Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку
1.1. Роль иностранного языка в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в высшей школе 14
1.2. Эстетическое воспитание в процессе личностного и профессионального развития будущего специалиста 30
1.3. Развитие и содержание эстетики как методологической основы эстетического воспитания в вузе 45
1.4. Культуроориентированное обучение иностранному языку в высшей школе 60
Глава II. Содержание и методы эстетического воспитания курсантов в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку в вузе
2.1. Принципы и программа эстетического воспитания средствами иностранной культуры и языка 77
2.2. Эстетические предпочтения в системе ценностных ориентации курсантов 92
2.3. Содержание эстетического воспитания в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку 108
2.4. Организационно-педагогические условия внедрения эстетического воспитания в процесс культуроориентированного обучения иностранному языку в вузе 124
Заключение 141
Список литературы 147
Приложение 159
- Роль иностранного языка в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в высшей школе
- Эстетическое воспитание в процессе личностного и профессионального развития будущего специалиста
- Принципы и программа эстетического воспитания средствами иностранной культуры и языка
- Эстетические предпочтения в системе ценностных ориентации курсантов
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем значением, которое приобретает эстетическое воспитание личности в условиях современной действительности. Особенностью развития современного общества являются процессы глобализации, определяющей сближение стран и народов, усиление взаимодействия, межнациональных контактов людей в разных, в том числе профессиональных, сферах. Это неизбежно приводит к изменениям в характере обучения современных специалистов, их подготовки к профессиональной деятельности в условиях многонациональной и поликультурной среды, диалога и межкультурного взаимодействия, требует повышения культуры общения и идентификации личности в поликультурном обществе.
Эстетическое развитие, как показывает анализ философской литературы, является необходимым компонентом общей культуры человека во все исторические периоды, хотя на каждом этапе социального развития изменяются условия и содержание эстетического воспитания нового поколения. В наше время особенностью этих условий является широкое распространение массовой культуры, ведущей к девальвации эстетических ценностей, упрощению критериев эстетической оценки явлений окружающего мира, снижению способности к глубоким чувствам и разнообразию их выражения.
Актуальность темы определяется и тем, что в современных условиях изменяются ведущие функции в деятельности сотрудников правоохранительных органов. От контрольно-карательных они переходят к защитно-охранительным, соответственно меняются требования к личности современного сотрудника органов внутренних дел, к его умению воспринимать других людей и общаться с ними. Уровень эстетического развития специалиста в связи с этим влияет на качество выполняемых обязанностей, а таюке способствует предупреждению профессиональных деформаций за счет расширения сферы интересов, кругозора и видов досуговой деятельности.
В эстетико-философской литературе имеется большое количество исследований, раскрывающих сущность, специфику, задачи эстетического воспитания, его взаимосвязь с другими направлениями воспитательной работы, роль эстетического воспитания в формировании личности. Значительный вклад в теорию и методику данного направления педагогической деятельности внесли работы Ю.Б. Борева, М.А. Верба, А.А. Веремьева, Д.Б. Кабалевского, М.С. Кагана, П.Ф. Каптерева, Н.И. Киященко, О.А. Кривцуна, О.В. Лармина, Б.М. Неменского, М.Ф. Овсянникова, А.В. Репринцева, У.Ф. Супы, О.В. Суходольской-Кулешовой, К.Д. Ушинского, А.Ф. Файзуллина.
Определенное внимание уделяется эстетическому воспитанию сотрудников правоохранительных органов в период обучения в вузе. Концепция развития и Программа воспитательной работы в Санкт-Петербургском университете МВД России на 2005-2010 годы выделяют данное направление воспитания в самостоятельный раздел1. Однако в общем объеме профессионально-образовательных задач мероприятия в данном направлении оказываются недостаточными для достижения уровня эстетической воспитанности, которая предъявляется к сотрудникам органов внутренних дел в современных условиях. Необходимо использовать воспитывающий потенциал учебных предметов, среди которых иностранный язык занимает особое место, поскольку предусматривает освоение не только языковых, но и культурных реалий страны изучаемого языка.
