Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Розова Ирина Николаевна

Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации
<
Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Розова Ирина Николаевна. Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Розова Ирина Николаевна;[Место защиты: Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского].- Калуга, 2015.- 231 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошко льном образовательном учреждении посредством художест венной импровизации как педагогическая проблема 16

1.1. Сущность и содержание эмоционального развития детей 5-7 лет 16

1.2. Особенности и возможности художественной импровизации детей 5-7 лет 31

1.3. Модель процесса эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации 54

Выводы по первой главе 82

Глава 2. Реализация процесса эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении по средством художественной импровизации 84

2.1. Диагностика уровней эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении 84

2.2. Педагогические условия эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации 107

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эмоциональному развитию детей 5-7 лет посредством художественной импровизации в дошкольном образовательном учреждении ... 128

Выводы по второй главе 152

Заключение 155

Список литературы

Особенности и возможности художественной импровизации детей 5-7 лет

В современной педагогике взят курс на формирование эмоционально образованной, творческой личности, адекватно реагирующей на стремительные изменения в мире и соответствующей современным требованиям жизни. Психологи и педагоги указывают на тесную связь мышления, интеллекта и эмоциональных процессов; уровень эмоционального развития непосредственно влияет на формирование личностных черт, интеллектуальное и социальное развитие человека.

Проблема эмоционального развития детей, как важная сторона личностного развития, в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают современные ученые и практики В.В. Давыдов [56], А.В. Запорожец [65], ЯЗ. Неверович [163], О.Л. Князева [88], И.О. Карелина [82], А.Д. Коше-лева [227], Н.С. Лейтес [154], В.Г. Ражников [161], Л.П. Стрелкова [178], Ульянова [191], Н.С. Ежкова [62] и др.

В сфере психолого-педагогического знания проблема эмоционального развития личности ребенка занимает значительное место и является одной из самых дискуссионных. Это связано с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, его механизмов, а также условий, влияющих на него. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Определяя понятие «эмоциональное развитие», остановимся сначала на понимании самого процесса развития. В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова дается следующее определение развития: это «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [138, с. 643]. Большой Энциклопедический словарь определяет развитие как биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез). Как видно, развитие проявляется как в количественных, так и в качественных изменениях.

Для нашего исследования важно, что под развитием принято понимать процесс последовательного движения, изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Поскольку основным источником развития выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития оказываются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы.

В педагогической науке развитие является основной категорией, научным понятием, выражающим наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности: развитие - это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное). Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть просто сообщены, так как человек должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и напряжением.

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей: 1) уровень актуального развития - отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день; 2) зону ближайшего развития - зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми [43].

В связи с этим педагоги должны предвидеть будущее, завтрашний день развития ребенка и знать, что с чем он еще сегодня справляется только при помощи взрослых, то завтра уже он должен делать сам. Это справедливо и для эмоционального развития личности.

Вместе с тем исследователи расходятся во мнении о том, какого рода изменения доминируют в данном процессе. Так, зарубежные психологи Д. Уот-сон, Т. Рибо, П. Фресс, рассматривая эмоции как полностью врожденные типичные реакции организма, отмечали, что эмоции в филогенезе и онтогенезе все больше подчиняются интеллекту, и, по сути, выходят на второй план как «архаические инстинктивные реакции» [74, с. 75]. В отечественной психологии представлена другая точка зрения: многими исследователями показано, что эмоции в ходе онтогенеза обогащаются содержательно и приобретают новые, более совершенные формы проявления под влиянием социальных условий (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К. Изард, Е.В. Назайкинский, ЯЗ. Не-верович и др.) [43, 44, 163,72, 133].

Этимологически термин «эмоция» (от лат. «emovere») означает «волновать, возбуждать». Однако со временем значение слова «эмоция» стало несколько иным [152, с. 411]. По мнению В.Г. Ражникова, А.А. Вострикова, «эмоции - особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) первичную оценку явлений и ситуаций. Эмоции способствуют либо МО 19 билизации (активизации) психики и поведения человека, либо торможению психической деятельности и поведения» [42. с. 12]. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру. Эмоции самым тесным образом связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и идентичностью личности. Они представляют собой основу мотивационной системы человека и концентрируют в себе важнейшие личностные смыслы. Эмоциональность - это один из ключевых факторов, обеспечивающих жизненный успех человека, понимание им самого себя, окружающих, своего места в мире, сохранения позитивного эмоционального настроя.

Модель процесса эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) проводилась в четыре взаимосвязанных этапа: диагностического, организационно-подготовительного, развивающего, контрольно-аналитического.

Первый этап (2004-2006 гг.) - диагностический - являлся начальным, анализирующим принципиальную возможность осуществления процесса эмоционального развития детей 5-7 лет посредством художественной импровизации в образовательном процессе ДОУ. Включал в себя определение объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы исследования, изучение положительного опыта в данном направлении, разработку теоретической модели изучаемого процесса, обоснование методики исследования, организацию и проведение первоначальной диагностики эмоционального развития детей 5-7 лет в ДОУ.

На втором этапе (2006-2010 гг.) - организационно-подготовительном -осуществлялись отбор испытуемых для проведения исследования, реализация опытного варианта программы эмоционального развития детей 5-7 лет «Эмоциональные шедевры» в ДОУ, развивающих семинаров-практикумов для педагогического коллектива в рамках исследования «Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации», а также консультации для родителей, анализ полученных результатов и предварительных выводов, продолжалось углубленное теоретическое исследование проблемы. На основе этого формулировались задачи развивающего этапа ОЭР, определялись подходы к ее реализации.

Третий этап (2010-2013 гг.) - развивающий - включал внедрение программы эмоционального развития детей 5-7 лет «Эмоциональные шедевры» в педагогический процесс ДОУ, корректировку и обобщение данных наблюдений за участниками, экспериментальное исследование характеристик и показателей эмоционального развития, анализ изменений, происшедших в эмоциональном развитии детей, их педагогов и родителей.

Четвертый этап (2013-2014 гг.) - контрольно-аналитический - был посвящен контрольной диагностике, статистической обработке, интерпретации, полученных в ходе ОЭР результатов, обобщению полученного опыта, подготовке выводов и рекомендаций по эмоциональному развитию детей 5-7 лет посредством художественной импровизации, внедрению результатов исследования в дошкольную теорию и практику.

Базу исследования ОЭР составили образовательные учреждения г. Череповца: МБДОУ «Детский сад развивающего вида №91» (старшие, подготовительные группы - 103 чел.); МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №127» (старшие и подготовительные группы - 98 чел.); МБОУ ДОД «Детская школа искусств «Гармония»» (группы развития детей 5-7 лет - 113 чел.). В пилотажном эксперименте приняли участие 314 чел.; в экспериментальном исследовании - МБДОУ «Детский сад развивающего вида № 91» - 60 человек.

В ходе ОЭР на констатирующем этапе были поставлены следующие задачи: 1) изучить и проанализировать уровни эмоционального развития детей 5-7 лет в ДОУ посредством художественной импровизации; 2) уточнить педагогические условия, способствующие эффективному эмоциональному развитию детей 5-7 лет посредством художественной импровизации; 3) доработать программно-методический комплекс для обеспечения процесса эмоционального развития детей 5-7 лет в ДОУ посредством художественной импровизации.

На первоначальном этапе исследования детей 5 лет в ДОУ применялся биографический метод в изучении жизненного пути каждого ребенка (опрос родителей) по нескольким критериям: а) полная или не полная семья; б) занимается ли ребенок в сфере дополнительного художественного образования; в) образование родителей, наличие художественного образования (музыкального, литературного, художественно-изобразительного, театрального и др.); г) увлечения, хобби родителей и детей (эстетического направления), если об этом известно; д) наличие музыкальных инструментов дома, в семье ребенка (Приложение 1). Эти данные помогут понять внутренний мир ребенка 5-7 лет, требующего личной деликатности со стороны педагога. Кроме того, Н.С. Лей-тес утверждает, что музыкальное воздействие среды и опыта (в том числе и в семье) «включает» те возможности ребенка, которые уже предопределены генетически или анатомически [154, с. 119-122]. Так же успешность организации эмоционального развития детей 5-7 лет в нашем исследовании обусловлена уровнем развития общей и эмоциональной культуры родителей, наличием художественного образования или увлечений эстетической направленности у них.

Были получены следующие статистические данные. В экспериментальной группе (ЭГ) дошкольников было 17 мальчиков и 13 девочек; 40% детей -из неполных семей; 60% - детей из полных семей; 50% семей - один из родителей имеет высшее образование; 10% семей - оба родителя имеют высшее образование; 40% семей - родители со средним образованием. Двое родителей имеют художественное образование: 1 - консерватория, 1 - художественно-промышленное училище. В этой ЭГ у детей имелось: 3 гитары, 1 пианино, 1 аккордеон, 4 металлофона (остальные инструменты-игрушки, которые не входят в категорию «музыкальные инструменты»). 30% детей (9 чел.) ЭГ занимались дополнительно: танцами (3 чел.), музыкой (2 чел.), художественной гимнастикой (1 чел.), рисованием (3 чел.). В трех семьях у родителей было хобби эстетической направленности (пение под гитару, художественное вышивание, оригами).

В контрольной группе (КГ) мальчиков было 16 мальчиков и 14 девочек; 35% детей - из неполных семей; 45% семей - один из родителей имеет высшее образование; 15% семей - оба родителя имеют высшее образование; 40% семей - родители со средним образованием. Трое родителей имеют художественное образование: 1 - училище искусств и художественных ремесел; 2 - музыкальная школа по классу гитары и фортепиано. У этой группы детей имелось: 2 гитары, 1 гармошка, 1 пианино (у бабушки), 2 металлофона, 1 детское звучащее пианино. В четырех семьях у родителей было хобби эстетической направленности (роспись по дереву, хоровое пение, макраме, вышивание).

Полученные данные констатируют о том, что обе группы дошкольников ЭГ и КГ на начало ОЭР находятся в схожих условиях и имеют примерно одинаковые биографические показатели на статистическом уровне. Можно отметить, что в ЭГ есть мальчик из полной семьи, у которого мама, бабушка и дедушка имеют высшее музыкальное образование.

Наша диагностическая программа включала три основных направления (Приложение 20). Первое направление связано с эмоционально-мотивационным критерием эмоционального развития детей 5-7 лет. Б.М. Те-плов считает, что содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Об этом говорили выдающиеся музыканты-композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, С.С. Рахманинов, Д.Д. Шостакович и др. На основании работ М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других можно заключить, что предметом искусства выступает эмоциональный смысл объектов. Так, Л.С. Выготский [43, 44] выдвинул гипотезу о том, что чувство и сенсорный образ, чувство и образ воображения при восприятии искусства являются не двумя отдельными друг от друга процессами, а одним и тем же процессом, выражающим эмоциональную реакцию на произведение.

Педагогические условия эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации

Самовыражение детей 5-7 лет для целей общения способствует рождению выразительных действий - художественной импровизации как средства эмоционального общения. В вокальных и темброво-инструментальных импровизациях дети обычно ярко выделяют значение ритма и темпа. Радостные вокальные и темброво-инструментальные импровизации дети поют/играют выше, быстрее, громче, а поют звонче. При выражении печали поют и играют медленнее, тише и ниже.

Взаимодействие сказочных «героев», создаваемое детьми на занятиях по эмоциональному развитию, личное участие и наблюдение за выразительными действиями другого дает возможность выделить элемент музыкального языка, который «ответственен» за смену выразительного звучания, смену настроения, образа и поведения. Драматизация, ролевое взаимодействие, вводящие ребенка в ситуацию эмоционального общения через настроение-образ, любимы детьми. Настроения-образы «медведя» и «зайца» в ситуации, когда «зайчик дразнит медвежонка», образы «совенка» и «храброго гусенка» в ситуации страха перед угрозой, «поющие цветы» и «танцующие рыбы», «принцессы Грустинки» и «галантного Рыцаря», «волшебных горошин из стручка» в ситуации разных мнений, «разбойника Мордакадама» и «короля страны Музы-калии» в ситуации противостояния и последующего примирения, выступают показателями развитого эмоционального отношения.

Важно отметить требования к педагогу-организатору процесса эмоционального развития детей. Прежде всего, он должен проявлять бережное отношение к творческим проявлениям детей в художественной импровизации, уметь адаптировать каждое занятие в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Педагог сам развивается вместе с детьми, делится с ними своими впечатлениями, переживаниями, равноправно создает «эмоциональные шедевры». Он может предложить детям посредством разных видов худо 122 жественной импровизации раскрыть следующие темы: «Мой друг/подруга», «Мой самый радостный день», «Я хочу рассказать о своем настроении», «Волшебное настроение Нового года», «Что я люблю больше всего», «Обида», «Утешение», «Я мечтаю побывать на ...», «Как прекрасен этот мир» и т.д.

В течение дня у ребенка меняется эмоциональное и физическое состояние, может появляться усталость, раздражительность, повышенная возбудимость, невнимание, вялость. Поэтому предлагается «встряхнуться» и поменять его на положительные образы и настроения [148, с. 63]. Педагог-музыкант сначала подбирает музыку, схожую с настроением детей в данный момент (взволнованные, нервные, неорганизованные) и говорит: «Послушайте, какие вы сейчас». Затем, включает музыку с другими характерами (умиротворенную, спокойную, светлую, доброжелательную). Большинство детей перестроится в нужном настроении (Г. Свиридов «Парень с гармошкой», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Ф. Шопен «Прелюдия ля-мажор»). Бывает, что детский коллектив с утра вялый, сонный, безвольный. «Музыкально-психологический массаж» поможет создать у детей энергичное, бодрое, сосредоточенное настроение (В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада, С. Прокофьев «Отъезд» из сюиты «Зимний костер», 3 часть).

Развивающие занятия с детьми 5-7 лет включают игры, сказочные сюжеты с ролевым взаимодействием детей, минуты релаксации, выражения эмоциональной рефлексии в цвете, танцы, игру на детских музыкальных инструментах, импровизированное пение, рифмование звуков, слов, возгласов, рисование, коллективное взаимодействие в эмоциональном сюжете и др. Весь перечисленный арсенал, способствующий эмоциональному развитию детей, также является методами и приемами музыкальной психотерапии (В.И. Пет-рушин). Посредством создаваемых ребенком, настроений-образов, связанных со сказочными героями, детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. Ребенок, как правило, выбирает себе роль положительного героя, это помогает ему понять и осмыслить нравственные ценно 123 сти, моральные нормы, различать добро и зло, чувство ответственности, любви к Родине. Так, занятие-сказка про «Лавку шаров счастья и лавку шаров огорчения» рассказывает о плохих намерениях и поступках злого волшебника и о помощи и любви к ребятам из страны «Счастливого лета» добрых волшебников. Целью занятия является закрепление умений, навыков и знаний о настроениях (весело/радостно, нежно/ласково, мудро/ милосердно, грустно/печально, горестно/жалобно, странно/непонятно) и проверка уровня «Словаря эмоций». Дидактический материал этого занятия включает: фрагмент из балета «Конек-Горбунок» - «Золотые рыбки» Р. Щедрина; миниатюра «Утро» Ш. Бяшарова; «Грустная песня» Г. Свиридова; вступление к балету П. Чайковского «Спящая красавица» (музыка злой феи Карабас и доброй феи Сирени); раскраску «Лавки шаров счастья» и «Лавки шаров огорчения» (Приложение 13).

Чувство ответственности, товарищества, желание постоять за свою землю, близких людей, свою семью развивается на занятии с былинным содержанием. Освоение настроения монументально, мощно, уверенно является целью занятия-сказа в былинном изложении о делах давно минувших дней (Приложение 15). Детей знакомят с историями об Илье Муромце, охранявшего порядок и покой страны, о его борьбе и победе над Змеем-Горынычем (музыка Р. Шумана «Северная песня», «Военная песня», М. Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»). Его образ связывается с изображением на картине М. Врубеля «Богатырь» и стихотворением А. Толстого «Илья Муромец». Выполнение цветовой импровизации, темброво-инструментальной, пластической, моторно-двигательной (сцена дозора) позволило детям через адекватное сопереживание осознать эстетическую эмоциональность этого занятия и гражданскую ответственность. Вокальная импровизация потребовала от детей нахождения новых мелодических интонаций (широких, весомых, размеренных вокальных оборотов: «Все ли спокойно на нашей земле? Пашут и сеют мирно везде!» (Приложении 16).

Результаты опытно-экспериментальной работы по эмоциональному развитию детей 5-7 лет посредством художественной импровизации в дошкольном образовательном учреждении

Хи - квадрат критерий вычисляется по формуле k=i. к , где Р - гипотетическая вероятность, умножен ная на объем выборки; к частоты результатов наблюдений в итоговом срезе; m - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений. Полученное значение X2 = 19,34 13,82, что свидетельствует об эффективности проведенного формирующего эксперимента при допустимой ошибки, не превышающей 0,001% [135, с. 572]. Следовательно, гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в процессе эмоционального развития детей 5-7 лет посредством художественной импровизации в ДОУ, экспериментально подтвердилась.

Таким образом, ОЭР показала целесообразность взаимосвязи диагностического, организационно-подготовительного, развивающего, контрольно-аналитического этапов исследуемого процесса. Их последовательность обеспечивает логичность эмоционального развития детей 5-7 лет в ДОУ посредством художественной импровизации. Перевод ребенком усвоенных знаний, умений и навыков в личностный план: осознание широкого спектра эмоций, чувствование и понимание эстетических эмоций, художественных настроений в искусстве и в жизни, желание сотрудничества и выстраивания дружеских взаимоотношений, первоначальные умения эмоционального регулирования и желание размышлять над эмоциональными состояниями. Сравнительный анализ характера изменений, произошедших по каждому критерию эмоционального развития детей 5-7 лет, с привлечением методов графической и математической интерпретации экспериментально подтвердились и свидетельствует о проявлении позитивной динамики их развития у детей ЭГ.

В результате проведения ОЭР с целью эмоционального развития детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации были сделаны следующие выводы:

Констатирующий этап ОЭР показал, что дети в своем большинстве имеют положительное отношение к овладению художественной импровизацией как средству их эмоционального развития в дошкольном образовательном учреждении (неустойчивый уровень развити), при этом показатели когнитивного и деятельностно-творческого критериев находятся на более низком уровне (начальный) эмоционального развития.

Основным содержанием процесса эмоционального развития детей 5-7 лет посредством художественной импровизации выступает программа эмоционального развития «Эмоциональные шедевры», обеспечивающая процесс повышения уровня эмоционального развития ребенка 5-7 лет. Программа включает развивающие занятия, специально подобранный художественный ряд (музыка, репродукции картин, стихотворения), музыкально-дидактические игры, книжку-раскраску, «Словарь эмоций и обобщенных средств выразительности» для педагогов и «Словарь эмоций» для детей 5-7 лет, диск с музыкальными произведениями, итоговые формы организации совместной деятельности детей и взрослых; обучающие семинары-практикумы для педагогического коллектива, консультации для родителей; диагностические материалы; методические рекомендации для педагогов.

Апробированные формы, методы и приемы приобщения детей к процессу их эмоционального развития позволили организовать изученный процесс и фиксировать изменения в уровнях эмоционального развития детей 5-7 лет. В ходе ОЭР была получена положительная динамика в эмоциональном развитии ребенка: чувствование и понимание обыденных и эстетических эмоций, художественных настроений; умение дифференцировать эмоции и открывать художественные настроения в музыке, живописи, поэзии; усвоение языка искусства; нивелирование отрицательных эмоций; самопознание и самовыражение в разных видах художественной импровизации, где эстетическое чувство выступает как форма эмоционального общения и действия («импровизация-подражание художественно-эстетическому эталону» - ступень когнитивно-подражательная, «импровизация с элементами творческой инициативы» - ступень инициативно-подражательная, «импровизация-личностная (своя) история» - ступень продуктивно-личностная); взаимодействие и рефлексию в синтезе импровизаций; эмоционально открытое, позитивное поведение детей.

ОЭР показала целесообразность взаимосвязи диагностического, организационно-подготовительного , развивающего, контрольно -аналитического этапов исследуемого процесса. Их последовательность обеспечивает логичность эмоционального развития детей 5-7 лет посредством художественной импровизации в дошкольном образовательном учреждении. Перевод ребенком усвоенных знаний, умений и навыков в личностный план: осознание широкого спектра эмоций, чувствование и понимание настроений и характеров в искусстве, эстетических ситуациях и в жизни, желание сотрудничества и выстраивания дружеских взаимоотношений, первоначальные умения эмоционального регулирования и желание размышлять над эмоциональными ситуациями. Сравнительный анализ характера изменений по каждому критерию эмоционального развития детей 5-7 лет с привлечением методов графической и математической интерпретации свидетельствует о проявлении позитивной динамики их развития у детей ЭГ.

ОЭР подтвердила предположение, что эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации эффективно при следующих педагогических условиях: обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды, предполагающей сотрудничество ребенка со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями), развитие позитивного отношения к миру, к другим людям и к себе; воспитание эмоционального опыта ребенка через насыщение содержания процесса эмоционального развития детей 5-7 лет худо 154 жественно-образным материалом (синтез искусств); использование разных видов импровизации как средства эмоционального развития детей 5-7 лет; реализация программно-методического комплекса в процессе эмоционального развития детей 5-7 лет посредством художественной импровизации; контроль процесса эмоционального развития ребенка 5-7 лет.

Похожие диссертации на Эмоциональное развитие детей 5-7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации