Содержание к диссертации
Введение
Глава I Эстетическое воспитание студентов как педагогическая проблема
1.1 Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания 13
1.2 Ретроспективный анализ проблемы эстетического воспитания студентов 30
1.3 Особенности эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза 57
Выводы по первое главе 74
Глава II Педагогические условия эстетического воспитания студентов в вузе
2. 1 Формирование мотивационно-потребноетной сферы личности студента в эстетическом воспитании .. 77
2.2 Реализация практико-ориентированной модели эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза 9
2.3 Система аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов по эстетическому воспитанию.. ISO
Выводы по второй влвве 157
Заключение 160
Библиография 167
Приложение 181
- Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания
- Особенности эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза
- Формирование мотивационно-потребноетной сферы личности студента в эстетическом воспитании
- Реализация практико-ориентированной модели эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза
Введение к работе
Одна из функции высшей школы - передача молодому поколению ценностей духовной культуры. Практика подготовки специалиста последних лет показала недооценку задач общекультурного развития студентов.
Потребность в совершенствовании эстетического воспитания студентов обусловлена рядом социально-экономических и психолого-педагогических причин:
масштабность, глубина и динамизм происходящих экономических, политических и духовных процессов в России требуют особого внимания к процесоу формирования культуры молодежи эстетически образованной и воспитанной личности;
ломка психологии сознанияf неразрывно связанная с новым пониманием человека, с возрастанием роли личности в процессе становления в обществе рыночных отношений;
несовершенство социального опыта, недостаточная устойчивость убеждений молодежи, которая учится в высших учебных заведениях, обусловливает необходимость определенного уровня культурного фундамента., воспитания и развития личности студента, от чего зависит его будущее и как личности, и как профессионала;
воспитание молодых специалистов, способных преобразовывать и создавать новые знания и духовные ценности - социальная функция высшей школы, что требует иной организации системы эстетического воспитания молодежи на вузовском этапе-
Эти причины делают чрезвычайно острой проблему совершенствования условий эстетического воспитания и образования сту-
дентов, научного обоснования, преобразования; способствуют разработке в педагогике системы эстетического воспитания. Актуализация проблемы эстетического воспитания потребовала поиска путей организации, совершенствования процесса эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза.
В современной философской литературе проблема эстетических ценностей и их роль в развитии личности отражена в трудах Ю.Б.Борева, Е.С.Громова, А.В.Гулыги, А.П.Донченко, В.М.Жарикова., Э. В „Ильенкова, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова, В.А.Разумного и др..
Общим вопросам организации эстетического воспитания в учебном процессе посвящены труды Э.Ф.Володина, С.А.Герасимова, С.П.Кудрявцевой, В.А.Куманева, О.В.Лармина, А.И.Никифоровой,, А.Н.Покровской, Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова, Т.П.Шевченко и др.. В этих работах обращается внимание "на формирование эстетического начала как необходимого составного элемента всесторонне и гармонически развитой личности" .
Проблема определения содержания, форм и методов эстетического воспитания нашла свое место в исследованиях 50-х - 60-х -70-х годов. В трудах Ю.Б.Борева, А.И.Бурова, М.А.Верб, В.М.Кузнецова, Б.Т.Лихачева, В. А. Разумного, В.М.Соловьева, Ю.В.Шарова, В.П.Шестаковой, Г.А.Щукиной и др. излагаются принципы построения системы эстетического воспитания.
Вопросам сущности, целям и задачам эстетического воспитания в образовательном процессе посвящены работы И.Ф.Гончарова, Н.А.Дмитриевой, А.Ф.Ефремова, Е.В.Квятковского, Н.И.Киященко, Д.Ф.Козлова, Б.Т.Лихачева, П.А.Мезенцева и др.. Существенным
дополнением в решении общих проблем эстетического воспитания явились работы Н.И.Гендиной, Т.Н.Мальковской, В.Н.Петровой, В.В.Туева и др..
