Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Сущность и основные этапы развития идеи народности 12
1.1. Источники и содержательные ориентиры развития идеи народности 13
1.2. Развитие идеи народности в истории педагогической мысли России 33
1.3. Ориентация на национальные ценности как процесс, результат и критерий развития народности 48
Выводы по I главе 66
Глава II. Реализация идеи народности в современном отечественном образовании (на примере Новгородского региона) 9
2.1. Реализация идеи народности в содержании отечественного образования ^
2.2. Диагностика ориентации учителей и учащихся старших классов на национальные ценности
2.3. Формирование ориентации школьников и будущих учителей на национальные ценности Выводы по II главе И
Заключение '*
Библиография 12
- Источники и содержательные ориентиры развития идеи народности
- Реализация идеи народности в содержании отечественного образования
- Диагностика ориентации учителей и учащихся старших классов на национальные ценности
Введение к работе
Актуальность. Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору.
В связи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания. Это связано с расширением и углублением исторически сложившихся межкультурных связей народов многонациональной России, а также многовековым взаимодействием русской культуры с культурами других народов.
Сегодня на волне социального обновления, стремления к открытому обществу и интеграции в мировое и европейское культурно-образовательное пространство, к сотрудничеству в различных областях науки и искусства наблюдается тенденция универсализации культур, способствующая осознанию людьми принадлежности не только к своей стране, определенной цивилизации, но и общепланетарному культурному сообществу. Наряду с этим, усиливающийся процесс «вестернизации», влияние на молодежь отдельных образцов западной массовой культуры таят в себе опасность утраты народами России некоторых национальных ценностей.
В результате существенней деформации подвергается ментальность русского народа, у части молодежи сформировалась социальная апатия, антипатриотизм, этнически нивелированное сознание, что грозит потерей национальной самобытности.
На этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании идеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на ее национальное своеобразие и особенности менталитета русского народа.
На сегодняшний день данная проблема актуальна не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различных националистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают более глубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическая направленность, обеспечивающая воспитание толерантности и уважения к другим народам и культурам и исключающая различные формы этноцентризма и этнической нетерпимости.
В психолого-педагогической литературе представлены исследования отдельных аспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так, истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русской педагогики М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Свое развитие освещение данной проблемы получило в работах В.Г.Белинского, А.Н.Радищева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Н.Ф.Бунакова, В.И.Водовозова, В.Н.Сороки-Росинского и др.
В современной литературе философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях А.И.Вдовина, Б.С.Гершунского, Г.Д.Марциновской, Н.И.Шириповой, О.Г.Усенко, Н.Г.Ломакиной, А.Я.Зарипова, П.И.Гнатенко и др. Проблема межэтнического взаимодействия - в работах М.Ч.Амерзаева, Т.М.Бариновой, В.П.Комарова, З.Ф.Мубиновой и др.
Роль традиционной культуры как источника и средства воспитания рассматривается в трудах А. С. Метеля ги на, Н.М.Волокитина, А.Р.Батыриной, Е.Г.Гудковой, А.М.Леонова, Н.Н.Макарцевой, Р.Е.Тимофеевой и др. Проблеме национальной школы посвящены исследования И.Ф.Гончарова, М.Н. Борисова, А.Л.Данилюк, Е.П.Жиркова, М.Н.Кузьмина, А.П.Орловой.
Представителями отечественной науки исследовались различные вопросы народной педагогики (Г.И.Березина, Т.С.Буторина, Н.С.Иванова, Н.В.Ивочкина, Е.П.Кондратьева, Г.В.Лунина, А.П.Орлова, В.И.Прокопенко, С.М.Шакарян).
Теоретико-методологические аспекты народной педагогики рассмотрены в работах Г.Н.Волкова, А.Э.Измайловой, Ю.А.Рудь, Е.Я.Христовой, З.П.Васильцовой, А.Ф.Некрыловой, Е.П.Белозерцева и
ДР В русле ориентационного подхода изучены: ориентация студентов
педагогического колледжа на национальную культуру калмыков (З.О.Кикеева), формирование культурно-национальной ориентации студентов в педагогическом процессе (Л.Я.Вавилова); с позиций культурологического подхода исследовались развитие
этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе (Т.Ю.Нагорная), теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя (В.А.Николаев).
В проанализированных нами отечественных источниках отсутствуют работы, в которых развитие идеи народности является самостоятельным предметом исследования.
Анализ состояния изученности проблемы в психолого-педагогической литературе позволил выявить противоречие между потребностью образовательной практики в конкретных вариантах реализации идеи народности в общеобразовательном процессе и недостаточностью научных разработок данного вопроса.
Таким образом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников, критериев, условий ее развития в отечественном образовании. В социально-практическом плане актуальность заключается в определении основных вариантов реализации идеи народности при осуществлении инновационного поиска в школах России.
Объект исследования - теория и практика отечественного образования.
Предмет исследования - развитие и реализация идеи народности в отечественном образовании.
Цель исследования - раскрыть сущность идеи народности и показать ее развитие в истории отечественной педагогики, а также реализацию в современной образовательной практике.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
• дать содержательную характеристику идеи народности, а также лежащим в ее основе понятиям «менталитет», «народная культура», «народная педагогика»;
• выявить и охарактеризовать основные этапы и особенности развития идеи народности в истории отечественного образования;
• определить критерии продуктивности развития идеи народности в современном образовании;
• рассмотреть различные варианты реализации идеи народности в содержании отечественного образования;
• провести диагностику ориентации учащихся и учителей на национальные ценности;
• разработать и апробировать программы по фольклору и этнопедагогике, способствующие формированию ценностного отношения школьников и студентов к национальной культуре.
Методологической основой исследования являются:
• положения аксиологического и ориентационного подходов к изучению социальных и педагогических явлений (Г.П.Выжлецов, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, З.И.Васильева);
• концепции народной педагогики (З.П.Васильцова, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, Е.Л.Христова, А.Э.Измайлов, Ю.А.Рудь) и формирования этнопедагогической культуры (В.А.Николаев, Г.А.Станчинский, Г.Ю.Нагорная);
• теоретические положения о сущности, содержании и функциях национального самосознания (А.Я.Зарипов, З.Ф.Мубинова, Ю.С.Тюнников, Г.Ф.Хасанов, Р.И.Гайнутдинов);
• концепция диалога культур (М.М.Бахтин, В.С.Библер);
• теоретические положения о сущности и многообразии культуры (М.А.Верб, Д.С.Лихачев, З.Казбекова, Л.М.Кашапова, Г.П.Кулешова, В.А.Юдин);
• диспозиционная теория личности (В.А.Ядов).
Основными методами исследования были: теоретический анализ философской и педагогической литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учащихся школ и учителей, беседы с учащимися и учителями, контент-анализ школьной документации, компаративные и номотетические методы, эксперимент. Для обработки эмпирических данных использовались статистические методы: процентное распределение, ранжирование.
Гипотеза исследования:
1. Идея народности получит свое развитие в отечественном образовании, если:
• образовательный процесс будет учитывать особенности менталитета народа и опираться на традиции народной культуры и народной педагогики;
• в его основе будут лежать гуманистические подходы в педагогике, рассматривающие национальные ценности в контексте общечеловеческих и направленные на формирование толерантности, уважительного отношения к другим странам, культурам и народам;
2. Позитивные изменения в отношении учителей и учащихся к народной культуре произойдут, если:
• будут разработаны и освоены различные варианты реализации идеи народности, сочетающие возможности основного и дополнительного образования;
• будет реализована программа изучения фольклора в школе, отражающая региональные особенности;
• при подготовке будущих учителей будет использована программа по этнопедагогике, способствующая формированию у студентов ориентации на национальные ценности.
Этапы и база исследования.
На первом этапе (1996-1997 годы) изучались различные источники по проблеме исследования, разрабатывались его исходные позиции, осуществлялось изучение основных вариантов реализации идеи народности в образовательном процессе, проводились беседы с учителями и школьниками. Базой исследования явились образовательные учреждения города Новгорода и Новгородской области.
На втором этапе (1997-1998 годы) проведено комплексное диагностическое исследование ориентации учителей и страшеклассников на национальные ценности в десяти школах г. Новгорода и г. Боровичи.
На третьем этапе (1998-1999 годы) разработаны и апробированы программы по Фольклору и этнопедагогике, способствующие формированию ориентации школьников и студентов на национальные ценности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается надежностью методологических и теоретических оснований, разнообразием методов, адекватных поставленным целям и задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа, внедрением результатов исследования в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость.
Дано теоретическое обоснование идеи народности как идеи воспитания учащихся в духе народной культуры, отражающей особенности менталитета народа.
Раскрыт историко-педагогический аспект идеи народности, выявлены основные этапы и особенности развития данной идеи в истории педагогической мысли России.
Определены и теоретически обоснованы основные критерии продуктивности развития идеи народности в современном образовании: ориентация учителей и учащихся на национальные ценности и сформированность этнического самосознания.
Сформулированы основные условия развития идеи народности в современном образовании: опора на традиции народной культуры и народной педагогики, изучение национальных ценностей в контексте общечеловеческих, диалог различных культур и признание культурного плюрализма.
Практическая значимость.
Выявлены различные варианты реализации идеи народности в содержании образования (предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный, интегративный), которые при сходных условиях могут быть использованы в образовательных учреждениях различного типа.
Разработана и апробирована программа по фольклору, отражающая социокультурные особенности развития региона.
Предложена программа по этнопедагогике, способствующая формированию у студентов ценностного отношения к народной культуре.
Результаты исследования могут быть использованы для обогащения содержания образования в высшей и средней школе.
Апробация результатов исследования.
Содержание и результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Интеллектуальное и
художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования», на научно-практической конференции ИНПО НовГУ «Актуальные проблемы образования и развития личности», на научной конференции «Педагогическое образование: история, проблемы, перспективы»,обсуждены на заседаниях кафедры педагогики НовГУ и аспирантских семинарах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Идея народности является динамично развивающимся историко- педагогическим феноменом, отражающим менталитет народа и особенности народной культуры.
2. В основе современного понимания идеи народности в образовании лежит диалектическое единство национального и общечеловеческого, гуманистические подходы в педагогике, отстаивающие необходимость воспитания толерантности и уважения к другим народам и культурам.
3. Критериями продуктивности развития идеи народности в современных условиях является ориентация учителей и учащихся на национальные ценности и сформированность этнического самосознания.
4. Основными вариантами реализации идеи народности в современном образовании являются предметно-базисный, аддитивно-предметный, аддитивно-деятельностный, интегративный.
5. Продуктивными способами формирования ценностного отношения к народной культуре являются программа по фольклору для учащихся школ, учитывающая региональные особенности, а также программа по этнопедагогике для студентов, способствующая формированию у будущих учителей ориентации на национальные ценности.
Источники и содержательные ориентиры развития идеи народности
Для логики нашего исследования необходимо осмысление понятий «идея», «народность», «идея народности».
Понятие идеи своими корнями уходит в античную философию, которая выделяла идею среди всех остальных форм бытия и познания как наиболее активное творческое формообразующее начало.
Для понимания гносеологического содержания идеи существенный интерес представляют:
- мысль Канта об идее как специфической форме мышления, основная функция которой состоит в достижении высшего синтеза знания (60, 6);
- постулаты наивного реализма об идее как чувственном образе, возникающем в сознании; субъективного идеализма, понимающего идею как смысл и сущность вещей, сводимую к ощущениям в впечатлениям субъекта или к твооческому началу, порождающему мир (211, 158);
- положение Гегеля об идее как смысле и творце всех вещей (52, 716-717).
Нам наиболее близка мысль Гегеля о развитии идеи и ее связи с практикой, с оеализацией в действительности, а также положения материалистической философии об идее как отражении действительности, о ее опытном происхождении. При этом мы полагаем, что рассматриваемая нами идея не может сводиться лишь к констатации опытных результатов, она качественно отлична от непосредственных опытных данных, фиксируемых в образовательном процессе, стремится к их преодолению, по своей сути обращена в будущее и обнаруживает внутренний потенциал, обеспечивающий ее развитие и саморазвитие.
Итак, исследуемую нами идею мы понимаем как одну из форм, один из способов познания, смысл которого заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность народности как явления и категории, релевантных для развития теории и практики отечественного образования. Идея предполагает развитие народности во всех его связях и опосредованиях, т.е. не просто в ее существовании в образовательной практике в данный момент, но и в ее необходимости и возможности, с одной стороны, и в перспективах развития, с другой.
Помимо развития не менее важной характеристикой идеи является ее системность, позволяющая проследить реализацию идеи в отечественном образовании как системе, представляющей собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционального, управленческого, оценочно-результативного.
Обратимся теперь к рассмотрению сущности самого явления «народность». В изученной справсчно-энциклопедической литературе четкое определение данной категории отсутствует. С учетом ее полисемии многие источники трактуют народность как понятие, синонимичное категории народ, как "исторически сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей..." (19, 187), «как одну из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния, консолидации различных племен» (211, 300).
В источниках советского периода встречаются различные трактовки народности как эстетической категории, характеризующей специфическое качество искусства, в котором «выражается творческая жизнедеятельность народных масс, их художественные вкусы и эмоциональный опыт». (211, 300).
Нашему пониманию более соответствует определение, которое дается в Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н.Ушакова, где народность трактуется как совокупность национальных черт, свойственных тому или иному народу, или же как соответствие характерным народным свойствам, тесное родство с характерными свойствами народа (205, 414).
Исходя из данной трактовки, понятие «народность образования» определяется нами как принцип, сущностная характеристика образовательного процесса, отражающая соответствие воспитания и образования подрастающего поколения, их целей, направленности и характера национальным особенностям и потребностям того или иного народа, в нашем исследовании - русского народа.
Следуя логике наших рассуждений, в качестве основного источника и содержательного ориентира развития идеи народности мы рассматриваем народную культуру во всем ее многообразии и противоречивости.
Реализация идеи народности в содержании отечественного образования
Выделение данных показателей сформированности национально-этнического самосознания коррелирует по своей сути со вторым критерием развития идеи народности. Поскольку ориентацию на национальные ценности мы рассматриваем в определенной степени как конкретизацию сформированности этнического самосознания, которая может быть подвергнута более точной диагностике при исследовании реальной практики образования и воспитания, в нашей дальнейшей работе мы будем опираться именно на данный критерий. Это побудило нас обратиться к понятиям ориентация, национальные ценности, которые мы рассматриваем в русле аксиологического и ориентационного подходов.
Как отмечает Е.А.Климов, слово "ориентация" в русском речеупотреблении фактически маскирует различия, как минимум, двух понятий: "ориентированность человека в чем-то" и "ориентирование" как особая деятельность, приводящая к некоторой ориентированности (96, 84).
Таким обоазом, ооиентация представляется как сложная характеристика и рассматривается в двух аспектах: как процесс и как результат.
Ориентация личности на национальные ценности представляет собой сложный пооцесс, детерминированный целым комплексом объективных и субъективных факторов. Будучи частью процесса индивидуального самоопределения, ориентация на национальные ценности мыслится как становление ориентации, как самоориентирование. Согласно Е.А.Климову, это развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленности подрастающего человека (96, 86).
Рассматривая ориентацию на национальные ценности как процесс, мы обратили внимание на ряд педагогических исследований, выполненных в русле целостной концепции ориентационного подхода к развитию и формированию личности (З.И.Васильева).
В русле данной концепции изучены ориентации студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков (З.О.Кикеева) и формирование культурно-национальной ориентации студентов в педагогическом процессе (Л.Я.Вавилова). В этих исследованиях выделяются этапы, характеризующие процесс формирования ориентации на национальные ценности и педагогические условия, при которых данный процесс становится эффективным.
Процесс ориентации на национальные ценности призван преобразовать ситуативные отношения школьников к национальным ценностям в устойчивую систему ценностных ориентации.
Ценностные ориентации мы понимаем как относительно стойкую общую направленность личности, которая характеризуется ее отношением к объектам окружающего мира и проявляется в поведении, отношении, деятельности .
Данный процесс возможен при условии реальной свободы личности школьника. Тогда сам процесс ориентации обеспечивает существенные изменения в самосознании, порождая новые его компоненты, формиоуя ценностное отношение к национальной культуре, создавая новые структуры и связи школьника с другими людьми и с социумом в целом.
Мы выделяем основные идеи практико-ориентированного развития образовательной системы, позволяющей осуществить процесс ориентации на национальные ценности. Это ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальных способностей; вариативность и свобода выбора рода занятий; рассмотрение национальных ценностей в контексте общечеловеческих ценностей; рассмотрение развития отечественной культуры в диалоге с культурами других народов в контексте развития мировой культуры; опора образовательного процесса на традиции народной педагогики и особенности менталитета своего народа.
Диагностика ориентации учителей и учащихся старших классов на национальные ценности
Важным этапом нашего исследования явилось изучение сформированности ориентации учащейся молодежи г. Новгорода и г.Боровичи на национальные ценности. В ходе исследования решались следующие практические задачи:
- изучалось отношение учащихся к Родине, к культуре своего народа и народным традициям;
- определялось умение выделить отличительные особенности народа и черты национального характера;
- выявлялись источники приобщения к народным традициям;
- определялись аспекты народной культуры в содержании образования, предпочитаемые учащимися;
- выявлялось отношение учащейся молодежи к изучению иностранного языка как к средству диалога различных культур;
- исследовалось отношение учащихся к другим народам и «чужим"
культурам.
Для решения этих задач мы провели анкетирование учащихся. Опрос охватил следующую категооию респондентов: учащиеся 10-11 классов школ г. Новгорода и г. Боровичи. Была опоеделена выборка из респондентов.
Выборка опрашиваемых строилась в несколько этапов. На первом этапе проводился отбор точек опроса (школ), при котором мы руководствовались:
а) типом учебного заведения;
б) выбором школой варианта сеализации идеи народности в образовательном процессе.
На втором этапе в соответствии с данным подходом были определены следующие выборочные совокупности: A - учащиеся школ и классов, активно реализующих идею народности в образовательном процессе;
В - учащиеся «нормативных» школ и классов, не делающих особого акцента на реализацию идеи народности в содержании образования.
На третьем этапе на основе случайного отбора по названным типам в выборку были включены следующие образовательные учреждения школ г. Новгорода:
А - гимназия №1, гимназия «Исток», школа № 24 г. Новгорода; В - школы №№ 2,14, 29 г. Новгорода школы №№ 1, 4, 7, 9, школа-гимназия № 13 г. Боровичи.