Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан Санг Холназаров

История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан
<
История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Санг Холназаров. История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Душанбе, 2004 155 c. РГБ ОД, 61:05-13/733

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История становления и развития общеобразовательных школ в Хатлонской области Республики Таджикистан 13-68

1.1. Воспитание и школа у таджиков до возникновения ислама 13-33

1.2.Историческое и социально-экономическое становление мактабов и медресе 33-44

1.3. Становление и развитие образования в Хатлонской области в советский период 44-67

Выводы по первой главе 67-68

Глава II. Образование в Хатлонской области в условиях суверенного государства Таджикистана 69-139

2.1. Состояние образования в Хатлонской области РеспубликиТаджикистан 69-89

2.2. Содержание и особенности организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Хатлонской области 89-117

2.3.Анализ состояния образования в Хатлонской области 117-139

Выводы по второй главе 140-141

Заключение 142-147

Список использованной литературы 148-155

Введение к работе

Образование всегда было и будет одним из главных критериев, по которым определяются уровень развития страны, благосостояния народа и его культурных достижений. Поэтому показатель развития образования имеет немаловажное значение, так как оно тесно связано с экономикой, культурой, техникой, производством, религией, политикой, что еще раз подчеркивает его роль в развитии общества. От того, как будет образовано и воспитано подрастающее поколение зависит развитие и процветание государства в будущем.

Понимая важность рассматриваемой проблемы в Республике Таджикистан разработана Национальная концепция образования Республики Таджикистан и утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан 3 мая 2002 года, № 200 основные положения которой изложены в данной работе, а в 1994 году был введен в действие новый Закон Республики Таджикистан «Об образовании», провозгласивший образование в республике, обладающей стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства. В нем поставлены задачи обучения и воспитания в условиях демократического правового светского государства «...подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов» (33).

Настоящее исследование посвящено истории становления, развития и состоянию образования в Хатлонской области в условиях суверенного государства - Республики Таджикистан.

Хатлонская земля , территория которой составляет ныне одну из крупных областей Таджикистана, имеет свою древнюю историю. Еще в 983 году, неизвестный автор «Худуд-ул-олам ал-машрик-ал-магриб» («Границы мира от Востока до Запада») Хатлон описал следующим образом: «Земля, расположенная среди высоких гор, благоустроенная, возделанная посевами многочисленных сельскохозяйственных культур, густонаселенный край, которым правит шах из здешних окрестностей. В его степях и горах много золота и серебра, здесь выращивают породистых коней. Хулбук является центром Хатлона» (90; 8-9).

Согласно сведениям другого автора «Таърихи Табари» («История Табари»), все районы бывших Кулябской, Кургантюбинской областей, часть территории побережья Пянджа, а также афганский Бадахшан входят в Хатлонскую землю. Согласно сведениям «Худуд-ул-олама» географов: Ибн Хурдодбех, Ибн Хавкал, Ибн Рушд, Ал - Истахри, Ал- Мукаддаси, Ибн Якуба и др. Хатлон считается одной из больших по площади из могучих областей, в состав которой входили многочисленные благоустроенные города и цветущие деревни как Хулбук, Мунк, Тамлиет, Андичарог, Искандара, Мерканд, Барсарик, Нучор, Конбандж, Халевард, Леваканд в Вахшской долине.

Самоотверженность и доблесть населения Хатлона подтверждена историей. Ожесточенная битва против войск Александра Македонского в Бубакене (Балджуване), первое поражение арабских захватчиков, восстание Восе и многие другие народные движения могут быть красноречивым свидетельством мужества народов этого края.

Нынешняя Хатлонская область была образована в начале 1993 года в результате объединения Кургантюбинской и Кулябской областей. О своем функционировании новая область заявила в сложных общественно -политических и экономических условиях после трагических событий 1992 года в Таджикистане. Объединение двух областей и создание новой области преследовало цель восстановления разрушенного межтаджикской (гражданской) войной народного хозяйства развития и рационального использования большого экономического потенциала, которым располагает земля Хатлонской области.

Хатлонская область занимает территорию равную 26,6 тысячам квадратных километров, что составляет 17,2 процентов от общей территории республики. Население области по сведениям государственной переписи 2000 года составляет 2 миллиона 292 тысяч 954 человек. 20 процентов проживает в городах, остальная часть в сельской местности. Дети до 15 лет составляют почти 995 тысяч, всего населения.

По темпам естественного прироста и количество населения Хатлонская область в республике занимает первое место. Средний возраст жителя Хатлонской области - 22, 9 лет, с ожидаемой средней продолжительностью жизни в 63, 3 года.

Коренное население Хатлонской области - таджики. Один из древнейших народов мира, относятся они к иранской группе народов и имеют богатую древнюю культуру. Кроме таджиков в области живут узбеки, русские, туркмены, татары и другие.

В советское время инвестиции в социальную структуру позволили области достичь такого уровня развития системы образования, которой встречается во многих областях со средним доходом. К началу 90-х годов в области наблюдался высокий уровень грамотности среди взрослого населения (99% по переписи населения 1989 года) и хорошо образованные трудовые резервы -70% имели среднее и высшее образование. Учебные заведения в области на всех уровнях были доступны для большинства населения. Однако центральная система хотя и была защищена от проблем во всех областях жизни, не подготовила область к экономическим потрясениям, что сковывало развитие человеческого потенциала.

Республика Таджикистан 9 сентября 1991 года стала независимым государством, но приобрела при этом нищету, которая возникла вследствие прекращения дотации из центра.

Бедность в Таджикистане усугубилась еще и гражданской войной 1992-1997 годов, общий ущерб от которой оценивается в 7 миллиардов долларов США. Особенно большие потери понесла Кургантюбинская зона (многие районы Вахшской долины) Хатлонской области. По данным статистики, в результате гражданской войны в Таджикистане 55.000 детей осиротели, 26.000 женщин овдовели, потеряли кормильца и стали возглавлять семью, свыше 195.000 человек выехали в страны СНГ. Около 20% школ были разрушены и разграблены, свыше 400 школьных зданий области требовали ремонтно-восстановительных работ и полного оснащения оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения. (74).

Сложившиеся условия требовали совершенствования структуры системы образования, в которую входили: детские дошкольные и внешкольные учреждения, начальные, основные и средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, профессионально-технические училища, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения.

После получения суверинитета в системе образования республики появились новые государственные и негосударственные типы учреждений, образования созданы учебно-воспитательные комплексы: ясли - сад -школа, лицеи, гимназии, колледжи и т.д.

На современном этапе развития таджикского общества особое значение приобретает правильная ориентация и формирование национального самосознания подрастающего поколения с учетом национально - культурных традиций народов, населяющих республику и Хатлонскую область.

Вышеуказанное подчеркивает актуальность избранной темы исследования, преследующую цель- проанализировать исторические предпосылки культурного развития народов, населявших территорию современной Хатлонской области; изучить предшествующий опыт воспитания, возникновения мактабов, медресе, в том числе и советский период, описать состояние образования в Хатлонской области Таджикистана в 1991-2003 годы и наметить принципиально новые подходы к решению задач образования и воспитания в условиях обретения независимости.

Истории советского периода, отдельным регионам Хатлона частично посвящены работы Ш. Юсупова «Очерки истории Кабадиянского бекства в конце XIX начало XX века» и «Очерки истории Кулябского бекства в конце XIX начало XX века», Д. Шарипова «История Хатлона» и др.

В историко - партийном плане в той или иной степени вопросы развития образования отражены в работах таджикских учёных Раджабова З.Ш., Иркаева М. И., Султонова Ш.М., Дададжанова А.

Из учёных - историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии академика Обидова И.О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р., Арипова М., Хамидова Р.Я., Афзалова Х.С., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., а также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.

В 1968 году академиком Обидовым И. О. была опубликована монография «История развития народного образования в Таджикской ССР» (1917-1967гг), отразившая полувековой путь становления и развития образования в Таджикистане за годы Советской власти, где автор приводит много интересного материала об истории развития народного образования в Таджикистане в целом, а также некоторые материалы об образовании бывших Кулябской и Кургантюбинской областях, в частности об образовании.

Большой фактический материал по истории становления и развития образования в Вахшской долине Хатлонской области приведены в кандидатской диссертации Курбонзода X. «Развитие народного образования в Вахшской долине (1946-1960 гг.).

