Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Эстетическое развитие личности средствами спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема 13
1.1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев 13
1.2. Этапы и тенденции развития эстетического воспитания личности в системе образования средствами танца 33
1.3. Сущность и содержание эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев 44
Выводы 62
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому развитию личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев 64
2.1. Педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев 64
2.2. Комплекс педагогических условий и критерий, способствующих формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам 77
2.3.Основные результаты опытно-экспериментальной работы 95
Выводы 116
Заключение 118
Список литературы 124
Приложения 143
- Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев
- Этапы и тенденции развития эстетического воспитания личности в системе образования средствами танца
- Педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев
- Комплекс педагогических условий и критерий, способствующих формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам
Введение к работе
Актуальность исследования. Масштабность социально-экономических изменений в России, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают необходимость изменения образовательной стратегии на всех уровнях образования.
В настоящее время, как показал анализ научно-педагогической литературы, Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: меняется общественно-политический строй, экономический уклад. Деформируется прежняя система эстетических ценностей и ориентиров. Распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур: потребительства, развлечения, культа силы, агрессия, свободы без ответственности, упрощенчества.
Процесс перестройки экономики России постепенно приводит в движение ее культурообразующие и гуманитарные функции, реализация которых, в первую очередь, зависит от личности, участвующей в социально-экономическом взаимодействии, от ее общекультурного развития, активной духовно-нравственной и эстетической позиции, образа жизни. Однако в обществе сложилась сегодня противоречивая ситуация.
Происходит отчуждение личности от общества, культуры, возник дефицит интеллигентности, отрыв его от национально-культурных традиций, обогащенных общечеловеческим и интернациональным содержанием.
Заметная роль в эстетическом развитии личности принадлежит спортивным бальным танцам как учебной дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического процесса.
В настоящее время акцентируется внимание исследователей - педагогов на значимости развития личности в современной образовательной системе. Так, к настоящему времени проведён ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические и методические аспекты развития личности в системе непрерывного образования. Данной проблеме посвяще-
4 ны работы А.П. Аверьянова, А.В. Батаршева, А.П. Валицкой, В.М. Горлин-ского, В.И. Горовой, Р. Даве, М.С. Когана, А.И. Корженевского, Г. Коптаж, Ю.А. Кустова, А.В. Малиновской, Т.Э. Мангер, М.И. Махмутова, A.M. Новикова, В.Я. Новоблаговещенского, Ю.А. Полянского, Г.М. Цыпина, М.С. Чвановой и многих других.
В последние годы появились работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности, повышение общей и профессиональной культуры молодежи.
Однако научные исследования, посвященные эстетическому развитию личности, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. Дискуссии о духовном, нравственном, эстетическом воспитании молодежи, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей физической культуры, в том числе спортивных бальных танцев.
Отсюда вытекают следующие противоречия:
Во-первых, с одной стороны, современное общество сегодня испытывает острый социально-духовный, нравственный и эстетический кризис, с другой стороны, система образования не готова к решению этой проблемы на всех уровнях образования, учебные предметы, в своем большинстве, построены обезличенно, этически нейтрально.
Во-вторых, с одной стороны, спортивные бальные танцы имеют существенный потенциал в области эстетического развития личности, с другой стороны, этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы эстетического развития личности средствами образовательных дисциплин, в том числе спортивных бальных танцев.
В третьих, с одной стороны, стандарты профессиональной подготовки специалистов носят название «образовательные стандарты», с другой - они содержат только учебную составляющую и не содержат развивающей и воспитательной, что противоречит определению понятия «образование». Можно
констатировать, что существует разрыв между учебными целями и целями развития личности.
Попытки решения проблем эстетического развития молодежи методом проб и ошибок приводят к «топтанию на месте». Необходима стратегия, опирающаяся на устойчивые положения философии образования. Необходим механизм реализации постулата о государственной ценности эстетического развития личности посредством системы образования и обоснование технологии воспитательной работы в данном направлении, включая эстетическое развитие личности средствами спортивных бальных танцев.
Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогических условий, способствующих эстетическому развитию личности средствами спортивных бальных танцев.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие личности в системе непрерывного образования.
Предмет исследования: педагогические условия эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить современное состояние проблемы в педагогической науке и практике.
Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в современных условиях.
Разработать педагогическую модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев.
Выявить и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических ка-
6 честв у обучающихся спортивным бальным танцам в системе непрерывного образования. 5. Опираясь на результаты исследования, разработать учебно-методические рекомендации, программы и пособия для организации процесса эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев, будет существенно улучшен, при:
построении педагогического процесса направленного на эстетическое развитие личности средствами спортивных бальных танцев в соответствии с потребностями современного общества, внутренними и внешними предпосылками, закономерностями и тенденциями формирования социума;
активном использовании разнообразных форм и методов в направлении эстетического развития молодёжи;
ориентации учебно-воспитательного процесса на преемственность каждого этапа и целостность педагогического процесса;
использовании идей общенаучной и междисциплинарной интеграции при формировании содержания педагогической модели воспитательного процесса;
актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности эстетического развития личности.
Положения, определяющие содержание отечественных и зарубежных трудов по философии и эстетике (теория эстетической выразительности М.М. Бахтина, А.В. Лосева), психологии (теория развития личности К.А.
7 Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.П. Зинченко, Е.И. Головахи, А.А. Кроника), психофизиологии (теория телесно-ориентированной психотерапии и психотехники Э. Бейке, В. Райх, Д. Фейд-мана, Ф. Александера), педагогике (теории деятельности и ее развития в процессе обучения (Ю. Бромлей, Ю.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова), по искусствоведению (теории о роли искусств в развитии личности (B.C. Селиванов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов), по искусству хореографии (М. Бежар, Л.Д. Блок, А.Л. Вольтнский, М.М. Габович, Ф.В. Лопухов, Ю.В. Рождественский, В. И. Уральская), по балетоведению (ВТ. Асафьев, П.М. Карп, Е.А. Суриц, Э.И. Шумилова), по искусству танца (Р. Арнхейм, М.В. Васильева-Рождественская, А. Дункан, Г. Хельмут, К. Закс, А. Левинсон, Э.А. Королева), по воспитанию эстетической и художественной культуры личности (А.И. Буров, Н.И. Киященко, Л.П. Печко, Е.В. Квятковский), по культурологии (теория информационного подхода Е.И. Ширшова, теория моделирования В.А. Штоффа). Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области непрерывного образования (А.П. Аверьянова, А.В. Батаршева, А.П. Валицкой, В.М. Горлинского, В.И. Горовой, Р. Даве, М.С. Когана, А.И. Корженевского, Г. Коптаж, Ю.А. Кустова, А.В. Малиновской, Т.Э. Мангер, МИ. Махмутова, A.M. Новикова, В.Я. Новоблаговещенского, Ю.А. Полянского, Г.М. Цыпина, М.С. Чвановой и многих других).
В качестве источниковедческой базы использовались документы: монографическая литература; диссертационные исследования, материалы, полученные на основе информационного поиска в Интернете; электронные каталоги диссертационного зала Российской государственной библиотеки; электронная документация на сервере Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и др.
Методы исследования: теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической, культурологической и специализированной хореографической, спортивной литературы с целью разработки концептуальных основ исследования эстетического развития личности в образова-
тельной системе; анализ педагогического опыта; наблюдение; беседы; анкетирование; опрос; метод оценивания.
Основная база опытно-экспериментальной работы: Академия искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина кафедра хореографии; Центр бальной хореографии при Академии непрерывного образования ТГУ им. Г.Р. Державина; лицей № 29 г.Тамбова; шк. № 30 г.Тамбова.
Этапы исследования.
На первом этапе (1999-2000 г.) проводилась накопление эмпирического материала, определялись методические и методологические подходы к решению проблемы эстетического развития личности в системе образования средствами хореографического искусства и танцевального спорта, изучались результаты социологических исследований.
На втором этапе (2000-2001 г.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.
На третьем этапе (2001-2003 г.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой проводились уточнение рабочей гипотезы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что: уточнена сущность, определено содержание и структура эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев; обоснованы критерии сформиро-ванности эстетических качеств, определяющих уровень эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев; разработана педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев; выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам в системе непрерывного образования.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что её результаты являются вкладом автора в обогащение теории эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании практические положения и выводы могут способствовать повышению уровня эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев. Прошедшие экспериментальную проверку учебно-методические материалы находят применение в педагогическом процессе различных учебных заведений.
