Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистическая сущность эколого-природоохранной внеклассной деятельности и её роль в формировании нравственных убеждений младших школьников Каримова, Шарифа Рамазоновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримова, Шарифа Рамазоновна. Гуманистическая сущность эколого-природоохранной внеклассной деятельности и её роль в формировании нравственных убеждений младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Каримова Шарифа Рамазоновна; [Место защиты: Курган-Тюб. гос. ун-т им. Носира Хусрава].- Курган-Тюбе, 2012.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1314

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы содержания эколого-природоохранной внеклассной деятельности и ее роль в формировании нравственных убеждений младших школьников 14

1.1. История становления, развития и анализ содержания, целей и задач эколого-природоохранной деятельности младших школьников в психолого-педагогической науке 14

1.2. Эколого-природоохранные знания, способствующие формированию научного мировоззрения человека 31

1.3. Состояние и совершенствование эколого-природоохранной внеклассной деятельности в начальных классах Республики Таджикистан 53

Выводы по 1 главе 66

Глава 2. Осуществление эколого-природоохранной внеклассной деятельности в целях формирования нравственных убеждений младших школьников (формирующий эксперимент) 69

2.1. Организация эколого-природоохранной внеклассной деятельности младших школьников в условиях национальной школы 69

2.2. Нравственная нацеленность осуществления эколого-природоохранной внеклассной деятельности младших школьников 86

3.3. Применение инновационной технологии во внеклассной эколого-природоохранной деятельности младших школьников, обеспечивающей эффективность формирования нравственных убеждений 102

Выводы по 2 главе 141

Заключение 146

Список использованной литературы 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений человека, общества и природы стояла на всех этапах развития человечества, но в последние десятилетия она существенно обострялась, что не в малой степени обусловлено современной системой экологического образования. Эта система явно отстает от темпов развития науки, экологической культуры и скорости нарастания экологической опасности. Учитывая это, логично ожидать, что современные образовательные учреждения (в частности, начальные школы) могут и должны стать центрами экологического воспитания.

В феврале 1996 года постановлением Правительства Республики Таджикистан принята Государственная программа экологического образования и воспитания населения Республики Таджикистан на перспективу до 2010 года. Учитывая безотлагательность решения природоохранных вопросов, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном одобрен и принят «Закон об охране природы» и ряд других законодательных, нормативных актов, направленных на сохранение окружающей среды.

Задачи общеобразовательной школы республики должны рассматриваться в её способности решать сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребёнка и общецивилизованным ценностям одновременно с его национальной самоидентификацией во всех системах отношений, в том числе и к экологии.

В связи с этим особенно актуальна проблема научного обоснования принципов, структуры, содержания, форм и методов системы экологического воспитания школьников в современной школе Республики Таджикистан на каждой возрастной ступени и, прежде всего в начальной школе, которая является решающим этапом в становлении экологически культурной личности.

Но, к сожалению, нельзя сказать, что в республике разработана современная модель непрерывного экологического образования на всех её ступенях. Особенно, в сфере начального образования ощущается острый дефицит методических разработок для данной возрастной группы, недостаток научно-популярной литературы, а также отсутствует целенаправленная поддержка со стороны государства и общественности.

Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико-отраслевом плане посвящены фундаментальные труды философов, социологов, политологов, психологов, педагогов.

В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли А.А.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.М.Миркин, Л.П.Печко, И.А.Рыков, А.П.Сидальский, Л.П.Симонова, Е.И.Тихеева, Е.К. Фёдоров, Л.К.Шлегер, И.Цветкова и другие. Ими определены цели экологического образования и воспитания в начальной школе, их методические и педагогические принципы, рассмотрены доступные для детей младшего школьного возраста формы природоохранительной работы, условия экологического воспитания.

В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировозренческо-ценностных и методических позиций (А.С.Барков, А.М.Большаков, О.Т.Гасанов, Д.Ф.Кацюбо, Б.Т.Лихачёв, А.Ф. Родина, Х.Муродов, А.Х. Магометов, Б.А. Тахохов, Х.С.Чарджиев, В.И.Смирнова и другие).

В отечественной педагогической науке заметный след в этом направлении оставили видные ученые республики - Кадиров К.Б., Рахимов А.И., Гулямова Н.С., Рахматов А.И., Мирзоев С., Сатторов Т.С., Халимов А., Кабулов Б., Курбанова З.Ш. и другие).

Анализ проблем экологического воспитания, а так же изучение опыта работы школ Хатлонской области по использованию регионального компонента в экологическом воспитании младших школьников позволил выявить противоречия:

между назревшей в обществе потребностью в повышении эффективности экологического воспитания младших школьников и реально сложившейся практикой решения данной проблемы в школах республики;

между наличием воспитательного потенциала, которым обладают регионы республики и не достаточным его использованием в экологическом воспитании младших школьников;

между необходимостью разработки инновационной деятельности школы в повышении уровня экологического воспитания младших школьников и отсутствии в предметной деятельности механизма её реализации.

Названные противоречия свидетельствуют о том, что в современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема формирования основ экологической культуры младших школьников в соответствии с новой образовательной политикой Республики Таджикистан, что определило выбор темы исследования: «Гуманистическая сущность эколого-природоохранной внеклассной деятельности и её роль в формировании нравственных убеждений младших школьников».

Целью исследования является разработка содержания и структуры эколого-природоохранной внеклассной деятельности учащихся начальных классов и определение педагогических условий формирования у них гуманистических качеств и общечеловеческих экологических ценностей.

Объект исследования - эколого-природоохранная внеклассная деятельность учащихся начальных классов.

Предметом исследования является процесс формирования нравственных убеждений младших школьников в рамках эколого-природоохранной внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс экологического воспитания учащихся начальных классов будет более эффективным, если он проектируется в рамках, основанных на комплексе педагогических условий, включающих:

учет особенностей экологического воспитания младших школьников, как части целостного воспитательного процесса;

использование регионального компонента, как основополагающего момента, пронизывающего все формы и средства эколого-природоохранной внеклассной деятельности в национальной школе;

обеспечение целостности, непрерывности и последовательности педагогического воздействия на учащихся младших классов при разъяснении вопросов экологического характера во внеклассной работе.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:

проанализировать источники гуманистической сущности эколого-природоохранной внеклассной деятельности в психолого-педагогической науке;

изучить массовый и передовой опыт экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Таджикистан;

выявить специфические особенности эколого-природоохранной внеклассной деятельности учащихся начальных классов;

обосновать критерии, показатели, уровни экологической воспитанности младших школьников;

разработать и апробировать рациональные пути и методы эколого-природоохранной внеклассной деятельности младших школьников, обеспечивающих эффективность формирования нравственных убеждений.

Методологической основой исследования является Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национального образования Республики Таджикистан, Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан, «стандартизация обучения», труды, идеи философов, социологов, биологов, психологов, педагогов по проблеме мировоззренческой направленности и нравственной сущности экологического воспитания в системе образования.

В ходе исследования применялись такие методы, как теоретический анализ работ философов, биологов, психологов и педагогов по вопросам экологии; изучение и обобщение передового опыта средних школ; обсервационные методы (наблюдение), диагностические методы (анкетирование, беседы и опрос); метод экспертной оценки и самооценки, анализ продуктов деятельности; педагогически эксперимент; сравнительный анализ показателей, полученных на разных этапах опытно-экспериментальной работы.

В качестве основной опытно-экспериментальной базы были избранны общеобразовательные школы г. Курган-Тюбе и г. Куляб Хатлонской области Республики Таджикистан. В сопоставительном плане привлекался массовый опыт, сложившийся в деятельности начальных классов общеобразовательных школ №№ 3, 6, 12 г. Курган-Тюбе, №№ 37, 12 район Дж. Руми, №№ 2, 5 Шахритузского района, №№ 4, 17 Темурмаликского района, №№ 2, 4 Ховалингского района Хатлонской области. Исследованием на разных его этапах было охвачено 2500 школьников, 58 молодых учителей со стажем работы до пяти лет, 42 учителя со стажем работы свыше 5 лет, а также 38 экспертов, в качестве которых выступали руководители школ, отделов народного образования, высококвалифицированные учителя. Важным источником исследования явились нормативно-правовые документы Министерства образования Таджикистана, публикации республиканских и региональных теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров и т.д.

Исследование выполнялось в течение 2002-2009г.г. и включало в себя ряд взаимосвязанных этапов:

Первый этап (2005-2007) носил констатирующий поисковый характер. В этот период изучалась, и анализировалась специальная литература, касающаяся выделенной проблемы, исследовались содержание и структура внеклассной деятельности по проблеме экологического воспитания, а также разрабатывалась программа его эмпирической проверки, определились научный аппарат, гипотеза и методы исследования.

Второй этап (2007-2009) был преимущественно опытно-экспериментальным. Преобразующий эксперимент сопровождался уточнением и обобщением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.

Третий этап (2009-2011) - заключительный, обобщающий. Была осуществлена проверка выводов и результатов итогового эксперимента. Данные педагогического эксперимента были проверены и внедрены в практику работы общеобразовательных школ. Материалы диссертации были дополнены и переработаны в свете новых требований. Кроме того, осуществлен теоретический анализ и синтез всех материалов, полученных на данном этапе исследования, проводилось осмысление и обобщение.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. разработан и апробирован универсальный комплекс внеклассных экологических мероприятий, направленных на формирование у младших школьников нравственных убеждений;

  2. определена роль и возможности таджикской национальной школы в становлении основ экологической культуры младших школьников посредством знакомства детей с природоособразными традициями своего народа, фольклором, промыслами и ремёслами, народной медициной, основами философии и религии, ценностями природы родного края;

  3. разработана система оценок уровней сформированности эколого-природоохранной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании системы эколого-нравственного воспитания в начальной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях в городах Кулябе, Душанбе и Курган-Тюбе, практические рекомендации успешно внедрены в практику работы общеобразовательных школ и показали достаточно высокую эффективность.

Достоверность исследования обеспечивается методическими положениями, лежащими в основе данной работе, комплексом использованных методов решения поставленных задач, результатами констатирующего и формирующего эксперимента.

Апробация результатов исследования проводились в процессе экспериментальной работы, которая осуществлялась в школах Республики Таджикистан в течение 2005-2011 г.г., в частности на базе школ №№ 3, 6, 11, 12 г. Курган-Тюбе и №№ 3, 7, 12 г. Куляба. Основные идеи и выводы исследования докладывались на республиканских научно-практических конференциях (2005-2007 г. в г. Душанбе); на кафедре педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (2005-2011 г.); на научно-теоретических конференциях преподавателей и студентов Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (2005-2011); на областных педагогических чтениях Хатлонской области (г. Курган-Тюбе, периодически 2005-2011); августовских совещаниях работников образования с 2006 по 2011г. в городе Курган-Тюбе; на январских и августовских методических объединениях учителей и руководителей общеобразовательных школ Хатлонской области.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Экологическое воспитание подрастающего поколения имеет свои глубокие исторические корни, традиции гуманистического характера на протяжении веков переходили из поколения в поколение и составляли центральную часть морально-экологического и нравственного воспитания человека.

  2. В зависимости от постановки работы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан можно выделить три направления деятельности по экологическому воспитанию: творчески работающие коллективы; положительное решение вопросов экологического воспитания в практике работы учителей; наличие эпизодического экологического воспитания школьников.

  3. Особенности экологического воспитания учащихся начальных классов рассмотрены в содержательном и структурном аспектах.

  4. Система критериев экологической воспитанности учащихся начальных классов, которая состоит из когнитивного, оценочно-эмоционального мировоззренческого, поведенческого критериев.

  5. Совершенствование экологического воспитания учащихся начальных классов зависит от выполнения ряда педагогических учений: обеспечение содержательной стороны процесса (использование в содержании экологического воспитания элементов национального и регионального компонента); обеспечение организационно методической и результативно-деятельностной сторон (учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности); использование многообразия форм работы по экологическому воспитанию; взаимодействие средств экологического воспитания).

  6. Эффективность использования средств народной педагогики в экологическом воспитании учащихся начальных классов обусловлена обновлением содержания экологического воспитания; комплексностью применения средств народного педагогического воспитания; организацией разнообразных педагогических ситуаций, наблюдений, исследовательской работы.

В соответствии с задачами и логикой исследований его результаты обобщены в диссертации, которая имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиография. Содержание диссертации изложено на 152 страницах. В тексте имеется 8 таблиц, 7 рисунков. Список литературы насчитывает 162 наименования.

История становления, развития и анализ содержания, целей и задач эколого-природоохранной деятельности младших школьников в психолого-педагогической науке

К числу новых явлений духовной жизни нашего общества относится формирование экологической культуры. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей человека среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа - общества». Экологическая культура утверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает её в многообразные формы интенсивного взаимодействия общества и природы, которое служит одной, из движущих сил социального и научно-технического прогресса нашего общества.

Утверждение демократического общества в Республике Таджикистан, объединяемого идеями гуманизма, открывает принципиально новый подход к решению жизненно важных проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Обострение противоречий во взаимоотношениях общества и природы в современных условиях. Существенно расширило среду экологических исследований. Наряду с общей экологией природных систем получают развитие медицинская, техническая и социальная экология, последняя, в частности, представляет собой комплексную науку, призванную разработать социальные, экологические и управленческие принципы деятельности общества по оптимизации условий окружающей среды.

В относительно самостоятельное направление процесса воспитания выделяется и экологическое образование. «Экологическое образование, пишет И.Д. Зверев, - можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Целью экологического образования и воспитания является- формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности. Показателем экологической воспитанности можно считать практические действия по отношению к природной среде, соответствующие нормам человеческой морали. Следовательно, экологическое образование соответствует и целям формирования экологической культуры» [54, 23].

Однако решение проблемы экологического воспитания учащихся, и, конечно же, учащихся» начальных классов, невозможно без изучения истории возникновения и состояния экологического воспитания. Экологическое воспитание, как и другие аспекты педагогических воззрений, имеет достаточно древнюю историю и является неотъемлемой частью всей истории развития человечества.

История экологического воспитания таджиков уходит своими корнями далеко вглубь веков, и исходной датой предположительно считают XII-V вв. до нашей эры, период правления Ахеменидов, далее она» приобретала новые грани при Ашханидах и Сасанидах.

Следует отметить, что философское отношение к объективному миру в целом; и экологическое к природе и обществу в частности появились в эти периоды, не случайно. Что касается первых мировых цивилизаций, таких как шумеро-аккадская и ягинтская, которые находились в постоянном контакте с эламско-арийской цивилизацией, то следует отметить, что в X тыс. до н.э. носители этих культур осели? в нижней части Междуречья и стали создавать первые города-государства. Конечно; древние цивилизации имели широкие возможности для своего развития, а их общие корни создавали объективные предпосылки для тяготения друг к другу. Древняя арийская цивилизация, возникшая в эламскую эпоху, в свою очередь,, считается? третьей осью, которая- сформировавшись, оказала существенное влияние на становление; Медийскою и Ахменидской цивилизаций и озарила своими нравственно-экологическими лучами не только Восток, но и всю Европу. Особенно ярко это проявилось после зарождения зароастрииского монотеизма и создания его священной книги Авеста. Идеи эпохи Эламов еще не выходили за пределы мифологии, довольно своеобразно истолковавшей общие и единичные истины. В Арийских мифах о Каюмарсе, Джамшеде, величии этих арийских царей, их отношении к богу Яздону одновременно говорится о бессмертии человека, о смысле жизни, о мире бытия вообще. Впоследствии с некоторыми поправками эти идеи благодаря учению Заратустры, приобрели всеобщее содержание, поднявшись до уровня? философского сознания; .повлияли; на; экологическое содержание идей наших предков.

Нашествие Александра Македонского в Среднюю? Азию поставило древнюю «Грецию лицом к лицу с мощной арийской культурной традицией С течением; времени: началось, смешение идей; т традиций родов, племен и народов,, которые находились под протекторатом; и влиянием греков. Материальные и; духовные ценности этих племен и народов; в ходе исторического развития; претерпели; глубокие изменения, одновременно влияя друг на друга, и обогащая друг друга; Подобные смешение,, по сути, было воздействием1 цивилизации победившей; нации на цивилизацию побежденной. Иначе говоря; это была интервенция, цивилизации Запада на Восток-в Среднюю Азию и Иран.

Однако идеи эллинизма не могли конкурировать с арийской; культурой. Напротив, после завоеваний Александра арийская культура, арийская идея стали еще сильнее: Уместно отметить, что столкновение культур и (или) диалог культур складывали новые типы отношений; между победителями и побежденными, новые торгово-экономические связи, в результате которых формировались, конечно; качественно новая культура и новое мышление, в которых явно были видны следы греческой культуры эпохи классицизма. Это было нечто новое, а именно- - это была арийская цивилизация, базировавшаяся- на арийской национальной идее с некоторыми элементами греческой культуры.

Возрождение империи Аршахидов стало великим историческим событием. Только, с течением времени Сасаниды смогли восстановить утраченные, исконно самобытные святыни своих предков- и возродить зороастрийскую религию. В- Авесте писалось: «Защищай свою Родину, оберегай дом свой, не покидай- свой народ» [3, 72]. Все это оказывало существенное влияние на процесс развития экологических идей.

В «Авесте» мы встречаем идеи психолого-педагогического характера об экологическом воспитании, где существенную роль играет сохранение чистоты земли; воды и окружающей- среды. Это означало, что свет, огонь, солнце, земля и воздух имели огромное значение в жизни человека и, что утрата возможности их правильного использования может привести к дисгармонии; к потере своей сущности и сути [3].

Исследования учёных доказывают, что ещё при первобытном строе люди бережно и с особым вниманием относились к природе, животному И- растительному миру, ибо их жизнь полностью зависела от бережного отношения к природе, её богатствам. Они- стремились преумножить богатства, и жестоко наказывали тех, кто игнорировал это, уничтожал и грабил богатства природы.

В готах и других частях «Авесты» рассматриваются такие понятия, как чистота, красота- и польза земледелия и животноводства, т.е. особое место, занимает этико-эстетическое отношение человека к природе, что весьма примечательно. В лозунге «Благая мысль, благое словом благое дело», ведущее место занимают труд и трудолюбие, сохранение чистоты воды, земли, лесов, окружающей среды, а экологическое воспитание в, «Авесте» считается благим деянием [3]. Таким образом, религия зароостризма распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии и Иране является фундаментальным педагогическим и религиозным учением, в котором нашли своё отражение вопросы охраны чистоты воды, земли, воздуха, организма, жилого дома, вопросы заботы охраны полезных ископаемых ресурсов, разумного использования воды. И сегодня, спустя- многие столетия, это учение весьма поучительно и полезно для воспитания экологической культуры подрастающего поколения, в особенности учащихся начальных классов.

Исламская доктрина полностью игнорирует все виды разбойнического, истребляющего отношения к природе и во всех случаях настаивает на выборе праведного, мудрого решения проблем. В одном из хадисов пророка Мухаммеда написано: «Знайте, самый зрячий (зоркий) глаз тот, который направляет на праведные дела» [72].

Все праведные дела, которые человек проявляет по отношению к природе достойных поддержки и всячески поощрения. В любой религии, в частности в исламе есть не мало положений, непосредственно рассматривающих вопросы защиты окружающей среды, сферы жизни природы «бережного отношения к земле, воде, флоре и фауне, животным» [72].

В суре «Раъд» (Гром) мы читаем: «Это он создал землю, воздух, горы сотворил реки и с каждым плоды по паре преподнёс, и благодаря - ему ночь покрывает день, и на земле есть континенты, расположенные рядом друг с другом, сады с виноградниками, посеянные поля, деревья, которые имеют один корень и два тела или же одно тело, и всё насыщаются одной водой. И в плодородии дали некоторые превосходства. Есть над, чем поразмышлять мудрецам моим в поиске своём». [72].

Состояние и совершенствование эколого-природоохранной внеклассной деятельности в начальных классах Республики Таджикистан

Гуманизация школьного образования сегодня выступает важнейшим принципом перестройки всего учебно-воспитательного процесса, и одним из важнейших направлений его реализации является приобщение детей к глобальным общечеловеческим проблемам и ценностям, что обеспечивает личностно значимый характер обучения и труда.

Духовно-нравственное воспитание человека является одним из основных аспектов социальной экологии, так как взаимосвязь человека, природы и общества имеет отношение не только ко всему окружающему миру, но и к самому себе.

Эколого-нравственное воспитание, прежде всего, "« предполагает . формирование у людей экологической культуры (гуманистическое мировоззрение, нравственное поведение, ценностная ориентация, сознательная потребность, экологические интересы).

Нравственный подход к взаимоотношениям человека и природы требует переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки; направленной на потребительское, разрушающее и уничтожающее отношение человека к природе.

В качестве выхода из негативной экологической ситуации учёные предлагают следующие шаги:

- переход от агрессивно-потребительской к творческо-преобразовательной цивилизации;

- самоограничение потребностей и насилия;

- становление любовно-творческой личности и изменение образа жизни.

В этом случае проблему феномена взаимоотношений человека и природы можно будет решить в плане нравственного гуманизма. С этой целью нами была предпринята попытка с помощью комплексных методов, получить достаточно объективное представление об уровне экологических знаний младших школьников. Кроме того, изучены продукты их учебной и внеучебной деятельности, позволяющие опосредованно судить о качестве подготовленности учителей к эколого-природоохранной внеклассной работе. При этом изучение и обобщение опыта общеобразовательных школ в этом аспекте, а также уровень подготовленности учителей к решению данной проблемы позволяет судить о качестве и эффективности экологического воспитания младших школьников.

В процессе исследования было опрошено 260 учителей, больше половины которых работают в сельских местностях. Исследование показало, что для значительной части учителей характерен достаточно высокий уровень профессиональной подготовки, свидетельствующий, о росте их экологической культуры. -\шт; і:;"и; В школах, где работает данная категория учителей, внеучебная воспитательные мероприятия в рамках эколого-природоохранной работы стали обязательным направлением их профессионально педагогической деятельности. Они сравнительно эффективно) используют объективное содержание преподаваемых учебных дисциплин для того, чтобы поднять сознание учащихся на теоретический уровень, позволяющий глубоко проникать в сущность предметов и явлений окружающей действительности. В этих школах используются, такие интересные формы воспитательных мероприятий как: конференции, встречи, вечера вопросов и ответов, школьные кружки, организация художественных выставок и т.д. Хорошо налажена индивидуальная работа с учащимися и их родителями. При выборе средств воздействия учитываются возраст, индивидуальные особенности, отношение детей к школе и т.д.

Подтвердим эти выводы следующими данными. Проанализировав ответы учителей на вопрос: «Как вы оцениваете степень своейі подготовки в области эколого-природоохранного воспитания?» нами получены следующие результаты:

- необходимой подготовкой в области эколого-природоохранного воспитания на уровне самооценки имеют 56 % учителей;

- 44 % учителей располагают эколого-природоохранными знаниями (хотя считают их недостаточно глубокими).

На вопрос: «Участвуете ли вы в воспитательной работе по эколого-природоохранному воспитанию в настоящее время?» 54% учителей ответили положительно.

В ходе исследования мы предприняли, попытку выяснить насколько глубоко понимают учителя теоретические вопросы эколого-природоохранного воспитания. На вопрос: «На основе, каких принципов вы составляете свой план работы по экологическому воспитанию!?» правиявно:-ответили 24,3 % учителей, частично ответили - 46,4 %, вообще ни ответили -30,3 %.

Отсутствие стройной системы теоретических знаний по, эколого-природоохранному воспитанию является одной из причин пассивности этих учителей в воспитательной работе, отказ от которой они объясняют недостатком времени. Некоторые учителя из этой группы утверждают, что эту функцию может выполнить учебный процесс, беседы и наблюдения.

Высказывая своё мнение по вопросу: «Достаточно ли материала по экологическому воспитанию в младших классах содержится в учебнике?» -53,3 % выразили удовлетворенность по этому поводу, 26,7 % - ответили «недостаточно», остальные затруднились выбрать ответ.

Таким образом, только треть опрошенных понимает, что воспитательный потенциал учебных курсов по экологическому воспитанию исчерпан далеко не полностью. Как выяснилось посредством посещения уроков и проведения собеседований, большинство учителей, считавших, учебник неудовлетворительным с точки зрения формирования экологической культуры, при подготовке к урокам используют дополнительную литературу, тогда как удовлетворённые качеством учебника этого не делают. При анализе ответов на вопросы:

- «Есть ли в вашем классе факты того, что под влиянием целенаправленной работы учащиеся становились экологически образованными?»

- «Какие вам известны внеурочные формы экологического образования?»

- «Какие особенности организации школьной работы по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды?»

Стало очевидным, что 18,5 % учителей не готовы проводить воспитательную работу по эколого-природоохранному воспитанию не знают, как её проводить, с чего начинать, не обладают достаточными навыками для её организации. —«fv Ведут эколого-природоохранную работу эпизодически 52,5 %, систематически 28,5 %, 19 % опрошенных учителей сообщили о нежелании родителей присутствовать на воспитательных мероприятиях, 16,3 % обследованных признались в своей слабой педагогической подготовке и неумении вести подобную работу. Настораживают ответы учителей на вопрос: «Читают ли они педагогическую литературу?» Систематически это делают всего 33,4 %, нерегулярно - 27,1% остальная масса работников образования редко обращается к подобной литературе, и считает её неинтересной. Это в известной степени объясняет, что среди выпускников общеобразовательных школ имеются учащиеся с отклонением в нравственном воспитании и т.д.

Данные исследования свидетельствуют, что в процессе экологического воспитания учителя, осуществляющие подходы к решению задач экологического воспитания младших школьников должны глубоко уяснить следующее:

- закономерности развития системы «природа-общество-человек»;

- законы развития биосферы, как основы гармонического взаимодействия общества и природы;

- социальный характер взаимодействий природы и общества;

- хорошо представлять себе историю всемирного движения в защиту окружающей среды.

Такая система знаний даст возможность учителю правильно ориентироваться в современной экологической обстановке, критически подходить к осуществлению экологического воспитания, выбирать наиболее эффективные меры воспитательного воздействия на младших школьников.

Конечно, субъективные суждения учителей не могут быть единственным показателем качественного ведения воспитательной деятельности по эколого-природоохранному воспитанию в практической работе.

Поэтому для большей убедительности и повышения информационности констатирующего этапа исследования» был разработан - специальныюлг --вопросный лист, предложенный учащимся.

При этом исходили из того, что ответы учащихся являются косвенной характеристикой уровня подготовленности учителей к эколого-природоохранной .работе.

Обращаясь к школьникам, мы пытались выяснить, как они понимают сущность, и принципы экологического воспитания. Анализ показал, что только 17 % от общего количества школьников (человек) дали почти правильные ответы на все вопросы, 29 % школьников!дали неполные ответы, некоторые из них ответили частично, а 54 % школьников дали неверные ответы.

Нравственная нацеленность осуществления эколого-природоохранной внеклассной деятельности младших школьников

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина эколого-тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Важнейшими задачами внеурочной деятельности по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к природе, целенаправленное условие естественнонаучных знаний и развитие эмоционально-эстетической сферы учащихся. Решение названных задач в условиях республики, .на наш взгляд, должно осуществляться посредством обогащения содержания, форм и методов внеклассной работы, которые будут способствовать нравственному началу в осуществлении эколого-природоохранной деятельности младших школьников.

Следует отметить, что огромное значение нравственного воспитание в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён.

Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям и природе [97].

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Уіпинский, ОН писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много приносит пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания.... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой.

.. .Нет, одного ума и одних познаний ещё недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество» [143, 215].

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения,принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Поэтому он считал, что нравственная сторона формирования . личности является главной задачей воспитания [16].

Важность нравственного воспитания связана с тем, что овладение и практическое следование нормам и правилам морали приобщает человека к высшим нравственным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Поэтому и умственное развитие личности, и её физическая закалка, и любая профессиональная подготовленность приобретает своё истинное значение для окружающих людей лишь в своеобразном преломлении через нравственный облик личности, только с нравственными качествами.

Человек - единственный биологический вид на земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество в век строительного, развивающего процесса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе накапливает всё больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишено всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения.

Поэтому нравственная нацеленность в эколого-природоохранной деятельности школьников является основным стержнем их экологической культуры.

Особое место на пути развития личности, принадлежит этапу воспитания в начальной школе. Это период когда ребёнка легче убедить, объяснить ему существующие в.обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребёнок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребёнок учится, и в этот период, стоит ещё раз отличить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь её. Поэтому, особая и значимая роль в экологическом воспитании принадлежит учителю начальных классов.

На начальном пороге воспитания детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребёнок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный и растительный мир, сезонные изменения, важное и значимое место в этом мире.

Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания, в процессе организации опытно-экспериментальной работы, являлась разработка определённой- системы внеклассных занятий и мероприятий. Это позволило:

- установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы;

- создать условия для более плавного целесообразного формирования нравственно-этических установок.

В современных условиях громадное значение приобретает экологическое воспитание, как составная, часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается, с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий:

- во-первых, это комплексное воздействие на формирование- отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;

- во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения-к действительности вообще и к природе, как её части.

В- совокупности оба плана осуществляются1 средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных средств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты. Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования "его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников - на природоохранительную активность их экологической культуры. Нравственная нацеленность рассматривает природу не только, как материальную среду человеческого существования, но и как духовную, входящую в объекты научного познания, а так, же как материю, предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своём роде. Без этого невозможно его правильная оценка, трудовых и творческих задач, стоящих перед человеком.

В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Харламов считал, что нравственное воспитание-это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Она предполагает становление отношений.ребёнка к Родине, труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет, таким образом, патриотическое, трудовое, эстетическое и экологическое воспитание, а так же способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство [96].

Применение инновационной технологии во внеклассной эколого-природоохранной деятельности младших школьников, обеспечивающей эффективность формирования нравственных убеждений

Проблема экологического воспитания учащихся начальных классов, как составная часть нравственного воспитания связана с формированием у них ответственного отношения к природе и окружающей среде и осмыслением основ взаимодействия в триаде «природа - человек - общество». Сейчас в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы научная необоснованность экологического воспитания посредством инновационных технологий вызывает противоречие между теорией педагогики и школы. Поиск и внедрение таких инновационных технологий для решения данных противоречий определяет суть нашей опытно-экспериментальной работы.

Сущность опытно-экспериментальной работы, проведённой в ходе исследования проблем экологического воспитания, заключалась в конструировании педагогического процесса, направленного на формирование экологической культуры у учащихся начальных классов.. Кроме того, создана система внеклассных мероприятий и обосновано их содержание, вводились эколого-природоохранные технологии по формированию нравственно-экологического сознания учащихся начальных классов, осуществлялось педагогическое руководство их самообразованием в плане исследуемой проблемы.

Процесс экологического воспитания строится на основе различных педагогических технологий, включающих совокупность форм, методов и приёмов, делающих этот процесс наиболее результативным при минимальных затрат сил, времени и формировании экологических понятий ученика и учителя.

Понятие «педагогическая технология» раскрывается в научно-педагогической литературе неоднозначно. Так, В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию, как совокупность взаимосвязанных средств, методов: обучения, как содержательную; технику реализации;, учебного процесса [19]; Б.Е.Лихачёв- считает, что «педагогическаяс технология, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов; приёмов; воспитательных средств» [80; 126]:

Следует заметить, что- ві представленных определениях есть ряд общих положений которые позволяют утверждать, что педагогическая технология -это совокупность форм, средств и методов воспитания, которую учитель использует в своей работе для« достижения оптимальных воспитательных результатов..

Опытно-экспериментальные исследования проводились в три этапа — подготовительный) этап; реализация: опытно-экспериментальнош работы и; подведение итогов работы.

Цель эксперимента - исследование и выявление: нововведений по формированию экологической культуры у учащихся начальных классов её влияние на их нравственное развитие.

Основные задачи опытно-экспериментальной работы:

- определение эффективности разработанных эколого-природоохранных технологий;

- апробациям научно обоснованных рекомендаций по формированию экологического сознания и поведения учащихся начальных классов;

Функциональные обязанности участников опытно-экспериментальной работы- распределялись следующим образом:, в компетенции руководителя опытно-экспериментального исследования-; (автора исследования); входила. организация? общего хода исследования, анализ и обобщение результатов, организация благоприятных условий: деятельности учащихся начальных классов вовнеклассной работе;

Директора школ разработали перспективные направления развития учебных заведений, участвовали в разработке экспериментальной программы, корректировали созданные в ходе эксперимента экологические программы. Соисполнителями и участниками эксперимента явились работавшие в школах учителя начальных классов и привлеченные другие ответственные лица.

В ходе опытно-экспериментальной работы учителя общеобразовательных школ Хатлонской области применяли различные методы внеклассной деятельности: беседа, экскурсия, самостоятельная работа с экологическим материалом, наблюдения, наглядные пособия и иллюстрации, проблемно-поисковое сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Использовались методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности учащихся начальных классов: убеждение, ролевые и деловые игры, драматизация, поощрение, порицание, создание ситуаций успеха и др. Учителя также обращались к методам контроля, самоконтроля, опроса, разнообразным письменным работам и т.д. Особенностью применения названных методов, является то, что они планируются, реализуются и оцениваются не только с точки зрения усвоения учащимися учебного- материала, но и использования их в формировании экологической культуры.

Но, в основном для формирования нравственно-экологических знаний и опыта, на первых этапах мы. использовали такие нестандартные методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у учащихся начальных классов экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы, с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе- формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявления противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути её решения с учётом концепции изучаемого предмета.

Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения- учащихся к экологическим проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического взаимодействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учётом факторов глобального, регионального и локального уровней.

Познавательная деятельность учащихся начальных классов стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. При этом активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими. средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности и эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [5, 47].

Средством психологической подготовки учащихся начальных классов к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учётом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним, как к лично значимым.

Реализация задач экологического воспитания требует пересмотра форм и методов обучения.

Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С.Квасцовой:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия преобразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение и традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защиты природы -восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [67, 12].

Стремясь вызвать у учащихся эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учётом психологической подготовленности учащихся и с учётом природных условий, то учитель сможет сформировать экологически грамотную и нравственно-воспитанную личность.

Похожие диссертации на Гуманистическая сущность эколого-природоохранной внеклассной деятельности и её роль в формировании нравственных убеждений младших школьников