Содержание к диссертации
Введение
I. Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования и ее ценностно-смысловой контекст 9
1. Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования как научная проблема 9
2. Культурологический подход в преподавании естественных наук и проблема формирования ценностных отношений учащихся 30
II. Опытное изучение влияния гуманитаризации содержания учебного курса образовательной области «Естествознание» на развитие ценностных отношений учащихся 59
1. Гуманитаризация содержания курса «Человек и его здоровье» на основе культурологического подхода 59
2. Изменения в ценностных отношения учащихся при освоении содержания учебного материала 87
Заключение 112
Список литературы 113
Приложения... 130
- Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования как научная проблема
- Культурологический подход в преподавании естественных наук и проблема формирования ценностных отношений учащихся
- Гуманитаризация содержания курса «Человек и его здоровье» на основе культурологического подхода
- Изменения в ценностных отношения учащихся при освоении содержания учебного материала
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, становятся все более глобальными, динамичными и взаимосвязанными; изменяется и сам человек в своем отношении к природе, обществу, самому себе. Многие исследователи отмечают, что формирование деловых качеств человека часто происходит в ущерб его духовному миру. В соответствии с этим перед современной системой образования стоит сложнейшая задача: способствовать развитию человеческих (гуманистических) качеств ребенка и наиболее полному раскрытию творческого потенциала его личности.
Поэтому сегодня так актуальна не столько рационально-логическая или «знаниевая», сколько ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса. Ценностные ориентации учащихся обнаруживаются впоследствии в избираемых ими целях, интересах, мсттациях, убеждениях, оценках и других проявлениях. Отношение ребенка к явлению духовной культуры, воспринимаемому им как ценность, способствует проявлению социально и творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, адекватно воспринимать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность.
Ориентация педагогики на формирование качеств гуманистической личности предполагает формирование у учащихся системности знаний, необходимых для целостного восприятия мира, дальнейшего образования и самообразования, воспитание человека, осознающего ценность жизни, способного к добру, состраданию и милосердию. Один из возможных путей решения этой проблемы - гуманитаризация содержания учебных дисциплин, которая в настоящее время реализуется в основном для предметов гуманитарного цикла и практически не затрагивает естественнонаучного.
Соответственно, существует необходимость гуманитаризации содержания дисциплин образовательной области «Естествознание». Предлагавшиеся ранее способы решения этой задачи затрагивали в основном историко-научный и музейне—педагогический аспекты. Мы предлагаем более широко использовать культурологический подход к содержанию естественнонаучного образования.
Культурологическая составляющая предполагает рассмотрение предмета или явления как составной части общечеловеческой или мировой культуры. Причем именно ориентация на общечеловеческие ценности способствует формированию наиболее устойчивого компонента внутреннего мира личности учащихся (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев).
Учитель в этом случае помогает ребятам учиться и развиваться, приобщаться к традициям, отечественной и мировой культуре, создает такие учебные ситуации, в которых реализуется эмоциональный компонент изучаемого материала и ребенок может более успешно развивать коммуникативную культуру, формировать свои ценностные отношения.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы настоящего исследования: «Гуманитаризация содержания естественнонаучного образования как условие развития ценностных отношений учащихся».
Цель исследования: выявить тенденции развития ценностных отношений учащихся вследствие гуманитаризации содержания естественнонаучного образования на основе использования культурологического подхода.
Объект исследования - содержание естественнонаучного образования.
Предмет исследования развитие ценностных отношений учащихся как результат гуманитаризации содержания естественнонаучного образования.
Гипотеза исследования: развитие ценностных отношений учащихся в процессе освоения ими содержания учебного курса образовательной области «Естествознание», разработанного на основе культурологического подхода, осуществляется эффективно, если:
Культурологический подход выступает в качестве интегрирующего фактора для освоения учащимися естественнонаучной и гуманитарной составляющих содержания образования;
Содержание учебного курса образовательной области «Естествознание» включает историко-научный, аксиологический, культурологический, эколого-валеологический, этический компоненты, определяющие его ценностно-смысловые ориентиры.
Развитие ценностных отношений учащихся происходит за счет осмысления ими идей толерантности, национального самосознания, уникальности человеческой жизни и др.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Изучить и проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу, посвященную проблемам гуманизации и гуманитаризации образования, а также значимости культуры для становления системы: ценности - ценностньге ориентации - ценностные отношения.
Выявить основные аспекты культурологической составляющей учебного курса образовательной области «Естествознание».
Скорректировать программу учебного курса «Человек и его здоровье» и разработать ее содержание на основе культурологического подхода.
Осуществить апробацию данного учебного курса в условиях общеобразовательной школы.
Экспериментально проверить эффективность авторской программы курса «Человек и его здоровье» для развития ценностных отношений учащихся.
Методологическую основу исследования составляют философия современной гуманистической педагогики, теоретические разработки в области гуманитаризации естественнонаучного образования, аксиологии и культурологии.
Источниковедческой базой исследования являются работы, рассматривающие:
• проблемы гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю.Алексашина, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Э.М.Днепров, Г.С.Сухобская, Н.И.Элиасберг и др.);
• личностные аспекты познавательной деятельности и формирование ценностных ориентации и отношений (ЛИ.Божович, И.СКон, Ю.Н.Кулюткин, Д.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.АДцов и др.);
• проблемы значимости культуры для формирования личности (В.С.Библер, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Д.С.Лихачев и др.);
• актуальность интеграции культурологической составляющей в образовании (И.С.Дмитриев, Н.СИванова, В.Н.Максимова, С.М.Марчукова, Л.Н.Махинько, СВ.Тарасов, А.В.Шафикова и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования:
изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, опросы, анкетирование, наблюдение, контент-анализ, педагогический эксперимент. Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап, проходивший в 1990-1993 гг. - изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, корректирование учебной программы курса.
П этап (1993-1999 гг.) - разработка и экспериментальная апробация содержания авторской программы курса, проведение констатирующего эксперимента.
Ш этап (1999-2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента, проверка эффективности авторской программы, обработка и оформление результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические положения, получившие раскрытие в научных трудах по педагогике, психологии и философии, целесообразным выбором методов исследования, адекватных поставленным задачам; результатами экспериментальной проверки эффективности предлагаемой программы курса для развития ценностных отношений учащихся.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:
обосновании использования культурологического подхода как средства гуманитаризации содержания естественнонаучного образования, определении тенденций развития ценностных отношений учащихся вследствие гуманитаризации содержания естественнонаучного образования.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных структурных компонентов культурологического подхода к содержанию, разработке и апробации экспериментальной авторской программы курса, основанной на использовании данного подхода. Подтверждено положительное влияние гуманитаризации содержания на развитие ценностных отношений учащихся.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы:
при разработке содержания учебных курсов образовательной области «Естествознание», в педагогической практике преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в школе, в лекциях, спецкурсах и семинарах, посвященных проблемам гуманитаризации естественнонаучного образования в системе повышения квалификации учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
культурологический подход как условие гуманитаризации содержания естественнонаучного образования позволяет осуществить интеграцию гуманитарной и естественнонаучной составляющих культуры, гуманитаризация содержания учебной дисциплины образовательной области «Естествознание» способствует становлению и развитию ценностных отношений учащихся: толерантности, коммуникативной культуры, познавательных интересов, а также осознанию уникальности человеческой жизни.
Экспериментальной базой исследования послужили общеобразовательные средние школы № 479 «славянских культур», № 386 и лицей № 393 Санкт - Петербурга.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались и докладывались на научно-практических конференциях (Санкт - Петербург, 1998-2001 гг.), на аспирантских проблемных лабораториях кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПбГУПМ, на заседаниях проблемной группы кабинета биологии СПбГУПМ.
По материалам исследования подготовлено 6 публикаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования как научная проблема
О гуманизме рассуждают веками и главная «забота» философов, педагогов — как вернуть человеку {homo) его человечность (humanus), что сделать для того, чтобы человек стал человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», т.е. изменившим своей сущности [50, с. 3].
Реализация идей гуманизма через предметы естественнонаучного цикла происходит различными путями: посредством анализа жизни и деятельности ученых - естествоиспытателей, дающего мощные нравственные ориентиры гуманизма; воспитанием бережного отношения к природе (и человеку как ее компоненту), что необходимо для более полного восприятия целостной картины мира; выработки чувства личной ответственности за сохранение здоровья как своего, так и других людей и др. Кроме того, следует признать, что «гуманитарная составляющая» характерна для любой области познания.
Различные области естествознания, рассматриваемые как культурные ценности, становятся гуманитарно-ориентированными. Огромное значение при этом имеет обращение к основам - текстам и значительным явлениям культуры, включенным в содержание изучаемого предмета. При этом возникает необходимость рассмотрения интегрального единства и целостности мира с учетом антропогенного фактора. Как отмечает С.Г.Вершловский, «гуманистическая направленность интеграции достигается в том случае, когда в роли системообразующего фактора предстает Человек во взаимосвязи с природой, обществом, другими людьми» [34, с. 12]. «Гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [65, с. 4] определен одним из ведущих принципов государственной политики нашей страны в области образования.
Соответственно, в рамках гуманистической парадигмы, процесс развития и творческой самореализации личности ученика является мерой целесообразности любой педагогической деятельности. Обоснование и развитие данного явления отражено в педагогических исследованиях И.Ю.Алексашиной, С.Г.Вершловского, В.Г.Воронцовой, Э.М.Днепрова, В.П.Зинченко, Г.С.Сухобской, ИМ.Титовой, Н.И.Элиасберг и др. При этом необходимость гуманизации образования определяют многие факторы, обусловленные как общественными условиями, так и сегодняшними особенностями существования школы.
Прежде всего, потребность в гуманизации образования обусловлена опытом мировых войн и все разрастающимся в настоящее время количеством локальных вооруженных конфликтов, следствием которых является истощение людских и природных ресурсов, а также существенно возрастающая вероятность экологических катастроф. Научно-технический прогресс тоже несет определенную опасность для общества, что отмечают многие исследователи (Н.Бердяев, В.Вернадский, Линн-Уайт-мл., К.Лоренц, А.Эйнштейн, КЛсперс) [21,33,65,105,109,202,206].
Средства начинают доминировать над целями, а техника - над человеком и его ценностями. Происходит дегуманизация общества, распад нравственных и общественных идеалов. Особую роль здесь играют СМИ, значительно расширяющие информированность людей, но при этом создается иллюзия подлинного приобщения к культуре, так как не реализуются понимание и осмысление человеком различных культур, обогащающих мировую культуру [99, с. 12-13], происходит утрата индивидуальности человека [207]. Все вышеозначенное не может не затрагивать школу, которая также подвержена изменениям, которые с определенной долей условности можно разделить на 2 группы: социальные и школьные. Сложнейшие социальные процессы, происходящие в нашем обществе, не могут не отражаться на школе. В сознание активно входят новые ценности: карьера, здоровье. Резко сокращаются сроки фактического несовершеннолетия учащихся. Изменяется и смысл, вкладываемый в понятие «образовательный». Сейчас «образованный человек - это не только «человек знающий», сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложнейших проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире» [206, с.9]. Таким образом, перед школой стоит гораздо более сложная задача, чем просто передача ученику определенной суммы знаний и подготовка ребенка к успешной социализации в обществе. «Не защитить школьника от противоречий жизни, а готовить к жизни в обществе социальных перемен - так вероятно можно сформулировать общую направленность гуманистического образования» [34, с. 10].
Реализация его происходит во всех компонентах образовательной системы. При этом, так как содержание образования является основой, то путь к гуманитаризации содержания образования лежит не через расчленение мира знаний на десятки разных предметов и увеличения числа предметов, а в обретении учащимся целостной смысловой картины мира. Она может быть достигнута посредством интеграции содержания школьного образования [34, 52]. Причем в данном случае интеграция не являет собой простое единение сведений, подчерпнутых из различных областей науки, а обеспечивает всесторонний взгляд на феномен Человека.
Гуманитаризация естественнонаучного знания дает возможность объединить общим аспектом исследования изучение различных уровней реальности, при этом объекты могут открываться с неожиданных и неизвестных сторон. Часто это является весьма значительным дополнением, позволяющим полнее выявить многогранность и неоднозначность изучаемого объекта. Такое изменение и усложнение традиционного объекта познания, включение его в структуру человеческой деятельности во всех ее видах является одним из основных признаков гуманизации естествознания.
Культурологический подход в преподавании естественных наук и проблема формирования ценностных отношений учащихся
В качестве одного из интегрирующих факторов мы рассматриваем культурологический подход к изучению естественнонаучных дисциплин, который не только объединяет естественные, технические и общественные науки, но и дает возможность актуализировать категорию ценностей как наиболее устойчивого ядра внутреннего мира личности, его духовной культуры. Термин «культура» происходит от латинского глагола «colere», что означает «обрабатывать почву, заботиться, усердно заниматься» [54, с. 52-53]. Само же понятие «культура» немецкий философ В.Вунд определял как заботу, направленную на облагораживание жизни [96, с.36]. В свою очередь, толковый словарь русского языка В.Даля, впервые изданный в XIX в., смысл термина культура передавал как улучшение, облагораживание склонностей и способностей человека, образование умственное и нравственное.