На защиту выносятся следующие положения:
К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки совершенствования процесса эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности.
Сущность эстетического воспитания средствами спортивных бальных танцев состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия спортивными бальными танцами являются эффективным средством для решения многих задач в процессе улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, а также существует необходимость использовать их в борьбе со стрессом, дефицитом положительных эмоций и двигательной активности, заставить их «работать на себя» для достижения поставленных целей.
Педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев включает следующие компоненты: цель, содержание учебной информации, принципы, методы, формы, средства эстетического воспитания. Модель базируется на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению.
Педагогические условия, способствующие формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам включают: ориентацию учебно-методической деятельности образовательного процесса на эстетическое воспитание личности; междисциплинарную интеграцию; формирование содержания образовательного процесса эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев; организацию целостного непрерывного процесса эстетического воспитания в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев; преемственность каждого этапа; введение в процесс эстетического воспитания новых организационных форм, способствующих формированию эстетической культуры личности; повышение эстетически-хореографической культуры исполнительского, творческо-сочинительского мастерства средствами спортивных бальных танцев; обоснование критериев эффективности оценки уровня сформированности эстетических качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам; кадровое обеспечение; административно-хозяйственные функции обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Апробация и внедрение результатов. Исследование проходило при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе на базе Центра бальной хореографии, который является структурным подразделением Академии непрерывного образования ТГУ им. Г.Р. Державина и кафед-
11 ры хореографии Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина.
Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на: Учёном совете университета (1999 г., 2002 г., 2003 г.); заседании кафедры хореографии Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина (с 1999-2003 гг.); международной научной конференции «Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее», ТГУ, Тамбов, 1999 г.; межвузовской научно-практической конференции «Танцевальный фольклор: проблемы сохранения», ТГУ, Тамбов, 2000 г.; межвузовской научной конференции «Духовное творчество народа: проблемы изучения и актуализации», ТГУ, Тамбов, 2000 г.; «VII Державинских чтениях», ТГУ, Тамбов, 2002 г.; Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития танцевальных видов спорта», РГУФКСиТ, Москва, 2003 г.; Всероссийской научно-практической конференции «Хореографическое образование на стыке веков», МГУК, Москва, 2003 г.; межвузовской научно-практической конференции «Интеграционные процессы в хореографическом образовании: опыт, проблемы, перспективы», ТГУ, Тамбов, 2003 г. и др.
Материалы исследования внедрены и апробированы в учебном процессе Центра бальной хореографии при Академии непрерывного образования ТГУ им. Г.Р. Державина и кафедры хореографии Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина.
Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы, приложений.
В введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, раскрывается его научная новизна, теоретическая и
раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Здесь же излагаются положения, выносимые на защиту, данные об апробации работы и внедрение результатов.
В первой главе «Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема» на основе проведённого анализа состояния изученной проблемы в научной литературе и практике теоретически обосновывается необходимость эстетического развития для формирования эстетической культуры личности; выявляются исторические этапы и тенденции развития эстетического воспитания личности в системе образования средствами танца; рассматривается сущность содержания эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по эстетическому развитию личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев» отображена педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев; представлен комплекс педагогических условий и критериев, способствующих формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам; анализируются основные результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщены результаты исследования; изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований изучаемой проблемы.
Содержание работы изложено на 191 страницах машинописного текста, в таблицах, схемах и рисунках.
Список основной используемой литературы содержит около 229 источников, 6 приложений.
Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев
В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системный социально-экономический кризис, который не мог не отразится на образовании. Прежняя система образования оказалась не состоятельной из-за смены идеологических ориентиров. О развале старой образовательной системы вряд ли стоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийся вакуум необходимо. Эти процессы набирают силу, требуют поиска, инициативы, вдумчивого анализа.