Теоретическим основам эстетического воспитания и нравственного становления личности школьника, студента посвящены работы О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, П.П.Бурса, В.Г.Бутенко, А.В.Зосимовского, А.П.Донченко, Г.Г.Квасова, Е.А.Квятковского, її.С.Марьенко, Т.В.Самсоновои, Н.Г.Смирновой, И.И.Трубиной и др.. Тема органического единства эстетического воспитания и развития личности освещается в работах С.И.Бортник, Э.В.Бурма-кина, В.И.Кузнецова, П.М.Якобсон и др..
Психологическим аспектам эстетического образования и развития личности студента посвящены исследования В.И.Андреева, И.А.Бесковой, Н.Н.Блонского, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, Н.К.Гончаренко, Л.А.Закс, А.Ю.Козырева, В.И.Кузнецова, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, Б.В.Сафронова, Б.Т.Теплова, Б.П.Якобсона и др..
Проблема выявления педагогических условий эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе и их совершенствования становится основой научно-теоретических воззрений в работах Е.А.Ануфриева, О.А.Зоровой, Н.А.Кормина, Е.Л.Кудриной, С.Т.Махлиной, В.П.Михалева, Л.С.Сысоевой и др..
Деятельности преподавателя в эстетическом воспитании и образовании молодежи посвящены работы Е.И.Бурдиной, А.В.Кудрявцевой, Г.А.Петровой, Л.Н.Столович и др.. Работы этих авторов позволяют выявить глубинные закономерности формирования эстетического чувства, сознания, эстетического отношения к окружающему миру.
- б -
Теория эстетического воспитания развивается на стыке общественных наук, поэтому для выявления степени изученности данной проблемы нами была проанализирована философская, психологическая и педагогическая литература.
Проблема эстетического воспитания как части общей системы воспитания в русской педагогике ставилась Ушинским К.Д. и его последователями П.Ф.Каптеревым, В.Я.Стоюниным и др..
Принципы эстетического воспитания, сформулированные Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, нашли отражение в первых документах народного комиссариата просвещения ("Основные принципы трудовой школы"). В 30-е - 40-е годы проблема эстетического воспитания разрабатывалась классиками советской педагогической мысли А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, В.Н.Шацкой и др.. Специально разработанный курс по общим вопросам эстетического воспитания (ред. В.Н.Шацкая) был использован в качестве учебного пособия для педагогических училищ.
В последующие годы эстетическое воспитание студентов становится самостоятельной областью научных изысканий, хотя решение этой проблемы носило стихийный, непоследовательный характер.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что наиболее разработана тема эстетического воспитания школьников, а проблема эстетического воспитания студентов остается недостаточно изученной.
Современный этап развития общества потребовал обобщенного взгляда на процесс совершенствования педагогических условий эстетического воспитания студентов на вузовском этапе.
Недостаточная теоретическая разработанность вопроса и
практическая потребность определили выбор темы нашего диссертационного исследования - "Эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза".
Нрль исследования: разработать и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Объект исследования ; эстетическое воспитание студентов.
Предмет исследования .- педагогические условия эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования : эстетическое воспитание студентов в воспитательно-образовательном процессе будет эффективным, если:
эстетическое воспитание рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, который развивает внутренние силы студентов для эстетического освоения действительности и совершенствования своего "я";
учитываются особенности формирования мотивационно-пот-ребностной сферы личности студента на основе изучения эстетических интересов;
выявлены, экспериментально проверены педагогические условия, предусматривающие включение студентов в эстетическую деятельность (познавательную, художественно-творческую), позволяющие расширить кругозор, раскрыть и реализовать творческий потенциал молодого человека.
Цель исследования и предполагаемая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач :
1. Определить проблему и тенденции разрешения эстетически-
го воспитания студентов на основе анализа философской, педагогической и психологической литературы.
Охарактеризовать особенности эстетического воспитания студентов с целью формирования их интересов, мотивов эстетического воспитания и др..
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эстетического воспитания студентов (в воспитательно-образовательном процессе).