Несмотря на многолетние исследования феномена культуры, приходится отметить, что однозначного определения этого явления не существует. А.Кребер и К.Клакхон (1952 г.) подсчитали, что с 1871 по 1917 г. было дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. А.Моль (1968 г.) в книге «Социодинамика культуры» насчитывает уже 250 определений, однако с проявлением новых критериев, этот процесс только расширяется.
Поэтому мы будем считать, что культура включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека: орудия труда и средства транспорта, технические изобретения и научные открытия, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, методы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, праздники и обряды [75].
Культура - необходимое условие существования всякого общества, она начинает складываться в первобытном обществе вокруг культа, в культовом обиходе и на этой стадии непосредственно включена в деятельность сообщества, направленную на самосохранение. С течением времени она развивается, обогащается, беднеет или прекращает свое существование, но так или иначе, она преобразуется. При любых формах проявления, существенное значение придается разграничению культуры на репродуктивную (или результативную) -направленную на получение уже известного результата и продуктивную (или творческую) - связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств. Соответственно культура здесь предстает как творческая деятельность людей, определяемая их фундаментальными способностями к познанию, волеизъявлению, оценке и всегда направленная на достижение конкретных целей и идеалов.
Следовательно, «при всем различии между локальными цивилизациями, как существовавшими в прошлом, так и существующими в наше время, мы вправе говорить о воплощении в каждой из них общечеловеческих социальных и нормальных ценностей» [11]. В этом случае «культура есть код, матрица цивилизации, позволяющая человеку, следующему ее нормам воспроизвести эту цивилизацию - через посредство собственной деятельности - в том или ином аспекте и, таким образом, освоить новый жизненный массив» [15]. Из этого становиться ясно, сколь важно было для человека приобщение с самого раннего детства к культуре, в этом случае предстающей как результат человеческой деятельности и подразделяющейся на материальную и духовную.
Материальная культура это мир вещей, предметов, созданных трудом и гением человека, являющихся воплощением его идей, творчества, знания.
Духовная культура - это творческий опыт человечества, накопленный за все время eFO существования и воплощенный в совокупности нематериальных элементов: правилах, обычаях, традициях, знаниях, духовных ценностях и т.п. Они существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень интеллектуального и духовно-нравственного развития человечества. «Ядро духовной культуры составляет хранение и трансляция от поколения к поколению информации, правил и норм. Оно (ядро культуры) обладает высокой устойчивостью потому, что окружено особым защитным социальным поясом: системой социальных, поведенческих, нравственных и интеллектуальных реакций на все виды акультурации» [155]. Причем интересно отметить, что зачастую усвоение таких морально-этических традиционных норм ребенком происходило до того, как он начинал понимать их содержание и смысл [100]. При всем этом, духовная культура вовсе не является статичной. Культурные традиции, ценностные установки, духовные ориентиры времени в значительной степени формируют характер развертывания основных закономерностей развития всего общественного бытия людей. В то же время они чутко преломляют только зарождающиеся, еще бытийно не ставшие тенденции исторического прогресса в разнообразных формах, в которых сочетаются культурная преемственность, духовный опыт предшествующих поколений с новациями изменяющейся действительности [66].
Духовная культура как система ведущих направлений творческой деятельности может быть, в свою очередь, подразделена на познавательную (интеллектуальную), нравственную, правовую и т.д. Но при всем том, если взглянуть на культуру предельно широко, этим понятием можно охарактеризовать:
Гуманитаризация содержания курса «Человек и его здоровье» на основе культурологического подхода
Материал первой главы нашего исследования позволил теоретически обосновать актуальность использования культурологического подхода при изучении предметов образовательной области «Естествознание».
С учетом основных аспектов гуманитаризации, также
обозначенных в первой главе, была разработана скорректированная программа курса «Человек и его здоровье» (биология, 9 класс) (см. приложение).
В дополнение к основным целям и задачам дисциплины, при разработке экспериментальной программы курса были определены следующие:
1. Показать связь становления и развития науки и медицинских знаний с различными аспектами духовной и материальной культуры определенной исторической эпохи, а также закономерности эволюции мышления в процессе развития науки и техники в общем контексте истории культуры, способствуя этим формированию у учащихся научной картины мира.
2. Способствовать преемственности основ традиционной культуры как одного из факторов, определяющих формирование национального самосознания учащихся.
3. Способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к культуре и представителям других этносов, являющегося одним из важнейших факторов поступательного развития полиэтничной общественной структуры (города-мегаполиса, государства).
4. Актуализировать интерес учащихся к курсу «Человек и егоздоровье» с помощью культурологических, исторических, биографических сведений для более ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья (своего и других людей).
5. Способствовать становлению ценностных отношений учащихся и осознанию ими себя и других людей как компонентов системы общечеловеческих гуманистических ценностей, развивать понимание уникальности каждой человеческой жизни. Раскроем подробнее их содержание.
Первая задача, раскрывающая связь становления и развития науки и медицинских знаний с различными аспектами духовной и материальной культуры определенной исторической эпохи, а также закономерностей эволюции мышления в процессе развития науки и техники в общем контексте истории культуры, подразумевает следующее.
История науки не сводится к истории понятий и идей, научных публикаций, а история медицины - это не только количество и сложность операций, и использование различного медицинского инструментария. Главное в них - люди, условия их деятельности и тот социокультурный контекст, который определяет историю человечества в целом. Часто на историю науки и медицины оказывают большое влияние политические и религиозные события, войны. Математики эпохи Возрождения были участниками общего культурного движения, а одновременно - медиками, гражданскими и военными инженерами, а Ибн Сина прославил свое имя не только созданием «Канона врачебной науки», но и замечательными поэтическими творениями.
Характер древнегреческой науки и медицины можно понять только на фоне общей исторической картины Древнего Средиземноморья [И.С.Дмитриев, 58, 59], его сложных взаимоотношений с окружающими странами. Древние греки постигали науки у древних египтян, передавая затем свои, уже более глубокие знания, другим поколениям. Причем зачастую знания эти касались различных сторон человеческого существования. (Аристотель был знаменитым на всю Грецию философом, чьи труды и сегодня широко изучаются и, в то же время, одним из основоположников биологических и медицинских исследований. А философ Анаксагор считал, что причиной превосходства человеческого разума над животными является наличие у человека рук и что характер взаимодействия с природой изменяется с развитием человек) [43].
История алхимии - это, по сути, драматическая и увлекательная история средневекового общества. Можно приводить еще много примеров, говорящих о том, что законы развития науки зависят не только от внутренних факторов ее состояния, но и от внешних исторических условий [38, 57].
В современном науковедении (мы понимаем под этим широкий круг дисциплин по истории науки, исследованию научного метода, философским проблемам развития науки и т.д.) используются разнообразные подходы к изучению феномена науки [41, 91, 117, 150, 153]. Но социокультурный контекст долгое время считался лишь внешним фактором развития науки, способным замедлить или ускорить ее развитие, но не повлиять на ее концептуальное содержание. Однако, в последние годы большое распространение как в зарубежной, так и в отечественной литературе (С.Лелли, Дж.Нидэм, В.Розин, Л.Косарева и др.) получил социокультурный анализ развития науки [38, 82, 128, 208], согласно которому наука как важная часть культуры развивается в тесной связи с общественным сознанием конкретного исторического периода. Именно эти соображения были взяты за основу при корректировке курса «Человек и его здоровье» в контексте истории культуры.
Взаимодействие и взаимовлияние философии и науки начинается в глубокой древности. Зачастую философские воззрения определяли направление и скорость развития науки, то есть влияли на ход истории науки. (Так Галилео Галилей, отождествлявший природу и бесконечного Бога, настаивал на методах экспериментально-математического исследования природы) [43].
Таким образом, изучение истории вопроса помогает глубже понять связь современного естествознания и философии. Это очень важно для формирования научного типа мышления у учащихся, аналитической направленности интеллекта.
Этой же цели отвечает и изучение исторических взаимоотношений науки и богословия. Эти взаимодействия глубоки, драматичны и явно неоднозначны.
Ведь именно Ф.Бэкон, являвшийся профессиональным теологом, изменил само понимание науки и философии. В «Новом Органоне» он провозгласил задачей познания увеличение власти человека над природой и усовершенствование человеческой жизни. Впрочем, это не означало, что всякое исследование должно быть ограничено соображениями о его возможной непосредственной пользе. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, считал он, которая сама «повинуется» природе, то есть руководствуется познанием ее законов [43]. Однако нельзя не сказать и о том, что в творчестве Ф. Бэкона явно просматриваются и мистические представления [В.В.Липицкий, 106].
