Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике Васильева Галина Николаевна

История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике
<
История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Галина Николаевна. История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ижевск, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:07-13/293

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальное образование в Удмуртии как историко- педагогическое явление 16

1.1. Гуманистические идеи национального образования в трудах ученых - классиков отечественной педагогики 16

1.2. Историко-педагогические основы зарождения национального образования в Удмуртии 26

1.3. Педагогическое наследие просветителей удмуртского народа

и их значение в развитии национального образования 36

1.4. Ретроспективный анализ и особенности составления учебников для удмуртских школ 49

Выводы по первой главе 55

Глава 2. Состояние и развитие национального образования в Удмуртии в XX веке и его перспективы 57

2.1. Тенденции развития национального образования в Удмуртии в годы советской власти и в начале 90-х годов XX века 57

2.2. Теоретико-методологическое обоснование моделирования образовательного учреждения - «Национальная школа» 73

2.3. Прогностическая модель образовательного учреждения -«Национальная школа» 96

2.4. Актуальные вопросы разработки и реализации национально-регионального компонента в образовании 116

Выводы по второй главе 146

Глава 3. Организация экспериментально-опытной работы 148

3.1. Показатели констатирующего эксперимента 148

3.2. Особенности экспериментальной программы и ее внедрение в практику работы национальных школ 152

3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 157

Выводы по третьей главе 177

Заключение 179

Библиография 182

Приложения 195

Приложение 1 195

Приложение 2 197

Приложение 3 198

Приложение 4 199

Введение к работе

В важнейшем документе - «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», отражающем общенациональные интересы, государственные приоритеты и мировые тенденции, определены новые требования к системе образования. В ней, в частности, отмечено: «Многонациональной Российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития родных языков, формирования национального самосознания и национального идентитета».

Это обусловливает повышение интереса к проблеме национально-регионального (национального) образования как неотъемлемой части единой российской образовательной системы. А это, в свою очередь, актуализирует разработку научно-теоретических основ, принятие организационно-педагогических мер и обновление содержания национального образования, обеспечивающего развитие личности, подготовленной к условиям жизни в поликультурном обществе, сохраняя родной язык, культуру, традиции.

Обновление возможно за счет многих факторов, но наиболее приемлемым для национального образования в Удмуртской Республике является организация его на принципиально значимых положениях систематизированного опыта прошлых лет. Систематизация и структуризация историко-педагогических процессов развития национального образования способствует лучшему пониманию задач, которые необходимо реализовать в современных условиях, сочетанию традиционных и новых технологий, методов обучения и воспитания детей.

Опыт последних десятилетий говорит о несоответствии возможностей системы образования потребностям общества, этноса, об общей научно-методологической непроработанности проблемы национально-региональной составляющей содержания общего образования. В результате некоторой частью молодежи не наследуются духовно-нравственные ценности, традиции своего народа, накопленные веками, не вырабатывается противостояние асоциальному поведению и привычкам, недостаточны способность и

готовность к межкультурному диалогу. Нельзя возлагать ответственность только на школу, но роль её, несомненно, велика, так как система образования является одним из основных социальных институтов общества в формировании сознательных и ответственных граждан государства и не замещается никакими иными аналогичными государственными или общественными структурами.

Это обстоятельство обусловливает появление нового взгляда на организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и необходимость осмысления трансляции методических основ национального образования, определения стратегических идей его развития. Новая стратегия национального образования заключается в:

- моделировании содержания образования на базе идей историзма,
народности, целостности, обеспечения общегосударственных интересов и
потребностей нации, направленных на сохранение и развитие национального
языка, культуры, традиций;

- наполнении его новым содержанием, переводе национальной культуры в
современную плоскость, адекватную сегодняшней ситуации и ценностям
мировой культуры.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что Закон РФ «Об образовании» (1992г.) передал национальное (этническое) с федерального уровня на региональный. Усложняющим обстоятельством является то, что, с одной стороны, существует объективная необходимость сохранения единого общероссийского образовательного пространства, с другой - необходимость удовлетворения этнонациональных образовательных потребностей народов России, реализации прав этноса на сохранение и развитие культуры и языка.

Всё это в целом актуализирует необходимость педагогической проработки данной проблемы, теоретического осмысления и внедрения национально-регионального компонента образования для конкретной национальной школы с родными (нерусскими) языками обучения, работающей в условиях Удмуртии с носителями, по крайней мере, четырех языков, кроме русского, удмуртского, татарского, марийского, чувашского.

Термин - национальная школа на современном этапе обозначает школу, ориентированную на сохранение, трансляцию и развитие культуры этносов и народов, представленных на территории Российской Федерации, при условии соблюдения государственных образовательных стандартов. Национальная школа связана с проблемами национального образования, и разделять эти понятия невозможно. В течение многовековой истории совместного проживания русского, удмуртского и других народов задачи развития региона решаются их совместными усилиями. В то же время важно учесть, что имеется целый ряд проблем, которые каждый народ решает сам. К ним в условиях Удмуртии относятся проблемы удмуртского языка, духовной культуры удмуртского народа. Поэтому основное внимание в ходе исследования было уделено удмуртской национальной школе.

Исследование показало, что национальное образование в разные конкретно-исторические периоды отечественной истории в различных социально-политических условиях является инструментом государственной политики, выполняющим различные функции. Ещё в 60-ые годы XVIII века на уровне государственной политики в России проблема специфики функций и организации школьного образования нерусских народов рассматривалась не только как инструмент просвещения, но и как метод духовной интеграции полиэтнического, поликонфессионального Российского общества. В период христианизации на Руси инородческие школы возникали как элемент церковной организации. В качестве одобренной государством модели школы для нерусского контингента учащихся была принята концепция Н.И.Ильм и не кого, в которой образовательные задачи выступали, по сути, инструментом решения интегративных задач с участием православия.

В первые десятилетия советской власти национальное образование, в частности, вопросы обучения двуязычию, рассматривались как условие всеобщего образования детей и ликвидации неграмотности среди населения.

Во второй половине XX века национальная школа осуществляла консолидирующую функцию по реализации общеполитической программы формирования новой исторической общности - «советский народ».

На современном этапе национальное образование рассматривается как один из системообразующих институтов развития общества и как один из факторов развития нации.

Таким образом, для исследования был выбран прогностический метод с ретроспективным анализом процесса зарождения, становления, развития национального образования в разные периоды истории, что способствует диалектическому осмыслению настоящего с опытом прошлых лет, лучшему пониманию его современного состояния и настоятельно требует осмысления методических основ трансляции национального образования и определения стратегических идей развития. Переоценка и переосмысление научно-педагогических основ, положений ведёт к отказу от некоторых преобладающих и доминирующих до недавнего времени взглядов, что требует расширения диапазона методологических подходов. Под расширением методологических приёмов нами подразумевается не только единая теория, а, прежде всего, оптимизация образовательной практики.

Вместе с тем, следует учесть, что нынешние условия принципиально отличаются от тех, что были в прошлом. Поэтому призывы некоторых «деятелей» вернуться к истокам национальной школы как к идеалам обучения и воспитания вряд ли укажут правильный путь. Более правильным является, на наш взгляд, выбор из всего богатства педагогического наследия только самого эффективного, приемлемого к современности.

В связи с этим научно - педагогические исследования в области национального образования не могут рассматриваться без учета объективных и субъективных причин, этнополитической, этносоциальной ситуации в Удмуртской Республике, специфики межнациональных отношений, экономических, экологических и других особенностей региона. В то же время разработанные принципы региональной образовательной политики должны соответствовать реальному положению дел в самом образовании, финансовым возможностям, обеспеченности профессиональными кадрами. Для этого необходима целостность действий на уровне государства, этноса и

образовательного учреждения.

Развитие национального образования приобретает особую актуальность и в связи с тем, что будущее многонациональной России, её экономики, культуры, науки и других отраслей во многом будут зависеть от уровня образованности народов. Для его решения необходимо учитывать, что национальное образование направлено на интересы конкретного учащегося, на реализацию его потребности в познании от «близкого к далекому», на творческую самостоятельность и способность принятия ответственных решений. Это предполагает разработку теоретических основ национального образования и осуществления практических мер во всей сети образовательных учреждений.

Актуальность исследования вызвана и тем что, богатейший исторический опыт развития национального образования имеет практическую востребованность для выявления научно-педагогического потенциала образовательных учреждений, так как в количественном отношении почти половина образовательных учреждений республики занимается по учебным планам с родными языками обучения.

Это обусловило выбор темы диссертационного исследования «История и перспективы развития национального образования в Удмуртии».

Исследование проведено на общероссийском фоне.

Степень разработанности проблемы

Анализ развития педагогической теории и практики показал, что проблемы приобщения детей к выработанным ценностям, воспитания человека как субъекта собственной жизнедеятельности, поддержки в нравственном становлении занимали значительное место в трудах классиков отечественной педагогики, удмуртских просветителей и современных ученых. Основы национального образования на идеях гуманизма, народности, историзма были заложены в трудах СИ. Гессена, Н.А. Бердяева, М.М Бахтина, В.П. Вахтерова, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Эти идеи нашли отражение во взглядах удмуртских просветителей Н.Н. Блинова, Г.Г. Верещагина, И.С. Михеева, В.В. Толстой, К.П. Чайникова,

И.В.Яковлева и других, внесших значительный вклад в просвещение удмуртского народа, развитие его культуры, языка.

Развитие образования в Удмуртии, в том числе и национальной школы, педагогические идеи просветителей удмуртского народа рассмотрены в диссертационных исследованиях и научных работах О.И.Васильевой, К.А. Пономарева, З.В. Суворовой, И.П. Тукаева, А.Н. Уварова, Г.Д. Фроловой, Н.А. Шкляевой и др.

Вопросы билингвизма, взаимовлияния удмуртского и русского языков и важность учета их в процессе обучения, использование интенсивных методов обучения языкам представлены в работах И. Б. Ворожцовой, Г.Н. Никольской, Г.А. Ушакова, Н.А.Шутовой и др.

Методологические принципы формирования этнической толерантности учащихся, роль этнопедагогических знаний, народной педагогики в воспитании детей рассмотрены в научных публикациях Г.А.Никитиной, Э.Р. Хакимова, В.10. Хотинец и др.

Этнокультурные, этносоциальные процессы и выявление их национального своеобразия в истории Удмуртии, в том числе, и в образовании исследованы В.Е. Владыкиным, М.В. Тришкиной, Л.С. Христолюбовой и др.

Анализ процессов взаимодействия государственной образовательной политики и развития национального образования базируется на работах современных ученых России В.К. Бацына, М.Н. Кузьмина, В.И. Матиса, Р.Б. Сабаткоева, А.А. Сусоколова, В.Д. Шадрикова, В.К. Шаповалова, Ф.Ф. Харисова и др.

В исследовании проблем формирования общечеловеческих и национальных ценностей в отечественной педагогике мы опирались на труды М.В. Богуславского, М.А. Захарищевой, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина и др.

Анализ степени разработанности показал, что в педагогической теории и практике нет комплексных исследований, посвященных системному историко-педагогическому анализу и разработке современных проблем национального образования с учетом опыта прошлых лет, хотя удмуртский

народ сохранил на протяжении веков свой язык, культуру, традиции, систему школьного образования, которая в настоящее время развивается. Это результат напряженной работы, начиная от просветителей удмуртского народа, чьи педагогические мысли формировались под влиянием отечественных ученых-классиков педагогики, а в дальнейшем - учеными -нашими современниками, педагогами - практиками.

Осмысление этого опыта, использование его в педагогическом
процессе, установление преемственных связей в диалектическом единстве с
поиском прогностических путей решения современных проблем дает
возможность обеспечить жизненность, эффективность и

конкурентоспособность национального образования. Однако отсутствие целостности исследований сдерживает преобразование ситуации к лучшему, затрудняет применение накопленного историко-педагогического опыта в обучении и воспитании детей.

Степень научной разработанности проблемы позволяет выявить противоречия, возникшие к настоящему времени в теории и на практике между:

- объективной необходимостью в научном осмыслении исторического опыта
национального образования в Удмуртии, выявления основных тенденций его
развития и отсутствием комплексных исследований в данной области
педагогики;

значимостью сохранения единого российского образовательного пространства и важностью функционирования национальной школы как гаранта сохранения родных языков, культуры и национального идентитета;

потребностью в реализации образовательных интересов этноса и отсутствием перспективных моделей развития национальной школы в контексте модернизации российского образования.

Разрешение вышеуказанных противоречий и составляет проблему исследования: Каковы социально-педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в национальной школе?

Учет выявленных противоречий, недостаточная разработанность и актуальность сформулированной проблемы определили тему нашего диссертационного исследования: «История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике».

Цель исследования: выявить особенности развития национального образования в Удмуртии на современном этапе на основе структуризации и систематизации исторического опыта.

Объект исследования: становление и развитие образования в Удмуртской Республике.

Предмет исследования: особенности и перспективы развития национального образования в Удмуртии.

Гипотеза исследования основана на том, что противоречия и сложности в национальном образовании будут преодолены, а образовательные потребности нации на современном этапе будут удовлетворяться более эффективно, если:

раскрыть социально-педагогические факторы, влияющие на развитие национального образования на разных этапах; выявить преемственные связи и ведущие тенденции;

определить пути дальнейшего развития национального образования в Удмуртской Республике на основе накопленного образовательного потенциала и в соответствии с модернизацией российского образования;

разработать научно-методические и организационно-правовые основы внедрения национально-регионального компонента содержания образования;

установить критерии эффективности обучения детей в национальной школе.

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:

1. Провести историко-педагогический анализ развития национального
образования в Удмуртии в разные периоды в историческом, социально-
экономическом, демографическом, общественно-политическом ракурсе.

2. Выявить специфические условия развития образования в Удмуртии.

  1. Определить структуру и содержание национального образования на современном этапе, установить преемственные связи и способы реализации педагогического наследия Удмуртской Республики.

  2. Выявить социально-педагогические условия, обеспечивающие развитие национального образования на современном этапе.

5. Предложить систему критериев успешности обучения детей в
национальной школе.

Методологической основой исследования являются: философские положения о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о соответствии содержания образования и воспитания этнопедагогическим принципам, этнопсихологическим особенностям.

Теоретическую основу исследования составили:

гуманистические идеи образования, основанные на подходе к обучению как к диалогу культур, как способу расширения языкового, социального, культурного обмена в образовательном процессе (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.Н. Кузьмин.); о важности общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании и образовании, об аксиологических приоритетах (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, М.А. Захарищева, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин); системный подход к рассмотрению педагогического процесса, проблемы гуманизации образования (Л.И. Гурье, Н.Ю.Ерофеева, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин); инновационные образовательные технологии (Л.Ф. Греханкина, И.Б. Ворожцова, А.Н. Утехина); педагогический мониторинг результатов обучения (А.А. Мирошниченко, А.С.Казаринов); научные этнопедагогические концепции и современные подходы к обновлению содержания образования в национальной школе (Г.Н. Волков, А.А. Сусоколов, Г.А. Ушаков, Э.Р.Хакимов); научные труды и учебно-методические пособия удмуртских просветителей по проблемам двуязычия и развитию национального образования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов.

Теоретические: изучение философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ учебной литературы по национальному образованию; системно-структурный анализ учебных планов, программ; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; анализ, синтез, систематизация, моделирование.

Эмпирические: наблюдение за учебным процессом, опрос, срезы, анкетирование, тестирование, беседы, вероятностно-статистическая обработка полученных данных, эксперимент, мониторинг познавательной активности учащихся.

Исследование обеспечено комплексом источников:

научно-педагогические труды, публикации в педагогической печати по исследуемой проблеме; официальные документы органов государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики; документы Министерства образования и науки и Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики; материалы Института национальных проблем образования Российской Федерации (г. Москва); документы государственной и ведомственной статистической отчетности; документы органов управления образованием городов, районов, образовательных учреждений Удмуртской Республики; рекомендации научно-практических конференций; материалы фондов Государственного архива Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Кировской области; воспоминания, музейные источники.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые всесторонне проанализирован и систематизирован целостный
процесс становления и развития национального образования в Удмуртской
Республике в органической связи с проявлениями его тенденций на
современном этапе и выявлены социально-педагогические условия их
осуществления;

- разработана периодизация и исторические этапы развития национального
образования в Удмуртии, установлена их специфика и взаимосвязь;

разработана модель образовательного учреждения - «Национальная школа» на основе выявленных приоритетных ценностей;

определены пути внедрения национально-регионального компонента государственного стандарта образования;

выявлена и обоснована необходимость преемственного использования опыта по созданию удмуртской учебной литературы при разработке учебников нового поколения;

определены критерии и показатели сформированности национального идентитета учащихся;

введены в научно-педагоги чес кий обиход новые источники, документы, методические рекомендаций, неизвестные до этого широкой педагогической общественности и представляющие ценность для дальнейшего развития национального образования;

Теоретическая значимость исследовании заключается в следующем:

обогащено и углублено понимание значения национального образования в обучении и воспитании детей, места и роли его в системе образования как сложного, подчас противоречивого процесса, который нуждается в постоянном педагогическом поиске;

обоснованы подходы к анализу закономерностей развития национального образования в Удмуртии и определению его перспектив;

уточнено понятие национального образования как способа сохранения и развития нации;

- определены социально-педагогические условия функционирования
национального образования, с учетом их разработаны предпосылки к их
совершенствованию.

Практическая значимость исследования:

- результаты исследования в виде научно-обоснованных рекомендаций
используются образовательными учреждениями и органам управления в
организации учебного процесса и в обновлении содержания, форм и методов
обучения;

- выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, используются в системе подготовки учителей в высших и средних профессиональных учебных заведениях, в сфере повышения квалификации и переподготовки работников образования;

разработанные методики могут применяться для проведения маркетинговых исследований по выявлению потребностей населения в образовательных услугах в сфере национального образования и создания оптимальных условий для его обеспечения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным историко-педагогическим анализом национального образования в Удмуртии; непротиворечивостью исходных методологических положений; результатами экспериментальной работы и итогами многолетней работы автора исследования в учреждениях обазования и органах управления образования Удмуртской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Историко-педагогический подход к анализу развития национального
образования в Удмуртской Республике позволяет раскрыть его
эволюционный путь, влияние взглядов и идей отечественных ученых и
просветителей удмуртского народа, взаимозависимость от социально-
экономических, общественно-политических, демографических факторов как
в стране, так и в регионе;

2. Процесс развития национального образования представлен как
последовательная смена этапов: зарождения (1890-1917гг.), этап становления
и рефлексии (1917—1990гг.), этап возрождения и реформирования с учётом
своего опыта с 1990 г. до настоящего времени.

3. Современная национальная школа в Удмуртии является структурным звеном региональной системы образования, частью единого образовательного пространства и представлена моделью учреждения образования, в которой интегрированы идеи поли культури ости и этнического своеобразия; функциональное двуязычие: родной (нерусский) и русский язык; обогащенность содержания образования культурой, историей,

духовно - нравственными традициями удмуртского народа, в сочетании с общероссийскими и общечеловеческими ценностями. Организация и этапы исследования.

Исследование проходило в три этапа с 1990 по2005 год.

На первом этапе (1990-1995г.г.) изучено и систематизировано историко-педагогическое наследие, выявлена степень разработанности проблемы и определены ведущие тенденции национального образования как в условиях Удмуртской Республики, так и Российской Федерации, определены параметры исследования, методика и программа экспериментального обучения.

На втором этапе (1995-2000гг.) разработана модель образовательного учреждения - национальная школа, национально-регионального содержания образования, являющегося основой межпредметной координации. На третьем этапе (2000-2005г.г.) обобщена и систематизирована полученная информация, выработаны практические рекомендации для работников образования, проведен педагогический эксперимент.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских межрегиональных и республиканских научно-практических конференциях (г. Белгород, 1995; г.Глазов, 2002-2005; г.Ижевск, 2000-2005; г.Йошкар-Ола, 2003; г.Казань, 1996, 2005; г.Кудымкар,2005; Москва,1997,1999; г. Сомбатхей (Венгрия), 2004; г. Якутск, 1992). Опубликовано 16 научных работ объемом 4,5 авторских листа.

Гуманистические идеи национального образования в трудах ученых - классиков отечественной педагогики

Россия обладает богатым педагогическим наследием отечественных учёных, философов, педагогов-практиков, которое имеет незаменимое значение в поисках возможностей применения опыта в обучении и воспитании детей на принципах народной педагогики. Именно в народной педагогике представлены гуманистические, общечеловеческие ценности, такие, как нравственность, патриотизм, природа творчества человека.

Отечественная педагогическая мысль на идеях гуманизма появляется в России начиная с XVII века: В.Н. Татищев (1686-1750гг.), М.В.Ломоносов (1711-1765гг.), Н.И. Новиков (1744-1818гг.) и др. Далее гуманистические идеи образования утверждаются в общественно-политических взглядах революционеров-демократов XVIII—XIX вв. Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Ф. Одоевского. Их педагогические воззрения отличаются самобытностью, вследствие опоры на гуманистические традиции российской педагогики, сложившиеся под влиянием национального характера русского народа. А.И. Герцен пишет: «Современная наука везде дома, но она не даёт жатвы там, где она не посеяна, где она не имеет органической связи с народом» [32, с.23].

Ценные теоретические и практические разработки гуманистического образования представлены в наследии русских философов, педагогов середины Х1Х-иачала XX века, в работах В.П. Вахтерова, В.И. Водовозова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других.

Л.Н. Толстой в 60-е годы XIX века, в период зарождения и широкого распространения общественно-педагогического движения на идеях просветительства считал, «чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в руки общества» [143, с.19]. В своих педагогических идеях великий писатель исходил из того, что ребенок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания, рассматривая его как развивающееся существо. Характерной чертой школьной педагогики Л.Н. Толстого было стремление создать самые благоприятные условия для раскрытия и роста способностей детей -физических, интеллектуальных, нравственных. Отсюда логически вытекали требования народности, свободы, демократизации образования.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский в середине XIX века открыл новый этап в педагогической науке не только народов России, но и всего мира. Он пишет: «Наука потому и наука, что принимает в свою область только те выводы, которые справедливы по законам общего человеческого мышления. Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает её истинами, которые остаются такими для всех народов» [156, с.142], К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой. Он считал, что основания воспитания и цель его, а следовательно, и главное направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому. Нельзя воспитывать по образцу другого народа, как бы хорош и строен этот образец ни был. В деле образования каждый народ должен проявить собственный потенциал.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [157, с.41].

Г.Н. Волков пишет: «К.Д, Ушинский был вдохновителем педагогов, просветителей тех народов, которые добивались своей национальной школы» [26, с.68]. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского масштаба. Добиваясь русской национальной системы образования, он не провозглашал её исключительно для русских, а предполагал её творческое использование в просвещении других народов. Прекрасно зная обычаи, традиции, историю, культуру своего народа, он как всякий великий педагог того времени был и этнографом, и литературоведом, и философом. Он был знатоком исторических судеб многих народов, населяющих Россию. Опора на знание духовных черт многих народов, их особенностей - один из основополагающих принципов педагогической системы К.Д. Ушинского, свободной от национальной ограниченности и имеющей поэтому огромную притягательную силу для педагогов -просветителей многих народов, в том числе и удмуртов. Исходя из общей педагогической теории К.Д. Ушинского, просветители многих народов, в том числе удмуртские просветители (о них будет сказано далее), считали закономерным применение его теоретических разработок о национальной (русской) системе воспитания в другой национальной педагогической системе. Его педагогические идеи об обучении детей вначале на родном языке нашли также достойное продолжение в трудах удмуртских педагогов-просветителей И.С. Михеева, И.В. Яковлева, Г.Г. Верещагина и других.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ К.Д. Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «русский язык...сообразно размашистому характеру народа, сообразно размашистому разбегу русских полей, любит разливаться свободно, подобно сильному источнику, выбивающемуся широкой волной из недосягаемой глубины» [156, с. 103].

Так, личным примером К.Д. Ушинский учил педагогов других народов любви к своему языку. Его педагогические идеи о национальном образовании высоко оценивают учёные, педагоги - наши современники. «Творя для России, он творил каждому её народу, творя всем российским народностям, он служил всему своему отечеству, для него одно было немыслимо без другого» [26, с.68].

А.Н. Тубельский пишет: « К.Д. Ушинский несомненно первый педагог-ученый в России. До него российская школа только использовала труды и идеи западных педагогов, К.Д. Ушинский первый заговорил о русской национальной школе [157, с.4]. Гуманистические подходы к образованию К.Д. Ушинского продолжают оставаться и сегодня основополагающими в национальном образовании.

Значительный вклад в развитие идей национального образования внесли педагоги того времени: П.П. Блонский, СИ. Гессен, П.О.Девин, М.М. Рубинштейн, П.Ф. Каптерев, С.Д. Смирнов, В.Н.Сорока-Росинский и др. Суть национального образования виделась не только в ограничении содержания образования наследием своего народа, но и в наполнении его ценностями мировой культуры, устремленной в будущее.

В своих трудах они провозгласили примат общечеловеческих ценностей над классовыми, в них прослеживается новая парадигма образования, основанная на воспитании свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, патриотизме, духовности.

Их педагогические взгляды были восприняты не только в России, но и далеко за ее пределами. П.Ф. Каптерев пишет, что воспитание является национальным, природа страны, религия, политическое устройство, экономическое положение - всё это отражается на воспитательном идеале.

Историко-педагогические основы зарождения национального образования в Удмуртии

Исследуя названную тему, считаем необходимым обратиться к истокам зарождения образования удмуртов. Мы полагаем, что теоретическое осмысление накопленного опыта поможет выявлению научно-педагогического потенциала для дальнейшего развития и совершенствования идей развития удмуртской национальной школы на современном этапе.

Территориальные рамки исследования охватывают границы по административному делению второй половины XIX - начала - XX века: «Большая часть удмуртского населения сосредоточена в пределах Глазовского, Елабужского, Малмыжского, Сарапульского уездов» [60, с.82].

Одним из направлений исследования этого периода явилась работа по накоплению и систематизации собранных материалов и документов по зарождению национального образования удмуртов, вопросы истории новокрещенских, миссионерских, уездных, земских школ.

Система христианского просвещения инородческих народов представлена в трудах исследователей, в том числе: Луппова П.Н. «Христианство у вотяков в первой половине XX века» (1911 г.), В.Ф. Залесского «К истории просвещения инородцев Казанского края в XVIII столетии» (1911 г.), «Школьное просвещение инородцев Казанского края в XIX веке до введения просветительской системы Н.И. Ильминского» (1905 г.). «Просветительская система Н.И. Ильминского» достаточно полно освещена в работах: Д.Ф. Филимонова «О Николае Ивановиче Ильминском» (1893 г.), Н.А. Спасского «Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский», (1900 г.) и других. В них освещается специфика государственной политики в сфере образования, направленная на христианизацию через образование инородцев, сущность системы Н.И. Ильминского, его прогрессивное влияние, связанное с использованием родного языка в обучении, подготовкой учителей из самих инородцев.

Присоединение территории преимущественного расселения удмуртского этноса к России завершилось, по данным исследованиям учёных- историков, к середине XVI в. в результате завоевания Казанского ханства. Процесс интеграции вновь присоединённых территорий шёл довольно сложно и противоречиво. Исследования показали, что зарождение национального образования удмуртского народа охватывает конец XVIII -начало XIX веков. Но процесс подготовки к созданию удмуртской школы шёл довольно длительно, начиная с XVII века. Это был скорее период осмысления необходимости образования удмуртов. Образование удмуртов непосредственно связано с христианизацией населения, заселяющего территорию Волго - Вятского региона. Прогрессивно мыслящие представители русской общественности - И. Т. Посошков, В. Н. Татищев и другие в связи с этим неоднократно предлагали открытие школ, подготовку учителей для народов Поволжья и Прикамья. Таким образом, возник вопрос о необходимости просвещения нерусских народов, о зарождении национального образования [45].

Первые попытки организации школы для инородцев сделал Казанский митрополит Тихон. Он учредил в 1707 г. в Казани первую инородческую школу. По сохранённым данным, в школе обучались 32 школьника, но полный курс обучения прошли всего 5 человек. И только спустя 25 лет, в 1732 г., государственная власть в лице синода предложила укреплять христианскую веру при помощи образования и открытия школ для инородцев. Первые школы были открыты при монастырях и архиерейских домах. В основном набирались в школы дети церковнослужителей и новокрещенных родителей.

В 1730-1740 гг. дело просвещения нерусских народов Поволжья было передано Новокрещенской Комиссии, преобразованной затем в 1740 г. в Новокрещенскую контору. Учитывая, что родители не хотели отдавать детей в школы, Новокрещенская контора вынуждена была объявить льготы для крещенных инородцев, полагая, что после этого они охотнее будут отправлять детей в создаваемые школы. Они освобождались на 3 года от части податей, от рекрутской повинности и т. д.

Южные удмурты получали грамотность в Елабужской и Казанской новокрещенских школах. Северные удмурты обучались в новокрещенских школах Вятской губернии. Прежде всего, надо было иметь специальное разрешение на обучение инордческих удмуртских детей грамоте. Приведем один из примеров, полученный из архивного материала.

По просьбе местного населения разрешение обучать удмуртских детей было дано Анфиму Бушмакину - русскому, но в то же время хорошо знавшему удмуртский язык, - жителю Слободки Верхочепецкой Воздвиженского монастыря. Сохранилось письмо местного населения в Вятскую духовную консисторию: «токмо в нашей вышеозначенной ЛяминскоЙ деревне по призванию нас, новокрещенных, имеется русский человек Верхочепецкого Воздвиженского монастыря Загородной слободки житель Анфим Бушмакин, грамотный. А без вашего Преосвященства указу жить у нас и обучать оный Бушмакин опасен». Жителями Верхочепецкого были в основном удмурты. Такое разрешение А. Бушмакину, который к тому времени уже хорошо знал удмуртский язык, было дано. В связи с принятием удмуртами христианства и стремлением царского правительства усилить влияние православной религии была поставлена задача создания слоя миссионеров из самих «инородцев». Для их подготовки оно распорядилось открыть «новокрещенские» школы.

Несколько позднее священники некоторых приходов из новокрещенных удмуртов сами стали открывать небольшие приходские новокрещенские школы. Первые приходские новокрещенские школы из крещенных удмуртов появились в Глазовском уезде, так как сюда раньше проникло христианство, чем в другие уезды [85, с.220].

Дальнейшая работа по обучению удмуртских детей грамоте связана с образованием специального миссионерства для удмуртов, учреждённого по просьбе Вятского духовенства. В первой четверти XIX в. удмурты входили в состав двух епархий - северные подчинялись епископу Вятскому, южные - Казанскому митрополиту. Вскоре после образования миссионерства для удмуртов были открыты церковно-приходские школы. Вятский епископ, посетив некоторые школы своей епихархии, в своем отчете в святейший синод писал о своей поездке: «В селе Балезино вотяцкие мальчики обучаются чтению и письму. В селе Чутырь утешительно было видеть вотяцких мальчиков, исправно читающих молитвы и даже знающих техазесы».

Смотритель народных училищ, посетивший школы Сарапула и Елабуги, писал: «Ученики в основном из удмуртов, которых ранее надо было учить русскому языку настолько преуспели, что учителя похвалы достойны».

В XIX в. школы открывались и содержались, в основном, за счёт миссионеров и миссионерских организаций. Так, к примеру, в Сарапульском уезде из 8 школ 1 школа содержалась за счёт церковно-приходского попечительства, 2 школы - за счёт священников, 2 школы - за счёт родителей учеников, 2 школы - за счёт сельских общин. По результатам обследования в 1874 г. было отмечено, что лучшие из школ те, где обучением удмуртских детей занимается учитель, знающий удмуртский язык. Так «в Зятцинскои школе, где обучением занимается учитель - удмурт, из 36 учеников все довольно правильно читают и знают действия арифметики. В подобной удмуртской школе, где занимается дьякон, не знающий языка, ни один ученик в конце учебного года не мог ни читать, ни писать» [160, с.56 ].

Учителя неоднократно обращались в священный Синод и Вятский миссионерский комитет с просьбой об увеличении срока обучения в национальных школах, учитывая двойную нагрузку учеников при изучении родного и русского языков. К концу XIX века срок обучения в инородческих школах был продлён до четырёх лет.

Однако, несмотря на принятые меры, количество удмуртских детей, обучающихся в школе, было невелико. По данным 1879 года, во всех видах школ губернии обучались 2 тысячи детей-удмуртов.

Тенденции развития национального образования в Удмуртии в годы советской власти и в начале 90-х годов XX века

Для того чтобы лучше осмыслить состояние национального образования на современном этапе, проведём краткий экскурс в историю развития удмуртской школы в период с 1917 по 1990 годы через документально-статистическое исследование. Этот период заслуживает быть предметом самостоятельного исследования, так как он очень сложный и противоречивый. К сожалению, в диссертациях и в изданной историко- педагогической литературе он рассматривается лишь в контексте развития общего образования в Удмуртии, исследование этого этапа, видимо, ещё предстоит.

Начало двадцатых годов знаменует новый поворот в истории развития удмуртской школы. На первом этапе советской истории (1917-1930г.г.) главной задачей была ликвидация неграмотности с помощью организации системы всеобщего начального образования.

В эти годы, ознаменованные революцией, гражданской войной, установлением советской власти, очень много было сделано для развития национальной школы. Была заложена правовая база первыми декретами советской власти « Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918 г.), «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» (декабрь 1919 г.). В структуре формируемой системы советской школы был выделен самостоятельный тип школы - «национальная школа». В постановлении Государственной комиссии по просвещению сказано, что под национальной школой подразумевается школа, «обслуживающая меньшинство населения, которое отличается от большинства языком и бытовыми особенностями. Преподавание в национальных школах ведётся на родном языке. В связи с родным языком изучается национальная литература и история своего народа» [123]. В Постановлении Народного Комиссариата по просвещению «О школах национальных меньшинств» (31 октября 1918г.) определено понимание национальной школы и констатированы права национальностей. В нём, в частности, сказано: 1) « все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на своём родном языке на обеих ступенях единой трудовой школы и в высшей школе; 2) школы национальных меньшинств открываются там, где имеется достаточное количество учащихся данной национальности для организации школы; 3) с целью культурного сближения и развития классовой солидарности трудящихся различных национальностей, в школах национальных меньшинств вводится обязательное обучение языку большинства населения данной области; 4) школы национальных меньшинств являются школами государственными, и на них распространяется по всей полноте положение о единой трудовой школе; 5) всё управление школами национальных меньшинств сосредоточивается в Народном Комиссариате по просвещению, областных и губернских отделах народного образования»[123, с. 41]. В июне 1918 года в Елабуге на 1 Всероссийском съезде удмуртов была признана необходимость обучения на удмуртском языке. В январе 1919 года в Мамадыше был созван 1 съезд учителей- удмуртов. Во всех волостях, было решено создавать удмуртские отделы народного образования и школы для обучения детей.

Новая власть начала последовательно открывать национальные школы с обучением на родном языке. В июне 1921 года первый съезд советов Удмуртской автономной области обучение удмуртских детей определил как первоочередную задачу культурного строительства. Пятый съезд советов в декабре 1923 года наметил программу введения обучения на удмуртском языке в школах области. Школьная система в 1924 году представляла: начальное образование - четырёхгодичное обучение; семилетнее - первый концентр - 4 года, второй - 3 года обучения; среднее образование - первый концентр - 4 года, второй - 3 года, третий -3 года.

В августе 1925 года принято постановление ВЦИКа и СНК «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения школьной сети».

Большое значение в дальнейшем развитии национального образования имел 3 съезд работников просвещения - удмуртов, который рассмотрел вопрос об очередных задачах просвещения: «Родной язык в удмуртской школе». В резолюции съезд подчеркнул обязательность обучения детей удмуртов на их родном языке. Было решено ввести преподавание на удмуртском языке с 1 класса, а со второго организовать изучение русского языка. Решение съезда повлияло на дальнейшую организацию обучения детей удмуртов. В 1924г. обучалось детей удмуртов в школах первой ступени 11900 человек -37%, в 1925 г. -18200 ч,- 46%, в 1926 г. - 27000ч. -51,2%, к 1932 году в области работали уже 1302 школы, в которых обучались 134.000 учащихся [149, с.79].

В эти годы велась активная работа по подготовке педагогических кадров. В 1918 году были открыты учительские семинарии в Ижевске, Елабуге и в селе Новый Мултан. В 1920 году в Глазове был открыт педагогический городок, в который входили педагогические курсы и две городские школы. Здесь велась подготовка учителей для русских и удмуртских трудовых школ. В 1921 году все педагогические курсы реорганизованы в педагогические техникумы, в том числе в г. Ижевске на базе удмуртского отделения педагогических курсов, в г. Глазове на базе педагогического городка, в г. Можге на базе Елабужских педкурсов. Можгинский педтехникум в первый же год принял 108 человек, в том числе 102 удмурта. Подготовка учительских кадров с высшим образованием началась в 1931 году открытием Удмуртского пединститута, на 1 курс было принято 109 человек, в том числе 79 удмуртов, 30 русских, на рабфаке учились 120 чел, в том числе 105 удмуртов [171]. За 10 лет, с 1918 по 1927 год, окончили высшие учебные заведения 102 удмурта, из них- 51 человек стали учителями. Всего учителей было подготовлено к 1927 году -1207 человек, из них удмуртов- 365, в 1939 году-1380 человек, из них удмуртов - 459. Этот рост позволил в 1929-30 учебном году обеспечить обучение 73,5 процентов детей-удмуртов на родном языке. В 1934 году открыт Институт повышения квалификации учителей.

Но осуществление национальной политики в школьном образовании было неполным, прежде всего из-за отсутствия единого литературного языка и доступных учебников.

Значительным событием для развития национального образования явилось создание комиссии по реализации удмуртского языка «Рудя». Эта особая комиссия была создана 12.09.1925 года под председательством Т.К.Борисова - председателя облисполкома по реализации удмуртского языка. Создание комиссии по удмуртскому языку вызвано было разногласиями между лингвистами по написанию отдельных фраз и выражений на удмуртском языке, поэтому необходимо было создание единого литературного языка и придание ему общественно-политической функции. Перед комиссией была поставлена задача урегулирования этих разногласий с тем, чтобы придать удмуртскому языку официальный и общепринятый характер [173].

На первом заседании, состоявшемся в сентябре 1925 года, был заслушан информационный доклад Т.К. Борисова о говорах удмуртского языка. По докладу комиссия постановила разработать следующие вопросы: влияние русского и татарского языка на удмуртский язык, говоры языка удмуртов, научная разработка удмуртской терминологии, вопросы словообразования, узкие диалектизмы, архаизмы, синонимы и омонимы. Члены комиссии пришли к мнению об организации широкого обсуждения в печати вопросов удмуртского языкознания [173, л.П]. На последующих заседаниях обсуждались доклады по результатам работы. В работе комиссии участвовали известные уже в то время учёные И.С.Михеев, И.В.Яковлев, К.Герд и др.

Особенности экспериментальной программы и ее внедрение в практику работы национальных школ

Задачей эксперимента на данном этапе стало определение уровня сформированносити следующих знаний, умений, навыков учащихся : целостное восприятие учащимися национальной культуры, предусматривающее все виды формы и жанры; сохранение и накопление позитивных культурных традиций; формирование национальной языковой личности; совершенного человека, активно включенного в процесс приобретения знаний и способного адаптироваться к жизни в поли культурном обществе и сохраняющем свой национальный идентитет.

На формирующем этапе эксперимента с целью реализации задач исследования в Малопургинском районе был организован учебно-воспитательный процесс по разработанной нами программе на основе концепции национального образования под общим названием «Я - гражданин России». См. Приложение 1. Основные задачи программы: - привитие интереса и потребности к изучению родного языка, истории; - формирование нравственно - этической сферы личности учащегося; - воспитание уважения к культуре, традициям, обычаям родного народа и соответственно других наций; - формирование национального самосознания без проявлений гипер этничности, этнонигилизма, этноиллиминации; - воспитание гражданственности, патриотизма; - адаптация выпускников в социуме поли культур ного общества; - развитие эстетического вкуса через эмоционально-художественное восприятие произведений декоративно-прикладного и музыкального искусства. Структура отражает направления программы. См. Приложение 1.

Во всех образовательных учреждениях была разработана своя подпрограмма, которая предусматривала в комплексе учебный и воспитательный процесс.

В таблице 10 показано, что во всех школах организовано изучение удмуртского языка, истории, культуры народа.

Кроме этого, было открыто районное учреждение дополнительного образования «Пурга кизилиос» («Пургинские звездочки»), уникальность которого состояла в том, что наиболее способные дети развивали свое творческое начало по специально разработанным программам. Занятия с учащимися вели писатели, поэты, художники, композиторы республики.

В образовательных учреждениях велась целенаправленная работа по апробированию моделей развития национальной школы, отслеживание хода и результатов работы по внедрению национально-регионального компонента содержания образования, мониторинг знаний учащихся, апробация нового поколения учебников и учебных программ по удмуртскому языку и литературе, истории, географии Удмуртии, краеведению, изо, музыке, обж.

Поэтому формирующий этап заключался одновременно в диагностической, организационно-методической, практически внедренческой, обобщающей и прогностической работе.

Нами был разработан алгоритм внедрения национально-регионального компонента в содержание учебных предметов, который включал применение системного подхода, структурирование содержания учебного предмета, включающего национально-региональный компонент, выбор методов, средств и форм обучения.

В ходе формирующего эксперимента были определены дидактические условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса: расширение культурно-образовательного пространства за счет включения специфических возможностей потенциала окружающей среды, местного материала, родного языка; активных методов обучения; использование аксиологических ценностей национального образования и возможности диалогического взаимодействия в процессе общения как на уроках, так и во внеурочное время.

Раскроем содержание формирующего этапа экспериментальной работы через описание фрагментов реального педагогического процесса.

На уроках информатики учитель Е.П. Ильина в учебном предмете «Информационные технологии» при изучении темы «технология обработки текстовой информации» включает задания по редактированию и форматированию отрывков из литературных произведений удмуртских авторов, которые содержат историко - краеведческий материал об Удмуртской Республике. К примеру, был дан текст о столице Удмуртии, «есть коренная уральская основа в этом городе-заводе, крепко поработавшем для нужд обороны. Эта специфика и определила судьбу Ижевска - точки на карте России, именовавшейся в разные времена то «город Ижа», то «село Ижево», то «Ож-кар»...». При изучении темы «Технология обработки графической информации» дает задания изобразить национальный флаг, герб, удмуртский орнамент, национальный состав населения и т. д.

Урок истории по теме «Гражданская война» в 5 классе Малопургинекой гимназии учительница Р.А. Владимирова проводит по следующему плану: - письменные источники о гражданской войне на территории района; - встречи и воспоминания очевидцев; -памятники (природные и архитектурные) времен гражданской войны; - музейные экспонаты времен гражданской войны; - названия улиц села, связанные с именами героев гражданской войны; - экскурсия по местам боев гражданской войны на территории района. В этом процессе участвуют сами дети: учатся анализировать местную периодическую печать, грамотно проводить опросы, беседы со старожилами, брать интервью, работать в школьном музее, обращать внимание на памятники, названия улиц. Дети учатся обобщать полученный материал, готовить доклады, рефераты, сообщения.

Р.А.Владимирова считает что, занимаясь по концентрическому методу в 5 классе, необходимо обязательно использовать местный материал, чтобы заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении «Истории России».

На уроках удмуртского языка в 8-м классе учитель В.Ф.Байсаров с помощью проектной работы активизирует учебный процесс. Например, при изучении темы «Текст маке сярысь ивортэ» («Информативность текста») был использован проектный метод. На подготовку проекта по теме «Моя малая Родина» было посвящено 4 урока, в ходе которых велась работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном уровне, был введен и отработан лексико-грамматический материал. Экспертная группа учащихся сама оценивала результаты сообщений детей после защиты проектов. Здесь использовались большие возможности для преодоления инертности, безынициативности. В результате учащиеся превращаются из объекта обучения, в субъект учебной деятельности, принося себе радость познания и новых открытий.

На уроках биологии активно используются экологические тропы на трехкилометровом маршруте, где расположены 12 точек - станций. Они приурочены разным типам ландшафтов со свойственными им растительными и животными организмами. Это и смешанные, и хвойные леса, вырубленные места, заболоченные участки. Ценно то, что в заключении дети выступают с сообщениями об увиденном на учебных уроках. Это формирует интерес к выполнению исследовательской работы, к привлечению учащихся к природоохранной работе.

В процессе экспериментальной работы проводились измерения трижды : в 2002, 2004, 2005 годах на основе критериев и измерителей освоения национально-регионального содержания образования, разработанных нами, проводился социологический опрос по стандартизированному опроснику.

Похожие диссертации на История и перспективы развития национального образования в Удмуртской Республике