Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Алексеева Людмила Сергеевна

Эстетическое воспитание в русской народной педагогике
<
Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике Эстетическое воспитание в русской народной педагогике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Алексеева Людмила Сергеевна. Эстетическое воспитание в русской народной педагогике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пятигорск, 2002 184 c. РГБ ОД, 61:03-13/166-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ 12

1.1. Проблема идеала и цели эстетического воспитания 12

1.2. Задачи эстетического воспитания 52

Глава II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.. 85

2.1. Средства эстетического воспитания 85

2.2. Методы эстетического воспитания 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ : 162

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовная культура, обеспечивающая адаптацию человека к обществу и стабилизирующая его деятельность, проявляется не только через морально-этическую сущность. Ее эстетический компонент способствует выработке особого эмоционального отношения человека к миру. Поэтому основными задачами эстетического воспитания в современной школе России является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное во всех сферах жизни: искусстве, труде, общении, природе и др. Эстетическое воспитание детей осуществляется с помощью системы приобщения к духовной культуре и развития мотивации к творчеству. Как отмечается в решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях», в современных условиях становится очевидным, что «эстетическое образование начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» (Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. - М., 1995, с.267-268). Вместе с тем в названном документе на основе анализа современного опыта эстетического воспитания в общеобразовательной школе, в том числе национальной, а также результатов исследований ведущих специалистов в области художественного воспитания Ю.Б. Алиева, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Л.М. Предтеченской, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др. указано, что «не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры, а также многих пластов мировой культуры, что отрицательно сказывается на эстетическом образовании... В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективно-

сти художественного образования педагогов» (Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. - М., 1995, с.289). В реализации целей и задач эстетического воспитания в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции эстетического воспитания русской народной педагогики, являющейся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных технологий.

Постановка проблемы исследования потребовала уточнения двух близких по смыслу терминов: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Под последним мы понимаем отрасль педагогической науки, изучающую многовековой опыт семейного и общинного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности (В.Д. Семенов). Если народная педагогика изучает спонтанное, стихийное проявление воспитательных взаимодействий, запечатленное в образе жизни, фольклоре, обычаях народа, то этнопедагогика включает в свой предмет не только народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывает способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Исходя из предложенных определений, мы исследовали основы эстетического воспитания русского народа.

Актуальность изучения опыта эстетического воспитания, накопленного русской народной педагогикой, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и искусства, отсутствию ощутимой поддержки

их со стороны государства, общему снижению уровня духовности граждан. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт эстетического воспитания, накопленный русской народной педагогикой, может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать прекрасное во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения духовного опыта народа, воспитания его эстетических чувств, взглядов, убеждений.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности эстетического воспитания русских мало изучены. Невелико количество публикаций и по общим проблемам русской народной педагогики. В дореволюционный период были изданы исследования В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д. Булгаковского, Г. Пинчука, Е.А. Покровского, в которых делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период русская народная педагогика изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Справедливости ради надо отметить, что в 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г.С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). Но для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. Укреплялось ложное представление, что «темный», «невежественный», «забитый» народ был пассивен и бесконечно скован в своих действиях. Чем больше было сложностей в жизни Советского Союза, тем важнее было доказать, как все плохо было в старину. Ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом как в хозяйственной, так

6 и в социальной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что крестьяне либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций эстетического воспитания объясняется глубокой внутренней связью народной эстетической культуры с религией. Признать это в период господства атеизма было невозможно.

Вопросы народной педагогики в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Е. Борисова, З.П. Василь-цова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, З.К. Мерету-кова, Ш.А. Мирзоев, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, Е.Е. Хата-ев, Х.Х. Хадиков, Я.И. Ханябиков, А.Ф. Хинтибидзе, Е.Л. Христова, СМ. Шакарян, И.А. Шоров. Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на II и III Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998 г., 2001 г.).

Однако до настоящего времени эстетическое воспитание в русской народной педагогике не было предметом самостоятельного исследования.

Теоретическая и практическая значимость названной проблемы для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме эстетического воспитания в русской народной педагогике, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «Эстетическое воспитание в русской народной педагогике».

Проблема исследования: на основе систематического изучения и анализа историко-педагогического наследия раскрыть своеобразие содержания, средств и методов эстетического воспитания русского народа и показать его значение для модернизации современного российского образования.

Объект исследования: русская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: содержание эстетического воспитания и процесс формирования эстетической культуры у подрастающего поколения как самодеятельное педагогическое творчество русского народа в дофеодальный и феодальный периоды.

Цель исследования: научный анализ и систематизация накопленного русским народом опыта эстетического воспитания.

Задачи исследования:

раскрыть содержание эстетического воспитания как проявление педагогической мудрости народа;

выявить и охарактеризовать основные народные средства и методы педагогического воздействия на детей и молодежь в целях их эстетического воспитания;

показать актуальность традиций народной педагогики в эстетическом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание че-

ловека наивысшей ценностью в обществе;

допустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-нравственных и эстетических ценностей;

изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

понимание эстетической культуры как элемента духовной культуры общества.

Использовались также культурологический и системно-структурный подход к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Ба-банский, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Ни-кандров, З.И. Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т.А.Стефановская, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов);

историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, В.Л. Вульфсон, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э. Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, ВТ. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, Е.Е. Хатаев, И.А. Шоров, 3. Якубов).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г.Ананьева, В.В. Белоуса, В.В.Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, М.Г. Ярошевского.

В исследовании применялись следующие методы: изучение первоисточников; сравнительно-исторический и ретроспективный анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены, систематизированы и охарактеризованы идеал, цель, задачи, средства и методы эстетического воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в таких источниках русской народной педагогики, как мифы, былины, предания, пословицы, поговорки, песни, загадки, сказки. Установлено, что эстетические воззрения народа на воспитание детей и молодежи дофеодального и феодального периода имели преимущественно гуманно-демократическую направленность и отражали национальную специфику жизнедеятельности русских, обусловленную стремлением народа к коллективному творчеству и нерасторжимой связью целесообразности и красоты, приоритетом духовно-нравственных ценностей над материальными, повышенной эмоциональностью и жизнерадостностью восприятия. Вместе с тем своеобразие народного воспитания отражало максимализм, крайности в характере русского человека: религиозность и безбожие, бескорыстие и скопидомство, практицизм и беспомощность перед обстоятельствами. Охарактеризованы составные части (задачи) эстетического воспитания в народной педагогике: развитие умений видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях; формирование культуры человеческих отношений и красоты поведения; развитие умения ценить и беречь красоту тела, здоровье; воспитание любви и бережного отношения к природе как источнику красоты; создание условий для овладения умениями и навыками, обеспечивающими вовлечение подрастающего поколения в активную

творческую трудовую и иную деятельность по законам красоты, а также развитие способностей и дарований детей в различных областях народного искусства. Выявлены основные средства (игра, общение, труд, искусство, религия, природа, традиции) и методы эстетического воспитания в русской народной педагогике (пожелание, запуки, беседа, убеждение, объяснение, наставление, пример, показ, упражнение и приучение, поощрение и наказание, проклятье).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт эстетического воспитания детей, накопленный русским народом, представляет собой научный анализ понятий и идей, составляющих фундамент системы эстетического воспитания в русской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы эстетического воспитания, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере.

Практическая значимость исследования. Фактологический материал, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших, специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, во внеклассной работе (организации занятий по народному прикладному искусству, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к эстетической культуре народа).

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1999-2000 гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, прово-

11 дился сбор и анализ материалов. На втором этапе (2000-2002 гг.) осмысливались и обобщались полученные результаты, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационного исследования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Результаты анализа взглядов народа на содержание эстетического
воспитания, включающих:

цель воспитания, состоящую в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем эстетического сознания, создающего ценное и прекрасное своими руками, человека-хранителя культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций;

основные задачи эстетического воспитания, которые заключались в развитии способности детей воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное во всех сферах жизни: труде, быту, поведении, искусстве, природе.

  1. Характеристика созданных народом основных средств, методов воспитания подрастающего поколения с целью формирования эстетической культуры.

  2. Целесообразность использования сложившихся в русской народной педагогике традиций эстетического воспитания в современной школе Российской Федерации.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики (1999-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы Пятигорском государственном лингвистическом университете (1999, 2000, 2001 гг.), на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2001 г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского педагогического университета, Армавирского государственного педагогического института.