В последние два десятилетия, в связи с гуманитаризацией профессионального образования и с интенсификацией международных контактов ведутся активные поиски воспитательных возможностей иностранного языка в высшей школе. Потенциал иностранного языка в целях формирования эстетической культуры студентов, эстетического воспитания и самовоспитания в образовательном процессе вуза исследовали А.Н. Ковалев (1996), В.Н. Карташова (1999), Л.А. Бриткова (2000), О.Ю. Харламова (2004), СВ. Михина (2005), Л.З. Абрамова (2006), А.А. Курагина (2006). В большинстве исследований определяются цели, задачи, направления, методы и условия эстетического воспитания студентов при освоении иностранного языка, определяются критерии сформированное™ эстетической культуры в процессе обучения. При этом единства в определении объема и содержания данной работы у разных авторов нет. Кроме того, практически не затрагивается вопрос о возможностях эстетического воспитания на разных этапах освоения языка в вузе.
Одновременно вопросы эстетического воспитания курсантов в вузах МВД в процессе обучения иностранному языку до настоящего времени фактически не исследованы. В то же время практика показывает, что специфика будущей профессиональной деятельности проявляется в содержании учебно-программной документации, в ценностных приоритетах обучаемых, в выборе педагогом воспитательных целей и задач при организации занятий. Предварительный анализ показал, что воспитательный потенциал данной учебной дисциплины используется слабо. Процесс преподавания языка ориентирован преимущественно на освоение иноязычной лексики и знаний о стране, недостаточно используются возможности предмета для эмоционального развития курсантов. Таким образом, анализ степени разработанности вопроса позволяет заключить, что проблема системного эстетического развития курсантов в вузах МВД средствами иностранного языка в педагогической науке не получила теоретического осмысления и научно-методической разработки. Актуальность, теоретическая неразработанность и потребность практики в решении данной задачи обусловили выбор темы диссертации.
Научная проблема исследования состояла в изучении педагогических возможностей иностранного языка для эстетического воспитания курсантов в процессе обучения в вузе, а также в определении содержания и методов деятельности преподавателя иностранного языка в данном направлении.
Цель исследования: разработка путей, содержания, методов и условий эстетического воспитания курсантов в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в вузе.
Предмет исследования: эстетическое воспитание курсантов в процессе обучения иностранному языку в вузе МВД России.
Гипотеза исследования. Процесс освоения иностранного языка дает значительные возможности для эстетического воспитания курсантов вуза, если он организован на основе культуроориентированного обучения. Данный подход будет эффективно способствовать эстетическому воспитанию, если достигается:
- синтез лингвистических, страноведческих и эстетических знаний в процессе обучения;
- усиление эмоционально-оценочной составляющей взаимодействия педагога и курсантов в процессе освоения иностранного языка и материалов страноведения;
- отбор материала для эстетического развития с учетом ценностных ориентации курсантов и уровня освоения ими иноязычной лексики;
- эстетическая оценка разнообразных характеристик окружающей среды, внешнего вида, поведения, взаимоотношений, речи курсантов в ходе иноязычного общения;
- формирование на занятиях критериев самооценки курсантов с позиции эстетических норм.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и принципы эстетического воспитания курсантов в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку.
2. Выявить эстетические ценности в системе ценностных ориентации первокурсников и определить задачи эстетического воспитания курсантов, дифференцированные с учетом их предпочтений и уровня иноязычной подготовленности.
3. Разработать программу и содержание эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку.
4. Выделить и обосновать условия эффективной педагогической деятельности по эстетическому воспитанию курсантов в процесс культуроориентированного обучения иностранному языку в вузе.
