Содержание к диссертации
Введение
1. Научно-теоретические предпосылки формирования коммуникативной культуры современного учителя 25
1.1. Сущность коммуникации как гуманитарного общественного и индивидуально-личностного явления 25
1.2. Коммуникативная культура как интегративное духовно-гуманистическое качество коммуникации 39
1.3. Образование как культурно-коммуникативное пространство 55
Выводы по главе 73
2. Коммуникативная культура учителя как объект системного исследования 76
2.1. Коммуникация как общенаучная категория 76
2.2. Коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессиональной культуры учителя 100
2.3. Коммуникативная составляющая в профессионально-педагогической деятельности учителя 116
2.4. Концептуальная система изучения и формирования коммуникативной культуры студентов педагогического вуза 136
Выводы по главе 155
3. Эмпирическое и теоретико-прикладное исследование особенностей коммуникативной культуры студентов педагогического вуза 159
3.1. Организация и методика исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза 159
3.2. Общая характеристика реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза 171
3.3. Особенности коммуникативной культуры студентов, поступающих на учебу из городов и сельских районов Республики Татарстан 197
3.4. Особенности коммуникативной культуры студентов основных национально-этнических групп Татарстана - русских и татар 226
3.5. Особенности коммуникативной культуры студентов — юношей и девушек (тендерный аспект) 254
Выводы по главе 283
4. Проектирование модели, разработка и реализация технологии формирования коммуникативной культуры современного учителя .288
4.1 Коммуникативный аспект компетентностного подхода к высшему профессиональному педагогическому образованию 288
4.2 Образовательный стандарт высшего педагогического образования как основа формирования коммуникативной культуры будущего учителя (с позиции компетентностного подхода) 305
4.3. Прогностическая модель формирования коммуникативной культуры современного педагога 320
4.4. Организационно-методическое обеспечение вузовской технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя 340
4.5. Реализация технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя с учетом социально-культурной дифференциации студентов и мониторинг ее результатов 368
Выводы по главе 389
Заключение 393
Список литературы 403
Приложения 437
- Сущность коммуникации как гуманитарного общественного и индивидуально-личностного явления
- Коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессиональной культуры учителя
- Организация и методика исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
- Коммуникативный аспект компетентностного подхода к высшему профессиональному педагогическому образованию
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном мире коммуникация имеет всеобъемлющий, уникальный по интенсивности характер; интегрируя всю планету в единую коммуникативную систему и затрагивая каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, этической и нравственной ответственности. Без определения общих закономерностей и современных особенностей развития коммуникативной культуры общества и личности эволюция общего и профессионального образования невозможна.
Основным противоречием в развитии мировых коммуникативных процессов является признаваемое научным сообществом опасное для человечества расхождение между достижениями материальной и духовной культуры, приводящее к межчеловеческим конфликтам самого различного уровня — от глобальных, межнациональных до индивидуально-личностных. Поэтому внимание к внутренней сущности, качеству коммуникации, определяемому по гуманистическим критериям, является особенно актуальным для современного общества. Становится очевидной необходимость специального, методологически обоснованного подхода к современным идеалам общественных отношений, исходя из глубокого и всестороннего анализа реального бытия людей, образа и конкретных социокультурных условий их жизни, в которых складывается характер, качество этих отношений - коммуникативная культура.
Эффективность профессиональной деятельности современного учителя зависит от многих факторов. Среди них особое место занимает успешная коммуникативная деятельность как основа гуманных взаимоотношений, сотрудничества, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности, как способ самосовершенствования и преодоления личностных кризисов. Проблема формирования коммуникативной культуры учителя важна не только в смысле овладения куль-
5 турно-педагогическим наследием, но и как условие и средство самореализации личности в профессиональной и социально-педагогической деятельности.