Проблема идеала и цели эстетического воспитания

Познание мудрости прекрасного, развитие способности воспринимать мир красоты во всем его величии и многообразии, выработка умения создавать прекрасное в повседневной жизнедеятельности - необходимые условия прогресса общества, поскольку именно через прекрасное осуществляется выработка целостного научного взгляда на мир, передача духовного опыта человечества, связь поколений.

Прекрасное, или красоту, философы определяют по следующим характеристикам: живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение и т.д. (См.: Краткая философская энциклопедия. - М., 1994, с.544). Красота как аксиологическое понятие выступает в качестве внешней характеристики человека, предметов и явлений, их внутренней сущности, отношения человека к окружающему миру, самому себе и отношений между людьми. Если рассматривать аксиологическое значение красоты в системе эстетического воспитания русской народной педагогики, то, бесспорно, она является ядром этого процесса, проникая в его содержание, формы и методы работы, основанные на гуманном стиле взаимоотношений и на идее всеобъемлющей красоты самого человека. Такой подход позволяет определить, что красота в русской народной педагогике - это высшая эстетическая ценность, один из существенных компонентов духовной жизни народа, а, следовательно, и всей системы народного воспитания. Вот почему русский народ всегда придавал огромное значение развитию эстетической культуры подрастающего поколения, бережно копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценностные устои и традиции эстетического воспитания.

Обладая необыкновенным эстетическим чутьем, народ критически относился ко всякого рода эстетическим новациям, отсеивал все, что не соответствовало его идеалам. Материальные условия, образ жизни, географическая среда, религиозные традиции, психический склад народа вырабатывают у него свой неповторимый идеал красоты.

Русские как этнос существуют более тысячи лет, и все это время, за исключением периода татаро-монгольского ига, они были ядром российской государственности, сплачивающей все другие народы России. При анализе обычаев, существовавших у русского народа, можно выявить глубинные особенности русской ментальносте. В частности, Н. Бердяев отмечал, что необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов отразились в строении русской души, ее отношению к идеалу красоты. Пейзаж русской души соответственен пейзажу русской земли: та же безграничность, широта, устремленность в бесконечность (См.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства- М., 1994, т.2, с.105-106).

Народ осознавал, что формирование эстетического идеала невозможно без выработки основных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Анализ произведений народного творчества дает основание заключить, что в русской народной педагогике, хотя и нет строгого логического определения этих эстетических понятий, однако можно обозначить вполне сформировавшиеся представления о них.

Так, прекрасное в народной педагогике понималось как воплощение вселенской гармонии, красоты мироздания, симметрии, ритма, целесообразности, внутренне присущих предметам мира, а также меры звуковых и цве-тосветовых отношений и др., характеризующих внешний облик явлений. Об этом свидетельствуют пословицы: «Взглянет, что огнем опалит, а слово молвит - рублем подарит»; «Взор орлиный и взлет соколиный»; «Видно сокола по полету, а добра молодца по поступи» (Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. - М., 1986, с.83).

В народной эстетике существовала противоположная прекрасному категория безобразного, выражающая негативную эстетическую ценность.

Безобразное сближалось с представлениями о небытии, зле, хаосе. Это особенно ярко отразилось в народных пословицах: «Во зле жить - по миру ходить»; «Откуда вред, туда и нелюбовь»; «Как душа черна, так и мылом не смоешь» (Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2-х т. М., 1984, с.96-98). Безобразное - антипод прекрасному, отсюда связь этих понятий в народном сознании: «Нет худа без добра»; «Жгуча крапива родится, да в щах пригодится»; «палка о двух концах» (Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957, с. 159).

Глубоко диалектическое по сущности своей, мудрое и гуманное понимание прекрасного и безобразного раскрывается в сказках, построенных на противопоставлении внешнего и внутреннего: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Волшебное зеркальце». Радуя разум беспредельной, почти неограниченной фантазией, искусство сказки поднимает человека к высотам важных социальных обобщений и выводов. Такова знаменитая сказка о царевне-лягушке. Сказочное повествование в самих основах идейного замысла объясняет причину фантастического превращения красавицы в лягушку и лягушки в красавицу. Красавица, обращенная в лягушку, нужна сказке для того, чтобы Иван показал свое непонимание истинной ценности человеческих достоинств. Лягушка должна на некоторое время принять облик красавицы, чтобы герой сказки проявил прямо противоположное к ней отношение, причем мысль о ложности прежнего отношения Ивана к жене становится еще нагляднее. Иван оценил жену-лягушку только тогда, когда увидел ее прекрасной, однако он неизмеримо выше ценит внешнюю красоту жены, чем ее достоинства великой умелицы. Несмотря на все чудеса, творимые женой-умелицей, жизнь с нею была Ивану в тягость. Он сжег лягушачью кожу, чтобы никогда к его жене не вернулось ее безобразие. В этом сказывается убеждение героя, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств.

Задачи эстетического воспитания

Исследователь основ народной педагогики Г.Н. Волков отмечал: «У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона, и в правилах приличия ... У народа было свое понимание красоты. Он умел ценить красоту, умел ее творить в деле, слове, музыке и др. Особенностью народной системы эстетического воспитания было то, что она не допускала только созерцательного, пассивного, так сказать, «иждивенческого» отношения к прекрасному, и каждый сам должен быть творцом прекрасного или во всяком случае соучастникам творения его» (Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974, с.31-32, 227-228).

Опираясь на народный идеал прекрасного, каждая русская семья с учетом местных условий, специфики жизнедеятельности, личных возможностей определяла основные задачи эстетического воспитания, которые условно можно разделить на две группы - воспитание эстетических чувств, приобретение знаний о прекрасном и формирование умений создавать прекрасное. Таким образом, анализ произведений народного творчества, опыта трудового и эстетического воспитания в семье позволяет выделить следующую группу задач приобщения детей к эстетическим ценностям:

- развитие умения видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях;

- формирование культуры человеческих отношений и красоты поведения;

- развитие умения ценить и беречь красоту тела и здоровье;

- воспитание любви и бережного отношения к природе как источнику красоты.

Задача включения подрастающего поколения в эстетическую деятельность включала создание условий для овладения им умениями и навыками, обеспечивающими вовлечение в активную творческую трудовую и иную деятельность по законам красоты, а также развитие способностей и дарований детей в различных областях народного искусства.

Гармония природы, красота быта, отношения между людьми учили детей видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное в повседневной жизни. Непосредственно в практике воспитания детей эта задача находила свое воплощение в развитии эстетических чувств и формировании эстетических представлений и понятий.

Первые эстетические впечатления дети воспринимали через эстетические традиции своего народа. М.Г. Загазежев в своем исследовании народной педагогики адыгов отмечает, что эстетическая восприимчивость, чуткость, вкус формируются не сами по себе, они являются результатом напряженной воспитательной работы родителей, взрослых и самих молодых людей. Постижение эстетических явлений требует от человека высокой активной работы над собой, развитых чувств и мыслей, воображения (См.: Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. - Нальчик, 1996, с. 126). Данное положение в полной мере применимо и к русской народной педагогике.

О воспитании эстетических чувств с раннего детства заботились родители. Просыпаясь, ребенок видел занавеску с набивным узором, звонкую трещотку-погремушку, кашник, сверкающий на солнце желтовато-зеленой поливой, строгую одежду бабушки или красочный наряд мамы. Он обращал внимание на яркие многоцветные росписи на люльке, по стенкам которой рассыпались диковинные травы и птицы, сцены удачной охоты, праздничные тройки, рассматривал изображенные на створках шкафов, перегородках, дверях северного или поволжского дома, на печах в южном жилище сказочные цветы и побеги, фигурки зверей и птиц. Если ребенок не хотел угомониться, ему давали в руки деревянный ковшичек-утицу, нарядную свистульку в виде козла, барана или оленя, обращали его внимание на солнечную птицу из щепы. По большим праздникам одаривали пряниками, изображавшими коней в богатой упряжи, петухов с гордо поднятыми головами, индюков в пышном оперении, козлов с высоко закрученными рогами. Потом дети узнавали, что все эти звери и птицы призваны оберегать хозяев от злых сил, а нарисованные на бураках, в которых держали квас, туесах, служивших для сбора грибов и ягод, берестяных и лубяных хлебенках ягоды, цветы, домашние животные желали хороших урожаев и тучного скота.

Очень рано ребенок начинал понимать зависимость всего живого от солнечного светила. Почти на всем, что его окружало, изображалось солнце. Солнечные знаки в виде круга, розетки располагались на прялке, за которой долгими зимними вечерами работали мама и старшие сестры, вальке, которым готовое полотнище выколачивали на речке весенним днем, рубеле, выполнявшем роль утюга, на полотенцах, столешниках, деталях одежды, вышитых яркими нитями или тканных на ручном ткацком станке.

Средства эстетического воспитания

В качестве средств эстетического воспитания русская народная педагогика широко использовала игру, общение, труд, искусство, религию, природу, традиции.

Большая педагогическая и эстетическая ценность фольклора, его прикладной характер и жизненная целесообразность особенно ярко проступают в игре - удивительно разнообразной и богатой сфере деятельности детей, вместе с которой в их жизнь приходит искусство. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества. Не случайно, Г.Н. Волков называет игру материализацией сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, драматизацией воспоминаний о начале жизненного пути человечества (См.: Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М, 1999, с. 133).

Игра старше культуры, она является как бы символом самой жизни, символом перехода от хаоса к гармонии и порядку, т.е. красоте. Игра творит и, творя, моделирует творчество, подготавливает человека к жизни как к творчеству (См.: Попов А. Необжитая страна детских игр // Народное образование, 1995, №5, с.29). В жизни детей игра занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является выражением чисто физиологических потребностей и побуждений; со временем становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой неустанную, но вместе с тем веселую работу, с помощью которой энергично развиваются его душа и тело, приобретаются знания и опыт, закладываются первые основы для будущей созидательной деятельности.

Народ был глубоко убежден в том, что игра способствует всестороннему развитию ребенка, является для него способом познания окружающего мира, в то же время укрепляет физические силы. Игровые переживания участвуют в формировании добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. В игре воспитывается уважение к труду, наконец, игра - важное средство эстетического воспитания детей, так как в этой деятельности про-является и формируется творческое воображение, способность к художественному замыслу, развивается чувство ритма и красота движений, вырабатывается эстетика поведения (См.: Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. - Майкоп, 1999, с.370).

Народные игры различают по структуре и способу воплощения текста, поэтому их можно разделить на три основные типологические группы: ролевые игры, игровые хороводы, игры-импровизации. Эстетика ролевых игр требовала драматического перевоплощения играющих и драматического развития действия. Каким бы простым ни было это действие, оно подтверждает вывод, что перед нами - детская народная драма. Увлеченность детей игрой, ролевая самоотдача - прямое свидетельство соответствия этой игры (драмы) законам детской эстетики. Ребенок живет более ощущениями, нежели разумом, а это, в свою очередь, эмоционально окрашивает и приподнимает все, с чем он соприкасается, что является важным фактором в развитии его эстетического чувства. Ему проще, доступнее выразить увиденное, пережитое не словом, а действием. Отсюда стремление «театрализовать» жизнь, которое некоторые ученые называют драматическим инстинктом. Матери улавливали это стремление и удовлетворяли требования ребенка в пестушках и потешках. И едва научившись ходить, ребенок «седлал» палочку, превращая ее в лошадь. Ролевые игры несли на себе отпечаток анимистического мировоззрения, они отражали древнейшие обряды. Таковыми являлись, например, игры в оленя, ящера, празднества в честь Ярилы и др. Когда играли в оленя, участники обычно образовывали круг, в центре которого сидел оказавшийся по жребию «оленем». Стоящие вокруг дети пели: «Сидит олень под кустиком, под ракитовым. Тепло ли те, олень, холодно ли те, олень?». «Олень» отвечал: «Приоденьте меня, приокутаите». Тогда игроки накрывали его платками, за которые он затем требовал выкуп. На заключительные слова «С молодца кушачок, с красной девицы платок» все разбегались, а «олень» ловил кого-нибудь из них. Тот, кого он поймал, садился в круг, и игра возобновлялась.

Ролевые игры отражали быт деревни, взаимоотношения людей. Дети увлеченно изображали трудовую жизнь крестьян, их повседневные заботы и радости. Так, в свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали укромное местечко и там строили шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них все так, как в настоящей избе: ставили стряпущую избу (кухню), горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась игра: «мужчины» уходили за дровами, пахать, косить, а «женщины» оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей.

Похожие диссертации на Эстетическое воспитание в русской народной педагогике