4.Разработать методические рекомендации по совершенствованию организационно-педагогических условий эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе.
Исследование проводилось с 1996 г. по 2000 г. и включало в себя три этапа.
Да перлом этапе (1996-1997 гг.) осуществлялся анализ литературы по теме исследования; определялись методологические основы, понятийный и научный аппарат, цель и задачи экспериментального исследования; составлялась программа и методика констатирующего и формирующего эксперимента.
На мтюром этапе (1997-1998 гг.) продолжались теоретические исследования; в ходе эксперимента отрабатывались и проверялись положения гипотезы; разрабатывалась и экспериментально проверялась практико-ориентированная модель эстетического воспитания студентов; определялись содержание, формы и методы системы аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, экспериментально проверялись условия эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза.
На третьем этапе (1998-2000 гг.) проводилась корректировка основных положений исследования, обобщались результаты иссле-
дования, уточнялись научно-практические рекомендации по организации условий эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вува; формулировались выводы и положения исследования.
Шгподрлоеичеспой основой исследования явились философские исследования, учения о сущности "эстетического*' в воспитании гармонически развитой личности;, психологическая теория о законах психической деятельности и эстетического развития личности как научного обоснования воспитательно-образовательного процесса; идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
аналитические: историке-теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы по теории и практике эстетического воспитания студентов, исследования по проблемам эстетического воспитания; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта эстетического воспитания студентов; моделирование условий эстетического воспитания молодежи в воспитательно-образовательном процессе вуза; педагогический эксперимент;
эмпирические: анкетирование, беседы индивидуальные и групповые, наблюдение, изучение эстетических интересов и анализ результатов эстетической деятельности студентов;
методы статистического анализа результатов экспериментальной работы и др..
База исследования : Кемеровский государственный университет.
Участие автора в исследовании и получении научных реэуль-
тзтов выражалось в проведении анализа особенностей эстетического воспитания студентов; в организации опытно-экспериментальной работы по совершенствованию педагогических условий эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза: в определении общего подхода и методики исследования эстетического воспитания студентов; в анализе и обсуждении перспектив исследования.
На защиту .выносятся следующие положения ;
особенностями эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза являются снижение потребности студентов в эстетическом развитии га счет нестабильности социально-экономического положения в обществе; относительно высокий уровень художественных интересов студентов в восприятии Прекрасного; создание условий для эстетических запросов личности; предоставление студентам выбора пути эстетического образования; эстетическое образование студентов университета (изучение предметов гуманитарного цикла, специального курса "Культурология" и др.); художественно-творческая деятельность, развивающая эмоционально-чувственное ощущение, формирующая потребность в Прекрасном, стимулирующая самодеятельность студентов, их активную эстетическую деятельность;
модель эстетического воспитания студентов в условиях вуза, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии, обеспечивающая включение студентов в познавательную, художественно-творческую деятельность;
педагогическими условиями эстетического воспитания являются формирование мотивационно-потребностной сферы личности студента; разработка и реализация практико-ориентированной мо-
дели эстетического воспитания студентов; система аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов по эстетическому воспитанию.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
выявлены особенности эстетического воспитания студентов, учет которых позволил развивать эмоционально-чувственное ощущение, сформировать потребность в Прекрасном, стимулировать самодеятельность студентов, их активную эстетическую деятельность ;
разработана и обоснована модель эстетического воспитания студентов в условиях вуза, учитывающая мотивационно-потреб-ностную сферу личности студента, направленная на формирование мотивов включения в познавательную, художественно-творческую деятельность;
определены педагогические условия эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе, создание и реализация которых позволяет осуществить эстетическое воспитание студентов; формировать потребность в эстетическом воспитании личности студента и др..
Практічесяая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по совершенствованию эстетического Боепитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза, включающие: программы, дидактические средства, обеспечивающие реализацию потребностей в эстетическом освоении действительности, способности контролировать, направлять и оценивать ход эстетической деятельности, творческой индивидуальной активности.
Достоверность научных результатов обеспечена опорой на методологию педагогических исследований; использованием научных методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного опытно-экспериментальной работой, репрезентативностью объема выборки, использованием методов математической статистики.
Апробаиря и внедрение полученных в ходе исследования результатов освещалась на заседаниях межвузовской кафедры общей вузовской педагогики Кемеровского Государственного университета (1996-2000 гг.); в докладах и тезисах научных конференций "Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования" (г.Кемерово,1996 г.)* "Развитие инновационных процессов в современной школе" (г.Кемерово, 1996 г.); на педагогических чтениях "Развитие личности и проблемы непрерывного образования" (г.Новосибирск,1997 г.); на научно-практических конференциях "Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона" (г.Кемерово,1997 г.); "Непрерывное образование - самоопределение - профессиональная карьера молодежи" (г.Пущино,1998 г.); "Профессиональная карьера преподавателей в университете" (г.Улан-Удэ,1998 г.); "Социально-профессиональная адаптация молодежи в современных условиях" (г.Кемерово,1999 г.); "Взаимодействие образовательных, хозяйственных и административных структур в регионе" (г.Новокузнецк, 2000 г.).
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
- ІЗ -
Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания
Теория эстетического воспитания развивается на стыке общественных наук, поэтому для решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, мы считали необходимым уточнить и подчеркнуть аспекты, компоненты эстетического воспитания, различные трактовки определения эстетического воспитания в психолого-педагогической литературе, роль активности и эстетической деятельности в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании личности.
Философский, психологический и педагогический аспекты эстетического воспитания составляют единую концепцию эстетического воспитания личности:
- философская наука определяет сущность "эстетического"; дает ключ к пониманию таких вопросов, как природа эстетических явлений, категорий; подчеркивает место "эстетического" в воспитании гармонически развитой личности;
- психологическая наука рассматривает в эстетическом воспитании обращенность к способностям молодого человека отражать окружающий мир в сознании личности;
- педагогическая наука решает задачи развития эстетических качеств личности с целью интеллектуального и эмоционального освоения действительности, выработки осознанных ориентации в мире эстетических ценностей, формирование эстетического отно - 14 шения к действительности, то есть определяет предмет и сущность эстетического воспитания.
Анализ философской литературы позволил нам определить, что философия предоставила возможность уточнить значимость "эстетического" в воспитании личности.
Б работах Ш.М.Германа, Н.Й.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др. понятие "эстетическое" (от греческого слога "эстезис" - введенное в обиход Александром Еаумгартеном в XVII веке) есть "ощущение, чувственное восприятие прекрасного" (39;54;72). Е.Т.Яковлев в исследовании, посвященном эстетическим проблемам, "эстетическое" рассматривает как "... живущее в человеке стремление к прекрасному; ... форма отношения к окружающему миру; ... сторона самой действительности, которые могут быть познаны только в чувственно-эмоциональной, эмоционально-оценочной форме" (156).
Эстетическое связывается с субъективными процессами человека, с эмоциями, мыслями, интересами (75).
По определению Ю.Б.Борева, Е.Д.Варнакова, А.Я.Зись и др. эстетика как наука о прекрасном в действительности и искусстве определяет категории "эстетического" - "прекрасное" и "безобразное", "возвышенное" и "низменное", "трагическое" и "комическое". Эстетические категории как фундаментальные понятия отражают свойства, отношения, связи, стороны действительности эстетической практики и эстетического познания, характеризуют различные эмоциональные воздействия, имеют решающее значение в эстетическом освоении действительности и рассматриваются как фундамент для развития "эстетического" начала у человека (12;17;44). Каждой из категории соответствуют явления, ситуации, противоречия самой действительности. По мнению Ю.Борева, Н.И.Кин-щенко. В.А.Разумного и др. в категориях отражается тип эстетического чувства, переживания, оценки (12;53;108).
С точки зрения исследователей Ю.Борева,, Е.С.Громова, В.М.Жарикова "прекрасное" является основополагающей, значимой, доминирующей категорией; рассматривается как соответствие формы содержанию, как гармоническое соотношение всех сторон явлений в конкретных условиях его взаимосвязи и взаимодействия с другими явлениями С12;31;41).