Коренное изменение законодательного, социально-экономического и идеологического пространства Российской Федерации обусловили необходимость реформы системы образования, одна из которых нашла отражение в развитии высшего профессионального образования в системе непрерывной подготовки. Непрерывное образование - не на «всю жизнь», а «через всю жизнь»: дошкольное, начально-школьное, средняя школа, гимназии, лицеи; профессиональное образование: среднее, высшее, послевузовское. В этом выражается целостность образовательной системы, единство, перспективность и преемственность содержания и методов воспитания. Целостность педагогического процесса в системе непрерывного образования является единством взаимодействия обучения, воспитания и образования, определяет ценность педагогического результата, отражающегося целостностью своего результата во всестороннем развитии личности человека. Каждый из компонентов целостности педагогического процесса, благодаря относительно собственному составу решаемых задач, средств, методов и форм организации, обладает специфическими «функциональными свойствами», определяющими характер и направленность развития личности её функционально-социальный статус (индивид, индивидуальность, личность). Сменность в направлениях, воздействующая на педагогический процесс (соответственно на обучение, воспитание, образование), регулируется непосредственно через приоритетное решение задач одного из соответствующих его компонентов, который гармонизирует их в соответствии с содержанием и логикой решения своих «собственных» педагогических задач. При целевом развитии личности устанавливается логическая последовательность в регулировании воздействующих направлений педагогического процесса, которая соотносится с поэтапным переводом индивида из объекта деятельности в её активного субъекта: идентификация (обучение)-индивидуализация (воспитание)-актуализация (образование) (схема 1).
Целостность системы непрерывного образования благоприятна для эстетического развития, которое осуществляется на всех этапах возрастного развития личности, гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества и профессиональной деятельности.
Научно-педагогическую проблему эстетического развития личности в системе непрерывного образования нельзя рассматривать не учитывая тех изменений, которые происходят в образовании Российской Федерации. В сфере образования идет поиск приоритетной модели в пределах четырех основных тенденций: первая - сохранение структурных качеств советской государственной системы, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин; вторая - «экономический подход» или «рыночный тип образовательной системы»; третья - культурологическая; четвертая - культуротворческая, ставящая на первое место гуманистический аспект образования в процессе становления культурного самосознания.
Если говорить о первой тенденции, то важность ее состоит в том, что сохранение нормативных стандартов является неким общим ориентиром для повышения качества знаний, для поиска объективных (общих) критериев оценки разного рода учебных заведений, с учетом их специфики и местных, региональных условий.
Строение образовательной системы в рамках «экономического подхода» сводится к определенному кругу образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных взглядов и финансовых возможностей. Но эта структура больше подходит развитым, индустриальным странам, так как роль индивида подводится под потребности производства, под господствующие правовые и ценностные установки. В России же всегда на первое место выходило духовное начало. Поэтому, учитывая нестабильность в экономике, малый опыт рыночных отношений, отказ от своих традиций грозит России постоянным отставанием от мировой образовательной системы.
Третья тенденция становления отечественной школы нового типа -культурологическая, по словам А.П. Валицкой: «развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира, грядущего постиндустриального общества. Она описывается сегодня в терминах надежды, как гуманный социум, способный гармонизовать отношения личности и государства, оправдать само пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание эстетического, духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса. Особенность культурологических моделей состоит в том, что они ориентированы не государством и рынком, а культурой. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая парадигма образования предлагает видеть школу инструментом и условием освобождения личности от репрессивного давления социума - государства, официальной идеологии производства, потребностей рынка» .
В России эта тенденция распространяется путем утяжеления учебных планов за счет добавления гуманитарных образовательных курсов, что является основным противоречием в данном подходе.
Этапы и тенденции развития эстетического воспитания личности в системе образования средствами танца
Теоретическое обоснование любой педагогической проблемы невозможно изложить вне её истории. Проверяемая и обогащаемая исторической практикой теория в решающей мере направляет эту практику на развитие. Данные положения распространяются и на проблему эстетического воспитания личности средствами танца в образовательной системе.
Совершенное владение кинетическими (от греч. kinetikos - приводящий в движение)1 навыками тела приносило первобытному человеку несомненную пользу: с помощью совершенного развитого вестибулярного аппарата человек мог тонко и точно схватывать повадку охотящегося зверя и уподобиться этому зверю во время охоты. Так возникала ситуация мимезиса - подражания.
Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (XI-XII вв. до н.э.), где объяснилось значение жестов, сопровождавших чтение религиозных текстов в школе миметиков. В «Рамаяне»2, в этическом произведении, рассказывается о воспитании принцев, которое включало пение, игру на музыкальных инструментах, танцы и рисование, то есть речь уже шла о полном эстетическом образовании.