Методологическую основу исследования составили концепции и теории, отражающие:
- направления развития и модернизации современной высшей школы, профессионально-педагогической деятельности и методологии педагогических исследований (Безносов СП., Богословский В.И., Бордовская Н.В., Загузов Н.И., Зимняя И.А., Лаптев В.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В, Реан А.А., Тряпицына А.П., Якунин В.А.);
- исследования по проблемам эстетики и эстетического воспитания в условиях образования (Борев Ю.Б., Верб М.А., Выготский Л.С., Гегель Г.Ф., Здравомыслов А.Г., Кабалевский Д.Б., Каган М.С., Каптерев П.Ф., Киященко Н.И., Кривцун О.А., Лармин О.В., Неменский Б.М., Овсянников М.Ф., Суна У.Ф., Ушинский К.Д.);
- концепции лингвокультурологического обучения, роли языка и культуры в процессе развития личности и субъекта деятельности (Антипов Г.А., Беломытцева Н.А., Верещагин Е.М., Гальскова Н. Д., Донских О.А., Зимняя И.А., Калейник Н.С., Китайгородская Г. А., Костомаров В. Г., Марищук Л.В., Морковина И. Ю., Сорокин Ю. А., Суходольская-Кулешова О.В., Тер-Минасова С.Г., Тылец В.Г., Шарухина Т.Г);
- теории совершенствования образовательного процесса в вузах МВД России, профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов (Бородавко Л.Т., Васильев В.Л., Гейжан Н.Ф., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я., Коновалова Л.И., Мусин Я.Н., Олейников B.C., Рыбников В.Ю., Силкин Н.Н., Слепов В.Я., Хальзов В.И., Шаранов Ю.А., Шестаков А.Г., Юрченко Я.Я).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- аналитические: анализ философской, культурологической и психолого- педагогической литературы по теме; анализ нормативных документов, определяющих задачи и содержание обучения иностранному языку в вузе МВД России; анализ современных методов и технологий преподавания иностранного языка, а также содержания, форм и методов эстетического :;; воспитания в высшей школе в аспекте культуроориентированной парадигмы образования; .?.
- диагностические: анкетирование курсантов и преподавателей, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, экспертные оценки преподавателей иностранного языка, анализ достижений учащихся в сфере эстетической образованности и овладения иностранным языком;
- формирующие: разработка и реализация программы эстетического воспитания в процессе культуроориентировапного обучения иностранному языку; организация научно-методического обеспечения разработанной программы; количественный и качественный анализ результативности проведенной работы.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап. На теоретическом этапе осуществлялось изучение литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания в высшей школе; проводился анализ современных методов и технологий обучения иностранному языку; выявлялись возможности эстетического воспитания курсантов в процессе культуроориентированного обучения; разрабатывались концептуальные основы организации занятий по иностранному языку, направленных на повышение эстетической осведомленности и воспитанности обучаемых; формулировались цели, гипотеза, задачи и общая программа исследования (2004-2005 гг.).
II этап. Проводилось изучение эстетических предпочтений и уровня эстетической развитости курсантов экспериментальных и контрольных групп. Выявлялось место эстетических ценностей в системе их ценностных ориентации. Разрабатывалось содержание и методическое обеспечение эстетического воспитания в процессе культуроориентированного обучения английскому языку. Подбирался справочный и иллюстративный материал, направленный на эстетическое воспитание по основным темам учебного плана (2005г.).
III этап. Осуществлялся формирующий эксперимент. Отрабатывалась методика работы. Выявлялись организационно-педагогические условия внедрения программы эстетического воспитания в процесс культуроориентированного обучения. Публиковались промежуточные результаты исследования. Разрабатывались критерии и показатели оценки результатов формирующего эксперимента. Выявлялась результативность проведенной работы. Оформлялся текст диссертации (2006-2007 гг.).
Экспериментальная база. Исследование осуществлялось на трех факультетах Санкт-Петербургского университета МВД России (специальном, подготовки финансово-экономических кадров и подготовки следственных работников) в 2004-2007 году. Констатирующий этап охватывал группы экономистов и следователей (150 человек), формирующий эксперимент проводился в трёх группах специального факультета и охватывал 48 человек. Проводился также опрос преподавателей кафедры иностранного языка (25 человек).
На защиту выносятся следующие результаты, полученные лично автором исследования.
1. Эстетическое воспитание в процессе обучения иностранному языку в вузе организуется в соответствии со следующими принципами педагогической деятельности:
культуроориентированная направленность процесса освоения иностранного языка в вузе;
- приоритет эмоционально-оценочного компонента над познавательным в процессе эстетического воспитания;
эстетическая ориентированность оценочной деятельности преподавателя и курсантов при освоении учебного материала лингвистического, искусствоведческого и профессионального характера, а также при оценке качества взаимоотношений и окружающей среды;
- опора эстетического воспитания на критерии культурного развития личности специалиста в целом и на предупреждение профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов.