Имеются такие специальные исследования по проблемам становления и развития народного образования в Хатлонской области после обретения независимости . Однако эти исследования охватывают лишь определенный период развития этой системы в Хатлонской области, что подчеркивает важность и актуальность избранной темы исследования «История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан».

Предметом исследования являются краткое освещение истории становления и развития системы образования в республике и Хатлонской области, а также организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах Хатлонской области на современном этапе, которая будет функционировать эффективно, если:

- она будет основываться на использовании положительного исторического опыта организации обучения и воспитания детей с учетом национально-культурных традиций народа и достижений современной педагогической науки;

- среднее общее образование будет осуществляться в разных типах и видах учебных учреждений (общеобразовательные школы, различные виды школ-интернатов, лицеи, гимназии, колледжи и т. д.), государственных и частных: учреждаються не только органами власти, но и предприятиями, фирмами, физическими лицами;

- в Хатлонской области будет создана система образования, включающая в себя все комплекты непрерывного образования, начальное и среднее профессиональное образование, высшее образование, после вузовское образование;

- обучение будет проводиться по различным вариантам учебных планов, вплоть до индивидуальных, по учебникам разных авторов, по нестандартизованным учебным программам.

Объектом исследования являются учебно-воспитательные учреждения Хатлонской области в плане их историко- педагогического развития.

Цель исследования заключается в выявлении общих закономерностей и специфических особенностей развития школы и воспитания в прошлом и на современном этапе развития общества.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие его задачи;

- определить исторические предпосылки, социально - экономические условия и особенности возникновения различных учебных заведений в регионах Хатлонской области;

- проследить и проанализировать становление и развитие образования в Хатлонской области после обретения республикой независимости;

- разработать рекомендации по совершенствованию учебно воспитательного процесса в общеобразовательных школах Хатлонской области.

Методологической основой диссертации явилось педагогическое наследие мыслителей прошлого, работы современных философов, социологов, историков, педагогов о роли школы и образования в обучении и воспитании подрастающего поколения в духе культурно - исторических и национальных традиций, концепция национальной таджикской школы, Закон Республики Таджикистан «Об образовании» и другие нормативно - правовые документы.

В ходе исследования применялись следующие основные методы:

- теоретический анализ проблемы, метод историко-педагогического анализа;

- изучение, обобщение научных, литературных, архивных и других источников;

анализ директивной и учебно-методической документации, законодательные акты, положения и отчёты, учебные планы и программы, методические рекомендации и разработки, планы воспитательной работы; изучение передового педагогического опыта учителей, теоретическая интерпретация и обобщение материалов исследования.

Исследование проводилось в течение 1997-2002 гг. в три этапа:

На первом (1997-1999гг.) изучалась историко-педагогическая литература, научные труды таджикских авторов по проблеме исследования. Определились его цели, задачи и методы, исторические предпосылки и особенности системы образования в Хатлонской области.

На втором этапе (1999-2001гг.) на основе анализа материалов Центрального государственного архива Республики Таджикистан, Государственного архива Хатлонской области, текущего архива Министерства образования Республики Таджикистан, архивов управления и отделов образования Хатлонской области изучалась, анализировалась и обобщалась постановка учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях Хатлонской области как в советский период, так ив условиях суверенного государства.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) систематизировались и обобщались результаты проведенного исследования, их апробации. Разрабатывались рекомендации по совершенствованию организации обучения и воспитания учащихся на современном этапе развитии общества. Проводилось научно — литературное оформление материалов диссертации. Осуществлялись публикации результатов исследования.

Научная новизна положений диссертации состоит в том, что на широком историко - педагогическом материале проведено исследование становления и развития образования в Хатлонской области и, что особенно важно, впервые сделана попытка осветить особенности функционирования учебно- воспитательных учреждений в Хатлонской области в условиях новой государственной политики в области образования, изменения принципов, содержания, методов обучения и воспитания, организации образования в новых исторических условиях.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

- содержащиеся в ней результаты исследования новейшего периода (1991-2003гг.) функционирования учебно - воспитательных учреждений в Хатлонской области могут служить моделью, основой при изучении особенностей развития образования в условиях самостоятельной государственности;

- результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурса по истории педагогики в педагогических учебных заведениях и на курсах повышения квалификации учителей, а также в основном курсе педагогики педагогических учебных заведений Таджикистана.

На защиту выносятся следующие положения :

- обзор исторических и социально- экономических предпосылок возникновения и развития системы образования в Хатлонской области;

- становление и развитие образования в Хатлонской области в советский период;

- содержание и организация учебно- воспитательного процесса в учебных заведениях Хатлонской области в условиях суверенного государства Республики Таджикистан (1991-2003гг).

Результаты исследования прошли апробацию на педагогических чтениях работников системы образования, на педагогических семинарах, вузовских и республиканских научно- практических конференциях в гг. Душанбе, Кургантюбе и Кулябе. Они вошли в содержание лекций учителей,

проходящих курсы повышения квалификации. Результаты исследования прошли проверку путём их опубликования (брошюры, статьи, тезисы).

В содержание диссертации нашли отражение краткий исторический очерк Хатлонской области, исторические, этнические и социально -экономические условия, особенности и предпосылки возникновения учебных заведений. В качестве определения корней питательной почвы становления воспитания и образования, нами определены древняя культура хатлонцев (храмы огня, древние воспитательные традиции, дабистаны, дабиристаны, мактабы и медресе).

В работе даётся широкий аналитический обзор становления и развития образования в Хатлонской области в советский период с характеристикой особенностей, налагаемых объективными обстоятельствами и условиями региона, но в целом протекавшим в общем русле развития в бывшем Советском Союзе и в современном Таджикистане.

Отличается принципиальной новизной раздел диссертации, посвященный исследованию целей, задач и принципов организации образования в Хатлонской области в новых условиях суверенного государства, состояния и воспитания в период с 1991-2003 годы.

В заключение сделана попытка прогнозировать дальнейшие пути развития образования в области и предложить ряд рекомендаций для его совершенствования.

Воспитание и школа у таджиков до возникновения ислама

По имеющимся историческим сведениям названия древнего таджикского племени хайтолийцев (хайтолиён). Это происходит примерно к 200 годам нашей эры. Между 467-470 и 480 годами хайтолийцы завоевали Согд, затем часть современного Западного Туркестана. К концу пятого началу шестого века они заняли территорию Карошара.

Такие области Восточного Туркестана как Хутан и Кошгар тоже были завоеваны Хайтолийцами.

О происхождении хайтолийцев в научной литературе существуют самые различные мнения. В некоторых источниках хайтолийцы упоминаются «белые гунны», в сирийских источниках «абдол» или «эпталит», в армянских источниках «хаптал» ( 23; 266).

Хайтолийцы имели свой алфавит и письмо. Хайтолийский алфавит был найден в Зангтеппе и Каротеппе и, наконец, третий образец хайтолийского алфавита найден в Кафиркале Колхозабадского района Хатлонской области. Хайтолийцы писали и читали слева направо. Центром Хатлона был город Хулбук.

В XIII веке после нашествия монголов на Среднюю Азию все города и села были разрушены. Только в XVI-XVII веках столица Хатлона переименовалась из Лавканда в Кургантюбе.

В XVIII-XIX веках в окрестностях Бухарского эмирата возникло 28 бекств, из них 10 бекств относились к Восточной Бухаре. Кургантюбинское бекство входило в эту зону (1;19)

Издревне хатлонцы уделяли большое внимание обучению и воспитанию своих детей. Они воспитывали молодое поколение в духе свободолюбия, патриотизма и нравственной чистоты.

Источником их воспитания и обучения являлось устное народное творчество таджикского народа, так как в устном народном творчестве отражена педагогическая мысль таджикского народа, его героическая борьба за свободу, независимость и национальное самоопределение.

Неисчерпаемо богаты воспитательные темы таджикского фольклора: преданность и любовь к родине; честь и достоинство семьи, родного очага, любовь к труду; уважение старших, радушие и гостеприимство; честность и бескорыстие; духовное благородство; верность в любви и преданность в дружбе и т.д.

Тема трудового воспитания особенно отчётливо звучит в таджикском фольклоре, так как в труде раскрываются лучшие нравственные качества человека. Поэтому истинную цену труда знает только человек, испытавший радость труда, его облагораживающее влияние. Лодыри и бездельники, как правило, духовно нищие люди. Однако в обществе, где незначительное меньшинство пользуется всеми благами, «труженик, а плоды своего труда не вкусил». В народе всегда зрел протест против этой несправедливости, и он вынес чёткое и определенное решение: «кто работает - тот ест».

Чванливость, бездушие, высокомерие богачей вошли в поговорки: «богатый в гости к бедному не пойдёт», «сытый голодного не разумеет». Великодушие и щедрость, бескорыстие и правдивость, благородные представления о чести о долге, патриотизм и чувство собственного достоинства- все эти и другие нравственные качества отличают человека из народа («душа бедняка широка»).

Анекдоты, побасенки, бытовые юмористические оценки звучали в Средней Азии издавна. Они были описаны в притче «Ассирийское дерево и коза», «Повести о Йовиште из рода Фриянов». Анекдот, весёлый рассказ, пословицы издавна составляли необходимый компонент в дидактической литературе («Кобуснома» и др.) (62; 133).

Глубокая взаимосвязь с народом характерна для произведений классиков таджикско-персидской литературы: А.Рудаки, А.Фирдауси, Насири Хисрав, Джалал-а-Дина Руми, М.Саади, Убайди Зокони, А.Джами, З.Восифи и других. Обращение к народу, использование его устного творчества характерны для каждого поэта и мыслителя. Каждый писатель, используя народное творчество, перерабатывает его со своей точки зрения.

Педагогические идеи предков хатлонцев, как и у всех таджиков, до возникновения ислама тесно были связаны с зороастрийскими традициями. Свои педагогические концепции они построили на основе прогрессивных воспитательных идей таджикского и иранского фольклора «Тути-наме», «Самаки айёр», а также героических народных эпосов «Шахнаме», «Искандарнаме», «Абу Муслимнаме» и др. В последствии педагогические воззрения основывались на творениях выдающихся мыслителей персидско-таджикской литературы Абу Абдулло Рудаки, Абул Касема Фирдауси, Абуали ибн Сино, Хафиза, Абдурахмона Джами и др. о воспитании и образовании подрастающего поколения ( 8;62 ).

У таджиков чтение национального эпоса и легенд было распространено среди образованных и грамотных лиц ещё с древнейших времен и развивалось различными путями.

Чтение «Шахнаме», А. Фирдауси, сказаний, легенд носили воспитательный характер и начиная с X века получили особое распространение, сложившись постепенно в стойкую воспитательную традицию. Эта традиция дожила в Средней Азии до 30-х годов XX века. В настоящее время продолжается традиция чтения сказок, легенд и «Гуругли» почти во всех районах Хатлонской области. (4;6).

Народные сказки, легенды, рассказы и сказания, элементы которых получили начало в «Авесте», затем были собраны в дидактические книги.

Некоторые из них, как, например , «Сказание о Ятиме Рузбехе», любовные романы «Вис ва Ромин», «Бахтиёрнома», дошли до нашего времени. Первыми, полюбившимися народом произведения, в которых отражены народные педагогические идеи были «Абумуслимнома» и «Доробнома» (14;63). «Несомненно, все эти книги, - писал И. С. Брагинский, - когда-то написанные безвестными авторами, не были плодом творчества этих авторов, а представляли собою записи переходивших из рода в род повествований народных сказителей, рассказчиков, повествователей, сделанных кем-то» (18;17).

С. Айни, отмечая использование фольклора и лучших народных традиций, в своих произведениях пишет: «Поскольку обычные уроки меня не удовлетворяли, я занимался чтением старых книг по литературе и истории или, найдя путь к беседам с некоторыми учёными, которых было очень мало, я старался вникнуть в смысл их высказываний, иногда, когда мне надоедало и это занятие, я сходился с городскими босяками, которые, занятые каждый своим делом и ремеслом, совершенно свободно проводили досуг и ни во что не ставили эмира, визирей, баев и мулл, поверял им свои тайны в чайханах, в шатрах, в домах для странников при кладбищах, на пирушках в качестве незваного гостя» ( 7; 18).

Велико воспитательное значение народных песен, плясок, сказок, пословиц, поговорок. Особенно пословицы и поговорки являются своего рода моральным кодексом, передающимся из поколения в поколение, сводом народных педагогических идей, категоричных по форме, глубоких и самобытных по содержанию. Пословицы и поговорки самых различных народов обладают сходными чертами. В этом нетрудно убедиться, сравнивая пословицы различных народов. «Всё хорошо новое, а друг -старый» (таджикская), «Старый друг- лучше новых двух» (русская), «Верного друга не продают и за тысячи» (арабская), «Одежду хвали новую, а друга старого» (башкирская), «Приобретай нового друга, да не забывай старого» (грузинская), «Лучший друг старый, лучший халат новый» (туркменская), «Жизнь без друга - пища без соли» (узбекская), «Только тот друг, на которого можно положиться в беде» (индийская), «Друзья лучше старые, одежда - новая» (китайская) ( 41;5-6 ).

Многие народные воспитательные идеи в том числе о труде, чести, патриотизме, о добре и зле, о правде и лжи и другие отражены в «Авесте» и учении зороастризма. Например, вопрос о создании семьи и воспитании детей упоминается в тридцатой главе «Видевдат»: «...праведный человек воздвигает дом, наделенный огнём, стадами». Поэтому в «Авесте» приводится свод кодексов, определяющих положение семьи и брака. Совершеннолетним возрастом считался возраст в 15 лет для юноши и девушки. До достижения этого возраста разрешалось только обручение. Для сохранения чистоты крови (рода) брак разрешался только между людьми одной нации (2;57-58).

Становление и развитие образования в Хатлонской области в советский период

С первых дней существования советской власти идеи о народном образовании воплощались в жизнь. Были приняты декларации о народном просвещении, закон «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и прочие. Такие меры способствовали интенсивному повышению уровня культуры всех наций и народностей бывшего Советского Союза, а также развитию системы образования.

В Средней Азии таджики были самыми активными участниками культурной революции. До победы революции 1917 года основная масса таджиков оставалась неграмотной. В 1914 году на двести здешних жителей приходился один грамотный. Основная масса таджиков обитала в границах Бухарского эмирата. Вопрос народного образования был далек от внимания властей.

В 1925 году газета «Правда» писала, что во всей Туркестанской Республике функционировали 3-4 таджикских школ, было опубликовано два учебника на таджикском языке (101;265).

В эмирате бытовали преимущественно религиозные школы и медресе (духовные училища). Целью обучения в них было распространение идей ислама среди неграмотного населения и воспитание его в духе подчинения существующему строю.

Дореволюционные школы обычно помещались в ветхих и темных зданиях. Они были лишены учебников и учебных пособий. В 20-е годы XX века в Таджикистане открылись новые советские школы. В 1921 году 15 марта в г.Душанбе был учрежден Восточно бухарский областной отдел образования . Такие же отделы и новые советские школы были открыты в Кулябе, Кургантюбе и Кабадияне (Хатлонская область). В те годы для открытия советских школ в Хатлонской области существовало много трудностей. Из числа местных таджиков почти не были учителей, не было учебных зданий, учебников, учебных пособий на родном языке. Открытию советских школ также мешала гражданская война.

С образованием таджикской новой национальной государственности (октябрь 1924г) начинается стремительный подъем во всех областях культурной жизни населения, в том числе и в области народного образования в молодой автономной республике.

В Восточной Бухаре, в состав которой входила современная Хатлонская область тоже функционировали мактабы и медресе. Строились и использовались школы (мактабы) за счет добровольных пожертвований и обязательной платы. Поэтому многие дети не имели возможности получить даже начальное образование. Так выглядело до революции дело образования среди таджиков.

Началом планомерного развертывания новой (советской) системы народного образования в Таджикской АССР, куда входили и многие районы современной Хатлонской области послужила организация Народного комиссариата просвещения, который начал свою деятельность с февраля 1925 года.

Аппарат Наркомпроса Таджикской АССР состоял из 13 человек. Первым народным комиссаром просвещения молодой республики был назначен Аббос Алиев - один из активных деятелей Бухарской народной советской республики (БНСР).

В соответствии с административным делением Таджикской АССР было создано 7 вилоятских отделов народного образования - Кулябский, Кургантюбинский, Гиссарский, Гармский, ГБАО отделы по образованию непосредственно подчинялись Наркомпросу Таджикской АССР, а Ура-Тюбинский и Пенджикентский вилоятские отделы из-за дальности расстояния подчинялись наркомпросу Узбекской ССР которым руководил постоянный представитель Таджикского наркомпроса. Вилоятские отделы народного образования имели по одному работнику.

Организация, становление и развития образование в нынешней Хатлонской области идеологически и законодательно была обеспечена постановлениями и решениями центральных партийных и советских органов, которым рабочим и беднейшим крестьянам представлялось право на полное всестороннее и бесплатное образование. Учитывая, что особенно были обделены в области образования, культуры и знания окраинные нерусские народы, в решениях X съезда РКП(б) ставилась задача помочь трудовым массам нерусских народов «...развить у себя ... широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально — технического характера на родном языке (в первую очередь для киргизов, узбеков, татар, башкир, туркмен, таджиков, азербайджанцев, дагестанцев) для ускоренной подготовки туземных кадров, квалифицированных рабочих и советских -партийных работников по всем областям правления и, прежде всего, в области просвещения»(44;252).

Основные задачи культурной революции заключались в том, чтобы ликвидировать неграмотность, развить народное образование , подготовить местные кадры интеллигенции, в корне изменить духовный облик людей.

Несмотря на существующие трудности в городах Кургантюбе, Кулябе, районах Кабадияне, Шаартузе и других, которые входили в нынешнюю Хатлонскую область, были открыты школы и организованы курсы ликбеза. На курсах ликбеза из-за нехватки учителей преподавали передовые ученики. Наряду с открытием курсов ликбеза открылись начальные школы.

В Кабадияне в 1924 году вместо старой школы было открыто первая советская школа и обучение велось на основе светских наук.

В 1923 году председатель Революционного комитета Таджикистана Нусратулло Махсум Лутфуллоев приезжает в село Дахана Яванского района нынешней Хатлонской области и открывает начальную школу, в которой учились четверо учеников. Первыми учениками этой школы были Зафар Карчиев, Исмоил Азизов, Камол Джурабек и Рахмон Куканов. Их учителем был Мирзо Ятим. По заданию председателя Ревкома Нусратулло Махсума яванские добровольцы из отряда Карчи Одинаева обеспечивали с продовольствием и одеждой (49).

В 1926 году на территории нынешнего совхоза им. Ф Саидова, Бохтарского района открывается начальная школа. Первыми учителями в этой школе были Рашидов, Нигматуллин и Мустафин.

В 1928 году в г. Кургантюбе открывается начальная школа. Учителями работали Б. Атаев, А. Урозов, К. Исматов, Ю. Муханов, X. Лозизова, К. Вилдонова и др.

С 1925 года до октября 1927 года в Кулябской области были открыты 5 курсов ликвидации неграмотности. На этих курсах работали первые учителя Мулло Мусо Назаров, Мулло Зайниддинов, Мулло Давлатов и др. В 1929 году после окончания курсов ликвидации неграмотности, желающие были отправлены в город Ташкент на учёбу. Среди них были Курбоной Сангова, Шарифа Забирова и Сафо Ашуров. В эти годы только в Кулябском районе были открыты 27 школ и в них учились 916 учащихся. Ученики занимались по учебникам «Рохбари бесаводон», «Алифбои точики», «Бахори дониш» и.т.д.

В районах Кулябской области постоянно проводились месячники курсов ликвидации неграмотности. В 1929-1930 учебном году в шести районах Кулябской области были открыты педагогические курсы. Кроме того в городе Кулябе функционировали партийная школа и сельскохозяйственный техникум. В эти же годы из Ховалингского района по плану 80 учащихся были направлены в педагогическое училище в города Самарканда на учёбу (102;41).

На XVI съезде ЦК ВКП(б) 25 июля 1930 года было принято решение «Об обязательном начальном образовании». В соответствии с этим решением во всех районах предусматривалось осуществление обязательного начального образования. В постановлении XVI съезда было указано, что начиная с 1930-1931 учебного года в Таджикистане необходимо постепенно охватить всех детей 8-14 летнего возраста обязательным начальным образованием в течение 2 года. Такое решение было принято потому, что в южных районах республики особенно в Хатлонской области не хватало учителей.