В древнекитайском каноне «Ли-цзы», обобщавшем ритуалы, созданные с XII до XIII в. до н.э., приводятся сведения о музыке, пении, танцах, составлявших определенный ритуал. Мы установили, что оказывается древний цикл поэтапного осмысления роли и возможности танцевального обучения был связан с поэтапным осмыслением человечеством выразительных свойств телесно-пластического воздействия в зрелищном, публичном, социально обусловленном общении человеческим сообществом. Постепенное осмысление роли танцевального обучения в системе сословного, придворного воспитания, отдельных личностей сообщества являлось неотъемлемой частью становления древних цивилизаций и эстетического образования в далекой древности.
Культура и традиция греков проявилась в уникальной системе образования, основой которого были гимнастика и музыка, т.е. искусство. Такой союз, считали греки, вел кратчайшим путем к достижению калогатии. Термин «калогатия» состоит из двух корней: «kalos» - «прекрасный» - характеристика тела, натренированного в спорте, совершенного в осанке, позах, жестах, которые являлись нормами общественного вкуса и такта, «agathos» -«добрый» - характеристика души, проникнувшейся внутренним ритмом, настроенной на добродетель. Таким образом, термином «калогатия» обозначалась правильная ритмика тела и души, их гармония. Возможно главной особенностью такого воспитания были танцы с хлопками, заимствованные из египетской культуры, и танцы, сопровождавшиеся собственным ритмическим аккомпанементом с помощью идеофонов: сандалий, браслетов.
У представителей пифагорейской школы танец, наряду со стихами и музыкой, рассматривался как одно из основных средств формирования личности. Сам Пифагор в качестве начального образования предполагал, что воспитание при помощи музыки или тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала. Пользовался Пифагор и танцами, стихами Гомера и Гесиода, произносимыми для исправления души. Для Пифагора танец и игра на музыкальном инструменте - символ нравственно - эстетического воспитания граждан. Пифагор считал, что космос музыкален, музыкально должно быть благоустроено общество, подчиненное «правильному ладу». А поскольку музыка выражает гармонию, то высшая цель человека - сделать себя, т.е. тело и душу музыкальным. И так, выражая мировую гармонию, музыка, по Пифагору, обозначает внутреннюю гармонию человека, помогает выработать эвритмию - совершенный ритм в игре, танцах, жестах, поступках, мыслях.
Античная философия отмечала не только эстетическую и воспитательную функцию искусства телодвижений. По словам древнегреческого писателя Лукиана, «...танец приносит пользу зрителям, хорошо ими воспринимается, многому поучает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты». Историко-педагогические задачи обучения танцу в античной цивилизации обусловлены уникальной системой образования свободных граждан общества - искусством образования, цель которого - воспитание прекрасных и добрых качеств личности (при том, что общественное воспитание девочек и мальчиков было раздельно). Но при этом контекст обзора синтеза танца с различными искусствами позволяет выделить еще и различные общественно значимые его функции: не только воспитательно-образовательную как уникальную, но и художественно-профессиональную, психолого - соматическую, где танец не просто воспитывает, а лечит, нейтрализует неблагоприятные состояния человеческого организма и самочувствия. А сам танец рассматривается в единстве с поэзией, в единстве с различными жестами пластичной и ритмичной выразительности. В эпоху античности утвердилась важнейшая тенденция мировой практики эстетического воспитания: его цели и содержание определялись цельным отношением общества к человеческой личности (свободных граждан) и заинтересованности в ее самостоятельном полном развитии, но при этом в общественном явлении культура хореографии стала развиваться отдельно-видовыми свойствами, образующими жанры танцевального искусства.
В соответствии с этими общими принципами строились впоследствии различные системы эстетического воспитания, характерные для позднего времени. Идея гармонического развития, господствовавшая в школах древней Греции, была принята на протяжении нескольких столетий в школах Рима. Но они активизировали роль риторического воспитания, апеллировавшего к практицизму. Мы обратили внимание на сходство первозданного древнего соотнесения роли танца в школе миметиков (особенно выразительно говорящих) и школе риторического воспитания, подчеркивающую роль выразительного поведения говорящего на публике.
