Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.. 11
1.1. Эстетическое воспитание в структуре целостного воспитательного процесса 11
1.2. Особенности эстетического воспитания детей младшего подросткового возраста 33
1.3. Место коллективных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков 51
Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ И ПОВЫШЕНИЯ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ УРОВНЯ ИХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 70
2.1. Опыт экспериментального изучения интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании младших подростков 70
2.2. Педагогические условия обеспечения интеграции коллективных и индивидуальных
форм эстетического воспитания и повышения на этой основе его эффективности 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
ЛИТЕРАТУРА 171
ПРИЛОЖЕНИЯ 187
- Эстетическое воспитание в структуре целостного воспитательного процесса
- Особенности эстетического воспитания детей младшего подросткового возраста
- Опыт экспериментального изучения интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании младших подростков
Введение к работе
Актуальность исследования
Отрицательное влияние социума, средств массовой информации, пропаганды порнографии и насилия требуют противостояния им школы, родителей, педагогической общественности. Необходим поиск оп-тимальных путей формирования подрастающих поколений и, в частности, их эстетической культуры. Эстетическая культура является компонентом базовой культуры, воплощающей в себе опыт, накопленный человечеством в процессе своей истории. Современная школа остро нуждается в исследованиях особенностей формирования эстетической культуры школьников с учетом современных реалий, в научно обоснованных рекомендациях по их организации.
Общетеоретические основы формирования культуры отражены в работах О.С. Газмана, И.Ф. Исаева, Б.Т. Лихачева, А.И. Мищенко, М.Ф. Овсянникова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др. Исследования этих авторов позволили разработать культурологический подход к воспитанию и использовать его в раскрытии сущности эстетической культуры, ее структуры.
Философские, психологические, искусствоведческие аспекты исследуемого нами феномена рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.И. Бурцева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, М.Ф. Овсянникова С.Л. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. В них эстетическая культура характеризуется как часть общей культуры, совокупность эстетических ценностей, способов их создания и потребления. Данные исследования позволили нам при анализе сущности эстетической культуры базироваться на имеющихся в психологии трех подходах к пониманию личностных качеств: а) понимание этих качеств, как единства сознания, чувства и воли (СИ. Архангельский); б) понимание их как единства мотивации дея тельности и способов ее выполнения, которыми владеет ученик (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович); в) понимание качеств личности как 01 ее укоренившихся отношений к действительности, соотносящихся с ее мировоззрением (Б.Г. Ананьев).
Применительно к школьному образованию, эстетическая культура личности рассматривается как результат процесса эстетического воспитания.
Анализ литературы в избранной для исследования области позволил выделить в ней несколько групп исследований.
1. Исследования, раскрывающие возможности внеурочной эстетиче- * ской деятельности школьников (Г.В. Арзямова, Н.М. Артеменко,
Л.А. Бондаренко, Л.И. Буров, Н.К.Гаврюшин, М.Ю. Герман, Р. Лапина, Т.А. Марченко, А.Я. Михайлова, В. Монастырский, П.Н. Оси-пова, А.Л. Репанский, Н.А. Тазова, А.С. Хворостов, М.И. Шилова, П.М. Якобсон, Е.А. Ямбург).
2. Работы, позволяющие увидеть возможности педагогически целесо образного согласования урочной, внеклассной и внешкольной рабо ты при их использовании в формировании эстетической культуры ^ школьников (B.C. Библер, А.В. Валицкая, П.Н. Осипова).
Исследования, в которых рассматриваются проблемы эстетического всеобуча школьников (в том числе и в школах-комплексах). (Н.Б. Гонтаровская, Т.И. Сухова, И.И. Трубина).
Работы, посвященные проблемам личностно ориентированного подхода к эстетическому воспитанию (Л.Н. Азаров, Г.В. Беда, О.И. Во-рожейкин, Т.Н. Иванов, Е.Е. Игнатьева, Л.Н. Либерская, О.С. Лит-виненко, Т.П. Новикова, Н.С. Сакулина, Е.В. Шорохов).
5. Исследования, освещающие возможности отдельных учебных дис циплин в эстетическом воспитании школьников, пути и способы развития их эстетических способностей, содержание и формы эсте^ Л тического воспитания (Ю. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Д.Е. Огороднов,
В.М. Шацкая - на уроках музыки; А.Б. Алехин, СИ. Ботова, Г.Г. Виноградова, И.П. Глинская, Л.К. Кондаленко, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова - на уроках изобразительного искусства; И.П. Волков, Н.М. Конышева, М. Рамазанов, А.В. Рябчиков, Л.В. Шевчук - на уроках художественного труда; Р.В. Гуревич - на уроках трудового обучения; В.Г. Болтянский, А.В. Бондаренко, И.Г. Зенкевич, И.М. Титова - на уроках естественно-математического цикла).
Как показывает анализ литературы, вопросы интеграции коллек тивных и индивидуальных форм работы в процессе формирования эс тетической культуры младших подростков изучены недостаточно. Лишь частично исследованы ее сущность, значение и способы органи зации; не выявлена и не обоснована система педагогических условий, реализация которых поможет повысить эффективность исследуемого процесса. Вместе с тем анализ массовой практики формирования эсте тической культуры школьников свидетельствует о том, что без реше- II ния названных вопросов невозможно достичь необходимого эстетиче- ского развития личности. Этот же анализ убеждает в том, что проблема интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании является наименее разработанной, а в отношении младших подростков не рассматривалась вообще.
Осмысление проблемы интеграции коллективных и индивидуаль ных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков, анализ теоретических и экспериментальных ис- *'' следований, а также практической деятельности школы позволили вы-
6явить противоречие между недостаточной разработанностью проблемы организации такой интеграции и потребностью ее практического во площения в учебно-воспитательном процессе школы. Вышеуказанное д, противоречие дало возможность обосновать проблему исследования: каковы сущность и пути интеграции коллективных и индивидуальных форм работы как условия эффективного формирования эстетической культуры младших подростков и пдагогические условия повышения эффективности этого процесса на основе организации такой интеграции? Ее решение составило цель исследования.
Объект исследования: формирование эстетической культуры младших подростков в целостном педагогическом процессе школы. <# Предмет исследования: интеграция коллективных и индивиду- альных форм работы в процессе формирования эстетической культуры младших подростков в условиях школы-комплекса.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Раскрыть сущность эстетической культуры личности, опреде лить место ее эстетического воспитания в структуре целостного воспи тательного процесса и установить его взаимосвязи с другими аспекта- to ми этого процесса.
2. Изучить своеобразие эстетического воспитания, его средств, факторов, методов и форм в младшем подростковом возрасте.
3. Исследовать интеграцию коллективных и индивидуальных форм воспитания эстетической культуры младших подростков и спосо бы ее организации.
4. Выявить и обосновать педагогические условия повышения эс- * тетической культуры младших подростков на основе интеграции кол- лективных и индивидуальных форм работы и разработать методиче- ские рекомендации по организации и осуществлению исследуемой нами интеграции.
Ведущей идеей выдвинутой гипотезы явилась идея об иерархической системе педагогических условий повышения эффективности формирования эстетической культуры младших подростков, включающей в себя общие условия эффективности целостного воспитательного процесса, влияющие на результативность эстетического воспитания как одного из его органически взаимосвязанных аспектов; условия, непосредственно влияющие на эффективность эстетического воспитания и уровень развития эстетической культуры; условия, влияющие на использование коллективных и индивидуальных форм работы по формированию эстетической культуры и обеспечение их педагогически целесообразной интеграции.
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, а также идеи системного подхода как общепедагогического принципа науки, раскрывающего особенности личностно ориентированного и коллективно обусловленного целостного педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение нормативных документов, целостный педагогический опыт эстетического воспитания в школе; изучение массовой практики эстетического воспитания и передового опыта работы школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; специальная экспериментальная работа; наблюдение; экспертная оценка; самооценка; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования были школы г.Белгорода с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла №№ 21, 27, 41, 46, Шелаевская школа Валуйского района Белгородской области. Основная исследовательская работа проводилась на базе школы № 27 г. Белгорода. Опытной работой были охвачены 369 младших подростков и 32 педагога. Организация исследования проводилась в несколько этапов.
Первый этап (1989-1994 г.) - изучение философской, психологической и педагогической литературы в избранной для исследования области; осмысление и формулировка теоретических и методологических позиций исследования; проведение констатирующего эксперимента; установление исходного уровня эстетической культуры младших подростков; разработка критериев оценки уровня усвоения ими эстетической культуры; создание в школе организационных, научно-методических, кадровых и материально-технических предпосылок для осуществления эксперимента. К концу этого этапа были определены исходные параметры исследования и его общая гипотеза.
Второй этап (1995-1999 г.) - организация экспериментальной работы. В процессе этой работы, проведенной на базе целостного педагогического опыта, была проверена, детализирована и обогащена сформулированная в ходе исследования гипотеза.
Третий этап (1999-2000 г.) - обобщение материалов эксперимента с учетом результатов, полученных на двух предшествующих этапах; заключительный анализ и обобщение теоретических и эмпирических материалов исследования, литературное оформление диссертации, систематизация полученных результатов.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в следующем: а) охарактеризованы формы работы в процессе воспитания эстетической культуры младших подростков и дана их классификация в зависимости от вида их интеграции; б) исследована интеграция коллективных и индивидуальных форм работы в эстетиче- ском воспитании младших подростков и способы ее организации; в) теоретически и экспериментально выявлены и обоснованы педагогические условия повышения уровня эстетической культуры младших подростков на основе организации педагогически целесообразной интеграции коллективных и индивидуальных форм работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение уровня усвоения эстетической культуры младшими подростками на основе организации педагогически целесообразной интеграции коллективных и индивидуальных форм работы. Эти рекомендации могут быть использованы руководителями различных типов образовательных учреждений, классными руководителями, учителями-предметниками, при создании учебно-воспитательных центров, учебных пособий по педагогике, а также в сфере дополнительного образования и переподготовки учителей. Разработанная программа-характеристика приемлема для отслеживания результатов исследований в различных типах школ.
Достоверность результатов исследования обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, адекватностью методов исследования поставленным задачам, разнообразием использованных методик, центральное место среди которых занимают целостный педагогический опыт и проводившаяся на его базе опытная работа; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью проведения повторной экспериментальной работы в новых педагогических условиях; использованием статистических методов исследования.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в статьях, методических пособиях для учителей и учащихся, докладах и сообщениях на заседаниях педагогических советов школ №№ 21, 27, 41, 46, г. Белгорода. Результаты ис- следования отражены в сборниках материалов Российской конференции «Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика», научно-практической конференции «Преемственность в образовании: опыт, проблемы, перспективы», в материалах международной научной конференции «Инновации в образовании: теория и практика». Разработанные рекомендации используются педагогическими коллективами школ №№ 21, 27, 41, 46 г. Белгорода, Шела-евской школы Валуйского района Белгородской области.
Основные положения, выносимые на защиту:
Эстетическая культура младших подростков представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения эстетическими знаниями и умениями; сформированным социально ценным отношением к эстетике; развитыми эстетическими качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в эстетической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы работы в эстетическом воспитании младших подростков имеют три вида интеграции (внешнюю, внутреннюю и опосредованную), осуществление которых способствует формированию эстетической культуры младших подростков. * Эффективность формирования основ эстетической культуры млад ших подростков обеспечивается при реализации трех групп органиче ски взаимосвязанных педагогических условий. Одни из них опосредо ванно влияют на этот процесс, другие влияют на него непосредствен но, а третьи - повышают эффективность использования коллективных и индивидуальных форм работы на основе их интеграции.
Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Эстетическое воспитание в структуре целостного воспитательного процесса
При формулировке исходных теоретических позиций настоящего исследования мы должны были, прежде всего, обратиться к определению сущности эстетической культуры личности. Эстетическая культура понимается нами как один из компонентов базовой культуры, который является необходимым фактором развития и накопления человеческого опыта. Ее формирование - «это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности» /127, с.263/, организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
Применительно к школьному образованию, эстетическая культура рассматривается как результат процесса эстетического воспитания. Эстетическое воспитание, в данном контексте, выступает как целенаправленный, педагогически обусловленный процесс становления эстетической культуры школьников. Под его сущностью мы понимаем его структуру, как соотношение и взаимосвязи частей целого, движущие силы и закономерности.
Общепризнанно, что эстетическое воспитание является одним из аспектов целостного воспитательного процесса, поэтому его анализ невозможен без понимания более широкой категории, какой является воспитание.
В педагогической науке под воспитанием обычно понимается передача и усвоение людьми, и в частности, подрастающими поколениями культуры или социального опыта как той его части, которая используется человеком в его повседневной жизни и деятельности.
И, действительно, «культура представляет собой такого рода феномен, который нельзя чисто эмпирическим путем отделить от остальных сфер общественной жизни» /2, с.6/ поскольку она имеет множество дефиниций. В своем этимологическом значении данное понятие восходит к античности. В Древней Греции оно отождествлялось с понятием «ребенок», что непосредственно обозначало воспитание, обучение, образование. В эпоху средневековья культура рассматривалась как духовный фактор. Философия эпохи Возрождения на место идеи Бога поставила идею человека-творца.
Философы прошлого, раскрывая понятие «культура», исходили из необходимости раскрыть ее сущность и ее значение во взаимоотношениях человека и мира, ее связь с сущностью человека. Например:
- «культура - это все, созданное рукой и духом человека (материальная и духовная культура), то есть это «вторая природа» в отличие от первозданной природы, натуры» /91, с.9/.
- «культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» /109, с. 19-20/.
Особенности эстетического воспитания детей младшего подросткового возраста
В характеристике особенностей эстетического воспитания в младшем подростковом возрасте мы исходим из того, что развитие личности есть процесс сложный, длительный, многоэтапный. Вместе с тем, как и сама личность, ее развитие есть процесс одновременно и целостный, и многогранный.
Каждая личность в своем развитии проходит определенные, качественно отличающиеся друг от друга этапы. Наиболее общая периодизация жизни, охватывающая ее в целом, сводится к выделению трех весьма продолжительных отрезков жизненного пути: 1) взросление -до 30 лет; 2) зрелость - до 60 лет; 3) старость — до конца жизни.
В педагогической психологии, исследующей особенности развития человека в период его взросления, обычно выделяются следующие этапы: младенческий возраст, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. В подростковом возрасте выделяется младший подростковый и старший подростковый возраст.
Развитие личности проходит как постепенное накопление незаметных количественных изменений и их переход на каком-то этапе в качественные. Соответственно, возрастные особенности отдельных этапов развития не существуют как статичные для данного этапа и изменяющиеся лишь с переходом личности к следующему этапу. Возрастные особенности каждого из этапов развития личности существуют как определенные тенденции.
Перед воспитателями стоит задача - использовать возможности каждого возрастного периода в формировании растущей личности, ибо то, что упущено в детстве, никогда не возвратить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.
Младший подростковый возраст характеризуется наличием специфических особенностей, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, личную автономию. Потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, чувство взрослости — отличительные характеристики младшего подросткового возраста. Их привлекают такие виды деятельности, которые можно выполнить сообща. В основе утверждений большинства педагогов-исследователей, изучающих проблему формирования эстетической культуры, лежит положение о том, что при дефиците эстетически направленного общения в младшем подростковом возрасте впоследствии надолго сохраняется информатизм в эстетических оценках, суждениях, поведении. В тех случаях, когда мы говорим о признании подростка со стороны взрослых, именно взрослые побуждают ребенка находить средства для реализации какой-либо воспитательной цели, независимо, происходит ли воспитание чувства ответственности, умения отстаивать свою точку зрения или эстетических чувств. В этот возрастной период дети открыты по отношению к взрослым, доверяют им, ориентируются на их нормы морали и ценности воспитания, способы мотивации. Младший подросток очень восприимчив к мнению людей о нем. В основе его самосознания лежат суждения взрослых, товарищей, коллектива, т.е. окружающих. Однако, как показывает практика, именно в этом возрасте начинает формироваться тенденция самостоятельно оценивать, анализировать собственные поступки, слова, дела.
Опыт экспериментального изучения интеграции коллективных и индивидуальных форм работы в эстетическом воспитании младших подростков
Обосновав исходные теоретические позиции исследования, мы обратились к экспериментальной работе по проверке выдвинутой гипотезы как предположительного решения его проблемы. Среди методов исследования центральное место занимал целостный педагогический опыт и организация на его базе экспериментальной работы. При этом были разработаны два дополняющих друг друга пути: первый - организация специальной опытной работы эстетического воспитания в школе-комплексе № 27 г. Белгорода; второй - проверка выдвинутой нами гипотезы использование коллективных и индивидуальных форм работы в системе эстетического воспитания младших подростков.
На протяжении десяти лет организации целостного педагогического опыта и его применения как одного из важных методов педагогического исследования, прежде всего, направлялись усилия на организацию школьного коллектива. Он рассматривался - вслед за А.С. Макаренко - в качестве ведущей формы функционирования школы как воспитательной системы. Усилия прилагались при этом в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, реализация основного закона в жизни коллектива, обеспечение его постоянного движения вперед; во-вторых, широкое систематическое участие школьников в организации коллективной деятельности на основе развития форм самоуправления и соуправления.
При реализации основного закона жизни коллектива - «постоянного движения вперед» было стремление обеспечить при выдвижении коллективных целей постоянную опору на потребности, интересы воспитанников и обозначить большую социальную значимость этих целей, охват ими основных сторон жизни школы и последовательное улучшение в результате достижения коллективных целей. Важным моментом методики было широкое участие самих воспитанников в выборе коллективных целей. Перед коллективом школы на каждом этапе ее развития всегда стоял «веер» коллективных целей, обеспечивающих постоянно действующую систему соуправления.
Оно осуществлялось в рамках детского объединения «Молодое поколение России», возглавляемого штабом «Атлант». Объединение имеет свой Устав, девиз, законы, символы и атрибуты, программу... Деятельность школьников организуется в следующих направлениях: «Наша память», «Наш край», «Наш труд», «Наш отдых», «Наша учеба», «Наш дом». Учащимися разработаны принципы своей деятельности и мероприятия по реализации программы. Связь общешкольных органов самоуправления с классными осуществляется штабом «Атлант» через такие комиссии ученического соуправления, как учебная, трудовая, патриотическая, спортивная, культурно-массовая, экологическая, а также комиссии порядка и дежурства и заботы о младших.