Анализ педагогической практики свидетельствует, что коммуникативная культура будущего учителя в основном формируется стихийно, самопроизвольно, словно является сопутствующей, второстепенной задачей его профессиональной подготовки. Исследователи отмечают: востребованность новых подходов к развитию системы высшего педагогического образования в контексте современных концепций саморазвития сложноорганизованных социально-экономических систем, в которых коммуникация и коммуникативная культура играют важную роль; недостаточное внимание к проблеме формирования коммуникативной культуры будущего учителя как важнейшего условия его личностно-профессионального становления и развития в ГОС ВПО; отсутствие эмпирических исследований реального состояния коммуникативной культуры современных студентов педагогического вуза и учителей, анализа особенностей коммуникативной культуры, обусловленных социальной дифференциацией молодежи и др.
Все это подтверждает наличие ряда противоречий в теории и практике высшего педагогического образования между:
возросшими требованиями к личности учителя как субъекту общей и профессиональной культуры и отсутствием в существующей системе педагогического образования механизмов, обеспечивающих ее становление и развитие в полной мере;
достигнутым в науке уровнем знаний о системогенезе профессиональной деятельности, о человеке как субъекте деятельности, механизмах его личностно-профессионального развития и существующей системой подготовки будущих специалистов;
- признанием необходимости использования современных философ
ских, культурологических, естественнонаучных, психолого-педагогических
концепций и недостаточной их реализацией в профессиональной подготовке
учителя;
требованиями личностно ориентированного образования и реальными профессиональными (прежде всего коммуникативными) возможностями педагога в реализации современных тенденций гуманизации общества;
социальной необходимостью и объективной потребностью образовательной практики в целенаправленном формировании коммуникативной культуры будущего учителя и недостаточным уровнем теоретико-методологической разработанности данной проблемы.
Систематизация локальных противоречий определяет основное противоречие между необходимостью целенаправленного, системного формирования коммуникативной культуры будущего учителя с учетом современных требований к его профессиональной подготовке и отсутствием адекватного теоретико-методологического обоснования и технологического обеспечения данного процесса.
Постановка проблемы исследования и степень ее разработанности. Выделенные противоречия определяют содержание исследования как решение крупной научной проблемы теории и практики высшего педагогического образования, имеющей комплексный и системный характер: каковы теоретико-методологические основы и практико-ориентированная технология формирования коммуникативной культуры современного учителя?
Отмечая достижения науки в области изучения коммуникативной культуры следует выделить основные направления, отраженные в философских, педагогических и психологических работах: «коммуникативная трансляция» как средство перехода от парадигмы трансляции знаний к парадигме развития способностей (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Э.Н. Гусинский, А.В. Петровский и др.); коммуникация как диалогический процесс передачи кодированной информации от субъекта к субъекту (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.); коммуникация как культурно специфическое явление, протекающее в общении людей, воспитанных в условиях одной социокультурной среды, представляющее собой факт культуры (Ж. Годфруа, М.С. Каган, В.И. Курбатов); особенности коммуникативного процесса (В. Борев, А.
7 Коваленко, В. Щульц); культурологический аспект коммуникативной подготовки (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.); психолого-педагогическая сущность коммуникативного взаимодействия (Н. Гез, Ю.Н. Емельянова и др.); педагогические возможности и проблемы коммуникативной деятельности в образовательном процессе (Г.А. Кудрявцева, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова); роль коммуникативного компонента в профессионально-педагогической деятельности учителя в аспекте зависимости результата обучения от стиля общения (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров и др.), культуры общения ( А.А. Леонтьев, З.С. Смелкова и др.); коммуникативная деятельность как детерминанта высшего профессионального образования, как фактор формирования познавательной активности, субъектности, способности к профессиональной самореализации и конкурентоспособности (Р.Я. Ахметшин, Н.Н. Васильева, Г.Д. Хорошавина, М.А. Царев и др.); формирование коммуникативной культуры будущего учителя (В.Г.Звездунова, Н.Л. Кучеренко, Г.П. Максимова, Е.И. Мычко, М.Г. Рудь и др.); формирование коммуникативной компетентности, способностей, умений (Л.В. Бочарова, В.Ф. Габдулхаков, Н.Д. Колетвинова, СВ. Курашева, Н.В. Савченко, Т.А. Сапегина, А.В. Соколов, Г.Г. Чанышева, Т.В. Штыкова и др.).