С точки зрения Е.С.Громова, В.М.Жаринова, Н.Н,Крюковского, Л.Н.Столович и др. категория "возвышенное" характеризует явления, у которых "количественные изменения перерастают в новое качество, более значительное содержание прекрасного" (31;41;64;124).
В научных трудах Е.С.Громова, В.М.Жаринова, Н.Н.Крюковского, Л.Н.Столович и др. категории "трагическое" и "комическое" рассматриваются в качестве "...характеристик противоречий, присущих самой жизни, противоречий между старым и новым" (31:41:64.:124).
Философская наука отмечает специфику эстетического воспитания: формирование эстетических отношений, закрепляющих духовные, человеческие эмоции и чувства, представляющих органический сплав чувств и интеллекта личности (12;15;55).
Научные положения об эстетическом отношении разрабатывались на основе выделения системы эстетических категорий, как основополагающих понятий "совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе, в сознании" (12;15;55).
Э.В.Ильенков, Л.Н.Коган, н.н.Крюковский, В.Леглер и др. рассматривают эстетическое отношение человека к действительности как процесс возрастающего чувственного взаимодействия человека с миром, в котором он не только переживает, но и познает s преобразует в соответствии с имеющимися представлениями окружающую действительность (47;55;64;71).
Таким образом, эстетическое отношение предполагает систему связей эмоционального и интеллектуального освоения действительности и оценку ее с позиции эстетического вкуса.
Психологический аспект эстетического воспитания рассматривает компоненты эстетического воспитанияj совокупность всех качеств личности, которые формируются и развиваются в процессе этого вида воспитания.
А.Я.Зись, М.Ф.Овсянников и др. полагают, что развитие личностных качеств основывается на имеющихся природных задатках, которые, в свою очередь, являются основанием для развития компонентов эстетического воспитания (44;92).
В исследованиях А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Я.Рубинштейна, В.М.Теплова и др. эстетические качества личности рассматриваются как комплекс индивидуально-психологических свойств, отвечающих определенным видам деятельности и обеспечивающих наибольший успех в их осуществлении (73;87;112;127).
Особенности эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза
Для решения задач, поставленных в исследовании, нам необходимо было выявить возрастные, социально-психологические особенности студентов для того, чтобы определить и охарактеризовать особенности эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза: их художественные интересы, степень заинтересованности к образовательным предметам эстетического цикла, интерес к эстетической деятельности.
В своем исследовании мы изучили:
- психологические характеристики этого возрастного этапа развития личности;
- отдельные особенности поведения этой возрастной группы в условиях современной социально-экономической ситуации;
- определили эстетические интересы современной студенческой молодежи.
На наш взгляд, знание особенностей студенчества позволило нам точнее определить содержание, формы, методы и средства эстетического воспитания и наполнить их конкретным смыслом, отражающим эстетические интересы и потребности.
В своем исследовании мы опирались на труды Б.Г.Ананьева, А.В.Дмитриева, И.С.Кон, В.Т.Лисовского, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и др., рассматривающих социально-психологические аспекты развития личности студента, ее проявления в различных видах деятельности (1:37;58:127;155).
На студенческий возраст приходится процесс активного формирования социальной зрелости, которую мы рассматриваем как способность овладения молодым человеком необходимой для общества совокупностью социальных ролей (специалист, родитель, гражданин ).
Студенчество рассматривается нами как мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
По мнению авторов Е.Г.Ананьева, К.А.Дмитриевой, К.С.Кон, В.Т.Лисовского и др. время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (1;37;58;74).
Студенчество рассматривается как специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого возраста (17-25 лет), одного поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально подготовительных функций интеллигенции:
- специально-производственная;
- организаторско-управленческая;
- культурно-воспитательная.
