Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Модорова Валентина Васильевна

Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
<
Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Модорова Валентина Васильевна. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Горно-Алтайск, 2003 165 c. РГБ ОД, 61:04-13/886

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы этнокультур ной направленности общего образования 12

1.1. Сущность и основные аспекты этнокультурной направленности образования 12

1.2. Приоритетные направления в развитии этнорегиональ ных систем образования на современном этапе 28

1.3. Историко-педагогические основы этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай 48

Выводы по первой главе 71

Глава 2. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. —начало XXI в.) 73

2.1 .Этнокультурная направленность программных документов развития образования в Республике Алтай 73

2.2. Этнокультурная направленность развития содержания об щего образования в Республике Алтай (90-гг.ХХ в.— начало XXI в.) 87

2.3. Этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя в системе регионального педагогического образования 115

Выводы по второй главе 128

Заключение 132

Список использованной литературы

Приоритетные направления в развитии этнорегиональ ных систем образования на современном этапе

В конце XX века в различных регионах России активизируются процессы культурного самоопределения этносов, радикально меняется характер национального вопроса. Эти процессы лежат в основе исследовательского интереса ко всему комплексу этнонациональной проблематики, в том числе и к проблеме этнокультурной направленности образования.

Рассмотрение сущности и основных аспектов этнокультурной направленности образования, на наш взгляд, необходимо предварить рассмотрением понятия сущности образования и его содержания.

В Российской педагогической энциклопедии образование рассматривается как «совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества» (133, с.69).

П.И.Пидкасистый отмечает, что образование - понятие весьма сложное и многоаспектное, и определяет его как общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколе ниями последующим социально-значимого опыта (116, с.186).

Аналогичным по содержанию является и определение В.К.Шаповалова, где образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, этноса, общества, государства, реализуемый в едином федеральном культурном и образовательном пространстве (178, с.20).

М.Н.Кузьмин рассматривает образование как необходимую часть общественного (государственного) организма, как социокультурный институт, выполняющий комплекс фундаментальных общественных функций: социализацию молодых поколений, их подготовку к жизни через трансляцию значимого (национального) общественно-исторического опыта. Оттого, полагает учёный, насколько адекватно общество видит, понимает место образования в цивилизационных процессах, как оно конкретно решает сегодня в деятельности общеобразовательных учреждений проблему традиций и современности, зависит в значительной мере эффективность ближайшего развития общества (76, с.6).

При раскрытии данного вопроса для нашего исследования важно мнение современных учёных (М.Н.Кузьмин, И.П.Подласый, В.К.Шаповалов и др.), которые образование рассматривают как важнейший механизм сохранения и развития этнической культуры, культурной идентификации личности, обеспечения включённости личности в современные мировые цивилизационные процессы. Кроме того, образование является значимой составной частью жизни человека, поскольку оно занимает большой временной отрезок его жизненного пути, а иногда продолжается всю его жизнь.

Общую направленность развития общеобразовательных учреждений определяют проблемы содержания общего образования, его целей и задач. Если в советской школе задачами содержания общего образования являлись знания, умения, навыки, а также способы учебной деятельности, то в последние годы наблюдается расширение подходов к рассмотрению проблемы задач общего образования. Об этом в своё время чётко говорил С.И.Гессен, который задачей всякого образования считал - «приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного (44, с.36).

Современный учёный И.П.Подласый к главным задачам общеобразовательной школы относит: - удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения; - обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде ляемой общественными и производственными потребностя ми; формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний; выработка у молодёжи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки (121, с.315).

Формулируя современные задачи общего среднего образования, В.Ю.Троицкий утверждает, что первая задача школы - «передать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, выпестовать самобытные личности, т.е. людей высоконравственных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может быть только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы (161, с.16).

Похожей позиции придерживается и В.К.Шаповалов, с точки зрения которого задачами общего среднего образования являются: формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы; овладение учеником общей культурой, адекватной мировому уровню и культурой жизненного самоопределения; интеграция личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействие этнической и гражданской идентификации личности ученика, интегрированного в современное ему общество и способного совершенствовать это общество (178, с.20).

Реализация названных задач общего среднего образова ния, по мнению ряда учёных (Е.П.Белозерцев, М.Г.Тайчинов, В.К.Шаповалов и др.), возможна тогда, когда содержание общего образования в многонациональном Российском государстве будет включать в себя три взаимосвязанных компонента: -обеспечение каждому обучающемуся возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; -создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; -вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.

Для развития культурной и образовательной традиции необходимо возродить культурообразующий фактор общего образования, чтобы выстроить систему образования, кото рая максимально могла бы удовлетворять этнокультурные потребности населения многонационального сообщества.

Причём содержание образования в этой системе должно быть таким, в котором наиболее полно будет представлена национальная культура - уклад жизни народа, его традиции, нормы поведения, духовные ценности этноса и т.д.

Отрыв академической педагогики от народных знаний и трудового опыта повлиял на формирование отчуждённости учащихся и родителей от школы, снижение интереса и желания учиться, невостребованность знаний, умений и навыков учащихся, так как в содержании обучения слабо отражались особенности этноса. Поэтому в настоящее вре мя особую актуальность приобретает проблема обновле ния содержания школьного образования, идёт активный поиск нового решения этнокультурных проблем. Обновле ние содержания образования требует реализации принципа «этнокультурной направленности».

Историко-педагогические основы этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай

Названные приоритетные направления развития этнорегио-нальных систем образования на современном этапе в равной мере характерны и для региональной образовательной системы Республики Алтай.

Изучение историко-педагогических основ этнокультурной направленности общего образования в Республике Алтай даёт возможность сделать вывод о том, что становление и развитие системы общего образования в республике проводи лось в определённой степени с учётом этнических и культурных особенностей региона. Однако в разные периоды развития региона степень реализации этнокультурной на правленности образования была различной. В условиях жё сткой централизации содержания образования в государствен ной школе, предпринятой в середине прошедшего столетия, региональная система образования республики не была ориен тирована на формирование этнической личности, носителя национальных, культурных ценностей, способного решать со временные проблемы. В результате длительной деформации в системе народного образования появилось новое поколение, не знающее историю и культуру своего народа, с обеднённым и деформированным сознанием, среди школьников-алтайцев достаточно велик процент учащихся, не владеющих родным языком.

В логике исследования этнокультурная направленность общего образования рассматривается нами как важнейший принцип дальнейшего развития образования в Республике Алтай, а также и в целом в Российской Федерации. Законом о языках, принятым в 1993 году, за алтайским и русским языками закреплён статус государственных языков Республики Алтай, что на законодательном уровне способствует их развитию. Потребности возрождения национального языка, расширение его функций, развитие самобытной культуры народов республики требуют перестройки всей системы обучения и воспитания в национальной школе и подготовки специалистов различных направлений ГЛАВА 2. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.).

Обретение республиками в составе Федерации государст венного суверенитета предоставило им возможность в рам ках государственного стандарта определять содержание образования. Принцип децентрализации образования, заложенный в Законе РФ "Об образовании", предполагает разработку учебных планов, программ, концепций, включающих в себя федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент отражает необходимый объём знаний, умений и навыков учащихся для всех типов школ России, т.е. государственный стандарт. Региональный компонент включает изучение народно-хозяйственных, природно-климатических особенностей, традиционной духовной и материальной культуры народов, населяющих регион. Разработка подобных документов должна ориентироваться на удовлетворение культурно-образовательных потребностей различных этнических групп региона.

Национальное образование законодательно и организационно оформилось в каждом национальном субъекте РФ и требует теоретического осмысления. Национальное образование в полиэтническом федеративном государстве понимается как: -совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на этнической культурной парадигме и определяющих образовательную политику национального субъекта РФ; -процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения личности как субъекта этноса; система преемственных образовательных программ и национальных компонентов государственных образовательных стан 74 дартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности; сеть реализующих эти программы образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов в совокупности с условиями, обеспечивающими их функционирование и развитие (194, с.86).

В системе образования Республики Алтай и в обществе в целом к концу 80-х - началу 90-х годов назрела необходимость в разработке и создании региональных образовательных программ, концепций, ориентированных на максимально возможное удовлетворение национально-образовательных потребностей населения, развитие и социализацию личности. Основаниями для изменения образовательной ситуации послужили: неудовлетворённость результативностью работы школы; -неудовлетворённость самих педагогов организацией и состоянием учебно-воспитательного процесса; неудовлетворённость постановкой целей и задач в образовательном процессе, а также единообразием учебных планов и программ, чрезмерным регламентированием образовательного процесса и др.

Проблема эффективности деятельности человека в мире связана с тем, какими ценностями культуры он пользуется, в том числе - национальными, религиозными, жёсткими этническими нормами и образцами. Известно, что существует множество иерархий культурных ценностей, которые заставляют человека в каждый момент времени выбирать то, что отвечает его реальным потребностям и целям. Касаясь этого вопроса, В.В. Розанов писал: «Итак, мы должны исходить из бесспорного факта, что единой культуры, единого, перед чем преклонился бы человек, теперь нет» (132, с.50). Констатация утраты современным человеком единой системы ценностей в определённой степени акцентирует возрастание общих этнических потребностей и интересов населения регионов. Так, потребности сохранения и развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности алтайцев, русских, казахов и людей других национальностей, проживающих в Республике Алтай, привели к необходимости модернизации образования и разработке Концепции национальных школ, которая стала основополагающим документом в формировании региональной образовательной системы. Приоритетными задачами Концепции были определены следующие: -пробуждение национального самосознания народов республики и придание этому процессу цивилизованного-характера; -превращение школы в реальный механизм культурного возрождения и развития народов республики на основе полноценного владения родным языком; развитие национальной школы как школы диалога с другими культурами и др. (72, с.56).

Постановка ведущей цели Концепции - воспитание субъекта этноса и гражданина многонационального государства -обусловила необходимость учёта в образовательной политике региона ряда специфических особенностей и факторов. Сравнительно небольшая, по занимаемой площади 92600 кв. км, Республика Алтай своеобразна во многих отношениях, накладывающих существенный отпечаток на функционирование и развитие системы образования. Одной из важнейших особенностей, отмеченной в Концепции национальных школ, является своеобразие географических условий республики. Республика Алтай расположена в высокогорной юго-западной части Сибири, причём более 70% территории занимают горные массивы. Природно-климатические условия обусловливают неравномерное размещение населения. Около 60% населения сконцентрировано в районах с относительно благоприятным климатом, свыше четверти населения проживает в горно-степных районах, а 14% жителей расселено в высокогорьях Кош-Агачского и Улаганского районов, приравненных к районам Крайнего Севера (72, с.33). Значительная часть территории высокогорной зоны занята ледниками, скалистыми обнажениями коренных пород и другими неиспользуемыми землями. Климат здесь резко континентальный с продолжительной зимой и коротким летом.

Этнокультурная направленность развития содержания об щего образования в Республике Алтай (90-гг.ХХ в.— начало XXI в.)

В учебный план Республиканской национальной гимназии имени В.К. Плакаса включены такие предметы национально регионального компонента как алтайский язык, алтайская лите ратура, история Горного Алтая, культура народов республики Алтай. Помимо названных дисциплин, учащиеся имеют воз можность изучать экологию, флору Горного Алтая, худо жественную культуру Алтая, введение в тюркологию. С це лью совершенствования двуязычия учащихся создан лите ратурный клуб, кружки журналистики, сценической речи. Решению задачи воспитания человека, знающего и уважаю щего свою культуру, культуру соседних народов, способст вуют кружки резьбы по дереву, краеведческой экспери ментальной археологии, пошива национальной одежды, из готовления конской сбруи, плетения из кожи и др. Вос питательная система гимназии развивается в русле этно культуры. Глубокому изучению народной музыкальной культуры способствует действующий школьный детский коллектив «Башпарак», творчество которого известно далеко за пределами республики. В гимназии зародился и получил статус республиканского ежегодный фестиваль вокального и танцевального творчества «Сургал». В традицию вошло проведение фольклорного праздника «HajbmbiK - ойын». Казахская средняя школа Кош-Агачского района работает по программе «Атамекен». В учебный план школы введены такие предметы национально-регионального компонента, как: история чуйских казахов, фольклор казахского народа, казахский язык и литература, а также алтайский и русский языки, история и культура народов Республики Алтай. В каждом возрастном звене образовательного учреждения определены направления работы по теме «Воспитание гражданина России в условиях казахской школы».

Общеизвестна значимость национальных факторов в воспи тании. И.Д. Лушников выделяет в образовании задачу объединения академической и народной педагогики в еди ном русле воспитания человека. В духовное основание со временного образования он считает необходимым положить систему ценностей, достаточно последовательную, на наш взгляд. Эта система включает в себя личностные, семейные, государственные, национальные, общечеловеческие ценности (84, с.21). Вместе с тем, в решении задачи этнокультурной направленности развития общего образования в республике, на наш взгляд, важно замечание В.И. Смокотина, что пер спективнее и продуктивнее будет сосредоточить внимание не только и не столько на «возрождении» традиций, сколько на возобновлении самостоятельной культуротворческой, куль туросозидающей деятельности каждого из этносов (145, с.116). Известно, что содержание общего образования, мето ды и формы учебно-воспитательной работы в регионах, где проживают малочисленные народы должны быть максималь но приближены к традиционным видам жизнедеятельности с учётом особенностей их веками складывающегося уклада жизни. Современные учёные полагают, что будущее России и мира напрямую зависит от двух важнейших составляющих, абсолютно необходимых современному человеку. Это - этно культурологический и экологический компоненты воспитания.

В воспитании этнического человека М.Ю. Новицкая предла гает в качестве общего основания принципиальную схему ос воения традиционной культуры, опирающуюся на освещение трёх мировоззренческих проблем: «Человек и природа», «Че ловек и семья», «Человек и история» (105, с.6). В логике нашего исследования мы включим в этот перечень и пробле му «Человек и культура». Разрешение проблемы «Человек и природа» в системе образования Республики Алтай, как и у народов Крайнего Севера, Бурятии и других народов, основа но на идее единства Человека и Природы. Через единство «природа - человек - общество», по мнению исследователя ал тайской этнопедагогической культуры СП. Беловоловой, рас крывается «Модель мира» алтайцев, в которой человек не 105 противостоит природе, а как бы «растворяется» в ней. Это проявляется во многих ритуалах, обычаях, мифологических текстах (20, с.18). Традиционные алтайские заповеди, равно как и русские и казахские, предостерегают: неуважительное отношение к природе, нанесение ей вреда приведёт к тому, что Алтай станет суровым, не станет покровительствовать своему народу, участятся болезни и несчастные случаи, люди чаще станут терять близких (97, с.22).

Проблема «Человек - семья» решается путём освоения тра диционных семейных обрядов и обычаев. Современные алтай цы остаются убеждёнными приверженцами многодетной се мьи, хотя сложное экономическое положение и вынуждает ограничивать рождение детей. Данные анкетирования уча щихся алтайской национальной школы №7 г. Горно Алтайска показывают, что 10 % опрошенных из семей с одним ребёнком, 45 % - из семей, имеющих двух детей, 28 % - трёх детей, 16 % - четверо и более детей. Современ ные алтайцы по-прежнему сохраняют представление о при надлежности каждого к определённому сеоку (роду). Об этом также свидетельствуют результаты опроса, все уча щиеся показали знание своей принадлежности к конкретно му «сеоку». (Приложение 3. Анкета №2). Выработанная ты сячелетним опытом система народного воспитания детей имеет множество достоинств. Исследователи внутрисемей ных отношений в алтайской семье (В.Ю. Сапожников, А.В. Анохин, В.П. Дьяконова и др.) отмечают в своих трудах, что дети никогда не перечили взрослым, не передразнива ли их, отличались доброжелательностью и отсутствием аг рессивности, пожизненным уважительным отношением к старшим и старости, любовным и ответственным отношени ем к родителям (49, с.148).

Этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя в системе регионального педагогического образования

Историко-педагогический анализ этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай (90-гг. XX в.- начало XXI в.) явился основанием для следующих выводов: современная Республика Алтай - это многонациональный, многокультурный и многоязычный регион, население которого характеризуется в настоящее время растущим этническим, культурным и языковым самосознанием; в реализации задач общего образования, удовлетворении национально-образовательных потребностей населения республики в период с 90-х годов XX в. постепенно возрастало внимание этнокультурной направленности развития общего образования; разработка и создание Концепции национальных школ РА, Программ развития образования Республики Алтай на период 1992-2010 гг., других программных документов развития об-разования явились основой для становления и развития современной региональной системы образования. Выстроенная образовательная стратегия региона предполагает учёт традиций, культуры народов, населяющих республику; имеющегося опыта в системе общего образования республики, единичное, особенное и общее в алтайской, русской и казахской школах; благодаря нормативному определению статуса национально-регионального компонента и национальной школы, специфические особенности образовательной среды в республике и культурно-образовательные потребности региона стали основанием развития этнокультурной направленности общего образования в республике; принятие «Концепции национальных школ Республики Алтай», основного документа, определяющего стратегию национально-региональной системы образования в республике, Программы развития образования в Республике Алтай стимулировало педагогическую деятельность по возрождению и сохранению обычаев и традиций народов республики, изучению исторического и культурного достояния региона, преобразо 129 ванию школы в реальный механизм культурного возрождения и развития народов республики на основе родного языка; -реализацию этнокультурной направленности развития общего образования в Республике Алтай в изучаемый период, на наш взгляд, можно представить в виде следующих путей:

1) совершенствование национально-регионального компонента республиканского базисного учебного плана. Развитие дисциплин национально-регионального компонента, в числе которых алтайский язык и литература, казахский язык и литература, история Горного Алтая, обычаи и традиции народов Республики Алтай; наполнение и развитие школьного компонента содержания регионального образования. Изучение дисциплин «Народная словесность», «Фольклор народов РА», «Культура народов РА», «История села», «Экология Горного Алтая», «История и культура чуйских казахов» и других курсов, позволяют отметить переход от унифицированного образования к вариативному, обеспечивающему дифференциацию и индивидуализацию образования;

2) путь, в котором этнокультура рассматривается как источник содержания образования и интеграции в учебный материал через призму всех учебных предметов. На основе этого, все учебные дисциплины можно представить в виде следующих компонентов: I - предметы, где этническая культура является основой зна ний (алтайский, русский, казахский языки и литература, ис тория Горного Алтая, культура народов Республики Алтай). II — предметы, значительное содержание которых составляет художественный раздел этнокультуры, обозначим как компо нент с большим объёмом этнокультурного содержания (фольк лор, музыка, изобразительное искусство и другие), III - предметы, в содержание которых частично включены элементы этнокультуры. Это компонент с малым объёмом содержания этнокультурного материала (химия, физика, математика, физвоспитание, география и другие),

IV - предметы, в содержании которых слабо используются элементы этнокультуры (информатика, другие специальные предметы).

3) путь, в котором этнокультурная направленность общего образования осуществляется через развитие целостной модели национальной школы, выполняющей социально значимую функцию освоения учащимися национальной культуры в контексте мировой и создающей необходимые дидактические условия для понимания и творческого развития этой культуры. Опыт реализации этнокультурной направленности в региональной системе образования нашей республики включает теоретическую разработку моделей алтайской, русской и казахской национальных школ, апробированных в ходе эксперимента. Полученный результат широко распространяется в системе общего образования республики, приобретая в каждом образовательном учреждении специфическое содержание в зависимости от конкретных условий; в общеобразовательных учреждениях республики сложилась система сотрудничества семьи и педагогических коллективов в воспитании на традициях народной педагогики. Так, в практике воспитательной деятельности реализуются региональные программы «Древо жизни», «Возрождение», «Родное Беловодье», «На ільїк» и многие другие; всё большее распространение среди учащихся алтайцев и ка захов получает одновременное, параллельное, равноценное овладение двумя языками (родным и русским как языком межнационального общения), что становится важнейшим стимулирующим фактором для развития личности учащихся в двуязычной школе. Это не только общение на двух языках, контакт двух языковых систем и речевых традиций, норм и этикетов, но и непрерывный диалог культур; -учебно-методическое и программное обеспечение предметов национально-регионального компонента находится в стадии формирования, включая ряд учебников, учебно-методические пособия, программы, образовательные стандарты, нормативные документы; в региональном педагогическом образовании Республики Алтай в результате осознания значимости роли учителя в достижении целей, обозначенных в «Концепции национальных школ Республики Алтай», складывается система этнопедаго-гической подготовки учителя; этнокультурные аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя является важной составной частью содержания регионального педагогического образования и объединяют научно-теоретическую и практическую подготовку, являясь основой совершенствования профессионального и нравственно-ценностного облика учителя.

Похожие диссертации на Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)