Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Розен Илларион Романович

Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв.
<
Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Розен Илларион Романович. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 129 c. РГБ ОД, 61:02-13/412-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание в средневековой Руси. 10

1.1. Духовно-нравственное воспитание в общей системе воспитания допетровской Руси 10

1.2. Личность христианина как предмет и цель средневекового воспитания 28

1.3. Книга и ее место в духовно-нравственном воспитании детей 40

Глава 2. Содержание и методы обучения чтению детей в XI-XVII вв. 62

2.1. Содержание чтения ребенка в допетровской Руси 62

2.2. Методы обучения чтению 78

2.3. Личностные качества ребенка, воспитываемые с помощью книги... 98

Заключение 114

Список литературы 119

Введение к работе

Актуальность исследования. Отечественное образование вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентации не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с расширением и улучшением бытийной сферы человека. Поэтому в современной педагогике начался интенсивный процесс изучения традиций народной педагогики, активизировались исследования, связанные с отечественной историей педагогической науки.

Вместе с тем, недостаточно исследована проблема духовно-нравственного воспитания посредством литературного языка, хотя именно письменность есть способ создания, формирования, сохранения и распространения духовно-нравственных ценностей и норм. С учетом этого наше исследование основывается на материале обучения чтению подрастающего поколения в допетровской Руси.

Педагогический потенциал русского государства в канун петровских реформ привлекает внимание многих ученых. Об этом свидетельствует целый ряд монографий, посвященных педагогическим концепциям и трудам Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Спафария Миллеску, «Азбуке» Ивана Федорова. Но историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей в XI-XVII вв. до сих пор не были предметом специального рассмотрения исследователей. Мы попытаемся в определенной мере восполнить этот пробел: именно к данному периоду относится становление, развитие и формирование письменности, литературного языка, то есть формируется большой цивилизационный пласт в культуре, заложивший основы процессов обучения и воспитания в целом и духовно-нравственного воспитания в частности.

Хронологические рамки исследования определяются началом XI концом XVII вв., временным отрезком, характеризующимся однородным филогенетическим развитием. Реформы Петра резко изменили его вектор. При этом сформировавшееся в течение семи веков отношение к книге сохраняется и на протяжении следующих трех веков. Многие сегодняшние проблемы взаимоотношения подрастающих поколений с книгой уходят своими корнями в далекое прошлое и не могут быть поняты без обращения к нему. Поэтому закономерен интерес к месту книги в системе воспитания средневекового русского общества, к ее роли в формировании читательской культуры как важнейшей составляющей духовно-нравственного воспитания ребенка. Внешний признак литературного (т.е. книжного) языка состоит именно в том, что его необходимо изучать, по мере овладения им включаясь в социальный и культурный процесс.

Проблема ценностных ориентации особую актуальность приобретает в детские и отроческие годы. Приоритетная роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Особое место в этом процессе занимает книга. Это характерно для национальной культурной парадигмы, поскольку письменное слово в России всегда было более, чем просто способ передачи информации, за ним закрепилась функция особой значимости. Книга являлась хранительницей и своеобразным указателем духовно-нравственных ориентиров, и в этой роли ее рейтинг был очень высок.

В настоящее время в связи с модернизацией концепции образования и воспитания подрастающего поколения вновь ставится вопрос о возрождении народной педагогики и взаимодействии светской и православной систем образования и воспитания. Следовательно, традиции, существовавшие тысячелетия, не умерли. Однако их понимание, восприятие и воспроизведение требуют от общества осознания мотивов своего обращения к ним.

Таким образом, тема нашего исследования, связанная с определением историко-педагогических основ духовно-нравственного воспитания в допетровской Руси на материале обучения чтению, представляется значительной и актуальной, так как она недостаточно исследована в педагогической науке.

С учетом сказанного была определена проблема исследования: каковы историко-педагогические условия, содержание и методы, обеспечивавшие эффективность духовно-нравственного воспитания детей допетровской Руси.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Русском государстве в XI-XVII вв.

Предмет исследования - процесс обучения детей чтению в условиях допетровской Руси.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- осуществить анализ системы духовно-нравственного воспитания в допетровской Руси;

раскрыть специфику содержания и методов обучения детей чтению в средневековой Руси;

охарактеризовать историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания в XI-XVII вв.;

- определить возможности использования основных ценностных
ориентации педагогики допетровской Руси в современной образовательной
парадигме.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование педагогического наследия допетровской Руси в современной системе духовно-нравственного воспитания будет эффективным, если:

- проанализированы его основные педагогические идеи, установки,
принципы;

6 определены составляющие системы духовно-нравственного воспитания XI-XVII вв.;

- раскрыта роль чтения как ведущего компонента духовно-
нравственного воспитания в допетровской Руси.

Методологическая основа исследования базируется:

- на философско-антропологическом подходе к природе и сущности
человека, свидетельствующем о целостности и иерархичности человеческой
души, ее духовном и нравственном становлении и развитии;

на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности жизни общества и составляющих одну из сущностных основ духовно-нравственного воспитания;

на важнейших положениях культурологии, свидетельствующих о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры,

- на социолингвистическом подходе к истории русского литературного
языка, определяющем содержание процессов его становления и развития, и
влияние на формирование ценностных ориентации русского общества.

Основные методы исследования: теоретико-аналитический (анализ литературы по теме исследования, исторической документации); сравнительно- исторический (анализ «учительной» и др. литературы, читательской, книгоиздательской деятельности на протяжении исследуемого периода); обобщающий (описание, синтез); интерпретация (объяснение, сравнение, аналогия).

Теоретическая база исследования. Существенное влияние на
формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и
взгляды русских историков (Е.В.Аничков, Г.В.Вернадский,
Н.М.Гальковский, Е.Е.Голубинский, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич,
И.Е.Забелин, Н.М.Карамзин, Л.П.Карсавин, В.О.Ключевский,

Н.И.Костомаров, Я.С.Лурье, Н.П.Павлов-Сильванский А.Е.Пресняков, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев, М.М.Щербатов и др.), работы по истории образования в Древней Руси (В.В.Буш, М.Ф.Владимирский-Буданов

7 П.В.Знаменский, Д.И.Извеков, Н.В.Калачов, Н.А.Лавровский, Д.Мордовцев, Б.А.Романов, С.К.Смирнов, Ю.Толстой и др.), исследования по истории книги (С.А.Белокуров, Е.М.Верещагин, И.Н.Кобленц, М.И.Слуховский, В.Ундольский и др.).

Большой вклад в осмысление проблем духовно-нравственного воспитания в различных его аспектах внесли работы современных исследователей (Е.А.Андреев, В.А.Беляев, Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, И.Ф.Исаев, М.Н.Костикова, Н.В.Маслов, В.М.Меньшиков, Н.Д.Никандров, Т.И.Петракова, В.А.Сластенин, В.И.Троицкий, В.Д.Шадриков и др.), основы его изучения были заложены святыми отцами и учителями церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.).

Рассматривая проблемы влияния чтения на формирование духовно-нравственных ценностей у детей Древней Руси, мы опирались также на труды славистов (А.Н.Афанасьев, А.Х.Востоков, А.С.Демин, В.М.Живов, Д.К.Зеленин, В.В.Колесов, Л.И.Лейбович, Д.Лихачев, М.В.Ломоносов, Ю.М.Лотман, А.М.Панченко, И.И.Срезневский, Б.А.Успенский, А.А.Шахматов, А.Л.Юрганов и др.).

Документальной базой исследования послужили летописные своды,
правовые акты допетровской Руси, агиографическая, экзегетическая и
герменевтическая литература, хронографы, изборники, хождения,
святоотеческая, вероучительная, проповедническая литература,

мемуаристика и учебная книга.

Основные этапы и организация исследования.

Первый этап (1997-1999) - изучение исторических документов, педагогической литературы по избранной теме, исследование степени разработанности проблемы, анализ историографии, формулировка рабочей гипотезы, обозначение цели, задачи объекта и предмета исследования.

Второй этап (1999-2000) - уточнение цели исследования, его объекта и предмета, конкретизация задач и гипотезы, теоретическое осмысление и обобщение полученного материала, апробация его в публикациях.

8 Третий этап (2000-2001) - систематизация и обобщение материалов и результатов исследования, литературное оформление диссертации. Основные положения, выносимые на защиту.

Особенностью системы духовно-нравственного воспитания детей в допетровской Руси является приобщение к культурным символам эпохи через сакральные тексты (читаемые или звучащие); сосредоточение всей системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях церкви.

Содержание чтения в средневековой Руси определялось опорой на библейскую, учительную и агиографическую литературу; основной метод обучения чтению - буквослагательный, наиболее соответствовавший средневековому сознанию.

- К историко-педагогическим основам духовно-нравственного воспитания с помощью книги можно отнести:

одновременное становление государственности и системы образования на основе христианизации Руси;

борьба языческой и церковной тенденций в воспитании;

связь обучения с религиозным просвещением и сосредоточение его в руках духовенства.

- Совокупность духовно-нравственных ценностей эпохи допетровской Руси составляет основу современной концепции духовно-нравственного воспитания, одна из отличительных черт которой, - воспитание любви к Родине (патриотизма).

Научная новизна и теоретическая значимость

Полученная в ходе исследования совокупность объективных результатов может быть квалифицирована как определенный вклад в решение проблемы становления и развития духовно-нравственного воспитания в российской школе. В исследовании выявлены основные компоненты системы духовно-нравственного воспитания в XI-XVII веках, раскрыта специфика содержания и методов обучения грамоте, определены условия влияния чтения на формирование внутреннего мира личности в

9 допетровской Руси, определены возможности использования основных достижений педагогики допетровской эпохи в духовно-нравственном воспитании в современной образовательной парадигме.

Достоверность результатов исследования обусловливается
методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с
аксиологическим, антропологическим, культурологическим и

социолингвинистическим подходами, применением системы методов исследования, адекватным его задачам, репрезентативностью источниковой базы, разнообразием документальных и литературных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на заседаниях лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, кафедры библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусства, Глинских чтениях, на международных научных конференциях. Они опубликованы в виде статей и тезисов в научно-педагогических журналах и научно-методических сборниках.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Духовно-нравственное воспитание в общей системе воспитания допетровской Руси

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

Важнейшая особенность процесса воспитания вообще и духовно-нравственного воспитания в частности заключается в том, что он включает процессы, идущие навстречу друг другу. «Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой — активность самой системы по отношению к воздействующему объекту». (91;53). При этом воздействующий объект выступает как объект отношений. Кроме этих воздействий, личность испытывает на себе воздействия духовного мира, недетерминированные материально (социально).

Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а его результаты отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса духовно-нравственного воспитания является его концентрическое построение: начинаясь с элементарного, он постепенно возрастает и выходит на более высокий уровень.

Факторы, обусловливающие духовно-нравственное становление и развитие личности, можно разделить на четыре группы: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, ребенок приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Педагогическое влияние может быть разным: длительным и кратковременным, значимым и не имеющим значения, предвиденным и неожиданным.

Позитивный опыт нравственного поведения приобретается во взаимодействии с людьми, средой, целенаправленными воспитательными влияниями. (120; 215)

Большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Духовность как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта имеет атрибутивный характер (она присуща всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке лишь потенциально. Дух может реализовываться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовных переживаниях. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой актуиции. В высшем своем выражении духовность представляет собой проявление сверхсознания. Органом сверхсознания является сердце как центр эмоционально-мотивационной сферы. (121; 58)

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного, как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-смыслового) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности (3; 6)

Идеология процесса духовно-нравственного воспитания квалифицирует его сферу духовного производства, продукт которого - не присвоение новых знаний, но присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей. Формирование у человека внутриличностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с миром и с собой на основе гуманистических ценностных ориентации, т.е. формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.(8; 219)

Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, культуре, природе. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. (4; 42)

Таким образом, духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов.

Книга и ее место в духовно-нравственном воспитании детей

Христианство - религия письменного слова. Прежде, чем говорить о влиянии книги на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в средневековой Руси, важно уяснить, что собой представляла книга. Целая группа вопросов связана с осознанием ее места в жизни людей, образовывавших реальные коллективы со своим миропониманием, которым они руководствовались в жизненной практике.

Вот как определялась роль чтения в этой системе: «Чтение книг, братья, полезно для каждого христианина... Ведь не создать ни корабля без гвоздей, ни праведника без чтения книг». (68; 151-152) То есть чтение необходимо человеку для того, чтобы стать истинно верующим. В этом главная ценность чтения. Такое отношение к чтению сохранилось на протяжении всего средневековья, вплоть до реформ Петра.

На протяжении почти целого тысячелетия содержание средневековой русской книги было «статично». Но эта неизменность оказывала большое влияние на изменения в жизни не только эпох, но и поколений. Стоит только вспомнить, сколько событий в истории средневекового общества связано с книгой (появление ересей, борьба с ними, правка книг вплоть до раскола и т.д.). В книге проявились основные компоненты исторического развития — статика и динамика - дающие наиболее полную картину истории не только книги, но и общества. Поэтому важно проследить все аспекты влияния книги на развитие древнерусского общества.

Некнижная система связана с обыденной жизнью. В этих условиях нормы языковой правильности связываются непосредственно с книжным языком. В процессе обучения приобретаются знания книжного языка, а разговорный, бытовой остается вне рамок обучения, он усваивается стихийно.

Все социальные слои общества усваивают единое отношение к существованию двух языковых норм. Они воспринимаются как единое целое, как один язык, различаются только контексты его употребления. Из этого следует, что одно и то же содержание не может существовать в изложении на том и другом языке.

Б.А. Успенский характеризует эту языковую ситуацию следующим образом: «^недопустимость приложения книжного языка как средства разговорного общения; 2)отсутствие кодификации разговорного языка; 3)отсутствие параллельных текстов с одним и тем же содержанием (особенно характерны в этой связи запреты на перевод сакральных текстов и невозможность пародий на книжном языке)» (155;7-8).

На начальном этапе своего развития русская литература носила прикладной характер. И сам термин «литература» в отношении средневековой книжности достаточно условен. Из трех родов литературы (эпос, лирика, драма) на Руси до XVII века не были известны в чистом виде лирика и драма; жанровая принадлежность зависела не от внутренних свойств текста, а от его практического назначения.

Прикладной характер книжности заключался, прежде всего, в том, что она не отделялась от вероучения. Книга же входила в круг сакральных предметов, работа по ее созданию напоминала религиозное таинство. Сакрализация книги - главная причина, почему творение (книгу) ставили выше творца (писателя). Каждый пишущий примерял свое творение к Священному писанию, он видел себя не сочинителем, а только посредником между божественной мудростью и человеческим невежеством. Сочинительство не талант литературный, а дан человеку, наделенному благочестием и смирением, этими главными добродетелями инока. Труд писателя - разновидность иноческого подвига, особая форма молитвы. Произведения не писались на злобу дня: посвященные вечным темам, они не могли устаревать, как не могут устареть истины вероучения. Отсюда нераздельность автора, редактора, писца. Они едины в своем служении Богу.

Такое отношение к слову, тексту, письменности целиком, определяло жанры древнерусской книги.

В рукописных книгах и письменных документах представлены следующие основные жанры: 1) скриптурный (от лат. Scriptura писание; имеется в виду Священное писание). Это жанр книги Библии. К скриптурному жанру принадлежат также подложные (апокрифические) библейские книги. Сюда же относится Палея; 2) литургический, или жанр богослужебных книг, представленный служебником, требником, молитвословом, часословом октоихом, параклитиком, служебным шестодневом, триодью, служебной минеей, канонником, стихирарем, ирмологием, кондакарем, месяцесловом (святцами); 3) вероучительный, или жанр символов и изложений веры, огласительных поучений и полемических (апологетических) сочинений, а также толкований. Сюда же относятся и трактаты, в которых рационально-богословское изложение сочетается с этико-наставительным, например, Лествицы; 4) проповеднический, или жанр изборников постоянного состава (Златая цепь, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Измарагд, Пчела и патерики или отечники); 5) житийный, или жанр житий святых, похвальных слов им и сказаний о чудесах, обретениях мощей, церковных праздниках, представленных прологом, синаксарем, торжественником, минеей четией и отчасти изборниками переменного содержания; 6) канонико-юридический, или жанр церковных установлений, представленный уставом и кормчей книгой, а также жанр светских документов, представленный судебником, межгосударственными и личными актами (договоры, духовные, вкладные, рядные, продажные и другие документы); 7) мемориальный, или жанр погодных, временами и подневных, исторических записей, представленный летописью, хроногафом, частично Исторической Палеёй и хождениями; 8) научный, или жанр разнообразных гуманитарных и естественнонаучных изложений, представленный изборниками переменного состава энциклопедического содержания и трактатами по частным отраслям знания (Космография, Шестоднев, Травник, Физиолог и др.).

Содержание чтения ребенка в допетровской Руси

Влияние книги на процесс становления человека Древней Руси осознавался современниками в общем ключе отношения к книге. Принятие христианства в качестве официальной религии открыло возможности воспитания с помощью книги. Роль ее была так велика, что, даже не осознавая этого, и оставаясь неграмотными, многие социальные слои общества усваивали основные идеи, идеологию государства, этические нормы, общественные отношения благодаря письменному слову.

О роли письменного слова в жизни средневекового общества свидетельствует сочинение «Написание о грамоте». Автор его неизвестен. Но написание его относят к концу XY- началу XYI в. Статья интересна тем, что дает ответы на вопрос, как понимали люди того времени роль письменного слова, какова была эта роль.

Начинается она с вопроса: «Что есть грамота и что ея строение?» и ответ: «Грамота есть умение человеческое, словесем всякого вещания гласованием, изъявлено во услышание и в разумение и преложение на составление смысла, еже глаголати во всяком разуме ко всякой потребе» (165;375) И далее, отвечая на поставленный вопрос, говорит о том, что создав человека, «животна, плодна, словесна, разумна, смертна, ума и художества приятна, праведна, безгрешна», Бог создал для него грамоту «не хотя оставити в забвении своего создания человеча рода, но всю на разум приволя и на спасение, яко бог милостив, благоволи на се состроити грамоту». (165;376) «И тоя ради вины грамота состроена, да искуснее будут человецы и не удаляются от бога».(165;376) Автор говорит о том, что грамота создана для выражения мыслей и дел человеческих и для его общения с Богом, через слово Бог наставляет человека к жизни праведной по данным божественным законам.

Следующий вопрос, поставленный в статье: «Что прежде бысть, грамота ли от ума состроена или ум от грамоты состроен?» И отвечает: «От ума грамота состроена, понеже бог создал человека по образу своему и по подобию. По образу убо разумна чювствы, а по подобию, убо безсмертна душею дав ему разум и дав ему стяжателя разумного ум. Да умом вся совершает. Посему и грамота состроена от ума человеческого божиим промыслом по многих летех от создания человеческаго. А ум от грамоты прежде не состроен, но от бога изначала ум состроен, а грамотою собирается памяти ради. Не толико много разумных грамотных, елико простых, но разумен без грамоты разумен и з грамотою, а не разумен без грамоте скуден ума умея грамоте. И от грамоты учение и памят, а крепость от ума». (165;377-378) «Какова есть грамота и коль угодна? Такова есть грамота не может ея минути ничтоже еже есть в разуме, кроме тех их же не лет человеку глаголати. А еже возможно глаголати человечески, то все грамотою извествуется, понеже есть грамота от бога дарованный талант неоскудеваемый. Грамота есть толь угодна мудрость многа, учение богоблаженное, изъяшьству навыкновение, невежествию искоренение... Грамота есть внутреннее и внешнее прибыточное разумение всякого объятия умнаго, преданного от бога человеческому роду. Грамота есть ведомо и недоведомых тайнеоткровение, неразумию разрешение, истинне свобождение. Грамота есть бывшим и минувшим и забвению воспоминание и паметование, настоящим же бывающим и пребывающим предложения и разум и исправление, грядущим и будущим и последним предзрение, извещение и наказание и всему всячески память превечная. Грамота есть самовластие, умнаго волное разумение и разлучение добродетели и злобы;... (165;378) Сие учение учимо бывает прежде по малу и потом во многое расширяется. Сим учением всяка мудрость обретается и всяк ум предлежит. Мало сие учение, а велие приобретение от него влепоту ползы и наслаждения. От сего учения учася родятся разумом всяцы книгчия, философи, мудрецы, хитрецы, горазди, мудролюбцы. Грамота обдержит учения многа». (165;379) Господствующей идеей приводимого отрывка является утверждение безграничных возможностей для ума, вооруженного грамотой. Перед грамотой нет пределов ни в минувшем, ни в настоящем, ни в будущем. Она сохраняет минувшее от забвения, дает наставления в настоящем, предвидит будущее и поучает о нем. Так определяется значение и назначение слова письменного.

Особая роль, которую играла литература в жизни средневекового общества, определила отношение к письменному слову и на последующие века, вплоть до сегодняшнего времени.

В воспитательной системе Руси приветствовалось чтение в одном направлении - усвоение догматов православия. Все, что отклонялось от этого направления, было признано вредным, еретическим. Именно поэтому так долго не приживалась на Руси литература светская, связанная с мирской жизнью.

Возникновение детской литературы в качестве определенной отрасли общей литературы со своими читателями, авторами и книгами относится ко второй половине восемнадцатого века. Но дети были всегда, и, с появлением письменности, именно с них начинается приобщение к слову написанному. Событие это первостепенной важности, а потому отражено в летописи. «Посылал он (Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».( 122; 133) Так началось общение с текстом.

Но что же читали дети, ведь никакой литературы для них не существовало? Конечно же, то, что им предоставляли взрослые, на основании педагогической системы, которая вместе с христианством была перенята у Византии и распространилась с письменностью по всей территории Руси.

В Древней Руси наиболее читаемыми книгами были Псалтырь, Евангелие, Апостол, Четьи - Минеи, Пролог. Обратимся к наиболее авторитетным и распространенным книгам.

Первая из них - Псалтырь. Псалтырь в старославянском - слово женского рода. Славянская псалтырь состоит из 151 псалма. С YB. Н.Э. у христиан известно деление Псалтыри на 20 разделов - кафизм (от греч. Kathisma сидение; во время чтения кафизм за богослужением разрешается сидеть). Каждая кафизма в свою очередь членится на три статии, или славы.

Псалтырь была самой первой книгой, переведенной на старославянский. В житии Мефодия сказано: «Псалтырь бо бе токмо и Евангелие с Апостолом и избранными служьбами церковныими с Философом преложил первее». Философ - это, конечно же, Кирилл. Указанный выше порядок перевода подтверждается и текстологически. То есть сначала переведена Псалтырь, потом Евангелие, затем Апостол.(23;24-26)

Похожие диссертации на Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв.