Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Захарова Вера Анатольевна

Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников
<
Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Захарова Вера Анатольевна. Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Пермь, 2003 240 c. РГБ ОД, 61:03-13/1636-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Обоснование подхода к определению методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников 12

1 Анализ понятий "убеждение" и "методы убеждения" 12

2. Теоретическое обоснование применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников 42

3. Анализ методик и опыта применения методов убеждения в практике нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 84

Глава 2 Концептуальные и методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании учеников начальных классов 100

1. Концептуальные основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников 100

2. Методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников 127

3. Экспериментальная проверка методики применения убеждения в нравственном воспитании младших школьников 139

Заключение 173

Список литературы 180

Приложения 203

Введение к работе

История человечества и человеческой жизни - это история нравственного

самоопределения. Нравственное самоопределение предполагает сознательный выбор целей и действий, выбор поступка является предпосылкой самоопределения. Основанием выбора выступают убеждения, содержащие ориентиры особого рода - добро и зло. Необходимое условие нравственности - сознательное и свободное предпочтение добра злу. Нравственное сознание как элемент синкре V ч тического сознания человека начало выделяться на ранних этапах социальной жизни. На заре общества появилась потребность передавать нравственный опыт из поколения в поколение - осуществлять нравственное воспитание.

Процесс нравственного воспитания представляет собой взаимосвязь деятельности педагога и деятельности воспитанников. Метод нравственного воспитания - метод педагогической деятельности - выступает наиболее интегра-тивным выражением всех компонентов этого процесса (цели, принципов, содержания, форм, средств), характера отношений между участниками процесса. В развитии методов отражается диалектически меняющаяся взаимосвязь между воспитателями и воспитанниками, формирующейся личностью и общностью.

Самоопределение предполагает участие разума. Название человеческого рода - Homo sapiens (человек разумный) - указывает на то, что среди методов воспитания на первый план выступают методы, направленные на разум, созна ние человека, обозначаемые в современной педагогической литературе как ме тоды убеждения. Передача нравственного опыта осуществлялась различными способами действия на сознание ребенка - различными методами убеждения.

В наши дни общество и государство вновь обращают внимание на нравственное воспитание подрастающего поколения (Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., Программа развития воспитания и др.). Психологические исследования, касающиеся специфики нравственного развития детей в современном российском обществе (В.В.Абраменкова), выявили вызванное социальными переме нами изменение отношений детей и взрослых и расшатывание традиционных механизмов передачи знаний и нравственных ценностей от старшего поколения к младшему.

В изменившихся культурно-исторических условиях пересматриваются подходы к определению целей, содержания, методов и форм нравственного ш воспитания. Сегодня школа работает в условиях разнообразия воспитательных систем, предполагающего вариативность методик нравственного воспитания, І многообразие целей воспитания, различные методологические основания. В этой ситуации возрастает значимость исследования фундаментальных вопросов педагогики, выявления существенных положений, знание которых позволит воспитателю планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Изменившиеся социально-экономические и педагогические условия нравственного воспитания младших школьников, недостаточные теоретическое осмысление и методическая разработанность интересующего нас явления, а также практическая значимость обозначили следующие проявления актуальности исследования.

В практическом плане актуальность определяется условиями предоставления педагогу права выбора методов воспитания и необходимостью планиро-\ вания и осмысления педагогами своей деятельности на основе осознания сущ- ности используемых в нравственном воспитании методов убеждения. Совре-$ менное законодательство Российской Федерации в области образования пре-доставляет педагогу право выбора методов воспитания школьников, в том числе и методов нравственного воспитания. Однако многие из них затрудняются осуществить этот выбор осознанно. Анализ практики нравственного воспитания младших школьников показал, что многие учителя начальных классов определяют основание применения различных методов убеждения интуитивно, не обладая достаточными знаниями об основах этой деятельности.

В методическом плане актуальность определяется отсутствием разработанности методических основ применения методов убеждения в нравственном

воспитании младших школьников в условиях многообразия целей воспитания и воспитательных систем, а также нерешенностью вопросов, связанных с изменением методики нравственного воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников. Анализ диссертационных работ и методической литературы показал разработанность лишь отдельных аспектов методики нравственного воспитания. Вопросы применения методов убеждения рассматриваются в литературе по нравственному воспитанию подростков (Н.К.Болдырев, Д.М.Гришин, Т.Е.Конникова, Н.Е.Щуркова, М.Г.Яновская). В методике нравственного воспитания младших школьников наиболее разработаны вопросы, связанные с использованием средств (Е.В.Архипова, Е.В.Белоусова, З.И.Васильева, Г.И.Веденеева, М.А.Вислогузова, А.М.Гасанов, Л.К.Гребенкина, Н.В.Гущина, В.В.Зайцев, С.Г.Макеева, Г.К.Махмутова, З.Н.Мурзакова, А.Ш.Ногинская, Р.А.Островская, Л.А.Павлова, М.И.Скоморохова, М.Г.Яновская), форм (Д.И.Балк, О.С.Богданова, О.Д.Калинина), содержания нравственного воспитания (Л.А.Высотина, Н.Б.Колесникова, И.С.Марьенко, А.Н.Шемшурина), стиля отношений учителя и учащихся (лаборатория И.А.Каирова, О.Т.Шараева). Освещения методики использования методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников в доступных источниках мы не обнаружили.

В теоретическом плане актуальность определяется необходимостью познания сущности методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, взаимосвязи методов убеждения и целей, принципов, содержания, форм и средств нравственного воспитания. Проблема нравственного воспитания школьников представлена значительным количеством теоретико-педагогической литературы (И.Г.Баринова, О.С.Богданова, Г.Ф.Гаврилычева, И.А.Зайцева, Л.Г.Золотарева, Н.А.Кудрова, И.С.Марьенко, Н.М.Трофимова, В.Т.Чепиков, Г.Т.Цап). Однако изучение педагогических источников позволяет сделать вывод о том, что в науке остается нерешенным вопрос, связанный с классификацией методов воспитания и трактовкой исследуемого предмета как отдельного метода (Д.М.Гришин, И.А.Каиров, В.А.Каспина, Б.И.Коротяев, Б.ТЛихачев, И.Т.Огородников, А.С.Турбовский, И.Ф.Харламов, И.Е.Шварц) или группы методов убеждения (Н.К.Гончаров, Т.А.Ильина, В.М.Коротов, А.А.Огородников, И.П.Подласый, Ю.Е.Ривес). В работах, представляющих последнюю точку зрения, говорится о видовом многообразии методов убеждения, (9 но можно отметить лишь отдельные публикации, посвященные вопросу клас сификации методов убеждения (В.М. Коротов, А.А. Огородников, И.П. Подла- 1 сый, А.П.Чернявская).

В методологическом плане актуальность исследования определяется необходимостью развития противоположных педагогических традиций: социально- и индивидуально-ориентированного воспитания; использования взаимосвязи педагогики с другими науками для построения основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников и потребностью совершенствования понятийно-терминологической системы педагогики в области методов нравственного воспитания.

В настоящее время в теории и практике нравственного воспитания выделяются следующие противоречия, связанные с применением методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников:

общество испытывает потребность в воспитании личности, способной к нрав- f9 ственному самоопределению, а методы убеждения, используемые в практике

(Ф нравственного воспитания учащихся начальной школы, не всегда отвечают этой цели; методика нравственного воспитания обладает знанием о существовании различных методов убеждения, но не всем из них дана характеристика, позволяющая педагогу осмысленно осуществлять выбор того или иного метода убеждения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

в педагогике считается общепризнанным положение о связи методов нравственного воспитания с другими компонентами этого процесса, в то же время не

разработаны основы, на которых строится связь между методами убеждения в нравственном воспитании учеников начальных классов и другими компонентами этого процесса.

На основе анализа противоречий сформулирована проблема нашего исследования, состоящая в определении педагогических основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников. Объект исследования: процесс нравственного воспитания учеников начальных классов.

Предмет исследования: методы убеждения, применяемые в процессе нравственного воспитания учеников начальных классов.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить теоретические и методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников.

При проведении исследования мы исходили из следующей гипотезы: методы убеждения (процессуальная характеристика деятельности педагога), применяемые в нравственном воспитании младших школьников, создают предпосылки нравственного самоопределения воспитанников, если при их использовании опираться на концептуальные (теоретические) и методические основы, включающие в себя:

- зависимость применения различных методов убеждения от реализации индивидуальных и частных целей нравственного воспитания;

- принципы социализации (содействия усвоению общественно-ценных моральных норм) и индивидуализации (содействия обретению человеком индивидуальности, становлению автономного и неповторимого субъекта сознания и деятельности, способного к самоопределению, саморегулированию);

- различные возможности тех или иных методов убеждения в передаче содержания нравственного воспитания;

- взаимозависимость методов убеждения и методов упражнения в нравственном воспитании младшего школьника;

- взаимосвязь методов убеждения с формами и средствами нравственного воспитания.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, были поставлены следующие задачи исследования:

1) уточнить сущность понятия "методы убеждения" на основе многоаспектного терминологического, исторического, историко-педагогического анализа;

2) конкретизировать положение о зависимости методов нравственного воспитания от других компонентов этого процесса применительно к методам убеждения в нравственном воспитании младших школьников;

3) выявить основные характеристики методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников и описать видовое многообразие методов убеждения;

4) разработать и экспериментально проверить положения методики применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников.

В качестве методологической основы исследования выступили:

идеи И. Канта о дихотомии личности и общества и о нравственной автономии личности;

философский принцип целостности, позволяющий рассмотреть исследуемый нами предмет как целое, обусловленное взаимовлиянием частей;

принцип единства исторического и логического подходов к исследованию интересующего нас предмета, являющийся общенаучным основанием работы. Теоретическую основу исследования составили:

теоретико-педагогические положения П.Ф.Каптерева, С.И.Гессена, Н.Д.Виноградова о цели нравственного воспитания и подходах к выбору педагогических действий в процессе нравственного воспитания;

идея Э.Фромма о процессах социализации и индивидуализации личности;

положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития;

положения отечественной детской психологии о возникновении моральной мотивации в индивидуальном развитии (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,

Л.И.Божович, В.С.Мухина), идея о взаимосвязи когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития как источниках развития морального самосознания ребенка (С.Г.Якобсон), исследования стадий морального развития в генетической и когнитивной психологии (Ж.Пиаже и Л.Кольберг), положения об особенностях социального развития современного ребенка (В.В.Абраменкова), о генезисе самооценки (А.В.Захарова).

Для решения различных исследовательских задач были использованы следующие методы исследования. Для характеристики предмета исследования и конкретизации гипотезы - теоретические методы: анализ научной литературы из области философии, социологии, социальной и детской психологии, лингвистики, педагогики, исторический анализ, анализ учебников и учебных пособий по педагогике, синтез положений различных наук для понимания сущности изучаемого предмета, методы абстрагирования и конкретизации. Для изучения состояния решения задач применения методов убеждения в нравственном воспитании мчадших школьников в современных общеобразовательных учреждениях - анализ методической литературы и эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, опрос, ранжирование, изучение педагогического опыта. Для проверки достоверности гипотезы и обобщения результатов исследования использовались: эксперимент, методы оценки нравственного сознания и поведения учащихся, сочетание методов теоретического обобщения и прогнозирования возможностей дальнейшего совершенствования процесса нравственного воспитания. На защиту выносятся;

-концепция теоретических основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, представленная положениями, конкретизирующими педагогическую аксиому1 о зависимости методов убеждения от целей, принципов, содержания, форм и средств нравственного воспитания;

-методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, включающие описание функций методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, характеристику методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, рекомендации по индивидуализированному применению методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников. Научная новизна:

- дано описание исторического развития методов убеждения в нравственном воспитании детей в зависимости от типичных историко-культурных характеристик нравственного сознания представителей той или иной эпохи;

- конкретизирована зависимость применения методов убеждения от целей, принципов, содержания, форм и средств нравственного воспитания;

- сделана попытка классификации методов убеждения на основании содержания и логики аргументации нравственного суждения;

- приведена этико-педагогическая характеристика различных групп методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, включающая описание особенностей нравственного сознания и поведения воспитанника, рекомендуемых методов и действий педагога.

Теоретическая значимость исследования: аргументированы концептуальные положения, связанные с основами применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников с целью воспитания у детей способности к нравственному выбору поступка. Практическая ценность исследования:

-описанные педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников могут быть изложены при чтении лекций студентам учреждений высшего и среднего профессионального образования, слушателям курсов институтов повышения квалификации работников образования;

- разработанные методические основы индивидуализированного применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников могут быть использованы в работе учителей и воспитателей групп продленного дня, при разработке воспитательных систем образовательных учреждений. Достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой на исто- іщ рический и логический принципы исследования; обоснованностью исходных « методологических позиций, их соответствием поставленной проблеме; исполь ф зованием методов, соответствующих задачам работы и специфике отдельных этапов исследования; концептуальной целостностью исследования; экспериментальной проверкой результатов исследования.

Апробация основных положений исследования осуществлялась: на всероссийской конференции "Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе" (Пермь, 2001); на межрегиональных конференциях: "Психолого-педагогические исследования в системе образования" (Челябинск, 2001), "Этнопедагогические аспекты обновления содержания образования" (Пермь, 2002); на областных конференциях "Проблемы и перспективы сельской школы на пороге третьего тысячелетия" (Пермь, 2000), "Инновационные процессы в образовании Пермской области" (Пермь, 2001), "Проблемы содержания образования в развивающем обучении и пути их реше- і ния" (Пермь, 2002), "Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в р вузе, техникуме, школе" (Пермь, 2002); на преподавательских конференциях кафедры педагогики начального обучения и воспитания ПГПУ (2000, 2001г.), научной конференции, посвященной 2000-летию христианства (Пермь, 2001); на семинаре аспирантов кафедры педагогики начального обучения и воспитания ПГПУ; на собеседованиях и лекциях в ПОИПКРО и ПГПУ с учителями начальных классов области; в публикациях автора.

Структура диссертации отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 282 наименования, 16 приложений, содержит 12 схем, 19 таблиц.

Анализ понятий "убеждение" и "методы убеждения"

Источником развития педагогики выступают философские, общество-W ведческие, психологические и другие науки. Обосновывая концепцию приме- нения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников, # мы стремились расширить границы знания об этом явлении за счет нахождения и обработки дополнительных знаний не только из научно-педагогических источников, но и из других наук, где имеются сведения об изучаемом явлении. С целью наиболее полного рассмотрения понятия методов убеждения, мы проанализировали философские, лингвистические, психологические, социологические, социально-психологические, историко-педагогические и общепедагогические работы, касающиеся изучаемого нами предмета. Мы предполагаем, что синтез результатов многоаспектного анализа даст возможность комплексно изучить интересующее нас явление, постигнуть его сущность и взаимосвязь с другими явлениями и процессами.

Любое научное исследование начинается с изучения основных по нятий, связанных с исследуемым явлением. Языкознание является ценным с научно-педагогической точки зрения источником дополнительного знания о w понятии метода (методов) убеждения. Мы провели лингвистический анализ для того, чтобы установить происхождение слова "убеждение", определить его первоначальное значение, проследить изменение семантики слова в языке, выделить имеющиеся синонимы, оттенки значений и установить причины изменения понимания убеждения как метода (или группы методов) в педагогике.

Анализ источников из области общего языкознания показал, что слово "убеждение" является существительным, образованным от глагола "убеждать" ("убедить"), имеет индоевропейский корень « bhei»- уговаривать, убеждать [13, 217-218]. Согласно Максу Фасмеру [237, 142] слово "убеждать" имеет общее происхождение с глаголами европейских языков - старославянского, готского и древневерхненемецкого,- имеющими значение «принуждать», греческим - "тисшсо"- убеждаю, уговариваю - и латинским "fido"- доверяю.

М. Фасмер и Н.М. Шанский [272, 68] связывают этот глагол с существи-% тельным "беда". Отмечается наличие совпадающих или близких по звучанию и по лексическому значению («нужда, нищета, бедность, недостаток») слов в славянских языках (украинском, белорусском, польском, болгарском, словенском). В латышском языке слово с родственным корнем означает «заботу, беспокойство». М. Фасмер указывает на наличие в русском языке слова "бедить" - приносить беду, несчастье и наличие той же производящей основы в слове "победить". Сходное лексическое значение у украинского "бідити"- ругать. Приставка «у-» (аи ) имеет так же индоевропейское происхождение и родственна авестийскому и древнеиндийскому « ava» (вниз, прочь, долой).

Рассмотрев этимологию и семантику слова "убеждать", мы видим два оттенка лексического значения, присущих изначально производящей основе: оттенок, отражающий устранение, отрицание недостатка чего-либо (возможно, ф «отвести от беды»), и оттенок, характеризующий, действие, связанное с тем, что человека заставляют, принуждают принять другую точку зрения. І.

В дальнейшем наблюдается дифференциация лексического значения сло ва. В.И.Даль [56, 460] помещает слова "убедить- посадить в беду" и "убеждать -уверить или удостоверить, заставить понять или поверить чему-либо" в разные словарные статьи и отграничивает лексические значения слов, имевших исторически один корень. Носитель современного русского языка вряд ли свяжет значение слова "убедить" или "убеждать" со значением существительного "беда", первый оттенок значения неактуален. Это отразилось и на морфемном составе: в современных словарях указан корень "убед -" ("убежд -") [228]. В современных словарях глаголы "убедить" и "убеждать" различаются по виду, и дается два значения глагола "убедить": «заставить поверить чему-либо, уверить в чем - либо (убедить в истинности чего-нибудь, убедить в правоте чьих-либо слое)» и «обычно с неопределенной формой глагола и с союзом "чтобы " склонить к чему-нибудь, заставить согласиться на что-нибудь (убедил поехать на курорт)» [229]. Те же значения отмечаются в Словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой (1981-1984 гг.) [217,442-443], в словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1989, 1995) [170,818]. Авторы первого издания Словаря современного русского литературного языка [216,552] прибегают к толкованию через синонимы: «убеждать - внушать что-нибудь, добиваясь того, чтобы поверили, согласились; уговаривать, увещевать, склонять к чему-нибудь».

Историко-этимологический словарь современного русского языка (1993 г.) дает следующее толкование «убеждать - приводя доводы и доказательства, склонять кого-либо согласиться с собой, доказывать свою правоту, правильность своего мнения». [255,560]. Из перечисленных толкований следует, что действие "убедить" включает в себя одну из двух функций: воздействия на человека с тем, чтобы он принял какие-либо идеи, суждения, или толчка к действию. Просматривается мысль о близости явлений внушения и убеждения.

Рассмотрим подробнее синонимические отношения глагола. У В.И.Даля как синоним к первому значению глагола «убеждать» дано слово "удостоверить" - доказывать, утверждать, свидетельствовать [56,474] и обозначено различие в значении слов "уверен" (я знаю сам) и "удостоверен" (меня уверили, дали ручательство) как отсутствие у человека "внутреннего убеждения" во втором случае. А.П. Евгеньева [217] считает это историческим явлением, присущим языку XIX века. В Толковом словаре живого великорусского языка помещены синонимы и ко второму значению глагола: "убеждать к чему, на что- упрашивать, умолять, склонять, преклонять, увещевать, сильно просить, соглашать". В Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой [219] представлен следующий синонимический ряд: «убедить, уверить, заверить». Указывается на присутствие "доводов, доказательств, фактов", с помощью которых один человек убеждает другого, и отмечается, что слово "убедить" используется и тогда, когда речь идет об обстоятельствах, фактах, заставляющих поверить в правильность, истинность, справедливость чего-либо. Следовательно, воздействие словом не является единственным средством убеждения. Другие глаголы синонимического ряда имеют такие оттенки значения: «уверить -убедительными доводами устранить недоверие, сомнение в чем-либо»; «заверить- убедить в чем-либо, ручаясь за достоверность, правильность чего-либо».

Рассмотрим лексическое значение существительного "убеждение". Словарь В.И.Даля, Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова и Словарь современного русского литературного языка дают три значения: «действие по значению глагола "убедить"; твердая уверенность, убежденность в чем-либо; прочно установившиеся представление, твердое мнение о чем-либо» [216, 23]. В Словаре русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой указано значение формы множественного числа: "убеждения - система взглядов, мировоззрение {Политическиеубеждения) ". [217, 442].

Теоретическое обоснование применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников

Выявление теоретических основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников предполагает формулирование основных педагогических положений, касающихся интересующего нас вопроса. Решая эту задачу, мы рассматриваем различные исторические проявления интересующего нас явления, взаимосвязь методики убеждения в воспитании детей с особенностями (типами) логического мышления и особенностями нравственного сознания. Мы характеризуем возрастные возможности применения тех или иных методов убеждения. В ходе историко-педагогического анализа прослеживаем зависимость между целями нравственного воспитания и методами убеждения. Основными понятиями, используемыми для теоретического обоснования применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников в нашем исследовании выступают понятия, заимствованные педагогикой из других наук: этики, философии, культурологии, социологии, психологии. В работах различных ученых, изучавших интересующий нас объект, понятия "нравственность", "этика", "мораль" употребляются либо как синонимы, либо как различные термины. В настоящем параграфе мы будем использовать термины в следующих значениях: под нравственностью мы будем понимать основополагающие принципы, присущие индивидуальному сознанию, под моралью - исторически изменчивые нормы поведения (мораль как форма общественного сознания в определенный исторический период), под этикой - науку [53,10]. В тех частях параграфа, где приводим высказывания того или иного ученого, мы используем употребляемые автором термины.

В первом параграфе настоящей главы на основе анализа философских источников нами были выделены в составе убеждения (результата воспитания) рациональный, оценочный компоненты и компонент, связанный со способом обоснования знания. Соответственно этому определены функции убеждения как деятельности (действия) воспитателя: информационная, оценочная и функция обоснования. В этнопсихологии выдвинута идея о том, что различные системы ценностей, существовавшие в том или ином обществе, и возникавшие на их основе системы аргументации могли опираться на различные средства и способы убеждения [113,20-44]. Таким образом, система ценностей общества, предстающая в педагогике как передаваемый младшему поколению социальный нравственный опыт (содержание воспитания), связана с особенностями способов обоснования, применяемых при убеждении (деятельности воспитателя). Это отразилось в методах убеждения, преобладавших в нравственном воспитании в ту или иную эпоху. Особенности методов убеждения складываются на основе специфики нравственного сознания (основных нравственных понятий и особенностей нравственной оценки - внешней или внутренней) и логики мышления представителей определенной эпохи.

Опираясь на принцип историзма, предполагающий анализ явлений в конкретно-исторических условиях, и учитывая особенности нравственного сознания представителей различных эпох, мы выделяем несколько разновидностей методов убеждения в нравственном воспитании детей. Здесь мы абстрагируемся от педагогических взглядов определенных авторов и попытаемся выделить нечто общее, свойственное методам убеждения в рассматриваемом историческом периоде. В исследовании исторических проявлений методов убеждения в нравственном воспитании детей мы учитываем особенности логического мышления как составляющей сознания (методы подбора и сопоставления фактов при обосновании мысли исторически менялись) и психологические особенности нравственного сознания людей (экстравертное-интровертное).

Потребность воспитывать - передавать опыт от поколения к поколению -появилась на заре человеческого общества. Нравственное сознание как аспект синкретического мышления начало выделяться на ранних ступенях социальной жизни. Тогда же возникла и необходимость нравственного воспитания - передачи нравственного опыта. В процессе исторического развития человечества усложнялся социальный опыт, усложнялись и цели, и процесс нравственного воспитания, изменялось нравственное сознание человека, менялись и методы убеждения.

Первобытный человек не обладал развитым самосознанием и не вычленял собственную индивидуальность из внешнего мира, не осознавал себя как нравственное существо. Нравственные нормы как таковые еще не существовали, они были растворены в самом процессе выживания [227, 235]. Добро и зло отождествлялось с жизнью и смертью. "Диффузное" мышление характеризовалось общностью названий для разнородных понятий, преобладанием всеобщего над единичным, нераздельного над раздельным, целого над частями. Свойство вещи отождествлялось с самой вещью [252]. Первобытное мышление отличалось примитивно-синтетическим характером: в языке были слиты в единое целое, сращены мимика, жесты, звуки, зрительные восприятия. Мимическое движение представляло собой неразрывное единство субъекта и объекта, внутреннего и внешнего, телесного и духовного. Человек жил в мире непосредственных чувств, впечатлений и восприятий, его мышление было предельно конкретным, образным, чувственным. Первобытное нравственное сознание находило "образцы" чувств, оценок, ориентации в каждодневной практике [2,20]. Если для морального сознания современного человека "добро", "справедливость", "совесть" вытекают из внутренней убежденности личности, без видимых внешних социальных санкций, то сознание первобытного человека имело иные ориентиры.

Подражание, занимающее ведущее место в "воспитании" высших животных, играло ведущую роль и в формировании сознания и поведения древнего человека. Ритуализированность подражания в непрерывном процессе воспроизведения представляло многие первобытные способы регуляции поведения [133]. Особенно важным в этой связи выступало чувство сопереживания, играющее роль эмоционально-нравственной основы поведения, укрепившейся в функциях структуры нравственного сознания. Убедить в чем-то тогда значило заставить пережить. И методы убеждения в их "первобытном" состоянии не отделялись от методов упражнения. Критерием оценки поведения - поощрением или наказанием - служила сама жизнь: ее продолжение в первом случае и прекращение - во втором. Таким образом, в воспитании первобытного человека методы нравственного воспитания не выделялись как отдельная группа методов и не были внутренне дифференцированы.

Концептуальные основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников

Под концепцией понимается система взглядов на то или иное явление [170,294]. Концепция предполагает определенный способ понимания, трактовки предмета, явления, процесса [241,278]. Концепция педагогических основ использования методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников представляет собой совокупность взаимосвязанных взглядов на интересующий нас объект.

Сформулированная нами в данном параграфе концепция предполагает определение основ применения методов убеждения в нравственном воспитании детей. Понимание педагогических основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников включает познание сущности интересующего нас объекта. Определение сущности есть обозначение важнейшего, основного, необходимого в методах убеждения, которые используются в нравственном воспитании детей, определение таких их свойств, от которых зависят другие свойства.

Процедура познания сущности содержит выделение основных черт, отличающих интересующий нас объект от других. Выделение сущностных признаков возможно при сопоставлении рассматриваемого нами объекта с объектами, находящимися с ним в иерархических отношениях, обозначаемых более общими понятиями (родо-видовые отношения). Методы убеждения - разновидность методов нравственного воспитания. Для анализа этого понятия можно выделить несколько аспектов: аспект, связанный с содержанием понятия метода воспитания в педагогике; аспект, связанный с трактовкой метода воспитания в зависимости от субъекта деятельности (и рассмотрения воспитания как воздействия или взаимодействия); аспект, связанный с пониманием взаимосвязи понятий метода и цели, средства, приема, формы воспитания.

Рассматривая содержание понятия метода воспитания, ученые-педагоги определяют понятие метода воспитания через понятие "способ" [61,144; 89,440; 97,83; 134,214; 190,32; 187,105-106; 204; 209,168], через понятие "путь" [188,396; 245,281]. Имеет место использование того и другого из названных понятий для определения метода воспитания: методы воспитания как способы и пути рассматривают И.С.Марьенко [145,100], Д.И.Водзинский [31,46]. Б.И.Коротяев [117,78] определяет методы нравственного воспитания как приемы и способы. В некоторых педагогических источниках даются дефиниции методов воспитания, подчеркивающие обобщенность метода: интересующее нас понятие рассматривается как совокупность способов и приемов [246,289; 254,137], совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий [182,569], совокупность или система приемов, совокупность действий или приемов [97,90; 16,114; 126,129] Мы придерживаемся определения метода как совокупности приемов, признавая понятие методов воспитания конкретизацией понятия метода, существующего в философии.

Понятие "метод" (от греческого methodos - путь исследования или познания, теория, учение) в философии определяется как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи1. Если рассматривать метод воспитания как метод практической деятельности педагога, то данное понятие можно определить через совокупность приемов этой деятельности.

В научных работах и учебных пособиях по педагогике выделяются два подхода к определению педагогического смысла понятия "метод воспитания" с точки зрения субъекта деятельности. С одной стороны, считается, что методы воспитания - методы присущие деятельности педагога [126,129], - что позволяет использовать в качестве синонима понятие "методы педагогического (воспитательного) воздействия" [89,440; 97,83; 209,168; 145,100; 190,32; 188, 396; 245,281] или "методы педагогической (воспитательной) работы" [31,46; 61,144; 246,298], при этом воспитатель выступает субъектом воздействия, а воспитанник - объектом, на который направлено это воздействие. С другой стороны, методы воспитания рассматриваются как "способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников"[187], приемы и способы совместной воспитательно - формирующей и воспитательно - формируемой деятельности" [117,78], способы взаимодействия педагогов и учащихся [204;182]. При таком подходе субъектами деятельности, связанной с нравственным воспитанием, признаются и воспитатели, и воспитанники, однако только М.И.Рожков приводит бинарную классификацию методов воспитания-самовоспитания, признавая принципиальное различие методов деятельности воспитателя (методов воспитания) и методов деятельности воспитанника (методов самовоспитания). Б.Т.Лихачев признает справедливыми обе названные точки зрения [134,214] и приводит классификацию методов воздействия, методов взаимодействия и методов взаимовоздействия воспитанников и воспитателей. В работах других ученых указанный подход не нашел отражение в классификации методов.

Методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников

В задачи разрабатываемых нами методических основ входит определение системы эффективного применения методов убеждения в соответствии с поставленной целью нравственного воспитания. Следовательно, помимо выполнения общей цели нравственного воспитания, понимаемой нами как воспитание человека свободного и ответственного в своем поведении, помимо цели убеждения как деятельности педагога, состоящей в том, чтобы способствовать становлению нравственных убеждений воспитанников, возможна постановка в процессе нравственного воспитания целей частных, соответствующих определенному этапу в нравственном воспитании, и целей индивидуальных, учитывающих особенности нравственного развития каждого ученика. Реализации различных промежуточных и индивидуальных целей нравственного воспитания способствуют различные методы убеждения.

Описание методических основ применения методов убеждения в нравственном воспитании младшего школьника предполагает раскрытие видового многообразия методов, возможность дать им характеристику, сформулировать рекомендации по эффективному применению с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Достижение частных и индивидуальных целей нравственного воспитания предполагает выделение некоторых этапов нравственного воспитания и определения назначения методов убеждения с учетом специфики каждого этапа.

Методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников в зависимости от частных целей воспитания. Частные цели воспитания возникают при выделении определенных этапов в процессе нравственного воспитания и при условии понимания воспитателем специфики этих этапов. В ходе общественно-исторического развития прослеживалась зависимость применения методов нравственного воспитания подрастающего поколения от уровня развития нравственного сознания человека. В работах И. Канта, B.C. Соловьева и СИ. Гессена описаны ступени нравственного роста в индивидуальном развитии человека: антиномия, гетерономия, автономия. На этой основе можно определить назначение применения методов убеждения в процессе индивидуального нравственного развития.

Определенные ступени нравственного роста предполагают и различный уровень развития нравственного сознания ребенка. Методы убеждения, применяемые воспитателем в соответствии с их назначением на данной ступени, подготавливают дальнейшее нравственное развитие ребенка и обеспечивают переход на следующую ступень.

Зависимость методов убеждения от уровня развития нравственного сознания в филогенезе и онтогенезе опирается на различные способы обоснования нравственного суждения, выносимого человеком в отношении своего или чужого поступка. В процессе нравственного воспитания педагог передает младшему школьнику некоторую часть социального нравственного опыта, выдвигая определенные доводы или доказательства в пользу отстаиваемой им точки зрения.

Имея в виду выделенную при историческом обзоре связь между методами убеждения и способами обоснования нравственного суждения, условно разделим различные методы убеждения в нравственном воспитании соответственно назначению методов нравственного воспитания на группы в зависимости от способа аргументации: методы убеждения, опирающиеся на довод к силе, методы убеждения, опирающиеся на довод к авторитету, методы убеждения, включающие в себя собственно аргументацию. Так, методы наказания опираются прежде всего на довод к силе (естественной силе природы и силе взрослого, в сравнении с беспомощностью ребенка), методы поощрения, примера и требования- на довод к авторитету, методы объяснения, разъяснения, совета и просьбы нацелены на то, чтобы человек самостоятельно определил правила и принципы своего поведения, а если бы и следовал чужому слову, то только подвергнув его критическому осмыслению и признав правильным. Поэтому методы этих групп включают в себя собственно аргументацию, сначала основанную на признании целесообразности в интересах какой-либо группы (классного коллектива, семьи, школы и т.д.), затем - на принципе полезности и блага других людей и, наконец, в качестве главного аргумента должен выступать принцип справедливости, уважения к достоинству всех людей, признание каждого человека как цели, а не как средства).

Методические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младшего школьника в зависимости от индивидуальных целей нравственного воспитания. Воспитатель выбирает те или иные методы убеждения в нравственном воспитании, исходя из особенностей воспитанника. При выборе методов убеждения педагог учитывает возможности каждого метода в достижении цели нравственного воспитания, возможности передачи с помощью метода определенного содержания нравственного воспитания (части социального нравственного опыта), учитывает связь методов и форм, средств нравственного воспитания, а также специфику индивидуального нравственного опыта и поведения ребенка.

Похожие диссертации на Педагогические основы применения методов убеждения в нравственном воспитании младших школьников