Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование взаимосвязи народной педагогики и художественной литературы
1.1. Педагогическая мудрость народа в произведениях фольклора и художественной литературы 15
1.2. Роль идей народной педагогики встановлений личности В. Г. Распутина
1.3. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. Г. Распутина
Выводы по І главе 78
ГЛАВА II. Народно-педагогические идеи в творчестве В. Г. Распутина
2.1. Народно-педагогические воззрения писателя о воспитании личности в семье 79
2.2. Идея трудового воспитания личности в творчестве В. Г. Распутина.. 103
2.3. Реализация народно-педагогических идей В. Г. Распутина в современном учебно-воспитательном процессе 120
Выводы по II главе 149
Заключение 150
Библиографический список 154
Приложение 175
- Педагогическая мудрость народа в произведениях фольклора и художественной литературы
- Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. Г. Распутина
- Народно-педагогические воззрения писателя о воспитании личности в семье
- Реализация народно-педагогических идей В. Г. Распутина в современном учебно-воспитательном процессе
Введение к работе
Большая опасность для человечества начала XXI века кроется в деградации и разрушении личности. Вызывает серьезную тревогу повсеместная потеря духовности, стремление к обогащению любыми средствами без каких-либо усилий, ослабление родственных связей, искажение понятий чести, долга, справедливости, достоинства, счастья, любви.
Спасение возможно в нравственных поисках путей сохранения духовности, в возрождении культуры воспитания и образования подрастающего поколения, от которого во многом зависит настоящее и будущее российского общества. Немаловажную роль в этом играет народная педагогика, способствующая духовно-нравственному, эстетическому воспитанию личности, прививающая любовь к людям, труду, природе, культуре, обычаям края, а также являющаяся объектом многих серьезных научных исследований и обобщений. Великий русский педагог К. Д. Ушинский отметил: «Никто и никогда не может сравниться с гениальностью народной педагогики» [218, 110].
В последнее время значительно активизировался процесс изучения национально-этнических педагогических культур народов России как необходимый фактор развития современной этнопедагогической системы, которая является эффективным и доступным средством, обеспечивающим воспитание гармоничной личности на общечеловеческих ценностях. Через их усвоение происходит знакомство с культурой прошлых эпох, а также духовное обогащение не только каждого человека в отдельности, но и целых народов, постигающих традиции, обычаи, язык других наций и поколений. Национальная культура складывается веками и по крупице собирает духовные ценности, совершенствуя их содержание и форму.
Проблемы народной педагогики, особенности ее современного функционирования в сфере образования и воспитания показали глубину и всесторонность раскрытия значимости народно-педагогического потенциала в
4 формировании интеллектуальных, нравственно-эстетических качеств личности в учебной и воспитательной практике.
Достижения мировой и отечественной теории образования и воспитания необходимо использовать в единстве, поскольку между народной и научной педагогикой существует взаимосвязь: классическая научная педагогика основывается на лучших народных воспитательных традициях, а народная педагогика использует методику и открытия научной. Учитывать народно-педагогический опыт в воспитании подрастающего поколения призывали выдающиеся классики педагогики Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.
Особую ценность для нашего исследования имеют фундаментальные труды академика Г. Н. Волкова, утверждающего, что дальнейшее развитие общества невозможно без возрождения культуры воспитания, опирающейся на идеи народной педагогики. «Вне этой культуры нет и быть не может никакой другой культуры. Народная педагогика и народное воспитание, традиционная культура воспитания - основа основ народной жизни» [42, 22].
Этнокультурный и научно-теоретический интерес представляют также работы ведущих ученых по проблемам использования народно-педагогического наследия в процессе воспитания и обучения школьников (В. Ф. Афанасьев, К. Ш. Ахияров, 3. П. Васильцова, А. Ш. Гашимов, А. А. Григорьева, А. Е. Земляков, А. Э. Измайлов, Б. А. Кадыров, К. Ж. Кожахме-това, А. С. Метелягин, Ш. А. Мирзоев, К. П. Овчинникова, А. П. Орлова, Н. С. Сафаров, Э. И. Сокольникова, М. Г. Харитонов, И. А. Чуриков, И. Я. Яковлев и др.).
Важную роль в осмыслении научных воззрений о синтезе философских, эстетических, этических идей по проблемам духовно-нравственного и эстетического воспитания личности, а также высказывания о значении литературы и культуры как педагогического явления и особой формы общественного сознания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции человека сыграли труды:
педагогов: Ю. П. Азарова, Л. С. Айзермана, Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, Е. Н. Ильина, Д. Б. Кабалевского, Я. Корчака, П. Ф. Лесгафта, Б. М. Йеменского, И. К. Рериха, Л. В. Тодорова, С. Т. Шацкого и др.;
психологов: Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева, Л. Д. Столяренко, Д. Б. Эльконина и др.;
искусствоведов и культурологов: П. С. Гуревича, М. С. Кагана, В. П. Крутоуса, А. И. Кравченко, Б. А. Эренгросс и др.;
-литературоведов: М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, И. П. Золотусского, Т. Ф. Курдюмовой, Д. С. Лихачева, М. П. Лобанова, В. Г. Маранцмана, Е. С. Роговера, Н. Г. Чернышевского и др.;
- фольклористов: В. П. Аникина, А. Н. Афанасьева, В. Я. Канюкова,
Ю. Г. Круглова, В. Я. Проппа и др.
Несомненный интерес для нас представляют также взгляды исследователей художественных и публицистических произведений В. Г. Распутина, в частности И. А. Дедкова, Н. И. Котенко, В. Я. Курбатова, А. И. Овчаренко, И. А. Панкеева, С. Г. Семеновой, Н. С. Тендитник, В. Н. Шапошникова и др.
Считаем должным отметить деятельность современных ученых-филологов, посвятивших свои научные труды изучению творчества В. Г. Распутина: А. А. Газизовой, А. А. Дырдина, Ю. А. Дворяшина, А. П. Жаровой, А. Ф. Лапченко, Л. Г. Рябовой, В. К. Сигова и др.
Известно, что школа — источник знаний и творец жизни человека. Она, как утверждал педагог и писатель В. А. Сухомлинский, духовная колыбель и важнейший очаг мудрости народа. Подражание предкам, поиск новых способов осуществления их надежд и мечтаний требуют усовершенствования форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий развития общества.
Существует предположение, что XXI век будет временем торжества гуманитарной культуры, «культуры доброй и воспитывающей» [109, 6], гуманитарного знания, гуманитарных наук. В это хочется верить, поскольку гуманитарные науки - это прежде всего науки о человеке.
Воспитание личности через искусство и литературу на общечеловеческих культурных ценностях способствует процессу познания и освоения самого себя, повышает чувствительность, широту и насыщенность восприятия окружающего мира.
Чрезвычайно важно, чтобы личность ребенка с его духовным миром, потребностями стояла в центре педагогической деятельности в школе. В процессе учебно-воспитательной работы, несомненно, следует не только использовать мудрые мысли и идеи народной педагогики, необходимой для приумножения духовно-нравственного потенциала народа, но и опираться на произведения художественной литературы, которые способствуют формированию нравственных ценностей, национального самосознания, активной жизненной позиции.
Особая роль в воспитании личности, обладающей способностью вникнуть в психологию героев и соотнести прочитанное с реальностью, отводится художественной литературе. Без умения видеть в творениях писателей их вечный, общечеловеческий смысл ученик не будет воспринимать литературу как нечто жизненно важное для него. Актуальность изучения литературных произведений объяснима тем, что в них отображаются передовые идеи, опыт народа и традиции воспитания, которые находятся в тесном взаимодействии.
При чтении художественных произведений происходит познание вопросов жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, красоты, гармонии, счастья. Проблемы, поднимаемые автором, могут быть поняты читателем в том случае, если они воздействуют на чувства, разум, способствуют формированию ценностных ориентиров, стремлению личности к самосовершенствованию.
Русские писатели, в том числе и В. Г. Распутин, ищут выхода из жизненного тупика, который возник, потому что традиционные ценности отброшены, христианские идеи отринуты, а новые подходы и принципы восприятия мира и человека вызывают нравственное сопротивление. В книгах Валентина
7 Распутина действуют люди, которым все неуютнее жить на родной земле и в мире, где думают одно, говорят другое, а делают третье.
Судьба народа, раздумья о нем, сложные вопросы бытия, душа человека, стихия жизни, постижение ее глубин - вот тот вечный центр притяжения русской литературы, который с необыкновенной силой и полнотой отразился на страницах книг В. Г. Распутина. Его произведения отличает злободневность, стремление высказать наболевшее, исправить ошибки, совершаемые людьми, движимыми сиюминутными интересами. В них звучит идея нравственного преображения действительности, что соответствует целям и задачам педагогической деятельности. Значительный научный интерес для нас представляет также обращение к опыту воспитания через образы литературных героев, которые во многом являются примерами для подражания.
Педагогическая направленность творчества В. Г. Распутина дает учителю знания по духовно-этическому и эстетическому воспитанию личности, которые должны помочь сформировать сознание подрастающего поколения, значительно поднять уровень мышления, дать реальные и практические навыки по усвоению и применению нравственно-эстетических правил в жизни.
В последние годы чаще стали появляться исследования по проблемам народной педагогики. Вместе с тем в них, к сожалению, не прослеживается связь с произведениями современной русской литературы, оказывающими влияние на нравственное и эстетическое воспитание личности читателя. Предлагаемое исследование творчества В. Г. Распутина является попыткой в какой-то мере восполнить этот пробел по теме, имеющей как научную, так и практическую значимость в педагогике.
Народно-педагогические воззрения писателя, представляющие огромную ценность, еще недостаточно исследованы, до сих пор не подвергались системному рассмотрению и фактически малоизвестны педагогам-практикам. Их исследование, анализ и использование в современном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы могут оказать неоце-
8 нимую помощь в духовно-нравственном воспитании и совершенствовании личности.
Таким образом, вышеизложенные положения подтверждают актуальность данного исследования и выявляют противоречие между потребностью осмысления народно-педагогических идей в произведениях В. Г. Распутина для использования в учебно-воспитательной работе в школе и недостаточной их изученностью в контексте педагогики.
С учетом этого противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы народно-педагогический потенциал творчества В. Г. Распутина и возможности его использования в современном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы?
Необходимость разрешения указанного противоречия, недостаточная научная разработанность сформулированной проблемы и большая практическая значимость ее решения побудили нас избрать следующую тему диссертационного исследования: «Идеи народной педагогики в творчестве В. Г. Распутина».
Цель исследования - выявление идей народной педагогики в творчестве В. Г. Распутина для воспитания нравственно-эстетических качеств личности учащегося в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объект исследования - изучение творчества В. Г. Распутина в процессе учебно-воспитательной деятельности в школе.
Предмет исследования - идеи народной педагогики в произведениях В. Г. Распутина, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию личности учащегося.
Гипотеза исследования заключается в том, что творчество В. Г. Распутина содержит ценные для обучения и воспитания подрастающего поколения народно-педагогические идеи (о взаимообогащении народов духовными ценностями, о значимости примера взрослых, учителей и мудрых старцев, о преемственности между поколениями, о роли родного языка и фольклора в обу-
9 чении и воспитании и т.д.), реализация которых может способствовать развитию духовно-нравственных и эстетических качеств личности учащихся.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования, сформулированной гипотезой автору предстояло решить следующие задачи исследования:
раскрыть роль идей народной педагогики в процессе становления личности В. Г. Распутина и формирования его мировоззрения как писателя-педагога;
выявить, проанализировать и обобщить в творчестве писателя единство общечеловеческих и национально-этнических ценностей, указать идеи народной педагогики, составляющие сущность нравственного, эстетического и трудового воспитания личности ребенка;
определить роль, значение и возможности использования актуальных для современного учебно-воспитательного процесса народно-педагогических идей, выявленных в творчестве В. Г. Распутина;
разработать методические рекомендации для учителей и программу факультативного курса по использованию творчества В. Г. Распутина в средней общеобразовательной школе.
Теоретическую основу исследования составили:
- философские положения, раскрывающие национальную обусловлен
ность процесса формирования личности; законы диалектики о единстве тео
рии и практики; о взаимосвязи природы, общества и личности; о сущности
народных традиций и их воспитательной роли; о духовно-нравственном вос
питании личности (Аристотель, Н. А. Бердяев, Ф. Бэкон, В. И. Вернадский,
И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, Платон, Н. К. Рерих, В. В. Розанов, Ж. Ж. Руссо,
Сенека, В. С. Соловьев, П. А. Сорокин, Цицерон, Л. И. Шестов и др.).
- концепции воспитания этически и эстетически культурной личности
(О. С. Богданова, Ю. П. Гаврилова, И. Ф. Гончаров, В. Е. Гурин, В. И. Жу
равлев, Е. Н. Зайцев, Р. Л. Ицкович, И. С. Марьенко и др.);
положения, определяющие значимость русской культуры и искусства как педагогического явления (М. М. Бахтин, В. Г. Белинский, П. С. Гуревич, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.);
этнопедагогические идеи, лежащие в основе нравственного и эстетического воспитания личности (П. А. Апакаев, Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов, Б. А. Кадыров, Н. Г. Краснов, Л. В. Кузнецова, Г. А. Никитин, Т. Н. Петрова
и др.);
- различные подходы к проблеме классификации нравственных ценно
стей (В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый, В. А. Сластенин,
И. Ф. Харламов и др.).
Методологическую основу исследования составили диалектические положения о всеобщей связи явлений окружающего мира; о творческом развитии личности; о единстве общечеловеческих и национально-этнических ценностей; о роли народа в процессе создания духовно-педагогической культуры; этнопедагогические подходы в нравственном и эстетическом воспитании личности.
В целях решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретический, исторический и сравнительный анализ, синтез, обобще
ние философских, культурологических, психолого-педагогических, этнопе-
дагогических, эстетических, литературных источников;
- изучение, систематизация, классификация и обработка материала по проблеме исследования;
- анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также собст
венной преподавательской деятельности автора диссертации;
- анкетирование, беседы, наблюдение, опрос учащихся и учителей.
Исследовательская работа проводилась в три этапа.
На первом этапе (1998-2000 гг.) были определены цель, предмет и объект исследования; изучались художественные и публицистические произведения В. Г. Распутина, составлялась программа дальнейшего исследования; собира-
лись и анализировались различные научные, архивные, критические и другие материалы по данной теме.
На втором этапе (2001-2004 гг.) был произведен глубокий и целенаправленный системно-структурный анализ собранного материала для выявления взаимосвязи народно-педагогических идей В. Г. Распутина и современных проблем в области образования и воспитания; продолжалось изучение библиографических источников; проводилась эмпирическая проверка гипотезы исследования.
На третьем этапе (2004-2006 гг.) осуществлено теоретическое обобщение, систематизация и оценка материалов исследования, апробация результатов, сформулированы основные научно-практические выводы и рекомендации, завершено литературное оформление диссертации.
Источниковой базой исследования послужила литература общепедагогического и этнопедагогического характера, критические материалы по творчеству писателя, периодические издания, художественные произведения В. Г. Распутина, публицистика, отражающая отдельные аспекты исследования, воспоминания писателя.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
на основе анализа творческой деятельности современного русского писателя и материалов о нем сформулировано представление о личности В. Г. Распутина как писателя-педагога;
выявлены, изучены и обобщены народно-педагогические идеи в произведениях В. Г. Распутина;
определено воспитательное значение идей народной педагогики, выявленных в творчестве современного писателя, для дальнейшей их реализации в учебно-воспитательном процессе;
намечены и обоснованы перспективные возможности по изучению творчества В. Г. Распутина через использование в педагогическом процессе общеобразовательной школы программы факультативного курса «Русская ли-
12 тература и народная педагогика (Этнопедагогические идеи в произведениях В. Г. Распутина)».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие народно-педагогические идеи в творчестве В. Г. Распутина, вносят определенный вклад в этнопедагогику, расширяют и углубляют научные представления о художественных достоинствах и воспитательных возможностях произведений художественной литературы, а также представляют интерес для педагогов-практиков, занимающихся изучением вопросов воспитания личности. Полученные результаты исследования вводят в научный обиход новую информацию о педагогической направленности произведений В. Г. Распутина, открывают перспективы для их последующего изучения и дальнейшего использования в педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в качестве дополнительного дидактического материала при проведении занятий по педагогике, этнопедагогике, русской литературе. В диссертационной работе для учителей-практиков разработаны научно-методические рекомендации по вопросам применения идей народной педагогики, выявленных в творчестве В. Г. Распутина и направленных на нравственно-эстетическое воспитание школьников, на повышение их общего культурного уровня. Материалы исследования могут быть использованы в современном учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, в последующих научных трудах по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности средствами литературы и народной педагогики, при разработке учебников, учебных пособий, программ, а также на курсах, семинарах, научно-практических конференциях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Становление личности и мировоззрения В. Г. Распутина как писателя-педагога происходило в результате осмысления идей и ценностей народной педагогики, изучения народных традиций. Общечеловеческие ценности народной педагогики, отраженные в фольклоре и в дальнейшем использован-
13 ные в художественных произведениях писателя, составляют основу творческой деятельности В. Г. Распутина, характеризуют ее как педагогически направленную.
Народно-педагогические идеи о воспитании в детях любви к ближнему и к родной земле, милосердия, доброты, совестливости, отзывчивости, сердечности, ответственности, трудолюбия, чувства памяти и т.д., выявленные в литературных произведениях В. Г. Распутина, способствуют совершенствованию процесса нравственного и эстетического воспитания личности.
Реализация народно-педагогических идей писателя в учебно-воспитательном процессе может быть осуществлена через программу факультативного курса «Русская литература и народная педагогика (Этнопедагогические идеи в произведениях В. Г. Распутина)», раскрывающую высокий нравственный потенциал всех произведений писателя-педагога; через организацию и проведение со старшеклассниками различных мероприятий, направленных на решение нравственных проблем в контексте современности.
Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается целостным подходом к решению проблемы и методологической обоснованностью исходных теоретических положений работы; применением совокупности методов, наиболее полно соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; анализом и обобщением педагогического опыта учителей, а также опорой на длительный собственный опыт педагогической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: - в выступлениях на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях и симпозиумах: Международный симпозиум «Диалекты и история тюркских языков во взаимодействии с другими языками» (г. Чебоксары, 2004 г.); Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» (г. Москва - Чебоксары, 2004 г.);
14 Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (г. Москва, 2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования» (г. Москва, 2005 г.); духовно-просветительские чтения по теме «Духовно-нравственное воспитание личности» в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова «О Годе духовного просвещения» (г. Чебоксары, 2006 г.);
в выступлениях на районных методических объединениях и семинарах учителей русского языка и литературы средних общеобразовательных учреждений Калининского района г. Чебоксары и заседаниях педагогических советов школы № 52 г. Чебоксары;
в ходе обсуждения теоретических положений диссертационного исследования на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яков-левоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и кафедры гуманитарных дисциплин ВФ МАДИ (ГТУ);
в течение 14-летней педагогической практики автора диссертационного исследования в качестве учителя русского языка и литературы в классах с углубленным изучением литературы (1992-2003 гг.) в МОУ «СОШ № 52 г. Чебоксары» и преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин в ВФ МАДИ (ГТУ) (2004 г. - по настоящее время).
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 10 публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Педагогическая мудрость народа в произведениях фольклора и художественной литературы
Символом мудрости народа с глубоких времен является книга, открывающая путь в мир знаний. В 2001 году в России, на впервые проводимом Конгрессе в поддержку чтения, было отмечено, что ни телевидение, ни Интернет не способны заменить книгу в духовной жизни людей.
Художественная литература, играющая важнейшую роль в формировании морального облика современного общества, несет в себе эстетическую память народа, его нравственные идеалы и предпочтения, а также является эталоном гармонии и высоты человеческого духа. Кроме того, общепризнанным считается факт, что литература - это искусство слова, высшая форма национальной языковой культуры. Принимая во внимание мнение педагога К. Д. Ушинского, утверждавшего, что язык - это народный наставник, академик Г. Н. Волков отметил следующее: «...дорога к Храму взаимного понимания лежит через Слово» [37, 155].
Действительно, слово - это священный дар и величайшее богатство среди всех сокровищ человечества. В Евангелие от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» [26, 1225]. Не случайно древние мудрецы говорили, что слово - божественно и обладает великой силой, это начало любого дела, созидания. Если слово не созидательно, то, как правило, разрушительно, если не животворно, то убийственно. Согласно идеям народной мудрости, «Слово спасает, но оно же убивает» (абхазская), «Одно проникновенное слово сломит душу скорее, чем десять ударов» (осетинская), «Слово не стрела, а сердце язвит» (русская), «Хорошее слово и змею выманит из гнезда» (чеченская) и др.
Возможности слова неисчерпаемы, без него немыслима жизнь людей. Для человека, воспитанного в неразрывной связи с народом, слово - хранитель памяти и наставник в жизни, помощник в работе и утешитель в горе. С его помощью можно рассказать о прошлом и настоящем, создать картину будущего, раскрыть движение человеческой души, передать мысли, настроения, чувства, дать оценку социальным явлениям. Народ всегда отмечал в живом метком слове стремление к образному совершенству и эстетической завершенности.
Время показывает, что язык народа, многие прекрасные обычаи и традиции старины нужны и сегодня. Они не только украшают жизнь, делая ее ярче, интересней, разнообразнее, но и духовно обогащают личность, учат добру, уважительному отношению к окружающим, обладают огромным воспитательным потенциалом. Можно согласиться с мнением педагога В. А. Су-хомлинского, который говорил о необходимости возрождения народных педагогических традиций и идей, об их широком внедрении в школьное и семейное воспитание. Он утверждал, что школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: Родины, человека, книги и родного слова, добавляя при этом: «Язык - духовное богатство народа» [213, 341].
«Через посредство слова ребенок становится сыном народа», - гласит народная мудрость. Богатство, хранящееся в сокровищницах других языков, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. Выдающийся чувашский просветитель И. Я. Яковлев писал, что язык умирает вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, равносильно требованию смерти этого народа.
Литературное образование способствует наполнению и обогащению души и сердца человека всеми лучшими, высшими, одухотворяющими ценностями народа. В связи с этим одним из важных средств воспитания стала народная педагогика, которая, являясь итогом коллективной творческой мысли многих поколений, создавала свои воспитательные традиции, обеспечивающие преемственность духовной культуры народа.
В ходе изучения и анализа трудов как классиков педагогики, так и современных ученых, нами отмечен тот факт, что многими исследователями признается использование в воспитательном процессе ценных народно-педагогических идей, которые проверены на жизненном опыте и играют определяющую роль в нравственном развитии и совершенствовании личности.
Так, например, выдающийся педагог К. Д. Ушинский, впервые употребив термин «народная педагогика», призывал использовать мудрость народа, его гуманистические идеи в воспитании: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Воспитание существует в народе столько же веков, сколько сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [219, 117].
По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности выражения мысли народная педагогика настолько оригинальна, что никто и никогда не сможет состязаться с педагогическим гением народа. Цель народной педагогики - воспитание настоящего человека.
Задачу вырастить детей умными, милосердными, смелыми, трудолюбивыми ставила и ставит народная педагогика перед всеми поколениями. В процессе нравственно-эстетического воспитания личности происходит осмысление, сохранение и передача следующим поколениям своеобразия педагогических взглядов и идей того или иного народа.
Пока жив народ, с ним будут жить и развиваться его духовно-нравственные сокровища, в том числе и педагогические. Все, что создано человечеством, мудро и прогрессивно, оно совершенствуется, находит свое воплощение. Народная педагогика считает, что решающим признаком воспитания личности является умение дальнейшего саморазвития, самообразования и самосовершенствования. В связи с этим возникла необходимость глубже изучать и внедрять в процесс воспитания личности ребенка богатый опыт народной педагогики.
Академик Г. Н. Волков высказал мысль о том, что народная педагогика и воспитание - это основа основ народной жизни. Его исследования положили начало новому направлению в педагогике - этнопедагогике, назначение которой изучить народную педагогику как систему народного воспитания. «Воспитание и образование... не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики» [37, 184], которую ученый назвал «педагогикой национального спасения, педагогикой всеобщей любви» [37, 184].
Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. Г. Распутина
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, когда угрожающий характер приобрела деформация чувств человека, не различающего, где добро или зло, где красота или уродство, живущего в плену лжи и лицемерия, как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу народа и произведениям русской литературы, а затем с их помощью получить духовно-нравственный и эстетический ориентиры в жизни.
Основу воспитания культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. С их помощью от старшего поколения к младшему передаются нормы поведения и определенные требования.
В. А. Караковский выделил следующий набор общечеловеческих ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающая основы его личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.
Необходимо, на наш взгляд, также отметить, что общечеловеческие ценности не отрицают национально-этнические, а, напротив, обнаруживают себя в них. Мы разделяем точку зрения педагогов Б. С. Гершунекого, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова, которые указали на то, что в форме национально-этнического реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии становится общечеловеческим. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.
Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценность семьи, ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.
Согласно общепринятым человеческим ценностям народ стремится воспитывать людей мыслящих, творческих, способных создавать новое, эмоционально чутких, идейно и нравственно сформированных. Немаловажное значение в этом имеет наличие у молодежи таких черт характера, как уважение к старшим, любовь к родине, чувство национальной гордости и достоинства, отвага и стойкость, честность, справедливость, скромность, доброта, стремление оказать помощь ближним и т. д. Не случайно в народной педагогике существует изречение: рассчитываешь на год - засевай поле, рассчитываешь на десятилетия - выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века - работай с людьми и воспитывай детей.
Развивать и воспитывать личность непросто, поскольку каждый человек неповторимо индивидуален. «...Личность всегда что-то неповторимое, уникальное, быть может, и неожиданное, непредсказуемое» [40, 108]. Каждая встреча, разговор, впечатление способствуют воспитанию, которое «...может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [219, 24]. Необходимо постоянное внимание к миру мыслей, чувств, поступков, а также знание психологических особенностей личности.
В педагогике как важнейшей сфере человеческой и общественной жизни распространена точка зрения, согласно которой личность складывается не сразу. Она рождается «в тайниках души и интимнейших переживаниях совести» [78, 19], создается из «тысяч поступков», а огромную роль в этом играют творческий опыт, интуитивные решения, вековая мудрость, культура и общечеловеческие ценности народа.
Академиком Г. Н. Волковым сформулирована «золотая формула» народной педагогики: без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа. В связи с этим можно утверждать, что национальное возрождение, воссоздание про грессивных народных традиций невозможно без воспитания личности на об щечеловеческих ценностях.
Исторический опыт развития общества показывает, что изменение условий жизни людей идет быстрее, если происходит совершенствование личности, которая в своем развитии становится все более культурной через знакомство с искусством и литературой, способствующих воспитанию и созданию неповторимого внутреннего мира человека. На этом основании позволим себе процитировать слова педагога В. В. Зеньковского: «Личность не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей» [147, 176]. Кроме того, считаем важным отметить, что усвоение духовных ценностей обогащает личность и внутренне возвышает не только каждого человека в отдельности, но и целые народы, постигающие культуру других наций и поколений.
Литературу справедливо называют «учебником жизни», дающим уроки нравственного видения и чувствования прекрасного. Она помогает читателю не только осмыслить жизнь, но и найти в ней свое место, утвердить себя как личность, которая понимает и осознает, что нет предела совершенству человека. Замечено, что чем больше люди читают, тем больше книги роднят их с миром, тем ярче, значительней и насыщенней становится жизнь.
Произведения художественной литературы способны дать серьезную «пишу» сердцу и уму читателя, оказать влияние на развитие его нравственной и эстетической культуры. Человек, обладающий даром понимать искусство и литературу, становится нравственно лучше, совершеннее и, следовательно, счастливее. В связи с этим В. Г. Распутин отметил, что «читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература - это воспитание чувств и прежде всего доброты, чистоты, благородства» [92, 107].
Народно-педагогические воззрения писателя о воспитании личности в семье
Семья играет определяющую роль в жизни страны, от нее в решающей степени зависит и стабильность общества. Для каждого народа семья - святыня. Здесь закладываются нравственные основы личности ребенка. В связи с этим, В. А. Сухомлинский отметил, что главным смыслом и целью семейной жизни является воспитание детей, а главной школой воспитания детей -взаимоотношения между мужем и женой, родителем и ребенком.
Эффективность семейного воспитания, опирающегося на идеи народной педагогики, обеспечивается тем, что все возникающие проблемы решаются на межличностном уровне. То, что ребенок приобретает в семье, как правило, сохраняется им в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание дает представления о жизненных целях и ценностях, о том, что необходимо знать в той или иной ситуации, приобщает к народной культуре, традициям и обычаям.
Многие исследователи [8, 14, 15, 32, 35, 55, 72, 91, 200 и др.] считают, что приоритетное влияние на процесс воспитания, развитие склонностей и способностей ребенка оказывает нравственная атмосфера семейной жизни. Действительно, именно в семье происходит передача социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, зарождаются симпатии, интересы, трудовые навыки, проявляется характер растущей личности. Ребенок, делая первые шаги и произнося первые слова, учится быть человеком и жить среди людей. Согласно идеям народной мудрости, все - и хорошее, и плохое - ребенок получает в семье.
Мы разделяем точку зрения древнеримского философа Сенеки, утверждавшего, что «трудно привести к добру нравоучением, легко - примером» [221, 335]. В связи с этим, как подчеркивал К. Д. Ушинский, на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Родительский авторитет, пример поведения старших рассматриваются народной педагогикой как важный воспитательный фактор, значение которого точно выразил А. С. Макаренко: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» [113, 63]. Положительный пример родителей способствует развитию и совершенствованию лучших личностных свойств и качеств ребенка, помогает преодолеть ему и исправить имеющиеся недостатки. Он настолько прочно усваивает позиции старшего поколения, что, став взрослым и воспитывая своих детей, он подражает родителям. Не случайно в педагогике сложилось мнение, что ребенок - «...зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в нем отражается нравственная чистота матери и отца» [35, 336].
Народ считает родительскую любовь основой воспитания детей в семье, так как в материнских и отцовских чувствах кроется большая воспитательная сила. Великий русский писатель и педагог Л. Н. Толстой говорил, что любовь - ключ к детской душе, помогающий преодолеть чувство зависти, злобы и вражды. Мы разделяем эту точку зрения и позволим себе процитировать слова педагога В. А. Сухомлинского, который утверждал, что «любовь воспитывается только любовью - как огонь зажигается только от огня... Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья, только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец - отца и матери» [44, 138]. Без любви немыслим процесс воспитания и развития детей, которым народ отдает свое сердце и самые благородные душевные порывы. Ребенку нужна такая родительская любовь, когда любят, несмотря на неудачи и ошибки, даже вопреки обидам.
Культ предков, родителей в воспитательной системе народной педагогики является безоговорочным. Философ Цицерон утверждал, что любовь к родителям - это основа всех добродетелей. Мир держится на мудрости старшего поколения, а нравственный и эстетический облик личности, в конечном счете, зависит от того, из «каких источников черпал человек свои радости в годы детства» [35, 340].
Академик Г. Н. Волков справедливо отметил, что если культ предков обращен в прошлое, в область суеверий, культ детей - в будущее, в область мечты, то культ матери обращен в настоящее, в область ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения.
Уровень цивилизации каждого народа измеряется отношением к женщине-матери. Ее роль в обществе настолько велика, что, как говорил философ и писатель В. В. Розанов, какова женщина, такова есть или очень скоро станет вся культура.
Чувашский педагог И. Я. Яковлев, отмечая важность матери в воспитании детей, писал, что она сохраняла обычаи, язык (родной язык неслучайно называется материнским), костюмы. В Чувашии пословица: «Мать - святыня, с ней не спорят» - распространена повсеместно.
Культ женщины-матери в воспитании детей показан во многих произведениях русской литературы (Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, М. Горький, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, М. А. Шолохов и др.).
Современный русский писатель В. Г. Распутин, свято следуя идеям народной педагогики, многие страницы своих произведений посвящает русской женщине-матери, великой в своих подвигах и несчастьях, хранящей «корень жизни», прожившей уже жизнь и имеющей право подвести ее итог. «Женщины, - убежден писатель, - обладают поразительной чуткостью к чужой беде... В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки...» [166, 154].
Реализация народно-педагогических идей В. Г. Распутина в современном учебно-воспитательном процессе
Социальные и идеологические переломы, пережитые нашим обществом в конце XX - начале XXI века, с особой остротой показали необходимость внутреннего преображения человека. Вне развития и совершенствования личности невозможен прогресс общества. Поэтому особо актуальна сегодня проблема воспитания в человеке духовности, являющейся основой «наращивания силы и мощи народа, а значит, основой его достойного будущего. ...Достичь рывка в материальном плане без значительного рывка в изменении ментальности, без сохранения и роста духовности людей, без их духовной просвещенности - невозможно!» [220, 4]. Не случайно то, что 2006 год Указом Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова объявлен Годом духовного просвещения.
В этой связи считаем необходимым констатировать следующее: духовное просвещение человека невозможно без воспитания любви к своему народу, его культуре, традициям, к родной литературе, которая, как справедливо отметил академик Д. С. Лихачев, играет первостепенную роль в воспитании совершенной личности. Подобную мысль высказывает и В. Г. Распутин, утверждающий, что «литература любого народа желала своему народу добра. ...Она не позволяла душам зарасти скверной» [215, 5]. Вследствие этого, литература, всегда занимающая в русской культуре особое место, - великое искусство, назначение которого не потакать человеческим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, а способствовать обогащению ума и сердца, развитию человеческого духа. То, что прочувствовано, не оставляет равнодушным, заставляет думать, постоянно возвращаться мыслью и сердцем к прочитанному в книге, способствует постоянному процессу самовоспитания, самосовершенствования.
Мы разделяем точку зрения, высказанную современным прозаиком, согласно которой «Литературу в ее службе ничто подменить не в состоянии. Нет другой такой силы и нет другого такого искусства, которые могли бы с успехом выполнить службу литературы. Она пусть не совсем радикальное, но наиболее убедительное средство против душевной глухоты и немоты» [215,6].
Народная педагогика свято верит в силу слова, несущего в себе глубокую мысль и чувство. Через красоту слова происходит познание красоты литературы как искусства. Мы согласны с мнением педагога В. А. Сухомлин-ского, утверждавшего, что слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда «откладывает в сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». Только в том случае, если художественное произведение взволновало, оставило ощутимый след в душе читателя, можно говорить о его воспитывающем воздействии.
К каким бы явлениям действительности не обращалась литература, она прежде всего изучает человека в его отношениях к миру и к самому себе, познает эти отношения и те жизненные факторы, которые влияют на характер, становление и развитие личности, исследуя их изменение, влияние на жизнь человека и общества.
В связи с этим воспитать читателя, оказать воздействие на становление его души и совести произведениями художественной литературы - назначение творческой деятельности любого писателя, которого можно назвать «проводником, указывающим народу не приблизительные, а правильные пути» [96, 148]. В. Г. Распутин глубоко убежден в том, что «писатель не просто поэт эпохи, но еще и мыслитель, и воспитатель, и тот, не обозначенный пока другим словом пастырь, заботящийся о добродетели своих прихожан, то есть читателей» [195, 173]. Конечный результат творческой деятельности художника слова ему представляется в том, чтобы «способствовать строительству человеческой души...», а для этого необходимо «правильное и возвышенное воспитание чувств» [96, 148].
Большое значение в этом имеют произведения В. Г. Распутина, которые становятся уроком, формирующим православное миропонимание, нравственные и эстетические качества личности, позволяют лучше понять человеческую душу. В книгах писателя ощутима педагогическая направленность. По его мнению, без духовной жизни не может существовать человек, а без духовности нет воспитания и культуры, которую бережно хранит народ и передает из поколения в поколение в течение многих веков. Чтобы человек оставался человеком, необходимо соблюдение им многовековых традиций, знание примет, культуры народа, которые способствуют воспитанию личности и спасают ее от нравственной деградации.
Валентина Григорьевича, на наш взгляд, можно назвать учителем без назидания, для которого характерно лишь акцентировать внимание на различных свойствах души человека и его поступках, чтобы затем читатель, при сопоставлении себя с самим собой и с другими людьми, задумался, дал оценку и сделал выводы.
В этой связи сегодня ведущая роль должна отводиться урокам литературы в школе, которые А. Т. Твардовский назвал «уроками нравственного прозрения», а академик Г. Н. Волков высказал мысль о том, что в руках каждого учителя нет ничего более надежного в воспитании личности, нежели литература.
Общепризнанным считается то, что восприятие художественного произведения носит глубоко личностный характер. В наши дни вдумчивый читатель - редкость. В основном пользуются спросом книги, не требующие работы ума и сердца. Изучение проблемной литературы нуждается в определенной духовной, интеллектуальной, эмоциональной подготовленности читателя. Именно поэтому так важно на уроках литературы активно привлекать школьников к сотворчеству, к диалогу с учителем, научить их умению размышлять, пробудить интерес к самостоятельным поискам.
В. Г. Распутин высказал свое мнение об учебном процессе следующим образом: среди всех предметов, преподаваемых в школе, лишь на уроках литературы, родного языка и истории происходит, в первую очередь, воспитание личности. Назначение этих уроков - воспитать «сына Отечества, а уж затем в него пусть закладываются «профильные» задатки» [168, 62]. Писатель утверждает также, что литературу нельзя заменить никаким другим учебным предметом. «...Начала в нас проистекают из многих источников, но лучше всего закрепляются и определяются в строй души благодаря Пушкину, Некрасову, Толстому, Достоевскому... В конце концов, человек может позволить себе и не знать теорию вероятности, но не любить и не читать Пушкина, не знать великую отечественную словесность - это признак несостоявшейся, уродливой личности» [168, 60],