Состояние образования в Хатлонской области РеспубликиТаджикистан

Достигнув государственной независимости в сентябре 1991 года, Республика Таджикистан выбрала свой путь развития. Приняв Конституцию и приступив к созданию светского, демократического и правового государства Таджикистан смог встать на путь социально-экономических реформ.

Устанавливается, что целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии, для реализации всех своих потребностей, выживания, существования, повышения качества своей жизни и работы, преумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия, для обеспечения экономического развития Таджикистана.

Поэтому Правительство Республики Таджикистан, учёные, педагогическая общественность, понимая важность рассматриваемой проблемы, разработали Концепцию национальной школы и в 1994 году был введен в действие новый Закон Республики Таджикистан «Об образовании» -научно обоснованный законодательный акт, провозгласивший образование обладающим стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельностьи лежащей в основе развития личности, общества, государства. Определены задачи обучения и воспитания, в которые входят подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями миролюбия, гуманизма, социальной справедливости.(33;33). Государственная политика Республики Таджикистан в области образования носит демократический и гуманистический характер, что отражено в её принципах:

1.Научный, светский и гуманистический характер образования в государственных образовательных учреждениях.

2.Единство культурного и образовательного пространства, связь образования с национально — культурными традициями таджикского и других народов Республики Таджикистан.

3. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине.

4. Обязательность основного, среднего или начального профессионального образования и конкурсная основа образования последующих уровней.

5. Целостность системы образования и преемственность её ступеней в государственных и частных учебно -воспитательных учреждениях.

6 .Доступность образования, защита личности от любых форм дискриминации в сфере образования.

7.Демократический государственно-общественный характер управления образованием. Независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, общественно -политических движений и религиозных организаций.

8.Бесплатность среднего общего и впервые получаемого профессионального образования каждого уровня в государственном либо местном образовательном учреждении в пределах соответствующего образовательного стандарта.

9.В соответствии «образования мировому уровню» (33;35).

Всем гражданам Республики Таджикистан гарантируется право на образование независимо от происхождения, пола, языка, расовой и национальной принадлежности, социального имущества, рода и характера занятий, места жительства, убеждений, вероисповедания и отношения к религии.

В Законе «Об образовании» заложено и такое демократическое положение как свобода языка обучения и обеспечения получения общего среднего образования на государственном языке, а в местах компактного проживания граждан другой национальности на их родном языке.

Местные органы власти Хатлонской области в соответствии с законодательством Республики Таджикистан об образовании, Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Таджикистан» имеют следующие особые полномочия:

1 .Осуществляют государственную политику в области образования, разрабатывают и реализуют территориальные программы развития образования с учётом региональных, социально - экономических, культурных, демографических и других особенностей

2,Формируют соответствующие органы государственного управления образованием и руководят ими.

3.Создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения и другие организации системы образования соответствующего подчинения.

4.Формируют территориальный бюджет и фонды развития образования, обеспечивают соответствующее материально - техническое состояние образовательных учреждений и организации образования.

5.Устанавливают дополнительно за счёт собственных средств льготы, нормы и виды материального обеспечения учащихся, воспитанников, педагогических работников образовательных учреждений.

6.Организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

7. Решают в установленном законодательством порядке вопросы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, оставшихся без родителей, детей - сирот, защиты их прав, оказывают материальную и другую помощь.

8.Осуществляют контроль за исполнением законодательства Республики Таджикистан об образовании и за соблюдением государственного стандарта образования.

9.0беспечивают питание и бесплатное медицинское обслуживание учащихся.(33;47-48). В Хатлонской области как во всей Республике Таджикистан, действует в соответствии с Конституцией Республики единая система непрерывного образования, которая обеспечивает общеобразовательную, профессиональную подготовку граждан, служит воспитанию и всестороннему развитию личности.

В системе образования Хатлонской области функционируют следующие образовательные учреждения: - дошкольные; - начальное образование (1-4 классы); - основное образование (1-9 классы); - среднее образование (10-11 классы).

Дошкольное воспитание. Подготовка детей к школе является одной из обязательных задач родителей. В решении этого вопроса родителям, кроме детских садов, воспитательных центров (государственных, частных и других), также должны оказывать практическую помощь общеобразовательные школы.

Похожие диссертации на История становления и развития образования в Хатлонской области Республики Таджикистан