2. Программа деятельности преподавателя иностранного языка по эстетическому воспитанию курсантов включает в себя: цели, этапы, направления работы (изучение эстетических представлений, предпочтений и деятельности курсантов; отбор содержания, совершенствование методов культуроориентированного обучения иностранному языку и его учебно- методическое обеспечение; организация самообразования, внеаудиторной и досуговой деятельности курсантов; формирование критериев самооценки курсантов с позиций эстетических норм) и критерии оценки уровня эстетической развитости по ее результатам.
3. Отбор содержания эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку осуществляется в соответствии с темами учебного плана вуза, с учетом эстетических предпочтений курсантов и дифференцируется по мере освоения иноязычного материала: на первоначальном этапе обучения приоритет отдается страноведению, освоению искусства страны изучаемого языка как его культурной основы; по мере освоения иноязычной лексики предметом эстетической оценки выступают образные характеристики языка иностранного и родного (при сравнительной характеристике переводов, фразеологизмов, пословиц, поговорок, поэзии и литературы).
4. Организационно-педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку в вузе включают: взаимосвязь различных учебных дисциплин, предусматривающих целенаправленное эстетическое воспитание курсантов в процессе профессиональной подготовки и досуга; учет запросов и потребностей личности обучаемого, связь с задачами ее общекультурного развития; использование современных средств мультимедиа для насыщения занятий по иностранному языку материалом эстетического характера; организацию эстетической среды, в которой происходит обучение; благоприятный психологический климат, способствующий эмоциональному общению на занятии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
определены принципы эстетического воспитания в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку;
- показано место эстетических ценностей в системе ценностных ориентации первокурсников и выявлены задачи эстетического воспитания курсантов с учетом их потребностей и предпочтений;
- разработана программа деятельности преподавателя иностранного языка по эстетическому воспитанию курсантов с учетом особенностей иноязычной подготовки сотрудников правоохранительных органов;
- раскрыто содержание эстетического воспитания, дифференцированное по темам учебной программы освоения иностранного языка в вузе МВД России и в зависимости от уровня освоения иноязычной лексики;
- выделены и обоснованы организационно-педагогические условия повышения эффективности эстетического воспитания курсантов в процессе обучения иностранному языку в вузе;
- разработаны критерии оценки уровня сформировашюсти эстетического развития курсантов для их использования в процессе обучения иностранному языку.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработанные методические и справочные материалы могут быть использованы преподавателями не только английского, но и других иностранных языков в вузе;
- апробированные методы эстетического воспитания могут служить основой (моделью) в целях разработки методических материалов для культуроориентированного обучения по другим учебным дисциплинам;
- содержательный и методический материал может применяться в процессе обучения и повышения квалификации молодых преподавателей иностранного языка в вузах;
- критерии оценки и показатели эстетической воспитанности курсантов могут быть использованы всеми субъектами обучения, воспитания и самовоспитания в вузах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется использованием современной парадигмы культуроориентированного обучения и воспитания, системного анализа при рассмотрении состояния проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, адекватных его целям и задачам; охватом репрезентативной выборки; комплексным характером научно-методических рекомендаций; личным участием автора в проведении аналитического, констатирующего и формирующего этапов исследования в качестве старшего преподавателя английского языка Санкт-Петербургского университета МВД России.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры педагогики и иностранного языка Санкт-Петербургского университета МВД России (2006-2007 гг.); на международных и межвузовских научно-практических конференциях: «Роль учебно-методического комплекса (УМК) в формировании и реализации основных принципов обучения иностранному языку в неязыковых вузах» (СПб., 2006); «Актуальные проблемы развития высшей школы» (СПб., 2007).
Роль иностранного языка в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в высшей школе
Переход мирового сообщества в постиндустриальную фазу цивилизации выдвинул образование в ряд основных факторов, определяющих экономический и интеллектуальный потенциал государства, уровень культуры общества, социальные перспективы человека. От содержания и направленности образования во многом зависит физическое и духовное состояние нации, степень реализации способностей и потребности личности.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяя тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования, среди такого рода тенденций выделяет «значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества» /83, с. 2/.
В современных условиях возрастает роль образования в решении острейших социально-политических, межэтнических, межконфессиональных проблем, как в России, так и во всём мире. Разрешать их призваны, в том числе, и сотрудники правоохранительных органов, так как именно образование является одним из основных каналов передачи культуры от поколения к поколению, передачи моделей поведения, способов коммуникации, форм межличностных контактов и взаимодействий.
Особенностью современного общества являются сближение стран и народов, усиление взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Это неизбежно приводит к изменениям в характере обучения сотрудников органов внутренних дел, которому предстоит решить сложную задачу подготовки курсантов к жизни и профессиональной деятельности в условиях многонациональной и мультикультурной среды, к диалогу и межкультурному взаимодействию, задачу повышения уровня культуры общения и идентификации личности в поликультурном обществе.
Образованность человека в современном мире рассматривается как его внутреннее свойство, которое «развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов; характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им человеческой культуры, человеческого опыта» /129, с. 35/. В свою очередь, методологические исследования выделяют как фундаментальную закономерность педагогики зависимость всех компонентов профессионально-педагогической деятельности от социокультурных факторов/122, с. 5/,
Названные положения в полной мере отражаются в нормативных документах, определяющих объем и содержание обучения в образовательном учреждении. Так, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, задача основной образовательной программы подготовки специалиста - сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.
В условиях возрастания требований к сотруднику органов внутренних дел, его способности и готовности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности при решении актуальных профессиональных задач, умению предвидеть возможные изменения, мыслить и действовать на опережение цели высшего юридического образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности. Они все ориентированы на повышение профессиональной подготовки будущего специалиста, всестороннее развитие его личности и, как результат, воспитание высококультурного образованного члена общества.
В процессе своей служебной деятельности каждый сотрудник органов внутренних дел формирует то или иное общественное мнение конкретно о себе, как о личности и участнике правоохранительной деятельности, и о направленности работы органа или подразделения, в котором он служит. Это означает, что каждый сотрудник правоохранительных органов, в той или иной степени, принимает участие в формировании общественного мнения о системе МВД РФ в целом. Таким образом, возможности формирования общественного мнения во многом зависят от уровня профессиональной квалификации сотрудника, основы которой закладываются в процессе обучения в вузе.
В настоящее время в качестве инновационного подхода к формированию профессионализма сотрудника органов внутренних дел используется компетентностный подход, в рамках которого указанная характеристика представляет собой комплекс компетенций - деятелыюстной, развивающей и предметной /26; 81/. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов отрицательно сказывается на профессионализме в целом. В качестве предметной составляющей особый интерес для нас представляет языковая компетенция будущего специалиста, являющаяся в современных условиях одним из основных факторов, влияющих на готовность выпускника юридического вуза выдержать конкуренцию и занять достойное место не только в своей социально-профессиональной среде, но и в международном сообществе.
Эстетическое воспитание в процессе личностного и профессионального развития будущего специалиста
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются: богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Поэтому основными задачами вуза на современном этапе становятся: формирование духовной сферы личности обучающегося, воспитание ее нравственных и эстетических качеств. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в высшей школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения.
Обогащение эмоциональной и познавательной сферы будущего специалиста требует обращения к возможностям эстетического воспитания человека и его роли в личностном и профессиональном развитии сотрудников правоохранительных органов.
Роль эстетики в духовном и культурном развитии человека была осознана уже древними мыслителями. С разных точек зрения данную проблему рассматривали многие философы, деятели науки, культуры и образования (Аристотель, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.).
Обращая внимание на духовную специфику эстетического, выделяя его из сферы утилитарного, абсолютизируя практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения, И. Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета, во-первых, наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем удовольствие «без понятия»; в-третьих, предмет воспринимается как целесообразный «без представления о цели»; в-четвертых, предмет рассматривается «как предмет необходимого удовольствия» /72, с.212-245/.
Сходную мысль развивал К.Д. Ушинский, который писал: науки эстетические, основывающиеся главным образом на развитии вкуса, не могут иметь практического значения в деятельности; но не прямое, а непосредственное их влияние, тем не менее, важно. «Тот, кто не готовится быть ни писателем, ни критиком, ни художником, чья жизнь и без того будет слишком полна, чтобы нашлось в ней место для занятий художествами, тем не менее, может извлечь из эстетических наук то одушевление, которое подвигает человека на хорошее дело и иногда придаёт полезному делу привлекательный художественный оттенок». Эстетическое развитие личности происходит в процессе воспитания и является составной частью общего психического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности под воздействием «изящной литературы, поэзии и искусств не только как лучших украшений жизни народной, но и как могущественных деятелей народного воспитания» /156, с. 18/.
В конце XIX в. был поставлен вопрос об эстетическом развитии как о целенаправленном и педагогически организуемом процессе, о его теснейшей связи с общими образовательными и воспитательными задачами школы, которые должны сводиться к главной - «идеалосообразному усовершенствованию личности» /73, с.96/.
П.Ф. Каптерев, один из видных представителей антрополого-гуманистического направления в отечественной педагогике писал: « В связи с устойчивой ориентацией школы только на обучение, способствующей излишней рационализации и интеллектуализации личности, продолжается вытеснение предметов эстетического цикла из учебных планов. Возникающий в результате дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, цинизму, примитивности жизненных ориентации ...» /73, с.57/.
Выдающийся русский педагог глубоко осознавал место и роль эстетического воспитания, эстетического развития в педагогическом процессе и одним из первых предпринял попытку рассмотрения его образовательно-воспитательных функций в контексте общих закономерностей психического развития человека. «Эстетическая сторона может оказать весьма чувствительное влияние на всю жизнь человека, побуждая к соответственным физическим и умственным упражнениям, направляя внимание на заботы о личном развитии и усовершенствовании и прекращая на известное время всякие споры, вражду, неприязненные отношения» /73, с.96/.
Ученый ввел в научный оборот такие понятия, как «эстетическое волнение», «эстетическое впечатление», «эстетическое чувство», «эстетический кругозор», которые определил как элементы эстетического развития и связывал в первую очередь с уровнем теоретического понимания и оценкой красоты, осознанием того, что признается прекрасным.
При этом он подчеркивал, что само по себе эстетическое чувство, которое испытывает человек при созерцании прекрасного, не является в достаточной степени свидетельством подлинного эстетического развития. Необходимо внутреннее благородство человека, его способность находить удовольствие в достижении общечеловеческих, а не личных целей, сосредоточивать свое внимание на «предметах разума и высшего творчества», что является результатом зрелого чувства. «Человек нравственного настроения ... объективнее, бесстрастнее эгоиста, его взгляд шире.
Принципы и программа эстетического воспитания средствами иностранной культуры и языка
Анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по теме диссертационного исследования показали неразработанность проблемы эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку и ее значимость в условиях реализации новой образовательной парадигмы.
Эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Это означает, что эстетическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного включения курсантов в эстетическую среду, формирования у них знаний, умений и ценностей жизнедеятельности, построенной с учетом эстетических норм.
Содержание эстетического воспитания выражается в развитии эмоциональной, волевой и рациональной сторон сознания личности с целью формирования у нее эстетического вкуса. Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывая интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки.
При этом эстетическое воздействие на личность происходит на уровне бессознательного, на уровне чувств и эмоций, поэтому эстетическое воспитание занимает особое место в системе образовательной (обучающей и воспитывающей) работы вуза.
Функциональными задачами эстетического воспитания являются: привитие личности способности оценивать явления действительности по эстетическим критериям; формирование ценностно-ориентационной направленности личности; развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства; формирование творческого отношения к делу, то есть креативности; оттачивание и совершенствование чувств и эстетических вкусов человека, его эмоциональности, артистизма, в целом - повышение культурного уровня человека. С точки зрения профессиональной подготовки специалистов, которым постоянно приходится взаимодействовать с людьми, задачи эстетического развития могут рассматриваться как формирование профессионально важных качеств личности.
