чувства национальной гордости, конструктивного национального самосознания, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности своего народа, нравственного поведения, что детерминирует становление новых парадигмальных подходов к формированию личности будущего учителя. При этом особое внимание уделяется реализации принципиально новых целей высшего образования, которые позволяют достигнуть как определенного уровня развития отдельной личности, так и общества в целом. В исследованиях Ш.М.-Х. Арсалиева, Б.С. Гершунского, В.Н. Николаева, Н.С. Розова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, М.Г. Харитонова определены следующие стратегические основания развития образовательной сферы в целом и педагогического образования в частности:

гуманизация, основанием которой является индивидуально -личностная, ценностно — смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация студентов и педагогов.

фундаментализация, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания; на формирование общей культуры и развитие научного мышления; структурную и содержательную переработку учебных курсов и их согласование друг с другом вплоть до образования органичных циклов и даже единого "культурно-научного образовательного поля";

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности, которые позволяют студентам конструировать на основе фундаментальной подготовки свой собственный профиль обучения;

теоретизация, которая относится не только к общему содержанию образования, но и к методологическому статусу компонентов преподаваемых знаний, т.к. главное внимание уделяется теориям и соотношениям между ними, а традиционные предметные знания имеют лишь статус частных интерпретаций;

плюрализация, связанная с ростом полисубъектности, т.е. ситуации, в которой необходимо мыслить и принимать решения в условиях множественности образования мира и точек зрения на эту проблему;

функционализация содержания образования, т.е. систематическое создание контекста норм, ограничений, образцов и оптимумов для изучаемого материала;

целостность и интеграция как содержательного, так технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся

на восприятие системно - структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей;

аксиологизация, т.е. систематический учет возможных ценностных ориентации и систем, в том числе непременно учитывающих и этническую специфику, в том числе — и в сфере нравственной культуры.

В контексте их практической реализации в настоящее время многими исследователями признается актуализация проблемы развития в системе педагогического образования общей и профессиональной культуры будущих учителей. Это связано с тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом личности педагога становятся не только специальные знания, владение профессионально значимой информацией и освоение технологий целенаправленного воспитания и обучения, но и , формирование его общей и профессиональной культуры.

Данное положение подтверждается наличием разнообразных исследований, связанных с определением специфики и механизмов общей и профессиональной подготовки будущих учителей посредством , целенаправленного развития их профессионально-педагогической культуры и ее отдельных компонентов (Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Л. Бенин, И.Г. Бердников, Е.Н. Богданов, М.Я. Виленский, Л.К. Гребенкина, Т.Б. Гребенюк, Е.И. Ефимова, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, А.К. Колесова, Н.А. Комар, В.А. Комелина, Н.Б. Крылова, М.М. Левина, Н.И. Лифинцева, Л.Н. Малютенко, А.И. Мищенко, Т.Н. Петрова, Е.А. Попова, Т.П. Руднева, Н.В. Седова, Н.Г. Сикорская, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин, М.И. Старов, Т.Д. Суслова, Ш. Таубаева, Е.И. Хачикян, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов, З.Б. Цаллагова и др.).

Своеобразие процесса формирования этнонравственной культуры будущего учителя в высшей школе

Этнонравственная культура является одновременно и целью и результатом (планируемым и достигаемым) управляемого процесса ее формирования (Е.М. Бабосов, Е.Н. Богданов, Г.Н. Волков, А.Г. Здравомыслов, И.Ф. Исаев, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, Н.С. Розов, Е.Г. Силяева, В.А. Сластенин и др.). Формирование этнонравственной культуры — это процесс, которому присущи законы диалектического развития. На наш взгляд отправным моментом в процессе ее развития является постановка цели (целеполагание). Управление этим процессом предполагает знание об общих закономерностях его становления, а также выявление и актуализация факторов, благоприятствующих ему, определение условий его формирования.

Для данного процесса характерно освоение личностью системы нравственно-этнических знаний, формирование умений и навыков, направленных на формирование этнической направленности морально-психологических установок на работу с учащимися, этико-этническое самообразование, а также становление личностных свойств и качеств, отвечающих современным нравственно-этническим требованиям. Поэтому профессиональная подготовка будущих учителей предполагает, прежде всего, решение задачи определения содержания нравственно-этнической культуры, поскольку в современных условиях важен факт возрождения национальных и нравственных ценностей, усиление личностной направленности педагогического процесса, ориентации на общечеловеческие, национальные идеалы.

Это связано с тем, что общество предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя в контексте нравственной и этнической самоидентификации подрастающего поколения. В теории нравственного воспитания и этнопедагогическои подготовки студентов традиционно выделяется ряд направлений:

1) воспитание убеждения в жизненности нравственных ценностей и традиций народной педагогики; важности совершенствования знаний в области освоения норм нравственности и национальной педагогики; овладение приемами нравственно-этнического осмысления современности;

2) формирование установки на усвоение этических и этнических знаний, умений и навыков; понимание целей, задач, сущности приобщения к нравственно-педагогическим ценностям народа;

3) овладение теоретическими знаниями в области нравственного развития и этнопедагогики;

4) формирование умений применять нравственно-этнические знания в

собственной профессионально-педагогической деятельности.

В отдельных работах в контексте решения проблемы этнопедагогическои подготовки будущих учителей в процессе учебной деятельности в вузе выделяются следующие задачи:

1. Усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики.

2. Закрепление и углубление знаний на семинарских и лабораторных занятиях.

3. Совершенствование педагогических умений во время практики.

4. Изучение передового педагогического опыта; оценка и анализ собственной педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания.

5. Проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики (93).

В то же время профессионально-нравственная подготовка будущих учителей включает в себя решение образовательных задач как «комплекса последовательных алгоритмов»:

1. Актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании.

2. Овладение средствами самоанализа и рефлексии.

3. Ознакомление с основными средствами психологической и педагогической самодиагностики.

4. Формирование установки на ценностное отношение к объектам будущей профессиональной деятельности.

5. Развитие гностических умений в сфере будущей профессии.

6. Включение в реальный педагогический процесс с целью формирования профессионального опыта (умений и навыков).

7. Рефлексия профессиональной деятельности.

8. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании (Е.Н. Богданов) (24).

О том, что данные положения могут стать основой процесса формирования нравственно-этнической культуры будущего педагога свидетельствует значительное сходство представленных конструкций иерархической последовательности учебных задач. Это позволяет нам перейти к анализу собственно нравственно-этнической культуры (которая представляет собой интегративный феномен, значимый для профессионально-педагогической деятельности будущего учителя, ориентированный на освоение, присвоение, и активную реализацию этико-национальных императивов в их пространственно-временной детерминации) и определению специфических особенностей процесса его формирования в учебной деятельности студентов педагогического вуза.

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию этнонравственной культуры будущего учителя

Процесс формирования этнонравственной культуры в ходе профессиональной подготовки будущих учителей представляет собой педагогическую систему, которая успешно функционирует и развивается при определенных условиях.

Философская категория «условия» выражает отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, ту обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются (140). При этом педагогическое условие рассматривается как обстановка, среда, в которой в тесном взаимодействии предусмотрена наилучшая совокупность факторов, обеспечивающих возможность преподавателя организовать активную учебно-познавательную деятельность (105). Система условий должна представлять собой динамичный комплекс, который охватывал бы все стороны изучаемого явления и, в то же время, учитывал бы изменяющийся характер, динамику профессионально-педагогической подготовки студентов.

Исходя из предмета нашего исследования, под педагогическими условиями формирования нравственно-этнической культуры мы понимаем взаимодействие совокупности мер, факторов (как внешних - социальных, так и внутренних - психологических и педагогических) организации учебно-воспитательного процесса, направленного на обеспечение высокого уровня ее развития. Целостность педагогических условий, необходимых для формирования нравственно-этнической культуры в ее структурно-функциональном единстве и детерминации, направлена в своей совокупности на развитие выделенных нами базовых компонентов изучаемого явления. В связи с этим в предшествующих параграфах нами были теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены наиболее значимые факторы, определяющие эффективность всей исследовательской работы. На этом основании были определены основные направления эксперимента и его целевые установки.

Цель преобразующего (формирующего) этапа опытно экспериментальной работы заключалась в апробации и внедрении разработанной интегративной модели формирования нравственно-этнической культуры студентов в образовательный процесс высшей профессионально-педагогической школы.

Для конкретизации поставленной цели были сформулированы основные задачи эксперимента:

Разработать оптимальную модель формирования нравственно-этнической культуры будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

Выявить эффективность разработанной модели формирования нравственно-этнической культуры студентов в педагогическом вузе.

Определить общую стратегию обеспечения процесса формирования нравственно-этнической культуры будущих учителей.

В основу содержания, методики и организации преобразующего эксперимента была положена уже сформулированная идея создания и опытной проверки целостной системы педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования нравственно-этнической культуры студентов. С этой целью нами было модифицировано содержание базовых и элективных курсов различных учебных блоков в соответствии с государственным образовательным стандартом и его региональным компонентом, видоизменены формы, методы и технологии организации педагогической практики и внеучебной работы, разработан целый ряд спецкурсов в контексте реализации опытно-экспериментальной программы.

Для изучения и корректировки результатов опытной работы был предпринят контрольный эксперимент, цель которого состояла в выявлении качественных изменений у студентов после апробации системы экспериментального материала. Для всех видов экспериментальной работы были определены оптимальные формы организации, обеспечена целостная содержательность ее поведения и разработана система, позволяющая учитывать и обобщать полученные результаты.

Базой нашего исследования явился Чеченский государственный педагогический институт. К проведению эксперимента были привлечены студенты всех факультетов института.

Объектами исследования выступали: экспериментальные и контрольные группы студентов (по 15-20 человек) педагогического института (1-5 курс).

Характеристика выборки.

В общей сложности по специальной экспериментальной программе работало 80 студентов различных курсов.

Инструментарий исследования: анкетирование и ранжирование, включенное наблюдение, экспертные оценки, компаративистский анализ результатов диагностического и формирующего экспериментов, мониторинг учебной деятельности и педагогической практики студентов.

Похожие диссертации на Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе