Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
1.1. Нравственная культура: сущность, специфика, структура 15
1.2. Система детерминант, влияющая на формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома .
1.3. Характеристика критериев, показателей, определяющих уровень сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Глава 2. Процесс формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома и его результаты
2.1. Программа и методики исследования процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
2.2. Анализ практики формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
2.3. Педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Заключение 159
Список использованной литературы 167
Приложение
- Нравственная культура: сущность, специфика, структура
- Система детерминант, влияющая на формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома
- Программа и методики исследования процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
- Анализ практики формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Введение к работе
чаще всего пополняют ряды беспризорных, занимаются бродяжничеством, совершают противоправные действия.
Особенностью современного этапа формирования нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома является то, что оно проходит в период переоценки в обществе жизненных и нравственных ценностей, где наблюдается тенденция подмены общечеловеческих ценностей совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, в определенной степени деструктивных с точки зрения развития личности, семьи, государства. Низкий уровень правосознания, социальный нигилизм оказывают серьезное влияние на процессы маргинализации и криминализации всего социума в целом. В этих условиях неизбежно нарастание новых представлений о формах проявления чести, достоинства, совести, скромности, моделей поведения, что формирует у данной категории подростков вседозволенность, препятствует их самоидентификации и позитивной самореализации. Дефицит нравственности порождает у многих из них в лучшем случае пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни, неумение строить толерантные межличностные отношения. В результате проведенного исследования нами выделены противоречия между:
востребованностью педагогического сопровождения в процессе формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома и недостаточной разработанностью его содержания и технологии осуществления;
сложившейся практикой организации нравственного воспитания в условиях детского дома и необходимостью создания на его базе гуманистически ориентированного воспитательного пространства, где воспитанник является активным субъектом позитивного общения с окружающими;
недостаточной сформированностью нравственной культуры подростков и уровнем подготовки педагогов, способных эффективно решать задачи нравственного воспитания в современных условиях.
Проблема исследования состоит в определении путей преодоления вышеуказанных противоречий.
Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы воспитания и развития детей-сирот уделяется достаточное внимание в педагогике, психологии, социологии (Л.В. Байбородова, А.А. Бурлакова, И.В. Дубровина, Л.И. Коч-кина, Ю.М. Мерзляков, B.C. Мухина, О.Н. Посысоев, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.Д. Худенко, Л.М. Щипицына, А.И. Ярулов и др.). Анализ литературы свидетельствует о том, что большая часть работ посвящена вопросам адаптации, реабилитации, жизненного и профессионального самоопределения, социализации воспитанников детского дома, воспитательной системе данного типа учреждений. Существует большое количество научных исследований, рассматривающих нравственные аспекты образования, особенности нравственного воспитания, формирования нравственной культуры, освоения нравственных ценностей (О.С. Богданова, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, И.Ф. Харламов и др.) в условиях общеобразовательной школы, системы дополнительного образования, семьи. Проведенный анализ показывает, что накопленный в теории и методике нравственного воспитания багаж идей и конкретных решений не учитывает своеобразие сложившейся социально-педагогической ситуации в полной мере. Вместе с тем в современной педагогической науке отсутствуют работы, раскрывающие проблему формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома, не обобщен опыт данного процесса.
Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.
Объект исследования - нравственная культура современных подростков — воспитанников детского дома.
Предмет исследования — формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома будет более результативным, если:
педагог в своей деятельности учитывает особенности социальной ситуации развития воспитанников, уровень сформированности их нравственной культуры;
целенаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение детей в системе нравственных ценностей;
в воспитательной деятельности педагог принимает во внимание предыдущий нравственный опыт воспитанника, исходя из его неблагополучного социального статуса;
воспитатель является носителем и проводником нравственной культуры.
С учетом цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:
Раскрыть сущностные признаки нравственной культуры личности.
Обосновать функции нравственной культуры личности.
Выделить систему детерминант, влияющую на процесс формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.
Описать критерии, показатели и уровни сформированности нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома.
Осуществить анализ реальной практики по формированию нравственной культуры подростков в современных условиях, выявить причины, затрудняющие этот процесс.
Обосновать систему педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.
Теоретико-методологической базой исследования послужили принципы развития, детерминизма, взаимосвязи теории и практики; системный подход к изучению педагогических процессов; культурологический, аксиологический, дифференцированный, личностно-ориентированный, возрастной подход; изыскания, в которых:
рассмотрены культурологические идеи в философии, педагогике, психологии (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.С. Газман, А.И. Шемшурина и др.);
содержатся основные положения о сущности нравственной культуры, особенностях ее функционирования (С.А. Анисимов, Р.Г. Апресян, Л.М. Архангельский, В.И. Бакштановский, В.А. Блюмкин, А.А. Гусейнов, В.Жямайтис, Ю.В. Согомонов и др.);
отражены общие закономерности психического и личностного развития детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях (И.А.Залысина, А.И. Захарова, Э.А. Минкова, B.C. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.А. Стреблева, Т.А. Шилова, Т.И. Шульга и др.);
раскрыта специфика организации жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (В.В. Беляков, Е.В. Виноградова, И.А. Горчакова, Н.П. Иванова и др.);
представлены основополагающие идеи гуманистической педагогики, ориентированные на нравственное развитие ребенка и этику ненасилия (Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.А. Ситаров, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);
— выявлены особенности процесса нравственного воспитания и развития
личности (О.С. Богданова, Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, А.В. Зосимовский,
Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, Л.И. Рувинский,
И.Ф. Харламов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, опрос (анкетирование, интервью, беседа), опытно-экспериментальная работа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
выявлены важнейшие сущностные признаки нравственной культуры личности в современных условиях, отражающие когнитивный, нравственно-волевой, ценностно-деятельностный, мотивационно-поведенческий аспекты;
описаны функции нравственной культуры подростков:
познавательная, позволяющая личности познать моральные принципы, нормы, правила, выработанные в обществе;
ценностно-ориентационная, способствующая нравственной саморегуляции личности, контролирующая поведение и действия, индивидуальное отношение к окружающему миру;
мотивационно-деятельностная, побуждающая личность к нравственному выбору поведения и действий в сложных жизненных ситуациях;
эмоционально-оценочная, включающая переживание и удовлетворение собой, уважение к себе: переживание ответственности за возможные последствия своих действий, правильная оценка своего поведения; переживание, связанное с недостаточностью нравственного опыта;
функция защиты, обеспечивающая формирование положительных эмоций, приносящих надежду на достижение успеха в нравственной сфере, чувство удовлетворенности, осознание отношения к отрицательным результатам при
неудачах, способность приобретения уверенности для дальнейших успешных действий;
выделена система детерминант, влияющая на процесс формирования нравственной культуры подростков, обусловленная их возрастными особенностями и социальным статусом и включающая природные, социальные, личностные, педагогические факторы;
обоснована система критериев, показателей и уровней сформированно-сти нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома, отражающая развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности;
исследованы причины, затрудняющие процесс формирования нравственной культуры подростков, детерминированные социальными, индивидуально-личностными, организационно-педагогическими факторами;
представлена характеристика пяти групп подростков, раскрывающая уровни сформированное нравственной культуры (достаточный, удовлетворительный, неустойчивый, тревожный, неудовлетворительный);
разработана система педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома, отражающая базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога-воспитателя и воспитанника, учитывающая специфику данной категории детей и учреждений, в которых они находятся.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке важнейших положений по формированию нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома, способствующих их социализации: определены сущностные признаки нравственной культуры личности в современных условиях, ее ценностно-смысловое содержание, структура, функции; раскрыты содержательная и методическая сторона процесса ее формирования в условиях детского дома; обосновано содержание деятельности педагога по формирова-
нию нравственной культуры подростков в условиях детского дома, обеспечи-' вающее их включение в деятельность и отношения на основе взаимодополняющих методов и педагогических технологий.
Практическая ценность исследования заключается:
в создании и реализации программы изучения нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома;
в оценке ее эффективности в реальной практике;
в подготовке методических рекомендаций для педагогов, воспитателей, социальных педагогов, работающих с воспитанниками детского дома, отражающих содержание и технологию нравственного воспитания подростков в современных условиях;
в разработке курса лекций и учебных занятий в системе повышения квалификации педагогов, проведенных Научно-методическим центром Восточного округа г. Москвы;
в том, что материалы исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме.
Исследование проводилось поэтапно.
На первом этапе (2004—2005 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывались цель, задачи, гипотеза исследования, методологический аппарат и программа эмпирического исследования.
На втором этапе (2005-2007 гг.) анализировалась реальная практика по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась качественная интерпретация результатов исследования, формулировались основные выводы работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нравственная культура личности - это интегральное личностное обра
зование, включающее в себя знание моральных принципов, норм и правил, вы
работанных в обществе; совокупность нравственно-волевых качеств и ценно
стей, способствующих принятию правильного решения в ситуации нравствен
ного выбора и готовность их выполнять; ценностная основа личности, направ
ляющая на осознание ее самоценности и ценности окружающих людей. Нравст
венная культура личности:
предполагает осознание необходимости выполнения определенных обязательств по отношению к другим людям, подчинение не только собственным устремлениям, но и согласование поведения с интересами других людей;
включает в себя готовность личности на основе моральных принципов, правил и норм, выработанных в обществе, регулировать свое поведение и действия в разных сферах жизни: в труде, быту, в личных, внутригрупповых отношениях;
определяет критерии оценки личностных целей и средств их достижения, мотивы и намерения личности;
предусматривает способность формировать свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на важнейшие этические категории.
Функции нравственной культуры личности: познавательная, ценностно-ориентационная, мотивационно-деятельностная, эмоционально-оценочная, функция защиты.
Система детерминант, влияющая на процесс формирования нравственной культуры подростков, представляет собой совокупность факторов:
природных, биологических (передача от родителей детям тех или иных черт и особенностей, заложенных в их генетическую программу);
социальных (воздействие средовых компонентов — политика государства по отношению к ребенку, СМИ, семья, детский коллектив);
- личностных (специфика индивидуального опыта подростков - воспи
танников детского дома, обусловленная возрастными особенностями и ситуа
цией общения в семье);
— педагогических (содержание воспитания, методы, формы, приемы орга
низации деятельности по формированию нравственной культуры и учет влия
ния природных, социальных, личностных факторов в ней, роль педагога как но
сителя и проводника нравственной культуры).
4. Система критериев сформированности нравственной культуры подро
стков в условиях детского дома включает познавательный, оценочно-
эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий критерии.
Показателями познавательного критерия выступают объем этических понятий, которыми владеет подросток; умение устанавливать связи между ними, давать содержательную характеристику нравственным ценностям, анализировать, как именно они могут проявляться в поведении; самостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих отношения между людьми; умение использовать имеющиеся знания в различных ситуациях и готовность к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации; оценочно-эмоционального критерия — суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностям; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний; сочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленности; мировоззренческого критерия - проявление полноты, самостоятельности, устойчивости суждений о нравственных требованиях, этических нормах; поведенческого критерия — самооценка собственных поступков и проступков, развитость чувства самокритичности, выражение нравственных чувств, нравственных убеждений, устойчивость поведения, включающая в себя определенную стабильность в различных условиях.
5. Характеристика типологических особенностей пяти групп подростков,
выделенных в процессе осуществления дифференцированного подхода на ос-
нове показателей сформированности нравственной культуры, позволяет создать условия для их продвижения в нравственном развитии, включающие в себя определение возможностей каждой группы в нравственном развитии ее членов, выбор направленности деятельности педагога в работе с каждой из них, обоснование наиболее эффективных средств и методов нравственного воспитания.
6. Причины, затрудняющие формирование нравственной культуры под
ростков в условиях детского дома, проявляются в трех аспектах:
личностном (связанном с особенностями интеллектуального развития, эмоционально-волевой, мотивационной сферой, структурой самосознания, социализации);
социальном (обусловленном социальной ситуацией развития, ослаблением позитивного влияния институтов социализацией);
педагогическом (включающем уровень готовности педагогов к определению эффективности содержания, методов, приемов в процессе воспитания социально дезадаптированных детей).
7. Система педагогического сопровождения процесса формирования
нравственной культуры подростков в условиях детского дома состоит из ряда
этапов: педагогическая диагностика, конструирование и реализация индивиду
альных маршрутов сопровождения подростков, связанных с овладением ими
нравственными знаниями, формированием нравственных чувств, развитием эм-
патии, организацией эмоционально насыщенной, нравственно ориентированной
коллективной и привлекательной деятельности.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе детских домов № 48, 57 Восточного административного округа г. Москвы, детского дома № 23 Западного административного округа г. Москвы. В исследовании приняли участие 163 человека: подростки — воспитанники детского дома, воспитатели детского дома и педагоги школ № 404, 781 Восточного админист-
ративного округа г. Москвы, в которых обучаются воспитанники детского дома.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью его исходных параметров: синтезом философских и психолого-педагогических подходов в доказательстве ведущих идей; применением комплекса методов исследования, адекватных цели, задачам, поставленным в диссертации; соотнесением выводов и результатов исследования с научными позициями ученых, педагогов и практикой воспитательной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов и на следующих научных конференциях: XI Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медицинский, педагогический, психологический, экологический аспекты» (г. Калуга, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Семья и социум - детям! (Актуальные проблемы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей)» (г. Миасс, 2008 г.), Межвузовской конференции «Личность в межкультурном пространстве» (г. Москва, РУДН, 2006 г.), Городской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности ребенка в условиях детского дома» (г. Москва, 2006г.), Презентационном форуме экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений (г. Москва, 2008 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Нравственная культура: сущность, специфика, структура
Рассматривая данное понятие необходимо отметить, что оно, по мнению Р.Жибайтиса, выступает в связи двух понятий - «нравственность» и «культура», означающих реальную сторону общественных (и других отношений). Характеризуя первое из них, представляется необходимым определить соотношение терминов «мораль» и «нравственность». Термин «мораль» происходит от латинского mos, mores - нравы, обычаи, что по значению близко к русскому слову «нравственность». Специальному исследованию ее сущности, структуры, закономерностей функционирования посвящены работы О.Г. Дробницкого, С.Ф. Анисимова, А.И. Титаренко, А.Ф. Шишкина, В.Г. Иванова, А.А. Гусейнова, А.Г. Апресяна и других ученых. С одной стороны, она является «культурой» в морали, с другой — выражает моральный аспект (ценность) культуры. Поэтому анализ нравственной культуры предполагает раскрытие глубинных (сущностных) взаимосвязей между культурой и моралью. Мораль, являясь важнейшей основой нравственной культуры, характеризуется как сфера нормативного регулятора действий человека в обществе, как особая форма общественного сознания, как критическая оценка нравственности (обычаев, нравов). Мораль определяется Б.Т. Лихачевым как характер общественных отношений и «является внешней духовной силой по отношению к внутреннему духовному миру личности. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, запреты, которые с раннего детства внушаются и навязываются растущему человеку»( 131,22).
Для раскрытия сущности понятия «нравственность» необходимо определиться с ее этимологической основой. В литературе существуют самые разнообразные определения нравственности. Так, словарь СИ. Ожегова толкует нравственность как правила, определяющие поведения, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» (Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 2007. - С. 409).
В философской литературе нет единства взглядов на соотношение морали и нравственности. Впервые теоретическое обоснование разделения понятий морали и нравственности было предложено Гегелем, который считал, что они должны описывать различные феномены духовной жизни. Если под моралью Гегель понимал субъективную значимость человеческого поведения, то нравственность представляет, по мнению философа, практические отношения, воплощающиеся в историческом опыте семьи, гражданского общества и государства.
Высказываемые мнения значительно разнятся и нередко носят субъективный характер. При этом чаще всего термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.(146,ПО) Поэтому представляется возможным в рамках настоящего исследования рассматривать понятия «мораль» и «нравственность» как взаимозаменяемые.
При всем разнообразии понимания различными учеными сущности нравственности, она всегда рассматривается как важнейшая стороны жизнедеятельности людей (Л.М. Архангельский, К.А. Шварцман), как внутридушевный локатор (А.И. Титаренко), как способ практического сочетания общественных и личных интересов (А.А. Гусейнов). Общим для отечественной науки оказалось понимание нравственности как реальной гарантии гуманистического поведения людей, его духовной обусловленности. Оптимальным ориентиром нравственного поведения людей является уважение людьми достоинства друг друга и их оберегающее отношение друг к другу.
В качестве признака нравственности можно рассматривать такую ее черту, как естественная побудительность предписаний, внутренняя потребность их выполнения, отсутствие в их соблюдении принудительности. С точки зрения выполнения нравственных требований, нравственность уникальна - выполнение требований можно возлагать исключительно на себя и никогда на других. Нравственность побуждает и сдерживает - самоутверждение реализуется при открытости человеку моральных абсолютов, образуя представления необходимости и достаточности личных притязаний.
Обязательным условием существования и функционирования нравственности является добровольность, моральная свобода, основанная на самопонуждении, самовменении, при наличии, естественно, возможности выбора, при отсутствии которого моральная ситуация упраздняется.
Нравственность можно представить как систему норм, либо как систему ценностей (добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение и прочее). Нравственные ценности занимают особое место в иерархии ценностей человека, поскольку они определяют модель поведения человека в обществе.
В педагогической литературе (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) нравственность рассматривают как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства как доброта, порядочность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Рассматривая сущность понятия нравственность, А.С. Франц отмечает, что нравственность — это духовное явление, ориентирующее людей на конкретные способы выполнения ими моральных императивов на основе выработанных человечеством представлений о содержании нравственных качеств людей, одобряемых обществом норм их поведения. Нравственность как способ жизнедеятельности людей состоит из общественных представлений о нравственных качествах людей, необходимых для формирования их нравственных идеалов, нравственных чувств, разума и свободной воли, являющихся условием выбора людьми предпочитаемых ими поступков. Складывающиеся в обществе нравственные представления и нравственные чувства людей имеют ценностный характер и воспринимаются ими в форме субъективно понимаемого ими добра.
Обобщение определений нравственности, представленных в научной литературе, позволяет выделить их следующие признаки. Во-первых, нормативность нравственности. Во-вторых, выполнение нравственностью регулятивной функции. В-третьих, отражение в нравственности фактической жизни людей, их реальных нравов. В-четвертых, проявления нравственности в моральном сознании общества и в моральных отношениях как разновидности общественных отношений.
Система детерминант, влияющая на формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Рассматривая данную проблему мы основываемся на научных концепциях ученых: - раскрывающих методологические основы детерминизма (Б.М. Кедров, Я.Ф. Аскин, В.Ф. Паркин, А.Н. Леонтьев, В.И. Купцов, С.Л. Рубинтштейн, А.В. Запорожец, О.С. Богданова, Д.М. Гришин, И.С. Марьенко, В.И. Петрова и др.); - определяющих сущность системности (А.И. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, А.Т. Куракин, Ф.Ф. Королев и др.). Не останавливаясь детально на их теоретических основах, весьма широко освещенных в научной литературе, остановимся на ряде положений. 1 .Под понятием система принято подразумевать совокупность элементов, объектов, находящихся в диалектической взаимосвязи друг с другом и образующих тем самым органическое единство. Система целостна и автономна по отношению к внешней среде, однако ее изучение необходимо вести в единстве со средой. Система как целостное расчленяется, она состоит из элементов. Свойства элементов зависят от их принадлежности к определенной системе, а свойства системы несводимы к свойствам ее элементов. Все элементы системы находятся в сложных связях и взаимодействиях, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данной системы. Совокупность элементов и связей дает представление о структуре и организации системных объектов. Эти понятия выражают определенную упорядо 38 ченность системы, способы взаимозависимости и взаимоподчиненности ее элементов. 2.Детерминант в Энциклопедическом словаре определяется тоже, что и определитель (схема какого-либо явления или процесса, определяющая его сущность; главное направление - существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении). 3.Системой детерминант выступают условия, которые отличаются большой подвижностью, динамичностью, конкретностью и обуславливают нравственную деятельность личности. Они являются существенными детерминирующими факторами. В широком смысле — отождествляются с совокупностью детерминирующих факторов, в узком - особый вид детерминирующих факторов.
И.С. Марьенко подчеркивал, что все факторы, обуславливающие нравственное становление и развитие личности школьника, в рамках которых мы и рассматриваем вышеназванную проблему, можно разделить на три группы: природные или биологические, социальные, педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями (факторами) школьник приобретает необходимый опыт нравственного поведения (137, 31).
Раскрывая сущность влияния каждого из вышеперечисленных факторов, отметим их специфику применительно к данной категории подростков.
Характеризуя природные (биологические) факторы необходимо подчеркнуть, что они связаны с понятием «наследственность», под которой понимается передача от родителей детям тех или иных черт и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
По наследству ребенок получает человеческий организм, нервную систему. Мозг, органы чувств, особенности нервной системы также передаются по наследству, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Говоря о наследственности нельзя игнорировать и тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер. По наследству ребенок получает задатки в виде определенных анатомо-физиологических свойств нервной системы. Переданные по наследству индивидуальные особенности нервной системы находят выражение в способности индивида различным образом регулировать на внешние раздражители.
Авторы монографии «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» подчеркивают, что психологические признаки как объекты генетического анализа имеют очень существенные особенности, с которыми нельзя не считаться, но это же говорит и о неправомерности попыток строить какие-либо прогнозы относительно дальнейшего психического развития на основании установленной в одном возрасте генетической детерминации того или иного признака (178,8).
Наследственные заболевания могут быть из группы болезней обмена веществ, болезней соединительной ткани. Данные зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что разными генетическими факторами обусловлено примерно 75%, а экзогенными — около 25% всех случаев умственной отсталости. От 43 до 655 болезней глаз связано с наследственными заболеваниями. Генетикам известно более 250 генетических синдромов, в которых отмечается нарушение слуха, около 80 из них связаны с нарушениями зрения (83,35).
В рамках нашего исследования важна точка зрения А.К. Звейникса, который увязывая вполне определенно проблему влияния на нравственную культуру личности некоторых биологически обусловленных свойств психики, обращает внимание на неправомерность абсолютного отмежевания любых генетически наследуемых элементов от нравственной сферы и, более того, говорит о возможности влияния генетической информации на внутренний мир человека (93,6-7). Представляет интерес сделанная в работе Ю.В. Засядь-Волк попытка вскрыть биологические предпосылки нравственности, показать соответствующую зависимость этапов формирования нравственности от возрастных уровней психического созревания, а также его утверждение об обратном воздействии нравственности на биологическую сторону жизни человека, на половое развитие, духовный рост, физиологию (92,10).
Нельзя не считаться с мнением, что природные особенности психики в определенной мере отражаются в таких качествах личности как активность, собранность, целеустремленность, способность к саморегуляции и т.п., от которых зависит во многом реализация программ поведения (Архангельский Л., Крутова О., Багдонавичус В., Братусь Б.).
Влияние природных (биологических) факторов очень сильно на ранних этапах развития ребенка. Как правильно отмечает А.А. Гусейнов, что в первые годы жизни (приблизительно до 3 лет) ребенок находится по ту сторону добра и зла, мораль для него — совершенно неведомый и недоступный мир. Способность к восприятию нравственных суждений, уважительное отношение к системе нравственных правил появляются на определенном этапе природно-биологического развития.
По мере взросления вырастает роль социальных факторов - средовых компонентов (государство, СМИ, семья, детские коллективы).
Анализ научных исследований и реальной практики показывает, что эту группу факторов в современных условиях нельзя оценить однозначно. Ее позитивный потенциал связан, главным образом, с деятельностью государства по обеспечению нормативно-правовой основы социальной защиты, обучения и воспитания детей-сирот.
Рассматривая права и гарантии этой категории детей необходимо отметить, что они определены в Постановлении Правительства РФ №409 от 20 июля 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановления Правительства РФ №374 от 14 мая 2001 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Программа и методики исследования процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Изучение реальной практики по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома, выявлению существенных проблем и противоречий данного процесса базировались на программе эмпирического исследования.
Программа основывалась на теоретико-методологических положениях, изложенных в первой главе диссертации, отражающих сущность нравственной культуры личности. Ее реализация предусматривала решение следующих задач: - изучить уровни сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома; - выявить факторы, влияющие на формирование нравственной культуры этой категории подростков; - определить эффективность используемых педагогических приемов и методов по формированию у них нравственной культуры; - исследовать систему педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома. Данная программа и задачи исследования определили логику опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в несколько этапов: I этап — 2004-2005 гг. — проведено полевое исследование воспитательной работы в ГОУ «Детский дом» №23, 48, 57 общеобразовательных школах №404, 781 ВАО г. Москвы по изучению особенностей формирования нравственной культуры подростков, имеющих различный статус. В ходе исследования ис пользовались различные методы: беседа, анкетирование, интервью, метод включения подростков в различные ситуации, педагогическое наблюдение, анализ документации. Их результаты позволили выявить положительные и от рицательные моменты в деятельности педагогических коллективов в этом на правлении, выбраны образовательные учреждения для детального исследова ния проблемы. II этап — 2005-2007 гг. В данный период проведена апробация выбранных методик исследования, которая позволила продиагностировать уровень сфор мированное нравственной культуры подростков в условиях детского дома, определить основные пути ее формирования. Разработана система педагогиче ского сопровождения изучаемого процесса, даны рекомендации педагогам воспитателям по работе в данном направлении, в соответствии с типологиче ским распределением воспитанников. В связи с этим скорректирован воспита тельный процесс в ГОУ «Детский дом» №48, 57. III этап - 2007-2008 гг. Дальнейшее изучение данной проблемы осущест вляется на базе ГОУ «Детский дом» №57, где осуществлялась основная часть опытно-экспериментальной работы, но и использовались данные ГОУ «Дет ский дом» №23, 48. Проводимая вторичная диагностика уровней сформирован ное нравственной культуры подростков позволила выявить общее и особен ное данного процесса у воспитанников детского дома и учащихся общеобразо вательных школ. Обработаны и обобщены результаты исследования. Подростков просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали другие люди; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается .по 3-балльной шкале: 1 балл — у подростка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла — представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла-— сформировано полное и четкое представление. Методика «Моральные дилеммы»
Моральные дилеммы представляют собой реальные жизненные ситуации, связанные с распределением благ в различных контекстах взаимодействия («подросток - взрослый», «подросток - сверстник»). Испытуемому необходимо осуществить моральный выбор как за героя, так и за себя, и в обоих случаях обосновать решение. Характер обоснования позволяет оценивать как уровень развития морального мышления, так и моральную сензитивность испытуемых.
Дилемма Васи Вася хотел купить жевательную резинку. Подходя к продовольственному ларьку, он увидел, как расплачивается хорошо одетый мужчина. Когда мужчина начал быстро отходить от ларька, он не заметил, как из его кошелька выпали 50 рублей. Вася все это видел. Он подошел и поднял деньги с асфалъта. У ларька стояла старенькая бабугика в поношенном протертом пальто, которая тихо попросила его отдать ей деньги.
Что, по вашему мнению, должен сделать Вася? Догнать мужчину и вернуть ему потерянные деньги или отдать деньги нуждающейся бабушке? Или что-то другое? Почему? Как бы поступили вы? Почему? Дилемма Пети - Коли
Двое знакомых - Коля и Петя летом работали в саду и собирали клубнику. Коля хотел на заработанные деньги купить спортивные часы, которые уже давно себе присмотрел (Коля из малообеспеченной семьи и родители не могут купить ему такие часы). Петя хочет на заработанные деньги усовершенствовать свой компьютер.
Коля значительно уступает Пете в силе и ловкости, да и отдыхает он чаще. Поэтому Петя собрал значительно больше клубники. Вечером пришел бригадир, чтобы расплатиться с ребятами за выполненную работу. Он пересчитал ящики клубники, собранные обоими ребятами, отсчитал заработанную ими сумму и спросил, обращаясь к Пете: «Ну что, ребята, поровну платить, или кто-то собрал болыие, ему и больше положено?»
Петя видит, что если он скажет, что он собрал больше, то Коле не хватит денег на часы. Петя знает, что Коля мечтал об этих часах и очень расстроится, если не сможет их купить. Что, по вашему мнению, следует ответить Пете? Почему? А как бы поступили бы вы? Почему? Каким должно быть справедливое распределение заработанных денег и почему? Оценочно-эмоциональный критерий Методика «Диагностика нравственной самооценки» Инструкция Вам предлагается десять высказываний. Внимательно прослушайте каждое из них. Подумайте, насколько Вы с ними согласны. Если Вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если больше согласны, чем не согласны — оцените ответ в 3 балла; если немного согласны — оцените ответ в 2 балла; если совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Список высказываний 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. 2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду. 3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми. 4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку. 5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей. 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес. 7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню. 8. Мне приятно делать людям радость. 9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Анализ практики формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома
Для анализа практики формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома необходимо подчеркнуть статус подростка в условиях детского дома.
Социальный статус сироты ребенок приобретает вследствие смерти родителей, статус социального сироты - вследствие лишения родителей родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывания ими наказания в виде лишения свободы, отказа родителей взять своих детей из воспитательных учреждений и др.
В настоящей работе использовались статистические данные ГОУ Детский дом №57, являющегося основной базой исследования. Статистические данные о месте проживания детей до поступления в детский дом позволяют говорить о социальном статусе воспитанников.
В рамках нашего исследования важен вопрос, «С какого возраста ребенок проживает в детском доме?». Анализ документов свидетельствует, что с семи лет проживает 20% воспитанников, с восьми лет — 10%, с девяти лет - 35%, с десяти лет - 10%о, с одиннадцати лет — 5%, с двенадцати лет - 5%, с тринадцати лет - 4%, с четырнадцати лет - 5%, с пятнадцати лет - 3%, с шестнадцати лет -2%, с семнадцати лет - 1% (см. Рис.3).
Результаты позволяют сделать вывод, что дети получают статус «сирота», в основном в младшем школьном возрасте. Анализ личных дел детей позволил воспитанников распределить на две группы: дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей (таб. 5). В связи с этим, можно сделать вывод, что с каждым годом возрастает количество детей-сирот и уменьшается число детей, оставшихся без попечения родителей.
Это объясняется тем, что в последние годы резко возросла смертность родителей, ведущих аморальный образ жизни. И вторая причина заключается в активной работе социального педагога по признанию безвестно отсутствующими тех родителей, которые бросили своих детей и место нахождения которых неизвестно.
Нами были изучены причины сиротства всех детей, находящихся в детском доме. Данные анализа причин сиротства мы посчитали целесообразным развести на две группы (таб. 6 и 7).
Из таблицы видно, что в основном стали осиротевшими дети, у которых умерли одинокие матери, второе место занимают дети, у которых один из родителей умер, другой признан безвестно отсутствующим.
Анализируя таблицу 6 можно заключить, что основные причины социального сиротства кроются в лишении родителей или одиноких матерей родительских прав, в наличии антисанитарных условий жизнедеятельности, антипедагогических методов воспитания или полном отсутствии последнего.
Дети, у Дети, у Дети, роди- Дети, матери ко- Дети, один из родителей кото- кото- тели кото- торых признаны которых умер, другой при рых рых рых при- безвестно отсутст- знан безвестно отсутст умерли умерли знаны без- вующими, % вующим, оба одино- вестно от- % роди- кие ма- сутствую- тели % тери % щими, % - 44 - 12 108
Особую тревогу вызывают цифры, которые отражают количество детей, родители которых осуждены, и это число возрастает с каждым годом. Это актуализирует проблему предупреждения девиантного поведения детей-сирот, что также должно учитываться при организации воспитательно-компенсирующего процесса в детском доме.
Резюмирование результатов изучения личных дел воспитанников детского дома позволило создать общую картину условий жизни воспитанников до поступления в детский дом и представить их первичную характеристику (таб. 9).
Данные таблицы отражают неблагополучие в семьях, в которых проживали дети до поступления в детский дом (в благоприятных жилищных условиях проживали дети, родители которых пропали безвести). Общая первичная характеристика Таблица 9 воспитанников (в процентах) Изучаемый параметр Количество детей 1. Условия проживания благоприятные неблагоприятные многодетная малообеспеченная неблагополучная 2,5 82 8 0 7,5 2. Характеристики на детей позитивные скорее позитивные синтез «+» и «-» качества скорее негативные в целом негатив ньте 12,5 7,5 80 0 0 При изучении характеристик детей нами прослежено доминирование отрицательных отзывов о детях с предыдущего места нахождения. Это еще раз подтвердило актуальность и целесообразность организации службы социально-педагогического сопровождения в детском доме с целью компенсирования негативных факторов и проявлений депривированного развития. После анализа первичных данных о детях мы приступили к изучению медицинских дел воспитанников. Нами были выделены наиболее часто встречающиеся заболевания (таб. 10). Таблица Состояние здоровья детей-сирот (%) Хронические соматические заболевания Имеют 2 или более хронич. заболеваний Лор заболевания Сердечно — сосудистые заболевания 10 70 10 по Заболеваемость воспитанников детского дома 100% 80% 60% 40% 20% 0% Первое место среди заболеваний — хронические заболевания ими страдают 70% детей. Здоровье детей часто отягощено и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Каждый второй ребенок имеет лор-заболевание. Подобное соматическое неблагополучие требует организации деятельности специалистов и воспитанников, при которой дети с данными заболеваниями могли скомпенсировать свой соматический статус, научиться следить за своим здоровьем, приучили себя к спорту и культуре здорового образа жизни.
Анализ практики формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома проводился по критериям, описанным в главе I. Сравнение результатов исследования позволило выявить общее и особенное в сформированное критериев нравственной культуры подростков-воспитанников детского дома и подростков-учащихся школ.
Познавательный критерий. Для целостного анализа нравственных знаний были изучены нравственные суждения подростков. Использование методики «Незаконченные предложения» позволило дифференцировать нравственные суждения подростков на 2 группы: I группа - правильное суждение о нравственных поступках; II группа - отсутствие суждений о нравственных поступках. Результаты исследования показали, что их распределение соответственно 28% и 72% в пользу второй группы. Нравственные суждения подростков I группы в большинстве своем по характеру, содержанию адекватно отражают сущность нравственных норм. Так, «добрые дела» ассоциируются с заботой о пожилых людях, помочь бабушке нести тяжелые сумки, вынести коляску с ребенком из автобуса, оказать первую медицинскую помощь; - справедливый поступок связывается с защитой слабых, помощью бед ным, запретом лжи; -злой поступок - чаще всего, с драками, «отобрали что-нибудь», нецензурной бранью, оскорблениями.