Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Возможности национально-регионального компонента в
музыкальном воспитании учащихся начальных классов 15
Сущность национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов 15
Воспитательный потенциал татарского народного
музыкального творчества 34
1.3. Воспитание учащихся начальных классов с использованием
музыки татарских композиторов 53
Выводы по первой главе 75
Глава 2. Реализация национально-регионального компонента
в музыкальном воспитании учащихся начальных классов 78
2.1.Состояние музыкального воспитания в начальных классах
современной общеобразовательной школы 81
2.2. Место и роль национально-регионального компонента
в музыкальном воспитании учащихся начальных классов 112
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию
национально-регионального компонента в музыкальном воспитании
учащихся начальных классов 141
Выводы по второй главе 160
Заключение 162
Библиографический список использованной литературы 169
Библиографический список использованной нотной
литературы 197
Приложение 208
Введение к работе
Конец двадцатого столетия и начало нового века в России характеризуется развитием в регионах двух разнонаправленных процессов, с одной стороны, это федерализация (сохранение общего экономического, образовательного, культурного пространства), с другой - регионализация (децентрализация, собственная стратегия политического, экономического и культурного развития). Соответственно для избежания столкновения интересов требуется достижение равновесия интересов республик и федерального государства. Отсюда актуальность и важность «национального вопроса», решение которого невозможно без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать инокультуры других этносов.
Одним из важнейших инструментов, помогающих решать данную проблему, является образование, а способ - активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.
О внимании, которое уделяется данной проблеме на федеральном уровне, свидетельствуют положения Закона РФ "Об образовании", где, кроме федерального, предусматривается и национально-региональный компонент содержания образования.
Федеральный компонент стандарта определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На его основе разрабатываются региональные и национально-региональные учебные планы. Региональный и национально-региональный компоненты стандарта определяют нормативы, которые относятся к компетенции учреждений образования конкретных областей, краев, республик РФ. Они обеспечивают специфиче-
ские потребности и интересы населения определенного региона в области образования, в которых отражено своеобразие культуры народов, населяющий данный регион.
Применительно к Республике Татарстан следует отметить, что основную часть населения в данном регионе составляют представители татарского и русского народов, соответственно перспективы развития Татарстана напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. Стабильность межэтнических отношений зависит от степени гарантированности прав и свобод всех народов, проживающих в регионе. При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в начальной школе.
Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве Татарстана, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.
Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». На наш взгляд данное высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.
На протяжении последнего времени интерес к проблеме изучения татарской музыки в начальных классах школ РТ значительно возрос. Это особенно заметно, когда речь идет о татарских школах и гимназиях, других учебных заведениях, в которых обучение детей ведется на татарском языке. В 1991 году МО РТ выпустило «Программу» по музыке для одиннадцатилетней общеобразовательной школы (на татарском языке), составленную коллективом таких авторов, как Н.Х. Халитова, Н.В. Бакиева, М.Ф. Зиганшина, И.Ш. Кадыйров. В 1998 году в диссертации, доцента Казанского госпедуни-верситета З.М. Явгильдиной была представлена «Программа» по музыке с
использованием татарского детского фольклора для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ. Изданы учебники для начальных классов «Музыкальный букварь», «Уроки музыки». Однако остается фактом, что в основной массе существующие методики и учебники ориентированы на татарские школы и гимназии, их использование в русскоязычных школах РТ вызывает затруднение.
Не уменьшая значения вопроса развития национальных культур народов Татарстана, нужно отметить низкий уровень знакомства многих школьников с татарской культурой. Отсюда следует, что проблема изучения татарской музыки в начальных классах становится важной, в первую очередь, для русскоязычных школ РТ, а также для районов компактного проживания татар в РФ, а это такие крупные регионы, как Ульяновская и Самарская область, города Москва, Санкт-Петербург, Уфа и т.д.
Определяя задачи национально-регионального компонента в программе «Музыка» для начальных классов общеобразовательной школы, можно выделить следующие направления:
Расширить у учащихся начальных классов знания о музыкальных традициях татарского этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" татарской народной и композиторской музыки.
Дать учащимся начальных классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
Привить учащимся начальных классов бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что в массовой практике педагоги-музыканты испытывают большие затруднения с выбором содержания НРК, которое нужно использовать на уроках. Также существует проблема того, как сочетать НРК и широко используемые методики по музыкальному воспитанию, в том числе таких авторов, как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.С. Ригина, Н.А. Терентьева, Л.А. Безбородова и др.
Это обусловлено тем, что в настоящее время в РФ существует большое количество программ по музыке, но, к сожалению, в них очень мало места отведено на изучение национальной музыки. Анализ содержания многих программ и разработок по музыкальному воспитанию в начальных классах показывает, что они не удовлетворяют запросы педагогов, касающиеся использования НРК на уроках музыки. До настоящего времени учителям музыки РТ не созданы соответствующие условия, при которых национальный репертуар стал бы равноправной частью учебной практики. Существующие практические и методические работы по использованию НРК в музыкальном воспитании, многим учителям музыки просто не известны, их широкое применение сдерживается рядом причин, в том числе отсутствием адаптации к русскоязычным школам, сложностью подбора нотного и теоретического материала.
На фоне внимания, которое уделяется развитию национального образования в Татарстане, в том числе трудах Р.И. Исхаковой-Вамбы, Р.Ш. Ма-ликова, З.Г. Нигматова, М.Н. Нигмедзянова, СИ. Раимовой, З.Н. Сайдаше-вой, Ф.Ф. Харисова, Я.И. Ханбикова, и многих других, существует недостаток учебных программ, пособий, методических разработок и рекомендаций в области музыкального воспитания в общеобразовательной школы, использующих НРК, в особенности для русскоязычных школ, которые были бы обеспечены нотным, теоретическим и аудио- материалом. Проблема исполь-
зования национально-регионального компонента в процессе обучения учащихся начальных классов в общеобразовательной школе решена частично и требует дальнейшего изучения.
В процессе работы мы провели анализ существующих в настоящее время программам по музыке для начальных классов общеобразовательной школы, разработок, методических пособий и учебников и сделали вывод о том, что в работах, созданных российскими авторами, музыкальному воспитанию учащихся начальных классов с использованием НРК уделяется незначительное внимание. Данный анализ показал, что на сегодняшний день современные программы по музыкальному воспитанию, разработанные российскими авторами активно развиваются и прогрессируют, но, как правило, на основе классической и современной музыки. Зачастую в них отведено очень мало места и времени на изучение народной, национальной музыки. Существующие программы и разработки татарских ученых и педагогов также не могут в полном объеме оказать всестороннюю помощь при использовании НРК в музыкальном воспитании учащихся начальных классов. Практически все имеющиеся на сегодняшний день программы по использованию татарской музыки на музыкальных занятиях в начальных классах таких авторов, как Н.Х Халитова, З.Ф. Аминова, разработаны и составлены на основе программы Д.Б. Кабалевского, которая хотя еще и пользуется спросом у учителей музыки, но по многим критериям устаревает, становясь менее актуальной, так как существует в музыкально-педагогической практике уже двадцать с лишним лет. К таким выводам мы пришли и после анкетного опроса, который проводился среди учителей музыки разных городов РТ, где выяснилось, что многие педагоги-музыканты неудовлетворены существующим на сегодняшний день тем количеством предоставленных к работе музыкально-педагогических разработок, касающихся использования НРК в музыкальном воспитании.
Существующий дефицит работ по использованию татарской музыки на занятиях по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе, позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время все также остро стоит вопрос о необходимости в составлении новой современной, возможно, универсальной учебно-методической разработки, которая способствовала бы использованию национально-регионального компонента на уроках музыке в начальных классах.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что основными сдерживающими факторами использования НРК в музыкальном воспитании учащихся начальных классов являются недостаток современных программ и разработок, а также затруднения педагогов-музыкантов в подборе национального музыкального материала. В особенности это актуально для школ, в которых обучение проводится на русском языке. Учителям музыки не созданы соответствующие условия, при которых национальный репертуар стал бы равноправной частью учебного процесса. Задача по внедрению НРК в музыкальное воспитание учащихся начальных классов общеобразовательной школы свидетельствует об актуальности исследования и наличии противоречия между объективной необходимостью использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов и отсутствием рекомендаций для реализации воспитательных возможностей НРК в процессе преподавания предмета «Музыка», что выражается в недостаточной теоретической и методической разработанности.
Указанное противоречие на теоретико-методологическом уровне выражается в форме научной проблемы: каковы особенности использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Ис-
пользование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов».
Цель исследования: разработать содержание национально-регионального компонента для использования в музыкальном воспитании учащихся начальных классов школ РТ.
Объектом исследования явился процесс музыкального воспитания учащихся начальных классов.
Предмет исследования: содержание музыкального воспитания учащихся начальных классов с использованием национально-регионального компонента.
Теоретическое исследование проблемы дало возможность сформулировать гипотезу, согласно которой процесс формирования этнической и полиэтнической культуры, развития музыкально-эстетического интереса учащихся начальных классов становится более результативным в том случае, если:
- содержание учебных программ по музыке в начальной школе обогатится национально-региональным компонентом;
национально-региональный компонент будет включать в себя татарскую народную музыку, произведения композиторов Татарстана, литературно-исторический материал;
исходя из принципа вариативного применения в музыкальной практике, будет разработан универсальный учебно-методический комплекс для уроков музыки, содержащий национально-региональный компонент.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить потенциал татарской народной и профессиональной музыки с целью выявления их актуальности в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Определить объем использования национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов на основе анализа существующих программ и методик для уроков музыки.
Разработать и экспериментально проверить эффективность учебно-методического комплекса по использованию национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения концепций ведущих исследователей в области воспитания (О.П. Богданова, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сухомлинский, Р.А. Фахрутдинова, А.Н. Ху-зиахметов); этнопедагогический подход и положения о роли национальной культуры, фольклора в просвещении татарского народа (Г.Н. Волков, К. На-сыри, М.Н. Нигмедзянов, СИ. Раимова); концепция гуманизма и гуманизации образования (Р.А. Валеева, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, Ф.Ф. Харисов); теоретические выводы о воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (Б.В. Асафьев,чИ.Т. Гай-син, Ф.Ш. Салитова, Я.И. Ханбиков); труды теоретиков-музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии детей (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраскина, Л.А. Волович, Д.Б. Кабалевский, Г.С. Ригина, Н.А. Терентьева). В процессе работы мы также пользовались руководящими документами МОиН РФ и РТ.
При решении поставленных задач и в процессе исследования применялись следующие методы:
анализ исторической, педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме; трудов ученых, педагогов, писателей о роли национальной культуры в воспитании подрастающего поколения;
педагогическое наблюдение за деятельностью учителей музыки и учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе; изучение и
обобщение опыта работы педагогов-музыкантов с целью определения состояния проблемы;
анкетирование, интервьюирование учащихся начальных классов, учителей музыки; беседы с целью выявления уровня использования и применения национально-регионального компонента на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы;
экспериментальная работа по проверке эффективности учебно-методического комплекса «Татарская музыка - детям», направленного на формирование интереса учащихся начальных классов к музыке татарского народа.
Экспериментальной базой исследования стали школы и гимназии в городах Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. Всего анкетным опросом было охвачено более 100 учителей музыки и около 500 учащихся начальных классов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1995-1999 гг.). Изучение музыкально-методической и психолого-педагогической литературы, сбор рабочего материала, определение исходных позиций, составление плана работы над экспериментальным исследованием в интересующей нас области. Был проведен и проанализирован констатирующий эксперимент.
Второй этап (1999-2001 гг.). Проведение опытно - экспериментальной работы по использованию национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Третий этап (2001-2003 гг.). Систематизирование и обобщение материалов формирующего эксперимента, анализ его результатов, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
1. Раскрыт воспитательный потенциал татарского народного и профессионального музыкального творчества по развитию творческих способностей
и художественного вкуса учащихся начальных классов, а также культуры межэтнического общения, толерантности и патриотизма.
Систематизирован и целесообразно отобран национальный музыкальный и литературно-исторический материал для использования на уроках музыки в начальных классах.
Разработан учебно-методический комплекс «Татарская музыка - детям», включающий в себя нотный и литературный сборник, а также рекомендации по его использованию в процессе преподавания музыки в начальных классах.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
разработано содержание учебно-методического комплекса «Татарская музыка - детям», способствующего использованию национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов, который включает в себя нотную и литературную хрестоматию;
теоретически обоснованы современные требования к учителю музыки, содержанию и учебно-методическому комплексу по музыкальному воспитанию учащихся начальных классов с использованием национально-регионального компонента;
предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкального воспитания учащихся начальных классов с использованием национально-регионального компонента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанного учебно-методического комплекса «Татарская музыка - детям», основанного на использовании национально-регионального компонента, знакомит детей с богатым музыкальным творчеством татарского народа, что может содействовать формированию уважительного отношения к его культуре и традициям, развитию у детей чувств интернационализма и патриотизма. Учебно-методический комплекс может использоваться в качестве пособия по использованию национально-регионального компонента в
программе «Музыка» и является универсальным с точки зрения его адаптации к наиболее известным программам по музыке. Он может быть применен в педагогической практике студентов средних и высших специальных учебных заведений музыкально-педагогического профиля, учителей музыки в начальных классах общеобразовательной школы, на факультативных занятиях и кружках вне школы, в процессе повышения квалификации преподавателей школ, педагогических училищ и вузов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическими позициями, использованием адекватного цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на передовой педагогический опыт, результатами опытно-экспериментальной работы, взаимосвязью теоретических положений исследования и личным участием автора в их практической реализации, научной апробацией основных идей и полученных результатов на практике школьного преподавания, использованием их в научных трудах автора.
На защиту выносятся:
Содержание национально-регионального компонента, отобранного для использования в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Учебно-методический комплекс по использованию национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов.
Рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкального воспитания учащихся начальных классов с использованием национально-регионального компонента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы по использованию НРК в музыкальном воспитании учащихся начальных классов путем апробации учебно-методического комплекса «Татарская музыка - детям»; материалы исследо-
вания докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, августовских совещаниях и семинарах учителей музыки городов Набережные Челны, Елабуга и Нижнекамск (2001— 2003 гг.).
Важнейшие результаты исследования получили отражение в научных статьях, докладах и их тезисах, а также в содержании курса лекций «Методика музыкального воспитания», прочитанного студентам Набережночелнин-ского педагогического колледжа.