Изменения в ценностных отношения учащихся при освоении содержания учебного материала
Терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию в чью-то пользу. Поэтому общество нуждается в новых педагогике и содержании образования, отражающих знание и понимание других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства человеческих сообществ. Важно прививать молодым поколениям чувства терпимости, альтруизма, уважения к другим, солидарности и сопричастности, и раскрывать источники и опасности враждебности, неприятия, неприязни, отчуждения и ненависти [132]. Ведь «в духовной жизни России идеи объединения людей различных национальностей, толерантности всегда преобладали над идеологией национального превосходства, отчуждения и нетерпимости» [99, с. 10].
Многие авторы отмечают, что «идея борьбы и конфронтации безнадежно устарели, на смену им пришли идеи согласия, совмещения, гармонии. Смещение акцентов с борьбы на согласие - задача, которая стоит перед каждым из нас, членов общества» [70, с. 3]. Надо учиться вырабатывать у себя установку на принятие непривычных, не обязательно приятных ситуаций. В общем, речь идет о настрое на существование в альтернативном мире. Без такого настроя каждому из нас будет все труднее в этом переполненном новациями и неожиданностями мире [70, с. 7]. Четвертая задача предполагает актуализацию интереса учащихся к курсу «Человек и его здоровье» с помощью культурологических, исторических, биографических сведений для более ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья (своего и других людей).
Интерес к объекту изучения всегда связан с определенным отношением к нему и переживанием этого отношения. Источники переживаний могут быть различны, но прежде всего каждому человеку интересен Человек и все, что с ним связано. Как отмечал П.П.Блонский, ребенку проще понять причину явления в том случае, «когда эта причина - сам человек», при этом легче всего «не искать мысленно причину, а вспомнить, чье это действие» [28]. Учебный материал, в котором присутствует человеческая личность, воспринимается наиболее активно, повышает мотивацию к учению. Педагогические исследования [71, 183] выявляют целую систему качественных изменений учащихся в результате включения в изучаемое содержание историко-научного и культурологического материала: развитие интереса к предмету, повышение качества ответов, активизация деятельности на уроках, возникновение потребности в самообразовании и т.д..
История науки и медицины обладает эффективным воспитывающем действием. В частности, знакомство с биографиями крупнейших ученых и медиков, с методами их работы, их трудом на благо Отечества дает исключительно много для формирования характера учащихся, во многом определяет становление их нравственных ориентиров и идеалов. Ребята учатся осознавать, что в различные времена и в различных цивилизациях не может быть единых научных и культурных ориентиров, что развитие науки и техники, становление материальной обеспеченности не ведет за собой автоматического развития духовных качеств личности.
Исторические, биографические, культурологические сведения вводят ученика в сложнейший мир становления личности, показывают зачастую очень противоречивый путь познания, вызывают в душе восхищение благородными деяниями во славу Отечества (и человечества в целом) и негодование против низменных, несправедливых поступков. Происходит нравственное самоопределение учащегося, развивается его способность к пониманию, состраданию и сочувствию.
Кроме того, следует учитывать и валеологический аспект курса «Человек и его здоровье»: необходимо знать критерии здоровья, способы его сохранения и укрепления в условиях повсеместного нарушения элементарных требований экологии человека.
Следующую, пятую задачу «Способствовать становлению ценностных отношений учащихся и осознанию ими себя и других людей как компонентов системы общечеловеческих гуманистических ценностей, развивать понимание уникальности каждой человеческой жизни» можно пояснить так. Принимая во внимание, то количество насилия, которое обрушивает на ребенка СМИ, формирование таких качеств представляется очень важным. Кроме того, как уже отмечалось в главе 1, в настоящее время личностные отношения подменяются рыночными, снижается общий культурный уровень подрастающего поколения. Но именно в молодости происходит формирование устойчивой системы ценностей и ее функционирования при перспективной направленности личности. Молодость - наиболее ценный в современной культуре период жизни, посредством формирования ценностных отношений, играющий нормативную роль [29, 30, 72]. Кроме того, эмоциональная сфера, продолжающая развиваться в данном возрасте, воздействует на становление личности. Переживания перестают быть лишь средством ориентации в приспособительной деятельности индивида. У человека они становятся важнейшим психологическим содержанием его жизни: отсутствие этого содержания приводит к обесцениванию жизни человека [30, с. 158]. Соответственно, учащиеся получают разностороннее представление о феномене человека, учатся осознавать уникальность каждой человеческой жизни.