Эстетическое воспитание обучающихся в вузе представляет собой систему педагогической деятельности, использующую все объективные и субъективные возможности их развития. Как было показано в первой главе содержание и современные технологии изучения иностранного языка дают большие возможности для эстетического развития будущих специалистов. Однако решение этих задач требует значительной работы по инструментовке и обогащению традиционной организации занятий средствами и методами культуроориентированного обучения. Каждый из его компонентов реализуется через содержание обучения, специфические методы, приемы, формы и средства организации учебной деятельности на занятиях и во внеаудиторное время.
Сущность современной культуроориентированной парадигмы обучения иностранному языку, как показано ранее, заключается в том, что роль культурологической составляющей в овладении иностранным языком характеризуется синтезом лингвистических знаний и знаний о стране изучаемого языка, являющимся главной задачей овладения языком в когнитивном аспекте. Это помогает усвоить свойственный лингвистическому социуму образ мира через призму национальной культуры народа-носителя языка, выраженной различными вербальными и невербальными средствами (речевые обороты, литература, живопись, архитектура, музыка) и ставит процесс овладения иностранным языком на качественно иной уровень, превращая его в эффективный механизм эстетического воспитания.
Проведенный нами анализ учебных программ и учебников иностранного языка для вузов раскрыл возможности содержания образования в эстетическом воспитании и показал, что в них неравнозначно расцениваются приобретение знаний, умений и навыков, формирование и развитие личности обучающегося в процессе обучения, особенно его нравственная и эстетическая воспитанность. Следует при этом отметить, что в каждой учебной дисциплине эмоциональный, эстетический и гуманитарный компоненты присутствуют, прежде всего, на содержательном уровне.
Реализация этих методологических принципов эстетического воспитания осуществляется в рамках нормативных требований к организации обучения иностранному языку в вузе. Важнейшим из этих требований является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Независимо от специальности и квалификации (в неязыковых вузах) этот документ определяет изучение иностранного языка в разделе «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в соответствии с федеральным компонентом. Стандартом предусмотрено освоение иноязычного материала по четырем разделам: - изучение основных лингвистических понятий: дифференциация лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная), свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы, основные способы словообразования, обиходно-литературный, официально-деловой, научный, художественно-литературный стили речи; - формирование основных языковых и грамматических навыков: артикуляция звуков, интонации, акцентуации и ритмы речи в изучаемом языке, коммуникация без искажения смысла при письменном и устном общении, лексика и стили произношения в профессиональной коммуникации, грамматические явления, характерные для профессиональной речи; - формирование умений в области говорения, аудирования, чтения и письма: использование наиболее употребительных лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения и в публичной речи, понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации, виды текстов, в том числе по широкому и узкому профилю специальности, виды речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное и деловое письмо); - информирование о культуре и традициях стран изучаемого языка, правилах речевого этикета.
Систематизация материала, предусмотренного для освоения Государственным образовательным стандартом, позволяет видеть, что изучение языка предусматривает небольшой объем культуроориентированной информации. Однако, как было показано в первой главе диссертации, язык любой страны сам по себе является наиболее ярким выразителем национальных особенностей. Уничтожение языка ведет к потере национальной культуры и национальной идентичности человека и народа в целом. Поэтому процесс обучения языку дает преподавателю материал для раскрытия культурных, в том числе эстетических явлений.
Эстетические предпочтения в системе ценностных ориентации курсантов
В предыдущем разделе было показано, что изучение эстетических представлений, предпочтений и эстетической активности курсантов является первым этапом реализации программы эстетического воспитания в процессе культуроориентированного обучения иностранному языку.
Изучение эстетических представлений, предпочтений и деятельности курсантов на начальном этапе исследовательской работы проводилось на первом курсе (октябрь 2005 г.). Констатирующий этап охватывал группы экономистов и следователей (150 человек). Основным методом диагностики являлось анкетирование курсантов, которое дополнялось результатами педагогического наблюдения, а также групповых и индивидуальных бесед с курсантами и слушателями.