В то же время в философии, психологии, педагогике, социологии, кибернетике, синергетике, аксиологии, акмеологии и других науках накоплен значительный научный потенциал, способный служить базой в определении концептуальных основ формирования коммуникативной культуры современных учителей и разработке соответствующей инновационной практики. Так, в философии нашло освещение становление коммуникативной культуры личности, осмысление ценности человека, его индивидуальности и самобытности как субъекта общения (В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев, С.Л. Франк, В.В. Розанов и др.). Понимание сущности «коммуникативной культуры» как социально-психологического механизма развития личности отражено в работах B.C. Библера, М.С. Кагана, Л.С. Когана, М.К. Мамардашвили. Становление коммуникативной культуры в ряде философских концепций рассматри-
8 вается как постижение личностью своей целостности путем самореализации в общественно значимой творческой деятельности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.С. Батищев, М.С. Каган и др.), реализация стремления к внутренней свободе, универсальный принцип деятельности и развития человека (Н.А. Бердяев, И. Кант и др.). Философские труды М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, М. Хайдеггера позволяют рассматривать собственные усилия личности по самосовершенствованию как активный механизм формирования коммуникативной культуры, выполняющий роль внутреннего регулятора. Психологические основы становления коммуникативной культуры личности отражены в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л. Братченко, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.
В педагогике высшей школы определены концептуальные основы современного университетского педагогического образования. Значительный вклад в разработку теории и практики педагогического образования внесли О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, Л.П. Буева, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, В.А.Сластенин, Г.П. Щедровицкий, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.
В теории профессиональной педагогики выявлены сущность профессиональной культуры специалиста и ее виды: педагогическая (А.В. Барабанщиков, В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская и др.); психологическая (И.А. Зязюн, Ю.Н. Кулюткин, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.М. Фридман, Р.Х. Шакуров и др.); нравственно-этиче-ская (Е.Н. Богданов, Н.Б. Крылова и др.); духовная (Р.К. Бикмухаметов, Б.С. Братусь, Н.Е. Щуркова и др.); информационная (Г.Г. Воробьев, B.C. Семенова и др.); коммуникативная (А.А. Бодалев, И.И. Зарецкая, В.А. Кан-Калик, А.К.Маркова, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская и др.); методологическая (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); акмеоло-гическая (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, СИ. Пятибратова), проектная культура (Л.М. Гурье, А. Криулина) и др.
На основе культурологического подхода исследован феномен профессионально-педагогической культуры (В. Л. Бенин, И.Ф. Исаев, В.А. С ласте-
9 нин и др.); раскрыты содержание, механизмы, тенденции и условия формирования отдельных ее компонентов. В рамках данного подхода систематизирующим фактором профессионально-личностного становления будущего учителя выступает формирование его педагогической культуры (И.Ф. Исаев).
С позиций гуманистической личностно развивающей парадигмы успешно разрабатывается концепция профессионально-личностного развития педагога в условиях вузовской и послевузовской подготовки, становления личности учителя как субъекта педагогической деятельности, основу которой составляют идеи саморазвития, активного преобразования учителем своего внутреннего мира, изменения строя и способа жизнедеятельности (Л.М. Митина).
Таким образом, накопленный в педагогике и смежных науках значительный теоретический и эмпирический материал расширяет возможности решения обозначенной проблемы. Однако научные исследования коммуникативной культуры будущих специалистов часто носят фрагментарный характер и не отражают системное видение проблемы формирования коммуникативной культуры учителя как приоритетного направления его личностного развития и профессиональной подготовки, что определило выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки».
Целью исследования является: теоретико-методологическое обоснование, проектирование модели и разработка технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя как приоритетного направления его личностного развития и профессиональной подготовки.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя в системе высшего образования.
Предмет исследования: формирование коммуникативной культуры современного учителя в системе вузовской подготовки.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной культуры будущего учителя будет более эффективным и результативным, если:
Сущность коммуникации как гуманитарного общественного и индивидуально-личностного явления
Этапы исследования. Методология и поставленные задачи определили последовательность теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось с 1995 по 2008 гг. и включало четыре этапа.
На первом этапе (1995-1996 гг.) определялось проблемное поле исследования, изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке, анализировалась философская, культурологическая, психологическая и педагогическая литература, определялись методологические подходы, формировался категориальный аппарат и общая идея исследования коммуникативной культуры как универсального явления и движущей силы развития личности и общества.
На втором этапе (1996-1997 гг.) изучалась практика формирования коммуникативной культуры будущих учителей, анализировалась учебная, учебно-профессиональная и профессионально-коммуникативная деятельность студентов, учителей, преподавателей, определялись показатели и факторы коммуникативной культуры, изучалось реальное состояние коммуникативной культуры современной молодежи, поступающей в педагогический вуз. Определялись авторская концепция, цель, задачи, гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; анализировалось содержание действующего стандарта; проектировались модели формирования коммуникативной культуры; планировался формирующий эксперимент; разрабатывалась технология и готовились экспериментальные и диагностические материалы.
На третьем этапе (1997-2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя, проверялась гипотеза исследования, уточнялись критерии и показатели, осуществлялся сбор экспериментальных дан 17 ных, совершенствовалась технология; продолжалось теоретическое исследование проблемы. На четвертом этапе (2007—2008 гг.) проводились анализ, систематизация, статистическая обработка накопленного эмпирического материала; теоретическое обобщение, интерпретация и оформление результатов исследования. База исследования. Исследование проводилось в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете и в его Набережно-Челнинском филиале, Набережно-Челнинском государственном педагогическом институте, Елабужском государственном педагогическом институте, Казанском педагогическом колледже, школах и гимназиях г. Казани. Всего в исследование вовлечены 750 студентов (с 1-го по 5-ый курс), преподаватели вузов и учителя школ. Научная новизна исследования заключается в концептуальном теоретико-методологическом и технологическом решении важной научной проблемы формирования коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки. 1. Выявлены предпосылки формирования коммуникативной культуры будущих педагогов: - социокультурные, сопряженные с изменениями масштабов коммуникации и ростом ее интенсивности: информатизация, глобализация всех сфер общественной жизни, социальная дифференциация общества, урбанизация, отставание достижений в области духовной культуры от достижений цивилизации, обострение межнациональных и межэтнических отношений и конфессиональные конфликты, тендерные проблемы, интенсификация СМИ и средств межличностного общения, обострение различий государств и этносов по уровню и формам экономического, хозяйственного и всей совокупности социально-культурного развития и др.; - педагогические , глобализация мирового образования; международная интеграция, предполагающая создание единого поликультурного образова 18 тельного пространства, ведущим механизмом функционирования которого является межкультурная коммуникация; общемировые и европейские тенденции развития профессионального образования; модернизация отечественной системы образования и ее интеграция в мировое образовательное пространство; усиление тенденций гуманитаризации и гуманизации образования; повышение требований к уровню общей и профессиональной коммуникативной культуры личности и др.; - информационно-технологические: непрерывное увеличение объема информационных и образовательных технологий в системе дистанционного образования и межкультурной коммуникации в сети Интернет и др.; - социально-демографические: традиции совместного проживания народов, представляющих различные этнические, культурные, религиозные общности; осложнение демографических и увеличение миграционных процессов, нарастающая беспризорность, снижение воспитательных функций семьи, активизация процессов возрождения национальных культур и др. 2. Коммуникация как глобальное гуманитарное общественное и индивидуально-личностное явление представлена с позиции ее внутренней сущности, связанной с формированием общественного и индивидуального сознания; выделена ее духовная составляющая, обусловленная гуманистическими требованиями общественного развития. Коммуникативная культура современного учителя рассматривается как интегративное духовно-гуманистическое качество коммуникации, сложноорганизованная социальная и индивидуально-личностная система, имеющая гуманистическую направленность. Разработана теоретическая модель коммуникативной культуры, включающая следующие структурные элементы: гуманистическая направленность; аксиологический потенциал; акмеологическая интенция; личност-но-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие; коммуникативная технологическая вооруженность. 3. Определены особенности проявления коммуникативной культуры, обусловленные социальной, национально-этнической, тендерной дифферен циацией студентов (в оценках показателей, ведущих и узловых факторах и др.). 4. Выявлены закономерности формирования коммуникативной культу ры современного учителя как сложноорганизованной социальной и индиви дуально-личностной системы, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития: закономерность первая: целостное гармоничное развитие учителя определяется уровнем сформированности его коммуникативной культуры как инвариантного, системообразующего компонента общей и педагогической культуры в их личностном и социально-профессиональном значении; закономерность вторая: целенаправленное системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя как нелинейной неравновесной системы, поливариативность развития которой определяется множеством внешних и внутренних факторов, требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов, воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза и возможностей социума;
Коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессиональной культуры учителя
В рамках гносеологического подхода исследованы сущность коммуникации и коммуникативной культуры. В основе нашего подхода к проблеме формирования коммуникативной культуры будущего учителя лежит углубляющееся в современной науке понимание сущности коммуникации как объективного, гуманитарного явления. Внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания, которые осуществляются в форме различных видах совместной практической и интеллектуальной деятельности людей, и отношениях между людьми в процессе этой деятельности.
Коммуникация имеет антропологическую сущность. Человек является субъектом коммуникации, ее предметом и конечным продуктом, и по ее развитию можно проследить этапы антропогенеза. В центре коммуникативных процессов стоит личность - индивидуальность, с типовыми антропологическими, родовыми, национально-этническими, социально-экономическими особенностями условий и образа жизни, и духовная сущность человека создается в социальной коммуникации как универсальном явлении человеческого бытия. В коммуникации выделяются три сущностные характеристики: единение людей - материальное, интеллектуальное и духовное.
Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей, это два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру». Это определяет сущность коммуникации как «ткани культуры», как ее функционального средства, условия возникновения и развития культуры как общественного явления, определяющего, в свою очередь свойства коммуникации, что позволяет обозначить триединую сущность культуры — материальную, интеллектуальную и духовную. Главным критерием качества коммуникации и культуры является гуманистическая направленность.
Коммуникативная культура определяется как интегративное духовно-гуманистическое качество, отражающее состояние культуры в ее материальном, интеллектуальном и духовном единстве, где духовная составляющая определяет гуманистическую направленность ее развития.
Образование является культурно-коммуникативным пространством -особой сферой духовно-нравственного становления, самоопределения и самореализации личности, формирования индивидуального сознания, обеспечивающей культурную идентификацию, личностно-смысловое развитие и гармонизацию взаимодействия человека с миром.
В условиях глобализации всех сфер общественного и индивидуального бытия образование функционирует как поликультурно-коммуникативное пространство - особая сфера вхождения индивидуального сознания в мировое общественное сознание, диалога культур, менталитетов на основе гармонии, интеграции, человеческого единения, и формирования готовности к личностно-профессиональному совершенствованию. На основе системного анализа выявлены предпосылки формирования коммуникативной культуры современных педагогов: - социокультурные, сопряженные с изменениями масштабов коммуникации и ростом ее интенсивности: информатизация, глобализация всех сфер общественной жизни, социальная дифференциация общества, урбанизация, отставание достижений в области духовной культуры от достижений цивилизации, обострение межнациональных и межэтнических отношений и конфессиональные конфликты, тендерные проблемы, интенсификация СМИ и средств межличностного общения, обострение различий государств и этносов по уровню и формам экономического, хозяйственного и всей совокупности социально-культурного развития и др.; - педагогические: глобализация мирового образования; международная ин теграция, предполагающая создание единого поликультурного образовательного пространства, ведущим механизмом функционирования которого является меж культурная коммуникация; общемировые и европейские тенденции развития профессионального образования; модернизация отечественной системы образо вания и ее интеграция в мировое образовательное пространство; усиление тен денций гуманитаризации и гуманизации образования; повышение требований к уровню общей и профессиональной коммуникативной культуры личности и др.; - информационно-технологические: непрерывное увеличение объема информационных и образовательных технологий в системе дистанционного образования и межкультурной коммуникации в сети Интернет и др.; - социально-демографические: традиции совместного проживания народов, представляющих различные этнические, культурные, религиозные общности; осложнение демографических и увеличение миграционных процессов, гуманитарный кризис современной воспитательной ситуации (обострение жизненных проблем детей, жестокое обращение с детьми, нарастающая безнадзорность, увеличение числа детей-сирот, снижение воспитательных функций семьи), активизация процессов возрождения национальных культур и др. Таким образом, в коммуникации и коммуникативной культуре общества обозначена триединая сущность — материальная, интеллектуальная и духовная. Главным критерием качества коммуникации и культуры является гуманистическая направленность. Далее необходимо провести системное исследование коммуникативной культуры современного учителя, обосновать методологию и разработать концептуальную систему изучения и целенаправленного, системного формирования коммуникативной культуры будущего учителя.
Организация и методика исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
Обосновывая гуманистическую концепцию становления коммуникативной культуры личности, мы опираемся на философские позиции, объединенные общей гуманистической идеей о приоритете интересов личности, добровольности и самодеятельности (М.М. Бахтин, Н.А, Бердяев, Г. Гегель, М.С. Каган и др.). Данная идея определяет специфику гуманистического содержания философского обоснования методологии воспитания, ядро которого составляют общечеловеческие ценности Добра, Красоты, Истины, Любви и Творчества [34; 39; 86; 149].
Ценности, как точки опоры, необходимые для коммуникативно-культурного роста личности, по-разному представлены в философских концепциях И. Канта, Э. Фромма, М. Шелера и др. Так, например, в соответствии с философской концепцией И. Канта, существует различие представлений о должном (ценностях, нормах) и представлений о существующем. Должное, или категорический императив, императив нравственности - это общезначимое нравственное предписание поступать так, а не иначе, добровольно принимаемое личностью. Этика долга, по И. Канту, дает не теоретическую, а практическую уверенность в свободе морального поступка, в бессмертии морально поступающего лица [153]. Э. Фромм считает одним из основополагающих элементов положения, в котором оказался человек, - его потребность в ценностях, направляющих его поступки и чувства, которыми он руководствуется и которые им осознаются. М. Шелер утверждал, что ценность постигается в эмоциональном, а не интеллектуальном акте [379; 399].
Это значит, что становление коммуникативной культуры предполагает и обуславливает развитие определенной иерархии ценностей, целей смыслов - развитие аксиологического, духовно-нравственного потенциала. Взаимообусловленность становления коммуникативной культуры и духовности обоснована в трудах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, Г. Гегеля, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили, В.В. Розанова и др.
Анализ процесса становления коммуникативной культуры как духовно-практического преобразования с целью полноты индивидуального самовыражения позволяет рассматривать духовность, как одну из основных характеристик коммуникативной культуры педагога, и воспитание как передача ценностей возможно только средствами духовного общения (М.С. Каган).