Педагогическая модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев
Изучение проблемы эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев показало, что, несмотря на присущие ей положительные стороны, она требует тщательного анализа, опытно-экспериментальной базы для дальнейшего развития.
Исходя из анализа научной, психолого-педагогической, философской, научно-методической и научно-практической литературы, мы предлагаем следующую педагогическую модель эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев (Схема 1).
Проблема эстетического воспитания молодёжи является важной задачей для любого государства. Культурное становление личности молодёжи является целью любой социальной системы. Ускорение научно - технического прогресса, переход к рыночным отношениям, гуманизации и гуманитаризации, междисциплинарная интеграция высшего образования определяют целесообразность создание новой системы непрерывного образования.
Совершенствование процесса эстетического развития личности в системе непрерывного образования имеет свои внешние и внутренние предпосылки (Схема 2).
Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и образованием в целом, к которым мы относим: политические, экономические и социокультурные.
Политические предпосылки направлены на проведение целенаправленной политики по организации образования сфере культуры и искусства, основанные на педагогической науке в целом и информатизации общества.
Экономические предпосылки предполагают новые механизмы государственного финансирования образования сферы культуры и искусства, привлечение внебюджетных средств, налогового стимулирования инвестиций, новые механизмы оплаты труда и экономии от масштаба образовательной деятельности.
Социокультурные предпосылки направлены на усиление социально-культурной ориентации подготовки специалистов культуры и искусства, связанных с интегрированием личностного образования и формированием эстетической культуры личности в современных условиях.
Данные предпосылки формируют определённые потребности общества, которые включают в себя потребности рынка рабочей силы, рынка образовательных услуг, общества, семьи и личности.
Потребности рынка труда в специалистах культуры и искусства выдвигают определённые требования к их подготовке. Сегодня нужны специалисты с эстетической культурой и гибким мышлением, с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом в контексте с единой общечеловеческой эстетической культурой, специалисты, отвечающие современным требованиям эстетической культуры и общенаучной подготовки.
В современных условиях возрастает роль широко развитой гармоничной личности, приобщение личности к высоким духовным идеалам и общечеловеческим морально-этическим, эстетическим ценностям, в чём роль творческого образования имеет важное значение, так как образованный, эстетически развитый человек сможет стать хорошим специалистом в любой отрасли, что возможно только в условиях непрерывной, многоуровневой подготовки.
Внутренние предпосылки эстетического развития личности в системе непрерывного образования. К внутренним предпосылкам мы относим: информационные, педагогические, воспитательные, коммуникационные и методические потребности разных категорий граждан, обучаемых в системе непрерывного образования, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку её системы работы на основе использования новых методологий воспитания, интенсификации процесса обучения, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий, повышения квалификаций педагогов, а также поиска путей и совершенствования работы в системе непрерывного образования.
Данные предпосылки находят своё отражение в организационно-педагогической, в учебно-воспитательной, научно-исследовательской и твор-ческо-практической деятельности, эффективная реализация которых возможны лишь в условиях непрерывного образования, для формирования эстетической культуры личности, что ещё раз подчёркивает необходимость данного исследования научно-педагогической проблемы эстетического воспитания в системе непрерывного образования.
Современные Государственные стандарты высшего профессионального образования, вобрав в себя ведущие общемировые тенденции в образовании, «должны отразить основные общечеловеческие ценности современного образования, его новый философский образ и дух, а также содействовать умножению сильных сторон отечественного образования...»1.
В условиях непрерывного образования для формирования эстетической культуры личности у специалистов любой отрасли Государственный стандарт профессионального образования должен включать в себя идею поэтапности подготовки, в которой каждый этап строится исходя из единства целей, содержания, средств формирования с учётом функций и требований принципа преемственности, комплексности, долгосрочности, во взаимоотношении с другими специализированными принципами.
Комплекс педагогических условий и критерий, способствующих формированию эстетических качеств у обучающихся спортивным бальным танцам
Изучение проблемы эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев даёт нам право в своём исследовании исходить из совокупности следующих теоретико-методологических положений, которые определяют комплекс дидактических условий реализации данной модели: Учебно-методическая и воспитательная деятельность образовательного процесса. Междисциплинарная интеграция. Формирование содержания процесса эстетического развития личности средствами спортивных бальных танцев. Организация целостного непрерывного процесса эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев. Введение в процесс эстетического воспитания новых организационных форм, способствующих формированию эстетической культуре личности. Повышение эстетически-хореографической культуры исполнительского, творческо-сочинительского мастерства средствами спортивных бальных танцев. Разработка и обоснование критериев для эффективности оценки уровня сформированности эстетических качеств исполнительского мастерства у обучающихся спортивным бальным танцам. Кадровое обеспечение. Административно-хозяйственные функции для обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Для реализации предложенной нами педагогической модели эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев помимо перечисленных теоретико-методологических положений, необходимо учитывать ряд основополагающих факторов процесса эстетического воспитания: Целеустремлённость и общественная направленность - вся работа педагога должна быть подчинена потребностям общества, эстетической культуре, традициям. Деятельностиый подход - данный принцип эстетического воспитания личности необходимо осуществлять средствами спортивных бальных танцев. Опосредованность, неявность воспитательного воздействия - педагогический процесс должен проводится незаметно для воспитанников. Сотрудничество педагога с воспитуемыми - педагог участник процесса эстетического воспитания, изменяя характер своего участия в зависимости от психолого-физиологических особенностей воспитанников. Воспитание эстетической культуры личности в группе и коллективе - для эффективного воспитания личности, необходимо влиять на неё через группу, а ещё лучше - организовать и педагогически грамотно использовать коллектив. Личностная ориентация - педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого воспитанника, найти индивидуальный подход к ним и включить каждого в активную эстетическую творческую деятельность.
Организация учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев регламентируется учебным планом в соответствие с Государственным образовательным стандартом, календарным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми вузом самостоятельно, воспитательная работа строиться на педагогически обоснованном выборе педагогом средств, форм, методов воспитания.
В связи с такой организацией учебно-воспитательного процесса средствами спортивных бальных танцев междисциплинарная интеграция приобретает перманентное значение в совершенствовании системы непрерывного образования для формирования эстетической культуры личности.
Мы считаем, что в интересах улучшения качества процесса эстетического развития личности должна быть преодолена разобщённость, «несосты-кованность» и необходимо совместное, скоординированное воздействие на учащихся, осуществляемое специалистами разного профиля, тем самым, преодолевая раздробленность учебно-воспитательного процесса, делая его монолитным и целостным.
Одной из кардинальных проблем в образовании является проблема преемственности. Преемственность, как показывает теория и практика, возможна лишь при условии создания единой концепции, определения единых методологических оснований для всех звеньев в целом. В связи с этим подход к эстетическому развитию личности средствами спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования требует изучения специфики основных и смежных дисциплин.
Интеграция искусства танца и спорта требует существенной перестройки подготовки специалистов в области танцевального спорта, которые одновременно будут выполнять функции: педагога, воспитателя, хореографа и тренера. В первую очередь речь идёт о значительном повышении уровня их общей эстетической культуры, формировании у них умения использовать педагогические знания и методики не только в процессах обучения и воспитания, но и самообразования и самовоспитания.
Реализация педагогической модели эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев поставит «педагога-хореографа-тренера» перед необходимостью овладеть новыми, дополнительными профессиональными качествами: психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа, тренера и судьи по спортивным бальным танцам. Специфика их проявления будет обусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутренней собранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построению художественных композиций учебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядного показа и способностью творчески развивать познавательные эстетические потребности в обучении танцу. Долгосрочный, комплексный, разноуровневый педагогический процесс обучения и воспитания потребует от специалиста навыка моделирования, перестроения, изобретения разнообразных ситуаций учебного познания, специфики хореографического мышления и спортивного действия, умения передать знания, навыки, мастерство воспитанникам, формируя у них профессиональные качества, самопознания, самоопределения, самообладания, самопроявления в обществе, развивая средствами спортивных бальных танцев эстетическую культуру личности.
Долгосрочный, комплексный, разноуровневый процесс эстетического развития личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев - явление современной ситуации в образовании. Сегодня у каждого мыслящего творческого педагога есть право создавать авторские программы. Каждый думающий специалист в праве разрабатывать свою модель предметного обучения через эстетическое воспитание личности. Поэтому, прежде чем ставить цели обучения и воспитания, понадобятся исследовать требования Министерства образования РФ и потребности различных категорий граждан.