Рассмотрим данные, полученные при анализе ответов курсантов на вопросы анкеты (Приложение 1). Прежде всего, анализ результатов показывает, что курсантам свойственна довольно высокая самооценка в рассматриваемой сфере. Значительный процент отвечавших оценили уровень своего эстетического развития как «высокий» (более 22%). Оценка «выше среднего» встречается у 36% заполнявших анкету. «Средний уровень» эстетического развития отметили у себя 30%. Лишь 8% выбрали позицию «ниже среднего» и 4% оценили уровень своего эстетического развития как «низкий».
Содержательный анализ предпочтений курсантов показывает, что их самооценки по данному вопросу явно завышены. Это касается как уровня их эстетической образованности (знаний и аналитических умений в сфере художественной действительности и творчества), так и художественных предпочтений и реальной активности в этом направлении (занятий каким-либо художественным творчеством, качества чтения, посещения театров, музеев, концертных залов, выставок).
Ранжирование видов искусств, которые значимы лично для каждого отвечавшего на вопросы анкеты, показало, что на первое место по значимости для большинства выходит художественная литература, кино, затем музыка, телевидение. В последнюю очередь отмечаются живопись архитектура, скульптура. Такое распределение ответов является закономерным, отражает жанры произведений, широко тиражируемые средствами массовой информации и рекламой. Например, беседы показывают, что музыку курсанты воспринимают не столько как эстетическое явление, сколько как средство расслабления, отдыха и предпочитают музыку популярно-песенного жанра. Лишь 28% называют среди своих музыкальных предпочтений рок, и 5% - джаз.
Интерес к классической музыке на начальном этапе эксперимента не отразил никто. Хотя в индивидуальных и групповых беседах выявилось, что фамилии таких композиторов, как Чайковский (чаще всего), Мусоргский, Рахманинов, Шостакович курсантам знакомы, но они практически не знают их творчества, произведений. Исключение составляют балеты П.И. Чайковского, посещали которые (как правило, в школьном возрасте) 28% опрошенных курсантов. Популярные мелодии Баха, Вивальди, Моцарта и Бетховена курсанты часто знают через ринг-фоны (музыку для телефонных звонков) или через такой жанр, как классический рэп, представляющий обработки классических произведений в современной интерпретации, аранжировке и исполняемый на современных электронных инструментах.
Точно так же можно оценить знания и активность курсантов в сфере художественного чтения. Конечно, благодаря курсу литературы в школе большинство из них знает не только фамилии, но и произведения классиков отечественной литературы. Однако современный круг чтения часто ограничивается детективами, фантастикой и фэнтэзи. Как правило, имен классиков, как отечественных, так и зарубежных, не входивших в программу средней школы (Сумароков, Лесков, Шергин, Флобер, Драйзер, Уайльд, Хэмингуэй и др.), курсанты не знают, и что особенно важно, не понимают, зачем их нужно знать и читать в современных условиях.
Что касается эстетической образованности в области живописи, то здесь знания курсантов нужно оценить как очень низкие. Лишь единицы из опрошенных бывали в художественных музеях в последние годы. У большинства представления о картинах связаны с впечатлениями среднего школьного возраста, когда они ходили в Русский музей или в Эрмитаж организованно по инициативе учителя, реже - родителей. Из фамилий художников будущие экономисты смогли назвать Васнецова, Шишкина, Репина, в отдельных группах - Серова. Из зарубежных художников называли имена Рафаэля и Леонардо да Винчи, иногда Гойи, Ван Гога.
Сами по себе знания отдельных фамилий, авторов не составляют предмета эстетического воспитания, хотя оно и имеет значение для образованного человека. Гораздо важнее, что курсанты слабо владеют аналитическими средствами при рассмотрении любых произведений искусства и культуры. Наблюдение за поведением группы при посещении музея И.Е. Репина (которое осуществлялось в рамках формирующей работы), показало, что третья часть группы абсолютно была не готова к восприятию живописи, откровенно скучала и тяготилась экскурсией. И это несмотря на эмоциональность и заинтересованность экскурсовода и проведенную предварительную подготовительную работу. Данный факт свидетельствует о недостаточном уровне подготовленности курсантов, в частности, в группах будущих экономистов, к восприятию произведений искусства.