Процесс становления коммуникативной культуры самым непосредственным образом связан с проблемой внутренней свободы личности. Свобода как универсальный принцип деятельности человека и внутренняя основа его общей культуры, является одной из высших человеческих ценностей (Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Г. Гегель, М. Хайдеггер). Это особенно актуально в условиях смены субъект-объектной парадигмы на субъект-субъектную, предполагающую отношение к другому как к равному, что способствует более эффективному развитию внутренней свободы как движущей силы становления коммуникативной культуры [38; 65; 86; 382].
Обязательным условием становления коммуникативной культуры является творчество, творческая устремленность (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган и др.) и важнейшим принципом профессиональной подготовки современного учителя становится принцип креативности. Только в совместной творческой деятельности субъектов образовательного процесса создаются условия для ориентации на реальную свободу ребенка, равноправного взаимодействия, взаимопонимания и полноценного развития его личности. Именно коммуникативная культура педагога позволяет раскрыть творческий потенциал ученика в процессе духовно-нравственного самопознания.
Основополагающее значение в становлении коммуникативной культуры имеет «коммуникативное ядро» личности (А.А. Бодалев), определяющее «единство отражения, отношения и поведения» при взаимодействии с другими людьми. Коммуникативное ядро, являясь динамичным образованием, из-меняется в течение жизни и оказывает значительное влияние на жизнь, успешность в общении, процесс и результаты профессиональной деятельности человека. Свойства и качества, входящие в коммуникативной ядро определяют стиль общения и направленность личности [49]. Коммуникативное ядро личности современного учителя должно включать гуманизм, эмпатию, толерантность, милосердие, любовь к детям, доброжелательность и т.п.
Исследуя сущность процесса становления коммуникативной культуры, мы рассматриваем диалог как обязательное условие развития человека и обязательный компонент педагогической деятельности (М.М. Бахтин, B.C. Биб-лер и др.). Коммуникация - диалог позволяет перевести внешний диалог в диалог внутренний - диалог человека с самим собой, что создает условия для рефлексии человека.
Значение рефлексии для становления коммуникативной культуры состоит в том, что рефлексия позволяет осмыслить этот процесс как форму самообщения, способствует обретению целостности человеческого опыта, облегчает извлечение и понимание смыслов (М. Хайдеггер и др.).
Рассматривая рефлексию обязательным компонентом формирования коммуникативной культуры будущего учителя необходимо обозначить взаимосвязь рефлексии и сознания, состоящую в том, что рефлексия, будучи определенной процедурой изучения сознания, является и его свойством. Человек способен сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого (М. Шелер). Сознание в этом случае принимает форму самосознания.
Определяющую роль самосознания, как психологического новообразования и механизма становления коммуникативной культуры, его роль и функции в процессе развития личности подчеркивали Б.Г. Ананьев, А.А. Бо-далев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и др. Уровень самосознания тесно связан с представлением о другом человеке. От того, как формируется образ партнера по общению, зависит успех совместной деятельности (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Л.И. Петровская и др.). Коммуникативная культура способствует взаимопониманию и обогащает процесс восприятия одним человеком другого. А.А. Бодалев в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляет выражение «познание другого человека», что предполагает восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик человека, формирования представления об его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках. Это дает представление о личности как целостности, что важно для личностного взаимодействия, установления отношений, понимания [48].
Понимание, как неотъемлемая часть коммуникативной культуры личности, становится возможной благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание не непосредственно, путем "переживания", а опосредовано, путем воспроизведения творческого процесса исходя из внешнего выражения (В. Дильтей). Понимание является методом непосредственного постижения духовной целостности. Предметом понимания могут выступать внутренний мир человека, внешний мир и культура.
Коммуникативный аспект компетентностного подхода к высшему профессиональному педагогическому образованию
Мы рассматриваем коммуникативную культуру как составляющую общей культуры, это позволяет представить исследуемый феномен во всем многообразии его структурных и функциональных компонентов.
Профессиональное обращение к явлениям педагогики, воспитания позволило обнаружить фундаментальные свойства личности, а вместе с тем условия и механизмы ее становления. Оно позволило определить существенные, «...по меньшей мере, три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру» [207, с. 223]. На этих основаниях строится попытка осмысления, структурирования и создания системного взгляда на культуру личности, ее схематическое «моделирование».
В рамках школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева на основе личност-но-деятельностного подхода разработана модель общей культуры человека (И.А. Зимняя). В этой модели общая культура человека представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к Миру, себе, другим, труду, природе. В общем виде «культурный человек» определяется как человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности: сознании, поведении, деятельности, социальном взаимодействии. В модели представлены три глобальных плана рассмотрения общей культуры: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия, которые включают шесть направлений. План культуры личности представлен культурой отношения и культурой саморегуляции. Культура деятельности - культурой интеллектуальной деятельности и культурой предметной деятельности. Культура социального взаимодействия представлена культурой поведения и культурой общения [131].
Эти шесть направлений общей культуры включают, по нашему мнению, различные компоненты коммуникативной культуры: коммуникативное ядро личности, аксиологический потенциал, акмеологические установки, культуру мышления, восприятия, понимания, взаимодействия, отношений, поведения, саморегуляции, речи, внешнего вида, эмпатию, рефлексию и др.
Таким образом, коммуникативная культура является важнейшей составляющей общей и профессиональной культуры личности. Для обоснования концепции коммуникативной культуры, которая выводит ее за традиционные рамки профессиональной культуры необходимо определить исходные положения и выделить основные понятия, которые позволяют раскрыть (целостно рассмотреть) сущность этого феномена. К понятию «общая культура» мы обращаемся, поскольку оно является более общим по отношению к понятию «коммуникативная культура» и, следовательно, с одной стороны коммуникативная культура реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, с другой стороны, дает возможность овладеть ценностями культуры, что позволяет человеку войти в мировое культурно-коммуникативное пространство, образовать (создать свой образ) и совершенствовать себя, участвовать в созидании культуры и позитивном творческом преобразовании общества. Такой подход позволяет нам рассматривать коммуникативную культуру как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высших результатов (акме) в духовном развитии и профессиональной деятельности. Общая культура в этом аспекте является родовым понятием по отношению к коммуникативной культуре и рассмотрение ее дефиниции и сущностных характеристик, возможно, трансформировать на коммуникативную культуру, что позволяет не только обстоятельно исследовать данное явление, но и установить его связи с обществом и цивилизацией, ценностями и отношениями, деятельностью и общением. Коммуникативная культура является особой формой социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей, и выполняет важные функции в жизни общества и человека: - человекотворческую, или гуманистическую. Это функция формирования самого человека, его духовности, мировоззрения, мироотношения; - ценностную (аксиологическую) - формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации (аксиологический потенциал и профиль личности); - информационную, трансляции культуры (передачи накопленного человечеством социального опыта). Эта функция обеспечивает историческую преемственность; - познавательную (гносеологическую); накопление информации и опыта дает возможность познания и освоения мира; - регулятивную (нормативную) — установки, нормы и правила поведения; - семиотическую (знаковую) - дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, понимать ее, жить и творить в культуре [211]. Таким образом, коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникации.
Исходя из обозначенных подходов к исследованию культуры и ее функций, выделяются компоненты общей и коммуникативной культуры учителя: аксиологический, деятелъностныи, личностно-творческий (духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы; знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности (основой которой является коммуникативная деятельность); личностные качества, творческие способности и отношения человека к миру, себе и другим), которые формируются в процессе вузовской подготовки, совершенствуются в профессионально-педагогической деятельности и являются основой его личностно-профессионального развития.
Исторический характер явлений коммуникативной культуры выражается в том, что способы и формы общения вырабатывались в ходе исторического развития. Они закреплены в обычаях, нравах, традициях.