Студенчество как часть молодежи представляет собой специ - 59 фическую социальную группу, для которой характерны особые условия жизни, труда и быта., социальное поведение и психология, система ценностных ориентации. Для ее представителей характерно то, что "...подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя не единственным занятием" (144).
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Происходит укрепление тех качеств, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Повышается интерес к моральным проблемам (цели и образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не полностью. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Отмечается, что 18-25 лет - это возраст социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире (1;37;74).
Студенческий возраст рассматривается как пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Однако, исследователи подчеркивают, что "... идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью студента" (1:37;74), что свидетельствует об объективном противоречии в развитии личности молодого человека.
Для молодых людей студенческого возраста особую актуальность приобретают задачи социального и личностного роста как определение себя и своего места в предстоящей самостоятельной жизни.
Понимание современной социально-экономической ситуации определяет нашу позицию в дискуссии об основных характеристиках студенческого возраста.
В нашем исследовании характеристика человека студенческого возраста представлена в следующем виде:
1. Период закрепления основных психологических структур и личностных стремлений, смена ведущих форм деятельности., определение своего места в жизни и внутренней позиции, развитие мотивационной сферы личности студента; в центре внимания, интересов, планов студенческой молодежи находятся проблемы выбора дальнейшего жизненного пути, профессии: "... молодой человек не просто отвлеченно мечтает о своем будущем, а оценивает себя применительно к различным видам предстоящей деятельности" (1;70).
2. Этап изменения общественного положения и социальной деятельности личности; четкое очертание индивидуальности.
На студенческий возраст приходится период закрепления интеллектуальной, эмоциональной, волевой, творческой личности молодого человека. Это процесс длительный, сложный, многогранный и пронизывает все сферы жизнедеятельности молодого человека: глубину мышления, тонкость чувств, нравственные установки, этические нормы поведения и др.. (37;63)
Формирование мотивационно-потребноетной сферы личности студента в эстетическом воспитании
Одним из условий эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза является изучение мотивов эстетической деятельности, обусловливающей эффективность этого процесса. Они были определены нами на основе анализа научной литературы, в процессе специально проведенного социологического исследования.
Мотивы занимают ведущее место в структуре личности, пронизывая характер, эмоции, способности, психические процессы, деятельность- Но чтобы формировать мотивы, надо знать, что лежит в основе мотивационной сферы данной личности, какие педагогические воздействия должны быть осуществлены, какие действия совершает сама личность. Знание мотивационно-потребностной сферы личности студента позволяет нам определить направленность эстетической деятельности, эстетического освоения действительности.
Учитывая эти положения, мы полагали, что изучение мотивов поможет нам выявить динамику эстетического развития студента и определить путь решения данной проблемы.
Мы считаем, что эстетическое воспитание должно быть основано на добровольных началах: процессу эстетического освоения действительности предшествует более или менее настойчивое стремление к достижению гармонии между "чувственным и рациональным Е человеке".
Мы полагаем., что эстетическому освоению действительности способствует стремление овладеть суммой знаний и осознание побуждений и мотивов этого освоения, открывающих для себя необходимость эстетического познания и творчества.
Сформированность потребностио-мотивационной сферы личности мы относим к внутренним движущим силам процесса эстетического воспитания,
Мотив определяет готовность личности действовать в определенном направлении, выражает активность человека.
Деятельность субъекта всегда связана с реализацией потребности, которая вызывает его поисковую активность и побуждает личность к определенному действию.
Согласно этому определению, мотив мы рассматриваем как причину, толчок, импульс к действию, определяющих направленность активности личности.
Мотивация, сопровождаясь переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями, регулирует направление деятельности личности и объясняет выбор между различными вариантами действий.
В роли мотивов выступают потребности, влечения, эмоции, установки, идеалы.
Побуждения, желания человека порождают устремления, оказывающие влияние на личность, формируют интересы последней к определенному типу деятельности.
Мотив позволяет студенту совершенствоваться в эстетической деятельности, развиваться, реалкэовываться в учебе, в науке, в художественно-творческой деятельности, в общении, в органиэа ЦИИ бЫТЗ И Т.Д. .
В своем исследовании мы выделили социально-ценностные и познавательные группы мотивов эстетической деятельности.
К сюциально-ценностным мотивам мы отнесли осознание студентом необходимости в эстетическом развитии как составного элемента, качественной характеристики интеллектуально развитого человека; желание в получении признания со стороны окружаю щих как культурного, образованного и воспитанного человека; помогающие сотрудничать., взаимодействовать в обществе.
Социальный мотив мы рассматриваем как сознательное стремление молодого человека включиться в жизнедеятельность общества в качестве носителя культуры.
Познавательные мотивы мы рассматриваем как интерес к знаниям, стремление к расширению кругозора, потребность в решении учебно-познавательных задач. Среди познавательных мотивов мы выделили: учебно-познавательные, внеучебные познавательные, мотивы самообразования, самовоспитания.
Познавательные мотивы реализуются в процессе эстетического образования студентов. Учебно-познавательные мотивы вызывают у студентов желание добывать знания по эстетике, усваивать конкретные учебные предметы эстетического профиля.
Мотивы самообразования;, самовоспитания ориентируют студентов на приобретение дополнительных знаний по эстетике.
Познавательные мотивы связаны со стремлением студентов обогатить свой внутренний мир, активизировать личностный потенциал, проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор, стать не только потребителем, но и носителем культуры.
Мы полагаем., что познавательный мотив является показателем достаточной осознанности и продуманности приобщения к процессу познания прекрасного; характер мотивов деятельности студентов определяет ее смысл, результаты и влияет на формирование качеств эстетически развитого человека.
Реализация практико-ориентированной модели эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза
По нашему мнению, проектирование модели является действенным средством проверки истинности и полноты теоретических представлений о процессе эстетического воспитания студентов.
В нашем исследовании построение модели является одним из условий, чтобы иметь проективный материал для осуществления и реализации поставленных воспитательных целей.
Практико-ориентированная модель эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе основывается на определении целей, функций, содержания, форм, методов, средств, критериально-оценочного аппарата.
Социально-экономические особенности 90-х отразились на культурной среде, в которой происходит воспитание молодежи. Уменьшилась система детских и юношеских библиотек, кинотеатров, клубов, молодежных издательств, редакций радио, телевидения. Снижается посещаемость театров, филармоний, библиотек, музеев, выставочных залов. Продолжают разрушаться каналы, по которым происходит передача культурных, эстетических ценностей молодому поколению.
Информационно-культурное пространство, которое окружает сегодня молодого человека, насыщено пропагандой утилитарных ценностей потребительского общества, где "... агрессия и насилие выступают как "законные" средства достижения цели. Героем нашего времени выставляется "лидер" - преуспевающий, добивающийся успеха, не считаясь со средствами" (150).
В структуре молодежной культуры и досуга преобладают пассивно-созерцательные типы времяпрепровождения: просмотр теле-пердач, чтение газет и журналов развлекательного характера, посещение видеосалонов, а также чисто "восстановительные" -занятия спортом, туризмом, загородные прогулки, посещение дискотек и развлекательных программ, общение с друзьями, посещение кафе, ночных клубов и др..
Предпосылкой углубления экономического кризиса служит духовный кризис. Бездуховность находит свое выражение в негативном отношении к истории, культуре, традициям своего народа. Духовный кризис молодежи усугубляется текущим процессом "вес-тернизации", влиянием западной культуры.
Очевидно, что Высшая школа призвана поднимать престиж образованности, воспитанности, общего состояния научной грамот - 94 ности молодого человека. В вузе формируется интеллигенция, профессионалы, способные преобразовывать и создавать духовные ценности. Эстетическое воспитание студентов содействует интеллектуальному развитию и духовному обогащению молодежи, входящей в мир человеческих отношений; при этом грамотно организованное эстетическое воспитание студентов способствует повышению качества воспитания и образования молодежи.
Поэтому в нашем исследовании педагогическую природу эстетического воспитания студентов мы рассматриваем как организацию условий, совместной деятельности субъектов воспитания с целью позитивного воздействия на формирование эстетического сознания личности, способствующих развитию активной, деятель-ностной личности молодого человека в целях саморазвития и самореализации творческих возможностей.
Основная идея эстетического воспитания студентов заключается в осознании значимости восприятия и освоения эстетических ценностей, влияющих на развитие интеллектуально-эмоциональной целостности личности; в формировании интереса к творческой деятельности; в потребности саморазвития, самовыражения и самореализации.
При разработке модели эстетического воспитания студентов в воспитательно-образовательном процессе мы учитывали положение о том, что эстетическое воспитание есть сфера эстетического освоения действительности, рассматриваемая как разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее практическую активность, формирующий эмоциональные и интеллектуальные стороны ее психики.
В нашем исследовании мы считали необходимым определить но - 95 зие подходы в содержательном наполнении модели эстетического воспитания студентов, ее содержания, форм, методов, условий реализации в воспитательно-образовательном процессе вуза.
Под моделью в науке понимается искусственно созданный объект в виде схемы, который отражает и воспроизводит структуру взаимосвязи и отношения между ее компонентами (43).
В результате изучения теории активности и деятельности, анализа теоретических проблем эстетического воспитания студентов, практического опыта их учебной и внеаудиторной деятельности в условиях высшей школы нами разработана структура практико- ориентированной модели эстетического воспитания студентов, включающая следующие компоненты: общую цель, функции, содержание, формы и методы, средства, критерии, условия реализации (организационные, научно-методические и дидактические).
Моделирование эстетического воспитания студентов предполагало построение системы, аналогично действующей исследуемому процессу.
В процессе реализации модели эстетического воспитания мы учитывали следующее положение: каждый студент имел возможность получить широкий диапазон знаний., осмыслить, обобщить, систематизировать и закрепить их, применить и творчески реализовать себя в различных видах эстетической деятельности.
При построении модели мы определили периоды и этапы работы по созданию условий для реализации задач эстетического воспитания студентов.
Первый этап подразумевает ознакомление, приобщение и включение первокурсников в эстетико-воспитательную и образовательную жизнь вуза:
- "подтягивание" до вузовского уровня знаний эстетяко-теоретического характера;
- привлечение и активное включение в художественно-творческую деятельность вуза.
Второй - период общегуманитарного эстетического образования и воспитания, определения и реализации интересов, потребностей в художественно-творческой самореализации.
Третий - период осознания и реализации необходимости, важности самовоспитания, самообразования, саморазвития с целью эстетического самосовершенствования,
На первом этапе эстетическое сознание студентов характеризует сложное переплетение имеющегося базового воспитания и образования. Важнейшим условием на данном этапе является предоставление возможности студентам получить, расширить и углубить знания; познакомиться с традициями художественно-творческой деятельности вуза и приобщиться к ее осуществлению. Это позволяет облегчить приспособление к новой среде, утвердиться эмоционально и творчески среди своих сверстников.
Второй этап предполагает содействие процессу овладения студентами знаниями в области эстетики, умениями и навыками эстетической деятельности, осознания значимости восприятия и освоения эстетических ценностей, влияющих на интеллектуальную и эмоциональную целостность личности студента.
В ходе эксперимента на данном этапе мы разработали следующее содержание модулей эстетического воспитания студентов.
Модуль 1 Осмысление и формирование потребностей в образовательной деятельности, в получении знаний эстетического характера.
Модуль 2 Развитие потребностей до уровня активного участия в приобретении умений и навыков внедрения эстетического начала в учебную и внеучебную деятельность.
Модуль 3 Осознание значимости, важности, необходимости эстетической деятельности и. как ее следствие, интеллектуальное и эмоциональное развитие личности студента.
Модули эстетического воспитания предлагаются всем студентам университета для реализации в аудиторной и внеаудиторной работе, но каждый иг них имеет право выбора иди всех, или любого из них.